Реферат по предмету "Психология"


Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников

--PAGE_BREAK--
1.3.Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Учебная мотивация — частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется, во-первых, самой образова­тельной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, субъектными осо­бенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и, в-пятых, спецификой учебного предмета [11,16.17].

Рассматривая особенности мотивации учения младшего школьника необходимо отметить ее положительные  и  отрицательные  стороны .

      В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его  интересов,  любознательность.  Широта интересов младших школьников проявляется в том,  что  их  интересуют  многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней  школы.

Любознательность является формой проявления  широкой  умственной  активности младших школьников.  Непосредственность,  открытость,  доверчивость  младших школьников,  их  вера  в  непререкаемый  авторитет  учителя   и   готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для  упрочения в  этом  возрасте  широких  социальных   мотивов   долга,   ответственности, понимания необходимости учиться.

 Мотивация  младших   школьников   имеет   и   ряд   негативных   черт,

характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

·        недостаточно действенны, так как сами по себе  долго  не  поддерживают

·        учебную деятельность;

·        неустойчивы  то  есть  ситуативны,  быстро  удовлетворяются   и   без

·        поддержки учителя могут угасать и  не  возобновляться  (учебный  материал  и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают утомление);

·        малоосознанны, что проявляется в  неумении  школьника  назвать  что  и почему ему нравится в данном предмете;

·        слабо  обобщены,  то  есть  охватывают  один  или  несколько  учебных

·        предметов, но объединенных по их внешним признакам;

·        содержат в  себе  ориентировку  школьника  чаще  на  результат  учения

·        (знание, причем с их  фактической,  иллюстративной  стороны  и  лишь  затем-закономерности), а не на способы учебной деятельности;  до  конца  начальной школы порой не складывается  интерес  к  преодолению  трудностей  в  учебной работе (что нередко косвенно  стимулируется  самими  учителями,  так  как  в отметке оценивается прежде всего результат, а не  стремление  к  преодолению трудностей, которая чревата неуспехом).

      Все  эти  особенности  обуславливают  поверхностный,  в  ряде  случаев недостаточный интерес к учению, называемый  иногда  формальным  и  беспечным отношением к школе.

      Если проследить общую динамику мотивов учения от I к  III  классу,  то выявляется следующее. В начале у школьников преобладает  интерес  к  внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой,  ношения  портфеля  и  т.д.), затем возникает интерес  к  первым  результатам  учебного  труда  (к  первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого  к процессу, содержанию учения, а еще позднее- к способам добывания знаний.

      Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие  школьники от интереса к отдельным  фактам  переходят  к  интересу  к  закономерностям, принципам. В последние годы психологические исследования показали,  что  уже в середине младшего школьного  возраста  может  закладываться  и  интерес  к способам приобретения  знаний.  В  младшем  школьном  возрасте  возникают  и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой-  интересом к дополнительным источникам  знания,  эпизодическим  чтением  дополнительных книг. [   ].

      Социальные  мотивы   развиваются   от   общего   недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в  первый класс,  к  более  глубокому  осознанию  причин  необходимости   учиться,   к пониманию смысла учения  «для  себя»  что  делает  социальные  мотивы  более действенными. Позиционные социальные мотивы  в  этом  возрасте  представлены желанием ребенка  получить  главным  образом  одобрение  учителя.  Отношение младшего школьника к учителю в целом  доброжелательное  и  доверчивое,  хотя

его огорчает получение плохих  отметок.  Уже  появляется  стремление  занять определенное место  и  в  коллективе  сверстников,  ориентировка  на  мнение товарищей.  Мотивы  коллективной  работы  широко  присутствуют   у   младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.

      Интерес к учебной  деятельности  по  сравнению  с  другими  интересами учащихся  планомерно  возрастает  в  первых  и  вторых  классах  и   заметно снижается в третьем классе. Как  показал  анализ,  снижение  интереса происходит более заметно в тех  классах  начальной  школы,  где  преобладала установка учителя на  сообщение  готовых  знаний,  на  их  запоминание,  где активность школьника носила воспроизводящий,  подражательный  характер.  Как было  установлено,  ученики  третьего   класса   больше   всего   не   любят пересказывать прочитанное, списывать  упражнения  с  доски,  учить  наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и  задачи,  наблюдать за явлениями природы, лепить рисовать.  Иными  словами,  учащиеся  начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть  возможность  инициативы  и самостоятельности.

