Реферат по предмету "Психология"


Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека

План
Введение
Глава 1. Теоретические проблемыисследования невербальных особенностей речи человека
1.1 Невербальное поведение: структураи функции
1.2 Изучение акустической системыневербального поведения человека
1.3 Изучение оптической, тактильно –кинестезической и ольфакторной системы невербального поведения человека
Глава 2. Эмпирическое исследованиепсихологического портрета личности по невербальным особенностям речи
2.1 Методы диагностики невербальногообщения
2.2 Результаты и их обсуждение
Список литературы

Введение
 
Актуальность. Проблема психологического портреталичности по невербальным особенностям речи относится к важным проблемампсихологии. Являясь одним из важнейших средств выражения, речь обладаетзначительным психодиагностическим потенциалом. По речи человека можно многоеузнать о нем. Научные исследования в области распознавания индивидуальныхособенностей человека по речи стремится найти ее устойчивые характеристики. Приэтом возможны два пути: исследовать формально-динамические характеристики речи(темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т. п.) и содержательныехарактеристики.
Проблема общения, познания людьми друг друга занимаетособое место в системе подготовки профессиональных психологов, практическихработников. Общение является особым видом психологической деятельности, однойиз целей которой является восприятие, понимание, интерпретация поведенияличности и её внутреннего мира. Психологии познания людьми друг друга отводитсяцентральное место в системе проблем общей и социальной психологии.
Среди широкого круга вопросов, относящихся к проблемепсихологического портрета личности по невербальным особенностям речи, особыйинтерес представляют тематики, связанные с исследованием невербальногоповедения личности, его восприятия, опознания, интерпретации. Помимообщепсихологического интереса, подобные исследования имеют важные прикладные,практические применения, прежде всего в системе автоматического распознавания исинтеза речи, при проведении судебно-криминалистических экспертиз, приформировании имиджа в желательном направлении, при диагностике различныхречевых и психических патологий, в сфере искусства, например в сценическойдеятельности.
Невербальное поведение играетзначительную роль в процессе взаимодействия людей. Поэтому в настоящее время так актуальна проблема изучения особенностей невербальнойкоммуникации человека.
Разработанность. В отечественной психологии изучениюневербальных особенностей речи посвящено довольно много исследований (ИльинЕ.П., Лабунская В.А., Панасюк А.Ю., Горелов И.Н., Бажин Е.Ф., Манеров В.Х.,Носенко Э.Л.) Также проблемой невербальногоповедения занимались зарубежные психологисобравшие большой экспериментальный материал давший возможностьсформулировать целый ряд теоретических положений (К. Изард, П.Экман, У.Фризен,А.Пиз, Д.Фаст, Э.Холл и др.)
Кхарактеристикам, по которым судят об изменении речи, относят интонационноеоформление, четкость дикции, логическое ударение, чистота звучания голоса,лексическое богатство, свободное и точное выражение мыслей и эмоций.
Изучениюотражения эмоционального состояния в интонации были посвящены работы Витта,Галунова, Манерова, Попова; в интенсивности и частоте основного тона голоса –Носенко; в темпе артикулирования и паузации – Витт, Носенко.
Н.П.Фетискинвыявил признаки неэкспрессивной монотонной речи. К ней относится безразличноеизложение материала, автономность его изложения, редкое использованиевопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи.
ИсследователиУ.Хеллс, Л.Е.Аболин, А.Е.Ольшанникова занимались изучением экспрессивныхканалов эмоций.
П.Экман,У.Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации. Ими былипроранжированы части тела в отношении их способности передачи информации обэмоциях человека.
Сегодня психологическая наукаотмечает наличие значительных индивидуальных различий в точности, успешностиопознания невербального поведения, что требует как теоретически, так иэкспериментальных прикладных исследований. В настоящее время идея о некоторойавтономии невербального поведения находит подтверждение в работах современныхпсихологов, в которых они наделяются, кроме функций дополнения и замещенияречевого высказывания такими функциями, как регуляция межличностных отношений,репрезентация эмоциональных состояний и т.д.
