Реферат по предмету "Психология"


Формирование полоролевых представлений у детей дошкольного возраста

/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1   Влияниеэмоциональных отношений родителей на формирование у детей в ранние годы чертбудущих женщин и мужчин.
1.2   Психологический климат в семьекак фактор формирования полоролевой идентификацииребенка.
1.3Формирование сексуальности в ранние годы.
ГЛАВА2. АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
2.1Цели, задачи и методы эксперимента
2.2Интерпретация результатов эксперимента
2.3Разработка рекомендаций родителям и игровых занятий сдетьми на основерезультатовэксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.
 

ВВЕДЕНИЕ.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДОШКОЛЬНИКОВ
Формирование основныхкачеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни.Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностныхвзаимоотношений и, в частности, тех, которые составят основу будущих семейныхотношений.
На важность решения этихвопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А.Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большоезначение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст,когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов,которыми наделены их родители.
Именно дошкольный возрастявляется сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах иобязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи соответственно — дочери, жены,матери.
Цель исследования –выявить уровень сформированности полоролевых представлений у детей дошкольноговозраста, методом наблюдения, беседы и проективной диагностики, и разработатьряд мероприятий для коррекции недостатков, рекомендации для родителей.
Из выше обозначенной целиисследования вытекают задачи исследования:
Изучение литературныхисточников по теме формирования идентификации с полом у дошкольников,
Выявление факторов, влияющихна формирование представлений о половой принадлежности у детей дошкольноговозраста,
Разработка игровыхзанятий, с целью повышения осведомленности детей об их принадлежности к полу,
Проведение занятий,выработка рекомендаций для родителей,
Проведение диагностикиметодами – наблюдения за игрой дошкольников, беседы с детьми, проективнойрисуночной методике «Моя семья» – первичного и повторного проверочногохарактера.
База проведенияисследования – детский сад №45, подготовительная группа. Средний возрастиспытуемых составил 6,7 лет. Группа испытуемых – в количестве 15-ти человек.
Гипотеза нашегоисследования – у детей 6-ого — 7-ого годы жизни возможно формирование четкихпредставлений о роли женщины и мужчины в семье: круг их обязанностей,ответственность перед членами семьи, проявление заботы и уважения друг к другу.Мы предполагаем, что с помощью игровых занятий, разъяснительных бесед ирекомендаций родителям можно корректировать представление детей опринадлежности к полу, о социальных ролях, свойственных женскому или мужскомуполу. Существенное влияние на формирование этих качеств, с нашей точкизрения, окажет, прежде всего, правильная организация игры на семейные сюжеты.
Практическая значимостьнашего исследования заключается в том, что результаты данной работы можноиспользовать для практической деятельности в работе воспитателей и психологовдетских дошкольных учреждений, а так же для статистических данных и научныхработ.

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Влияние эмоциональных отношений родителей на формированиеу детей в ранние годы черт будущих женщин и мужчин
С первых дней жизниребенок развивается как социальное существо и его семья — первое зеркалочеловеческого общения, условие и источник развития будущей личности. Многиепроблемы семьи возникли не вчера. Им уделяли внимание ведущие педагоги еще в18-ом веке.
Так в трудах Жана ЖакаРусо мы находим советы по воспитанию девочек и мальчиков, как будущихсемьянинов. Он считал, что воспитание девушки должно коренным образом отличатсяот воспитания юноши. Социальное назначение женщины, с его точки зрения, — бытьматерью, вести хозяйство, создавать семейный уют. Эти качества и следуетразвивать у девочек. Его точка зрения отличается от современных представленийтем, что он ставил на первый план воспитание в девочке повиновения ипокорности, готовность усвоить чужие взгляды. Из мальчика же можно воспитыватьсвободного самостоятельного гражданина (девушке он отказывал всамостоятельности). Его идея разного подхода к полу актуальна и в настоящеевремя.
Большой вклад вразработку научных основ семейного воспитания внес Петр Францевич Лесгафт. Наоснове многочисленных исследований врачей, психологов, педагогов он попыталсяустановить объективные закономерности развития и воспитания ребенка в условияхсемьи. Нужно «уважать личность ребенка в единстве с требовательностью, неподлаживаться под детский характер. Тогда дети, включенные в сферу человеческихотношений, станут более внимательными к взрослым, уважительны в общении. Какимиони видят старших, такими во многом становятся в последствии».
Большое вниманиевоспитанию будущего семьянина уделял А. С. Макаренко. Говоря о воспитаниибудущего полового чувства ребенка, он имел в виду воспитание у него чертыбудущего семьянина. «Каждый родитель, каждый отец или мать должны поставитьпред собой такую цель, чтобы будущий гражданин, или будущая гражданка, которыхони воспитывают, могли счастливы только в семейной любви….». Он писал, чтоуспех в воспитании будущего семьянина зависит от:
1 — примера отца иматери;
2 — воспитания чувствалюбви у ребенка. (Если ребенок не научится любить отца, мать, братьев, сестер,то трудно рассчитывать, что в будущем он способен будет полюбить избранную имженщину. Любовь неполовая — дружба, лучшее средство воспитания будущегосемьянина);
3 — загруженности ребенказаботой и работой.
