Содержание
Введение
Характеристика действий
Характеристика движений
Заключение
Список литературы
Введение
Человек по своейприроде активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, какимвидом труда занимается.
Без активности,выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизничеловека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и чертхарактера. Деятельность — очень сложное и многоаспектное явление. В основедеятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная вединый комплекс, необходимый для труда в любой области общественногопроизводства. Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные,физиологические и кyльтypные цели.
Любой вид деятельностисвязан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечноедвижение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником илидвижение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическаяфункция живого организма. Движения человека – это осуществления действия,направленного на разрешение определенной задачи. Характер или содержание задачиопределяет движение. Наша задача в данной работе выделить основныехарактеристики действия и движения, подробно рассмотреть их виды, структуру, атакже способы осуществления действий и движений.
Характеристика действий
Действие — структурная единица деятельности,которая определяется направлением на достижение цели. Действиями называютсядвижения, направленные на предмет и преследующие определенную цель.[3]Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определеннуюобщественную функцию, и составляет деятельность.
Видыдействия. Деятельностьчеловека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычноразличают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия.
Рефлекторныхдействий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны толькодвижения, включающиеся в различные действия.
Инстинктивныедействия в собственном смысле слова (не только исходят из органическихимпульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля), наблюдаютсялишь в раннем детстве (например, сосание); в жизни взрослого человека они ролине играют. Таким образом, по существу при изучении поведения человекаприходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие отдвижений) — с волевыми и импульсивными.
По степениосознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это можетпривести”) действия делятся на импульсивные и волевые.
Основноеотличие импульсивного действия от волевого заключается в отсутствии в первом иналичии во втором сознательного контроля. Импульсивное действие возникает попреимуществу тогда, когда влечение выключилось из инстинктивного действия, аволевое действие еще не организовано или уже дезорганизовано. Импульсивныедействия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможныхпоследствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызываетдействие. Волевые действия предполагают продуманность целей и возможныхпоследствий. [6]
Вимпульсивном действии существенную роль играют динамические соотношения.Импульсивное действие — это аффективная разрядка. Оно связно с аффективнымпереживанием. Импульсивно-аффективным действием является страстная вспышкаувлеченного или аффективный выпад раздраженного человека, который не всостоянии подвергнуть свой поступок контролю; в наиболее чистом, обнаженном вимпульсивные действия наблюдаются в патологических случаях или состояниях, вкоторых нормальное волевое действие невозможно. [6]
Волевыедействия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Онихарактеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотиваимеют противоположные знаки.
Каждое действие состоитиз системы движений или операций, которые разделяют на внешние (предметные) ивнутренние (психические, умственные). В зависимости отпсихических актов, доминирующих в способах действийвыделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные),центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1).
/>
Рис.1 Компонентыдействия и их функции
К внешним действиямотносят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещениюпредметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относятперцептивные действия, посредством которых формируется целостный образпредметов и явлений, мнемические движения, входящие в состав деятельности позапоминанию какой-либо информации и последующему ее припоминанию, мыслительныедействия. [8]
Сенсорные действия —это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, егорасположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорныхдействий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторныедействия — это действия, направленные на изменение положения объекта впространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) илинепосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости приуправлении автомобилем). Моторные и сенсорные действия чаще всего объединяютсяв трудовой деятельности в сенсомоторное действие, но для целей обучения (вчастности, упражнения) их выделяют как отдельные виды действий. Сенсомоторноедействие, направленное на изменение состояния или свойств предметов внешнегомира, называют предметным действием. Любое предметное действие складывается изопределенных движений, связанных в пространстве и времени. Умственные действия—разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включенымоторные двигательные компоненты.[1] .
Исследования советскихпсихологов показали, что умственные действия формируются вначале как внешние,предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнегодействия во внутренний план называется интериоризацией.[3]
Овладение умственнойдеятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешнейдеятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделываетдействие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность вэтом случае готовится и протекает на основе выполненной умственнойдеятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий спредметами называется экстериоризацией.[3]
Действие – основнаяединица анализа деятельности и имеет подобную деятельности структуру:цель — мотив, способ — результат. Действие – процесс, направленный нареализацию цели, где цель – это сознательный образ желаемого результата. Можносказать, что действие – это пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессыцелеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действие отличается от деятельноститем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. Мотивыпорождают действия. Осознаваемое отношение предмета деятельности к его мотиву — смысл действия; форма переживания смысла действия — осознание его цели.Действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта,непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуетсяопосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли,ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращаетего в личностное, принадлежащее ему самому.
По способуфункционирования действия могут быть произвольными и преднамеренными. Преднамеренностьдействия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущегорезультата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действияприобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. Приналичии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемогорезультата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает толькообщее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действияопределяется конкретными условиями ситуации. [3]
Выделяютследующие составные части действия:
· принятие решения
· реализация
· контроль икоррекция.