Д.Фаст, Э.Холл. Язык тела. Как понять иностранца без слов. В этой книге представленыдве интересные работы американских ученых Джулиуса Фаста и Эдуарда Холла.
Дж. Фаст в своей книге «Язык тела»собрал и обобщил данные исследования науки кинесика, которая изучаетповеденческие проявления бессовестного общения между людьми. Автор установилсвязь между специальными жестами, позами, телодвижениями одного человека исодержанием той информации, которую он передает в вопросах, ответах, изаявлениях. Содержание книги может оказаться особенно полезным деловым людям,пытающихся догадаться в ходе переговоров, чего добивается и чего опасаются ихпартнеры, что они могут сделать, а что превыше их сил и возможностей.
Из книги Э. Холла «Как понятьиностранца без слов» читатель узнает много полезного о манере поведения, нравахи обычаях людей разных национальностей и культур.
Рюкле Холст. «Ваше тайное оружие вобщение». Автор книги предлагает систематизированные знания о связи душевнойжизни человека с движениями его тела, т.к. имеет многолетний опыт обученияязыку телодвижений. Книга поможет научится наблюдать реакции партнеров, узнатьспособы своевременного и успешного реагирования в ситуациях делового и личногообщения. Основой для приведенных в данной работе примеров послужил материал, собранныйза 10 лет организации автором семинаров и анализа разговорных ситуаций. Книгаявляется пособием по практической психологии не только для специалистов вобласти имиджа, рекламы, теле- и кинооператоров, но и для всех тех, комуприходится часто и по долгу контактировать с людьми.
Леонтьев А.А. «Основыпсихолингвистики». Учебник по психолингвистики, написанный основателем этоймеждисциплинарной области знаний у нас в стране. В учебнике представленаистория и основные понятия и методы современной психолингвистики, а такжеактуальные проблемы и тенденции развития. Автор книги стоял у истоковпсихолингвистики в России. В книге отразилась гигантская теоретическая,экспериментальная и конкретно-прикладная работа, проделанная коллегами, ученикамии сотрудниками автора.
Лабунская В.А. Невербальноеповедение. В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии невербальногоповедения. С позиций социально-перцептивного подхода выделяют основныехарактеристики структур невербального поведения: кинесической, ольфакторной иих функции в общении. Определены факторы, влияющие на успешность его опознания.В пособии рассматриваются методы диагностики особенностей опознания психическихявлений на основе невербального поведения, приведены схемы его анализа,выделены подходы исследования.
Изард К. Эмоции человека. Монографииамериканский ученый, один из крупнейших специалистов-психологов исследуетчеловеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью идеятельностью человека как неотделимую часть его сознания. Подробнорассматриваются важнейшие теории и эмпирические учения, касающиеся эмоций человека.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Учебноепособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций ичувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональнойсферы и ее составляющие: эмоционального тона эмоций, эмоциональных свойствличности, чувств эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций,их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезеи при патологии.
Цель исследования. Исследовать психологический портретличности по невербальным особенностям речи.
Задачи исследования.
1. Изучить невербальное поведение:структуру и функции.
2. Исследоватьакустическую систему невербального поведения.
3. Дать общую характеристикуоптической системы, тактильно – кинестезической и ольфакторной системы невербальногоповедения.
Объект исследования. Коллектив МДОУ (детский сад № 181«Крепыш») в количестве 30 человек.
Предмет исследования. Психологический портретличностипоневербальным особенностям речи.
Методы исследования. В исследовании использовалиськомплексные методики, включающие беседы, наблюдения, тесты, анализ невербальныхособенностей речи. В ходе исследования было опрошено 30 человек. Былииспользованы методики: «карта контроля состояния речи», изучение эмоциональнойэкспрессии, определение типа темперамента.