Большое значение придавалэтому вопросу врач Беджамин Спок (36), который считал, что уже к трем годамдети начинают осознавать себя по-разному: мальчик чувствует свою принадлежностьк мужскому полу. В играх он представляет себя шофером, летчиком,милиционером…Мальчик воспринимает отношение отца к другим мужчинам и женщинам.Большую роль в этом отношении имеет его любовь к отцу т. к. он готовитсявыполнять моральные, социальные и профессиональные обязанности мужчины. Адевочка, по его мнению, хочет быть похожей на мать. К этому возрасту, онаначинает понимать, что ей предназначено быть женщиной, и она стремится бытьпохожей на мать и других женщин. Она уделяет большое внимание домашним делам иуходу за маленькими детьми или куклами. Разговаривая с ними, она употребляет теже выражения и интонации, что и её мать в разговоре с детьми.
Б. Спок считает, чтопосле трех лет любовь мальчика к своей матери приобретает романтическийхарактер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Он уверен, чтоего мать самая красивая, самая хорошая на свете и может заявить, что женится наней. Маленькая девочка испытывает те же чувства к отцу. Эти сильныеромантические привязанности, с точки зрения Б. Спока, помогают духовномуразвитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположномуполу, которое в последствии приводит к счастливому браку. Он также обращаетвнимание на то, что иногда ребенок стремится безраздельно владеть предметомсвоей любви и не может не чувствовать ревности, например к отцу, который любитмать. И ему в этом случае кажется, что и отец испытывает такие же чувства кнему. Кроме этого, детей мучает вопрос, почему мальчики отличаются от девочек. Б.Спок утверждает, что эти чувства проходят, и что они есть своеобразнаяподготовка детских чувств к будущей роли отца и мужа, или жены и матери.
 
1.2 Психологическийклимат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка
Один из ведущихспециалистов в области педиатрии и детской психологии Аллан Фромм (42) уверен,что малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научитсявоспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.Мальчик подражает мужественности отца, девочка — женственности матери. Наблюдаяв повседневной жизни своих родителей, дети учатся как вести себя с людьмипротивоположного пола. Но правильное отношение полов родители могут датьребенку только в том случае, если они сами не заблуждаются на этот счет. «Азначит, половое воспитание должно быть направленно прежде всего на родителей,делает он вывод, а уж потом на детей» (42, стр.96). Он постоянно подчеркиваетмысль — психологическая уравновешенность ребенка зависит от близости его сродителями. Любовь в семье должна делится между всеми членами семьи, а непринадлежать кому-нибудь одному.
Эти же мысли мы встречаему Рутман Э. М. И Искольдского Н. В. (26), где авторы, опираясь на исследованияученных, убедительно доказывают важность общения ребенка с матерью с моментарождения.
Но особенно обращаютвнимание на роль отца, который, по их мнению, уже в раннем возрасте являетсядля сына своеобразным примером и влияет на процесс половой идентификации.
При обследовании семей сразными типами отношений они выяснили:
Когда мать является главойсемьи, мУскулинность сыновей в возрасте трех лет слабо выражена. Пассивные отцымало влияют на формирование мужских черт у сыновей.
Мальчики, выросшие внеполных семьях, бывают излишне агрессивными. Эту мысль развивают Б. И.Кочубей, Л. Островская (14). Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинаютпредпочитать мужские игрушки и отвергать женские (куклы), тогда как детисуровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего пола». Авторитетностьотца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в семье, мешает развитиюмужского самосознания. А вот главенство мужчины в решении наиболее важныхвопросов семейной жизни являются важным положительным моментом.
Он указывает, что дефицитмужского влияния в ходе взросления девочки затрудняет её развитие как будущейженщины. «Отец, его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношения с ним,запоминаются, порой бессознательно, и становятся образцом (положительным илиотрицательным), к которому будут в последствии притягиваться (или от которогобудут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчиной»(Кочубей Б. И. и др. 15 стр.45).
Кочубей Б. И., ОстровскаяЛ. и др. обращают внимание на то, что огромную роль в судьбе девочки играетоценка отцом её внешней привлекательности, даже в школьные годы. Если дочь ненравится отцу и он на это указывает, то её женская судьба будет нелёгкой.Нелегко будет и той, которая выросла в атмосфере отцовского обожания. Ну хужевсего той которая лишена мужского образца.
В самом лучшем положениинаходится девочка, чей любящий отец (дядя, дедушка) мягко и ненавязчивонапоминает ей о красоте, достоинстве, формируя положительное отношение к себе.
Кочубеем Б. И. приводятсятакже данные о том, что сексуальные отношения женщин, выросших в полных семьях,более устойчивы, чем у женщин, выросших без отца. Женщины, которые вспоминаютсвоих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак как удачный,чем женщины, в памяти которых остался образ холодного и не любящего отца.