При этом в принятиирешения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной идифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. Вкаждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуальновыработанных средств и орудий.[3]
Таким образом, всякоедействие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) иконтрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечиваетотражение совокупности объективных условий, необходимых для успешноговыполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданныепреобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнениядействия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и принеобходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительнойчастей действия. [9]
Способы выполнениядействия. Действие — произвольнаяпреднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.Действие осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов,соотносимых с конкретной ситуацией деятельности и условиями, в которых онаосуществляется. [3]
Операция – этоконкретный способ осуществления действия. Сколько есть различных способоввыполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характероперации зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уменийи навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Операциихарактеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются илисовсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражанияили путем автоматизации действий. [8]
Операцияотличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, вкоторых дана цель. Способы различения действий и операций – осознаваемость ииспользование объективных поведенческих и физиологических индикаторов.
В зависимости отстепени осознанности выделяют такие способы действия, как навыки и умения.
Навык —действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякийновый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное,развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторенийможет осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонентадействия.
Различаются навыкиперцептивные, интеллектуальные и двигательные.
Навык двигательный –автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях егопреобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Навык интеллектуальный –автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственныхзадач. Навык перцептивный – автоматизированные чувственные отражения свойств ихарактеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.
В формировании навыкавыделяют три основных этапа: аналитический,синтетический, этап автоматизации.
Для сохранения навыкаим следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваютсябыстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные дляавтоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое вниманиена каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.
Очень существенноезначение для правильного понимания и рациональной организации выработки навыковимеет вопрос об их взаимодействии. Он включает два вопроса — об интерференции ипереносе. Интерференция — это тормозящее взаимодействие навыков, при которомуже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают ихэффективность. Перенос — распространение и использование навыков,сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, надругие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобынавык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками,действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма. [6]
Умения — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностьюприобретенных знаний и навыков. Умения — возможность эффективно выполнятьдействие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которыхприходится действовать. Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию.Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действияне только в привычных, но и в изменившихся условиях. Главное в управленииумениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия,его достаточную гибкость. Одно из основных качеств, относящихся к умениям,заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков,операций и действий, входящих в состав умений, последовательность ихвыполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. [4]
Умения инавыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретическиеи практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные ипростые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательныеумения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием ипереработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами ипредполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны сабстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать,обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации изодной знаковой системы в другую. [6]
Характеристикадвижений
Движение человека внедействия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата.Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражениядействий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойствадвижений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий. Каккомпоненты действий, движения становятся функцией от очень сложных психическихпроцессов — восприятия ситуации, осмысливания действия, предвидения егорезультатов и т. д. — и зависимой составной частью направленного на предмет иим обусловленного действия.
Различают движениянепроизвольные и произвольные. Вопрос о принципах такой классификации движенийбыл подвергнут углубленному анализу И.М. Сеченовым. Свой физиологический анализпроизвольных движений Сеченов резюмирует в следующих положениях: «Всеэлементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как всекомбинированные движения, заучаемые в детстве, ходьба, беганье, речь, движенияглаз при смотрении и прочее, становятся подчиненными воле уже после того, какони заучены. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот(крайний случай — полное безвластие воли над мышцами, которым практическаяжизнь не дает условий для упражнения).
Но власть ее во всехслучаях касается только начала или импульса к акту и конца его, равно какусиления или ослабления движения; самое же движение происходит без всякогодальнейшего вмешательства воли, будучи реально повторением того, что делалосьуже тысячи раз в детстве, когда о вмешательстве воли в акт не может быть иречи». [7]
Основными свойствамидвижений являются: скорость (быстрота прохождения траекторий);сила; темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящийне только от скорости, но и от интервалов между движениями); ритм (временной,пространственный и силовой); координированность; точность и меткость;пластичность и ловкость [6]
Характер движенийобусловлен, с одной стороны, объектами, на которые направлены действия, всостав которых они входят, в частности пространственным расположением объектов,их формой, величиной и прочими их свойствами (тяжестью, хрупкостью и т. д.), сдругой — установками субъекта, в частности установками на точность, набыстроту. Во временной организации движений часто проявляется тенденция к ихритмизации, которая содействует и автоматизации и — при правильной ритмизации —облегчает движения.
Основными видамидвижения являются: движения позы — движения мышечногоаппарата (так называемые статические рефлексы), обеспечивающие поддержание иизменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженностимышц; локомоции — движения, связанные с передвижением; их особенностивыражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический обликчеловека; выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика),непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительноотражающие их сложную и напряженную игру. Собственно выразительные движения учеловека представляют собой единство и взаимопроникновение движенийорганического и семантического типа в вышеустановленном смысле слова.
Перерастающиенепосредственные выразительные движения, семантические движения, — носителиопределенного значения, которые на каждом шагу вплетаются в нашу жизнь, как-то:утвердительный или отрицательный жест головой, поклон, кивок головой и снятиешляпы, рукопожатие, поднятие руки при голосовании, рукоплескание и т. п. В этихдвижениях связь движений с наиболее сложными и высшими проявлениямипсихической, душевной жизни человека выступает особенно демонстративно.