      В качестве причин снижения интереса к учению в  начальной  школе  В.А. Сухомлинский называл  злоупотребление  учителя  плохой  отметкой,  снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.

      Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной  школы  не должно  дезориентировать  учителя.  Дело  в  том,  что  угасает  лишь  общее положительное отношение к школе, причем угасает  закономерно,  так  как  оно уже удовлетворено. Пребывание в  школе  само  по  себе  теряет  для  ребенка непосредственную эмоциональную  привлекательность,  он  к  этому  привыкает.

Понимание социальной значимости учения теперь (во вторых-  третьих  классах) должно быть подкреплено интересом к самому  содержанию  учения,  к  способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать,  снижения  мотивации учения к концу начальной школы не наступает.

      Сказанное свидетельствует о том, что  мотивационная  сфера  в  младшем школьном  возрасте  существенно  перестраивается:  общая  познавательная   и социальная   направленность   дошкольника   конкретизируется   в    «позиции школьника»- стремлении посещать школу, затем эта позиция  удовлетворяется  и должна быть заменена новым типом отношения- учебно-познавательными  мотивами и более зрелыми формами  социальных  мотивов.  К  концу  младшего  школьного возраста у учащихся совершенно необходимо  сформировать  хотя  бы  в  первом приближении учебно-познавательный мотив- интерес не только к  новым  знаниям и даже не только к общим закономерностям,  а  именно  к  способам  добывания новых знаний. Воспитание этого мотива  необходимо  для  подготовки  перехода ученика  в  среднюю  школу.  Формирование  этих  новых   уровней   мотивации составляет резерв воспитания положительного  отношения  к  учению  в  данном возрасте.
1.4.Пути формирования учебной мотивации

Наблюдение за работой учителей показывает, что они да­леко не всегда уделяют должное внимание мотивации уча­щихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исхо­дят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узна­ет, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нель­зя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, си­дящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый чело­век не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэто­му многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен посто­янно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

В этой связи стоит вспомнить В.Ф.Шаталова. Его главная заслуга, по нашему мнению, не в конспектах и опорных пунк­тах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязатель­но приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной дея­тельности. В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.

Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него же­лание усваивать новый материал, научиться работать с ним. [9,20]

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, что­бы, с одной стороны, довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высо­кий уровень действенности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

С другой стороны, необходимо повысить действенность мо­тивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организа­ции учебного процесса. В психологии выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Исследования показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учени­ком как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ дейст­вия с ним. Ребенку ничего на остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Примером может слу­жить и курс математики, и курс русского языка. Так, при изучении сложения ребенок движется по множеству концен­трических кругов, отдельно осваивая сложение внутри пер­вого десятка, второго, сотни и т.д. Внутри сотни отдельно учится складывать десяток с единицами, затем круглые де­сятки, затем два двузначных числа без перехода через деся­ток и только в конце — с переходом через десяток. Множест­во механических вычислений, а в результате смысл арифме­тического действия часто остается неясным. Об этом крас­норечиво говорят ошибки учащихся. Так, например, изучая подобным образом вычитание, ученик переносит особенно­сти частного способа на действие в целом. Конкретно это выглядит так: после приобретения умения работать с числа­ми, где в уменьшаемом число десятков и число единиц больше, чем в вычитаемом (48 — 24, 37 — 13 и т.д.), ученик, сам того не осознавая, «обобщает» этот случай в общее пра­вило: «При вычитании из большего числа надо вычитать меньшее» — и при вычитании типа 34 — 17 получает 23.

При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему.

Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творче­ский характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изу­чению данного предмета1. При этом, как показало исследова­ние В. Ф. Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотива­ция процессом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи.

Второе условие связано с организацией работы над пред­метом малыми группами. В.Ф.Моргун обнаружил, что прин­цип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, кото­рые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предме­ту. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется.

