Реферат по предмету "Психология"


Условия профессионального и личного роста

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: " УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА"
студентки Vкурса
гуманитарного факультета
учебная дисциплина
«Социальнаяпсихология»
защищена оценка
Одесса – 2008 г.
Содержание
Введение. 3
1. Понимание личного развития человека. 7
2. Условия профессионального и личностного роста. 9
2.1 Мотивация как процесс побуждения к действию идостижению успеха  9
2.2 Условия личностной самореализации. 14
2.3 Организационная культура как фактор личностного роста. 17
2.4 Влияние коммуникативных процессов и любительскойдеятельности на всестороннее развитие личности. 22
Заключение. 26
Литература. 28
Введение
В современных условияххозяйствования наука управления представляет собой сложноесоциально-экономическое явление, которое отражается на всех сторонах общества. Стремлениеоптимально организовать работу организаций побудило ученых разных областейзнаний внимательно изучать механизмы и причины, за счет которых обеспечиваетсявысокая эффективность производства.
Отличительной чертойисторического развития науки управления является ее последовательнаяпсихологизация. Известно, что первые рекомендации по научному управлению («школанаучного управления» Ф.У. Тейлора) носили жестко нормативный характер. Притаком подходе работник нередко рассматривался как обособленная единица, элементпроизводственного процесса. Его социальная природа не принималась во внимание.
В 30-60-е годы ХХвека сложился новый этап эволюции менеджмента, получивший название «школычеловеческих отношений». Представители этого направления сумели показатьважную роль неформальных отношений в деятельности организации. Организациистали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них – какодно из центральных звеньев.
Начало ХХІвека, отмеченное огромными социальными изменениями, информационной революцией,ухудшением условий окружающей среды и усложнением межличностных отношений,предъявляет повышенные требования к психике человека, ее эластичности иактивности. Взрывы глобальных кризисов последней четверти прошлого столетияпоставили точку в судьбе индустриальной парадигмы. В гуманистическомпостиндустриальном обществе на передний план выступает проблема человека. Речьидет об изменении места человека в процессе развития. Из средства (инструмента)развития он превращается в саму его цель, что придает самому человеку не декларативную,но сущностную ценность. Таким образом, в центре постиндустриальной парадигмыоказывается человек и идеалы его развития – психического, нравственного,духовного.
Таким образом, современная наукауправления и организации производства разворачивается в сторону социализации ипсихологизации.
В настоящее время в нашей странепроисходит интенсивный процесс преодоления технократического иадминистративно-бюрократического методов управления и переход кгуманистическому, поиск путей активизации человеческого фактора внутриорганизации. Это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Однако сам человек связан сокружающим его миром системой многообразных отношений и связей.
Человек – существо социальное. Впроцессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальныйопыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частьюличности. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместнойдеятельностью людей.
Однако возрастание ролисубъективного фактора, способствующего оптимизации процесса развития личности,отнюдь не умаляет преобразующего воздействия на формирование личностиобъективных условий, отражающих природу и характер общественного строя, егоэкономических и социально-политических отношений. Участие личности в различныхсферах этой деятельности не ограничивается постоянным воспроизведениемоднозначных по социальной направленности узкопрофессиональных функций. Напротив,предметно-деятельная сфера личности является источником всестороннего развития,ее интересов и способностей, основой накопления социального и нравственногоопыта.
Это означает, что люди какглавная производительная сила не могут быть лишь продуктом окружающей ихсоциальной среды. Своими творческими усилиями они вносят серьезные изменения вэту среду, в систему производственных отношений.
Следовательно, деятельностьличности в системе общественных отношений, включая производственные, предстаетактивно функционирующим фактором, способствующим прогрессу производительных сил.Производственные отношения нельзя рассматривать в качестве внешнейнеобходимости, довлеющей над личностью. Они составляют необходимые иразнообразные в своих специфических проявлениях формы, в которых развиваетсяколлективная и индивидуальная деятельность людей.
В сфере производственныхотношений развиваются устойчивые формы взаимосвязи коллективной ииндивидуальной деятельности, в процессе которой стимулируются инициатива итворчество людей, их нравственное развитие, что, в свою очередь, обогащает исовершенствует производственные отношения, создавая тем самым новые резервы ивозможности для оптимизации совершенствования личности.
Поскольку организации можноопределить как системы совместно работающих людей, различающихсяпрофессионально-социальными функциями и положением в этой системе иобъединенных для достижения общих целей, то перед нами неизбежно встает целыйряд не только собственно организационных, экономических, но и социальнопсихологических проблем, успешное решение которых обусловливает высокую результативностьжизнедеятельности организации.
