Типы по Юнгу
Введение
Помимомногих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическоеразличие, и, прежде всего, два резко различных типа, названныхЮнгом типом интроверсии и типом экстраверсии.
«Рассматривая течение человеческой жизни, мывидим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами егоинтересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственнойвнутренней жизнью, его субъектом. Но так как все мы в известной степениотклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом расположеныпонимать всё в смысле только нашего собственного типа. Это обстоятельствозначительно затрудняет попытку общего описания типов».
ВоззренияЮнга на личность человека являются наиболее сложными, неортодоксальными и полемическимив традиционной психологии. Видимо, этим обусловлено слишком краткое изложение вучебной литературе типологии Юнга, которое не позволяет оценить глубину иважность данной концепции.
Междутем, в результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс идейиз таких разных областей знания, как психология, философия, астрология,мифология, теология и литература. Он создал уникальную, представляющую огромныйнаучный интерес теорию личности, без понимания которой невозможно определить, чемобусловлено типическое различие в изложении Юнга. Следовательно, необходимохотя бы вкратце ознакомиться с основными идеями, принципами и терминами егоконцепции, чему и посвящена первая глава данной работы. В последующих главахподробно описано представление о типе, чем обусловлена экстраверсия иинтраверсия, чем грозит преобладание того или другого типа в структуреличности, и, в заключение рассмотрены психологические функции.
Структура личности в теории Юнга
Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичныйличности) состоит из трёх отдельных, но взаимодействующих структур: эго,личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эгоявляется центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент рsyche,включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодарякоторым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эгослужит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видетьрезультаты своей обычной сознательной деятельности.
Личноебессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания,которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят ите чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы бытьотмеченными в сознании.
Личноебессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоциональнозаряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из егопрошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласнопредставлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем,могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например,человек с комплексом власти может расходовать значительное количествопсихической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темойвласти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося подсильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудьдругой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинаетвлиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материалличного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступендля осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могутосознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
Коллективноебессознательное более глубокий слой в структуре личности,представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даженаших человекообразных предков. В нём отражены мысли и чувства, общие для всехчеловеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоциональногопрошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержитсявсё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозгакаждого индивидуума».Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодарянаследственности и одинаково для всего человечества.
Архетипы. Юнгвысказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощныхпервичных психических образов, так называемых архетипов («первичныхмоделей»). Архетипы — врождённые идеи или воспоминания, которыепредрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на событияопределённым образом. В действительности, это не воспоминания или образыкак таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которыхлюди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления идействия в ответ на какой-либо объект или событие. Врождённой здесь являетсяименно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески наконкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями,любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
Вряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребёнок, герой, мудрец,божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденциейвыражать определённого типа чувства и мысли в отношении соответствующегообъекта или ситуации. Например, в восприятии ребёнком своей матери присутствуютаспекты её актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемымипредставлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание,плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы иидеи часто отражаются в сновидениях,а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых вживописи, литературе и религии.
Понятие психологического типа
Былобы относительно просто, если бы каждый знал, к какой категории он сампринадлежит. Но нередко очень трудно решить, относится ли кто-нибудь к тому илидругому типу, особенно если вопрос идёт о самом себе. Суждения о собственнойличности всегда неопределённы. «Эти субъективные искажения суждения частовстречаются потому, что каждому выраженному типу присуща особаятенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция,которая биологически целесообразна, так как она стремится удержать душевноеравновесие». Благодаря компенсации возникают вторичные характеры илитипы, которые представляют чрезвычайно трудно поддающийся разгадке образ;последнее является тем более трудным, что сами мы склонны вообще отрицатьсуществование типов и признавать одни только индивидуальные различия.
Попробуем сначалаобозначить психологические барьеры между людьми. Юнг пишет: «Представим себедвух молодых людей, совершающих прогулку за городом. Они подходят кзамечательному замку и оба хотят осмотреть его изнутри. Интроверт говорит:«Интересно, как он выглядит изнутри?» Экстраверт отвечает: «Давай войдем», — инаправляется прямо к воротам. Интроверт пытается удержать его: «Но может быть,нам не разрешат», — говорит он, мысленно уже представляя себе полицейских,штрафование, собак. На это экстраверт отвечает: «Хорошо. Давай спросим. Онинаверняка нас пустят». В воображении ему рисуется старый добрый охранник,гостеприимные синьоры и возможность романтических приключений. Наконец,благодаря силе оптимизма экстраверта они оказываются в замке».
