Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Характер как составляющая личности

C о д е р ж а н и е :

1.Понятие характер”
1.1.Определение характера
1.2.Характер, общественные отношения и социальные группы
2.Структура характера
2.1.Связи черт характера
2.2.Черты характера и отношение личности
2.3.Акцентуация черт характера
3.Природа и проявления характера





1. Понятие “характер”
1.1. Определение характера
Впереводе с греческого “характер”- это ”чеканка”, “примета”. Действительно,характер- это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностяхпротекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительностьи т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.
Определяяпонятие можно установить, чтохарактер — это совокупность устойчивыхиндивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся вдеятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.
Индивидуальныеособенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле(например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам(например, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму(например, легкомысленность или вдумчивость). Впрочем проявления характераявляются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаютсяразнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов( кпримеру подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).
 
1.2. Характер, общественные отношения и социальныегруппы.
Характеробнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленностьличности человека.
Становлениехарактера происходит в условиях  включения личности в различные по уровнюразвития социальные группы (семья, трудовой коллектив, дружеская компания ит.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности вреферентной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений вней, у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость,смелость, принципиальность, а другом случае — скрытность, лживость и трусость.В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятныевозможности развития и закрепления лучших черт характера. Этот процессспособствует оптимальной интеграции личности в группе.
Знаяхарактер человека, можно предвидеть. как он поведет себя в тех или иныхобстоятельствах, а следовательно, и направлять его поведение.
Такимобразом, знание характера, как и темперамента индивида, является условиемэффективности индивидуального подхода к человеку.
2. Структура характера.
2.1. Связи черт характера.
Характерчеловеческой личности многогранен; хотя в нем могут быть выделены отдельныечерты или стороны, но они, однако, не существуют изолированно друг от друга, аявляются связанными воедино, образуя более или менее цельную структурухарактера.
Структураже характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными егочертами.
Средичерт характера некоторые из них выступают как основные, ведущие, задающие общуюнаправленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с нимисуществуют и второстепенные черты, которые в одних случаях определяютсяосновными, а в других могут и не гармонировать с ними. Так и в жизни — нам встречаются более цельные характеры и более противоречивые.
Существованиецельных характеров обуславливает возможность среди громадного разнообразияхарактеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.
Цельностьхарактера не исключает полностью его противоречивости: доброта иногда вступаетв конфликт с принципиальностью, чувство юмора — с ответственностью.
Чертыхарактера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь идругими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселыйчеловек может быть высоконравственным и порядочным, а другой — тоже добродушныйи веселый — но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными,поступками для достижения своих целей.
2.2. Черты характера и отношение личности.
Проявляясьв действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается всовместную деятельность, характер оказывается зависимым как от содержаниядеятельности,  так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, отдальних и ближних перспектив и достижения основных жизненных целей.
Такимобразом, важнейший момент в формировании характера — то, как человек относитсяк окружающей среде и к самому себе — как к другому. Эти отношения являютсявместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.
Характерчеловека проявляется, во-первых, в том, как он относитсяк другим людям:родным и близким, знакомым и малознакомым людям. Устойчивая и неустойчиваяпривязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность изамкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживаютотношение человека к другим людям.
Во-вторых,показательно для характера  отношение человекак себе: самолюбие ичувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своихсилах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоизм, у других — самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих,характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числунаиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность,серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность егорезультатами.
В-четвертых,характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношениевообще к собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своимивещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.
Всевышеперечисленные проявления дают возможность в некоторой мере составить такназываемые “портреты” характеров людей.
2.3. Акцентуация черт характера.
Числочерт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение вязыке, чрезвычайно велико.  Вариативность черт характера проявляется не тольков их качественном многообразии и своеобразии, но и количественной выраженности.Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигаетпредельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает такназываемая акцентуация характера.
Акцентуацияхарактера — это крайние варианты нормы характера как результатусиления его отдельных черт.
Акцентуацияхарактера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести кпатологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии(патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности ипрактически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейсянекоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.
Классификациятипов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадаетпо номенклатуре наименований у разных авторов ( К. Леонгард, А. Личко). Однакоописание акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным.
Можновыделить следующие важнейшие типы акцентуации характера:
— интровертный тип характера, для него свойственна замкнутость в общении иналаживании контактов с окружающими и уход в себя;
— экстравертный тип — эмоциональная взвинченность, жажда общения идеятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности,говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность,конформность (не оказаться “белой вороной”);
— неуправляемый тип — импульсивность, конфликтность,нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность;
— неврастенический тип, его преобладающие черты-  это раздражительность,повышенная утомляемость, мнительность;
— сензитивный тип, ему свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость;
— демонстрационному типу акцентуации характера присущ эгоцентризм,потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии,склонность к позерству и рисовке ( одним словом, демонстрационность характера).
Следуетеще раз подчеркнуть, что в связи с многообразием характеров, вышеперечисленноеделение на типы акцентуации выведены с большой степенью обобщенности.

