Тема:Физиологические основы психики и здоровья человека
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВАПСИХИКИ
3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙГОЛОВНОГО МОЗГА
5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ ПСИХИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человекаопределяется несколькими составляющими. Одними из очень важных являютсясостояние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенноважную роль в этом выполняет та часть нервной системы, которая называетсяцентральной, или мозгом. Процессы, которые идут в мозгу, взаимодействуя ссигналами окружающего мира, играют решающее значение в формировании психики.
Материальной основойпсихики являются процессы, протекающие в функциональных образованиях головногомозга. На данные процессы очень сильно влияют в настоящее время различныеусловия, в которых находится человеческий организм. Одни из таких условий – этостресс-факторы.
Увеличение числа стрессов— расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшиласьдоля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, напервый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны,резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологическиемеханизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов ворганизме человека, ослабило запас его прочности.
Цель данной работы: изучение физиологическихоснов психики человека и факторов, влияющих на нее.
Объект изучения: процессы, определяющиепсихическую деятельность.
Предмет изучения: механизмы работыцентральной нервной системы, определяющей психическое состояние и факторывлияющие на ее работу.
Задачи данной работы:
1) изучить основныемеханизмы и особенности функционирования мозга,
2) рассмотреть некоторыефакторы, влияющие на здоровье и психику.
1. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИЧЕЛОВЕКА
Психика — это свойствомозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этоговнутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение),определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения идеятельности.
Психика человека устроенатаким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного,объективно существующего прежде всего тем, что обязательно эмоционально,чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картинымира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Крометого, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и егопрошлый опыт (память).
По формам отражения(взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента, вкакой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, —сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание — высшая формаотражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себеотчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимостиконтролировать их.
Значительный удельный весв психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. Внем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения,интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и,лишь потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, исоответствующие образы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные»ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).
Психика проявляет себя вформе психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения ивосприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства,воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.
Психические процессыпроявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнемактивности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическаядеятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон,называются психическими состояниями. Это — вдохновение и пассивность,уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И,наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности,которые проявляются в поведении, деятельности, — психические свойства(особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.
Таким образом, психикачеловека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов исостояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создаваяопределенные индивидуальные особенности личности.
2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯСИСТЕМА – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ
Мозг — это огромноеколичество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленнымисвязями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток,выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходныеобразования в коре больших полушарий именуют нервными сетями, колонками. Средитаких центров есть врожденные образования, которых относительно немного, но они имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненноважных функций, например, дыхания, терморегуляции, некоторые двигательные имногие другие. Структурная организация таких центров задается в значительнойстепени генами.
Нервные центрысосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции,сознательное поведение больше связано с передним отделом мозга, нервные клеткикоторого располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатываютинформацию, получаемую от органов чувств, причем каждый из последних связан сопределенной (сенсорной) зоной коры. Кроме того, есть зоны, управляющиедвижением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны).
Самые обширные участкимозга не связаны с конкретной функцией — это ассоциативные зоны, которыевыполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно этизоны отвечают за высшие психические собственно человеческие функции.
Особая роль в реализациипсихики принадлежит лобным долям переднего мозга, который считают первымфункциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается наинтеллектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобныедоли коры больших полушарий считают блоком программирования, регуляции иконтроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесносвязана с функцией речи, в осуществлении которой также участвуют лобные доли (убольшинства людей — левая).
Второй функциональныйблок мозга — блок приема, переработки и хранения информации (память). Онрасположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные(зрительные), височные (слуховые) и теменные доли.
Третий функциональныйблок мозга — регуляции тонуса и бодрствования — обеспечивает полноценноеактивное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярнойформацией, структурно расположенной в центральной части ствола головного мозга,то есть она является подкорковым образованием и обеспечивает изменения тонусакоры больших полушарий.
Важно отметить, что лишьсовместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любойпсихической функции человека.
Расположенные ниже корыголовного мозга образования называют подкорковыми. Эти структуры больше связаныс врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и срегуляцией деятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, какпромежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности желез внутренней секрециии сенсорными функциями мозга.
Стволовые структурыголовного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцамитела, контролирует деятельность внутренних органов, передает все командыголовного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, передает всюинформацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головногомозга.
3. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Основным, базовыммеханизмом деятельности нервной системы является рефлекс — ответ организмана раздражение. Рефлексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых учеловека относительно немного, и, как правило, они обеспечивают выполнениенаиболее важных жизненных функций. Врожденные рефлексы, передаваемые понаследству и генетически обусловленные, — довольно жесткие системы поведения,которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции.Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненногоопыта и целенаправленного обучения. Известна одна из форм рефлексов — условные.
Более сложным механизмом,лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система.Она включает в себя механизм вероятностного прогнозирования будущего действия ииспользует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соответствующейдеятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи,позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. Придостижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаютсяположительные эмоции, которые закрепляют нейронную конструкцию, обеспечивающуюрешение задачи. Если же цель не достигнута, то отрицательные эмоции разрушаютнеудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Еслиприобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторныемеханизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается вмозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы,причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.
Рефлекторная организациямозга подчиняется иерархическому принципу.
Стратегические задачи определяеткора, она же управляет сознательным поведением.
Подкорковые же структурыотвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместес мышцами выполняет поступающие команды.
