СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I.Формированиеэтнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с произведениямихудожественной культуры.
1.1 Половая дифференциация младших школьников.
1.2 Детская среда – сфера социализации ребенка.
1.3Формированиеэтнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой.
ГЛАВА II. Произведениянародной художественной культуры как средство влияния на представления детей оботношениях в социуме (программа тренинга)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главныхсоциальных функций общества всегда являлось воспитание. Решая проблемысовременного воспитания, необходимо учитывать социально-культурные условия, вкоторых развивается ребенок. Появляясь на свет, он попадает в существовавшее донего окружение, в своеобразную национальную культуру. [24]
Исследования этнографов,психологов, культурологов, педагогов показали, что в социально-ролевомповедении немалое место занимает та этническая традиция, которая присуща томуили иному народу.
Поскольку проблемасоциализации младших школьников и формирования этнокультурной идентичностидетей недостаточно представлена в литературе, тема «Народно-художественная культуракак средство социализации детей младшего школьного возраста» актуальна дляпедагогической практики.
Одной из основных частейобщей системы воспитания является половое воспитание. Оно имеет жизненно важноезначение. От того, как было поставлено половое воспитание, часто зависит оченьмногое в формировании личности ребенка. Значение категории пола для пониманияпсихологических особенностей индивида и специфики его жизненного пути доказаномногочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями.
Изучением данных проблемзанимались Эльконин Д.Б., Левкович В.П., Андрущик И.Б., Стоунквист, ЛебедеваН.М., Виноградов Г.С., Соловьев В.Я., Салмин А.К., Левада Ю.А., Дайн Г.Л.,Левина И.М., Еремеева В.Д., Хризман Т.П., Кон И.С., Репина Т.А., Тарнавский Ю.и др.
Образцы социально- и полоролевогоповедения находят выражение в произведениях народной художественной культуры.Поэтому целью данной работы является:
Выявление механизмоввзаимодействия между процессами знакомства с произведениями народной художественнойкультуры и социальным самоопределением детей младшего школьного возраста.
Объект исследования.
Процесс формированияпредставлений детей об отношениях в социуме.
Предметом исследованияявляются процессы формирования представлений детей об отношениях в социуме входе знакомства с произведениями народной художественной культуры.
Гипотеза исследования.
В формировании социально-ролевогоповедения значительное место занимает этническая традиция, присущая той илииной этнической группе. Произведения народной художественной культуры оказываютцеленаправленное воздействие на характер представлений детей об отношениях всоциуме.
Задачи исследования:
1. Анализпсихолого-педагогической, этнографической и фольклорной литературы по проблеме.
2. Выявление влиянияпроизведений народной художественной культуры на характер представлений детей ополоролевом поведении.
3. Составление программытренинга по использованию средств народно-художественного творчества в процессесоциальноролевого воспитания.
Методы исследования.
Для решения поставленныхзадач исследования был осуществлен теоретический анализ специальной литературы.
Теоретическую основуданной работы составили работы психологов: Д.Б. Эльконина, А.Л. Галина, И.С.Кона, В.Е. Семёнова; педагогов: Я.Л. Коломенского, Т.А. Репиной и другихавторов.
ГЛАВАI. Формирование этнокультурной идентичности детей в процессе знакомства спроизведениями художественной культуры.1.1 Половаядифференциация младших школьников
В повседневной жизни мыпостоянно в той или иной форме сталкиваемся с различиями между полами, которыево многом являются отражением некоторого «имплицитного соглашения» относительновозможности проявлять те или иные качества. «В максимально обобщенной форме онипредставлены стереотипами мужественности и женственности. Мужчина – сильный,независимый, активный, агрессивный, рациональный, ориентированный наиндивидуальные достижения, инструментальный; женщина – слабая, зависимая,пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная ит.п. Существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияниена процесс социализации детей, во многом определяя его направленность». [1]
Ориентация ребенка наценности прежде всего происходит в семье. Здесь многое определяют традиции.«Образцы поведения входят в структуру самосознания ребенка прежде всего черезнепосредственные проявления старшего поколения. В первую очередь онобнаруживает различия мужчин и женщин в их одежде и манере себя вести.Постепенно типичное поведение все-таки запечатлевается ребенком. Ребенокподражает всему: как полезным формам поведения, которые представляют человека случшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемусявредной социальной привычкой (брань, курение)». [26]
Осознание ребенкомсвоей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития еголичности. У ребенка формируется чувство тождественности с другимипредставителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола,подчеркивание мужской или женской своей сущности. Это чувство в ребенке надонепременно поддерживать, т.к. оно определяет полноценность развития еголичности.
Очень важный фактор ввоспитании – личный пример родителей, пример их отношения друг к другу и ковсем членам семьи – ровные, спокойные, не унижающие никого взаимоотношения».[26]
Как же происходилоусвоение ролей мужчины и женщины в народной педагогике? Согласно исследованиямЮ.В. Шурдуковой, «врастание в мир взрослых происходило через игровуюдеятельность, которая отражала жизнь крестьянского общества. Детские игры былисвоего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии, путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, столком и пользой приложить эти приемы в практической жизни.
Детские игры в народнойпоморской педагогике носили опережающий характер, т.к. дети наблюдали ипроигрывали самые разнообразные стороны жизни. Иная девочка, оставленнаяматерью хозяйкой в доме и надзирательницей над целой кучей ребят меньше себя,распоряжалась ими как большая, покрикивала на них, поучала, и когда нужно,давала и «шлепки». Мальчик степенно вел разговор на счет семейных работ, арендыземли, скота, знал сколько каким хлебом засеяно земли, сколько родится, важносидел на возу с дровами или сеном, которые поручено ему отвезти в город». [24]
Процесс социализацииосуществляется не только через семью, но и через сверстников, которых И.С. Конправомерно рассматривает как «исключительно важный универсальный агент». Группадетского сада – это первое детское общество, возникающее на основесюжетно-ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формированиякачеств общественности, начал коллективизма. Потребность участвовать всовместной деятельности со сверстниками растет от младшего дошкольного возрастак старшему. Общество сверстников в группе детского сада наряду с другимифункциями выполняет и функцию социализации.
В дошкольной группе,где следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятсяистоки социальной, а в частности, половой дифференциации.
«Основной иопределяющей причиной этого являются не столько биологические особенности,сколько различие социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам спервых лет их жизни со стороны взрослых, а также сверстников. Эти требования,получая соответствующее эмоциональное подкрепление, ведут к тому, что детиразного пола берут в качестве образца для подражания разные «социальныемодели». Эти факты обосновывают необходимость дифференцированного подхода ввоспитании дошкольников в зависимости от пола». [28]
Перед педагогом встаетсложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками идевочками, и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации, а толькотонко корректировать. И один из путей преодоления разобщенности в группедетского сада без нарушения процесса половой социализации — использованиесюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы как мальчиков, так идевочек. [28]
В плане становления половойидентичности мальчику предстоит решить «более трудную задачу: изменитьпервоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослыхмужчин и культурных стандартов мускулинности. Однако решение этой задачиосложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок,особенно в современном русском обществе (воспитатели детского сада, врачи,учителя) – женщины. Неудивительно, что в итоге мальчики гораздо меньше знают оповедении, соответствующем мужской половой роли, чем женской.
В то же времяраспространенность традиционных представлений об иерархическом соотношенииполовых ролей приводит к тому, что по сравнению с девочками мальчики испытываютболее сильное давление со стороны социума в направлении формированияполоспецифичного поведения. Этому раньше начинает уделяться внимание, большеподчеркивается ценность соответствующей половой роли и опасность уклонения отнее, да и сами мужские стереотипы гораздо более узки и категоричны.
