Реферат по предмету "Психология"


Трансакционный анализ Эрика Бёрна

Московский городскойпсихолого-педагогический институт
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Кафедра индивидуальнойи групповой психотерапии РЕФЕРАТ
по предмету: Историяпсихотерапии
на тему: Трансакционныйанализ Эрика Бёрна
Выполнила:                                                  
Студентка III курса
группы ПК-III.1
Мазо ЮлияСергеевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва 2002/2003 уч.год

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. О книгах Э.Бёрна,трансакционном анализе и трансакционной психотерапии
2. Концепция трансакционного анализа
2.1. Структурныйанализ
2.2.Трансакционный анализ
2.3. Анализпсихологических «игр»
2.4.Скриптоанализ (анализ жизненного сценария)
3. Особенности трансакционнойпсихотерапии
Заключение
Приложение: БиографияЭрика Бёрна

Введение
 
Трансакционный (трансактный)анализ(ТА)–направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение какстановление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальнойпсихики. Трансакционный анализ как психотерапевтический метод был разработан в50-х годах XXв. американским психологом и психиатром Эриком Берном, которыйопирался на представления З.Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что имосуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективногоиспользования. Своей заслугой он также считал перевод изощреннойпсихоаналитической терминологии на доступный житейский язык. Критикам егоподхода это дало повод утверждать, что трансакционный анализ по существуявляется лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений трансакционного анализадействительно перекликается с постулатами Фрейда, но существуют и специфическиечерты трансакционного анализа, позволяющие рассматривать его каксамостоятельное направление психологической теории и практики.
1. Окнигах Э.Бёрна, трансакционном анализе
итрансакционной психотерапии
 
Таксложилось, что Э.Берн – наиболее известный в России гуманистический психолог. Такиекниги, как «Игры, в которые играют люди», затем «Что вы говорите после того,как сказали «Привет»» были едва ли не первыми книгами по практическойпсихологии, которые распространялись в ксерокопиях и читались довольно широкойпубликой наряду с Кастанедой и Даниилом Андреевым.
Всвоём послесловии к одной из книг Э.Бёрна известный российский психотерапевтМ.Папуш пишет о «повальности» увлечения Бёрном. Во всех углах Союза, от Лиепаидо Владивостока, занимались выявлением эго-состояний, пытались анализировать«игры» и «сценарии». Однако чаще всего это ни к чему не вело; после некоторых попытоканализа появлялись взаимные обвинения («Ты играешь со мной в игры!») иразочарования («Такой уж у меня сценарий!»).
М.Папуш предполагает, что это – не случайность. Книги Берна (во всякомслучае, популярные) очень ярко указывают на определенную психопатологическую,невротическую (в широком смысле слова) действительность, но устроены такимобразом, что сами по себе не дают ключа к трансакционной терапии.Возможно, это объясняется тем, что после ставших бестселлером «Игр» Бёрнобращался к довольно определенной категории читателей: это пособие (или реклама)для актуальных или предполагаемых клиентов, с которыми работают или будут работатьобученные трансакционные терапевты.
«Делов том, – пишет М.Папуш, – что берновская терапия, похожая в этом на фрейдовскийпсихоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализаот клиента требуется некоторое – определенное и довольно узкое – владение егопонятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но какклиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт, либо скрытомежду строк, либо недосказано».
Исходяиз вышесказанного мы вначале, опираясь на произведения Бёрна, попытаемсяизложить концепцию трансакционного анализа, а к трансакционной психотерапиивернёмся несколько позже.
2. Концепциятрансакционного анализа
 
Трансакционныйанализ включает в себя ряд направлений:
1. структурныйанализ (теория эго-состояний);
2. собственно ТАдеятельности и общения, основанный на понятии «трансакции»
3. анализпсихологических «игр»;
4. скриптоанализ(анализ жизненного сценария – «скрипта»).
Рассмотрим попорядку каждое из этих направлений.
2.1. Структурныйанализ
 
