Курсоваяработа
по дисциплине«Методика введения тренинга»
на тему
«ТРЕНИНГУВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общиепредставления о психологическом тренинге
1.1 Определение понятиятренинга
1.2 Виды психологическоготренинга
1.3 Психология уверенногоповедения
Выводы по главе 1
Глава 2. Описаниепрограммы тренинга
2.1 Структура тренинга
2.2 Содержание программы
2.3 Описание одного днятренинга
Выводы и практическиерекомендации
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:Психологический тренинг как метод активного социально—психологического обученияв настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных идинамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкоеприменение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, приорганизации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д.Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги исоциальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанныес развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизациейтворческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно вподростковом возрасте. Это период не только проблем и противоречий, но и времяповышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости квлиянию, максимальной открытости новому жизненному опыту. Навыки, связанные собщением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективноразвиваться как раз в таком возрасте, а психологический тренинг, как ужеупоминалось, — эффективный метод стимулирования их развития.
Цель даннойкурсовой работы заключается в подготовке программы тренинга уверенногоповедения для подростков.
Объектисследования: научно методическая литература по заданной теме.
Предметисследования: личностные свойства, способствующие проявлению уверенногоповедения.
Гипотеза:разработанная программа тренинга уверенного поведения для подростковспособствует формированию навыков уверенного поведения.
Задачиисследования:
1. Изучение, анализ, отбор исистематизация литературных источников.
2. Составление программытренинга
3. Разработка практическихрекомендаций.
Методы:
1. Теоретический анализлитературы
2. Практическая разработкатренинговой программы
ГЛАВА 1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ
1.1 Определениепонятия тренинга
В настоящее времясуществует ряд противоречий и неясностей в определении тренинга как особойобласти прикладной психологии. До сих пор каждая работа, посвященная даннойпроблеме, начинается с определения понятия тренинга. В наиболее широкомконтексте термин «тренинг» используют для обозначения разнообразныхформ групповой психологической работы. Однако параллельно существуют и такиепонятия, как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы, группы опыта,группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории[Зайцева]. Определяя границы понятия «психологический тренинг»,И.В.Вачков пишет: «Современное понимание тренинга включает в себя многиетрадиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что вынуждаетискать его истоки в разнообразных направлениях клинической психотерапии вгруппах» [1].
Ю.Н. Емельянов определяеттренинг как группу методов развития способностей к обучению и овладению любымсложным видом деятельности [2].
В отечественнойпсихологии распространены определения тренинга как одного из активных методовобучения или социально-психологического тренинга. Л.А. Петровская рассматриваетсоциально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленноена развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в областимежличностного общения», «средство психологического воздействия»[5].
В настоящеевремя большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологическоготренинга, подробно описывают области применения тренинга в практикепсихологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста.
Одним из условий успешной работы тренинговой группыявляется рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков,либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работыодной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны,снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этическойпроблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласиягруппы [1].
Основныеотличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения.
Во-первых, в отличие отпсихотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущийтренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебноевоздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности примененияоздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактическиздоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. Впоследнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования)рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.
Во-вторых, отличиепсихологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренингеуделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира,отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Крометого, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, накоторую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще непринимается категория нормы.
В-третьих, тренинговую работуневозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегдаявляется в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Рядспециалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, преждевсего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесносоприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова [1].
Специфическиечерты и основные парадигмы тренинга
Специфическимичертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методовпрактической психологии, являются:
· соблюдениеряда принципов групповой работы;
· нацеленностьна психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощьисходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самихучастников;
· наличиеболее или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодическисобирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (такназываемые группы-марафоны);
· определеннаяпространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участникибольшую часть времени сидят в кругу);
· акцентпа взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации«здесь и теперь»;
· применениеактивных методов групповой работы;
· объективациясубъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего вгруппе, вербализованная рефлексия;
· атмосферараскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Важной общей чертойтренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическимизакономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренингаможно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда этистадии характеризуются как этапы «оттаивания», «изменения»,«замораживания».
Тренинги,будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своимсодержанием определенную парадигму того направления, взглядов которогопридерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можновыделить несколько:
1. тренингкак своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощиположительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощиотрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнениюведущего;
2. тренингкак тренировка,в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыковэффективного поведения;
3. тренингкак форма активного обучения, целью которого является прежде всего передачапсихологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4. тренингкак метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельногопоиска ими способов решения собственных психологических проблем.