Гипотеза исследований. Изучение невербальных особенностейречи позволит составить психологический портрет личности.
Положения, выносимые на защиту.
1. Исследованиеневербального поведения: структуры и функции.
2. Характеристикаосновных систем невербального поведения человека.
3. Изучениевзаимосвязи между типом темперамента, уровнем речевой тревожности иневербальными особенностями речи.
Практическая значимость исследования.Результаты данногоисследования можно использовать на курсах повышения квалификации, научебно-методических собраниях. Некоторые параметры исследования можно изложитьв средствах массовой информации республики. Практические рекомендации можноиспользовать в общеобразовательных учреждениях с целью повышения эффективностиобучения.
Апробация работы. С результатами данного исследованияознакомлены: руководитель исследуемого предприятия. Основные положения даннойработы изложены на педагогическом совете воспитателей МДОУ № 181 «Крепыш».
 

Глава 1. Теоретические проблемыисследования невербальных особенностей речи человека
 
1.1 Невербальноеповедение: структура и функции
Невербальное поведение связано с внутренниммиром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний.Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявленияпсихического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержанияиндивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностикиуровня развития личности как субъекта общения. К элементам невербальногоповедения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высшиехарактеристики голоса, его временная и пространственная организация.
В основу выделения подструктурневербального поведения положены основные характеристики невербальных средств(движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия:оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. На рисунке 1 представленыструктуры невербального поведения, подструктуры и элементы, показана ихвзаимосвязь, что создает условия для анализа реального невербального поведения,для определения функциональной специфики его подструктур.
Рассмотрим невербальное поведение стой подструктуры, которая создает основные её свойства – движение – и отражаетс помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербальногоповедения является кинесика. Кинесика – это зрительно воспринимаемый диапазондвижений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении, кинесика –это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но так же манераодеваться, причесываться и т.д. К кинесике также относится движения, которыесвязаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом,почерк. Кинесика – понятие, использующиеся для обозначения различных движенийчеловека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователив этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика,выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведениечеловек. Все явления экспрессии подразделяются на следующие области изучения:выразительные движения и физиогномику. Физиогномика – это экспрессия лица ифигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям иобусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.
Под выразительными движениямипонимаются и широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоцияхвесь организм (мимика, пантомимика). Ещё одной подструктурой кинесики являетсядвижения глаз или «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы,организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации –широко используется при исследовании так называемой атмосферы интимности вмежличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Согласно структурнойсхеме невербального поведения следующая система отражения невербальногоповедения человека – акустическая многочисленные характеристики голоса человекасоздают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлениюпсихической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовыхизменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров.Характеристики голоса человека принято относить к просодическим иэкстралингвистическим явления. Просодика и экстралингвистика изучаютсяпаралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в системусобственно фонологических и замещающих сферу несловесных коммуникаций. Кпросодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силызвука, ударения, тембра голоса. Просодика – это общее название такихритмико-интонациональных сторон речи, как высота, длительность, громкостьголосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь паузыпсихофизических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шёпот и т.д.).В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структурыневербального поведения выступает интонация (мелодия речи, её ритм,интенсивность, темп, тембр, фразовое и логическое ударение).
Следующая система отраженияневербального поведения – тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезическиеданные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах,сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Тактильно-кинестезическая системадает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человека по сравнению созрением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновенийявляется важным источником взаимодействия личности с окружающим миром.
Далее рассмотрим использование в общении ольфакторной системы отражения,позволяющей выделить такую структуру невербального поведения, как запахи: естественныеи искусственные. Система запахов, являясь невербальным индикатором индивида,может служить дополнительной характеристикой складывающегося о нём образа. Снезапамятных времён известна «культура запахов» как специфическое средствосоциальной стратификации, как источник межличностных контактов, какхарактеристика функционально-ролевых отношений индивидов, как способ идентификации,установлении тождества, принадлежности к одной микро- или макро группе.