Авторы С. Г. Агарков, Г.Ф. Дейнега, Н. В. Малярова (1) выражают свой взгляд на влияние эмоциональныхотношений родителей на детей. Считают, что эмоциональный настрой вовзаимоотношениях супругов имеет немаловажное значение, так как ребенок сраннего детства вовлекается в эти взаимоотношения. Конфликты, возникающие междуродителями, отражаются на его психике, характере и будущей жизни.
Ребенок впитывает в себявсе происходящее вокруг него, хорошее и плохое. И если в семье конфликт — ребенок невольно впитывает эмоциональный строй конфликта.
Этой же точки зренияподдерживается Менза Анзорг: «Даже если дети очень малы, они все равно ощущаютконфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония семейныхотношений значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать»,если в семье царит раздражительная атмосфера. Дети дошкольного возрастареагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Дляних внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большоезначение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помирится».(Л. Анзорг 2, стр.88)
Эмоциональнаянестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствиеединства мнения родителей в их педагогическом воздействии на ребенка приводитчасто к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия всвои силы и способности, замкнутости и нелюдимости. Линда Анзорг раскрываетопыт решения проблемы неподготовленности молодоженов к семейной жизни.Доказывает необходимость целенаправленной системы воспитания будущего семьянинас новыми представления о своих правах и обязанностях как сына, мужа, отца,члена семьи — соответственно — дочери, жены, матери. Доказывает необходимостьраннего полового воспитания детей в семье.
Подобные же взглядывысказываются учеными Р. Дрейкурсом и В. Золцем (9), которые пытаются помочьродителям найти «золотую середину» в воспитании детей, отрицая многиекрайности, приводящие к нарушению процесса развития ребенка. Речь идет обустановлении определенного стиля общения в семье — стиля основанного насотрудничестве. Они уделяют большое внимание особенностям стиля общения в семьеи тону разговора отдельных её членов, предупреждая, что дети — весьма искусныенаблюдатели. Однако, зачастую, дети неверно истолковывают увиденное. Этоприводит к тому, что они делают неправильные выводы и избирают неправильныепути к самоутверждению. Из увиденного дети делают свои выводы, основывая на нихсвоё поведение.
Л. Беньямин сделаласледующий шаг в анализе проблемы влияния поведения и отношений родителей наповедение ребенка. Разработанная ею и хорошо экспериментально обоснованнаямодель взаимоотношений в диаде «родитель — ребенок» позволяет не толькохарактеризовать поведение родителей и поведение ребенка, но и учитывать тип ихвзаимоотношений. Согласно этой модели связь между поведением родителей иповедением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то жеповедение родителей, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отвечатьна родительское поведение «дополнительно», т. е. инициативой на предоставлениесамостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать народительское поведение и «защитное»—например, в ответ на отвержение ребенокможет пытаться вести себя с родителями так, как будто те любят его ивнимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить ихповедение по отношению к нему. Наконец, следуя логике этой модели, можнопредполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести себя по отношению к другимлюдям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследованииБеньямин специально рассматривается также вопрос о соотношении самосознанияребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связьраскрывается как интроекция (перенесение вовнутрь) родительского отношения испособов управления поведением ребенка. Так, например, пристыживание ребенкапревращается в самосознании в тенденцию к самообвинению, доминированиеродителей в отношениях с ним преобразуется в тенденцию быть «хозяином самогосебя», жестокое саморуководство. Один из основных факторов — климат в семье,атмосфера семейных отношений, которой дышит ребенок. Наиболее общиехарактерные черты детей одной семьи являются отражением той атмосферы, котораяцарила в их родительском доме.
1.3 Формирование сексуальности в ранние годы
Говорят, чтосексуальность — единственная из жизненных функций, которая не может обмануть.Существует три различных подхода к сексуальности, каждый из которых открываеттри её не схожих, но дополняющих друг друга аспекта (Жаклин Кан — Натан, ЖанКоэн, Жильберт Торджман, Кристиан Верду):
1. Естественно — научный.Сексуальность является источником постоянно обновляющейся информации,получаемой в результате объективного изучения анатомических, физиологических,эндокринных, гинекологических явлений.
2. Социальный, гдестановление каждой личности зависит от взаимоотношений с родителями с самогораннего детства, и в особенности взаимоотношения с матерью, что ипредопределяет все дальнейшее поведение и придаёт сексуальности особуютональность.
3. Эмоциональный.Представители этого направления предлагают отказаться от ошибки ученого АвлокаЭлиса, который, под предлогом объективности, дошел до полного отчужденияполового акта — от его эмоционального, семейного и социального контекста,оторвал его от личности и социальной среды.
Жаклин Кан-Натан, ЖанКоэн, Жильберт Торджман, Кристиан Верду считают самым разумным Фрейдовскийподход к сексуальности. Именно З. Фрейду (46) принадлежит заслуга обнаруженияфеномена на детской сексуальности. Это особая сексуальность, не имеющая вначале никакой генитальной окраски. Эту сексуальность З. Фрейд называлинфантильной. Половое влечение по Фрейду — это биологический импульс,нацеленный на разрядку организма, находящегося в состоянии возбуждения и егоосвобождение от любого отрицательного напряжения. Это та сила, котораястремится к поддержанию жизни. Он относит к сексуальным, таким образом, и теприятные ощущения, которые возникают при удовлетворении основных потребностей,таких как голод, жажда, опорожнение кишечника. С помощью этих физиологическихфункций грудной младенец вступает в контакт с окружающим миром. При этом любойучасток его кожи или слизистой может на себя брать роль эрогенной зоны. Либидознаяэнергия, лежащая в основе полового влечения, закрепляется последовательно, поЗ. Фрейду, за тремя особами зонами:
1). Оральная зона.На этом этапе у младенца устанавливается интимная связь с материнской грудью.Поцелуй в зрелом возрасте является развитием инфантильной оральной эротизации.