В сочетании снедостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчиквынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативномосновании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видахдеятельности и т.п. Особенно усиливается социальное давление на мальчика спереходом в общественную систему воспитания – дошкольное учреждение или школу,т.к., с одной стороны, учителя и воспитатели отличаются значимо более высокимтрадиционализмом, а с другой – сами родители, готовя ребенка к встрече с новойдля него ситуацией социальной оценки, повышают жесткость своих нормативныхстандартов. Всё это приводит к тому, что настает момент в социализациимальчика, когда ему необходимо «откреститься» от «женского мира», его ценностейи создать свой, мужской. Переход к этому этапу обычно начинается в 8-12 лет,когда возникают первые детские компании, формируются близкие межличностные отношениясо сверстниками, на которые мальчик отныне может опираться как на источникмужских ролевых моделей и сферу реализации маскулинных качеств. Этот процесс,получивший название «мужского протеста», характеризуется ярким негативизмом поотношению к девочкам и формированием особого «мужского», подчеркнуто грубого ирезкого стиля общения». [1]
Можно предположить, чтоподобная ситуация приводит прежде всего к пассивности, отказу от деятельности,которую предлагается выполнять «феминной форме» и наравне с девочками. Лучшебыть пассивным, чем «не мужчиной», ведь при этом остается возможность приписатьсебе целый набор маскулинных качеств, считая, что они могли бы проявиться виной, более подходящей ситуации.
Существует и другойпуть поиска возможностей для проявления маскулинности – на этот раз не вмечтах, а на внесоциальной основе. Прежде всего бросается в глаза, чтобольшинство членов неформальных объединений подростков – мальчики, причем,маскулинность подчеркивается как во внешнем виде (кожа, металл), так и восновных ценностях (культ риска, силы) и способе проведения свободного времени(драки, силовые упражнения, гонки на мотоциклах и т.п.).Таким образом,отклоняющееся поведение выступает как «дополнительный канал усвоения мужскойполовой роли, поскольку возможности, предоставляемые в этом плане социумом,невелики». [1]
«Новорожденной девочке«везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полуролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своейпервичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителятолько помогут ей сформировать адекватный образ себя как женщины. Отсутствие вкультуре жесткого стереотипа «настоящей женщины», разнообразие представлений оподлинно женских качествах также облегчают формирование полоролевойидентичности, давая девочке широкие возможности соответствовать стереотипу,оставаясь самой собой.
Одной из важнейшихзадач формирования детской личности является разрушение первичнойсимбиотической диады «мать-дитя», в которой ребенок не воспринимает себя ифактически не существует как отдельный субъект. Особенно актуальным проведениемграниц между собой и матерью является именно для девочки, т.к. в силу спецификисобственного опыта (быть женщиной, дочерью и т.п.) мать склонна в большейстепени воспринимать как свое продолжение дочь, а не сына. Это проявляется вомножестве мелких деталей: более тесном физическом контакте смладенцем-девочкой, большем ограничении двигательной активности, частомприписывании дочери каких-либо потребностей на основании идентификации с ней». [1]
В итоге отношениядевочки с матерью становятся более «симбиотичными и интенсивными», чем умальчика.
«Очень скоровыясняется, что кроме мамы есть еще один человек – отец, важность и значимостькоторого всячески подчеркивается окружающими. Причем чаще всего именно этот«важный» человек уделяет девочке сравнительно мало внимания. Желание привлечьего может быть сопряжено с рядом негативных переживаний: во-первых, ощущениесобственной вторичности по сравнению с миром мужчин; во-вторых, необходимостькак-то проявить себя, продемонстрировать, чтобы добиться внимания. Несколькоогрубляя, можно сказать, что именно переплетение этих двух тенденций и вдальнейшем определяет специфику полоролевой социализации девочки». [1]
И вновь обратимся кнародной культуре.
Также как на всей Руси,в Поморье «иметь семью и детей было также необходимо, также естественно, какнеобходимо и естественно было трудиться.Семья скреплялась наибольшимнравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционныйглава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитетавовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один изсыновей, или большуха, тогда как формальное главенство принадлежало мужчине,мужу, отцу, родителю». [24]
«Любовь и согласиемежду родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, нелюбящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другимлюдям, к соседям по деревне, по волости, по уезду.
Итак, формальнаятрадиционная иерархия в поморском семействе, как, впрочем, и в деревне, и вволости, не всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление ктакому слиянию как к идеальному воплощению семейного устройства. Поэтому дажеслабохарактерного отца дети уважали, слушались, даже не очень удачливый мужпользовался женским доверием, и даже не слишком толковому сыну отец, когдаприходило время, отдавал негласное, само собой разумеющееся старшинство.Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок, авовсе не от деспотизма, исключающего нежность к детям и заботу о стариках.
Все руководстводомашним хозяйством держала в руках большуха – женщина, жена и мать. Онаведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке.Одним словом, на большухе лежат обязанности хранить ключи, съестные припасы,собирать молочные скопы, следить за распределением пищи, состоянием одежды,стиркой белья, заботиться об уходе за детьми, домашним скотом и т.п.». [24]
Иногда «умные иэнергичные женщины так прибирают дом и хозяйство к рукам, что большак сохраняетсвою власть только номинально…»
По отношению к детямродительская власть матери сводилась к ее нравственному авторитету, какродительницы и воспитательницы, т.е. заключалась в праве требовать от детейпослушания и уважения.
Таким образом, весьуклад жизни поморской семьи формировал у ребенка особое отношение к женщине.Она была не просто хранительницей домашнего очага, быта, а воспринималасьолицетворением всех нравственных достоинств, символов Родины. Дети в семьесчитались предметом общего поклонения.
Таким образом, образжизни поморской семьи был тем образовательным и воспитательным пространством, вкотором из поколения в поколение формировались, передавались, сохранялись иразвивались традиции и обычаи. Образ жизни поморской семьи наложил свойотпечаток на жизнь детей, на их воспитание и развитие». [24, 14]
1.2 Детская среда –сфера социализации ребенка
Социализация личностиребенка рассматривается как непрерывный процесс, который продолжается в течениевсей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых специализируется нарешении определенных задач, без проработки которых последующий этап может ненаступить, может быть искажен и заторможен.
Стадии социализации,как правило, соотносятся с периодами социального развития личности, которые невсегда совпадают с периодами психического развития человека.
А.В. Мудрик условновыделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:
· естественно-культурные задачи, которые связаны с достижением накаждом возрастном этапе определенного уровня физического развития, которыйхарактеризуется нормативными различиями в тех или иных регионально-культурныхусловиях;
· социально-культурные задачи – это познавательныеморально-нравственные задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапав конкретном социуме;
· социально-психологические задачи, связанные со становлениемсамосознания личности, которые на каждом этапе имеют специфическое содержание испособы решения.
Как отмечают психологи,потребность в других детях как компаньонах для игры начинает отчетливопроявляться уже в трехлетнем возрасте, когда дети хотят играть не просто рядом,а вместе. С этого момента ребенок, что очень важно, постепенно вступает вбольшой человеческий социум, гораздо менее безопасный и уютный, чем семья. Емучасто приходится иметь дело с чужими людьми, сверстниками и взрослыми, детьмиразных возрастов.
Эти отношения являютсярезультатом социальных поступков самого ребенка. По мере взросления ребенкаотношения со сверстниками все более выдвигаются на центральное место.