Далее, по словам Юнга,наступает развязка. Замок внутри был перестроен, и в нём нет ничего, кроме парыкомнат с коллекциями старых манускриптов. В этом случае манускрипты становятсяглавной радостью для интровертированного молодого человека. Только заметив их,он сразу же преображается и полностью погружается в их созерцание, лишьизредка издавая крики восторга. Он вовлекает в разговор сторожа о том, чтобыизвлечь из него как можно больше информации, и когда результат не слишком егоудовлетворяет, просит позвать хранителя для того, чтобы задать ему свои вопросы.Робость молодого человека исчезла, объекты предстают теперь в соблазнительномсвете, и у мира в целом появляется новое лицо. Но тем временем настроениеэкстравертированного молодого человека опускается всё ниже и ниже. Его лицоудлиняется, он уже начинает зевать. Увы, им навстречу не вышел добрый охранник,их не встретили с рыцарским гостеприимством, и нет ни проблеска надежды наприключения — только замок, превращённый в музей. Но ведь манускрипты можнорассматривать и дома...
В товремя как воодушевление одного растёт, настроение другого падает: замокнавевает на него скуку, манускрипты напоминают ему о библиотеке, библиотекаассоциируется с учёбой и приближающимися экзаменами. Он мрачно смотрит на нетак давно столь интересный и заманчивый замок. Объект становится негативным.«Разве это не замечательно, — восклицает интроверт, — что мы натолкнулись наэту прекрасную коллекцию?» — «Знаешь, мне это место уже надоело до смерти», —отвечает ему другой, уже не скрывая собственного сарказма. Интроверта этораздражает, и мысленно он клянется, что больше никогда не пойдет на прогулку сэкстравертом. Экстраверта же раздражает раздражение его товарища, и про себя ондумает, что всегда знал: его друг — не считающийся с другими эгоист, который вугоду своему эгоистическому интересу готов потратить целый весенний день, в товремя как можно было бы замечательно провести время под открытым небом.
Существованиедвух различных типов уже давно известный факт. Термины и понятия, под которымипонимался механизм интроверсии и экстраверии, очень различны и всегда приспособленык точке зрения индивидуального наблюдателя. Но, несмотря на различиеформулировок, всегда замечается общее в основном понимании, а именно движениеинтереса по направлению к объекту в одном случае и движение интереса от объектак субъекту и к его собственным психическим процессам в другом случае.
«Наиболее обще интровертированнуюточку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всехобстоятельствах старается поставить личность и субъективное психологическоеявление выше объекта и объективного явления или, по крайней мере, утвердить ихпо отношению к объекту. Эта установка придаёт большую ценность субъекту,чем объекту. Соответственно этому объект всегда находится на более низкомуровне ценности, он имеет второстепенное значение, он иногда является тольковнешним объективным знаком субъективного содержания, как бы воплощением идеи,причём существенным является именно идея. Либо же он является предметомэмоции, причём, самое главное — это эмоциональное переживание, а не объектв его реальной индивидуальности.
Экстравертированнаяточка зрения, наоборот, ставит субъект ниже объекта,причём объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуетсявсегда второстепенным значением, субъективное явление кажется иногда толькомешающим и ненужным придатком к объективно происходящему. Ясно, чтопсихология, исходящая из этих противоположных точек зрения, должна распастьсяна две совершенно различные ориентировки. Одна рассматривает всё под угломзрения своего понимания, а другая — под углом зрения объективнопроисходящего».
Каждыйчеловек обладает обоими механизмами, как выражением своегоприродного жизненного ритма,и только относительный перевес того или другогоопределяет тип. Ритмическая смена обеих форм психической деятельностидолжна была бы соответствовать нормальному течению жизни. Сложные внешниеусловия, при которых мы живём, и, быть может, ещё более сложные условия нашегоиндивидуального психического предрасположения редко, однако, допускают совершенноне нарушенное течение психической деятельности. Внешние обстоятельства ивнутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму иограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходитперевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становитсяхроническим, то вследствие этого и возникает «тип,т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянногосподствует, не будучи в состоянии полностью подавить другой, так как оннеобходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтомуникогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностьювладеет одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установкавсегда означает только относительный перевес одного механизма».
Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет,прежде всего, различать две обширные группы психологических личностей. Ноподобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, чтодопускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследованиеиндивидуальной психологии представителей любой из этих групп тотчас же показываетгромадное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря наэто, к одной и той же группе.