2). Анальная зона.В течении второго-третьего года жизни основная эрогенная зона перемещается в областьзаднего прохода.
3). Фаллическая зона.На четвертом — пятом годах жизни происходит новое перемещение эрогенной зоны.Во время гигиенических процедур, при ношении тесной одежды или в результатеобследования собственного тела ребенок начинает концентрировать своелибидиозное удовлетворение в области наружных половых органов. Наступает периодмастурбации. В этом возрасте мальчик или девочка начинают осознавать различиемежду полами.
Фрейд обнаружил, что Эросможет принимать форму слияния физиологических потребностей и эротическихудовлетворении. Направление основного противоречия З. Фрейд переместил вобласть противостояния принципа удовольствия, принципу реальности. Он считал,что ребенок потенциально обладает задатками всех последующих отклонений, и выдвинулидею жесткого зуализма: эроса и агрессии. Самое идеальное открытие Фрейда — Эдипов Комплекс, который наблюдается у детей четырех-пяти лет. Он сигнализируето вступлении человека в мир подлинной сексуальности. Появление Эдиповакомплекса означает, что мать уже не является центральной и единственнойфигурой. Это способ отделения себя от материнской власти. Это отречениеподавляет инфантильную сексуальность и провозглашает эру сублимации. Мальчик идевочка осознают пол. Для мальчика этот опыт становится позитивным; онподтверждает его мужской статус. Мальчики отождествляют себя с отцом. Ихагрессивность находит выражение в мужском типе поведения. Мальчики в этомвозрасте начинают обращать внимание на девочек; наблюдаются попытки совершитьполовой акт, хотя и сохраняющие форму игры. Девочка же воспринимает своиполовые органы в негативном ключе, как лишенные физического отростка, она внекоторой степени признаёт мужское превосходство. Стремление к обладаниюпенисом, описанное З. Фрейдом, становится формой женского протеста противсоциального господства мужчин. Проблема усложняется тем, что девочка на этойстадии вынуждена совершить болезненный переход. Она оставляет объект своейпервой любви (мать) ради отца. По завершению этого процесса Эдипов комплекспродолжается путем отождествления с тем из родителей, который принадлежит кодному с ребенком полу. Присутствие отца, замыкающего треугольную систему,является необходимым.
Начиная с 7 лет и допервого периода полового созревания, инфантильная сексуальность вступает в поруспячки или торможения. Этот промежуточный период используется ребенком при распределении еголичной энергии в направлении внешних социальных контактов. Эти положения З.Фрейда используются современными исследователями семьи и брака. Так, О. Лосева(18), изучая развитие интимной сферы человека, установила, что особенностиличности и поведения, свойственные полу, начинают развиваться с первых месяцевжизни и продолжаются до полного наступления зрелости. Этот процесс она называетпсихосексуальным развитием, который проходит в три этапа:
1). 5-7 лет. На этомэтапе происходит формирование полового самосознания, изменить которое вдальнейшем практически невозможно. О своей половой принадлежности ребенокузнает от окружающих, подтверждающих ее постоянно словами и поведением,различным в отношении мальчиков и девочек. Наблюдение и сравнение себя сдругими укрепляет половое самосознание. Примерно с 4-х лет начинается периодтак называемых «сексуальных игр» — «в доктора», в «маму — папу», в «дочки — матери»,во время которых дети рассматривают друг друга и сравнивают себя с другими. О.Лосева считает, что на первом этапе общения с близкими родственниками основнаяроль принадлежит матери. Теплый контакт с ней, её ласка и внимание, взаимнаялюбовь матери и ребенка создают основу для положительных отношений в дальнейшемс другими людьми.
2). С 5-7 до 12-13 лет.Происходит выбор половой роли, поведения, соответствующего психологическимособенностям ребенка и представлениям окружающих людей о мужественности (маскулинности)и женственности (фемининности). В этом возрасте происходит активное общение сосверстниками, формируется характер. Родители в этот период ещё являютсяобъектом подражания, моделью мужественности и женственности. Правильное полоролевое поведение родителей определяет формирование половой роли у ребенка. Этовозраст обособления мальчиков и девочек в однополые группы, что помогаетформированию типично «мужского» или «женского» поведения.