Наблюдая заспонтанной социальной деятельностью (в условиях психотерапевтической группы)Бёрн обнаружил, что время от времени люди демонстрируют весьма заметныеизменения в своем поведении, – в своем общем состоянии, стиле речи, интонацияхи эмоциях. Эти поведенческие проявления часто сопровождаются и эмоциональнымисдвигами. Возникающий поведенческий паттерн согласуется с определеннымпсихическим состоянием, в то время как друтой паттерн соответствует иному состояниюпсихики, чем первый. Эти изменения и различия навели Бёрна на идеюсуществования эго-состояний.
К самой идее«эго-состояний» следует отнестись с особым вниманием. Это очень сильная и совершеннонетривиальная идея[1].Ведь Бёрн фактически утверждает, – вопреки одной из основных посылок почти всейгуманистической психологии, – что человек не является единым и целостным:поведение и соответствующие ему физиологические, эмоциональные и умственныесостояния человека систематически изменяются таким образом, что это указываетскорее на множественность, чем на единство. Вот как сам Берн об этом пишет:
«Наблюденияза спонтанной социальной деятельностью… обнаруживают, что время от времени разныеаспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.)заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными.У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определеннымсостоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимымс первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и измененияприводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.
Наязыке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя еекак набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человекрасполагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которыесуть не роли, а психологическая реальность». [2]
Изпроцитированного отрывка можно понять, что эго-состояния даже более реальны,чем так называемая «личность», и определяют не только психологическую, но донекоторой степени и социальную реальность.
Нетруднопочувствовать, насколько это противоречит большинству психологических теорий инасколько отличается от представлений здравого смысла: с точки зренияпоследнего, каждый из нас является одним, единым человеком, который «очевидным»образом определяется, с одной стороны, своим физическим телом, с другой –паспортом (водительским удостоверением, счетом в банке и пр., то есть«социальным телом»).
Фактически Берн(хотя, конечно, не только он) утверждает, что «на самом деле» (то есть напсихологическом «самом деле») это не так, что человек не един. И бессмысленноспрашивать, когда он является (и является ли вообще когда-нибудь) «самим собой»:в одном эго-состоянии он представляет собой нечто одно, а в другом – другое. [3,С.: 330 — 380]
Профессиональнымязыком эго-состояния могут быть описаны следующим образом:феноменологически – как система чувств и операционально – как поведенческие паттерны.Более простым языком их можно определить как систему чувств, связанную сопределенными поведенческими схемами. Каждая личность имеет ограниченныйрепертуар подобных эго-состояний, которые являются не ролями, а психологическойреальностью. Этот репертуар может быть описан следующими категориями:
1.    Эго-состояние,сходное с состоянием родительской фигуры,
2.    Эго-состояние,самостоятельно по своей природе и направленное на объективную оценкуреальности;
3.    Эго-состояние,все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющеесобой архаические пережитки.
Неформальнопроявления этих Эго-состояний называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В каждыймомент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одномиз трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому,однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу.
Следуя этойточке зрения была создана структурная схема, отражающая строениеличности любого человека и включающая в себя все вышеперечисленныеэго-стостояния.
Следуетотметить, что Родитель может проявляться двояким образом — прямо или косвенно:как активное эго-состояние или как влияние Родителя. В первом случае он подражаетодному из родителей, во втором — приспосабливается к их требованиям.
Точно также иРебёнок может проявлять себя в двух ипостасях: как адаптивный Ребёнок(модифицирует своё поведение согласно ожижданиям родителей) и естественныйРебёнок (спонтанно самовыражается, например, бунтуя или творя).
Каждомуэго-состоянию соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемойинформации и реакции на действительность. Следует помнить о том, что каждый видэго-состояния имеет собственную жизненную ценность для организма. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе какпозитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
Родитель(аналогичен «сверх-Я» в фрейдистской структуре личности) выступаетносителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваиваетв детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), атакже на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях,как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируютсясложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимостирассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителяопределяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.
Ребеноквыступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Онтакже содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскимивпечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность,творчество, интуиция; негативные – отсутствие произвольной регуляции поведения,неконтролируемая активность.
Взрослый –наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо, хотяи с использованием информации, которая заложена в Родителе и Ребенке. Взрослыйолицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностнуюоценку ситуаций.
Становлениезрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценнофункционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяютсяпреобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватномуповедению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должнабыть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усилениероли Взрослого.
 