Помнению Юнга индивидуумов можно различать не только по универсальномуразличию экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основнымпсихологическим функциям. А именно в такой же мере, как внешниеобстоятельства и внутреннее предрасположение вызывают господство экстраверсии иинтроверсии, они благоприятствуют также господству в индивидууме определённойосновной функции. Основными функциями являются мышление, эмоции, ощущение иинтуиция. Если господствует одна из этих функций, то появляетсясоответствующий тип. Поэтому Юнг различает мыслительный, эмоциональный,сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, можетбыть интровертированным или экстравертированным, смотря по своемуповедению по отношению к объекту.
Общее описание типов
Общиезависящие от установки типы, которые Юнг обозначил какэкстравертированный и интровертируемый, различаются своей своеобразной установкойпо отношению к объекту. Каждому известны те замкнутые, с трудомпостигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшуюпротивоположность другим — открытым, обходительным, часто весёлым или покрайней мере приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются илиесли даже спорят, то всё-таки находятся в отношениях, позволяющих на всехвлиять или допускать их влияние на себя.
Вдействительности дело идет об основной противоположности, которая более илименее отчётлива, но всегда заметна в индивидуумах с выраженной в известнойстепени личностью.
Таких людей мы встречаем не только средиобразованных, но вообще во всех слоях населения. Вследствие чего типы можнообнаружить как среди рабочих и крестьян, так и среди высоко дифференцированныхлюдей какой-нибудь нации. Точно так же и половые различия ничего не меняют вэтом факте. У всех женщин обнаруживаются те же самые противоположности. Стольбольшое распространение едва ли могло бы иметь место, если бы дело шло об актесознания, т. е. о сознательной и намеренно выбранной установке. В этом случае,конечно, определённый, связанный с одинаковым воспитанием и образованием исоответственно этому пространственно-ограниченный класс населения был быпреимущественным носителем такой установки.
Следовательно,типы разделяются явно без разбору. В одной и той же семье один ребёнок бываетинтровертированным, а другой — экстравертированным. Так как соответственно этимфактам зависящий от установки тип, как общий и явно случайно распространённыйфеномен, не может быть следствием сознательного суждения или осознанногонамерения, то он своим существованием должен быть обязан бессознательной,инстинктивной основе (см. коллективное бессознательное). Поэтомупротивоположность типов как общий психологический феномен должна иметь каким-тообразом свою биологическую предпосылку.
Отношениемежду субъектом и объектом, рассматриваемое биологически, является всегдаприспособлением, так как всякое отношение между субъектом и объектомпредполагает изменяющие воздействия одного на другой. Эти изменения составляютприспособление. Типические установки к объекту являются, по-видимому,процессами приспособления. Природа знает два, в основе различных, путиприспособления и обусловленной этим возможности постоянного существованияживого организма: один путь — это повышенная плодовитость при сравнительноменьшей силе защиты и продолжительности жизни отдельного индивидуума, второйпуть — это снабжение индивидуума многообразными средствами самосохранения приотносительно меньшей плодовитости. Эта биологическая противоположность, помнению Юнга, является не только аналогией, но и общим основанием обоихпсихологических модусов приспособления.
«Свойствоэкстравертированного постоянно растрачивать себя и во всём распространяться иинтровертированного защищаться от внешних воздействий, по возможности воздерживатьсяот всяких затрат энергии, которые относятся непосредственно к объекту, чтобыэтим создать самому себе возможно более обеспеченную и сильную позицию. Какпоказывает общая биология, оба пути возможны и по-своему успешны; то же самоеможно сказать и о типических установках. То, что один осуществляет массовымиотношениями, другой достигает монополией».
«Чтокасается своеобразного предрасположения, то об этом я могу только сказать, что,очевидно, существуют индивидуумы, которые обладают большей лёгкостью илиспособностью или которые с большей пользой приспособляются одним, а не другимобразом. Для этого нужно было бы поставить вопрос о последних физиологическихоснованиях, недоступных нашему познанию. То, что такие основания возможны,кажется мне вероятным из опыта, показывающего, что изменение типа при известныхобстоятельствах наносит большой вред физиологическому благополучию организма ичасто является причиной сильного истощения».Экстравертированный тип
Для краткости и ясности изложения необходимо приописании этого и последующих типов отделить психологию сознательного отпсихологии бессознательного. Общая установка сознания
Какизвестно, каждый ориентируется на данные, которые ему доставляет внешний мир. «Один,вследствие того, что на улице холодно, считает необходимым надеть пальто,другой находит это излишним для целей своего закаливания. Один восхищаетсяновым тенором потому, что все им восхищаются; другой не восхищается им непотому, что он ему не нравится, а потому, что он держится мнения, что то, чемвсе восхищаются, далеко ещё не достойно удивления. Один подчиняется даннымотношениям, потому что, как показывает опыт, ничто другое невозможно, другой жеубеждён, что если уже тысячу раз случилось так, то в тысяча первый раз можетпроизойти иначе и по-новому и т. д.».