В качестве гипотезы можнопредположить приоритетное влияние индивидуальных потребностей личности –нравственных, материальных, профессиональных – на карьерный и личностный рост.
Основной целью данной работы являетсяисследование тех необходимых условий, которые нацелены на пробуждениеразнообразных способностей работников. А также определение путей создания такихусловий, с тем, чтобы они в максимальной степени были использованы в процессепроизводства, а сам человек стремился бы к процветанию фирмы, в которой онработает и своему собственному личностному и профессиональному росту.
Основными задачами,способствующими достижению цели, является определение влияния мотивации, личностнойсамореализации, организационной культуры, социально-психологического климата вколлективе, стили лидерства и руководства на профессиональный и личностный ростчеловека, а так же влияния коммуникативных процессов на всестороннее развитиеличности.
При этом предметом предпринятогоисследования будут выступать психологические и социальные явления, включающие психологическиефакторы, обусловливающие эффективность, как деятельности менеджеров, так иотдельных работников. Объектом исследования будут выступать люди, входящие, вфинансовом и юридическом отношениях, в самостоятельные организации идеятельность которых, подчинена общественно-полезным целям.
Работа построена на основеанализа теоретических и практических материалов по данному вопросу какзарубежных специалистов — психологов – Э. Берна, П. Фосиса, так и отечественных- В. Аверина, Б. Парыгина, А. Большакова, С. Хохеля и др., а также опыт работыотдельных предприятий.
В ходе работы будет не толькопроанализирован теоретический материал, но и приведены практическиерекомендации с использованием различных методик, способствующих изучению иразвитию управленческих и личностных особенностей.
1. Понимание личного развития человека
Прежде, чем обратиться квопросам развития человека, необходимо определить, что же не является личнымразвитием.
Станислав Хохель, психологпрактик, личный тренер по персональному развитию и консультант украинскойделовой элиты, так раскрывает это понятие.1
Личное развитие не есть движениек каким бы то ни было атрибутам власти над другими людьми, хотя и можетпривести к этому.
Личное развитие не естьнепременное пробуждение в человеке каких-либо сил или свойств сверхчеловека.
Личное развитие не есть набородних и тех же Правил или Заповедей, которым надлежит следовать всю жизнь.
Личное развитие не естьположение вещей, при котором можно заявить: «Я достиг».
Личное развитие не естьобретение какой-то тайной информации, но является выработкой определенныхкачеств в ходе постоянной работы над собой.
Чем же тогда является личное развитие?
Личное развитие – это самыйкороткий и самый эффективный путь к своему успеху и благосостоянию, хотя иногдаон и кажется долгим.
___________
1. Хохель С. Секреты победителя.Книга развития личных качеств. — СПб, 2000. — С. 12.
Личное развитие являетсякачественно новым, осознанным этапом развития человека, когда пробудившаясяэнергия творчества начинает бурно и радикально изменять обстоятельства жизни. Этопоиск единомышленников, или пребывание в группе, связанной взаимным притяжениеми симпатией, а так же осознанием общего дела.
Личное развитие – это переход отсознания, мыслящего исключительно общеупотребительными, привычными для всехкатегориями, в высшие, творческие измерения сознания – с постояннымцентрированием в этих измерениях. Личное развитие – это постоянноесамонаблюдение и самоосознание, ведущее к образованию новых качеств.
Личное развитие есть постоянноеобучение. Признаком нахождения на достаточно высоких этапах личного развитияявляется помощь другим в прохождении тех этапов, которые когда-то ты прошел сам.
Таким образом, осознаниечеловеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важнымэлементом его личностной зрелости.
Позиция личности, как деятельнаясубъективная сторона ее статуса представляет собой систему отношений личности кокружающим людям, объективной среде, себе самому, установок и мотивов, которымиона руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которыенаправлена эта деятельность. Таким образом, приступая к характеристике основныхусловий личностного и профессионального роста, мы должны рассмотреть динамическиетенденции – потребности и мотивы, ценностные ориентации личностиинтегрированные в ее направленности.
2. Условия профессионального и личностного роста2.1 Мотивация как процесс побуждения к действию идостижению успеха
Проблема мотивов и мотивацииповедения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудностьздесь состоит в том, — писал Б.Ф. Ломов, — что в мотивах и целях наиболееотчетливо проявляется системный характер психического; они выступают какинтегральные формы психического отражения».1 Не случайно,поэтому многие психологи подчеркивали, что мотивы и потребности составляют ядрочеловека.
Существует разница между тем,как люди могут работать, и тем как они работать хотят. Главная составляющаяэтой разницы – мотивация. Как правило, в благоприятном мотивационном климателюди работают более эффективно, чем предоставленные сами себе, и уж точно лучшетех, кто вынужден трудиться в подозрительной и недоброжелательной атмосфере. Мотивация– это не разовая акция, а постоянный процесс, требующий неослабевающеговнимания со стороны руководителя.