2.2. Трансакционныйанализ
 
Прежде, чемперейти к самому трансакционному анализу, следует остановиться на бёрновскойтеории социального взаимодействия. Большое внимание в своей теории Бёрн уделяетидее сенсорного голода или сенсорной деривации[2].Сенсорная депривация оказывает влияние как на детей, так и на взрослых:дестабилизируется психическое состояние вплоть до развития временного психозаили другого психического нарушения, могут происходить изменения набиологическом уровне (недостаточная стимуляция ретикулярной формации можетпривести к необратимым изменениям в нервных клетках).
Размышляя осоциальных механизмах сенсорной депривации, Бёрн пишет следующее. «Послесладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинаетотдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлятьсвои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит отматери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё большепсихологических, физических и социальных препятствий будет вставать на егопути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человекбудет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся еёвременными заменителями» [2, с.12] Во взрослой жизни младенческий сенсорныйголод преобразуется в жажду признания. Жесты признания по своей психологическойсути напоминают поглаживания. В результате Бёрн берёт это слово (поглаживания)в качестве термина для обозначения интимного физического контакта и понимаетпод этим любой акт (слово или действие), который направлен на выражениепризнания. Обмен поглаживаниями Бёрн принимает за единицу социальноговзаимодействия и считает, что именно обмен поглаживаниями образует трансакцию.
Извышесказанного следует, что Э.Берн определяет трансакцию как единицу общения. Еслидвое, трое или более людей встречаются, то рано или поздно один из нихзаговорит или каким-либо другим способом даст понять остальным, что осведомлёноб их присутствии. Это называется трансакционным стимулом. Человек, ккоторому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этотответ называется трансакционной реакцией.
В процессекоммуникации Бёрн выделяет несколько правил. Первое правило гласит: процесскоммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (см.рис.2) (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная дляздоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: покатрансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределеннодолго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается,когда трансакция становится перекрёстной (см. рис.3). Примером к этойсхеме может быть диалог:
– Давайразберемся, почему у тебя снизилась успеваемость(В –> В).
– Неправда, мнепросто не везет, а вам лишь бы поругать меня (Ре –> Р).
Все возможныевиды трансакций отражены на схеме, изображённой на рси.4. Дополнительныетрансакции между «психологически эквивалентными» эго-состояниями представленылиниями (1-1)2, (5-5)2  и (9-9)2 .  Трансакции(2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальныекомбинации образуют перекрёстные трансакции. 
Простыедополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубокихпроизводственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простымипересекающимися трансакциями.
Более сложнымиявляются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чемдвух эго-состояний. Эта категория служит основой для игр. Здесь наравне собычной трансакцией (например Взрослый-Взрослый) одновременно происходитскрытая трансакция, в которой один человек учавствует на подсознательномуровне, а другой отлично ее «видит» и умело манипулирует своим партнером, аиногда оба в процессе скрытой трансакции выступают наравне, и это приносит имудовольствие. Например:
Парень: Хочешь,покажу тебе мою стереосистему?
Девушка: Да! Я всегда мечтала увидеть ее!
    Насоциальном уровне происходит разговор Взрослых о стереосистемах, но напсихологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком, содержание которого — заигрывание. Такая трансакция называется двойной скрытой. А, например, скрытыетрансакции Взрослый-Взрослый (социальный уровень), Ребенок-Взрослый(психологический уровень) называются угловыми (по виду изображения).
Итак, мыподразделяем трансакции на дополнительные и пересекающиеся, на простые искрытые, а последние — на угловые и двойные./> /> /> /> /> /> />

/>
  Рис.2.  Дополнит.трансакция             Рис.3. Перекрёстная трансакция           Рис. 4. Схемавзаимоотношений
2.3. Анализпсихологических «игр»
 
