Реферат по предмету "Психология"


Функциональные состояния человека

1. Функциональные состояния человека
Функциональноесостояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, вконкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. А.Б. Леоноваподчеркивает, что понятие функционального состояния вводится для характеристикиэффективностной стороны деятельности или поведения человека. Речь идет овозможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнятьопределенный вид деятельности.
Состояниечеловека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменений вфункционировании физиологических систем (центральной нервной,сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и т. д.), сдвиги впротекании психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления,воображения, внимания), субъективные переживания.
В.И. Медведевпредложил следующее определение функциональных состояний: «Функциональное состояниечеловека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик техфункций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнениедеятельности».
Функциональныесостояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека,возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако средимногообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общиеклассы состояний:
–состояния нормальной жизнедеятельности;
–патологические состояния;
–пограничные состояния.
Критериямидля отнесения состояния к определенному классу служат надежность и ценадеятельности. С помощью критерия надежности функциональное состояниехарактеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность назаданном уровне точности, своевременности, безотказности. По показателям ценыдеятельности дается оценка функционального состояния со стороны степениистощения сил организма и в конечном итоге влияния его на здоровье человека.
Наосновании указанных критериев все множество функциональных состоянийприменительно к трудовой деятельности делится на два основных класса – допустимыхи недопустимых или, как их еще называют, разрешенных и запрещенных.
Вопрособ отнесении того или иного функционального состояния к определенному классуспециально рассматривается в каждом отдельном случае. Так, ошибочно считатьсостояние утомления недопустимым, хотя оно приводит к снижению эффективностидеятельности и является очевидным следствием истощения психофизическихресурсов. Недопустимыми являются такие степени утомления, при которыхэффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка покритерию надежности) или появляются симптомы накопления утомления, приводящие кпереутомлению (оценка по критерию цены деятельности).
Чрезмерноенапряжение физиологических и психологических ресурсов человека являетсяпотенциальным источником возникновения разных заболеваний. Именно на этомосновании выделяются нормальные и патологические состояния. Последний классявляется предметом медицинских исследований. Наличие пограничных состоянийможет привести к болезни. Так, типичными следствиями длительного переживаниястресса являются болезни сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта,неврозы. Хроническое переутомление является пограничным состоянием по отношениюк переутомлению – патологическому состоянию невротического типа. Поэтому всепограничные состояния в трудовой деятельности относятся к категориинедопустимых. Оки требуют введения соответствующих профилактических мер, в разработкекоторых непосредственное участие должны принимать и психологи.
Другаяклассификация функциональных состояний строится на основании критерияадекватности ответной реакции человека требованиям выполняемой деятельности.Согласно этой концепции, все состояния человека делят на две группы – состоянияадекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.
Состоянияадекватной мобилизации характеризуются соответствием степени напряженияфункциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретнымиусловиями деятельности. Оно может нарушаться под влиянием самых разных причин:продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопленияутомления и т. д. Тогда возникают состояния динамического рассогласования. Здесьусилия превышают необходимые для достижения данного результата деятельности.
Внутриэтой классификации могут быть охарактеризованы практически все состоянияработающего человека. Анализ состояний человека в процессе длительновыполняемой работы обычно ведется с помощью изучения фаз динамикиработоспособности, внутри которых специально рассматриваются формирование ихарактерные особенности утомления. Характеристика деятельности с точки зрениявеличины затрачиваемых на работу усилий предполагает выделение различныхуровней напряженности деятельности.
Традиционнойобластью изучения функциональных состояний в психологии является исследованиединамики работоспособности и утомления. Утомление – это естественнаяреакция, связанная с нарастанием напряжения при продолжительной работе. С физиологическойстороны развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервоворганизма и переходе на менее выгодные способы функционирования систем:поддержание минутного объема кровотока осуществляется за счет увеличениячастоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема, двигательныереакции реализуются большим числом функциональных мышечных единиц приослаблении силы сокращении отдельных мышечных волокон и др. Это находитвыражение в нарушениях устойчивости вегетативных функций, снижении силы искорости мышечного сокращения, рассогласовании в психических функциях,затруднениях выработки и торможении условных рефлексов. Вследствие этогозамедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координациядвижений.
Помере роста утомления наблюдаются значительные изменения в протекании различныхпсихических процессов. Для этого состояния характерны заметное снижениечувствительности различных органов чувств вместе с ростом инерционности этихпроцессов. Это проявляется в увеличении абсолютных и дифференциальных пороговчувствительности, снижении критической частоты слияния мельканий, возрастаниияркости и длительности последовательных образов. Нередко при утомленииуменьшается скорость реагирования – увеличивается время простой сенсомоторнойреакции и реакции выбора. Однако может наблюдаться и парадоксальное (на первыйвзгляд) увеличение скорости ответов, сопровождаемое ростом числа ошибок.
Утомлениеприводит к распаду выполнения сложных двигательных навыков. Наиболеевыраженными и существенными признаками утомления являются нарушения внимания – сужаетсяобъем внимания, страдают функции переключения и распределения внимания, то естьухудшается сознательный контроль за выполнением деятельности.
Состороны процессов, обеспечивающих запоминание и сохранение информации,утомление прежде всего приводит к затруднениям извлечения информации,хранящейся в долговременной памяти. Наблюдается также снижение показателейкратковременной памяти, что связано с ухудшением удержания информации в системекратковременного хранения.
Эффективностьпроцесса мышления существенно снижается за счет преобладания стереотипныхспособов решения задач в ситуациях, требующих принятия новых решений, илинарушения целенаправленности интеллектуальных актов.
Помере развития утомления происходит трансформация мотивов деятельности. Если наранних стадиях сохраняется «деловая» мотивация, то потом преобладающимистановятся мотивы прекращения деятельности или ухода от нее. При продолженииработы в состоянии утомления это приводит к формированию отрицательныхэмоциональных реакций.
Описанныйсимптомокомплекс утомления представлен разнообразными субъективными ощущениями,знакомыми каждому как переживание усталости.
Прианализе процесса трудовой деятельности выделяются четыре стадииработоспособности:
1)стадия врабатывания;
2)стадия оптимальной работоспособности;
3)стадия утомления;
4)стадия «конечного порыва».
Заними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимальногоуровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность натакой период времени, который необходим как для пассивного, так и активногоотдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодовотдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.
Первымисимптомами хронического утомления служат разнообразные субъективные ощущения – чувствапостоянной усталости, повышенной утомляемости, сонливости, вялости и т. д. Наначальных стадиях его развития объективные признаки выражены мало. Но опоявлении хронического утомления можно судить по изменению соотношения периодовработоспособности, прежде всего, стадий врабатывания и оптимальнойработоспособности.
Дляисследования широкого спектра состояний работающего человека также используетсятермин «напряженность». Степень напряженности деятельности определяетсяструктурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ееинтенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д. В этом смысле напряженностьинтерпретируется с точки зрения требований, предъявляемых конкретным видомтруда к человеку. С другой стороны, напряженность деятельности можетхарактеризоваться психофизиологическими затратами (ценой деятельности),необходимыми для достижения трудовой цели. В этом случае под напряженностьюпонимается величина усилий, прилагаемых человеком для решения поставленнойзадачи.