Под мотивами мы понимаемактивные движущие силы, определяющие поведение живых существ. Поведениечеловека всегда мотивировано. Это может быть упорная работа, с воодушевлением иэнтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста».Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искатьмотив поведения.
___________
1. Ломов Б. Ф Человек и техника.- М., 1996. — С.38.
Чем свободнее становилсячеловек, тем важнее становилось знание того, что им движет, что заставляетприносить большие жертвы и напрягать все силы, делая свое дело, а что даже приблагоприятных условиях приводит к упрямству, скуке и безразличию.
Первые систематическиеисследования в этом направлении были проведены в 20-х годах ХХ века в США назаводах в Хоуторне. Они велись многие года. Изучались внешние условия: климат, освещение,окраска рабочих помещений и машин, организация рабочего места, регулированиеинтервалов в производственном процессе и т.д.
Были созданы условия для оценкирезультатов экспериментов. Отфильтрованный результат свелся к формуле: людямнравится ощущать свою значимость.1
Хоуторн дал старт рядуисследовательских проектов и привел к появлению плеяды новых имен. На основныхтеориях мы кратко остановимся.
Содержательные теории мотивацииисходят из того, что внутреннее содержание человека, его потребности заставляютего действовать. Суть этого подхода в том, что мотивация инициируется изнутри; взгляды,ценности и врожденные способности человека обусловливают его потребности и,следовательно, мотивацию.
____________
1. Фосис П.30 минут …дляовладения методами мотивации персонала. — М., 2001. — С.50.
При этом допускается, чтовнешняя среда, ситуация и время могут изменить внутреннее содержание человека,а значит и его мотивацию.
Из содержательных теорий можновыделить теории: Маслоу, Альдерфера, Мак-Клелланда, Герцберга.
В модели А. Маслоу существуетследующая иерархия потребностей, заставляющих человека действовать, работать: физиологические;потребности в безопасности, стабильности, уверенности в будущем; потребностилюбви и сопричастности, общении; потребности в признании и самоутверждении; потребностив самоактуализации и личностном росте. Самоактуализация – это высшая ступеньмотивированности человека, желание и волевые усилия, которые прилагает человекдля того, чтобы стать тем, кем он может и хочет стать. Самоактуализироваться –значит достичь максимума своего потенциала.1
Теория К. Альдерфера исходит изтого, что потребности человека могут быть объединены в три большие группы: потребностисуществования, потребности связи, потребности роста (потребности в признании,самоутверждении и самосовершенствовании)
Д. Мак-Клелланд полагал, чтопотребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта иобучения. Он выделял следующие потребности: потребность достижений (стремлениесамостоятельно ставить и достигать цели более эффективно, чем ранее); потребностьсоучастия (стремление к дружеским отношениям с окружающими, общению, работе слюдьми); потребность властвовать (одни люди желают властвовать радивластвования, другие – ради достижения целей).
1. Личность. Внутренний мир исамореализация: Идеи, концепции, взгляды. — СПб., 1996. — С.112.
Эти потребности не располагаютсяиерархично, как в предыдущих теориях, а взаимно влияют друг на друга. Есличеловек занимает руководящую должность, то с одной стороны, он долженудовлетворять доминирующую потребность в своем подчиненном, а с другой –способствовать развитию у него тех потребностей, которые необходимы для работы.Например, потребность властвования ради достижения цели с развитой потребностьюсоучастия или достижения могут дать хорошие результаты в работе.
Ф. Герцберг выделил две группыфакторов потребностей, влияющих на будущую мотивацию индивида: внешние(заработок, условия труда, статус, режим работы, межличностные отношения,степень контроля за работой); мотивирующие (возможность роста, признания,продвижения по службе, работа сама по себе).
Герцберг сделал оригинальныйвывод: устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности человека, необязательно приводит к увеличению удовлетворенности и наоборот. Поэтомупервостепенное внимание должно уделяться неудовлетворенности человека, и толькопотом, с помощью мотивирующих факторов, необходимо обеспечиватьудовлетворенность.
Процессуальные теории мотивацииисходят из положения о том, что мотивация индивида возникает в процессекакого-либо действия или труда. Процесс инициирует будущую мотивацию человека(теория ожидания В. Врума, Теория справедливости С. Адамса, модель Л. Портера –И. Лоулера, теория постановки цели Э. Лока).