Первый ориентируется на данные внешние факты,второй остается при мнении, которое становится между ним и объективно данным.
Когдаориентировка на объект или на объективные данные перевешивает до того, чтонаиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективнымивзглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированном типе.Когда кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живёт,как это непосредственно соответствует объективным отношениям и их требованиям,в хорошем или плохом смысле, то он экстравертированный. Он живёт так, чтообъект как детерминирующая величина явным образом играет в его сознаниибольшую роль, чем его субъективное мнение. Конечно, он имеет субъективныевзгляды, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних объективныхусловий. Поэтому он никогда не думает встретить какой-нибудь безусловный факторвнутри самого себя, так как таковые ему известны только вне его. Он подчиняетсявнешним требованиям, конечно, не без борьбы, но дело кончается всегда в пользувнешних условий. Всё его сознание глядит наружу, так как главное и решающееопределение всегда приходит к нему извне. Из этой основной установки следуютвсе особенности его психологии, если только они не основаны на приматеопределённой психологической функции или на индивидуальных особенностях.
Интереси внимание следуют за объективными событиями, и, прежде всего, затеми из них, которые тесно его окружают. Не только лица, но и вещи привлекаютинтерес. Соответственно этому и поступки основываются на влиянии лиц и вещей.Если даже поступки не являются простой реакцией на раздражения окружающейсреды, то всё-таки они имеют характер применения к реальным отношениям инаходят в рамках объективно данного достаточный и соответствующий простор. Онисовершенно лишены тенденций выйти за эти пределы. Моральные законы поступковпокрываются соответствующими требованиями общества,господствующими моральными понятиями. Если бы господствующие воззрения былииными, то были бы другими и субъективные моральные направляющие тенденции.
Этастрогая обусловленность объективными факторами не обозначает полное или дажеидеальное приспособление к условиям жизни. Конечно, экстравертированномувзгляду такое применение должно казаться полным приспособлением, таккак такому взгляду не дано другого критерия. «Но высшая точка зрения ещё неговорит, что объективно данное при всех обстоятельствах является нормальным.Объективные условия могут быть исторически или пространственно ненормальными.Индивидуум, который применяется к этим отношениям, хотя подражает ненормальномухарактеру окружающей среды, но в то же время вместе со всем его окружающимнаходится в ненормальном положении по отношению к общеобязательным законамжизни».
Егослабый пункт заключается в том, что тенденция его типа в такой мере направленавовне, что из всех субъективных фактов даже наиболее связанный с чувствами, аименно телесное здоровье, как слишком мало объективный, как слишком мало«внешний», недостаточно принимается в соображение. Так что необходимое дляфизического благосостояния удовлетворение элементарных потребностей более неимеет места. Вследствие этого страдает тело, не говоря уже о душе.Экстравертированный обычно мало замечает это последнее обстоятельство, но онотем заметнее для близких, окружающих его домашних. Потеря равновесиястановится для него чувствительной лишь тогда, когда появляются ненормальныетелесные ощущения.
Опасностьэкстравертированного заключается в том, что он втягивается в объекты и сам вних совершенно теряется. Происходящие отсюда функциональные (нервные) илидействительные телесные расстройства имеют компенсаторное значение, так какони принуждают субъекта к невольному самоограничению. «Если симптомыфункциональны, то они могут своими особенностями символически выражатьпсихологическую ситуацию, например у певца, слава которого быстро достигаетопасной высоты, требующей от него несоразмерной затраты энергии, вследствиенервной задержки внезапно исчезают высокие тоны. У человека, который, начавочень скромно, быстро достигает влиятельного и многообещающего социального положения,психогенно появляются все симптомы горной болезни. У человека, который недорос до тяжелой работы в необычайно разросшемся, благодаря его собственнымзаслугам, предприятии, появляются нервные припадки жажды, вследствие которых онскоро заболевает нервным алкоголизмом». По мнению Юнга, истерия — наиболеераспространённый невроз экстравертированного типа. Классический истерическийслучай всегда характеризуется чрезмерными сношениями с окружающими лицами;характерной чертой является также прямо подражательное применение кобстоятельствам.