Невербальное поведение личности вобщении в межличностном познании выполняет функции:
1) Создает образпартнера по общению.
2) Выполняет функциюопережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи).
3) Выступает вкачестве способа регуляции пространственных параметров общения;
4) Поддерживаетоптимальный уровень психологической близости между общающимися;
5) Выступает вкачестве маскировки «Я — личности»;
6) Являетсясредством идентификации партнёров по общению;
7) Выполняет функциюсоциальной стратификации;
8) Выступает вкачестве показателей статусно-ролевых отношений;
9) Выражает качествои изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
10) Являетсяиндикатором актуальных психических состояний личности;
11) Выполняет функциюэкономии речевого сообщения
12) Выступает в ролиуточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональнуюнасыщенность сказанного.
1.2 Изучение акустической системы невербальногоповедения человека
Темпо-ритмические особенности речипри говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностическихпоказателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей.Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, чторечевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностьюи эмоциональностью говорящего. Эти предположения приобретают дажепарадоксальную форму о совпадении темпа речи и темпа жизни. С этой точки зренияскорость речи оказывается константной характеристикой, и в криминалистике,например, она входит в перечень опознавательных признаков. Можно сознательноускорить или замедлить скорость речи, но как только представится возможность,каждый говорящий вновь переходит на персональный, свойственный ему и комфортныйдля него темп. Достаточно много и более сдержанных, осторожных замечаний типасвязи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомленностио тех или иных вопросах (вряд ли в этом можно усомниться, слушая на экзаменеответы плохо знающего материал студента), знаниям языковой структуры (сравнитескорость собственной речи на родном и неродном языке), эмоциональном состоянием(медленная тягучая речь в состояниях тоски и печали и быстрая, оживленная – прирадостном оживлении).
Речь, связанная с активнымиспользованием языковых средств в акустической модальности, чрезвычайноразнообразна по видам (сравните монологическую-диалогическую речь), состоянием(спокойная – взволнованная речь), степеням владения языком (грамотная –неграмотная), условиям (межличностное или публичное выступление).
На основе наблюдений построеныразличные классификации говорящих типа: красноречивые – косноязычные,говорливые – молчуны, дельные – пустомели, бесцветные – яркие, равнодушные –душевные. По активности и частоте использования разных языковых знаков можноразделить всех говорящих на многословных, предпочитающих речевые способы коммуникации(«язык без костей», «рот не закрывается») им молчаливых, использующих речь малои неохотно («слово клещами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра — иинтровертированных личностных особенностей. При диагностике могут бытьиспользованы и голосовые особенности. Так, говорящие громко и четко обычновоспринимаются как люди уверенные, занимающие высокие статусные позиции, иногдадаже – как агрессивные. Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими,нерешительными, социально малозначимыми.
Темп речи, помимо продолжительностизвучания слогов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Онимогут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент отдругого. В таких случаях их длительность не превышает 250 мс. Если же продолжительностьпауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузаминерешительности, заполненными посторонними звуками типа «м-м-м», «эээ» или дажененужными словами типа «в общем», «ну это» и т.д. Могут быть молчаливые паузы,свидетельствующие о собственных проблемах говорящего. Обычно быстро говорящиеделают более короткие паузы, иногда их речь даже воспринимается как слишкомплотная, без пропусков, а потому и более трудная для восприятия. В клиникевстречается даже патология динамики речи, как «болезненная поспешность речи»,свойственная многим весьма одаренным людям. Медленно говорящие, напротив,растягивают паузы. Их речь становится тягучей, к ней достаточно трудноприспособиться, создается представление о намеренном затягивании времени.