В последние годы появились новыеподходы к мотивации личности – например, концепция партисипативного управления.1Согласно этой концепции, мотивировать работника можно заинтересованностью втом, как его работа сказывается на деятельности всей организации, стремлениемучаствовать в протекающих в организации процессах. Если работник чувствует, чтоон нужен организации, что оно востребован ею, что есть связь между егоинициативой и вознаграждением, то отдача от такого работника будет больше.
Интегративным показателем, отражающимблагополучие-неблагополучие положения личности в трудовом коллективе, являетсяудовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемойработе, удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками и руководством,уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиямиорганизации труда и др. Это можно выяснить с помощью вопросника (см. Приложение№ 1). Методика несложная. Необходимо только перевести ответы в баллы с помощьютаблицы. Сопоставление полученных баллов позволит испытуемому ориентироваться впроблемах, которые до этого возможно и не осознавались. По характеру принятыхили отвергнутых утверждений можно понять причины плохого или хорошего «профессиональногосамочувствия».
____________
1. Большаков А. Менеджмент: Стратегияуспеха. — СП., 2001. — С.69.
Из изложенного выше можетпоказаться, что мотивация – очень сложное дело. До некоторой степени это верно,так как мотивация определяется большим числом различных факторов, подчаснесопоставимых между собой. Однако принципы работы с ними практически всегдаодинаковы.
Можно выделить нескольковажнейших принципов, обусловленных самой человеческой природой руководствуясьими можно активно влиять на трудовую мотивацию людей:
Не существует никакой магическойформулы. Ничто – и уж тем более деньги – не создает по мановению волшебнойпалочки позитивную мотивацию.
Корни успеха надо искать вмелочах. Мотивационный климат складывается из многочисленных плюсов и минусов. Учитыватьнужно все – любая мелочь способная внести свой вклад в общее дело, должна бытьвыявлена и использована.
Непрерывность. Каждый факторвлияет по-своему и в течении определенного времени, но вместе они непрерывноработают над созданием и поддержанием хорошего мотивационного климата.
4. Фактор времени еще одноважное обстоятельство, которое необходимо учитывать. Заключается в том, чтоизменение мотивационного климата и производительности труда не происходитодновременно.
Таким образом, существующаяиерархия потребностей человека – заработок, условия труда, статус, возможностьроста, признания, продвижения по службе, соучастия и как высшая категория –потребность в самоактуализации и самосовершенствовании – характеризуютмотивационную сферу личности. Являет собой результат степени осознания причинвозникшего побуждения, а также степени удовлетворения достижения цели иявляется одним из основных условий дальнейшего развития личности. 2.2 Условия личностной самореализации
Самореализация – этоосуществление индивидных и личностных возможностей «Я» посредствомсобственных усилий, а также содеятельности с другими людьми. Самореализацияактивизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которыерационально и морально поддерживаются обществом.1 Вместе с тем,человек является таким, каким он сделает себя сам.
Самореализация играет важнейшуюроль на всем жизненном пути личности, по сути дела определяя его. Предпосылки ксамореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки,которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств,становятся основой способности к самореализации. Образ мира также изменяется втечении всей жизни человека. Он должен становится все более полным и адекватным.Условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство,где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены через адекватноепонимание своего места в мире и использовании адекватных социальных умений.
__________
1. Психология: Учебник / под ред.А. А Крылова. — М., 1999. — С.283.

В 1955 г. Дж. Келли предложилсвою модель – теорию личностных конструктов. Конструкт может нести в себе двефункции негативную и позитивную.
Негативные конструкты могутвозникать неосознанно и мешать человеку.
Позитивные конструкты можноинициировать с помощью интересов человека и его воли. С помощью инициациипозитивных конструктов можно создать для себя новый смысл жизни, победитьболезнь, найти хорошую работу. Человек воспринимает ту или иную модель, еслиона согласовывается с его внутренними конструктами. Высшая степень развитиячеловека – когда он не только воспринимает ту или другую модель, а создает своюсобственную. Когда же человек ищет и находит новую модель восприятия мира всебе и через себя, то у него появляется дополнительный смысл существования,заменяющий или дополняющий ему внешние средства восприятия. Это даетдополнительную психологическую (или жизненную) энергию человеку. Чтобыинициировать в себе позитивные модели, или конструкты и победить негативные, А.Большаков предлагает придерживаться комплекса условий ОПДРК:1 О –осознанность, П – постепенность, Д – достаточность, Р – регулярность, К — контроль.Именно эти принципы, по мнению автора, дают качественный скачок в подсознании исознании человека.
Говоря об условиях самореализациине возможно не затронуть вопрос о лидерстве и его влиянии на развитиеличностных достижений.
________________
1. Большаков А. Менеджмент. Стратегияуспеха. СПб., 2001. — С.210-214.