3). 12-18 лет.Формирование психосексуальных ориентации — охватывает период половогосозревания. О. Лосева считает, что дети, лишенные теплого отношения сродителями, вырастают неспособными испытать любовь к другим людям, в том числеи половым партнерам, с которыми у них могут закрепляться безразличные,ограниченные только рамками сексуального взаимодействия, отношения. Такие связине приносят настоящего удовлетворения и легко заменяются другими. Вступая вбрак, они не приносят в семью тепла, и это воспроизводят потом их дети. Неполучают этого запаса тепла дети, воспитывающиеся в детских домах, отданные вдетские сады на пятидневку.
О. Лосева предлагаетмальчикам предоставлять мальчикам больше возможностей для инициативы, развиватьних чувство ответственности и самостоятельности, ему необходимы физическаязакалка, тренировка выносливости и силы. Эти качества нужны будущему мужчине,но при этом важно считаться с индивидуальностью ребенка.
Девочке требуется большеласки, тепла, заботы, её следует приучать к аккуратности, чистоплотности,научить сугубо женским домашним делам, поощрять знания искусством, музыкой.
Детей обоего пола илюбого возраста нужно учить общаться — доброжелательно, уступая друг другу.
Лосева считает, чтосведения о половых различиях людей, о ролях мамы и папы в семье, о беременностии развитии ребенка в теле матери должны быть даны в дошкольном возрасте.Желательно, чтобы ребенок увидел телесные различия мальчиков и девочек.
Считает, что «сексуальныеигры» с обнажением и взаимным разглядыванием гениталий, представляют нормальноеявление и служат для укрепления знаний о половых различиях и утверждения себясамого как существа того или иного пола и выработке «половой роли», т. е.Поведения, свойственного полу.
Этой же точки зренияпридерживается и Д. В. Колесов (15), который считает, что эти игры не должнывызывать никакого беспокойства за исключением некоторых случаев: когда онизанимают слишком большое место среди других игр, когда в этих играх участвуютдети со значительной разницей в возрасте, или во время игры некоторые детиобнаруживают познания, слишком превосходящие познания других участников игры.
Автор новейших концепцийвоспитания и обучения детей раннего возраста в Японии Массару Ибукапридерживается подобных взглядов. Он считает, что родители должны воспитыватьсвоего ребенка с учетом пола. Если ребенок задает вопрос о своем рождении, тоон «должен получить ясный ответ. Не надо отшучиваться или лгать ему. Смущение инедомолвки родителей сделают эту тему запретным плодом и только распалят еголюбопытство, породят ненужные фантазии». (Массару Ибука, 12, стр. 59)
Кроме того, Д. В.Колесов(16)предлагает не только отвечать на вопросы детей, но и организовывать совместнуюдеятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделениюобязанностей в интересах общего положительного результата.
Внимательно изучивработы психологов, врачей и педагогов, можно сделать вывод — воспитание у детейчерт будущего семьянина необходимо начинать с раннего детства.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫВ СЕМЬЕ
 
2.1 Цели, задачи и методы эксперимента
Констатирующийэксперимент был направлен на решение следующих задач:
1). Выяснение пониманиядетьми своей половой принадлежности.
2). Выявлениепредставлений детей о роли мужчины (отца и мужа) и женщины (матери, жены) всемье.
Эти задачи решались припомощи следующих методов:
Проективнаядиагностическая методика «Рисунок семьи», с помощью которой можно определить нетолько тип взаимоотношений в семье, эмоциональное отношения ребенка кродителям, но и сформированность половой идентификации.
Устный опрос детей.
Наблюдение за игройдетей.
 
2.2 Интерпретация результатов эксперимента
 
Результаты опроса: для выяснения понимания детьми своейполовой принадлежности детям были заданы вопросы:
-     Кто ты, мальчик илидевочка?
-     Как определил?Откуда это знаешь?
Большинство детейопределили свою половую принадлежность по одежде и прическе характернойдля мальчиков или девочек («Я мальчик. Ношу шорты и рубашку», «Девочки вплатьях ходят, они заколки и банты носят») – 8 детей из 15-ти.
По биологическомупризнаку определилисвою половую принадлежность 2 ребенка из 15-ти.
Затруднились датьответ, хотя иназвали свою половую принадлежность — 5 детей из 15-ти.
Вывод: как мы видим,большинство детей правильно отождествляют себя с биологическим полом и пытаютсяуказать на характерные его признаки.
На вопрос «На кого изродителей ты бы хотел походить?» мы получили следующие ответы:Пол ребенка Хотел бы походить Итого На маму На папу На др.родствен. Мальчики 1 8 - 9 Девочки 4 2 - 6
Вывод: как мы видим, всвоем большинстве, девочки хотели бы походить на маму, а мальчики — на папу.