1.2 Классификация видовпсихологического тренинга
Для классификациитренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретныхпрограмм, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаютсяизменения.
Одним из самых очевидных способовклассификации является рассмотрение методов групповой работы в рамках основныхпсихологических и психотеропивтическмх подходов современности.
Психоаналитический подходподчеркивает важность для понимания генеза и лечение эмоциональных расстройствкоторые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбыпротиворечивых мотивов внутри личности.
Экзистенциально-гуманистическийподход опирается на философские идеи экзистенциолизма и феноменологии [1].
К. Аргирис предлагалиспользовать для разграничения видов групп континуум большей или меньшей «терапевтичности»тренинга. Эту же идею разделяет Дж. Джибб, используя для классификации тренингашкалу психотерапия — традиционное обучение, располагая на ней девять основныхвидов тренинга.
Существует типология,согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости отобращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся передгруппой. В ней выделены пять типов групповой работы:
1. «Я — Я» — группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главныеисточники преобразований внутриличностные. 2. «Я — Другие» — группы,направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, какпроисходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иногоспособа поведения.
3. «Я — Группа»- группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальнойобщности, стили взаимодействия с группой. 4. «Я — Организация» — группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного имежгруппового взаимодействия в организациях. 5. «Я — профессия» — группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.
Х. Миккин в качествеоснования для разделения разных видов тренинга принимает организационнуюсторону, обращая внимание на распределение инициативы между тренером,организацией-заказчиком, тренируемыми и степенью профессионализации тренера.
Он выделяет любительский,институционализированный и психокоррекционный тренинг.
Любительский тренингхарактерен для начальной стадии освоения метода, когда инициатором егопроведения выступает тренер-энтузиаст, а участники мотивированы преимущественнослучайными причинами и любопытством. Работа тренера свободна от внешнегоконтроля и проводится за счет личного времени участников.
Институционализированныйтренинг отличается от любительского переходом инициативы его проведения оттренера к организации-заказчику, которая вправе предъявлять к тренеру рядтребований, относящихся к подтверждению его квалификации авторитетнойинстанцией. К постановке конкретных задач, к научной обоснованности программы,к продолжительности работы и ее режиму, а также к четкому формулированиюиерархии целей тренинга для контроля его эффективности.
Х. Миккин рассматриваетпсихокоррекционный тренинг как разновидность психологической помощи, которая посвоим целям и задачам стоит в одном ряду с психологической консультацией,телефоном доверия, кабинетами психологической разгрузки, психопрофилактическойпсихотерапии.
Н.М. Лебедева и А.И.Палей выделяют три класса тренинга по их направленности: 1. Субъект-субъект — социально-психологический тренинг в его различных модификациях. 2.Субъект-объект — интеллектуальный тренинг, целью которого является развитиеинтеллектуального потенциала личности, повышение эффективности решенияпрофессиональных и личностных проблем. 3. Тренинги интраличностнойнаправленности, к которым относятся группы личностного роста и ихразновидности, в частности лабораторный тренинг, тренинг развития личности. [8]
1.3 Психология уверенного поведения
Сам термин «ассертивность» появился вобиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно – околодесяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у когополучается. Вкратце, способность к ассертивному поведению – это возможностьдостигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ниих права не были нарушены.
Кроме этого, ассертивность как качествоподразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения иоценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь иосуществлять эти планы.
В то же время, ассертивность как способ коммуникациипредставляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы неманипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектомманипуляции.
Нам привычно выражение «права человека».Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких «психологическихправ», о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своейжизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать «яВас не понимаю» и не испытывать угрызений совести по этому поводу [8].
Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можносказать, что ассертивность подразумевает три компонента:
· Способностьзащищать и отстаивать собственные права и интересы
· Способностьформулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено скакими-либо трудностями.
· Способностьвыражать свои чувства иэмоции.
Ассертивность(англ. assertiveness) — способность человекауверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом правдругих. Ассертивным называется прямое, открытое поведение,не имеющее целью причинить вред др. людям[7]. Разработаны разнообразныеспециальные программы социально-психологического тренинга,нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большейстепени следуют бихевиоральной ориентации, др. — в большей степениориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той илииной степени руководствуются принципом развития способностичеловека быть твердым, честным и дружелюбным[1].