Выделяютсядва основных класса состояний напряженности: специфической, определяющейдинамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основевыполнения конкретных трудовых навыков, и неспецифической, характеризующейобщие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровеньвыполнения деятельности.
Влияниенапряженности на жизнедеятельность подтверждено следующим экспериментом: взялинервно-мышечный аппарат лягушки (икроножную мышцу и нерв, который ееиннервирует) и икроножную мышцу без нерва и подключили к обоим препаратамбатарейки от карманного фонарика. Через некоторое время мышца, получавшаяраздражение через нерв, перестала сокращаться, а мышца, получавшая раздражениенепосредственно от батарейки, сокращалась еще несколько суток. Отсюдапсихофизиологи сделали вывод: мышца может работать долго. Она практическинеутомима. Утомляются проводящие пути – нервы. Точнее, синапсы и нервные узлы,сочленения нервов.
Следовательно,для оптимизации процесса трудовой деятельности есть большие резервы полноценнойрегуляции состояний, в значительной мере скрывающиеся в правильной организациифункционирования человека как биологического организма и как личности.
2. Требования к поддержанию работоспособности
Работоспособность– это способность к работе в определенном ритме определенное количествовремени. Характеристиками работоспособности являются нервно-психическаяустойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость человека.
Пределработоспособности как величина переменная зависит от конкретных условий:
–здоровье,
–рациональное питание,
–возраст,
–величина резервных возможностей человека (сильная или слабая нервная система),
–санитарно-гигиенические условия труда,
–профессиональная подготовленность и опыт,
–мотивация,
–направленность личности.
Средиобязательных условий, обеспечивающих работоспособность человека,предупреждающих переутомление, важное место занимает правильное чередованиетруда и отдыха. В связи с этим одна из задач руководителя заключается всоздании для персонала оптимального режима труда и отдыха. Режим следуетустанавливать с учетом особенностей конкретной профессии, характера выполняемойработы, конкретных условий труда, индивидуально-психологических особенностейработников. Прежде всего, от этого зависят частота, длительность и содержаниеперерывов. Перерывы на отдых в течение рабочего дня обязательно должныпредшествовать началу ожидаемого снижения работоспособности, а не назначатьсяпозднее.
Психофизиологамиустановлено, что психологическая бодрость начинается с 6 часов утра иудерживается в течение 7 часов без особых колебаний, но не более. Дальнейшаяработоспособность требует повышенного волевого усилия. Улучшение суточногобиологического ритма начинается вновь около 15 часов дня и продолжается втечение двух последующих часов. К 18 часам психологическая бодрость постепенноуменьшается, а к 19 часам происходят специфические изменения в поведении:снижение психической стабильности порождает предрасположенность к нервозности,повышает склонность к конфликтам по незначительному поводу. У некоторых людейначинаются головные боли, это время психологи называют критической точкой. К 20часам вновь активизируется психика, время реакций сокращается, человек быстреереагирует на сигналы. Такое состояние продолжается и далее: к 21 часу особеннообостряется память, она становится способной запечатлеть многое, что не удалосьднем. Далее происходит падение работоспособности, к 23 часам организм готовитсяк отдыху, в 24 часа тому, кто лег спать в 22 часа, уже снятся сны.
Впослеобеденное время есть 2 наиболее критических периода: 1 – около 19 часов, 2– около 22 часов. Для сотрудников, работающих в это время, требуется особоеволевое напряжение и усиление внимания. Наиболее опасный период – 4 часа утра,когда все физические и психические возможности организма близки к нулю.
Работоспособностьколеблется и в течение недели. Хорошо известны издержки производительноститруда в первый, а иногда и во второй день рабочей недели. Работоспособностьпретерпевает также сезонные изменения, связанные со временами года (весной онаухудшается).
Воизбежание вредного переутомления, для восстановления сил, а также дляформирования того, что можно назвать готовностью к работе, необходим отдых. Дляпредупреждения переутомления сотрудников целесообразны так называемые«микропаузы», т. е. кратковременные, продолжительностью 5–10 минут, перерывы вовремя работы. В последующее время восстановление функций замедляется и менееэффективно: чем однообразнее, монотоннее труд, тем чаще должны быть перерывы.При разработке режима труда и отдыха менеджеру следует стремиться к замененебольшого числа длительных перерывов более короткими, но частыми. В сфереобслуживания, где требуется большое нервное напряжение, желательны короткие, ночастые 5-минутные перерывы, Причем во второй половине рабочего дня в связи сболее выраженным утомлением время на отдых должно быть больше, чем вдообеденный период. Как правило, такие «передышки» в современных организацияхне приветствуются. Парадоксально, но факт: в более благоприятном положенииоказываются курильщики, которые прерываются, как минимум, каждый час.сосредоточиваясь на сигарете. Видимо поэтому так сложно изжить курение вучреждениях, потому что ему пока нет альтернативы для восстановления сил прикратковременном отдыхе, который никто не организовывает.
Всередине рабочего дня не позднее чем через 4 часа после начала работы вводитсяперерыв на обед (40–60 минут).
Существуеттри вида продолжительного отдыха для восстановления сил после работы:
1.Отдых после рабочего дня. Прежде всего – достаточно продолжительный и крепкийсон (7–8 часов). Недостаток сна не может компенсироваться никаким другим видомотдыха. Кроме сна рекомендуется активный отдых, например, занятия спортом внерабочее время, который весьма способствует сопротивляемости организмаусталости на работе.
2.Выходной день. В это день важно запланировать такие мероприятия, чтобы получитьудовольствие. Именно получение удовольствия наиболее хорошо восстанавливаеторганизм от физических и психических перегрузок. Если такие мероприятия непланируются, то способы получения удовольствия могут быть неадекватными:алкоголь, переедание, ссоры с соседями и т. п. Но роль руководителя здесьсводится только к ненавязчивым советам, так как данное время работникипланируют самостоятельно.
3.Наиболее длительный отдых – отпуск. Сроки его устанавливаются руководством, нопланирование также остается за сотрудниками. Руководитель (профсоюзный комитет)может лишь дать совет по организации отдыха и помочь с приобретением путевок насанаторно-курортное лечение.
Длявосстановления работоспособности используются также такие дополнительные методыкак релаксация (расслабление), аутогенная тренировка, медитация,психологические тренинги.Релаксация
Невсе проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных еговидах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочегоместа персонала.
В.П. Зинченкои В.М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны бытьсоблюдены следующие условия:
–достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять всенеобходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживанииоборудования;
–необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативныхзадач;
–допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторовпроизводственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другимиисточниками;
–наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих обопасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимыемеры предосторожности;
–конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность иэкономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийныхусловиях.
Б.Ф. Ломоввыделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовойдеятельности:
1.Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорнойи др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции ит. д.
2.Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этомимеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется,например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при оченьнизком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности учеловека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачиинформации, при котором человек будет продуктивно работать в течениедлительного времени.
3.Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению сдругими) период врабатываемости, т. е. период перехода вклю чаемой в работусистемы человека от состояния по коя к состоянию высокой работоспособности.