Результатыдиагностики:
Рисуночная методикапоказала достаточно неутешительные результаты – большинство детей из 15-ти,входящих в экспериментальную группу, обнаружили недостаточный уровеньсформированности полоролевой идентификации. Подробнее данные можно рассмотретьв таблице:Имя и пол ребенка Одежда, внешний вид, фигура, цветовая гамма. Миша, м Одинаковая одежда с папой, мама – в юбке, фигуры у разнополых членов семьи ничем не отличаются друг от друга. Цвет одежды у членов семьи мужского пола совпадает. Волосы у мамы и сестры чуть длиннее. Других отличий – не отмечено. Даша, ж Папа и брат изображены в брюках, мама и Даша в платьях, волосы у мужчин короткие, у женщин – длинные, женские фигуры – в пышных платьях. Саша, м Единственная мужская фигура – Сашина, отличается от фигур мамы и сестры одеждой, наличием сумочек в руках у женщин, цветом – жен. фигуры одинаковы, Сашина – другого цвета. Саша, ж Папа изображен в рубашке с пуговицами, брюках, галстуке-бабочке, женские фигуры – мама и Саша – в платьях, с длинными волосами, в туфлях женского типа, тогда как папа – без волос и в ботинках. Гриша, м Женская и мужские фигуры на рисунке отличаются одеждой – рубашка – у папы и сына, туфли на каблуках – у мамы и длиной волос, незначительно – цветовой гаммой. Диана, ж Обе женские фигуры на рисунке отличаются лишь ростом, в остальном – абсолютно сходны, большинство признаков женского пола учтено – длинные волосы, ресницы, выраженные губы, плечи уже бедер, платья, талия, туфли на каблуках. Дима, м Признаки принадлежности к муж. полу у папы и Димы выражены в достаточной степени – широкие плечи, брюки, короткие волосы, цветовая гамма одинакова. Мама — в платье, с длин. волосами, сестра – больше напоминает мальчика, но цветом – одинакова с фигурой мамы (сестре – неск-ко месяцев). Настя, ж В платье, с украшениями, прической и короной на голове – на рисунке изображена только мама, остальные фигуры – папа, брат, и сама девочка – обладают признаками мужского пола, как по цвету, так и по внешним признакам – длина волос, брюки, рубашки. Алексей, м На рисунке – 4 одинаковые фигуры, одна из них – мама – отличается от других – папа, брат, я – чуть более длинными волосами и красным цветом. Юлия, ж Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга. Семен, м Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга. Миша, м Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга, кроме этого у людей отсутствуют черты лица, цветом все разные. Дима Ц., м Женские и мужские фигуры на рисунке слегка отличаются длиной волос, в остальном половые признаки отсутствуют. Себя изображает с предметом в руках – поясняет, что это «дубинка». Наташа, ж Фигуры на рисунке ничем не отличаются друг от друга. Женя, м Мама отличается от папы и Жени только длиной волос, в целом фигура мамы крупнее, в руках – шарик, у Жени – три шарика. Причем, Женя нарисовал себя с удлиненными волосами, и его фигура скорее похожа на фигуру мамы, чем отца.
Проанализировав ответыдетей, результаты диагностики и наблюдая за их играми на семейные сюжеты мыустановили, что положительное или отрицательное отношение к детямпротивоположного пола зависит от сложившихся у детей представлениях оботношениях родителей в семье.
Исходя из этого, мыусловно поделили детей на 3 группы, которые показывают степень сформированностиполоролевой идентификации у детей.
1 группа: в рисунке семьиэти дети отражают достаточно признаков, характерных для пола, причем, себяизображают с учетом признаков своей половой принадлежности, у детей этой группыотмечается эмоционально-положительное отношение к родителям, они оказываютпосильную помощь в домашних делах. В роли семьянина в играх на семейные сюжеты- доброжелательны, стараются помогать «жене», «мужу», «заботятся о детях».
2 группа: у детейпроявляется эмоционально-положительное отношение к сверстникам. Родителям ониоказывают посильную помощь по их просьбе, но преобладает потребительскоеотношение к ним, в рисунке семьи – понятно без подписи, к какому полу относитсяизображенный член семьи, изображение самого ребенка сходно с изображениемродителя одного с ним пола.
3 группа: у детейотмечается отрицательное отношение к детям противоположного пола иотрицательное отношение к родителям. Грубое отношение к партнерам по игре насемейную тему, рисунок семьи – вызывает своей цветовой гаммой тягостныеощущения, фигуры не отличаются друг от друга и без подписи – не понятно – ктоесть кто, себя ребенок не изображает вовсе, или изображает очень маленьким, соружием в руках.
Наблюдая за семьямидетей, которых мы отнесли к 1 группе, мы отметили, что там преобладаютдоброжелательные отношения. Родители любят свой дом, детей, друг друга. Ониинтересуются жизнью детей в детском саду, дома стараются все дела выполнятьвместе.
В семьях детей, которыхмы условно отнесли ко 2 группе не все благополучно.
Дети, условно отнесенные ктретьей группе, в большинстве своем из семей, которые мы называем«неблагополучными».
2.3 Разработка рекомендаций родителям и игровых занятий сдетьми на основе результатов эксперимента
 
Результаты экспериментапоказали, что дети правильно отождествляют себя с биологическим полом, но имеютлишь самые общие представления о роли мужчины и женщины в семье. Формированиеэтих представлений идет стихийно.
За образец семейныхотношений детьми берутся отношения их собственных родителей между собой ивыполнение ими домашних обязанностей. Степень сформированности представлений осемейных отношениях у детей находится в прямой зависимости от уклада семьи.
Поэтому основнымизадачами воспитательной образовательной системы и особенно – задачами родителейбудут следующие:
Расширять представлениядетей о роли мужчины (мужа, отца) и женщины (жены, матери) в семье.