В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет груп­повая сплоченность учащихся, работающих малыми группа­ми. В связи с этим при комплектовании групп кроме успевае­мости, общего развития учитывалось желание ученика. Спра­шивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках русского языка в одной четверке?» Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель — учащийся», а отноше­ния между учащимися.

В группах, где не было сплоченности, отношение к предме­ту резко ухудшилось. Наоборот, в сплоченных группах инте­рес к изучаемому предмету существенно возрос. Так, число любящих данный предмет возросло с 12% до 25%.

В исследовании.А.К.Марковой [16] обнаружилось, что ус­пешно можно формировать также учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью учени­ка. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стре­миться к заданной учителем цели.

К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т.е. мотивационно обеспечена. В этих случаях важно прежде всего использовать саму цель как источник мотивации, превратить ее в мотив-цель. При этом следует учесть, что учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельно­стью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средства достижения этой цели. Так, например, ученикам было предложено выполнить опреде­ленное количество заданий за строго определенное время. За­дания можно было выбирать из числа предъявленных. Оказа­лось, что в этой ситуации только 19,3% учащихся обнаружили целенаправленное поведение. 54,7% учащихся не справились с заданием, фактически потеряли цель, поставленную перед ни­ми. Это говорит о необходимости специального обучения младших школьников целеполаганию. Как показала А.К. Маркова [16],для этого следует четко определить цель. Очень важно также, чтобы дети принимали участие в ее постановке, анализе и обсуждении условий ее достижения.

Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения впе­ред. С этой целью учителя, например, работающие под руко­водством М.В.Матюхиной [17], при введении новой темы состав­ляют вместе с детьми специальную таблицу, где четко пред­ставлен состав предметных знаний и перечень умений, кото­рыми должны овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальная графа, где дети сами отмечают, что они уже зна­ют, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя, но посте­пенно привыкают это делать. Результатом систематической работы такого рода является не только повышение побуди­тельной силы поставленных целей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки.

Как было сказано, одним из эффективных средств, спо­собствующих познавательной мотивации, является проблемность обучения.

При использовании деятельностной теории обучения проблемность органически входит в учебную деятельность детей. Как мы видели, на каждом из этапов необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно также отметить, что по содержанию она являет­ся познавательной, т.е. внутренней. Решающее значение для мо­тивации учения имеет тип ориентированной основы действия, используемый в учебном процессе. Первый тип ООД при сис­тематическом использовании его часто ведет к отрицательной мотивации. Наоборот, третий тип ориентировочной основы действия обеспечивает устойчивую положительную мотивацию.

Сравнение мотивов учения при традиционном обучении и обучении экспериментальном, основанном на деятельностном подходе, показало преимущества последнего.

Прежде всего оказалось, что динамика мотивов в началь­ной школе не определяется возрастными особенностями. При традиционном обучении, как правило, к третьему классу на­ступает «мотивационный вакуум»: потеря познавательных мотивов, отсутствие интереса к учению.

При экспериментальном обучении (по программам В.В.Да­выдова [10]) этого не происходит. Наоборот, познавательная мо­тивация поднимается на более высокий уровень: у многих школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их получения.

Проведенные исследования убедительно показали, что фор­мирование мотивации прямым образом зависит от содержа­ния обучения.

Преимущества деятельностной теории состоят в следующем.

Во-первых, основу содержания обучения при третьем типе ориентировочной основы действий составляют базовые (инва­риантные) знания.

В-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базо­выми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ре­бенком огромные возможности для самостоятельного движе­ния в данной области. Он способен самостоятельно построить ориентировочную основу действий любой частной ситуации, основанной на усвоенных базовых знаниях. Это и служит ис­точником положительной познавательной мотивации.

В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок ус­ваивает знания и умения через их применение. Как мы видели, на всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ученик одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. Это еще один источник положительной мотивации.

В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы, используемые при данном подходе. Особенно важно сочетание сотрудничества и с учителем, и с учащимися.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей по­знавательной мотивации. Некоторые из перечисленных усло­вий имеют место в учебном процессе и учителей-новаторов. В силу этого проблема мотивации учения решается успешно.