Каждый человек может развивать исовершенствовать заложенный в нем потенциал лидерства.
Способность лидироватьсущественно повышается по мере взросления и приобретения профессиональногомастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит втом, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.
Лидерство, как известно, неможет существовать вне группы. Являясь важнейшим фактором обеспеченияорганизационной эффективности, лидерство может нести в себе две главные функции– позитивную и негативную.
Позитивная функция лидерстваочевидна: она позволяет мобилизовать ресурсы организации, вдохновляет еечленов, обеспечивает максимальную эффективность в работе и в жизни.
Негативная сторона заключается втом, что лидерство часто мешает другим людям «создавать» самих себя. Авторитетлидера «давит» на другого человека и не дает ему раскрыться. Частоэто происходит на подсознательном уровне. Человек понимает, что лидер – не он,но внутренне с этим согласиться не может. От этого возникают зависть,внутренние и внешние конфликты.
В практической психологиименеджмента имеется целая батарея тестов, позволяющих провести самооценкууправленческих способностей и наличия лидерских качеств. Например, тест «Преждечем стать менеджером…», «Ведущий или ведомый? », «Командоватьили подчиняться? „1 и др.
1. Щекин Г.В. Практическаяпсихология менеджмента: Как делать карьеру. Как строить организацию. К., 1994.- С. — 20-28.
Предлагаемые психологическиеиспытания призваны выявить внутренние мотивы, движущие стремлением лидировать ина основании этого дать ответ способствуют они или препятствуют успеху в жизни.Дело в том, что психическая энергия, которой располагает человек, имеет своипределы, и ее не следует распылять на множество целей и тем более на конфликтывнутри себя, на которые она уходит, не воплощаясь в полезную работу.
Кроме того, развитие личностногои профессионального роста в коллективе во многом зависит от стилей руководства.Например, руководитель может принимать решения сам. Руководитель может делитьсясоображениями с каждым починенным, получая от них идей и предложения, несобирая их в группу, затем сам принимать решение, которое может либо отражать,либо не отражать вклад подчиненных. Руководитель может собрать подчиненных вгруппу и на основе общего обсуждения найти консенсус для принятия решения Участиев принятии решения способствует, в данном случае групповой консолидации ипрофессиональному развитию индивидов.
Проблемы лидерства и руководстваявляются ключевыми в организации культуры социума, в которой функционируетиндивид. Поэтому далее мы остановимся на факторах влияния организационнойкультуры на личностное развитие человека и развитие его профессиональногоуровня. 2.3 Организационная культура как фактор личностногороста
На мотивацию индивида частооказывает значительное влияние организационная культура.
Организационную культуру можновыразить через композицию ценностей, точек зрения, ожиданий, верований,традиций и норм поведения, принимаемых большей частью членов организации. Именноот нее часто зависит в каком направлении развивается человек: в позитивном(идет личностный рост) или негативном (личностный рост ограничивается).
Любой производственный коллективвсегда действует в условиях среды, которая непосредственно окружает человека ивоздействует на его нервную систему, вызывая различные нервно-психическиесостояния.
Это – “ближайшая среда»,окружающая человека, его микромир, в котором он проводит одну треть своей жизни.В процессе взаимодействия работники взаимодействуют с окружающей их производственнойсредой (орудиями труда, людьми), проявляя тем или иным образом свое отношение кней.
Эти проявления эмоциональноокрашенного отношения непрерывны и разнообразны. Вместе с рядом других факторовони создают в производственном коллективе своеобразнуюэмоционально-психологическую атмосферу, которую называют «психологическимклиматом».1
Роль социально-психологическогоклимата в качестве фактора его состояния и продуктивности определяетсянесколькими обстоятельствами.
_________________
1. Ангелов Г.В., Шувалов С.Е. Социологияуправления. — К. — Одесса. — 1976. — С.171.
Прежде всего,морально-психологический климат коллектива является одним из наиболеесущественных элементов в общей системе условий существования ижизнедеятельности человека.
Особая значимость климата всистеме условий человеческой деятельности определяется, во-первых, тем, что СПКхарактеризует ближайшие, самые непосредственные (в отличии от более удаленных иопосредованных) условия жизнедеятельности.
Не менее актуально, во-вторых,что явление климата характеризует не столько внешние по отношению к человеку,сколько внутренние, психологические аспекты этой среды, ее психологическуюатмосферу.
Нельзя не учитывать, наконец, ито обстоятельство, что с климатом трудового коллектива связано представление онаиболее значимом в структуре всего образа жизни человека плацдарме еготрудовой деятельности.