4.Наибольшая стабильность проявления функции, т. е. наименьшая вариативностьрезультатов работы системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде иливремени многократно воспроизводить то или иное движение при работе воптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движенийвозрастает.
5.Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Еслиусловия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут несоответствовать воздействиям (например, сильный сигнал вызывает слабую, т. е.парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях системапроявляет высокую при-способительность и вместе с тем устойчивость, благодарячему ее реакции в любой данный момент, оказываются соответствующими условиям.
6.При оптимальных условиях наблюдается наибольшая согласованность (например,синхронность) в работе компонентов системы.

3. Специфика труда в экстремальных ситуациях
Кэкстремальным условиям деятельности относят: монотонность, рассогласованиеритма сна и бодрствования, изменение восприятия пространственной структуры,ограничение информации, одиночество, групповую изоляцию, угрозу для жизни. В.И. Лебедевдал подробную характеристику деятельности человека в экстремальных ситуациях.Монотонность.
Развиваяидеи И.М. Сеченова, И.П. Павлов отмечал, что для деятельногосостояния высшего отдела больших полушарий необходима известная минимальнаясумма раздражений, идущих в головной мозг при посредстве обычных воспринимающихповерхностей тела животного.
Влияниеизмененной афферентации, т. е. потока внешних раздражителей, на психическоесостояние людей особенно отчетливо начало выявляться при увеличении дальности ивысоты полетов, а также при внедрении в самолетовождение автоматики. В полетахна бомбардировщиках члены экипажей стали жаловаться на общую вялость,ослабление внимания, безразличие, раздражительность и сонливость. Необычныепсихические состояния, возникавшие при управлении самолетов при помощиавтопилотов, – чувство утраты связи с реальностью и нарушение восприятияпространства – создавали предпосылки к летным происшествиям и катастрофам.Появление таких состояний у летчиков непосредственно связано с монотонней.
Исследованияпоказали, что у каждого третьего жителя города Норильска при обследованииотмечались раздражительность, вспыльчивость, снижение настроения, напряженностьи тревожность. На Крайнем Севере значительно выше, по сравнению с умеренными июжными районами земного шара, нервно-психическая заболеваемость. Многие врачиарктических и материковых антарктических станций указывают на то, что сувеличением срока пребывания в экспедиционных условиях у полярников нарастаетобщая слабость, нарушается сон, появляются раздражительность, замкнутость,депрессия, тревожность. У некоторых развиваются неврозы и психозы. Одной изглавных причин развития истощения нервной системы и психических заболеванийисследователи считают измененную афферентацию, особенно в условиях полярнойночи.
Вусловиях подводной лодки двигательная активность человека ограниченасравнительно небольшим объемом отсеков. Во время плавания подводники проходятпешком 400 м в сутки, а порой и меньше. В обычных же условиях люди проходят всреднем 8–10 км. Летчики по время полета пребывают в вынужденной позе,связанной с необходимостью управления самолетом. Но если у летчиков иподводников при гипокинезии, т. е. при ограничении двигательной активности,постоянно работают мышцы, обеспечивающие поддержание позы в условияхгравитации, то во время космических полетов человек сталкивается спринципиально новым видом гипокинезии, обусловленной не только ограничениемзамкнутого пространства корабля, но и невесомостью. В состоянии невесомостиотпадает нагрузка на опорно-мышечный аппарат, обеспечивающий поддержание позычеловека в условиях гравитации. Это приводит к резкому уменьшению, а подчас ипрекращению афферентации от мышечной системы в структуры головного мозга, о чемсвидетельствует биоэлектрическое «молчание» мышц в условиях невесомости.
Рассогласованияритма сна и бодрствования. В процессе развития человек как бы «вписался» вовременную структуру, определяемую вращением Земли вокруг своей оси и солнца.Многочисленные биологические эксперименты показали, что у всех живых организмов(от одноклеточных животных и растений до человека включительно) суточные ритмыделения клеток, активности и покоя, обменных процессов, работоспособности и т.д. в постоянных условиях (при постоянном освещении или в темноте) являютсявесьма устойчивыми, приближаясь к 24-часовой периодичности. В настоящее время ворганизме человека известно около 300 процессов, подверженных суточнойпериодичности.
Вобычных условиях «циркадные» (околосуточные) ритмы синхронизированы сгеографическими и социальными (часы работы предприятий, культурных иобщественных учреждений и т. д.) «датчиками времени», т. е. экзогенными(внешними) ритмами.
Исследованияпоказали, что при сдвигах от 3 до 12 часов сроки перестройки различных функцийв соответствии с воздействием измененных «времядатчиков» колеблются от 4 до 15и более суток. При частых трансмеридианных полетах десинхроз у 75% членовэкипажей самолетов вызывает невротические состояния и развитие неврозов.Большинство электроэнцефалограмм членов экипажей космических кораблей, имевшихсдвиги сна и бодрствования во время полетов, свидетельствовали о снижениипроцессов возбуждения и торможения.
Чтоже служит механизмом биоритма человека – его «биологическими часами»? Как ониработают в организме?
Наиболееважен для человека суточный ритм. Часы заводятся регулярной сменой света итемноты. Свет, падая на сетчатку глаза через зрительные нервы, попадает в отделголовного мозга, называемый гипоталамусом. Гипоталамус – это высшийвегетативный центр, осуществляющий сложную интеграцию и приспособление функцийвнутренних органов и систем в целостную деятельность организма. Он связан содной из важнейших желез внутренней секреции – гипофизом, который регулируетдеятельность других желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны. Так, врезультате этой цепочки количество гормонов в крови колеблется в ритме «свет – темнота».Эти колебания и определяют высокий уровень функций организма днем и низкий – ночью.
Ночьюсамая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума к 18часам. Этот ритм – отзвук отдаленного прошлого, когда резкие колебаниятемпературы окружающей среды усвоили все живые организмы. По мнению английскогонейрофизиолога Уолтера, появление этого ритма, позволяющего чередовать ступеньактивности в зависимости от температурных колебаний среды, было одним изважнейших этапов в эволюции живого мира.
Человекуже давно не испытывает этих колебаний, он создал себе искусственнуютемпературную среду (одежду, жилище), но температура его тела колеблется, как имиллион лет назад. И колебания эти имеют сегодня ничуть не меньшее значение дляорганизма. Дело в том, что температура определяет скорость протеканиябиохимических реакций. Днем наиболее интенсивно идет обмен веществ, и этоопределяет большую активность человека. Ритм температуры тела повторяютпоказатели многих систем организма: это, прежде всего, пульс, артериальноедавление, дыхание.
Всинхронизации ритмов природа достигла удивительного совершенства: так, кмоменту пробуждения человека, как бы предвосхищая возрастающую с каждой минутойпотребность организма, в крови накапливается адреналин, вещество, котороеучащает пульс, повышает артериальное давление, то есть активизирует организм. Кэтому времени в крови появляется и ряд других биологически активных веществ. Ихнарастающий уровень облегчает пробуждение и приводит в готовность аппаратыбодрствования.
Убольшинства людей в течение суток имеются два пика повышения работоспособности,так называемая двугорбая кривая. Первый подъем наблюдается от 9 до 12–13 часов,второй – между 16 и 18 часами. В период максимальной активности повышается иострота наших органов чувств: утром человек лучше слышит и лучше различаетцвета. Исходя из этого, следует самую трудную и ответственную работуприурочивать к периодам естественного подъема работоспособности, оставляя дляперерывов время относительно низкой работоспособности.