Подростковый возрастсчитается сравнительно молодым достижением человечества. Его появлениебольшинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые,более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Еслираньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти черезточку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодымчеловеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решенииданной задачи он может быть признан зрелым.
Разные авторы предлагалиразличные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительностьпериода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны бытьразрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках началаи окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.
Тем не менее, подавляющеебольшинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличиерезких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущихк перестройке всей системы отношений с окружающими.
Многие психологиобращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенностиподросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом,рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовалотрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовалисьШ.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можновыделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Многочисленныеисследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихсяпсихического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения,происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретаетновые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющихсферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственногоповедения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды напроисходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делаетпервые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития ит.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственныхвозросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательныемежличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.
Основным итогомподросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. кзавершению данного периода человек получает некое целостное представление осебе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты,ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнениесебя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретаетобщение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равныхпозициях, что предоставляет максимальные возможности для социальногосравнения).
Существует целый рядхарактеристик уверенного поведения:
1. Эмоциональность речи,открытость в выражении чувств.
2. Прямое и честноевыражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.
3. Использованиеместоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
4. Принятие похвалы,отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.
5. Импровизация какспонтанное выражение чувств и потребностей.
Принятие насебя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — этофилософия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственныза свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашуреакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации,а не выдавать мгновенные ответы.
Демонстрациясамоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности являетсяналичие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, токто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие втренингах, должны уважать вас как тренера.
Эффективноеобщение. Вданном случае главными являются три следующих качества — честность, открытостьи прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека.Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительнокакого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно,чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими.тренинг уверенныйповедение ассертивность подросток
Демонстрацияуверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитиеуверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумяпараметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошовладеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью ипозитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложнымиситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.
Ассертивностьтребует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другогочеловека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, какчасто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и какчасто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать сутьразличных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения,которые будут позитивными.
Переговоры идостижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень важноедля вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность,качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейсяситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел,отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредникамежду несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейнымименеджерами и простыми служащими.
Поиск простыхвыходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахожденияпростых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнениюотносительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определитьдальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедитьменеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговойдеятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умениедействовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком[6].
Уверенные в себе людиимеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Ониэнергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами.Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.
Только спокойнаяуверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочноопределяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Ониэнергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формироватьих сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого.А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.
Отсутствие уверенностилишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редкодобиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.
Неуверенные люди неспособны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственноерешение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительныйпризнак — постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение.Им неведомо такое понятие, как сила духа.
Уверенность — этосостояние духа. "… И по вере воздастся вам".
Чем меньшей культуройобладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее онитеряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значениепридается постановке уверенности.
Уверенные люди всегдавыступают в роли лидера — деятельного, активного, способного на риск.Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.
Как известно, всепознается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужнопрежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.
Неуверенность:
• вялость, слабость вовсем теле, бледность;
• скованность движений,неестественность жестов, «закрытые» позы;
• нарушение ритмадыхания;
• голос тихий и робкий,заметное изменение тембра, интонационная бесцветность;
• речь невыразительная,отсутствуют четкие формулировки;
• враждебное восприятиемира, чрезмерная обидчивость, слезливость;
• ощущение собственнойнеполноценности, неловкости, вины;
• ощущение потериконтроля над ситуацией.
Уверенность:
• легкость во всем теле;
• ощущение внутренней силы;
• непринужденность жестови поз, грациозность движений;
• позитивное восприятиемира;
• эмоциональная окраска иобразность речи;
• ощущение собственнойзначимости, гордость;
• ощущение полногоконтроля над ситуацией.
Ассертивность представляет собой своеобразную «золотуюсередину» между пассивностью и агрессивностью – двумя заведомопроигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать своимнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будетисчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля надситуацией.
Напротив, агрессор «бросается» напроблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютноне учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет оконфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятнонаблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этойстратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.
Распространен и вариант «пассивно-агрессивного»поведения. О таком говорят «в тихом омуте черти водятся». Люди,склонные к этому, любят «копить обиды» и строить планы местиисподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы,бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являютсяпродуктивными и «проигрывают» ассертивному поведению [8].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
1) Развитиеметодологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего иединичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственнотренингом и другими методами, которые могут быть определены как методыпреднамеренных изменений.