Существует достаточно обширнаялитература психоакустического характера, позволяющая делать выводы на базеточных акустических замеров. Например, установлено, что мужчины говорят впределах 85-200 Гц, женщины – в пределах 160-340 Гц. Изменения по частоте всторону повышения или понижения свидетельствует об изменениях в эмоциональныхсостояниях: голос взволнованный, испуганный, радостный, торжествующий, тоскливый,убитый, глухой. По громкости диапазон голоса: от 20 дБ – шёпот, 25 дБ – слабыйголос, 40-60 дБ – средний голос, 60-70 дБ – громкий голос, 80-85 дБ – крик.Усиление громкости свидетельствует об изменениях в эмоциональной сфере, как и вслучае с высотными показателями: гневные, агрессивные голоса звучат слишкомгромко, а печальные тусклые голоса – слишком тихо.
Очень интересно проявляются в речипоказатели тревожности, особенно в ситуациях публичного выступления. Обычнодаже опытные выступающие – лекторы, артисты, политики – испытывают определённоеволнение, связанное с ответственностью, желанием проявить себя с положительнойстороны, боязнью насмешек, неудач, провала. Это волнение иногда принимаетзапредельные формы, может закрепиться как стиль поведения, например, в виделогоневрозов, логофобий, даже логонемоты (открываю рот – не могу сказать ни словаот страха)
1.3 Изучение оптической, тактильно-кинестезической и ольфакторной системыневербального поведения человека
Элементом кинесической подструктурыневербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела,типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведениячеловека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способнопринять человеческое тела, около 1000.
Одним из первых указывает на рольпозы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процессамежличностного отношения, А. Шефлен.
В целом позы могут выполнять вобщении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулироватьмежличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создатьотносительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнёровотносительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствует обизменениях отношений между общающимися.
Ещё одним элементом кинесическойподструктуры невербального поведения являются жесты. Под жестом обычно понимаютдвижения рук или кистей. В психологии сложилась традиция изучения жестов какпаралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождаетречь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию,лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии.Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода окаком-то качестве воспринимаемого человека.
Жесты могут быть типичными дляданного человека и совсем нехарактерными для него, выражать его случайныесостояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о качествепсихического состояния, сколько об интенсивности его переживания.
Особая роль среди элементовневербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшейхарактеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяетвыражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Обычно мимику анализируют:
1) по линии еёпроизвольных и непроизвольных компонентов
2) на основе еёфизиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений,симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда)
3) в социальном исоциально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения,принадлежащие определённой культуре)
4) вфеноменологическом плане («топография мимического поля»)
5) в терминах техпсихических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют
Н.И. Смирнов на основе сопоставительногоанализа мимику, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:
I. Коммуникативныежесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речиэлементы языка. Это – приветствия и прощания, жесты, угрозы, привлечениявнимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты ителодвижения, дразнящие, утвердительные, отрицательные, вопросительные,выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различныхдругих ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желаниеготовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конецработы, победы и т.п. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста иимеют собственное значение в общении.
II. группа жестов –это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они сопровождают речь и безречевого контекста теряют смысл.
III. группа – этомодальные жесты. ИХ с полным основанием можно отнести к выразительнымдвижениям, т.к. они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениямокружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия,незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянность, смятение,подавленность, разочарование, отвращения, радость, восторг, удивление.
Данная классификация жестов приложимаи к анализу поз и выражений лица человека.
Следующий элемент невербальногоповедения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет рядчерт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическомплане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная»,«твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическимсамочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является дляиндивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека.Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствуето текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространствообщения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.
Попытки найти связь между чертами личностии её походкой принесли огромное количество результатов. Эти результаты полученыпри сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности,выявленных с помощью тестов. Например, по мнению ряда исследователей, большиешаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостьюи энергией.
Следующий элемент кинесическойподструктуры является физиогномика. Физиогномика рассматривает психическиесвойства в связи со строением лица и черепа, а также туловища и конечностей. Соотношениестроения тела и психики человека исследовалось в науке Э.Кречмером и былоопубликовано в его капитальном труде «Строение тела и характер» (1921).Физиогномика является основанным на опыте учением об особенностях длительных,статических, физический проявлений человека, если они могут быть истолкованыкак признаки его характерных психических особенностей.