В итоге рольсоциально-психологического климата коллектива как фактора существования,активности и формирования личности объясняется значимостью для человекаобратной связи с окружающей его средой обитания, и, прежде всего, средойсоциальной жизнедеятельности. Духовная атмосфера коллектива, которая включает всебя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценкуего деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.
Если в коллективе преобладаютстенические эмоции (т.е. повышающие жизнедеятельность организма работника, аотсюда – его трудовую активность), создается «положительныйпсихологический климат».
Если же в коллективе преобладаютастенические эмоции (т.е. понижающие жизнедеятельность организма работников),такая производственная атмосфера именуется «отрицательным психологическимклиматом».
Первоосновойсоциально-психологического климата является следующее:
внутрипроизводственные условия(условия физической среды, в которой работают люди);
социально-психологическаяобстановка труда (уровень морального и материального стимулирования труда);
психофизиологическая иэмоционально-психологическая совместимость работников.
Если будет отсутствовать хотя быодин из перечисленных факторов, нормальная рабочая атмосфера будет сорвана,психическая реактивность работников обострена и это скажется и напроизводственных показателях, и на психологических взаимоотношениях вколлективе (в форме социальных «взрывов» и конфликтов).
Здоровая трудовая атмосфера впроизводственном коллективе, положительный эмоционально-психологический климатзависят от рациональной организации той «ближайшей среды», которая напроизводстве окружает людей и является детерминантом их психофизиологических иэмоционально-психических состояний.
Понятие производственнойсоциально-психологической среды включает в себя совокупное воздействие начеловека природной среды, искусственной рабочей среды, социальной среды,санитарной среды, а также внутренней среды самого человека с его телесным идуховным содержанием.
Производственнаясоциально-психологическая среда как раз и есть то, что определяет ту или инуютрудовую отдачу от каждого человека и условия его производственного обитания. Онавключает в себя гармоническую оптимизацию всех подвидов трудовогоэкологического пространства: внешнего (элементы физической среды имежчеловеческих отношений) и внутреннего (психофизические отношения ощущения человекав условиях комфортного устройства рабочего места – ячейки личногоэкологического пространства, определяющую профессиональную сохранностьработника и его работоспособность).
Оптимальные условия рабочейсреды – социально-психологические и производственно-экологические, в которыхтрудится человек, служат залогом его высокой работоспособности. Для этогонеобходимо создать комфортные условия на каждом рабочем месте.
Существенным элементом в общейконцепции социально-психологического климата является характеристика структурыего проявлений. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках,рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категорииотношения.1
__________
1. Парыгин Б. Социальнаяпсихология. — СПб., 1999. — С.467
В структуре проявлений СПКочевидно наличие двух основных составляющих – отношение людей к труду и ихотношение друг к другу.
Психологический климатколлектива обнаруживает себя, прежде всего в отношении людей друг к другу и кобщему делу, но этим не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениилюдей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии.
А это в свою очередь, можетпроявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членомданного коллектива. Следовательно, климат проявляется определенным образом и вотношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее кристаллизуетсяв форму самоотношения и самосознания личности.
На самочувствии личности вколлективе отражаются ее отношения в группе в целом, степень удовлетворенностисвоей позицией и межличностными отношениями в ней. Самочувствие личности вопределенной степени может служить и известным показателем степениразвернутости ее духовного потенциала. Проведение своевременного анонимногоанкетирования для исследования социально-психологического климата в коллективе(см. Приложение №2) позволяет выявить степень удовлетворенности работников помногим вопросам и при необходимости наметить перспективные пути их улучшения.
В итоге, роль существованиясоциально-психологического климата коллектива как фактора существования,активности и формирования личности объясняется значимостью для человекамеханизма обратной связи с окружающей его средой обитания и, прежде всего,социальной жизнедеятельности. Духовная атмосфера коллектива, которая включает всебя как элемент и непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценкуего деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.
Функция обратной связиреализуется в атмосфере коллектива за счет аккумуляции информации о психическомсостоянии каждого члена, о его отношениях с окружающими, в преобладающемпсихическом настрое людей.
Подчеркивая роль объективных факторовв создании атмосферы коллектива, нельзя недооценивать ответственность самих егочленов за уровень морально-психологического состояния их совместнойдеятельности. 2.4 Влияние коммуникативных процессов илюбительской деятельности на всестороннее развитие личности
Проблематика совместнойдеятельности, разрабатываемая в социальной психологии, глубоко связана спсихолого-педагогическими и педагогическими проблемами: процесс воспитания иобразования осуществляется в условиях совместной деятельности родителей идетей, учителей и учеников. Именно в этой совместной деятельностиосуществляется достижение основной воспитательной цели – всестороннее развитиеличности.