Ну,а если человеку приходится работать ночью? В ночные часы наша работоспособностьгораздо ниже, чем в дневные, поскольку функциональный уровень организмазначительно снижен. Особенно неблагоприятным периодом считается промежуток с 1до 3 часов ночи. Вот почему в это время резко возрастает количество несчастныхслучаев, производственных травм и ошибок, наиболее ярко выражено утомление.
Английскиеисследователи обнаружили, что у медицинских сестер, десятилетиями работающих вночную смену, сохраняется ночной спад уровня физиологических функций, несмотряна активное бодрствование в это время. Это связано с устойчивостью ритмафизиологических функций, а также с неполноценностью дневного сна.
Дневнойсон отличается от ночного по соотношению фаз сна и ритму их чередования. Однакоесли человек спит днем в условиях, имитирующих ночь, его организм способенвыработать новый ритм физиологических функций, обратных прежнему. В этом случаечеловек легче приспосабливается к ночной работе. Многонедельная работа в ночнуюсмену менее вредна, чем периодическая, когда организм не успеваетприспосабливаться к меняющемуся режиму сна и отдыха.
Невсе люди одинаково приспосабливаются к сменной работе – один лучше работает впервой половине дня, другие – вечером. Люди, называемые «жаворонками», ранопросыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня.Вечером они испытывают сонливость и рано ложатся спать. Другие – «совы» – засыпаютдалеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболееглубокий период сна у них утром.
Немецкийфизиолог Хампп при обследовании большого количества людей обнаружил, что 1/6часть людей относится к лицам утреннего типа, 1/3 – к вечерним, а почтиполовина людей легко приспосабливается к любому режиму труда – это такназываемые «аритмики». Среди работников умственного труда преобладают лицавечернего типа, тогда как почти половина лиц, занятых физическим трудом,относятся к аритмикам.
Ученыепредлагают при распределении людей по рабочим сменам учитывать индивидуальныеособенности ритма работоспособности. Важность такого индивидуального подхода кчеловеку подтверждают, например, исследования, проведенные на 31 промышленномпредприятии Западного Берлина, показавшие, что только 19% из 103435 рабочихсоответствуют требованиям, предъявляемым к работникам ночных смен. Любопытнопредложение американских исследователей вести обучение студентов в разные часысуток, с учетом индивидуальных особенностей их биологических ритмов.
Призаболеваниях, как физических, так и психических, биологические ритмы могутменяться (например, некоторые психотики могут спать по 48 часов).
Существуетгипотеза трех биоритмов: периодичность физической активности (23),эмоциональной (28) и интеллектуальной (33 суток). Однако данная гипотеза невыдержала существенной проверки.Изменение восприятия пространственной структуры
Подпространственной ориентировкой в условиях нахождения на поверхности Землипонимается способность человека оценивать свое положение относительнонаправленности силы тяжести, а также относительно различных окружающихобъектов. Оба компонента такой ориентировки функционально тесно связаны, хотяих взаимоотношения неоднозначны.
Вкосмическом полете исчезает одна из существенных пространственных координат («верх– низ»), через призму которой в земных условиях воспринимается окружающеепространство. При орбитальном полете, как и при полетах на самолетах, космонавтпрокладывает трассу витка, осуществляя привязку к конкретным участкам земнойповерхности. В отличие от орбитального полета, трасса межпланетного кораблябудет проходить между двумя небесными телами, движущимися в космическомпространстве. В межпланетном полете, так же как и при полетах на Луну,космонавты будут определять свое местоположение с помощью приборов в совершенноиной системе координат. С помощью приборов осуществляется и управлениесамолетами и подводными лодками. Иными словами, восприятие пространства опосредуетсяв этих случаях приборной информацией, что позволяет говорить об измененном длячеловека пространственном поле.
Главнаятрудность при опосредованном, через приборы, управлении машиной заключается втом, что человек должен не только быстро «считывать» их показания, но и стольже быстро, иногда почти молниеносно получаемые данные обобщать, мысленнопредставлять взаимосвязь между показаниями приборов и реальнойдействительностью. Иными словами, на основании показаний приборов он долженсоздать в своем сознании субъективную, концептуальную модель траекториидвижения летательного аппарата в пространстве.
Однойиз специфических особенностей деятельности летчиков и космонавтов является то,что каждый ее последующий момент строго обусловливается постоянно поступающейинформацией о состоянии управляемого объекта и внешней («возмущающей») среды.Показателен в этом плане спуск астронавтов на лунную поверхность. Спускаемыйаппарат не имеет крыльев и несущего винта. По сути, это реактивный двигатель икабина. Отделившись от основного блока космического корабля и начав спуск,астронавт уже не имеет возможности, как летчик, при неудачном заходе на посадкупойти на второй круг. Вот несколько извлечений из отчета американскогоастронавта Н. Армстронга, впервые осуществившего этот маневр: «…на высотетысячи футов нам стало ясно, что «Орел» (спускаемый аппарат) хочет сесть насамом неподходящем участке. Из левого иллюминатора мне были отлично видны и самкратер, и усыпанная валунами площадка… Нам казалось, что камни несутся на нас сужасающей скоростью… Площадка, на которую пал наш выбор, была размером сбольшой садовый участок… В последние секунды спуска наш двигатель поднялзначительное количество лунной пыли, которая с очень большой скоростьюразлетелась радиально, почти параллельно поверхности Луны… Впечатление былотакое, будто прилуняешься сквозь быстро несущийся туман».
Непрерывнаяоператорская деятельность в условиях лимита времени вызывает эмоциональнуюнапряженность наряду с существенными вегетативными сдвигами. Так, в обычномгоризонтальном полете на современном самолете-истребителе у многих пилотовчастота сердцебиения повышается до 120 и более ударов в минуту, а при переходена сверхзвуковую скорость и пробивании облаков достигает 160 ударов с резкимучащением дыхания и повышением артериального давления до 160 мм ртутногостолба. Пульс астронавта Н. Армстронга во время маневра по прилунениюсоставлял в среднем 156 ударов в минуту, превысив исходную величину почти в 3раза.
Летчиками космонавтам при выполнении ряда маневров приходится работать в двух контурахуправления. Примером может служить ситуация сближения и стыковки одного корабляс другим или с орбитальной станцией. Космонавт Г.Т. Береговой пишет,что при выполнении этого маневра «глядеть нужно, что называется, в оба. Причем,не в переносном, а в самом буквальном смысле этого слова. И за приборами напульте, и в иллюминаторы». Он отмечает, что испытывал при этом «огромноевнутреннее напряжение». Аналогичное эмоциональное напряжение возникает и упилотов при выполнении маневра дозаправки самолета топливом в воздухе. Онирассказывают, что необъятный простор воздушного океана из-за близостисамолета-заправщика (танкера) вдруг становится удивительно тесным.