Способствоватьправильному выбору половой роли детьми, положительному отношению к сверстникампротивоположного пола.
Воспитывать у детейкачества необходимые для будущей семейной жизни.
Решение этих задач можноосуществлять родителям — в процессе общения с детьми в семье, в повседневной деятельности,педагогам в дошкольных учреждениях — на занятиях, психологами учреждений — черезруководство сюжетно — ролевыми играми детей.
В план работы по данномувопросу необходимо включить следующие мероприятия:
На занятиях по родномуязыку:
рассматривание картин«Семья», «Мамины помощники», «У мамы день рождения» и составление рассказов поним,
чтение художественныхпроизведений: ненецкой сказки «Кукушка», «Каждый своё получил» (обработкаБулатова), П. Ершова «Конёк-Горбунок», А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,рассказов Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша», В. Осеевой «Волшебное слово»,«Печенье», «На катке», «Плохо», «Три товарища», «Навестила», В. Карасевой«Новый товарищ», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Сухомлинский «У бабушкидрожат руки», Ю. Герман «Отец», Я. Аким «Бабушка болеет», Е. Серовой «Маминдень»;
рассказывание русскихнародных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка»,
составление рассказов изличного опыта: «Выходной день дома», «На кого я хочу быть похожим», «Моясемья», «Как поздравляем маму», «Как я живу дома»,
беседы: «Как я помогаюдома», «О труде родителей», «О семье», «О внимании и сочувствии к человеку»,
дидактические игры: «Ктобольше знает и умеет» ( о профессии родителей, о домашнем труде ), «Поищем инайдём волшебные слова» ( упражнения в применении добрых слов при обращениидетей друг к другу, к близким, знакомым ), «Письма доброго сказочника» ( оценкахороших и плохих поступков в общении с близкими ), «Поиски добрых слов» (упражнения в применении вежливых и ласковых слов при общении с близкими,товарищами), «Встреча с добрыми и хорошими людьми (встреча с родителями,работающими на производстве, где знакомили детей с их трудом), «Позовём сказку»(выбор умных поучениё из сказок: как жить, дружить, умному быть), «Мы друзьятоварищи» (обучение способности распознавать состояние человека по внешнемувиду, настроению; воспитание отзывчивости, заботливости и внимательногоотношения друг к другу), «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дели отношений (упражнять в добрых поступках, чувствах, отношениях), «Какойподарок ты хотел бы подарить маме, папе, другу в зависимости от интересов ивкусов близких, воспитание форм выражения внимательности.
На этих занятиях следует,опираясь на литературные источники и опыт детей, расширить представления детейо формах взаимоотношений между близкими людьми, научить внимательно относится кним, замечать их состояние. Кроме того, большое внимание следует уделятьупражнениям в способах выражения своих чувств при помощи добрых, ласковых слов.
Учитывая интерес детей ктайне своего рождения и появление у некоторых детей интереса к сексуальнымиграм, необходимо осуществлять мероприятия для решения этих проблем:
Проводить собрание сродителями, которое посвящать вопросам полового развития детей. Познакомить ихс этапами сексуального развития детей, возможными формами и содержанием бесед сдетьми на каждом этапе, обратить внимание на своеобразие полового воспитаниядевочек и мальчиков в разные периоды дошкольного детства.
Проводить беседы с детьмио том, что «дети растут у мамы в животике». Рассказывать о том, что для того,чтобы появился ребенок, нужно два семечка — папино и мамино. У взрослых женщини мужчин есть клеточки — семечки. Чтобы из папиных и маминых клеточек — семечекначал расти ребенок, они должны соединится. Когда мальчики становятся взрослымимужчинами, а девочки взрослыми женщинами, когда они любят друг друга, женятся ихотят, чтобы у них был ребенок, похожий на них, — тогда папа при помощи своегооргана — трубочки закладывает маме в живот свое семечко и мамино с папинымсемечки соединяются. Начинает расти ребенок. Сначала он совсем маленький. Номама отдает ему часть своего питания и он растет. Когда ребенок вырастет ещебольше и сможет дышать, он через специальное отверстие внизу маминого животавыходит на свет. Это называется роды. После этого рассказа целесообразнонапомнить мальчикам, что девочек надо беречь. Они ведь будущие мамы. Им нельзя падать,ударятся, носить тяжести и делать тяжелую работу, простывать, что можетсказаться в будущем на ребенке.