2) Подростковый возрастпредставляет собой особый период психического развития, на протяжении которогопроисходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимостьперестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновениюнового уровня развития самосознания.
3) Существует типология,согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости отобращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят передгруппой.
4) Ассертивность какспособ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.
ГЛАВА 2.ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА
2.1 Структуратренинга
Программа развитияуверенности в себе призвана оказать помощь учащимся 11-х классов в напряженныйпериод, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо всреднее специальное учебное заведение.
В соответствии с этимпоставлены следующие задачи:
1. Формирование информационногопространства (блок теоретической информации).
2. Обеспечение учащихсясредствами самопознания (блок диагностических методик).
3. Развитие навыковпсихорегуляции (блок техник и упражнений).
4. Усиление «Я-центра»и идентичности (блок приемов и упражнений).
Данный тренинг состоит из трех дней. Рекомендуетсядля проведения во внеучебное время специалистом (школьным психологом) сучащимися 11-х классов на добровольной основе.
Этапы проведения 1)Подготовительный (2–3 часа). 2) Основной (7–10 часов). 3) Заключительный (1–2часа).
Тематический план№ п/п Тема Количество часов 1 Подготовительное. Ориентировочное 2–3 2 Фрустрация. Преодоление 2 3 Установки. Распознавание 1–2 4 Субличности. Разотождествление 2–3 5 Стресс. Техники саморегуляции 2–3 6 Закрепление. Поддержка 1–2
Принципы проведения:
Для того чтобы работа в рамках реализации программы «Уверенность»была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.
• Целесообразно организовать и провести данныйтренинг во внеучебное время, в период весенних каникул. Это обусловлено тем,что во время учебы школа похожа на муравейник, а для осознанной работынеобходимы уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме этого, участникирасполагают запасом свободного времени, что является очень важным и влияет накачество усвоения материала и овладения приемами и техниками разотождествленияи психорегуляции.
• Необходимо соблюдать принципы добровольности.Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощипсихолога, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работавозможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия,взаимопонимания. Мы также предлагаем ведущему перед проведением тренингаознакомиться с некоторыми теоретическими вопросами, связанными с Я-концепцией,идентификацией (для этого рекомендуем хрестоматию «Идентичность»/Сост. Л.Б. Шнейдер. — М.: НПО «МОДЭК», 2003).
Оборудование и материалы
Аудитория, по возможности, должна иметь место дляработы участников над письменными заданиями, а также пространство дляпроведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона сзаписью релаксационных композиций. Следует также обратить внимание на наличие уучастников альбомов, цветных карандашей. Для того чтобы образы запоминались, ихнеобходимо нарисовать. Если вы недостаточно хорошо знаете участников,позаботьтесь о визитках.
В целом программа является частью той большойработы, которая планируется и проводится в школе в рамках подготовкиодиннадцатиклассников к сдаче экзаменов. Специфика такой работы заключается внепосредственном воздействии на личность участника и достижениепсихотерапевтического эффекта. Самое главное — у выпускника формируется вера всебя, в собственные силы, в успех!