Детский быт и детскаясреда имеют свои самобытные черты. Наиболее ярко эта особенность проявляется вналичии у детей собственных детских традиций и детского фольклора. Группасверстников дает ребенку уникальный социально-психологический опыт, которыйневозможно заменить общением со взрослыми. Ни родители, ни учителя просто всилу своей позиции старших не могут научить ребенка строить отношения на равныхс равными. Одним из самых серьезных нарушений этих взаимоотношений являетсяпопытка вовлечь взрослых в детские конфликты и проблемы. Поэтому детскийфольклор так богат дразнилками против ябед, плакс.
Под детским фольклоромисследователи подразумевали как творчество взрослых для детей (колыбельные,частушки, потешки и т.п.), так и собственно детское традиционное устноеколлективное творчество (дразнилки, считалки, песенки, шутки, загадки, закличкии т.п.). [24, 18]
Г.Н. Волков отмечает,что у детей есть «своеобразное искусство, свои музыкальные инструменты,дудочки, свистульки, есть свои песни и даже сказки».
«Приемы рассказывания4-5-ти летних детей характеризуются соблюдением строгой обрядности, строением,точной передачей диалогов, проявлением интереса к отдельным конкретныминдивидуальным подробностям. Композиции детского рассказа обычно существенноотличаются от рассказов взрослых. Часто отсутствует вступление, рассказ сжат исистематичен. Композиционная схема характеризуется известной обнаженностью. Детив соответствии со своими представлениями об окружающей действительностипо-своему редактируют сказки взрослых. У детей есть не только свои слова, но исвои обороты и выражения. Порой дети переделывают загадки на свой лад». [24,19]
Всё это свидетельствуето самобытности детской среды. Детская среда– своеобразная субкультура. Подсубкультурой понимается система норм, ценностей и традиций, отличающих группуот большинства общества. Ценности и традиции субкультуры воздействуют наформирование личности членов группы. То есть субкультура – это подкультура иликультура в культуре. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультурапредставляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Еесущность – поиск социального статуса. Посредством нее юноша «упражняется» висполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.
В общении сосверстниками дети на практике знакомятся с такими понятиями как противоборство,доминирование и подчинение. В то же время своеобразный детский правовой кодексутверждает нормы поведения в сложных конфликтных ситуациях. Эти нормы, какотмечает М.В. Осорина, зафиксированы в словесных формулах-клише, имеющих длядетей почти магическую силу. Например, чтобы помириться, надо подать друг другуруки и, покачивая ими, сказать:
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись,
А если будешь драться,
То я буду кусаться!
После этого рукопожатиеразбивается ребром левой ладони.
Понятие «детскаятрадиция» включает в себя совокупность разнообразных форм активности детскойгруппы, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение детей и тесносвязанных с половозрастными особенностями психического развития и характеромсоциализации детей в рамках данной культуры. [24, 20]
Рассмотрим, как внародной культуре осуществлялось взаимодействие детского мира и взрослого.
«В поморской народнойпедагогике дети с четырех-семи лет группировались для самостоятельногопроведения досуга. Чарушин А.А. отмечал: «Пока крестьянские дети не несутникаких работ по дому или хозяйству, они растут на полной воле, и будучипредоставлены сами себе, проводят время исключительно в разных играх на улице».В этом возрасте мальчики и девочки проводили время обыкновенно вместе и игралисообща в одни и те же игры, собираясь посреди улицы и возясь с песком или пыльюили же с раннего утра до вечера пропадая где-нибудь на задворках и являясьдомой только поесть. Нередко между ними происходили ссоры, которые по жалобамобиженных вызывали иногда вмешательство родителей. В ссорах этих чаще всегодоставалось от парнишек девочкам. Такие малые ребята в компанию более старшихобыкновенно не принимались и «бесштанник», желающий увязаться с последними нареку, в лес или поле, прогонялся обидными словами, вроде:
Бесштанный рак,
Полезай в овраг;
Там кошку дерут,
Тебе лапку дадут». [24, 15]
«Только с 6-7 лет,когда дети начинали «приходить в свой разум» и исполнять разные мелкиеобязанности и работы по дому, они становились в отличное от чисто детскогоположение. Мальчикам в это время впервые шили «порточенки», и это являлоськрупнейшим событием в их жизни. Совместные с девочками игры прекращались, исами игры как у мальчиков, так и у девочек становились более сложными иопределенными, принимая характер, свойственный полу. Более взрослые такимиребятами уже не гнушались и предоставляли им равноправное участие во всехзатеях и играх. Но как и в более раннем возрасте, дети одинаково не стеснялисьникаким надзором и вмешательством старших, и все свободное время проводили влесу, на реке или отдавались играм на улице. Родительского «воспитания» лиродительской опеки они на себе не испытывали, за исключением разве случаев,когда их привлекали к какоё-либо работе. Все родительское воспитание в деревневыражалось в «поуке», т.е. в педагогических мерах воздействия на «озорников» и«пострелов», иначе говоря, находило место только в тех крайних случаях, когдабаловство ребят, по мнению старших, выходило из границ. «Поука» эта сводилась ксамому простому и несложному средству: брани и потасовке, что на языке народаназывалось «учить». [24, 15]
Трудовое воспитаниедеревенской детворы наоборот имело стройную и определенную систему. Здесь былавидна школа долгой, унаследованной веками практики. К труду детей начиналиприучать с 7-8, иногда даже с 6 лет. В этом отношении наблюдалась большаяразница между зажиточными дворами и бедными. В первых дети долго, иногда лет до10 «болтались зря», не зная почти никакой работы, особенно, если взрослыхработников в семье было достаточно, в бедных же дворах детей рано приставляли кработе, особенно девочек, так как они являлись ближайшими помощниками матери вовсем домашнем хозяйстве. Непременно обязанностью такой девочки-малютки являлосьнянчить меньших братьев и сестер, приучаться шить, прясть, смотреть за курами,мелким скотом на ближнем выгоне, загонять домой по вечерам идущую с поляскотину, мести пол в избе и прочее. К 15-ти годам девочки уже были способныделать все, что полагалось невесте, будущей хозяйке, и принимались во всякую«мирскую работу».