В традиционном обучении этих источников мотивации, как правило, нет, поэтому формирование положительных моти­вов составляет большую проблему.

Мы рассмотрели пути, которые предназначены для всего класса.

Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе — и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенно­стей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с от­рицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Прежде чем рассмот­реть особенности работы с такими учениками, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учеников поможет учителю более уверенно выбирать пути индивидуальной работы с ними. А.К.Маркова [16] выделила следующие уровни развития учебной мотивации у школьников.

1.Отрицательное отношение к учителю. Преобладают мо­тивы избегания неприятностей, наказания, объяснение своих неудач внешними причинами, неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

2.Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый инте­рес к внешним результатам учения. Переживание скуки, не­ уверенности.

3.Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мо­тивов.

4.Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5.Активное, творческое отношение к учению. Мотивы са­мообразования, их самостоятельность. Осознание соотноше­ния своих мотивов и целей.

6.Личностное, ответственное, активное отношение к уче­нию. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в
учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высо­ких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определенной организации учебной дея­тельности большинство учеников с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у школьника сложилась отрицательная мотивация, то задача учителя — обнаружить ее и найти способы коррекции.

Диагностика мотивации. Для установления уровня моти­вации существуют специальные методики. Не рассматривая всех, остановимся только на тех из них, которые учитель мо­жет использовать для обнаружения первых двух уровней мо­тивации: а) отрицательное отношение к учению, мотивация избегания неприятностей; б) нейтральное отношение к уче­нию, мотивируют внешние результаты учения.

Для выявления учеников, имеющих указанные уровни мо­тивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отри­цательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют до­машнее задание, не задают вопросы учителю.

Учитель может использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходе беседы учитель спраши­вает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д.

Третий метод — создание ситуации выбора. Например, учи­тель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Используют также и такой прием: предлагают школьнику составить такое распи­сание на неделю, которое больше всего его устраивает.

После того как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учеб­ной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учени­ком. Полученные данные об ученике не должны быть предме­том обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причи­ны такого положения вещей. Как показали исследования, до­вольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучае­мого материала, слабым успехам, неудовлетворенности ре­зультатом и в итоге к низкой самооценке.

Пути коррекционной работы. Коррекционная работа долж­на быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфиче­ские знания и умения, то необходимо проверить и те, и дру­гие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть инди­видуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе ра­боты учитель должен отмечать успехи школьника, показы­вать его продвижение вперед. Делать это надо очень осто­рожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителем его возможностей. Наоборот, если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, — это вселит в него дух уверенности.

Приобретение учеником необходимых средств учения по­зволит ему лучше понять материал, успешно выполнять зада­ния. Это приводит к удовлетворению своей работой. У ученика появится стремление еще раз пережить успех на этом этапе ра­боты. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, напри­мер, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить об­ложку, написать свою фамилию как автора книги, а затем при­думать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает не­обходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Если задачи понравятся де­тям, следует объявить их автора. Как правило, такая работа учи­теля позволяет изменить отношение ученика к предмету, к уче­нию в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.

В заключение отметим, что в ряде случаев необходимо ис­пользовать игровую деятельность для формирования у учени­ков недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятель­ностью, не приобрело личностного смысла.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2.Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов

2.1.Изучение уровня развития мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов.

На констатирующем этапе эксперимента мы ставили задачу определить уровень развития учебной мотивации детей 2 класса.

Исследование прводилось в 2008 – 2009 учебном году в МОУ СОШ №1 г.Борисоглебска. В эксперименте принимали участие ученики  2 «Б» класса в количестве 22 человек.

1. Для оценки школьной мотивации применялась  «Анкета  по  оценке  уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» автор Аусканова  Н.Г.

В ходе опроса автором 200 школьников 6-8 летнего возраста было  отобрано  10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение  детей  к  школе,  учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

      Для возможности дифференцировки детей  по  уровню  школьной  мотивации была разработана система бальных отметок:

      — ответ ребенка, свидетельствующий о его  положительном  отношении  к  школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

      — нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.)  оценивается в 1 балл.

      — ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к  той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

      Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3,  1  и 0   балла  возможно  более  жесткое  и  надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

1. 25-30 баллов (максимально высокий  уровень)  –  высокий  уровень  школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных  мотивов,  стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой  требования.  Они  очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и  ответственны,  сильно переживают,  если  получают  неудовлетворительные   оценки   или   замечания педагога.

2. 20-24 балла –  хорошая  школьная  мотивация.  Подобные  показатели  имеет большинство учащихся начальных  классов,  успешно  справляющихся  с  учебной деятельностью.

3. 15-19 баллов – положительное  отношение  к  школе,  но  школа  привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация)

      Такие дети достаточно благополучно  чувствуют  себя  в  школе,  однако чаще ходят в школу, чтобы  общаться  с  друзьями,  с  учителем  им  нравится ощущать  себя  учениками,   иметь   красивый   портфель,   ручки,   тетради. Познавательные мотивы  у  таких  детей  сформированы  в  меньшей  степени  и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-15 баллов – низкая школьная  мотивация.  Подобные  школьники  посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто  занимаются посторонними делами, играми.  Испытывают  серьезные  затруднения  в  учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов –  негативное  отношение  к  школе,  школьная  дезаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в  школе,  они  не  справляются  с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с  одноклассниками,  во взаимоотношениях  с  учителем.  Школа   нередко   воспринимается   ими   как враждебная среда, пребывание в которой для  них  невыносимо.  Ученики  могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или  иные  задания, следовать тем или иным  нормам  и  правилам.  Часто  у  подобных  школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Анкета  по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 класс)

1. Тебе нравится в школе или не очень ?

   а) не очень

   б) нравится

   в) не нравится

2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома ?

   а) чаще хочется остаться дома

   б) бывает по-разному

   в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

   а) не знаю

   б) остался бы дома

   в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки ?

   а) не нравится

   б) бывает по разному

   в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий ?

   а) хотел бы

   б) не хотел бы

   в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены ?

   а) не знаю

   б) не хотел бы

   в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям ?

   а) часто

   б) редко

   в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель ?

   а) точно не знаю

   б) хотел бы

   в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей ?

   а) мало

   б) много

   в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники ?

   а) нравятся

   б) не очень

   в) не нравятся|

Таблица № 1. Оценка уровня школьной мотивации учащихся 2 «Б» класса.

Уровень школьной мотивации, баллы

Количество школьников

Количество школьников %

25 -30

2

9

24 – 20

5

23

15-19

12

55

10-15

3

13

Ниже 10







По результатам анкетирования мы видим, что  высокий  уровень  школьной  мотивации наблюдается только у 9% учащихся.Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 23%. Большинство детей данного класса имеют положительную внешнюю мотивацию, у них слабо сформированыпознавательные мотивы. Низкий уровень мотивации мы обнаружили у 13% учащихся. Эти дети неохотно посещают школу и испытывают затруднения при обучении. Учащися со школьной дезадаптацией выявлено не было.

  

2. Для выявления соотношения внешних и внутренних мотивов
учениянами были составлены вопросы на выявление мотивации. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.

Учащимся раздали анкеты, а затем была дана инструкция: «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Можно дать три ответа. Обведите их, пожалуйста, кружочком».

После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.

Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

1.          Я учусь потому, что на уроке интересно

2.          Я учусь, потому, что заставляют родители

3.          Я учусь потому, что хочу больше знать

4.          Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5.          Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6.          Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7.          Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

8.          Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9.          Я учусь потому, что нравится учитель

Таблица №2. Иерархия мотивов учения учащихся 2 «Б» класса

Виды мотивов

Распределение ответов

число ответов

% к итогу

внутренние мотивы

32

44,4

внешние положительные мотивы

24

33,3

внешние отрицательные мотивы

16

22,3

Итого

72

100,0

Данные теста — опросника убедительно свидетельствуют, что у учащихся преобладают внутренние (44%) и внешние положительные (33.3%) мотивы, что дополняет результаты, полученные в ходе первого анкетирования.