Как уже былосказано в пункте 2.2, «после сладостных переживаний, связанных с близостью кматери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир,который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется,тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувствоблизости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будетвставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю своюжизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которыестановятся её временными заменителями» [2, с.12] Прежнего уровня слияния сдругим человеком он уже не достигнет никогда, и тут у него открываются двевозможности: либо построить подобные отношения с другим человеком на основедоверия и откровенности, достигнув таким нелёгким трудоёмким способом оченьценного результата – настоящей близости; либо заняться времяпрепровождением,которое является лишь искусственным заменителем истинной близости и искреннихчувств.
Следуетотметить, что явление времяпрепровождений возникает в ответ не только насенсорный, но ещё и на структурный голод. Люди озабочены тем, чтобыструктурировать своё время, и считают, что должны помогать друг другу в этом[3].Таким образом, структурирование становится основой нашей социальной жизни.Операциональный аспект структурирования может быть назван планированием,которое подразделяется на три вида – материальное, индивидуальное и социальное.
Материальноепланированиеисходит из взаимодействия с предметным миром, и интересно нам, если обеспечиваетпоглаживание, признание и другие формы социального взаимодействия.
Социальноепланирование выражаетсяв ритуальных и полуритуальных видах общения; основным критерием становитсяприемлемость поведения, определяемая традицией или ритуалом. 
Чем ближезнакомы люди, тем чаще проявляется индивидуальное планирование. Ономожет приводить к инцидентам, которые покажутся случайными, но болеевнимательное наблюдение выявит, что они проявляются с завидной периодичностью иопираются на определённую поведенческую схему. Все трансакции, включённые вэтот вид планирования, подчиняются неким скрытым правилам и следуют какой-тозакономерности. Цепи трансакций, основанные на индивидуальном планировании,порождают такой феномен, как игры. Основная функция игр – социальнаяфункция структурирования времени.
 Игра – этопоследовательный ряд дополнительных скрытых трансакций, разворачивающийся внаправлении чётко определённого и предсказуемого исхода. Это серия трансакций,которые внешне выглядят вполне правдоподобно и кажутся легко объяснимыми, но вдействительности определяются скрытой мотивацией. Другими словами, этодействия, содержащие в себе какой-либо подвох. Отличительной особенностью игрявляется наличие скрытого смысла и выигрыша, который обозначаетполучение чего-то. Выигрыш может быть биологическим, экзистенциальным,внутренним психологическим, внешним психологическим, внутренним социальным ивнешним социальным, а также может сочетать в себе элементы всеговышеперечисленного.
Игрыпорождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет другихучастников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр.Были выделены следующие категории игр: игра длинною в жизнь (сюда относятсятакие игры, как «Алкоголик, «Должник» «Посмотри, что я из-за тебя сделал ипр.), супружеские игры («В зале суда», «Загнанная лошадь», «Посмотри, как ястарался» и пр.), игры для вечеринок, сексуальные игры, игры преступного мира,игры для психотерапевтических сессий и конструктивные игры (это особаякатегория игр, названных Бёрном «хорошими» играми, которые не только приносятвыигрыш игроку, но и позволяют другим людям получить конструктивноеудовольствие).
Говоряо генезисе игр, Бёрн делает акцент на том, что по своей природе игры являютсяимитационными и предлагает рассматривать развитие ребёнка как процесс обучениятому, в какие игры надо играть и как в них играть. Т.е. по Бёрну ребёнокобучается  играм на основе ежедневного опыта взаимодействия сдействительностью.
Возвращаяськ тому, о чём шла речь в начале этого раздела, следует заметить, чтоповседневная жизнь предоставляет нам достаточно мало возможностей длядостижения и переживания близости, кроме того, многие формы близости из-засвоей интенсивности неприемлемы для большинства людей. Поэтому время,затрачиваемое на игры, составляет весьма значительную часть нашей социальнойжизни. Нужно отметить, что состояние близости, свободной от игр, котороеявляется наиболее яркой формой человеческих отношений, — чрезвычайно прекрасноеи сильное переживание. Оно настолько сильно, что даже при отсутствиивнутреннего равновесия, человек может найти в этом переживании ощущениебезопасности, а значит, суметь отказаться от игр.
2.4. Скриптоанализ(анализ жизненного сценария)
Воснове многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека,заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Этисценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и потому делаютчеловека несвободным, психологически зависимым.
Бёрнпишет об этом так. «… Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненнымпланом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периодывремени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью,времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносятчеловеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости илиже эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях,которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышениемчувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзиирассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаныЭриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своегоребенка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность кфилософствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзиимогут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию».[2, с.200]
Такчто же такое сценарий? Сценарий – это непрерывно развертывающийсяжизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Этопсихическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе,независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему. [2,с.204]
Какпроисходит формирование сценария? Бёрн следующим образом отвечает на этотвопрос. Впервые сценарий является ребёнку в очень раннем возрасте в своейнаиболее архаичной форме – в форме мифов и сказок. Ребёнок растёт и со временемон, усложняя собственный мир, покидает мир классических архетипов и вступает вмир более романтичных существ. Сказки и истории о животных, рассказанные илипрочитанные ему сначала родителями, а затем им самим, захватывают еговоображение. В третьей фазе, в юности, человек еще раз пересматривает свойсценарий, чтобы приспособить его к той реальности, какой она емупредставляется: сверкающей, романтичной и пр. Постепенно, с возрастом, человекдвижется все ближе к той реальности, какой она действительно является. Большинстволюдей считают, что другие люди или предметы должны определенным образомреагировать на их действия, быть полноценными участниками предлагаемого имсценария. Так, человек на протяжении десятилетий готовит себя к заключительному«представлению». Это – прощальное представление, и задача терапевта – изменитьпуть к нему. Бёрн объясняет это тем, что реальный человек не должен жить поформуле[4],он должен уметь действовать спонтанно и в то же время рационально в согласии собстановкой и окружением. Тот, кто живет по формуле, – не является человеком вполном смысле слова.
Психотерапия,разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев,программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление имнепосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностныхотношениях, через выработку разумного и независимого поведения.
3. Особенности трансакционнойпсихотерапии
 