Особое место в достижении этойцели занимает так называемая любительская деятельность, под которой мы понимаемдеятельность, осуществляемую в свободное время: занятия спортом, техникой,художественной самодеятельностью, кройкой и шитьем и т.д. Данные видыдеятельности осуществляются долговременно, более — менее систематически сподчеркнутым интересом или с сильной мотивацией. Они предъявляют к человекуболее высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являютсяактивными формами использования свободного времени и играют существенную роль вразвитии личности.
Совершенно очевидно, что такогорода деятельность особенно значима для детей и молодежи. Именно здесьбезгранично широки, ее возможности повлиять на всестороннее развитие человека. Влияниелюбительской деятельности на этот процесс во многом зависит от того, как в ходелюбительской деятельности протекают процессы общения.
Это подтверждаетсямногочисленными исследованиями, проведенными психологами в разные годы.1Исходным положением исследования явилось положение о том, что все видыизучаемой любительской деятельности — особенно спортивной, технической,культурной – в определенной мере, форме или на некоторых фазах ее развития, иее освоением отдельным лицом выступают в качестве совместной деятельности. Следовательно,ее важнейшим компонентом являются коммуникативные процессы.
___________
1. Общение и оптимизациясовместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. — М, 1987. — С.218-228.
По результатам исследованийсовместное осуществление любительской деятельности в соответствующих формахподдерживает развитие этой деятельности, ее долгосрочное осуществление, что иоказывает особо благоприятное воздействие на всестороннее развитие личности. Этоможно объяснить таким образом, что именно совместное осуществление деятельностипомогает в деле достижения положительных результатов, в деле преодолениязатруднений и препятствий, оно удовлетворяет целый ряд потребностей отдельноголица, формирует его жизненные перспективы, мотивацию, силу воли и т.д. Онооблегчает и усиливает формирующее воздействие основных видов деятельности в техсоциальных группах, в которые включен человек. Таким образом, оно способствуетразвитию деятельности, межличностных отношений и личности.
В совместной любительскойдеятельности осуществляется несколько взаимосвязанных функций, среди которыхможно выделить следующие: приобретение сведений о деятельности, ее условиях иходе осуществления, приобретение методического руководства, исправление иоценка на пути самостоятельных попыток осуществления деятельности (особо на еепервоначальных стадиях и при переходе к более сложным формам или условиям),обучение контролю и регулированию деятельности, приобретение навыка получатьобратную связь о ходе и частичных результатах деятельности и использовать еедля руководства этой деятельностью. Таким образом, делается возможныминдивидуальное освоение общественного опыта и осуществление деятельности.
Начинается формированиегрупповых, коллективных и личных отношений людей, участвующих в совместнойдеятельности. Отдельная личность учится сотрудничеству, социальной интеракции икоммуникации, она приобретает социальные роли и способности, существенные всамых различных областях ее настоящей и будущей жизни – для включения в семью,рабочий коллектив, в общество как целое и для личного ощущения жизненногоудовлетворения и счастья.
Все вышеуказанные составныечасти и функции совместного осуществления любительской деятельности весьмаважны для всестороннего развития человека: для его деятельности – любительскойи трудовой, для развития его мотивов, знаний и способностей, в том числе исоциальных. В совместной любительской деятельности с теоретической точки зренияможно выделить целый ряд компонентов и функций, которые взаимосвязаны:
передача информации, способ еепередачи, прием и обработка;
передача опыта из поколения впоколение, использование общественного опыта отдельным лицом, помощь общества вданном направлении;
учеба, приобретение знаний испособностей, формирование мотивации, подхода, интереса, способностей, волевыхи других свойств;
действие закона о формированиипсихики в деятельности или в совокупности психологическими, подчассоциально-психологическими движущими силами, или с законами социального учения,социализации, социальной интеракции и коммуникации, групповых ипрофессиональных коллективных отношений;
в некоторых случаяхнепосредственно воспитательно-образовательное воздействие в дидактических(методических) и воспитательных целях с учетом законов воздействия различныхметодов воспитания и руководства.
Человек в своем развитии неограничивается пассивным ожиданием того, создадутся ли благоприятные внешниеусловия для совместной любительской или другой деятельности.
Случаи отыскания истимулирования человеком партнеров или групп в интересах совместнойлюбительской деятельности считается важным проявлением активности личности впроцессе ее развития, которая может существенным образом помочь в преодолениинеудовлетворительных условий жизни, а затем и в деле создания условий,необходимых для всестороннего развития человека. Психологами формулируетсясоответствующее отношение предварительно как закон активного поиска и стимулированияпартнеров по любительской деятельности.