Мозгу, как правило, одновременноприходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря,координации (согласованию) деятельности близкородственных нервных ансамблей.Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основнойпотребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией,становится главным, доминирующим, преобладающим. Такой доминантный центртормозит, подавляет деятельность близкородственных, однако затрудняющихвыполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себедеятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.
4. ОСОБЕННОСТИФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Обычно мозг работает какединое целое, хотя его левое и правое полушария функционально неоднозначны ивыполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев левоеполушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То,что обычно связывают с сознанием, — передача знаний в словесной форме,относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левоеполушарие, то человек является «правшой» (левое полушарие управляетправой половиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формированиеопределенных особенностей управления психическими функциями. Так, «левополушарный»человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокаядвигательная активность, целеустремленность, способность прогнозироватьсобытия.
Правое полушарие играетведущую роль в оперировании образами (образное мышление), невербальнымисигналами и, в отличие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметыцеликом, не дробя на части. Это позволяет лучше решать задачи установленияразличий. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видамдеятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способностью тонкочувствовать и переживать.
Анатомически ифункционально полушария мозга тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрееперерабатывает поступающую информацию, оценивает ее и свойзрительно-пространственный анализ передает в левое полушарие, где происходитокончательный высший анализ и осознание этой информации. У человека в мозгуинформация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чемосновную роль играет правое полушарие.
5. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯПСИХИКИ
Низкая вероятностьудовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций,увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют оченьважную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоцииявляются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усилениеактивного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления(при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль приобразовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играютположительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека,его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональныйстресс (напряжение).
Эмоциональный стрессзапускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которыемозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться,избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношениек соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностногоотношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от еготипологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимыхсигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная илиэкономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).
В силу социальных мотивовповедения у современного человека большое распространение получили так называемыеэмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими,как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье).Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.
Однако если стрессоваяситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, тоадаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это стадия — «истощения»,когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка икишечника. Поэтому эта стадия стресса является патологической и ее обозначаюткак дистресс.
Для современного человекаважнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь вовсех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции.Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человеквыполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный,особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Поэтому эмоциистановятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.
Уменьшить стресс или егонежелательные последствия могла бы двигательная активность, котораяоптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, являетсяадекватным «приложением» стрессовых механизмов.
Движение — это конечныйэтап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческогоорганизма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Этосопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключениетакого естественного биологического компонента, как движение, заметносказывается на состоянии нервной системы — нарушается нормальное течениепроцессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать.Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в центральной нервнойсистеме достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, онодезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Крометого, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обменавеществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.
Как уже отмечалось,двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобыснять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжениенакапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступилсрыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормоновнадпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу органов исистем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенностисердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваютсятяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.
Другим способом защиты отнегативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главноездесь — понижение значимости стрессового события в глазах человека («моглобыть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этотспособ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, которыйзатормозит стрессовый.
Особую разновидностьэмоционального стресса представляет информационный. Научно-техническийпрогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокругчеловека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любоедругое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породилинформационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленнойчеловечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означаетнеобходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объемаинформации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как неувеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему дляусвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужнолибо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этотпроцесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, втом числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность.Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок.Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозгаколоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты отее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено,это вызывает сильное нервно-психическое напряжение — информационный стресс.Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скоростипоступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека.
Самое неприятное, если кфакторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий —мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества,учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например,уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. Приэтом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника привыполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состояниюкосмонавта при взлете корабля).
Не меньшие информационныеперегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например,авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель— до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы, на основекоторых функционирует центральная нервная система, определяющая психикучеловека, достаточно сложна. Ее изучение продолжается по сей день. В даннойработе были описаны только базовые механизмы, на которых основана работа мозга,а, значит, и психики.
Индивидуальныеособенности психики определяются особенностями внутренних механизмов,определяющих факторы, объясняющие поведенческие характеристики человека, еговыносливость, работоспособность, восприятие, мышление и т.д. Одним из такихфакторов является доминирование одного из полушарий мозга – левого или правого.
Обычно эмоцию определяюткак особый вид психических процессов, которые выражают переживание человекомего отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит втом, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оцениваютзначимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функциисвязи между действительностью и потребностями.
Исходя из всего вышесказанногоможно сделать выводы о том, что общее здоровье человека во многом зависит такжеи от психического здоровья, то есть, от того, насколько правильно функционируетмозг.
Следует отметить, чтомногочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильномупсихоэмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции исостояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.
Одним из факторов,помогающих бороться со стрессовыми ситуациями является достаточная физическая нагрузка,уменьшающая уровень негативных последствий стресса, влияющих на психику.Однако, самым главным решением этой проблемы является изменение «отношения»самого человека к негативной ситуации.
Список литературы
1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
2. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 2000
3. Пидкасистый П.И, Потнов М.Л. Искусство преподавания.Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России,2001. – 212 с.
4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник длястудентов вузов. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001.- 480 с.
5. Елизаров А.Н. Особенности психологическогоконсультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестникпсихосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. — 2000. — №3. — С. 11 — 17
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высшихпедагогических учебных заведений: В 3-х книгах. 3-е издание. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 632 с.
7. Алейникова Т.В. Возможные модельные представленияпсихофизиологической конструкции личности (концептуальная модель) //Валеология, 2000, №4, с. 14-15