Реферат по предмету "Психология"


Диагностические методики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Контрольная работа
по предмету:
"Общий психологический практикум"
на тему: "Диагностические методики"

Выполнила: студентка гр.1861з
Курнышкина М.Н.
Проверила: асс. клин. каф.
Барнаул 2010

Содержание
1) Диагностика эмоциональнойсферы
Личностная шкала проявления тревоги
2) Диагностика психических процессов (памяти)
Тест «Заучивание 10 слов»
3) Диагностика уровня развития воображения
Методика «Где чье место?»
/>1) Диагностика эмоциональнойсферыЛичностная шкала проявления тревоги
Автор методики Дж. Тейлор, (год создания 1953). Опросник предназначендля измерения уровня тревожности (утверждения входят в состав ММРI в качестве дополнительнойшкалы). Адаптирован Т.А. Немчиным (1966 г.). Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельнойкарточке. Согласно инструкции обследуемый откладывает вправо и влево карточки взависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями.Тестирование продолжается 15-30 мин.
Тестовый материал
1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя не легко.
2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелымчеловеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могуусидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности,которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсьчто-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точнознал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-зачего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком серьезно.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелосьбы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
диагностика психологическая тест методика
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляетсясильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне труднозаснуть.
42. Я — человек легковозбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вотвыйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Я обычно чувствую себя неуютно в окружении незнакомых людей.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Ожидание всегда нервирует меня.
Оценка результатов исследования по опроснику производится путемподсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности.
Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16,17,18, 19,20 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,33, 34, 35, 36, 37, 38,39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48,49, 50 оценивается в 1 балл.
«Нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8,9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1балл.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматриваются как показательочень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги;15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне; 0-5 баллов — о низкомуровне тревоги.
В 1975 г.В.Г. Норакидзе дополнил этот опросник шкалой лжи, котораяпозволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.
/>2) Диагностика психическихпроцессов (памяти)Тест «Заучивание 10 слов»
Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. ПредложенаА.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активностивнимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохраненияи воспроизведения.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большеймере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоровв комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должензаписать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужноподобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычнокаждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоватьсяне одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.
Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надовнимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните.Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемыйповторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами(см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те жесамые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те,которые в первый раз пропустили, — все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторилисследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций.Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова,экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют,- ставит и под ними крестики.
В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опытакакие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во времяэтого опыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходитк другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашиваету исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимаетследующий вид: лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь 1 + + + + 2 + + + + + 3 + + + + + + 4 + + + 5 + + + + + + Спустя час
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания».Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной- число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу криваяпримет следующий вид (рис.2.1).
/>
Рис.2.1 Кривая запоминания.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностейзапоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено,что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминанияносит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьемуповторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторенияхудерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствуето плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено,что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем приповторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние»слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных,страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больныхшизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких«лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослыепо окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.
«Кривая запоминания» может указывать и на ослаблениеактивного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногдаон ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения- все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью,но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемостьвнимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз (рис.5),иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивостивнимания, о его колебаниях.
/>
Рис.2.2 Кривая истощаемости внимания
В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят однои то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствиенарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялостииспытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнитьпобольше.
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустяпосле повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова,т.е. о фиксации следов воспринятого.
/>3) Диагностика уровня развитиявоображенияМетодика «Где чье место?»
Автор методики Кравцова Е. Для того чтобы так играть, надо уйтиот конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделироватьв уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей)и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявитьсвое воображение
На этом принципе и основана игра-методика «Где чье место?».Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеетпроявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:
/>
Отдельно вырезаются кружки-вставки:
/>
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочкив „необычные“ места. Объясни, почему они там оказались».
Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могутпо-разному решать эту задачу.
Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание.Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснениясводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослыйсам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться,но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добитьсяот ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошкана клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что онаспряталась» и т.п.
Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания детииспытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие»места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставитьфигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тотили иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнемразвития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней меремалыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезлана дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться(ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкойи пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.
Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на«чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когдаони обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза откартинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение,прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себякакую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например:«Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ,объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений:«На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подулветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочныйсюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображенияявляется то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и частикартинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даютсяобъяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказатьо предметах, размещенных кем-то другим. Это, вероятно, объясняется тем, что этидети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет.Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой»замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
Реферат Психологические особенности развития детей первого года жизни
Реферат Реклама в печатных СМИ: кто сегодня формирует аудитории?
Реферат Earth
Реферат Средства лечебной физкультуры применяемые в детском возрасте
Реферат Правовое положение индивидуального предпринимателя Условия для
Реферат The Mysteries Of Dreams Essay Research Paper
Реферат Iii всероссийская научно-практическая (заочная) конференция «Социально-экономические перспективы развития современного государства и общества» Конференции | Экономика, Управление, Финансы, Политология, Юридические науки Дедлайн: 20 марта 2011 года
Реферат Психологическая теория деятельности): мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов, внутренняя деятельность
Реферат Маркетинговая деятельность в ВУЗах
Реферат V интернет – олимпиада по нанотехнологиям в 2011 г
Реферат Основные направления совершенствования рекламной деятельности телекомпании TНТ-Эфир
Реферат Военное положение в Польше 1981-1983
Реферат Death Penalty Essay Research Paper In 1976
Реферат Страхование транспортных средств КАСКО