2.2Содержание программы
День первый
I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1) Вступительноеслово тренера — 15 мин
2) Организационныймомент (тест САН) — 30мин
3) Упражнение«Необычное знакомство» — 20 мин
4) Упражнение«Самопрезентация» — 30мин
5) Игра «Имитация»- 20 мин
6) Перерыв10-15 мин
II этап. ОСНОВНОЙ:
7) Упражнение«Любишь ли ты соседа» — 10мин
8) Упражнение«Перевоплощение» — 25 мин
9) Упражнение«Две стороны медали» — 30 мин
10)Упражнение «Луг-лес-река-луг» — 30 мин
День второй
1) Приветствие– 10 мин
2) Игра «Крокодил»- 15мин
3) Теоретическаяинформация о субличностях – 25 мин
4)Упражнение«Круг субличностей» — 20 мин
5) Упражнение«Каприз» — 10 мин
Перерыв 10-15мин
6) Упражнение«Диалог субличностей» — 25 мин
7) Упражнение«Психодрамма субличностей» — 30 мин
8) Упражнение «Негативнаясубличность» — 25 мин
9) Упражнение поразотождествлению – 30 мин
10) Игра «Апельсин»- 10 мин
11) Рефлексия – 25 мин
День третий
1)Приветствие – 10 мин
2)Теоретическая информация: «Стресс, релаксация, концентрация» — 20 мин
3) Упражнение «Поза кучера» — 20 мин
4) Упражнение «Полноедыхание» — 15 мин
5) Упражнение «Ритмичноедыхание» — 25 мин
6) Упражнение «Паровозик» — 10 мин
Перерыв 10-15 мин
7) Упражнение «Полноедыхание» — 20 мин
8) Упражнение «Поплавокв океане» — 20 мин
9) Упражнение «Передачаэнергии» — 20 мин
10) Упражнение «Маяк» — 20 мин
11) Упражнение «Весенний лес» — 10 мин
12) Упражнение «Часы» — 10 мин
13) Упражнение «Формулы» — 15 мин
Перерыв 5 мин
III этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
14) Рефлексия– 60 мин
15)Заключительное слово ведущего — 20 мин
2.3 Описание одногодня тренинга
День второй:
Ведущий. Здравствуйте! Я радвидеть каждого из вас и надеюсь на творческую и конструктивную работу. Сегодняя познакомлю вас с механизмами возникновения тревоги и способами психорегуляцииэмоционального состояния. Для начала я предлагаю поработать над тестом «САН»,с которым вы познакомились вчера. Раздаются бланки, участники отвечают иобрабатывают данные по тесту.
Ведущий. Пожалуйста, желающиемогут сказать несколько слов о результатах работы по тесту «САН».Участникипо очереди знакомят группу с результатами работы по тесту.Игра«Крокодил»
Ведущий. Нужно разделиться надве команды. Каждой команде необходимо задумать любой объект, существо (живой,неживой природы). Затем участники одной команды изображают загаданный объект,предмет или живое существо. Участники другой команды должны по пантомимикеугадать, что изображается, и назвать (дать ответ). Дается пять попыток.Выигрывает та команда, которой удастся отгадать большее количество загаданныхобъектов живой и неживой природы. Это игра настраивает участников на активную,творческую работу, поэтому ее можно назвать игрой на «разогрев».Кроме этого, игра помогает участникам раскрепоститься, а это необходимоеусловие для последующей работы (выполнение упражнения «Круг субличностей»).
Вопросы для обсуждения:
Ø Вчем были сложности?
Ø Чтополучилось, не получилось?
Ø Каквы себя чувствуете после выполнения этого упражнения?
Теоретическая информация о субличностях
Ведущий. Для многих людей ихсознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за властьразличные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит: «Михаил,ты должен сегодня позаниматься, для того чтобы интересно провести занятие».Другой голос возражает: «Еще один вечер потратить на занятие. Ты так давноне отдыхал, почему бы тебе не взять машину и не съездить на природу?» Атретий голос утверждает: «Нет, пожалуй, будет лучше просто посмотреть иникуда не ездить». Многие психологи, создавая свои теории, учитывают этиразличные стороны личности. Недостаток этих систем состоит в том, что в них вселюди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности,где есть "–" и "+".
В системе Роберто Ассаджоли внутренние голоса былиназваны субличностями. Если личность — это человек, то субличность — это однаиз частиц, из которых складывается человеческая личность. Субличность строитсяна основе каждого желания целостной личности. Число субличностей в каждомчеловеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни:Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик и т.д.
У каждого человека есть большой набор субличностей,отличающихся от субличностей других людей. Надо уметь эти субличностиидентифицировать, чтобы не получилось так, как в случае с домкратом, когда однасубличность с именем «Расстроенный» овладела истинным «Я».Упражнение«Круг субличностей»
Ведущий. 1) Перечислите всесвои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вывключили и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этотсписок не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству».
Пример списка: • быть здоровым; • закончить учебу; •сдать успешно экзамены; • достигнуть успеха в чем-то; • быть любимым; •получить хорошее образование и т.д.
2) Теперь сосредоточьтесь на том, что вычувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говоритвам, что она тоже хотела бы все это иметь? Или субличность, осуждающая людей,имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являютсянесущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.
3) Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов(или когда почувствуете, что записали все желания), посмотрите на список ивыберите пять-шесть главных желаний. Выделите свои самые важные (главные)желания, но не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность«Что подумают люди?».