Трансакционныйанализ – по-русски означает анализ высказываний. Это направление психотерапииназывается так, потому что анализ высказываний (трансакций) — основнойтехнический прием этого подхода. Однако, смысл ТА-терапии гораздо шире, чем то,что можно представить исходя из названия технического приема.
Как уже былосказано выше, ТА возник в лоне психоанализа и разделяет представление о том,что жизненные неудачи человека связаны с его искаженными представлениями ореальности, причина которых в ранних детских конфликтах. Другими словами,человек не эффективно взаимодействует с реальностью, потому что воспринимает еечерез фильтры детских представлений. При этом, психоаналитический подходполагает, что сделать поведение эффективным до разрешения инфантильныхконфликтов — не возможно. А на их разрешение, основным психоаналитическимметодом: систематическим анализом свободных ассоциаций и переноса уходят годыежедневных психоаналитических встреч. Все это время пациент берет на себяобязательство не предпринимать попыток серьезных изменений поведения запределами терапевтического кабинета. И с вышеуказанной точки зрения этооправдано.
ТА полагает(расходясь в этом с психоанализом), что радикально изменить поведение, сделатьего эффективным можно до или даже вне зависимости от разрешения глубинныхдетских конфликтов. Эта возможность связана с одной особенностью устройствапсихики. Личность каждого человека состоит не из одной программы адаптации ксреде (Я — в рамках которого он что-то может, а чего-то не может), а изнескольких программ (эго-состояний). При чем, то, что недоступно для одного Я вчеловеке, доступно для другого! Таким образом, то что «не получается» по жизни,не получается «не вообще», а из данного, как правило, детского илиродительского эго-состояния.
Основная идея ТА состоит в том,что если внутренние конфликты детского эго-состояния искажают реальность иделают поведение не эффективным, теоретически и практически возможно переходитьи закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, но всегдаготовое к действию, эго-состояние взрослого, свободное от этих конфликтов. Ононе может быть не эффективным по отношению к реальности потому, что этосостояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом, основнаязадача ТА терапии — перевести Я (самосознание) из детского эго-состояния вовзрослое, то есть активизировать, запустить программу Взрослого. Причем изэтого эго-состояния человек не только может модернизировать, адаптировать креальности другие эго-состояния, но и реализовывать все жизненные функции — отлюбви до работы. Разрешение же конфликтов детского эго-состояния с активизациейВзрослого впервые получает надежную опору и осуществляется Взрослым (если этовообще окажется нужно) после решения основных жизненных проблем.
Как на практике,т.е. в психотерапевтической группе ТА, происходит актуализация и удержаниеактивности Взрослого эго-состояния? Так как мы реализуем свое поведение впоступках и словах то на группе мы можем, в основном говорить. Значит,систематически обращать внимание на то, как мы говорим, анализироватьтрансакции на предмет того, насколько они соотносится с целями нашегоприсутствия на занятии и означает активизировать эго-состояние Взрослого. Изэтого эго-состояния участники анализируют свои жизненные проблемы, формируютновые способы их решения.
