Реферат по предмету "Психология"


Физиологические основы внимания. Внимание и направленность личности

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Амурский государственный университет
(ГОУВПО «АмГУ»)
Биробиджанский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Физиологические основы внимания. Внимание и направленностьличности.
По дисциплине «Психология и педагогика»
Исполнитель
студент группы 931 «Б»
ГиМУ, 2-ой курс _____________
Руководитель ______________ ____________
Биробиджан 2010

"Внимание есть именно та дверь, через которую проходитвсе, что только входит в душу человека из внешнего мира" (К.Д. Ушинский)
Касаясь этой темы, давайте вспомним как, например, собака, дажеглодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум6 она мгновенно оставляетсвое приятное занятие. Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается и,если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг, раздастсязвонок или стук в дверь, она, оставив любимую кость, бросится на шум, бурно реагируясвоим лаем.
Внимание — это некий физиологический, многоуровневый фильтр,который что-то пропускает, а что-то задерживает.
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или дажеприслушиваемся, не только видим или даже всматриваемся, т. е когда подчеркнута илиповышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отраженияобъективной реальности.
Внимание — это в первую очередь динамическая характеристикапротекания познавательной деятельности: она выражает связь психической деятельностис определенным объектом на котором она, как в фокусе, сосредоточена. Это избирательнаянаправленность на тот или иной объект.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно толькоприменительно к какой-нибудь деятельности — практической либо теоретической. Наличиеу человека высших форм внимания означает, что он, как личность, выделяет себя изокружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность её преобразовывать,выделяя в ней то один, то другой момент. Внимание в этих высших формах характеризуетсвоеобразие человеческого предметного сознания.
Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленностиинтересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтомусвязано с потребностями личности, с её устремлениями и желаниями, с общей её направленностью,а также с целями, которые она себе ставит. В интересах внимания сочетаются эмоциональныеи интеллектуальные моменты, Именно единство интеллектуальных, познавательных и эмоциональныхмоментов определяет сущность интереса. То, что нам эмоционально привлекательно,может вызвать желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызываетобычно то, что нам еще неизвестно…
Виды внимания.
Существует несколько подходов к классификации различных видоввнимания.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание,когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это вниманиереализуется через работу органов чувств — например, фиксация вратаря на перемещениимяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное вниманиеактивизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно приконтроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложныхдвижений). Понятно, что некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания.Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое,вкусовое, обонятельное и другие виды внимания. Например, у зрителя, который смотритбалет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественнообонятельное и вкусовое.
По направленности различают внешнее (направлено на внешний мир),внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание(направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).
По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольноеи послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками,т.е. устанавливается независимо от сознательного намерения человека, объекты какбы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужноприлагать определенные усилия. Такое внимание еще называют «пассивным».Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостьюи пр.) или же связью между объектом и потребностями человека. Например, — ощущениеголода, яркий свет и т.д. На этой форме внимания и держится реклама. Или, например,камни у геолога вызывают любознательность, а для профана они будут всего лишь булыжниками.
Второй вид внимания — произвольное (его еще называют«активным»), контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрируетвнимание на объекте, даже если он ему не интересен, но нужен для достижения цели.Так продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потомучто любой из них может оказаться потенциальным покупателем и приобрести товар. Данныйвид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс вниманияпрактических действий, и удаления отвлекающих раздражителей.
Произвольное внимание — сознательно направляемое и регулируемоевнимание, в котором субъект сознательно избирает объект и формируется в основномтакое внимание в систематическом труде.
Однако противопоставлять эти два вида внимания было бы неправильно.По мере того, как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольнонаправили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольноевнимание переходит в непроизвольное. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предметуподдерживалось, его осознание должно быть динамичным процессом, предмет должен нанаших глазах развиваться и его изменяющееся (или обновляющееся) содержание способноподдерживать наше внимание. Потому, что однообразие притупляет внимание, монотонность(допустим, каких-то технологических операций) угашает его.
Вот здесь важна одна из функций внимания — переключаемость. Переключаемостьозначает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой,т.е. означает способность быстро ориентироваться в ситуциях. Легкость переключенияу разных людей различна, что важно при подборе кадров и их ротации.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер- сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинаетинтересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное. Например,телевидение демонстрирует на экране любимы или нашумевший фильм, а нам нужно идтиписать на завтра сочинение. Мы нехотя выключаем телевизор, нехотя раскрываем тетрадьи начинаем писать. Постепенно увлекаясь темой сочинения и ее раскрытием, все остальное,как бы уходит на задний план и вовсе исчезает. Мы увлечены и отсутствует надобностьв усилии поддержания внимания и нас это не утомляет. Вот такое состояние психологН.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным, в отличие от непроизвольного поддерживаетсясознательным интересом, а в отличии от произвольного — здесь нет волевых усилий.Значит, внимание необходимо формировать, развивать такие черты личности, которыебы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное, т.к. это включаетв себя формирование чувства ответственности за выполненную работу, мотивации успешноговыполнения деятельности, развитие интереса и т.д.
Конкретно поставленные задачи, а так же создание благоприятныхусловий для активной самостоятельной работы способствуют тому, чтобы человек занималсясерьезным делом и при этом ему не нужно напоминать о внимании.
Кроме этого, внимание может быть:
широкое и узкое (в зависимости от объема);
хорошо и плохо распределяемое;
быстро и медленно переключаемое;
устойчивое и неустойчивое;
В любом случае, понимая виды и формы внимания, менеджеру такиезнания необходимы для правильной расстановки кадров с целью получения наибольшейотдачи от них в деятельности предприятия или организации.
Список использованной литературы
1. Столяренко Л.Д., «Основы психологии», 2004 г.
2. Коломинский «Человек: психология», Москва «Просвящение» 1986 г.
3. «Общая психология (курс лекций)» cоставитель И.Е. Рогов.Москва “Владос" 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.