Развитие мальчика втрудовом отношении шло несколько дольше, т.к. работа мужская была сложнее итребовала большего физического напряжения. Лет в 7-8 мальчики гоняли лошадей наводопой и приучались сидеть на лошади и править ею, летом они носили обед вполе, привыкая стоять в телеге на ногах и править запряженной лошадью. В 14-16лет мальчик приобретал уже полный навык в пахоте, молотьбе и рубке дров в лесу.Самая трудная и ответственная работа – сев, и усваивалась в 18-летнем возрасте,когда крестьянина считали совершеннолетним». [24, 17]
Приучение деревенскихребят к труду шло вообще крайне легко и незаметно, т.к. сами дети, вырастая втрудовой обстановке, проявляли к тому естественную охоту и считалось великимсрамом, если, например, девочку лет 12-14 называли «неряхой», а относительномальчика лет 9-12 говорили, что ему «только слонов гонять» или «бабкиоколачивать». Несмотря на относительную свободу и независимость, в какой воспитываласьдеревенская детвора, труд, возлагаемый на нее с малых лет, накладывал свойсуровый отпечаток, заставляя детей казаться нередко не по возрасту деловитыми.Дети рано приучались смотреть на жизнь серьезно и усваивали манеры и разговорывзрослых людей. Личный пример жизненного поведения взрослого неотступно стоялперед детским внутренним оком и ребенку самому хотелось подражать взрослым. [24,17]
В народной культуреребенок приобщался к взрослым знаниям и правилам общежития постепенно, черезвключение в обрядовую и повседневную жизнь, начиная с рождения, с моментанаречения именем. Каждая возрастная категория несла свою службу вхозяйственно-бытовой и обрядовой сфере жизни. И все четко знали, какая рольотведена им, а какая другим членам семьи, общины. [21, 127]
Как же происходитформирование взаимодействия взрослого мира и детского в современной культуре. Различиямежду мальчиками и девочками сказываются и на характере интересов – в играх, врисунках, в выборе книг. Дошкольники очень рано и достаточно точнодифференцируют мужские и женские роли в игре. «Мальчиков привлекаютмужественные, героические роли – моряков, строителей, летчиков, шоферов,военная тематика, подвижные спортивные игры. Девочки, наоборот, охотноисполняют роли воспитательниц, врачей, учительниц, парикмахеров, продавцов, онипредпочитают игры спокойного характера – в «дочки-матери», в «больницу», в«магазин». [28]
Многочисленныеисследования произведений литературы и телевизионных передач для детейпоказали, что наиболее важной характеристикой образа женщины, предполагаемого вних, является его незаметность: женщины значительно реже представлены в главныхролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально невознаграждается, чаще всего сводится к помощи герою-мужчине. Исходя из этихданных, неудивительно, что уже начиная с возраста 5-6 лет и далее числодевочек, говорящих, что они хотели бы быть мальчиками, и играющих в мальчишечьиигры, значительно превосходит число мальчиков, высказывающих кросс-сексуальныепредпочтения. [1]
«В советскихпроизведениях для детей наряду с подобным образом женщины существует и другой,примером которого может служить «мама-повар» или «мама-милиционер» изстихотворения С. Михалкова: перечислив разные профессии, автор считает нужнымподчеркнуть: «мамы разные нужны», явно предполагая, что, если детей не научить,они будут ориентироваться в «оценке» мам на их профессиональный статус». [1]
Таким образом, ребенокс детства усваивает необходимость совмещать женскую роль с профессиональной,причем «вопрос об их иерархии остается открытым». В то же время мужская ипрофессиональная роли представлены как тождественные, т.к. никакие иные мужскиепроявления практически нигде не описываются. В итоге женская роль выглядит нетолько второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой.
Вполне удачная в этомотношении модель социализации складывается в семье, где, занимаясьповседневными женскими делами (уборка, готовка, стирка и т.д.), без которыхневозможно представить быт любой отечественной семьи, девочка приучается кответственности и активности. В значительной мере этому способствует и школа,где основной акцент ставится на развитие традиционно женских качеств. Девочек,занимающихся общественной работой (т.е. проявляющих дополнительную активность),в наших школах гораздо больше, чем мальчиков. Это естественно, т.к.осуществляемая в рамках школы общественная активность чаще всего подразумеваетпод собой установление и поддержание широких контактов с другими людьми, чтосоответствует женскому стереотипу поведения. В то же время такая ситуация приводитк формированию различий между полами, не соответствующих традиционным. Подобноенарушение стереотипа неслучайно и имеет «глубокие корни в особенностях нашейкультуры. Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщинприводит к тому, что их готовят к очень сходному жизненному пути: независимо отпола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщинывыступает лишь как «дополнительная» сфера реализации. В то же время в нашемобществе очень влиятельными остаются традиционные взгляды на отношения половкак иерархические, поэтому как окружающие люди, так и различные обстоятельства(предпочтительный прием мальчиков в Вузы, на работу и т.д.) постояннонапоминают о преимуществах мужчин. Подобная ситуация стимулирует развитие уженщин маскулинных качеств: конкурентности, стремления к доминированию, сверхактивности».[1]
Таким образом анализпсихолого-педагогической литературы показал, что полоролевая социализация в еесовременном виде приводит к «парадоксальным результатам»: мальчиков как бытолкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, — нагиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, вомногом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.
1.3 Формированиеэтнокультурной идентичности детей в процессе знакомства с народной игрушкой
Одним из наиболеедейственных средств формирования этнокультурной идентичности детей являетсяигра с игрушкой.
«Игрушка возникает вистории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной емусистеме общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы иразвлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержаниеего поведенческой активности, его манипулирования. Подвешенные перед егоглазами игрушки он внимательно разглядывает, что упражняет его восприятие(происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое,появляется предпочтение).
В раннем возрастеребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидкии др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящихдействий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры,цвета. В этом же возрасте он получает множество игрушек – заместителей реальныхпредметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваиваетфункциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многиеигрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли наопределенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги,ножи и пр. имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка,готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время этипредметы превращены в своеобразные игрушки, которые, с одной стороны, как бысохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит ипопадает в цель; бумеранг возвращается; нож режет и т.д.), но, с другойстороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеетдостаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара;игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы избежать несчастных случаев;бумеранг также превращен в забаву – игрушку, вырабатывающую ловкость;игрушечный нож не имеет острого лезвия, не может резать предметы с плотнойфактурой).
Игрушки – копииреальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат дляразвития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общихкачеств, например, меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки,происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.). Игрушки – копиипредметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметамтем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает емупсихологически войти в мир постоянных вещей.
Помимо игрушек,созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используютсяразличные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши,лоскутки, веревочки и пр.) и, так называемый, природный материал (шишки,веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенкувозможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальныхпредметов.
Большинство изперечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости отсюжета игры и ситуационных задач; в игре эти предметы выступают какполифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов,помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями замещения. Еслиребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с нимв соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот предмет подругому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко используетего в качестве множества других предметов, которые он замещает.
Особое место средиигрушек занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, обезьяны,собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия,которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет вкроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношенийвзрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечнуюзверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учитсяпокровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех еекукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основесобственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учитсярефлексии, эмоциональному отождествлению.
Кукла имеет особоезначение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле ивоображению ребенка она «ведет себя» исключительно таким образом, как это нужнов данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Онастроптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает сосвоей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных инравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка –заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтомупотребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только удевочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Куклаили мягкая игрушка – партнер в общении во всех его проявлениях. У каждогоребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, онпо-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множестворазнообразных чувств.
Большое влияние наэмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала, из которого онасделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то жеживотное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызываютположительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Шершавые, холодящие материалыне всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощьюправильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать по отношению кигрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие. Наблюденияпоказывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Важное значениеимеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, чтоопределенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственноеотношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки,маленький нос и большие глаза – такой облик игрушки вызывает у ребенка приливнежных чувств.
Куклы – копии человекаимеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной» куклы большиеглаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот,обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная»кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В»прекрасную» куклу играют восновном девочки. У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка)выражены определенные человеческие качества – наивность, глупость, озорство ит.д. Эти куклы несут в себе характерологическую заданность, которая частоопределяет разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети.