Таким образом, у учащихся 2 класса в целом сформированы мотивы учения, но озабоченность вызывает достаточно большой процент детей с внешней положительной мотивацией, а также детей с низким уровнем мотивации. Все это свидетельствует о неоьходимости специальной работы педагога по формированию учебных мотивов у школьников этого возраста.
2.2.
Формирование мотивов учения у учащихся начальных классов.

Основными задачами формирующего этапа эксперимента было:

·                  Наметить методы коррекции направленные на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.

·                  Разработать рекомендации для педагогов по повышению уровня учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

В своем экспериментальном исследовании мы использовали следующие приемы работы:

1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

«Найди лишнее число в каждом ряду»,

«Зачеркни его»,

«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,

«Запиши его».
За время работы мы обратили внимание на то, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные заданиявыполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. 

Тема «Термометр»

Проблемные вопросы

Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?

Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?

В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? 

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. 

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Нами были разработаны также рекомендации для педагога по развити учебной мотивации школьников:

Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Рекомендация 3. Стратегия «Положительная мотивация».

Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.

Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности»?

Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.

Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

Рекомендация 3. Стратегия «Положительная мотивация».

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль «диктатор».Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».

Мотивационный стиль «Вообрази выполнение»..Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки.Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.

Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — «выученная беспомощность».

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель — лидер» на атмосферу в классе.

Таким образом, использование рассмотренных выше методов и приемов повышения учебной мотивации, а такде выполнение предложенных нами рекомендаций приведет к удовлетворению потребностей младших школьников повлияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.
 2.3.Анализ результатов исследования.

 

На контрольном этапе экспериментамы решали следующую задачу:  осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой системы формирования мотивации учебной  деятельности младших школьников. Для проверки эффективности проделанной работы нами были использованы те же методики, что и на первом этапе эксперимента.

1. «Анкета  по  оценке  уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» автор Аусканова  Н.Г.

Таблица № 3. Оценка уровня школьной мотивации учащихся 2 «Б» класса.

Уровень школьной мотивации, баллы

Количество школьников

Количество школьников %

25 -30

3

13

24 – 20

9

41

15-19

9

41

10-15

1

5

Ниже 10






По результатам анкетирования мы видим, что несколько увеличилось число учащихся с высоким    уровнем  школьной  мотивации учащихся ( с 9% до 13%).Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 41%. Уменьшилось число детей, имеющих положительную внешнюю мотивацию (с55% до 41 Низкий уровень мотивации мы обнаружили только  у 5% учащихся.
Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в таблице № 4.

Таблица №4 Оценка уровня школьной мотивации учащихся 2 «Б» класса (контрольный и констатирующий этап).



Уровень школьной мотивации, баллы

Количество школьников

Количество школьников %

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

25 -30

2

3

9

13

24 – 20

5

9

23

41

15-19

12

9

55

41

10-15

3

1

13

5

Ниже 10










2. Тест-опросник на выявление мотивации учащихся

Таблица №5. Иерархия мотивов учения учащихся 2 «Б» класса

Виды мотивов

Распределение ответов

число ответов

% к итогу

внутренние мотивы

51

71

внешние положительные мотивы

18

25

внешние отрицательные мотивы

3

4

Итого

72

100,0



Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в таблице № 6.
Таблица № 6.
Иерархия мотивов учения учащихся 2 «Б» класса(констатирующий и контрольный этап).

Виды мотивов

Распределение ответов

число ответов

% к итогу

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

внутренние мотивы

32

51

44,4

71

внешние положительные мотивы

24

18

33,3

25

внешние отрицательные мотивы

16

3

22,3

4

Итого

72

72

100,0

100


Результаты теста – опросника позволяют сделать вывод о том, что концу учебного года под влиянием проделанной работы у учащихся 2 класса выявлено значительное преобладание внутренних мотивов учения над внешними положительными и внешними отрицательными. Заметно изменилось отношение детей к учебе, они стали боле заинтересованно и творчески относится ко всем учебным заданиям, в классе повысилась успеваемость.

            Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

·        рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников;

·        использовании методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников

подтвердилась.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.