Согласно физиогномике общий вид лбадает представление о моральных качествах человека и его характере. По строению,высоте и степени выпуклости делают вывод об основополагающейпредрасположенности человека. Относительно положения и формы глаз вфизиогномике имеются свои толкования. Например, близко расположенные друг кдругу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма». Форма носа в физиогномикесчитается тесно связанной с врожденными склонностями, силой и темпераментом.
Рассмотрим элемент кинесическойподструктуры – контакт глаз. Зрительный контакт представляет собойкоммуникативный мостик к слушателю. Согласно выражению глаз, он свидетельствуето проявлении внимания и уверенности говорящего. Он даёт возможность наблюдатьза реакцией слушателя или за отсутствием проявления у говорящего внимания. Вкачестве мета-сигнала он может выделять или изменять значение высказывания.
Прикосновения в виде поглаживанийвыполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использованиеличностного в общении такесической системы невербального поведения определяютсямногими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол,степень их знакомства.
Такесическая структура выполняет вобщении роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близостиобщающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структурыневербального поведения может привести к многочисленным конфликтам. Наиболеечасто встречаемой интерпретацией касательных контактов со своим телом являетсяжелание почувствовать защищенность, заботь и нежность.
Рассмотрим использование в общении ольфакторноц системы. Система запаховне обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая,такесическая структуры вербального поведения, т.к. обоняние в общении с людьмиимеет приниженное значение, чем оптическая и акустическая системы отражения.Ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу только при специфическихобстоятельствах: интимное общение между мужчиной и женщиной, уход матери заребёнком, в ситуации врач – больной. Эта структура невербального поведениячеловека является показателем общего уровня культуры человека. Психологи нерасполагает достаточными данными о том, как влияют особенности запаха индивидана формирование образа и понятия о нём. Система запахов также мало изучена вконтексте невербального поведения.

Глава 2. Эмпирическое исследованиепсихологического портрета личности по невербальным особенностям речи
 
2.1 Методы диагностики невербальногообщения
Термин «экспрессия» используется дляописания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимическихкомплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используютсяэкспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения,быстро увеличиваются в последние десятилетия.
Методики для изучения эмоциональнойэкспрессии.
Исследования экспрессии имеют дваосновных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б)непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма:прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этихприёмов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, нистатичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись навидеомагнитофон
Использование опросников.
Психологические методы изученияэмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляютэмоциональные особенности человека.
В лаборатории А.Е. Ольшанниковой былиразработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявлениясредств выражений эмоций (экспрессивности).
Методы диагностики эмоций по лицевойэкспрессии.
Первые попытки создания методики дляопределения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предпринятыЭ. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображенияотдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимическоговыражения, которые предъявлялись испытуемым.
В 1970-х годах в Калифорнийскомуниверситете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название(FAST –FacialAffect Scoring Technique).Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций.Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровнейлица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица. Представлены такжеварианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.
CARAT – методика, разработанная Р. Бакстроится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека,рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемыйдолжен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.
Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (толькопоза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двухпредложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагментуэкспрессивного поведения человека.
Используя возможности данного теста,Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивныезадачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестведемонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найденычёткие критерии адекватности их понимания.
Для определения способностираспознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.
В.А. Лабунской был разработан метод«вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот методпредставляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участникаисследования требуется описание самых различных особенностей другого человека.Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональныхсостояний.
Трудности изучения эмоций обусловленытем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторныхусловиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественновозникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможностьодновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность,электрофизиологические, речевые.
В нашем исследовании былаиспользована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник поэмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной влаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48предложений. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций:громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишниедвижения, мимика. Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактораэкспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения подвлиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.