Куклы – герои народныхи авторских сказок, мультфильмов и т.д. – также характерны по своей внешности(Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но они несут в себе заданность образаповедения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиесясюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенногоповедения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие, добрые,справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей – плохие, злые,несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои ненесут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем имприписывает, а отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт.Благодаря тому что куклы – герои сказок несут в себе эталонность нравственногооблика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрываетсюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы,куклы – герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимаяигрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, сприродой, с другими людьми». [18, 173-176]
«Богатство сюжетов,используемых в их разработке художественных средств выразительности:архаичности скульптурных форм, сдержанности цветового решения, древностииспользуемого орнамента – объясняется исследователями народной игрушкимногообразием ее функций в быту русского народа. В первородном виде народнаяигрушка являлась, прежде всего, культовой и обрядовой скульптурой. Теперьтолько знатокам народного искусства известно, что в далеком прошлом, когда людитолько начинали осваивать окружающий их мир, и общение их ограничивалосьрамками семьи– рода — племени, изображения в глине фигур человека, зверей,птиц, дерева были зримым реальным воплощением всей их «вселенной»: природы,наполненной духами, богами, тотемов — мифических предков данного рода, племени,идолов, принесенных в жертву силам природы людей и животных. Народная игрушка,как и любой другой вид традиционного искусства, являлся копилкой опытовочеловечивания окружавшей наших предков среды. Именно поэтому игрушка так легковключалась в любой ритуал, обряд одной из основных функций которых былосоздание атмосферы, наиболее благоприятной для обозрения людей с природой, идруг с другом.
Но особенностью игрушкистало то, что в этом виде народного искусства древнее его назначение незабылось, сохраняясь лишь в малопонятных современникам знаках и символах, но напротяжении тысячелетий продолжало вдохновлять новых и новых мастеров насоздание маленьких шедевров. И секрет здесь прежде всего в том, комупредназначались вылепленные умелыми руками гончаров звери, животные, люди.Теперь уже никто не станет спорить с тем фактом, что ребенок в своем развитиипроходит все стадии освоения мира, пройденные на протяжении тысячелетийчеловечеством. Подобно тому, как тысячелетия назад глиняная баба – идолязыческого женского божества – «оживала» во время свершения над нею магическихопераций во время того или иного обряда, художественный образ современнойигрушки раскрывается только в игре, увидеть ее нравственную ценность можнотолько в действии. Так же как и человеку далекого прошлого, ребенку игрушки взависимости от его возраста помогали либо учиться ходить, либо осваиватьпространство, либо постигать законы природы и общения внутри его коллектива:семьи, рода, общины, деревни. Игрушка, оказывается, неразрывно связана с общением,формами воспитания детей разных возрастов: ее сюжеты часто повторяютизлюбленные темы колыбельных песен, прибауток, сказок о животных, игровых ибытовых песенок, волшебных и сатирических сказок.
Сказывается здесь и таобстановка, в которой и для которой создавалось большинство народных игрушек.
Лучше всего написал опроцессе создания северной народной игрушки С. Максимов: в одном из своихрассказов о рыбаках Поморья: «Между делом, при затянувшейся неблагоприятнойморяне, досушие мастера работают разные безделушки. Отсюда те моделикорабликов, людей, раньшин со всеми снастями, которыми изукрашены палисадники,ворота и светелочные балконы в богатых домах, отсюда же и те голубки, гнутые излучинок и раскрашенные, которыми любят украшать потолки своих чистеньких залвсе богачи прибрежьев Белого моря». Артели рыбаков даже специально нанималисказителя – старинизма, который обязан был длинными зимними вечерами развлекатьартельщиков, рассказывая им былины, сказки, истории. Собирались поморы уогонька лучины, слушали сказителя и резали свои подарки. Под напев былиныплавно, ритмичным движением ножа, выявляющим лишь самые общие очертанияпредмета животного или человека, (иногда топором) вырубались архангельские ипоморские игрушки: куклы-панки, кони, птицы». [21,21-22]
«В результате игрушка,несмотря на малые размеры, обретала монументальность, образ ее, как в лучшихтворениях деревянного зодчества оказывался то лаконичным и значительным, толегким и лиричным.
Народную игрушку,выполненную из любого материала: будь то глина, дерево, тряпки и т.д. –отличает скромность, упрощенность форм. Такие игрушки не предназначены длясозерцания: ребенка интересует в них не внешняя конкретная форма, а их функции,срытые в них импульсы к действию, к познанию, общению, импровизации.Стимулировать фантазию — главная задача игрушки. Ярче всего эта черта народнойигрушки проявилась в так называемых «самоделиях» игрушках, сделанных самимидетьми из подручного материала.
Если согласиться сутверждением некоторых психологов и этнографов о том, что древнеемифологическое создание, свойственное нашим далеким предкам по-прежнему срытоприсутствует в душе каждого нашего современника, тогда понятной становитсятакая великолепная сохранность в современной игрушке древних мотивов и образов,их блестящая сочетаемость с бытовыми сюжетами из жизни русской деревни начала XX века. Играющему такой фигуркой ребенку предлагалось нетолько вспомнить и воссоздать в игре мир, ему прекрасно знакомый: отношения всемье, виды крестьянского труда, развлечения и праздники — но и пофантазироватьна темы из далекого прошлого, неизменно связанные с циклом календарных исемейных обрядов.
Игрушка становиласьнепременным спутником детской жизни с самого рождения. В младенческом возрастеребенок получал игрушки, которые способствовали развитию ориентировочногодействия. Погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески яркой окраскипривлекали внимание младенца, помогая ему совершать первые движения. Игрушкаиздавала мягкий звук – это делало ее более привлекательной: ведь ее можно былои «послушать»! В два-три месяца малыш учился манипулировать ею – тянулся,схватывал игрушку. Развлечение такого рода формировало координацию движений,позволяло уловить результат предпринятых действий: звук!
На Севере (вАрхангельской области) в качестве таких погремушек могли быть использованыдеревянные и берестяные. Щепные (деревянные) погремушки выполнены из множествапланок, образующих кубические камеры, в каждую из которых помещена горошинка,камешек или дробинка. Исследователи видят в этой детской забаве удивительныйпример созвучия северной архитектуры и народной игрушки: их общность обряда,восходящего к языческим временам, когда одним из самых распространенных культовбыл культ дерева.
По мере того, какребенок подрастал, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали емуучиться ходить, развивали способность ориентироваться в пространстве. Для этойцели служили разные напольные каталки и каталки на палочке. При всейнезатейливости игрушка буквально завораживала, оживая в движении, увлекала засобой – и ребенок учился ходить. Когда у малыша появлялась устойчивая иуверенная походка, он начинал играть с другой каталкой – на веревочке. Чащевсего это был конь на колесах. Он следовал за ребенком по пятам покорно волемаленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства,что способствовало развитию его самосознания. Крестьянский ребенок распоряжалсяигрушками вполне самостоятельно примерно с двух лет. (Мнение Дайн). Его игровойнабор был обычно небогат, зато отличался практичностью.
По мнению психологов,ребенок уже после семи месяцев может действовать с двумя предметамиодновременно (всовывать их, вкладывать, вынимать, нанизывать предметы). Такиедействия ребенок вполне мог совершать с предметами домашнего обихода: подбиратькрышку к туеску, группировать по цвету и величине крашеные яйца, вставлятьменьшую корзинку в большую по размеру и т.д. Этим можно объяснить тот минимумигрушек, которым обходился крестьянский ребенок: при описании данногокрестьянского быта этнографы часто просто обходили стороной их вниманием.
Постоянно нарастающуюпотребность в практическом познании окружающей среды ребенок мог удовлетворитьс помощью игрушечных орудий: игрушек для бросания и стрельбы – мячей, луков,борон, топоров, тележек, корзинок, прялок и т.д. При этом важным было нестолько то, насколько отработаны были соответствующие действия, а то, чторебенок усваивает сам принцип употребления орудий, таким образом приобщаясь кповседневному крестьянскому труду.
Опыт народнойпедагогики всегда учитывал то, что в определенный возраст возрасталивозможности подражания действиям взрослых людей: именно тогда и наступало времяосваивать не только игры, но и трудовую деятельность.