Работу с родителями нужностроить с учетом сложившихся представлений у детей в семье. С родителямидетей 1-ой группы цель работы заключается в том, чтобы способствоватьдальнейшему обогащению родителей педагогическими знаниями, помогать им избегатьошибок в воспитании или вовремя исправлять их, способствовать изучениюсемейного опыта других родителей. С родителями детей 2-ой группы работатьнеобходимо в направлении изменения потребительского отношения ребенка в семье,помощи в налаживании семейной атмосферы, нужно обратить внимание родителей наотрицательные стороны проявления жесткого диктата со стороны одного изродителей, пробудить интерес к педагогической литературе, вопросам воспитания. Сродителями детей 3-ей группы необходимо проводить всю перечисленную вышеработу, плюс — помочь родителям понять причины отрицательного отношенияребенка, устранить в семье конфликтные ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из приведенных вышерезультатов экспериментальной диагностики, бесед с детьми и наблюдения за ихигрой, мы сделали соответствующие выводы. Соединив эти выводы и анализпрочитанной в ходе работы литературы, можно заключить, что многие дети не имеютпредставления об отличительных чертах, свойственных полу, о роли, которуюиграют в семейной жизни мужчина и женщина – по одной причине: недостаточнополноценные, эмоционально-теплые отношения с родителями.
Поэтому, мы надеемся, чтопрактическая значимость нашей работы будет заключаться в том, что выработанныенами принципы работы по повышению уровня сформированности у дошкольниковполоролевой идентификации, послужат основой для построения работы по этойпроблеме для родителей, педагогов и психологов дошкольных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Агарков С.Т.,Дейнега Г.Ф., Малярова Н.В. Азбука для двоих. — М.: Знание, 1991
2.   анзорг Л. Дети исемейный конфликт. — М.: Просвещение, 1988.
3.   Валикова Т.В.Учитель и семья. — М.: Просвещение, 1980.
4.   Воспитатели иродители./ Сост. Л.В.Вачик, В.М.Иванова.- М.: Просвещение, 1983.
5.   Воспитателю оработе с семьей. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой — М.: Просвещение, 1989.
6.   Воронова В.Я.Творческие игры старших дошкольников. — М.: Просвещение, 1981.
7.   Гребенщиков М.В.Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.
8.   Дьяченко О.М.,Лавреньшьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. — М.: Просвещение, 1984.
9.   Дрейкурс Р., ЗолцВ. Счастье вашего ребенка. — М.: Прогресс, 1984.
10. Жужикова Н.В.Учителю о практике психологической помощи. — М.: Просвещение, 1988.
11. Иванов М.А.Прежде всего мы родители. — М.: Советсткая Россия, 1986.
12. Итука М. Послетрех уже поздно. — М.: Просвещение, 1991.
13. Кембел Р. Как насамом деле любить своих детей. — М.: Знание, 1990.
14. Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитание ребенка. — М.: Просвещение, 1985.
15. Кочубей Б.И.Мужчина и ребенок. — М.: Знание, 1990.
16. Колесов Д.В.Беседы о половом воспитании. — М.: Педагогика, 1986.
17. Лаврентьева Г.П.Культура общения дошкольников. — Киев: Радяньска школа, 1988.
18. Лосева О. Секс …. не только, но и … .// Узы брака, узы свободы. — М.: Молодая гвардия, 1990.
19. Макаренко А.С.Лекции о воспитании детей. — М.: Учпедгиз, 1950.
20. Маринина Е.,Воронов Ю. Ребенок в семье. // Узы брака, узы свободы. — М.: Молодая гвардия,1990.
21. Островская Л.Ф.Педагогические знания родителям. — М.: Просвещение, 1983.
22. Островская Л.Ф.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение,1987.
23. Островская Л.Ф.Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. — М.: Просвещение,1990.
24. Панкова Л.М. Упорога семейной жизни. — М.: Знание, 1988.
25. Петрунек В.П.,Таран Л.Н. Колыбель неврозов. — М.: Знане, 1988.
26. Плеханов А.,Лигафт П.Ф. Разработка основ семейного воспитания. // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 12.
27. Рутман Э. М.,Искольдский Н.В. Истоки радости. — М.: Знание, 1987.
28. Руссо Ж.Ж. Эмиль,или о воспитании. // История дошк.заруб.педагог. — М.: Просвещение, 1974.
29. Руководствоиграми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1986.
30. Семейноевоспитание. — М.: Педагогика, 1972.
31. Сухомлинский В.А.Родительская педагогика. // Избранные педагогические сочинения. — М.: 1981. — 3том.
32. Сухомлинский В.А.Как воспитать настоящего человека. — Киев, 1975
33. Сухомлинский В.А.Мудрая власть коллектива. — М.:1975
34. Сталькова И.Л.Материнство. — М.: Знание, 1990.
35. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1982.
36. Спиваковская А.С.Как быть родителями. — М.: Просвещение, 1986.
37. Субботский Е.В.Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991.
38. Спок Б. Ребенок иуход за ним. — М.: Знание, 1990.
39. Токарева Е.Женское одиночество. // Узы брака, узы свободы. — М.: Молодая гвардия, 1990.
40. Томская Е.И.Растут мальчик и девочка. — Якутск, 1971.
41. Урбанская О.Н.Воспитателю о работе с семьей. — М.: Просвещение, 1977.
42. Фром А. Азбукадля двоих. — М.: Просвещение, 1990.
43. Щербакова Е.И.Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. — М.: Просвещение, 1984.
44. Эльконин Д.Б.Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
45. Эмоциональноеразвитие дошкольников. / Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.
46. Энциклопедиясексуальной жизни. / Сост. Жаклин Кан-Натан, Жан Коэн и др. — // Семья, 1991,№48.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.