Для диагностики психических свойствчеловека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании былииспользованы методики: «карта контроля состояния речи». Эта методика позволяетоценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей запределы средних нормативных показателей. Она построена на показателяхсамооценки, что дает возможность контролировать и корректировать своесобственное речевое поведение. В исследовании был использован тест «Какой у вастип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросникаА.И.Щебетенко).

2.2 Результаты и их обсуждение
Изучение каналов экспрессии громкость голоса темп речи образность речи сбой речи интонация двигательная активность лишние движения мимика недифферецированность по каналам экспрессии испытуемый 1 12 9 12 3 9 10 6 3 13 испытуемый №2 10 5 7 6 15 6 5 14 18 испытуемый №3 9 6 6 6 6 6 6 испытуемый №4 8 9 8 5 6 8 3 6 14 испытуемый №5 5 6 9 6 9 12 5 9 12 испытуемый №6 5 3 7 9 6 6 5 12 10 испытуемый №7 9 6 3 6 14 6 5 3 18 испытуемый №8 8 5 12 5 10 6 9 6 10 испытуемый №9 3 7 5 5 6 8 9 14 испытуемый №10 5 6 3 6 10 6 10 10 испытуемый №11 9 9 6 6 6 3 6 6 14 испытуемый №12 5 6 12 3 15 6 10 8 12 испытуемый №13 8 5 10 6 9 6 6 8 18 испытуемый №14 5 6 3 6 6 6 6 6 испытуемый №15 9 3 3 6 5 14 6 10 18 испытуемый №16 12 9 12 3 9 6 10 6 13 испытуемый №17 9 6 6 6 3 6 6 6 испытуемый №18 8 5 12 5 10 9 6 3 10 испытуемый №19 10 10 6 6 9 9 6 3 14 испытуемый №20 5 6 3 6 10 6 10 14 испытуемый №21 8 9 8 5 6 6 6 6 испытуемый №22 5 3 7 9 6 3 10 12 10 испытуемый №23 6 5 7 9 6 3 12 14 18 испытуемый №24 9 6 3 6 14 6 5 3 12 испытуемый №25 9 12 12 3 15 6 10 8 12 испытуемый №26 5 5 3 6 10 6 10 10 испытуемый №27 9 6 3 6 14 6 5 3 18 испытуемый №28 8 9 8 5 6 9 6 10 10 испытуемый №29 5 3 3 6 3 6 6 6 испытуемый №30 12 9 3 6 15 10 6 10 18 NN испытуемого наиболее выраженные экспрессивные каналы уровень речевой тревожности испытуемый 1 громкость речи, образность речи, двигательная активность средний испытуемый №2 интонация, мимика средний испытуемый №3 недифференцирован высокий испытуемый №4 темп речи средний испытуемый №5 лишние движения, интонация, образность речи средний испытуемый №6 мимика, сбой речи высокий испытуемый №7 интонация, громкость речи средний испытуемый №8 образность речи, интонация средний испытуемый №9 мимика высокий испытуемый №10 двигательная активность, мимика средний испытуемый №11 темп речи, громкость речи средний испытуемый №12 интонация, образность речи высокий испытуемый №13 образность речи, интонация средний испытуемый №14 недифференцирован средний испытуемый №15 мимика, двигательная активность высокий испытуемый №16 громкость речи, образность речи, лишние движения средний испытуемый №17 громкость речи высокий испытуемый №18 интонация, лишние движения средний испытуемый №19 громкость речи, темп речи средний испытуемый №20 мимика, лишние движения средний испытуемый №21 темп речи средний испытуемый №22 лишние движения, сбой речи высокий испытуемый №23 лишние движения, мимика высокий испытуемый №24 громкость речи, интонация средний испытуемый №25 темп речи, интонация средний испытуемый №26 двигательная активность, мимика средний испытуемый №27 громкость речи, интонация средний испытуемый №28 темп речи, двигательная активность, мимика средний испытуемый №29 сбой речи, мимика, лишние движения высокий испытуемый №30 мимика, двигательная активность высокий /> />

/>

/> />
Сильно подвижная мимикасвидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений ивнутренних переживаний. Сильно подвижная мимика свидетельствует о легкойвозбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достичьманиакальных размеров. По очень сильной мимической игре мы можем судить обыстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, а также об оживленном,эмоциональном многогранном и активном восприятии происходящего. Наблюдаетсятакже беспрерывная жестикуляция и речь, неустойчивая эйфория и поверхностнаяделовитость, а также беспорядочность мыслей.