Основнаячерта истерического характера — это постоянная тенденция быть интересным ипроизводить впечатление на окружающих. Коррелятом к этому являетсявошедшая в поговорку внушаемость, доступность влиянию других лиц. Явнаяэкстраверсия проявляется у истеричных и в сообщительности, которая иногдадоходит до рассказов чисто фантастического содержания, откуда и происходятобвинения в истерической лжи. Истерический характер — прежде всего, преувеличениенормальной установки; но затем он усложняется со стороны бессознательногокомпенсаторными реакциями, которые телесными расстройствами принуждают кинтроверсии преувеличенную против психической энергии экстраверсию. Благодаряреакциям бессознательного возникает другая категория симптомов, которые имеютболее интровертированный характер. Сюда прежде всего относится болезненноповышенная деятельность фантазии.
Установка бессознательного
Бессознательноетак же может иметь установку, как и сознательное. Установка бессознательногодля действительного дополнения сознательной экстравертированной установкиимеет свойство интровертирующего характера. Она концентрирует энергию насубъективном моменте, т. е. на всех потребностях и побуждениях, которыеподавлены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой.
Ориентировкана объект и на объективно данное насилует множество субъективных побуждений,мнений, желаний и необходимостей и лишает их той энергии, которая естественнодолжна принадлежать им.
«Человекне машина, которую в каждом данном случае можно перестроить для совершеннодругой цели и которая тогда, совершенно другим образом, будет так же правильнофункционировать, как и прежде. Человек всегда носит с собой всю свою историю иисторию человечества. Но исторический фактор выражает жизненную потребность,которой должна идти навстречу мудрая экономия. Всё, что было до сих пор, должнокак-нибудь сказаться в новом и сжиться с ним. Поэтому полная ассимиляция собъектом встречает протест уже раньше бывшего и существовавшего с самогоначала. Бессознательные требования экстравертированного типа имеют собственнопримитивный и инфантильный, эгоистический характер». Применение кобъективно данному и ассимиляция с ним мешают осознанию недостающихсубъективных побуждений. Эти тенденции (мысли, желания, аффекты, потребности,чувствования и т. д.) принимают соответственно степени их вытеснения,регрессивный характер, т.е. чем менее они осознаны, тем более они становятсяинфантильными и архаическими. Сознательная установка лишает их тогораспределения энергии, которым они могут относительно располагать, и оставляетим лишь ту энергию, которую она не может отнять. Этот остаток, силу котороговсе-таки не следует недооценивать, есть то, что нужно обозначить как «первоначальныйинстинкт». Инстинкт нельзя изменить произвольными мероприятиями отдельногоиндивидуума; напротив, для этого потребовалось бы медленное органическоеизменение многих поколений, так как инстинкт есть энергетическое выражениеопределённой органической наклонности. Таким образом, у каждой подавленнойтенденции в конце концов остается значительная доля энергии, котораясоответствует силе инстинкта. Эта тенденция сохраняет свою действительность,даже если она стала бессознательной благодаря лишению энергии. Чем полнеесознательная экстравертированная установка, тем инфантильнее и архаичнеебессознательная установка.
Грубый,сильно превосходящий детское и граничащий со злодейским эгоизм иногдахарактеризует бессознательную установку. Если происходит преувеличение сознательнойточки зрения, то симптоматически появляется на свет и бессознательное, т. е.бессознательный эгоизм, инфантилизм и архаизм теряют свой первоначальныйкомпенсаторный характер тогда, когда они становятся в более или менее открытуюоппозицию к сознательной установке. Это проявляется прежде всего в абсурдномпреувеличении сознательной точки зрения, которая должна служить для подавлениябессознательного, но которая обыкновенно кончается крушениемсознательной установки. Катастрофа может быть объективной, так как объективныецели постепенно искажались в субъективные.
Катастрофическая развязка может быть и субъективногорода, в виде нервного потрясения. Последнее всегда происходит благодаря тому, чтобессознательное противодействие в состоянии, наконец, парализоватьсознательное действие. В этом случае требования бессознательного категорическинавязываются сознанию и этим вызывают гибельное раздвоение, которое по большейчасти сказывается в том, что люди или не знают более, чего они, собственно,хотят, ни к чему не имеют охоты, или сразу хотят слишком многого, имеют слишкоммного охоты, но к тому, что невозможно.