Основнаятрудность, с которой на первых порах сталкиваются участники группы, состоит втом, что сначала, привычно активизируются не эффективные для работыэго-состояния Родителя и Ребенка. Из состояния Родителя человек анализируетсвои проблемы точно так, как это сделал бы его собственный реальный родитель, совсеми привычными для него стереотипами, нового решения при этом ждать неприходится. Кроме того, Родитель в нас часто колеблется: раздуть собственныеамбиции и встать на сторону ребенка против попыток взрослого разобраться ввопросе или успокоить ребенка и дать возможность активизироваться Взрослому?
При самоанализеиз эго-состояния Ребенка проблема другая. Участник крайне болезненно реагируетна обратную связь ведущего или группы. «Меня ругают, — склонен думатьребенок в нас, — значит, не любят». Затем следует обида или гнев.Эмоциональная реакция в свою очередь блокирует решение проблемы. С точки зренияпостоянных усилий по удержанию себя в состоянии Взрослого участие в группе — конфронтация с самим собой. Однако уже одно понимание природы своих реакции, ихпред-ожидание, наблюдение, исследование их происхождения и функций — запускаети удерживает эго-состояние взрослого. Это дает возможность, осознав своеповедение, проверить его на предмет соответствия действительности и принятьновое решение в соответствии с актуальными целями.
 Итак,люди изменяются. Мы меняемся не просто потому, что понимаем наши старыепаттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этихпаттернов. Осуществляемые нами изменения могут оказаться адекватными и устойчивыми.Из этих посылок вытекают следующие два основных практических принципа ТА:/>
1. Контрактныйметод. Есливы специалист по ТА, а я — ваш клиент, то мы несем взаимную ответственность зате изменения, которые хотим осуществить. Данный метод исходит из того, что ты ия находимся в равном положении: ты не обязан делать что-либо для меня и я нежду от тебя этого. Поскольку мы оба принимаем участие в процессе изменения, намнеобходимо четко представлять себе долю участия каждого в этой задаче, поэтомумы заключаем контракт. Он определяет долю ответственности, которую берет насебя каждая сторона. Как клиент я говорю о том, что хочу изменить и чтособираюсь сделать для этого. Ты, как специалист, подтверждаешь свое желаниеработать со мной для достижения этой цели и обязуешься использовать свои лучшиепрофессиональные навыки, заявляя о том, какую компенсацию ты хочешь получить засвою работу./> Т.е. в ТА-терапии решение проблемы не отдается наоткуп «совести терапевта» или «сознательности клиента», а с ее постановки ибескомпромиссного решения все и начинается. Другими словами, работа по взятию иудержанию ответственности за успех терапии входит в ТА в терапевтическуюпрограмму
2. Открытаякоммуникация. Эрик Берн настаивал на том, чтобы как клиент, так и терапевт обладалиполной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе.Это вытекает из основной посылки ТА о том, что каждый человек способенсамостоятельно думать, т.е. функционировать из эго-состояния Родителя. Впрактике ТА записи терапевта доступны для клиента. Для облегчения общенияспециалиста и клиента положения ТА излагаются на доступном языке.
Заключение
Трансакционныйанализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободитьчеловека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание,через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости иискренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимогоповедения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонииличности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Вотличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительноговремени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии,обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