Раннее детствокрестьянского ребенка (по мнению исследователей) – время нового отношения кмиру предметов. Они выступали уже не просто в качестве удобных дляманипулирования, но в том назначении, которое закреплено за ними в общественномопыте, что он живет в окружении немногочисленных вещей: не только красивых ипривлекательных по форме, но и строго функциональных. Таким образом, набор игри игрушек детей русского Севера обучал, главным образом, категориямкрестьянской эстетики.
Игра является ведущимвидом деятельности дошкольника. Особенностью игры (по мнению психологов) детей,начиная с 3 лет, является использование в ней предмета-заместителя реальногообъекта в качестве опоры для мышления. Главным при этом оказывается то, чторебенок учится мыслить о реальном предмете, используя его знак, носящий то же название– игрушку, выступающую в качестве условной копии реального предмета,полуфункциональный предмет из природных материалов. Предмет-заместитель(игрушка) напоминая и утверждая в сознании ребенка связь, существующую междуотсутствующим предметом и обозначающим его словом, по-новому раскрывалсловесное содержание действительности.
Этнографы указывают насвязь различных детских забав и игрушек с календарными обрядами. В марте детистановились непременными участниками «закликания весны»; их помощниками в этомделе были рукотворные птички из самых разных материалов: теста, глины, дерева.Игрушки участвовали вместе с детишками и в святочных и рождественскихколядованиях, масленичных гуляниях, весенних и летних торжествах.
Мир детских интересовсуществовал в единстве с ритмом времен года, переплетаясь с трудовыми буднямидеревни, с ее образами и празднествами. В нем были свои, негласно установленныенормы поведения, свои написанные правила и законы, соблюдались свои игровыетрадиции. В игрушку вкладывался, подчиняясь законам детского мышления, реальныйжизненный опыт, в ней жила преемственность поколений, осуществлялась связьпрошлого, сохранившегося в древней символике фольклора и узорочья, настоящего ибудущего, только рождавшегося в душе ребенка, понимания мира и его законов». [1, 23-25]
«Мир игрушкиудивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современностьи традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигаетнакопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и навыставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыминародными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Игрушки сегодня –и популярные «актеры» театра, герои многих спектаклей, мультфильмов,телепередач. Как символы они участвуют в праздниках и обрядах, в международныхфестивалях и чемпионатах. На городских улицах наше внимание привлекаютигрушки-рекламы, а в салонах автомобилей, самолетов, кораблей можно увидетьзанимательные игрушки-талисманы. Мы дарим их и как сувениры, памятные подарки,украшаем ими интерьер. В тесном, повседневном общении с ними мы забываем о том,что игрушки существуют с незапамятных времен, являясь частью народной культуры.
В игрушке по-своемуотразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла ихудожественного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал своиигрушки, передавая в них свой взгляд на мир, свое мироощущение. Игрушки народовразных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты.У многих народов встречаются однотипные игрушки, с поразительным сходством ихконструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью народныхкультурных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались втруде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали содинаковыми природными материалами. Родство народных игрушек делает их общепринятымидля всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека снаследием мировой культуры.
Сегодня мы особенноостро понимаем, как важно сберечь для современной культуры историческоепрошлое, как необходимо сохранить традиционное народное искусство». [6, 5]
«В русской игрушке, еесодержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре,красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергиярусского народа, его способность скупыми средствами создавать выразительные иодухотворенные образы. Именно поэтому народная игрушка рассматривается как одиниз равноправных видов народного искусства и как самобытная область русскойнародной культуры». [25, 2]
«Много интересногонаблюдали этнографы в XIX – начале XXвека, изучая быт крестьянских детей. Особенно в глухих северных деревнях, гдедольше сохранялись обычаи старины, детские игры удивляли своейподражательностью. Они увлеченно «изображали» трудовую жизнь крестьян, ихповседневные заботы и радости. Почти все обрядовые празднества деревни так же«проигрывались» в детских играх и особенно часто свадьба – красивый и торжественныйнародный обряд. Мастерски разыгрывали ее дети со своими куклами. Сцена засценой с песнями и танцами проходили сватовство, посиделки, девичник, венчание…и так повторялся весь сложный обряд свадьбы со всеми действующими лицами иподробностями. Примечательно и то, с каким особым вниманием относилиськрестьяне к детским играм. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры,не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. И объясняется этотрадиционностью народной культуры, ее глубинными историческими связями. Дело втом, что в далеком прошлом с помощью игрушки в играх-упражнениях обучали детейтруду. Игра и игрушка были необходимы, чтобы передать от старшего поколениямладшему накопленный трудовой опыт. Поэтому детские игры и игрушки, как и прочиепредметы и явления, в древности наделялись сверхъестественной магической силой.Эти верования долгое время сохранялись у разных народов, оставались они и урусских вплоть до XX века.
Считалось, что детскиеигры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, когдадети много и усердно играют в куклы – будет в семье прибыль. Если же небрежнообращаются с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушки охраняют детскийсон и покой, и как «оберег» клали их в зыбку рядом с ребенком. Важную рольотводили кукле – она была символом продолжения рода, и игры в куклы особеннопоощрялись.
Все эти народныеповерья передавались из уст в уста, по традиции, подобно сказам и песням, и,конечно же, отражались в самих игрушках, в их образах». [6,18]
«Появившись в далекомпрошлом, игрушка, как и другие виды народного искусства, долго сохранялаотголоски древнейших представлений и верований. Довольно ярко они проявляются втряпичных куклах, издавна бытовавших в исконной крестьянской среде. Характерныв этом смысле куклы Курской области, изготовленные в начале нашего столетия.При всей узнаваемости и даже этнографичности костюма они не имеют лица: вместонего – белая гладь мягкой льняной ткани. Еще совсем недавно во многих русскихдеревнях существовало своеобразное табу. Оно запрещало обозначать на куклелицо, чтобы в нее не «вселился» злой дух, который, якобы, мог нанести вредребенку. В наивном народном суеверии отчетливо слышится эхо далекиханимистических воззрений, когда все происходящее объяснялось действием добрых излых сил. Здесь очевидна и магическая охранительная функция игрушки,закрепившаяся за ней, как свидетельствуют этнографические и фольклорныеисточники, с незапамятных времен». [25, 3]
«Не только тряпичныекуклы рассказывают нам о роли игрушки в далеком прошлом. В сохранившихсятрадиционных игрушечных темах и сюжетах еще со времен славянского язычествапо-разному перепевались полюбившиеся образы медведя, оленя, женщины, коня,всадника, птицы…
С этими же образами мывстречаемся и в других произведениях народного творчества: в сказках, песнях,архитектуре, предметах быта. Деревянные кони, птицы, олени венчали крышисеверных изб, эти образы присутствовали в резьбе и росписи мебели и утвари,ярким шитым и тканным узором ложились на праздничные полотенца. Ворнаментальном убранстве русских прялок и женских одежд присутствуют мотивыдерева, его ветви, листья, цветы и плоды, олицетворяя идею плодородия.Живительное солнечное тепло и благополучие «давали» прилежному земледельцу идругие обитатели славянского «Олимпа». Медведь – один из ведущих персонажейнародных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.Козел, олицетворяя добрую силу, покровительствовал урожаю, баран и коровасимволизировали плодородие и могущество, олень был символом обилия, удачногобрака. Все эти мифические фольклорные образы, наполненные многозначным смыслом,входили в целостный комплекс народных представлений о жизни и окружающем мире.Укореняясь в сознании людей, они несли в себе культурную традицию, не обрывающуюсясвязь времен. Живой частью народной традиции были игра и игрушка. Через века ипоколения пронесла народная память традиционные игрушечные образы. Мастерасоздавали их не просто по давней дедовской привычке, они ощущали себяносителями культурной традиции, созидателями, соучастниками коллективноготворчества. Немаловажная и равноправная роль отводилась в этом и младшемупоколению.