Необходимое,часто по культурным основаниям, подавление инфантильных и примитивныхпотребностей легко ведет к неврозу или к злоупотреблению наркотиками, какалкоголем, морфием, кокаином и т. д. В ещё более тяжелых случаях раздвоениекончается самоубийством.
Выдающеесясвойство бессознательных тенденций заключается в том, что именно по мере того,как сознательным непризнаванием они лишаются своей энергии, онипринимают разрушительный характер, как только перестают быть компенсаторными. Ониперестают действовать компенсаторно тогда, когда достигнут состояния,соответствующего тому культурному уровню, который абсолютно несовместим с нашимуровнем. С этого момента бессознательные тенденции образуют блок, во всехотношениях противоположный сознательной установке, существование которого ведётк открытому конфликту. Тот факт, что установка бессознательного компенсируетустановку сознания, обыкновенно выражается в психическом равновесии.
Нормальнаяэкстравертированная установка ещё не означает, конечно, что индивидуум всегдаи повсюду поступает по экстравертированной схеме. При всех обстоятельствах утого же индивидуума могут наблюдаться психические процессы, в которых являетсявопрос о механизме интроверсии. «Экстравертированным мы называем только тотhabitus,в котором механизм экстраверсии перевешивает. В этомслучае наиболее дифференцированная функция постоянно подвергаетсяэкстравертированию, в то время как менее дифференцированные функции находятся винтровертированном употреблении». Иными словами болееполноценная функция наиболее осознана и подлежит контролю сознания исознательного намерения, в то время как менее дифференцированные функции такжеи менее осознаны, частью бессознательны и в гораздо меньшей степени подчиненысознательной воле. Более полноценная функция всегда является выражениемсознательной личности, его намерения, его воли, его действия, то время какменее дифференцированные функции относятся к тому, что случается с человеком.
«Менеедифференцированные функции в экстравертированной установке всегда проявляютисключительную субъективную зависимость от сильно выраженного эгоцентризма иличного пристрастия, чем они обнаруживают свою близкую связь сбессознательным. В них бессознательное постоянно выступает на свет». Вообще,не следует себе представлять, что бессознательное всегда лежит погребённымпод тем или другим количеством наслоений и может быть открыто только благодарятщательным раскопкам. Бессознательное, напротив, постоянно вливается всознательные психологические процессы, и даже в такой высокой мере, что иногдатрудно решить, какие свойства характера следует приписать сознательнойличности и какие — бессознательной.
Этозатруднение бывает главным образом с лицами, которые несколько богачепроявляются, чем другие. В таких случаях правильному пониманию может помочьтолько основательный анализ свойств функции. При этом нужно обращать вниманиена то, какие функции полностью подчиняются контролю и мотивации сознания, икакие функции имеют характер случайного и спонтанного. Первые функции всегдаболее высоко дифференцированы, чем последние, которые к тому же обладаютнесколько инфантильными и примитивными свойствами. Обыкновенно первые функциипроизводят впечатление нормы, в то время как последние имеют в себе нечтоненормальное или патологическое.
Интровертированный тип
Общая установка сознания
Какбыло изложено выше, интровертированный тип отличается от экстравертированноготем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективно данное какэкстравертированный тип, а на субъективные факторы.
Интровертированноесознание хотя видит внешние условия, но решающими избирает субъективныеопределители. Этот тип поэтому руководствуется тем фактором восприятия ипознания, который показывает субъективное предрасположение к устранению раздраженийорганов чувств. Два лица, например, видят один и тот же объект, но они видятего не так, чтобы обе полученные от этого картины были абсолютно идентичны.Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бываютглубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемогообраза. В то время как экстравертированный тип всегда предпочтительноосновывается на том, что он получает от объекта, интровертированныйпредпочтительно опирается на то, что в субъекте приводит к констелляции внешнеевпечатление. В отдельном случае апперцепции различие, может быть очень тонким,но в целом психологического уклада оно весьма заметно и именно в форме «резерваталичности». Резерват личностипо Юнгуэтовзгляд,согласно которому субъективистическая установка вводит в заблуждение и лишаетэто понятие ценности (мир существует не только сам по себе,но итак, как он мне кажется). Он соответствует предубеждению в пользуэкстравертированной установки против сущности интровертированного. Не следуетзабывать, что всякое восприятие и познание не только объективно, но исубъективно.