Приложение
БиографияЭрика Бёрна по статье В.Калиненко [1, С.: 5 — 7]
ЭрикЛеннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 году и первые свои двадцать пятьлет прожил в Канаде.
Важнейшеезначение для становления личности и профессиональных устремлений будущегопсихотерапевта имела возможность наблюдения за работой отца – широкопрактикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводил работу врача, тщательноинсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумывать разнообразныеспособы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они соглашались нароль пациентов. Из этого детского опьгга, по свидетельству самого Берна, берутначало его взгляды на психотерапию и некоторые теоретические воззрения.
В1919 году умирает отец Эрика, что было для него, как отмечают все биографы,сильнейшей травмой. Теперь забота о семье – Эрике и его сестре – ложится наплечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторскимтрудом. К одиннадцатилетнему возрасту относятся первые литературные опусыЭрика, и с тех пор он продолжает писать всю жизнь. Его перу принадлежат нетолько научные труды, но и научно-популярные и одна детская книжки.
В1935 году Эрик заканчивает медицинский факультет МакГилловского университета, вкотором обучался и его отец. После этого он изменяет свою фамилию, отбрасываетвторое имя и иммигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой егошаг во многом продиктован бытовавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, чтооказало на Берна большое влияние, заложив основу того, что в ТА называюткультуральным сценарием.
ВСША Берн начинает свою карьеру практикующего психиатра, одновременно продолжаяобучение, специализируясь в психоанализе. В 1941 году он вступает в АрмейскийМедицинский Корпус в качестве психиатра. Как уже отмечалось, армейский опытБерна дал мощный толчок его развитию как психотерапевта. Впрочем, интенсивноеразвитие в США после войны психотерапии (в частности, групповой), давшеедесятки оригинальных высокоэффективных направлений, вообще во многом связано с условиями,которые создались в стране во время Второй мировой войны.
Последемобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику, одновременно сампроходя анализ у выдающихся психоаналитиков. Правда, его собственный анализ небыл успешно доведен до конца. Берн прервал анализ после того, как психоаналитикзапретил ему вторую женитьбу до окончания анализа (заметим, все четыре егобрака были неудачными). Кстати, этот личный опыт послужил одной из причинразрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Берна к развитию собственнойсистемы.
В1947 году выходит первая книга Э.Берна «Разум в действии», позднее переизданнаяпод названием «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» (СПб.,1991 – русский перевод). Эта книга – образец научно-популярной литературы, досих пор с интересом читаемая и профессионалами, и широким читателем.
Сконца 40-х годов Берн начинает разрабатывать проблему интуиции. Результаты егоэкспериментов и теоретических построений отражены в цикле из шести статей,публикуемых им с 1949 по 1962 год в журнале «Психиатрический ежеквартальник».
В50-е годы складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основукоторой составляет теория эго-состояний – структурный анализ. В 1957 году Бернвпервые выносит ее на суд публики на конференции Американской ассоциациигрупповой психотерапии и публикует программную статью в «Американском журналепсихотерапии». В 1961 году выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии»,в которой изложены все основные концепции его новой системы, развернутые впоследующих трудах, а также то, что он подробно разработать уже не успел. Поэтомуэта книга остается важнейшим источником для специалистов. В 1963 году выходит«Структура и динамика организаций и групп», в которой Берн развивает идеи ТА вприложении к групповой динамике и развитию организаций. В этой книге Берн однимиз первых обратился к ставшей такой популярной в 80 – 90-е годы проблемеорганизационного развития. Правда, в ТА эта область не столь популярна, да и в практическойработе ТА терапевты обычно не уделяют особого внимания групповому процессу. В1964 году выходит книга, сделавшая Э.Берна широко известным – «Игры, в которые играютлюди», а в 1966 году – руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения»,позднее переиздаваемая.под названием «Групповая психотерапия». Последняя книгаБерна «Что ты говоришь после того, как поздоровался», раскрывающая его взглядына развитие личности – теорию сценарного анализа, публикуется посмертно в 1972году. В год смерти Берна выходит в свет научно-популярная книга «Секс вчеловеческой любви», широко изданная в нашей стране и представляющая собой нетолько оригинальное и яркое изложение взглядов автора на проблемы сексологии,но и дальнейшее развитие ТА в области сексуальных и семейных отношений.
Досамой смерти Берн вел активную практику группового психотерапевта, обучениепсихотерапии и супервизию. Среди его учеников и последователей такиезамечательные терапевты и теоретики психотерапии, как Роберт Гулдинг, КлодСтайнер, Мюриел Джеймс, Джон Дьюзи и многие друтие.
ЖизньЭрика Берна оборвалась на взлете его научной карьеры, когда пришло признание,началась активная и плодотворная деятельность созданной им Международнойассоциации ТА, появились его последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечногоприступа в 1970 году, не дожив полгода до своего шестидесятилетия.
 

Списокиспользованной литературы:

1. Берн Э. Групповая психотерапия. / Пер. с англ. А.Калмыкова, Е.Калмыковой, В.Калиненко. – М.: Академический Проект, 2000г. – 464с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди:психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Что вы говоритепосле того, как сказали «Здравствуйте»? / Пер. с англ. под ред. Н.Бурыгиной,Р.Кучкаровой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001г. – 640с.
3. Берн Э. Секс в человеческой любви. /Пер. с англ. М.П.Папуша. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001г. – 384с.
4. Берн Э. Трансактный анализ впсихотерапии: Системная, индивидуальная и социальная психиатрия. / Пер. с англ.А.Калмыкова, В.Калиненко. – М.: Академический Проект, 2001г. – 320с.
5. Степанов С.С. Психологическийсловарь для родителей. – М., 1996г.
6. Стюарт Я., Джойнс В. ТрансактныйАнализ в теории и практике / неизвестный Интернет-ресурс.
7. Юров А. Что нужно знать о ТА, чтобыначать работу / www.river.com.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.