Работаяв двух контурах управления, человек как бы раздваивается. С физиологическойточки зрения это означает, что оператору необходимо поддерживать концентрациювозбудительного процесса в двух различных функциональных системах мозга,отражающих динамику движения наблюдаемого объекта (самолет-заправщик) и управляемоголетательного аппарата, а также осуществляющих экстраполяцию (предвидение)возможных событий. Сама по себе эта двойственная операторская деятельность дажепри достаточно выработанных навыках требует большого напряжения. Находящиеся внепосредственной близости доминантные очаги раздражения создают трудноенервно-психическое состояние, сопровождающееся значительными отклонениями вразличных системах организма.
Какпоказали исследования, в момент дозаправки самолета в воздухе частота сердечныхсокращений у летчиков возрастает до 160–186 ударов, а число дыхательныхдвижений доходит до 35–50 в минуту, что в 2–3 раза больше по сравнению собычным. Температура тела повышается на 0,7–1,2 градуса. Отмечаютсяисключительно высокие цифры выброса аскорбиновой кислоты (в 20 и даже в 30 развыше нормы). Аналогичные сдвиги в вегетативных реакциях наблюдаются и укосмонавтов во время проведения стыковочных операций.
Приработе в условиях лимита и дефицита времени мобилизуются внутренние резервычеловека, приводится в действие ряд механизмов, призванных обеспечитьпреодоление возникающих трудностей, и происходит перестройка способадеятельности. Благодаря этому эффективность системы «человек – машина» можетнекоторое время оставаться на прежнем уровне. Однако, если поток информациистановится слишком большим и продолжается длительное время, возможен «срыв».Невротические «срывы», возникающие в условиях непрерывной деятельности,лимитированной во времени, а также при раздвоении деятельности, как показал всвоем исследовании известный советский психоневролог Ф.Д. Горбов,проявляются в пароксизмах сознания и оперативной памяти. В ряде случаев этинарушения приводят к летным происшествиям и катает рофам. Основоположниккибернетики Н. Винер писал: «Одна из великих проблем, с которой мынеизбежно столкнемся в будущем, – это проблема взаимоотношения человека имашины, проблема правильного распределения функций между ними». Проблемарационального «симбиоза» человека и машины решается в русле инженернойпсихологии.
Поданным А.И. Киколова, у диспетчеров железнодорожного транспорта игражданской авиации, у которых также лишь с помощью приборов происходитвосприятие перемещающихся в пространстве транспортных средств, во время работычастота пульса возрастает в среднем на 13 ударов, максимальное артериальноедавление увеличивается на 26 мм ртутного столба, значительно повышаетсясодержание сахара в крови. Причем даже на другой день после работы параметрыфизиологических функций не приходят к исходным величинам. У этих специалистовпри многолетней работе развивается состояние эмоциональной неуравновешенности(повышается нервозность), нарушается сон, появляются боли в области сердца.Такая симптоматика в ряде случаев перерастает в выраженный невроз. Г. Сельеотмечает, что 35% воздушных диспетчеров страдают язвенной болезнью, вызваннойнервным перенапряжением во время работы с информационными моделями.Ограничение информации
Вобычных условиях человек постоянно производит, передает и потребляет большоеколичество информации, которую разделяет на три вида: личная, имеющая ценностьдля узкого круга лиц, обычно связанных родственными или дружескими отношениями;специальная, имеющая ценность в пределах формальных социальных групп; массовая,передающаяся средствами массовой информации.
Вэкстремальных условиях единственным источником информации о близких людях, особытиях в мире и о родине, о достижениях в науке и пр. является радио.Диапазон передач информации на «борт» колеблется от периодическихрадиопереговоров во время полетов на самолетах и космических кораблях дочрезвычайно редких, лаконичных деловых телеграмм для командного составаподводных лодок. Прохождение радиограмм на антарктические станции в течениедлительного времени могут затруднить электромагнитные бури.
Помере увеличения времени похода подводной лодки у моряков возрастает потребностьв информации о событиях на родине и в мире, о родственниках и т. д. Припоявлении возможности послушать радиопередачи моряки всегда проявляютоживленный интерес к ним. В длительных походах у подводников наблюдалисьневротические состояния, явно обусловленные отсутствием информации о больныхродственниках, беременных женах, о зачислении в учебное заведение и т. д. Приэтом развивалось состояние тревожности, депрессия, нарушался сон. В рядеслучаев приходилось прибегать к медикаментозному лечению.
Приполучении людьми интересующей их информации, даже отрицательной (отказ в приемев учебное заведение, в предоставлении квартиры и т. д.), все невротическиеявления полностью исчезали.
Французскийспелеолог М. Сифр рассказывает об утолении информационного голода, когдаон нашел два обрывка старых газет: «Боже, до чего интересно читать«Происшествия»! Я никогда раньше не читал этого раздела, но теперь какутопающий за соломинку цепляюсь за самые незначительные события повседневнойжизни на поверхности».
Уврача-испытуемого, участвовавшего в длительном сурдокамерном эксперименте,тяжело заболела дочь. Отсутствие информации о состоянии ее здоровья вызвало унего эмоциональную напряженность, тревожность, он с трудом отвлекался от мыслейо дочери при несении «полетных» вахт и проведении различных экспериментов.
Полнаяинформационная изоляция, не допускающая никакого общения с внешним миром,товарищами по заключению и даже с тюремщиками, входила в систему содержания политическихзаключенных в царской России. Одиночное заключение в сочетании с лишениемличностно-значимой информации было направлено на то, чтобы сломить волюполитических заключенных, разрушить их психику и тем самым сделать непригоднымик дальнейшей революционной борьбе. Дзержинский, будучи узником Варшавскойцитадели, в своем дневнике писал: «То, что больше всего угнетает, с чемзаключенные не в состоянии примириться, это таинственность этого здания,таинственность жизни в нем, это режим, направленный на то, чтобы каждый иззаключенных знал только о себе, и то не все, а как можно меньше».Одиночество
Длительноеодиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности. Р. Бэрдпосле трех месяцев одиночества на леднике Росса (Антарктида) оценил своесостояние как депрессивное. В его воображении рождались яркие образы членовсемьи, друзей. При этом исчезало ощущение одиночества. Появлялось стремление крассуждениям философского характера. Часто возникало чувство всеобщей гармонии,особого смысла окружающего мира.
ХристинаРиттер, проведшая 60 суток в одиночестве в условиях полярной ночи наШпицбергене, рассказывает, что ее переживания были сходны с теми, которыеописал Бэрд. У нее возникали образы из прошлой жизни, В мечтах онарассматривала свою прошлую жизнь, как в ярком солнечном свете. Она чувствовала,что как бы слилась воедино со вселенной. У нее развивалось состояние любви кэтой ситуации, сопровождавшееся очарованием и галлюцинациями. Эту «любовь» онасравнивала с состоянием, которое испытывают люди при приеме наркотиков илинаходясь в религиозном экстазе.