Речь как моторнаяфункция в ее динамическом аспекте, который является и носителем, и в конечномсчете также компонентом ее семантики. Динамическая сторона речи, ее ритмика,интонационная игра, голосовые подчеркивания, ударения, усиления, отражаячувства и мысли говорящего, играют часто недооцениваемую роль в томвоздействии, которое речь оказывает на слушателя.
Рабочие движения,различные в разных видах трудовых операций и профессиональной деятельности,включая сюда и особо тонкие и совершенные, виртуозные движения — пианиста,скрипача, виолончелиста и т. д. Точность, быстрота, координированность рабочихдвижений, их приспособленность к конкретным условиям, в которых протекаеттрудовой процесс, меткость, ловкость имеют более или менее существенноезначение для эффективности трудовой деятельности — не только для максимальнойэкономии затраты сил, т. е. для достижения максимального эффекта с наименьшейзатратой сил, но и для наиболее совершенной, четкой реализации замысла,плана.[6]
Существует определеннаясхема осуществления механизмов движения. Она была названа Н.А.Бернштейномсхемой рефлекторного кольца (рис.2). Эта схема основана на принципе сенсорныхкоррекций и является его дальнейшим развитием.[5]
/>
Рис.2 Схема рефлекторного кольца по Н.А.Бернштейну
Основные уровниформирования движений. В числе выделяемых уровнейпостроения движения Н.А. Бернштейн описывает следующие.
Уровень синергий. Учеловека он локализуется в системе зрительного бугра (центр сенсорного синтеза)и паллидума (эффекторный центр). Этот уровень является ведущим для мимических,пластических и т. п. движений, которые афферентируются проприоцептивнойчувствительностью. Он отвечает, следовательно, задачам, содержание которых невыходит за пределы управления положением собственного тела и его конечностей(например, движения при так называемой вольной гимнастике). Как и другиеуровни, этот уровень участвует в осуществлении движений более высоких уровней,в которые он входит в качестве их «фоновой» составляющей.
Уровеньпространственного поля. Этот уровень локализуется в сенсорных центрах коры и встриатуме, или пирамидных кортикальных полях. Он является ведущим для целевыхпереместительных движений. Координация движения осуществляется на этом уровнена основе синтеза ощущений, отражающих пространство в оценках егопротяженности.
Уровень предметныхдействий. Он локализуется в коре полушарий головного мозга и особенно тесносвязан с ее левой нижнетеменной областью. Он осуществляет смысловые предметныедействия, типическими представителями которых являются трудовые процессы ивообще процессы, ведущие к активному преднамеренному изменению предметов. Наэтом уровне протекает также и построение (координация) собственно двигательнойстороны устной и письменной речи.
Наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов. К этому уровню относятся: речевыедвижения, движения письма, движения символической или кодированной речи.Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальнымсмыслом. [5]
Таким образом, ворганизации движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, накотором строится движение и все нижележащие уровни.Формальноодно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Уровеньпостроения движения определяется смыслом, илизадачей, движения.
В осуществлении движений участвуютразличные процессы:
· Сенсомоторныепроцессы– это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В нихразличают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процессвосприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы,связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой ивыбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ходдвижения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).
· Идеомоторныепроцессысвязывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа иего роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильныхдвижений человека.
· Эмоционально-моторныепроцессы– это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами,психическими состояниями, переживаемыми человеком.
/>
Заключение
Подводя итоги, можно утверждать, что действие – это система движений,направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия характеризуются рядомособенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качественеобходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержанияцели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причемвнешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — черезпонятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность —действия могут быть внешние привлеченные ивнутренние умственные. Вотличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма,действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданныхпредшествующим поколением и окружающих человека.Каждое самое простоечеловеческое действие – реальное физическое действие человека – являетсянеизбежно психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием,выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим.
Движения, служат длявыражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтомусвойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этихдействий. Служащие для воздействия на объективный предметный мир, для измененияего, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия.
Огромны прижизненные возможностиразвития движений человека. Они включены в различные виды труда, обслуживаютмежличностные отношения. Не подлежит сомнению,что свое совершенство и свою действительную характеристику движения человекаприобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются.
Список литературы
1. ГамезоМ., Домашенко И. Атлас по психологии. Информационно методическое пособие покурсу «Психология человека» М.: Педагогическое общество России, 2004
2. ГорбуноваН.Ю., Ножкина Т.В. Шпаргалка по психологии: Ответы на экзаменационные билеты. –М.: Аллель — 2000
3. КрыськоВ.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. 4-е издание,исправленное. ОМЕГА-Л М., 2006
4. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982
5. МаклаковА. Общая психология. — М.,1995
6. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000
7. СеченовИ.М., Избранные труды, М. 1935
8. СтоляренкоЛ.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, 2002
9. СтоляренкоЛ.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационныйэкспресс-справочник. Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ», 2001