4) На большом (альбомном) листе бумаги нарисуйтекруг d=20 см. Внутри него круг d=3–5 см (в центре большого). Получилось кольцо,центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите тепять-шесть желаний, которые являются для вас главными.
5) Придумайте символы, отражающие ваши желания.Нарисуйте эти символы рядом с желаниями.
6) Дайте каждому желанию, субличности индивидуальноеимя. Они могут быть такими: Авантюрист, Благоразумный(ая), Беззащитный, Ученики т.д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл.
7) Теперь раскрасьте цветными карандашами свое «Я».Игры, в которые играют внутренние голоса, становятся деструктивными в томслучае, если они не распознаются. Одна из целей — понять сущность собственного «Я»,усилить его.
Вопросы для обсуждения:
Ø Какие впечатления у вас от выполненияэтого упражнения?
Ø Что было сложным?
Ø Все ли у вас получилось?Игра«Карниз»
Ведущий. Постройтесь в шеренгу.Водящий должен пройти рядом с участниками, приставляя свой носок к носкустоящего в шеренге, и не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешаетсяпридерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза». Выполняетсяпо принципу «змейки»: первый идет, затем — второй, третий и т.д.Перешедшие занимают места в шеренге, на другом конце. Игра дает возможностьраскрепоститься, сбросить мышечные зажимы, сблизить участников, повыситьстепень доверия.
Вопросы для обсуждения:
Ø Как вы себя чувствуете послевыполнения этого упражнения?
Ø В чем были сложности?
Ø Часто ли вам приходилось оказыватьсяв такой ситуации?Упражнение«Диалог субличностей»
Ведущий. Дайте возможностьобнаруженным вами субличностям пообщаться друг с другом и с вашим «Я»,пусть они скажут, за что ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят.Реплики начинаются словами: Мне нравится… Я обижен… Я хотел бы… Мнепредставляется… Можно написать диалоги не от всех субличностей, а от двух илитрех.Упражнение«Психодрамма субличностей»
Ведущий. Выберите из группы техучастников, кто будет исполнять роли ваших субличностей. По моему сигналу онидолжны начать говорить с вами — требовать, льстить, убеждать, просить.Оставайтесь в образе своего «Я». Как дирижер оркестра, останавливайтеили приглушайте напористых и усиливайте робких.
Вопросы для обсуждения:
Ø Каковы ощущения от выполненияупражнений?
Ø Какое упражнение вам показалосьсложнее?
Ø Какие вы для себя сделали выводы?Упражнение«Негативная субличность»
Ведущий. Субличности — этореальные потребности, в удовлетворении которых каждый из нас нуждается. Ноочень часто реализации планов мешают субличности с негативными голосами. Сейчася предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выявить то, что ваммешает, когда вы решаетесь на какое-либо дело. Этот внутренний голос можетвыступать в роли:
• «критика» (азачем ты поступаешь так?); • «прокурора» (нужно было сделать так); • «упрекающего»(опять у тебя ничего не вышло); • «авантюриста» (а что если нарушить… ?); • «саботажника» (у меня все равно не получится); • «жертвы»(это нужно только мне, никто меня не понимает...).
Это только некоторые примеры. Итак, сосредоточьтесьна каком-нибудь важном деле, которое вы хотели бы осуществить, например поступитьв вуз. Представьте, что ваш план осуществлен. Теперь подумайте и ответьте, чтоможет помешать вашему предприятию. Вообразите эту картину. Дайте имя этойнегативной субличности, нарисуйте ее символически. Заключите с ней договор. Дляэтого напишите несколько требований.
Вопросы для обсуждения:
Ø Каковы ощущения от выполненияупражнения?
Ø Получилось нарисовать картинку?