Познаниеимеет субъект и что «познание вообще» не существует. Субъективным фактором Юнгназывает то психологическое действие илиреакцию, которое, соединяясь с воздействием объекта, производит новыйпсихический факт. «Но поскольку субъективный фактор с самых давних времен иу всех народов земли остается в очень высокой мере идентичным самому себе — таккак элементарные восприятия и познавания, так сказать, всегда и везде одни ите же,— то он является столь же прочно обоснованной реальностью, как и внешнийобъект. Если бы это было иначе, то нельзя было бы говорить о постоянной и всвоей сущности неизменной действительности и согласие с традициями было быневозможно. Поэтому субъективный фактор есть нечто так же непреклонно данное,как протяженность моря и радиус земли».
Нокак объект и объективно данное никогда не остается одним и тем же, так как онподвержен трению и случайности, так и субъективный фактор подлежит изменчивостии индивидуальной случайности. И поэтому и его ценностьтолько относительна. Чрезмерное развитие интровертированной точки зрения всознании ведёт не к лучшему и более верному применению субъективного фактора,но к искусственному субъективированию сознания, которому нельзя не сделатьупрёка в том, что «только субъективно».
Интровертированнаяустановка в нормальном случае применяется в принципе к наследственно даннойпсихологической структуре, которая является присущей субъекту величиной. Но еёсовсем не следует считать просто идентичной с сознательной личностью субъекта,она является психологической структурой субъекта, до всякого развитиясознательной личности.Настоящий основной субъект, именно личность в целом,гораздо обширнее, чем сознательная личность, так как первая охватывает такжебессознательное, в то время как последняя по существу является средоточиемсознания.
Психологическаяструктура — это по Юнгу коллективное бессознательное. Индивидуальнаяличность в целом есть часть, или срез, или представитель повсюду во всякомживом существе имеющейся и находящейся на соответствующей ступени особенностипсихологического процесса, которая каждому существу должна быть вновь врождена.«Врожденная особенность образа действия с давних пор называется инстинктом,особенность психического постижения объекта я предложил обозначить как архетип».
Содержанияколлективного бессознательного представлены в сознании ясно выраженныминаклонностями и воззрениями. Индивидуум обычно считает — по существу ошибочно,— что они обусловлены объектом, так как они происходят от бессознательнойструктуры души и воздействием объекта только выявляются. Этисубъективные наклонности и воззрения сильнее, чем влияние объекта, ихпсихическая ценность выше, так что они покрывают собой все впечатления. «Точнотак, как интровертированному кажется непонятным, что объект всегда должениграть решающую роль, так и для экстравертированного остаётся загадкой, каксубъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации. Оннеизбежно приходит к мнению, что интровертированный или много мнящий о себеэгоист, или фанатик-доктринер».
Установка бессознательного
Преимущественноеположение субъективного фактора в сознании означает неполноценностьобъективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему вдействительности надлежит иметь. Как в экстравертированной установке он играетслишком большую роль, так в интровертированной установке он имеет слишком малозначения. В той мере, в какой сознание интровертированного субъективируется ипридаёт сознательной личности неподобающее значение, по отношению к объектузанимается позиция, которая со временем оказывается очень шаткой.
«Объект — величина несомненной силы, в то времякак сознательная личность есть нечто очень ограниченное и неустойчивое. Делообстояло бы иначе, если бы объекту противополагалась личность в целом. Личностьв целом и мир — соизмеримые величины, вследствие чего нормальнаяинтровертированная установка является в такой же степени пригодной для проверкибытия, как и нормальная экстравертированная установка. Но если сознательнаяличность стремится придать себе значение субъекта, то естественнымобразом, как компенсация, происходит бессознательное укрепление влиянияобъекта».
Это изменение проявляется в том, что на судорожноеусилие обеспечить превосходство сознательной личности объект оказываетнастолько сильное влияние, что оно овладевает индивидуумом бессознательно, иблагодаря этому навязываются сознанию без всякого противодействия. «Вследствиенеправильного отношения сознательной личности к объекту — стремление кгосподству не есть приспособление — в бессознательном возникает компенсаторноеотношение к объекту, которое проявляется в сознании как необходимая и непреодолимаясвязь с объектом».
Чем больше сознательная личность стараетсяобеспечить себе всяческую свободу, тем более попадает она в рабство объекта. «Свободадуха привязывается на цель постыдной финансовой зависимости, независимостьпоступков — время от времени совершает робкое отступление перед общественныммнением, моральное превосходство попадает в трясину неполноценных отношений,стремление к господству кончается грустной тоской по любви, бессознательноепрежде всего устанавливает отношение к объекту, а именно такого рода и образа,которому свойственно в корне разрушить иллюзию власти и фантазию превосходствасознания».