В деревенской среде,где человек близок к природе и земле, дольше сохранялись народные представленияи обычаи прошлого. Их наблюдали и в детских играх. Ребенок не только игралигрушками, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно – это побуждалоего к труду, к творчеству – вот одно из главных достоинств русской крестьянскойигрушки. Мальчики, в основном, мастерили игрушки, девочки шили для них одежду.Тем самым у детей формировался стереотип мужчины и женщины. Вид, формы фигуры иодежды кукол также играли в этом роль.
С помощью игрушек изрук в руки передавался младшему поколению жизненный и культурный опыт отцов идедов». [6, 20, 32]
«Маленькая тряпичнаякукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир инесет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день». [21,125]
«Готовясь статьматерью, женщина изготавливала куклу и укладывала ее в колыбель еще до рожденияребенка. Кукла считалась оберегом, она отгоняла злых духов, оберегала детскийсон и поэтому была неразлучна с детьми. Едва только девочки подрастали, онисами пытались изготавливать простые, «несшитые» куклы. Приемы их изготовленияочень разнообразны и сами материалы, используемые для создания кукол. Часто ихпросто скручивали из ткани, но иногда основой служило дерево, солома или глина.Игра с куклой включала в себя обязательное общение и поэтому способствовалаформированию речи у ребенка.
Девочки постаршеизготавливали более сложных сшитых кукол, так как умели владеть иглой. Одеждатакой куклы, как правило, отражала все особенности традиционного взрослогокостюма. Она создавалась из тех же тканей, что и взрослая, сохраняла не толькогеографические, но и половозрастные, сезонные различия, особенностипраздничного и повседневного костюма. Для более старших детей кукла былапредметом, при помощи которого осуществлялось знакомство со взрослым миром,формировалось этническое самосознание, передавался исторический опыт.
Кукла выполняла ещеодну важную функцию – трудовую. Девочки получали навыки шитья одежды, плетенияпоясов, изготовления головных уборов для куклы. Являясь предметом постояннойзаботы со стороны девочек, кукла служила обучению ведения хозяйства. Крометого, уже с семилетнего возраста девочка могла быть няней в чужой семье, иумение сделать куклу для ребенка было просто необходимым». [21, 126]
«Следует сказать еще ободной важной функции куклы – она являлась покровительницей женского плодородия.Среди тряпичных кукол чаще встречаются именно женские персонажи». [35, 60]
Таковы основы символикиженского в народной культуре. Это понятие передавалось ребенку в виде куклы, ввиде костюма. Кукол часто дарили на свадьбу, они считались символом девичьейкрасоты, хранительницами домашнего очага. Существенное значение для передачитрадиции имели игры детей с куклами, например, игра в свадьбу.
«Куклы-мужчины былиочень условны, они напоминали скорее знаки кукол». [35,61]
Основная игрушкамальчика – это конь, т.к. это животное для наших предков было и вернымсоратником в битвах, и выносливым помощником во всех крестьянских заботах. «Исо времен былинных богатырских мог сказать каждый ратник и оратай: «Добрый коньподо мною – Господь надо мною».
А связь этогоблагородного животного со сверхъестественными силами была замечена ещерусичами-язычниками. И именно поэтому любое изображение коня в крестьянскомбыту стало носить сакральный смысл, символизируя собой образ Солнца, образ богаХорса. А у крестьянских детей той поры неизменными спутниками деревянного конябыли игрушечная соха и борона, приобщающие мальчиков к будущему трудухлебопашца». [16, 102]
Таковы основы символикимужского в народной культуре. Это понятие «пахаря», «кормильца» передавалось ввиде игрушки (куклы, коня).
Итак, кукла, как идругие игрушки, — «пластичный и многогранный инструмент народной педагогики,позволяющий с первых дней вести ребенка в осязательное соприкосновение сприродой при помощи натуральных материалов (дерева, глины, соломы, ткани). Онахудожественно объясняет простую мудрость мироустройства, вводит в ежегодноповторяющийся календарный цикл и в важнейшие фазы человеческой жизни, издавнасвязанные с обрядами.
Через куклу происходитосвоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру, формирование вдочке матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага, формирование всыне необходимых черт хозяина, кормильца, вовлечение в непрерывную традициюнародного творчества путем собственного участия в изготовлении игрушек с самогомалого возраста, а главное – воспитание творческого отношения к миру.Традиционная кукла напоминает людям о том, что кроме роботов и компьютеров естьвысокая простота жизни человека в гармонии с природой, что это необходимаяоснова для полноценного бытия на земле». [21, 125]
Самые прозорливые изсовременных «нянь» – руководители детских студий, педагоги, мастера –справедливо рассматривают традиционную куклу как незаменимый материал дляприобщения детей к народной культуре, дающей безграничные возможноститворческой самореализации и развития личности ребенка». [33, 14]
Дистервег считал, чтопри воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, вкоторых родился и живет ребенок, а также всю современную культуру страны,являющейся родиной ребенка. Сегодня смоделировать условия, где бы ребеноквпитывал традиционную культуру вместе с окружающей природой, действительностью,языком практически невозможно. Современному человеку нужен иной путь вхожденияв фольклор, народную культуру, как бы со стороны.
В кружках прикладноготворчества и фольклорных ансамблях занимается лишь небольшое количество детей. Рассказыбабушек о народной культуре, быте деревни играют важную роль в воспитанииребенка. Постепенно дети начинают запоминать не только то, чем занимались впраздник, но и как выполняли то или иное действие. Таким образом, учащимсяматериал доступен.
Итак, анализ литературыпо проблеме показал, что социальная и половая дифференциация являетсяотражением естественного процесса усвоения образцов поведения, характерных длямужчин и женщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства,произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесссоциализации ребенка.
Кроме того, следуетсказать, что постоянный процесс смены культурных явлений отражается и надетской игре и игрушке. Значительная часть детских игр является имитациейэпизодов семейной и общественной жизни.
ГЛАВАII. Произведения народной художественной культурыкак средство влияния на представления детей об отношениях в социуме (программатренинга)
Содержание программы тренингасодержит три блока.
Цель программы:расширение представлений детей о народной художественной культуре; устранениеискажений стереотипов поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка сосверстниками.
Задачи:
1. Формированиеинтереса к произведениям народной художественной культуры;
2. Расширение знанийдетей о родном городе;
3. Развитие уменийпонимать и ценить народное творчество;
4. Развитиекоммуникативных навыков;
5. Созданиеположительного эмоционального настроения.
Содержание программы:
Блок 1.«Мальчик и девочка» (совместная деятельность икультура общения полов).
Цель: Коррекция у детейнежелательных черт характера и поведения.
Тематика занятий:
1. Знакомство(умение начать и поддержать знакомство).
2. Умение держатьсебя (нравиться).
3. Как вести себя(правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице идр.).
Возможные типы заданий:
1. Игры на развитие основныхэмоциональных состояний: внимания, интереса, радости, сосредоточенности и т.д.Выразительные движения тела и мимика лица.
2. Игры на развитиеумения познакомиться, умения держать себя, правильно вести в различныхситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.
Блок 2. «Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды;символика вещей».