Известныйрусский психиатр Ганнушкин еще в 1904 году отмечал, что реактивные психическиесостояния могут развиваться у людей, по тем или другим причинам оказавшихся вусловиях социальной изоляции. Ряд психиатров описывают в своих работах случаиразвития реактивных психозов у людей, попавших в социальную изоляцию вследствиенезнания языка. Говоря о так называемых «психозах старых дев», немецкийпсихиатр Э. Кречмер четко выделяет как одну из причин относительнуюизоляцию. По той же причине реактивные состояния и галлюцинозы могутразвиваться у одиноких пенсионеров, вдовцов и др. Особенно отчетливо патогенноевоздействие этого фактора на психическое состояние выступает в условияходиночного заключения. Немецкий психиатр Э. Крепелин в своей классификациипсихических болезней выделил группу «тюремных психозов», к которым он относитгаллюцинаторно-параноидные психозы, протекающие при ясном сознании ивозникающие обычно при длительном одиночном заключении.Групповая изоляция
Членыарктических и антарктических экспедиций до года и более вынуждены находиться вусловиях небольших изолированных групп. Определенная автономность отсекаподводной лодки приводит к тому, что относительно небольшой коллектив кораблярасчленяется на отдельные небольшие группы моряков. В настоящее время наорбитальных станциях одновременно могут работать от двух до шести человек.Предполагается, что экипаж межпланетного корабля будет состоять из шести – десятичеловек. При полете на Марс члены экипажа будут находиться в условияхвынужденной групповой изоляции около трех лет.
Изистории научных экспедиций, зимовок в Арктике и Антарктике, длительных плаванийна кораблях и плотах можно привести большое количество примеров, говорящих о том,что небольшие группы перед лицом трудностей и опасностей сплачиваются ещесильней. При этом люди сохраняют в своих взаимоотношениях чувство сердечнойзаботы друг о друге, нередко жертвуют собой во имя спасения товарищей. Однакоистория научных экспедиций и плаваний знает и немало печальных случаевразобщенности людей, попавших в условия длительной групповой изоляции. Так, впервый международный полярный год (1882–1883) американская экспедициявысадилась на «Землю Элсмира» (Крайний Север). В условиях групповой изоляциимежду членами экспедиции начали возникать конфликты. Для наведения порядканачальник экспедиции Грилли использовал систему суровых наказаний. Дажеприбегая к расстрелу своих подчиненных, он не сумел справиться с порученным емузаданием.
В1898 году небольшое судно «Бельжика» осталось на зимовку у берегов Антарктиды.Во время зимовки у членов экипажа появились раздражительность, недовольство,недоверие друг к другу, стали возникать конфликты. Два человека сошли с ума.
Полярник Е.К. Федоровпишет, что «в маленьких коллективах складываются своеобразные отношения…Пустяковая причина – может быть, манера разговаривать или смеяться одного – способнаиной раз вызвать нарастающее раздражение другого и привести к раздору и ссоре».
Конфликтность,агрессивность, возникающую, казалось бы, без видимых причин, Р. Амундсенназвал «экспедиционным бешенством», а Т. Хейердал – «острымэкспедиционитом». «Это психологическое состояние, когда самый покладистыйчеловек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что егополе зрения постепенно сужается настолько, что он видит лишь недостатки своихтоварищей, а их достоинства уже не воспринимаются». Характерно, что именнострах перед «экспедиционным бешенством» побудил Р. Бэрда включить в списоквещей для своей первой экспедиции в Антарктиду 12 смирительных рубашек.
Всоциально-психологических исследованиях убедительно показано, что с увеличениемвремени пребывания полярников на антарктических станциях вначале появляетсянапряженность во взаимоотношениях, а затем и конфликты, которые за шесть–семьмесяцев зимовки перерастают в открытую враждебность между отдельным членамиэкспедиции. К концу зимовки значительно увеличивается число изолированных иотвергаемых членов группы.Угроза для жизни
Воснове определения степени риска лежит допущение, что каждый вид человеческойдеятельности влечет за собой какую-то вероятность аварий и катастроф. Например,для летчика-истребителя риск погибнуть в мирное время в 50 раз выше посравнению с летчиками гражданской авиации, для которых он равен трем–четыремслучаям смерти на 1000 летчиков. Особенно высока степень риска погибнуть врезультате катастрофы у летчиков, испытывающих новые образцы летательныхаппаратов. Опаснейшими являются профессии подводников, полярников, космонавтов.
Угрозадля жизни определенным образом воздействует на психическое состояние людей.Подавляющее большинство летчиков-космонавтов, подводников, полярников вусловиях серьезного риска испытывают стенические эмоции, проявляют мужество игероизм. Однако возникает психическая напряженность, обусловливаемаянеуверенностью в надежности безопасности.
Вряде случаев угроза для жизни вызывает у летчиков развитие неврозов,проявляющихся в тревожном состоянии. М. Фрюкхольм показал, что мрачныепредчувствия и тревога являются субъективными аспектами состояния, возникающегоу пилотов в ответ на опасность полета. По его мнению, такая адекватная реакцияна опасность, как тревога, является необходимой для предупреждения катастрофы,поскольку она побуждает летчика к осторожности в полете. Но эта же тревогаможет вырасти в настоящую проблему боязни полета, которая проявляется либоявно, либо с помощью ссылок на недомогание. У некоторых летчиков развиваютсяневротические заболевания, оказывающиеся причиной отчисления их из авиации.
Участникпервой экспедиции на Луну М. Коллинз рассказывал: «Там, в космическомпространстве, постоянно ловишь себя на мысли, которая не может не угнетать…Путь на Луну был хрупкой цепочкой сложных манипуляций. На каждого участникаполета ложились огромные, порой нечеловеческие нагрузки – нервные, физические,нравственные. Космос не прощает даже малейших ошибок… А ты рискуешь главным – своейжизнью и жизнью товарищей… Это слишком большое напряжение, от которого неуйдешь и десять лет спустя».
Воткак сложилась дальнейшая судьба «величайшей тройки» – Нейла Армстронга, ЭдвинаОлдрина и Майкла Коллинза. Армстронг уединился в вилле в штате Огайо и всяческистарается сохранить положение «добровольного изгнанника». Олдрин через два годапосле полета почувствовал, что нуждается в помощи психиатра. Трудно поверить,что в 46 лет он превратился в непрерывно трясущегося человека, погруженного вглубокую депрессию. Он утверждает, что стал таким вскоре после своей «прогулки»по Луне. Коллинз, который несколько суток дежурил на лунной орбите и ждал тамвозвращения товарищей, возглавляет Национальный музей воздухоплавания икосмонавтики, открытый в 1976 году. И еще одна любопытная деталь: после полетаего участники ни разу не встречались. И среди российских космонавтов некоторыедаже не хотят вместе проходить послеполетную реабилитацию, просят развести их вразные санатории.
Такимобразом, в экстремальных условиях на человека воздействуют следующие основныепсихогенные факторы: монотонность (измененная афферентация), десинхроноз,измененная пространственная структура, органические информации, одиночество,групповая изоляция и угроза для жизни. Эти факторы действуют, как правило, неизолированно, а в совокупности, однако для раскрытия механизмов психических нарушенийнеобходимо выявить специфические особенности воздействия каждого из них.Психическая адаптация к экстремальным ситуациям
Кэкстремальным ситуациям возможно в некоторой степени адаптироваться. Выделяютнесколько видов адаптации: устойчивая адаптация, переадаптация, дезадаптация,реадаптация.
Устойчиваяпсихическая адаптация
Этоте регуляторные реакции, психическая деятельность, система отношения и т. д.,которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальныхусловиях и функционирование которых в границах оптимума не требуетзначительного нервно-психического напряжения.