3. Природа и проявления характера.
Характер,как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностейчеловека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темпераментанакладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темпераментаи характера образуют облик человека, интегральную характеристику егоиндивидуальности.
Особенноститемперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенныхсторон характера.
Формированиехарактера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает наиболееблагоприятные условия для сглаживания так называемых “порочных” черт у разныхтипов характера.
Возникновениесвойств характера, его природа, возможность или невозможность его измененияявляются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом длякатегорических суждений, свойственных обыденному сознанию.
Социальнойзрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этотпроцесс протекает неприметно и человеку кажется, что таким, как сейчас. он былвсегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему отприроды, являются врожденными.
Этомнение неверное… Человек рождается с различными особенностямифункционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности непсихологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причинтого, что одни и те же воздействия на людей могут вызвать различныйпсихологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиватьсяпсихика личности.
Этиразличия в физиологических условиях — лишь первая причина различий характеровлюдей.
Необходимоиметь в виду, что “сходные условия жизни” — понятие весьма относительное, и чтосуществует много других, неявляющихся идентичными, условий, которые в большоймере способствуют зарождению различных качеств и особенностей личности.
Характер- во многом и результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычкичеловека. Характер проявляется в деятельности людей,  но в ней же иформируется. Таким образом мы небезосновательно можем сделать вывод, что быт,условия жизни в семье, а также и в коллективе — являются школой человеческиххарактеров...
Итак,характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было быскорректировать. Ссылки на то, что “у меня такой характер, и я ничего с собойподелать не могу”, психологически совершенно несостоятельны. Каждый человекотвечает за все проявления своего характера, и в состоянии занятьсясамовоспитанием.
Еслинет оснований выводить особенности характера из физиологической, природнойпредрасположенности к их проявлению (хотя, безусловно, следует принимать вовнимание и природные предпосылки формирования характера), то тем меньшевозможностей утверждать его наследственное происхождение.
Изучениеоднояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомно-физиологическихсвойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественноститемперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовыхблизнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.
Проникшиев массовую печать сведения о том, что вне зависимости от пожизненноскладывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовыхблизнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и чертыхарактера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствахпри одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные,но и прямо противоположные свойства характера.
Итак,характер — это прижизненное приобретение личности, включающейся в системуобщественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, итем самым обретающей свою индивидуальность.    
Л и т е р а т у р а
 
 
1.Личко А.Е. “Психопатии и акцентуации характера у подростков” — Москва:«Педагогическая книга», 1992. — 287 с.
2.Петровский А.В.  Введение в психологию.- Москва: Издательский центр “Академия”,1995. — 496 с.
3.«Характеры и судьбы». Учительская газета, 1994, №№ 34,35,36


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рыночное равновесие и механизм его достижения
Реферат Пленительный женский образ в романе Ивана Тургенева Накануне
Реферат Взаимодействие человека и группы в организации
Реферат Авангард в русской музыке
Реферат Понимание исторического текста
Реферат Новое в русской лексике. Словообразовательный аспект
Реферат Women Sex Objects Or Something Else Essay
Реферат 1. Утвердить прилагаемую Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года
Реферат Государственная раздробленность древней Руси XII - XIII вв.
Реферат Освоение скотоводства
Реферат Массовое кино как явление культуры XX века
Реферат Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое здоровье девочек 10-11 лет в условиях детского дома
Реферат Учет основных средств (курсовая)
Реферат Конституция 212 года и ее культурно-историческое значение
Реферат Analyzing The Struggle For Power In Four