Проведенные исследованияпоказывают, что современные люди, перегруженные в рабочее время чрезвычайнообильными контактами с людьми в неспокойных, подчас стрессовых ситуациях,приветствуют любительскую деятельность, осуществляемую отчасти индивидуально,отчасти в контактах с небольшими коллективом лиц, связанных общим интересом идействующих в условиях благоприятного эмоционального климата. Для них этоценное равновесие разного рода деятельностей, важный фактор поддержаниявсестороннего развития.
Заключение
Изучение и анализ теоретическихи практических материалов по исследованию данного вопроса позволяет сделатьследующие выводы.
В настоящее время организацияэффективной деятельности любой фирмы зависит от системы взаимосвязанных ивзаимозависимых факторов, где главным выступает человеческий.
Соответственно условияпрофессионального и личностного роста рассматриваются как с позиций общейпсихологии (теории деятельности, личности, развития); социальной психологии,изучающей психологические явления организаций (мотивирование, лидерство, стильруководства, самореализации, социально-психологического климата, общения), таки с позиций психологии труда и других прикладных направлений психологии.
Основой любой деятельностиявляется мотивация. Важнейшими факторами мотивации являются – возможностьличных достижений, профессионального и карьерного роста, признание заслуг,материальное поощрение. Возможных приемов мотивирования – великое множество, аовладение методами мотивирования — залог успеха менеджерской деятельности,которая оценивается только по успехам целой организации.
Результаты многочисленныхисследований показывают, что на производительность труда оказывают влияние нетолько технико-экономические факторы, но и психологическая атмосфера коллектива.Благоприятный СПК коллектива стимулирует все виды трудовой активности людей, иулучшает их настроение и самочувствие. Факторы, влияющие на его состояние,определяются культурой организации труда и управления, а также культуройчеловеческих отношений.
Одним из факторов, влияющих наусловия личностного и профессионального роста, является умелое руководство, егооптимально выбранный стиль.
Проблематика совместнойдеятельности и условий всестороннего развития личности, разрабатываемаясоциальной психологией, тесно связана с психолого-педагогическими проблемамивоспитания и образования. Человек в процессе жизни развивает свои способности изнания не только в процессе трудовой, но и любительской деятельности –технической, спортивной, культурной. Совместное осуществление такойдеятельности удовлетворяет ряд потребностей отдельного лица, формирует егожизненные перспективы, мотивацию и силу воли.
Таким образом, организация исовершенствование оптимальных условий личностного и профессионального роста,предполагает перенос акцента на человека. Это обусловливает основнуютематическую направленность изучения таких условий – проблемы человеческогоразвития в организациях и способов их эффективного решения, используя с этойцелью активные методы изучения и обучения – социально-психологический тренинг,анкетирование, тестирование, ролевые игры, моделирование профессиональнойдеятельности.
В идеале необходимо стремитьсяиспользовать все методы в комплексе – экономический, социальный,психологический. Следует стремиться, чтобы каждый из рычагов, затронул какможно более широкий круг устремления людей, чтобы каждый человек видел восуществленных мероприятиях свой интерес: один – нравственный, другой — материальный,третий – свой профессиональный рост, четвертый – улучшение условий труда и быта.
Литература
1. Аверин В. Психологияличности: учеб. Пособие. — СПб.: Издат. Михайлова В., 2001. — 191с.
2. Ангелов Г.,Шувалов С. Социология управления: Учеб. Пособие. — К. — Одесса, 1996. — 214с.
3. Берн Э Лидери группа: о структуре и динамике организаций и групп. — Екатеринбург: Изд. — во«Литур», 2001. — 320с.
4. Большаков А. Менеджмент.Стратегия успеха. — СПб: Изд. Дом «Литера», 2001. — 224 с.
5. Личность. Внутренниймир и самореализация: идеи, концепции, взгляды. — СПб: Изд. Михайлова В., 1996.- 218с.
6. Ломов Б. Человеки техника. — М.: Наука, 1996. — 169с.
7. Общение иоптимизация совместной деятельности /под ред.Г. Андреевой, Я. Яноушека. — М.: Изд.- во Московского университета, 1987. — 218с.
8. Парыгин Б. Социальнаяпсихология: проблемы, методология, история и теория. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592с.
9. Психология: учебник/под ред.А. Крылова. — М.: Проспект, 1999. — 584с.
10. Фосис П.30минут…для овладения методикой мотивации персонала. — М.: Лори. — 2001. — 80 с.
11. Хохель С. Секретыпобедителя: книга развития личных качеств. — СПб.: Изд.-во «Невскийпроспект», 2000. — 192с.
12. Чижов Н. Кадровыетехнологии. — М.: «Экзамен», 2000. — 352с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.