П.С. Гравеи М.Р. Шнейдман пишут, что человек находится в адаптированном состояниитогда, «когда его внутренний информационный запас соответствует информационномусодержанию ситуации, т. е. когда система работает в условиях, где ситуация невыходит за рамки индивидуального информационного диапазона». Однакоадаптированное состояние сложно определить, потому что грань, отделяющаяадаптированную (нормальную) психическую деятельность от патологической, непохожа на тонкую линию, а скорее представляет собой некий широкий диапазонфункциональных колебаний и индивидуальных отличий.
Однимиз признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающиеравновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно,экономично, т. е. в зоне «оптимума». Адаптированное регулированиеобусловливается длительным приспособлением человека к условиям окружающейсреды, тем, что в процессе жизненного опыта он выработал набор алгоритмовреагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиесявоздействия («на все случаи жизни»). Иными словами, адаптированноз поведение нетребует от человека выраженного напряжения регуляторных механизмов дляподдержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, таки психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальнойдействительности.
Принеспособности человека к переадаптации нередко возникают нервно-психическиерасстройства. Еще Н.И. Пирогов отмечал, что у некоторых новобранцевиз русских сел, попавших на длительную службу в Австро-Венгрию, ностальгияприводила к летальному исходу без видимых соматических признаков болезни.
Психическаядезадаптация
Душевныйкризис в обычной жизни может быть вызван разрывом привычной системы отношений,утратой значимых ценностей, невозможностью достижения поставленных целей,потерей близкого человека и т. д. Все это сопровождается отрицательнымиэмоциональными переживаниями, неспособностью реально оценивать ситуацию и найтирациональный выход из нее. Человеку начинает казаться, что он в тупике, изкоторого нет выхода.
Психическаядезадаптация в экстремальных условиях проявляется в нарушениях восприятияпространства и времени, в появлении необычных психических состояний исопровождается выраженными вегетативными реакциями.
Некоторыенеобычные психические состояния, возникающие в период кризиса (дезадаптации) вэкстремальных условиях, аналогичны состояниям при возрастных кризисах, приадаптации к военной службе у молодых людей и при смене пола.
Впроцессе нарастания глубокого внутреннего конфликта или конфликта сокружающими, когда ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и ксамому себе, когда осуществляется психологическая переориентация,устанавливаются новые системы ценностей и изменяются критерии суждений, когдапроисходит распад половой идентификации и зарождение другой, у человекадовольно часто проявляются грезы, ложные суждения, сверхценные идеи,тревожность, страх, эмоциональная лабильность, неустойчивость и другиенеобычные состояния.
Психическаяпереадаптация
В«Исповеди» Л.Н. Толстой наглядно и убедительно показал, как при выходе изкризиса человек переоценивает духовные ценности, переосмысливает смысл жизни,намечает новый путь и по-новому видит свое место в ней. Читая «Исповедь», мыкак бы присутствуем при перерождении личности, которое осуществляется впроцессе самосозидания с душевными муками исомнениями. Этот процесс выражаетсяв обыденном языке как «переживание», когда это слово означает перенесениекакого-либо тягостного события, преодоление тяжелого чувства или состояния.
Миллионылюдей в процессе внутренней работы преодолевают тягостные жизненные события иположения и восстанавливают утраченное душевное равновесие. Иными словами,переадаптируются. Однако это не всем удается. В ряду случаев психический кризисможет приводить к трагическим последствиям – к попыткам самоубийства исамоубийству.
Нередколица, неспособные самостоятельно выйти из тяжелого душевного кризиса, или люди,совершившие попытку самоубийства, направляются в кризисные стационары Службысоциально-психологической помощи. Речь идет о психически здоровых людях.Психотерапевты и психологи с помощью специальных средств (рациональнаягрупповая психотерапия, ролевые игры и др.) помогают пациентам кризисныхстационаров в переадаптации, которую сами они оценивают как «перерождениеличности».
Психическаяреадаптация
Вновьсформировавшиеся динамические системы, регулирующие отношения человека, егодвигательную деятельность и т. д., по мере увеличения времени пребывания внеобычных условиях существования превращаются в стойкие стереотипные системы.Прежние же адаптационные механизмы, возникшие в обычных условиях жизни,забываются и утрачиваются. При возвращении человека из необычных в обычныеусловия жизни динамические стереотипы, сложившиеся в экстремальных условиях,разрушаются, становится необходимо восстановить прежние стереотипы, т. е.реадаптироваться.
Исследования И.А. Жильцовойпоказали, что процесс реадаптации моряков к обычным береговым условиям проходитчерез фазы напряжения, восстановления и привыкания. По ее данным, полноевосстановление психологической совместимости мужа и жены завершается к 25–35дням совместного отдыха; полная же адаптация к береговым условиям – к 55–65дням.
Установлено,что чем длительнее срок жизни и работы на гидрометеорологических станциях, темтруднее люди реадаптируются к обычным условиям. Ряд лиц, проработавших вэкспедиционных условиях на Крайнем Севере 10–15лет, а затем переехавших напостоянное местожительство в большие города, возвращаются нагидрометеорологические станции, не сумев реадаптироваться в обычных условияхжизни. С подобными же затруднениями сталкиваются при возвращении на родинуэмигранты, прожившие длительное время на чужбине.
Такимобразом, психическая реадаптация, так же как и переадаптация, сопровождаетсякризисными явлениями.Этапность адаптации
Независимоот конкретных форм необычных условий существования психическая переадаптация вэкстремальных условиях, дезадаптация в них и реадаптация к обычным условиямжизни подчиняются чередованию следующих этапов:
1)подготовительный,
2)стартового психического напряжения,
3)острых психических реакций входа,
4)переадаптации,
5)завершающего психического напряжения,
6)острых психических реакций выхода,
7)реадаптации.
Этаппереадаптации при определенных обстоятельствах может сменяться этапом глубокихпсихических изменений. Между этими двумя этапами имеется промежуточный – этапнеустойчивой психической деятельности.
4. Возрастные изменения работоспособности
Персонал,накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имееттенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новыесотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организовыватьтруд стареющих работников, чтобы их деятельность была максимально эффективной?
Преждевсего, следует знать, что различается биологическое и календарное старение.Решающее влияние на работоспособность человека имеет биологическое старение. Втечение всей жизни человеческий организм подвергается воздействиям, которыевызывают соответственные изменения биологических структур и функций. Времяпоявления структурных и функциональных изменений, характерных для отдельныхвозрастных групп, индивидуально, поэтому с увеличением возраста могутнаблюдаться большие различия между биологическим и календарным старением.
Медицинойдоказано, что рациональная трудовая деятельность пожилого человека позволяетдольше сохранять его трудоспособность, оттянуть биологическое старение,повышает чувство радости труда, следовательно, повышает полезность данногочеловека для организации. Поэтому необходимо учитывать специфическиефизиологические и психологические требования к труду пожилых людей, а неначинать активно воздействовать на процесс биологического старения лишь тогда,когда человек прекращает работу в связи с достижением пенсионного возраста.Считается, что проблема старения – это проблема отдельного человека, а не организации.Это не совсем так. Опыт работы японские менеджеров показывает, что забота остареющих сотрудниках оборачивается миллионными прибылями для предприятий.