Предлагается 6 рисунков-схем, изображающихруку собеседника, сидящего за столом. Приведем некоторые из возможных интерпре таций.
1. Настойчивость в достижении своихцелей граничит с непреклонной жесткостью. Если прижатые пальцы расслаблены, тонегативные качества могут проявляться периодически — после некоторых периодовуступчивости и внимательности к окружающим.
2. Человек способен на смелый шаг, ноон в основном не уверен в себе и с готовностью примет помощь или совет отдругих. Заметны застенчивость и робость.
3. Очень общительный человек. Индивидуальныечерты характера могут проявиться в полной мере только «на людях», когда человекуверен, что его поддерживают. Воля ослаблена, но не отсутствует вовсе.
4. Что называется, «глубокийчеловек». Впечатлительный, чуткий, внимательный к другим. Довольно легкоподчиняется чужим желаниям, чужой воле — ради спокойствия. Не любит конфликтов.Конформный тип. О таком говорят, что он «не умеет добиваться своего». Домашнимсвоим этот человек не может не нравиться, хотя подчас он заслуживает упреков вмягкотелости.
5. Сдержанность, умение владетьсобой, скрытность характера. Взаимопонимание с таким человеком достигается струдом. Считается, что если большой палец не прячется в кулаке, то человекчестен, принципиален, не умеет «юлить». И такому человеку можно смело поверятьсвои тайны — он не болтлив и порядочен.
6. А здесь большой палец спрятан —человек скрытен, боится, что будут обнаружены его слабости и недостатки всякогорода. Повседневные заботы заслоняют от такого человека крупные цели, он неинтересуется чужой жизнью и чужими судьбами. Поэтому у него мало друзей,окружающие относятся к нему с подозрением.
Позы 1. Движение рук означает: «Я готоввас выслушать со вниманием и побеседовать всласть». 2. Так сложены руки учеловека, который вполне компетентен при обсуждении данной темы беседы. 3.Человек привык ценить точность суждений, любит «дойти до сути» и не терпитповерхностных и неряшливых формулировок, которых и сам старается не допускать.4. Момент агрессии. Человек любит ловить собеседника на слове, обличать его внеправоте или лжи. 5. Проявление неуверенности, застенчивости. Поправляется втаких случаях не только галстук, но и прическа; часто изменяется положение ног,рук, наклоны головы. 6. Это не выражение уверенности, а демонстрация ее. На самомделе уверенности нет, как нет и твердости в отстаивании своего мнения. Принастоящей уверенности человек не съеживается, не прячет рук (здесь одна рукаспрятана).

Список литературы
1. Ильин Е.П. Эмоциии чувства. – СПб.: Питер, 2001.
2. Лабунская В.А. Невербальноеповедение (социально-перцептивный подход). – Ростов/н/Д, 1986 г.
3. Рюкле Хорст. Вашетайное оружие в общении. Инфра-М, 1996
4. Горелов И.Н.,Енгалычев В.Ф. Безмолвный знак мысли: Рассказы о невербальной коммуникации. –М.: Мол. гвардия, 1991
5. Фаст. Язык тела [О кинесике], АСТ, 1995
6. Панасюк А.Ю. Ачто у него в подсознании? – М.: Дело, 2002
7. Аллан Пиз. Языктелодвижений. – М.: Эксмо-Пресс, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.