Объект,несмотря на сознательное уменьшение, принимает страшные размеры. Вследствиеэтого сознательная личность ещё более старается отделить и преодолеть объект.В конце концов сознательная личность окружает себя формальной системойпредохранительных мер, которые стараютсяonpавдать,по крайней мере, призрак превосходства. Этим, однако, интровертированныйотделяет себя от объекта и изводит себя, с одной стороны, мерами защиты, а сдругой — бесплодными попытками импонировать объекту и отстоять себя. Но этистарания всегда пресекаются преодолевающими впечатлениями, которые он получаетот объекта. Против его воли объект постоянно ему импонирует, он вызывает унего неприятнейшие и продолжительнейшие аффекты и преследует его шаг за шагом.Ему всегда необходима огромная внутренняя работа для того, чтобы уметь «себясдерживать». Поэтому типичной формой его невроза является психастения,болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, ас другой — большой истощаемостью и хроническим утомлением.
«Анализличного бессознательного показывает большое количество фантазий мощи,соединенных со страхом перед насильно оживлёнными объектами, жертвой которыхдействительно легко становится интровертированный. А именно из страха передобъектом развивается своеобразная трусость проявить себя или высказать своемнение, так как он боится усиленного влияния объекта. Он боится сильно влияющихаффектов у других и едва может избавиться от страха попасть под чужое влияние.Объекты для него имеют возбуждающие страх мощные качества, которые он хотя неможет замечать сознательно, но, как он думает, воспринимает своимбессознательным. Так как его сознательное отношение к объекту относительноподавлено, то оно идёт через бессознательное, где оно наделяется качествамибессознательного. Эти качества, прежде всего, инфантильно-архаичны. Вследствиеэтого его отношение к объекту становится примитивным и принимает все тесвойства, которые характеризуют примитивное отношение к объекту. Именно тогдакажется, что объект обладает магической силой. Посторонние новые объектывозбуждают страх и недоверие, как будто они скрывают неведомые опасности,давно знакомые объекты связаны с его душой как бы невидимыми нитями, каждоеизменение является помехой, если не прямо опасным, так как оно означает, каккажется, магическое оживление объекта. Одинокий остров, на которомдвижется лишь то, чему позволяют двигаться, становится идеалом».
Психологические функции
Вскоре после того,как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришёл к выводу,что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полнообъяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил своютипологию, включив в неё психологические функции. Четыре основныефункции, выделенные им — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
Мышление и чувствоЮнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяютобразовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех илииных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция —чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательныхэмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненногоопыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный илинеприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышлениевыступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построениерациональных суждений,цель которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. Акогда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесениесуждений о том, является ли этот опыт, прежде всего, приятным или неприятным.
Вторую пару противоположныхфункций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными,потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем(ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя ихзначение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочноереалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен вотношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира.Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущегоопыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая сутьжизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией являетсяощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы онфотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция,человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значениепереживаемого.
Каждый человек наделен всемичетырьмя психологическими функциями. Однако, также как только одна личностнаяориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей иосознаваемой, точно также только одна функция из рациональной илииррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены вбессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека.Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий,чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга,интегрированная, или «индивидуированная» личность для совладания с жизненнымиобстоятельствами использует все противоположные функции.
Заключение
Две основные направленности, илижизненные установки: экстраверсия и интроверсия считаются наиболее известнымвкладом Юнга в психологию. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют вчеловеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. Вэкстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру —другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливаетотношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.Интроверт, напротив, погружён во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта.Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов,его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном видеэкстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуютобе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая ирациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной.Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являютсяличности, чьи модели поведения определённы и предсказуемы. По мнению Юнга,истерия — наиболее распространённый невроз экстравертированного типа, атипичной формой невроза интроверта является психастения, болезнь,которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, а с другой— большой истощаемостью и хроническим утомлением.
Двеэго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуютвосемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный типфокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающегомира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека,живущего в соответствии с установленными правилами. Интровертный интуитивныйтип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира.Этот тип обычно эксцентричен держится в стороне от окружающих и индифферентен кним.
Список литературы:
1. ГуревичП.С. Психология. – М., 1999.
2. Кембриджскоеруководство по аналитической психологии. Под ред. Полли Янг-Айзендрат и ТеренсаДаусона. – М., 2000.
3. Психологияиндивидуальных различий. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова.– М., 2000. К.Г.Юнг Психологические типы.
4. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2001.