Ведущий. Вывод: признание себя хозяином своих субличностей, в том численегативных, — ключ к личностному росту и успеху. Однако принятие своихсубличностей еще не означает, что вы позволите им завладеть своим «Я».Упражнениепо разотождествлению
Ведущий. Теперь нам необходимоввести важное понятие — «разотождествление», которое широкоиспользуется в психотерапевтической практике. Итак, сядьте удобно, выпрямивспину. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Сконцентрируйтесь навыдохе. Слушайте меня и повторяйте вслух мои слова после паузы. 1) У меня естьтело, но я — это не мое тело. Мое тело может быть усталым или бодрым, но это невлияет на мое истинное «Я». Мое тело — прекрасный инструмент дляощущений и действий во внешнем мире, но этот инструмент — это не я. У меня естьтело, но я — это не мое тело. 2) У меня есть эмоции, но я — это не мои эмоции. Моиэмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Я наблюдаю, понимаю и оцениваюсвои эмоции и могу управлять ими — и, значит, эмоции — это не мое я. Я — это немои эмоции. 3) У меня есть интеллект, но я — это не мой интеллект. Ондостаточно развит и активен. Он является инструментом познания себя иокружающих, но… он — не мое истинное «Я». У меня есть интеллект, ноя — это не мой интеллект. 4) Я — центр воли, способный владеть и управлять моиминтеллектом, эмоциями, телом. Я — это постоянное и неизменное «Я». Сделайтетри глубоких вдоха, напрягите тело и с выдохом откройте глаза.
Вопросы для обсуждения:
Ø Что получилось? Что не получилось?
Ø Что понравилось? А что непонравилось?
Ø Сложно было выполнять? Или не очень?Игра«Апельсин»
Ведущий.Участникив круге должны передавать друг другу круглый предмет, прижимая его подбородком.Тот, кто уронит предмет, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останетсяпара играющих. Руками поддерживать предмет нельзя. При необходимости — грудью. Как показывает практика, в круге остается несколько играющих. Они замечательносправляются с заданием. Для того чтобы ускорить игру, задание усложняется.Участникам необходимо передавать круглый предмет друг другу с закрытыми глазамии при этом не произносить звуков. Апельсин можно заменить клубком ниток.
Вопросы для обсуждения:
Ø Узнали ли вы что-нибудь новое о себе?
Ø Как вы себя чувствуете?
Ø Вынесли ли вы что-то новое для себя?
ВЫВОДЫ ИПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В ходепроведенного анализа литературы мы выяснили:
1. Тренингопределяется как способ перепрограммирования имеющейся у человека моделиуправления поведением и деятельностью;
2. Тренингобеспечивает приобретение профессионально важных качеств, умений и их переводна уровень навыков, создает условия для разрешения личностных проблем иразвития способностей личности.
3. Припостроении тренинга следует четко и ясно определять цель проводимой работы.
4. В. Г.Ромек отмечает более важные причины неуверенности в себе в межличностныхотношениях: 1)страх быть отвергнутым или высмеянным;
2) заниженнаясамооценка;
3)нерациональные убеждения;
4) излишнеестремление «соблюдать приличие»;
5) отсутствиенавыков выражения чувств.
ПРАКТИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
1. Тренеру, проводимомудынный тренинг необходимо учитывать тонкости подросткового возраста и бытьготовым к тому, что ход тренинга может сложиться несколько иначе;
2. В ходе тренинганеобходимо обращать внимание на обратную связь, т.к. именно она и способствуетразвитию самопознания;
3. Данный тренинг лучшевсего проводить в дни школьных каникул и по собственному желанию учашихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любойпсихологический тренинг это творческий процесс, требующий максимальной отдачи. Длятого чтобы эффективно проводить психологические тренинги и с их помощьюформировать уверенное поведение, недостаточно только лишь овладение технологиейповедения. Для начинающих ведущих очень важно чтобы они тоже умели управлятьсвоим поведение, были уверены в себе и своих силах. Составленная программатренинга это лишь план действий и ведущий должен уметь подстраиваться подгруппу. С группой одиннадцатикласников может открыться нечто новое неизвестноедля школьников и в этом случае ведущий должен быть готов к таким ситуациям. Вданной программе желательно придерживаться алгоритму действий, но совсем необязательно строго его соблюдать.
Участники группы,используя формулируемые ими определения уверенности в себе, вырабатываютреалистическую концепцию, которая помогает им конструктивно обращаться с самимсобой и своим окружением.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: 2006.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическоеобучение. – Л., 1985. – 166 с.
3. Зайцева Т.В. «Теория психологического тренинга.Психологический тренинг как инструментальное действие». СПб.: Речь, М.:Смысл, 2002 – 256с.
4. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.
5. Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросысоциально-психологического тренинга – М.: МГУ, 1982.
6. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с.
7. Ромек В, Г. Тренинг уверенности вмежличностных отношениях – СПб.: Речь, 2002
8. bim-bad.ru/
9. psylib.org
10. www.psychology.ru/library/