Цель: Познакомить детей стем, что вещи в народном быту имели символическое, защитное значение, через нихнарод выражал свои знания и представления об устройстве мироздания. Эти знаниябыли сложными, глубокими и уважаемыми. Именно с этим связано то, что вещисоздавались мастерами не по личному предпочтению, а по строгим правилам. Изпоколения в поколение передавались приемы работы, символические цвета, символыузоров и т.д.
Тематика занятий.
- Художественнаяобработка материалов: Туес из бересты; Деревянные игрушечные кони;Конь-качалка; Народная кукла; Игрушки наших предков: шаркунок.
Возможные типы заданий.
1. Сделатькуклу-оберег, чтобы ее можно было подарить. Подобрать соответствующую одежду.
2. Подобрать костюмдля бумажной куклы из цветной бумаги. После изготовления народной куклыпредложить беседу. Примерные вопросы:
-Почему именнотакую куклу сделал(а)?
-Кто будетиграть с ней (девочка или мальчик)?
-Какую судьбуона предрекает девочке или мальчику?
-Видел(а) ликогда-нибудь раньше такую куклу? Где? Есть ли дома?
-Какая этокукла: взрослая или ребенок?
-Чем оназанимается?
-Кому бы тыхотел(а) подарить эту куклу?
-Если бы у тебябыли дети, какие бы куклы ты подарил(а)?
-Какую бы тыподарил(а) куклу при рождении девочки, мальчика, чтобы было оберегом?
Блок 3. «Мастера г.Барнаула».
Цель: познакомить детей створчеством талантливых людей, с историей города.
Обзор программы:Раздел (блок) Темы занятий Кол-во часов
1. Мальчик и девочка
(совместная деятельность и культура общения полов).
1. Знакомство (умение начать и поддержать знакомство).
3. Умение держать себя (нравиться).
4. Как вести себя (правила хорошего тона в различных ситуациях – в школе, в театре, на улице и др.).
1
1
1 2. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символы вещей.
1. Художественная обработка материалов:
— Туес из бересты.
— Деревянные игрушечные кони. Конь-качалка.
— Народная кукла.
— Игрушки наших предков: шаркун.
2
2
2
2 3. Мастера г. Барнаула
1. Познавая прошлое – лучше ценить настоящее (история г. Барнаула).
2. Таланты Барнаула (о знаменитых людях нашего города).
3. Где она – там козуля и частушка (о мастерах-народниках).
4. Посещение концерта русской народной песни).
3
3
2
2 Итого: 21
В основе программы лежитигровая деятельность детей, т.к. это один из основных видов деятельностимладших школьников. Поэтому необходимо в структуру занятий включать игровыемоменты. Например, можно провести игру «Посиделки», используя изготовленныедетьми куклы (тряпичные, соломенные, из ниток) и т.п.
Разработанная программа помогаеткорректировать у детей нежелательные черты характера и поведения, а такжепозволяет узнать много нового о забытом прошлом. Дети узнают, какие традициисуществовали в народной культуре, тем самым их жизненный опыт станет богаче.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы попроблеме показал, что социальная и половая дифференциация является отражениеместественного процесса усвоения образцов поведения, характерных для мужчин иженщин через родителей, взрослых, сверстников, произведения искусства,произведения народной художественной культуры, и входит в общий процесссоциализации ребенка.
Анализпсихолого-педагогической литературы показал, что полоролевая социализация в еесовременном виде приводит к «парадоксальным результатам»: мальчиков как бытолкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив, — нагиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, вомногом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.
Важным компонентомнародно-художественной культуры является игрушка, «пластичный и многогранныйинструмент народной педагогики, позволяющий с первых дней вести ребенка восязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов(дерева, глины, соломы, ткани). Она художественно объясняет простую мудростьмироустройства, вводит в ежегодно повторяющийся календарный цикл и в важнейшиефазы человеческой жизни, издавна связанные с обрядами. Через игрушку происходитосвоение бытия конкретного этноса, введение в его культуру.
Основной вывод даннойработы состоит в том, что произведения народной художественной культурыоказывают целенаправленное воздействие на характер представлений детей о социальноми полоролевом поведении.
По результатампроведённого исследования литературных источников, создана программа тренинга,которая позволит оптимально и творчески решать педагогические задачи, используяматериал о значении народной художественной культуры как средства формированияпредставлений детей об отношениях в социуме.
Списоклитературы
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемыусвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-С.74-81.
2. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина.– СПб:ГОО «Респекс»,1994.-233с.
3. Блинов Г. Погремушка // Народноетворчество.-1993.-№ 4.-С.45-49.
4. Виноградов Г.С. Этнография исовременность // Этнографическое обозрение.-1993.-№ 1.-С.200-216
5. Галин А.Л. Личность и творчество.–Новосибирск, 1989.-309с.
6. Дайн Г.Л. Русская игрушка.–М: Сов.Россия,1987.-248с.
7. Детская психодиагностика ипрофориентация /Под ред. Л.Д.Столяренко.– Ростов н/Д: Феникс,1999.-441с.
8. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчикии девочки – два разных мира.– М: Линка-Пресс,1998.-178с.
9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половоевоспитание и психогигиена пола у детей.-М.: Просвещение,1998.-233с.
10. Каршинова Л.В.Традиционная русская игрушка Подмосковья // Народное творчество.-1996.-№ 6.-С.301-316
11. Коломинский Я.Л.Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте.– Минск,1985.-190с.
12. Коломинский Я.Л.,Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.– М: Просвещение,1998.- 221с.
13. Кон И.С.Психология ранней юности. – М: Просвещение, 1989.-235с.
14. Кон И.С.Психология половых различий // Вопросы психологии.-1981.-№ 2.-С.47-56.
15. Кочубей Б.И.,Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.-М,1988.-344с.
16. Летчикова О.Г.Полцарства за коня, или Магия старинной игрушки // Народное творчество.-1996.-№5.-С.34-39
17. «Мир детства» втрадиционной культуре народов СССР.– Л.,1991.-211с.
18. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.– М: Изд.Центр Academia,1999.-438с.
19. Мухина В.С.Детская психология.– М.: ООО Апрель Пресс,1999.-176с.
20. Мухина В.С.Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.– М.:Педагогика,1981.-347с.
21. Народная культураРусского Севера / Отв.ред. Дранникова.– Изд.ПГУ,1998.-207с.
22. Овчарова Р.В. Практическаяпсихология для учителей начальных классов.– М.,1996.-468с.
23. Осорина М.В.Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.– СПб: Питер,1989.-435с.
24. О нежных нравах идобром воспитании /Отв.ред. Буторина Т.С.– Архангельск,2001.-233с.
25. ПеревезенцеваТ.Г. Русская народная игрушка.–М: Внешторгиздат,1980.-342с.
26. Популярнаяпсихология для родителей /Под ред. Бодалева А.А.–М: Педагогика, 1989.- 105с.
27. Репина Т.А. Воспитаниемальчиков и девочек //Дошкольное воспитание.-1984.-№ 6.-С.50-51.
28. Репина Т.А.Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольноевоспитание.-1984.-№ 4.-С.28-30.
29. Репина Т.А.Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду. // Вопросы психологии.-1984.-№4.-С.62-69.
30. Римская Р., РимскийС. Практическая психология в тестах. – М.: Пресс, 1999.- 393с.
31. Салмин А.К.Этнология религии и народный обряд // Этнографическое обозрение.-1994.-№ 2.-С.45-62
32. Семенов В.Е.Искусство как межличностная коммуникация.– СПб,1995.-453с.
33. Соловьев В.Я.Тихий голос русской игрушки // Народное творчество.-1999.-№ 1.-С.34-46Эльконин Д.Б. Избранныепсихологические труды.– М.,1995.-783с.