Дляреализации индивидуального подхода к работнику, каждому руководителю важнознать определенные взаимосвязи, а именно: взаимосвязь между профессиональнойтрудоспособностью стареющих людей, их переживаниями и поведением, а такжефизической способностью выдержать нагрузку, связанную с определеннойдеятельностью.
Помере биологического старения наблюдается уменьшение функциональнойполноценности органов и таким образом ослабление способности к восстановлениюсил к следующему рабочему дню. В связи с этим руководитель должен соблюдатьнекоторые правила в организации работы пожилых людей:
1.Не допускать внезапных высоких нагрузок пожилых людей. Спешка, чрезмернаяответственность, напряженность в результате жесткого рабочего ритма, отсутствиерасслабления способствуют возникновению заболеваний сердца. Не поручать пожилымработникам слишком тяжелой физической и однообразной работы.
2.Проводить регулярно профилактические медицинские осмотры. Это даст возможностьпредупредить возникновение обусловленных работой профессиональных заболеваний.
3.При переводе сотрудника на другое место в связи с понижением производительноститруда придавать особое значение тому, чтобы пожилые работники из-занеобдуманных мер или объяснений руководителя не почувствовали себя ущемленными.
4.Использовать пожилых людей преимущественно на тех рабочих местах, где возможенспокойный и равномерный темп работы, где каждый сможет сам распределить рабочийпроцесс, где не требуется чрезмерно большой статической и динамическойнагрузки, где обеспечены хорошие условия труда в соответствии с нормами гигиенытруда, где не требуется быстрой реакции. При принятии решения о сменной работепожилых людей следует обязательно учесть общее состояние здоровья. Особоевнимание следует уделять охране труда, учитывая при распределении новыхзаданий, что пожилой человек уже не так подвижен и, не имея длительного опытаработы на данном предприятии или на рабочем месте, более подвержен опасности,чем его молодой коллега в той же ситуации.
5.Необходимо учесть, что в период старения, хотя и происходит ослаблениефункциональной способности органов, эффективная трудоспособность не снижается.Некоторая функциональная недостаточность компенсируется за счет жизненного ипрофессионального опыта, добросовестности и рациональных методов работы. Важноезначение приобретает оценка собственной значимости. Удовлетворение своейработой, достигнутая степень профессионального совершенства, а также активноеучастие в общественной работе укрепляют ощущение своей полезности. Быстротавыполнения трудовых операций снижается интенсивнее, чем точность, поэтому дляпожилых людей наиболее приемлема работа, при выполнении которой необходимыпреимущественна! опыт и установившиеся навыки мышления.
6.Принимать во внимание прогрессирующее ослабление у пожилых людей способностивосприятия и запоминания. Это следует учитывать при изменении условий труда ивозникновении необходимости приобретения новых навыков, например дляобслуживания новых современных установок.
7.Учитывать, что в возрасте после 60 лет затруднительна адаптация к новымусловиям работы и к новому коллективу, поэтому переход на другую работу можетпривести к большим осложнениям. Если этого нельзя избежать, то при порученииновой работы следует обязательно принимать во внимание имеющийся опыт иопределенные навыки пожилого сотрудника. Не рекомендуются работы, длявыполнения которых необходимы значительная подвижность и повышенное напряжениенескольких органов чувств (например, при управлении и контроле автоматическихпроизводственных процессов). Восприятие, а, следовательно, и реакции такжеизменяются качественно и количественно. Следует своевременно подготавливатьсотрудников к изменениям на производстве, и в первую очередь пожилых людей;требовать от лиц, ответственных за повышение квалификации, особого подхода кпожилым сотрудникам. Нужно стремиться к тому, чтобы их профессиональные навыкии умения не оставались на прежнем уровне. Такая опасность возможнапреимущественно там, где работники занимаются решением практических задач и уних остается мало времени и сил для дальнейшего повышения квалификации илиотсутствует стимул для этого. Руководителю важно знать, что трудоспособностьчеловека сохраняется тем дольше, чем выше его квалификация и чем большевнимания он уделяет ее повышению.
Чтобызаинтересовать пожилого сотрудника новой работой, необходимо установить связьмежду новой и старой работой, опираясь на взгляды, сравнения и богатый опыт изпроизводственной и общественно-политической жизни пожилых людей и давая понятьпожилому сотруднику, что руководитель высоко ценит его чувство долга ипрофессиональные качества. Это укрепит его уверенность в себе.
Сослаблением физических и психических возможностей у пожилых людей возможнопоявление склонности к замкнутости и обособленности. Руководитель долженпринять меры против такой изоляции. Следует подчеркнуть, что богатый жизненныйи производственный опыт пожилого сотрудника оказывает положительное влияние намолодежь.
8.Как следует относиться руководителю к проявляющимся слабостям пожилых людей? Неследует придавать чрезмерное значение обусловленным возрастом изменениям. Этоестественный процесс. Однако нужно учитывать, что возможны явления возрастнойдепрессии, которые могут выражаться также в быстрой смене настроения. Нужноподдерживать пожилого человека, чаще его хвалить.
9.Следует тщательно следить за социально-психологическим климатом в коллективе,где трудятся разновозрастные сотрудники. Необходимо отмечать как тех, так идругих за выполнение поставленной перед ними задачи, чтобы никакая возрастнаягруппа не чувствовала себя ущемленной. Важно отмечать перед коллективом успехи пожилогоработника в труде и в связи с торжественными датами.
10.Необходимо заранее планировать замену пожилых сотрудников и готовить их кэтому. Не допускать возникновения напряженных отношений между предшественникоми преемником.
11.Если сотрудник достиг пенсионного возраста, но еще хочет работать, то по егопросьбе желательно дать ему возможность быть занятым на предприятии неполныйрабочий день, так как труд способствует хорошему самочувствию и снижаетотрицательные последствия процесса старения.
12.Необходимо помочь уходящему на пенсию работнику определить новый виддеятельности. Можно порекомендовать ему заняться общественной работой или статьчленом клуба ветеранов производства и т. п. Нужно поддерживать связь спенсионерами (приглашать на культурные мероприятия, производственныепразднества, информировать о событиях, происходящих на предприятии, доставлятьмноготиражку и т. д.).
Политикаруководителя в отношении к пожилым сотрудникам придает всему персоналууверенность в будущем. Если более молодые и агрессивные сотрудники стремятсязанять более высокое положение в организации, чему препятствует присутствиеболее старшего товарища, и стремятся вытеснить конкурента, то более старшеепоколение уже задумывается о перспективах своего пребывания в данной организации.И если у них есть четкое видение того, что перспектива более благоприятна, онибудут работать с более полной отдачей. Снизится уровень конфликтности,повысится производительность труда, улучшится социально-психологический климатв коллективе.
Литература
1.Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психологияуправления / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.– 608 с.
2.Психология управления. Урбанович А.А. Мн.: Харвест, 2003 – 640 с.
3.Общая психология. Маклаков А.Г. СПб.: Питер, 2001 – 592 с.
4.Общая психология. Максименко С.Д.М.: Рефл-бук, 2004 – 528 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.