Реферат по предмету "Психология"


Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

Дипломная работа
Тренинг эмоциональной саморегуляциикак способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

Введение
Современноеобразование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональнымкачествам учителя. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стрессаи высоким эмоциональным напряжением.
Профессиональный стресс — многоуровневый феномен,который выражается в физиологических и психических реакциях. Практически ниодин профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологиговорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоциональноговыгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессиональногостресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональнымиперегрузками, с постоянным межличностным общением.
Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями кличности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостьюпоиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания. В системеучитель-ученик, как мы знаем, происходит постоянный обмен знаниями, а такжеобмен эмоциями. Учитель постоянно вынужден реагировать эмоционально, даватьобратную связь ученику. Постоянное эмоциональное участие в жизни своих учениковприводит к притуплению эмоциональных реакций, к эмоциональной сухости иравнодушию. Это отрицательно влияет на отношения в системе учитель-ученик иприводит к дегуманизации образовательного процесса.
Школьная практика показывает, что в работе учителя синдромэмоционального выгорания проявляется в:
- эмоциональнойнесдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,
- экономииположительных эмоций,
- потереличностно-ориентированного подхода в работе с учащимися,
- потере интереса кработе и личности ученика.
Проблемой исследования является психодиагностика ипсихокоррекция синдрома эмоционального выгорания учителей как важнейшегоусловия профессионального роста, психологического здоровья, а такжепродуктивного общения с учащимися.
Объектом исследования являются учителя общеобразовательнойшколы.
Предмет исследования – эмоциональное выгорание.
Гипотеза исследования. Эффективность тренинга эмоциональнойсаморегуляции зависит от фазы синдрома эмоционального выгорания также от стажаработы учителя. Кроме того, симптомы, составляющие отдельные фазы, будут иметь различныепоказатели разницы “до” и “после” тренинга эмоциональной саморегуляции.
Целью дипломной работы является экспериментальная проверкаэффективности тренинга эмоциональной саморегуляции, направленного на снижениеуровня эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели потребуется решениеследующих задач:
-анализ литературы по заявленной цели,
-диагностика синдрома эмоционального выгорания у учителей спомощью методики В.В.Бойко,
-обработка и анализ результатов исследования,
-формирование экспериментальной группы из учителей с ужесложившимся синдромом эмоционального выгорания,
-подготовка и проведение тренинга эмоциональной саморегуляциисреди учителей,
-повторная диагностика синдрома эмоционального выгоранияпосле тренинга эмоциональной саморегуляции,
-обработка и анализ результатов исследования.
Методы исследования определялись в соответствии с целью,гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические,так практические методы. К первым относится анализ литературы по заявленнойтеме, ко вторым – экспериментальное исследование, которое включает:
— психодиагностику эмоционального выгорания с помощьюметодики В.В. Бойко,
- организацию ипроведение тренинга эмоциональной компетентности,
- повторная психодиагностикаэмоционального выгорания после тренинга эмоциональной компетентности,
- обобщенияотносительно проделанного исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, чтоего результаты позволят расширить научные представления относительно синдромаэмоционального выгорания у учителей, проверить эффективность тренингаэмоциональной саморегуляции, который в исследовании выступает как независимаяпеременная, а эмоциональное выгорание – зависимая переменная.
Практическая значимость исследования заключается вопределении основных путей психокоррекционной работы с учителями,способствующей снижению уровня эмоционального выгорания. Материалы исследованиямогут быть использованы в работе школьных психологов в практике психокоррекцииэмоционального выгорания.
Организация исследования. Исследование проводилось средиучителей общеобразовательной школы № 4 г. Кызыла. Всего в исследованиипринимали участие 43 учителя.
При формировании экспериментальной группы учитывалась степеньэмоционального выгорания учителей. Выборку представили учителя с ужесформировавшимся синдромом эмоционального выгорания.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания вдеятельности учителей
1.1 Понятие “синдром эмоциональное выгорание”. Симптомы эмоциональноговыгорания
Прежде чем говорить о синдроме эмоциональноговыгорания, следует начать с определения эмоций и их функций в жизни человека. Впсихологическом словаре мы находим такое определение: ”эмоции – психическоеотражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смыслаявлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств кпотребностям субъекта”.
Функции эмоций разнообразны, но все они несутприродное предназначение. Выделяют “положительные ” и “отрицательные ” эмоции.“Отрицательные” эмоции – это сигнал опасности, тревоги. “Положительные”сигнализируют о том, что организм находится в состоянии равновесия. “Отрицательные”эмоции (гнев, злость, страх и др.) более ранние и продолжительные, поскольку сигналоб опасности должен звучать до тех пор, пока она полностью не будет снята.Именно поэтому “отрицательные ” эмоции можно назвать застойными. В избытке ониприносят большой вред организму.
Что происходит с эмоциями при синдроме эмоциональноговыгорания? Можно предположить, что эмоции перестают выполнять в полной мересвои функции: функция адаптации, информационная функция, коммуникативнаяфункция и др.
Наряду с термином “эмоциональное выгорание”используется термин “профессиональное выгорание”. В данной работе нас будет интересоватьэмоциональный компонент профессиональной деятельности учителя, поэтому термин“эмоциональное выгорание” здесь более адекватный.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введенамериканским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывалпсихическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянномэмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучаллишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также впсихиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи инаблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.
Социальный психолог Кристина Маслач определила этопонятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитиемотрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.
Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгораниеприводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.
К.Маслач пишет: ”Деятельность этих профессионаловвесьма различна, но всех объединяет близкий контакт с людьми, который, сэмоциональной точки зрения, трудно поддерживать продолжительное время.”
Если до 80-х годов 20 столетия говорили обэмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских иблаготворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска”значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров,политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслачнаходит следующие симптомы:
- эмоциональноеистощение, чувство эмоциональной пустоты,
- редукцияпрофессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональнойдеятельности,
- деперсонализация– цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.
Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующиеопределения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):
- “СЭВ – реакцияорганизма, возникающая вследствие продолжительного воздействияпрофессионального стресса.
- СЭВ — это процессутраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомахэмоционального, умственного истощения, физического утомления, личнойотстраненности и снижения удовлетворенности работой .
- СЭВ – этовыработанный личностью механизм психологической защиты, функциональныйстереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетическиересурсы”.
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, чтостресс, связанный с работой является важной проблемой примерно для одной третитрудящихся стран Европейского союза и стоимость этой проблемы составляет всреднем 3-4 % валового национального дохода. Вследствие развития данногосиндрома появляется дезадаптация личности, что отрицательно сказывается наисполнении профессиональных обязанностей и отношениях с коллегами по работе, атакже с родными.
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов,социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различнойстепени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% — резко выраженныйсиндром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другимданным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различнойстепени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженнаяфаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением,психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Среди медицинских сестер психиатрических отделений признакиСЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картинесиндрома у 55,9%; выраженная фаза «истощения» определяется у 8,8%респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.
В среде педагогов синдром эмоционального выгорания такжеимеет высокие показатели: по данным ВОЗ синдром сформировался у 60 %педагогических работников.
Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников.Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования — у 66%.
Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ –психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиямипрофессии и снижающимися внутренними ресурсами” [ 18].
Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности,способствующие развитию СЭВ:
— высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,
-рационализация мотивов своего поведения,
-склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,
-ригидная личностная структура.
Кроме того, Сидоров П. Указывает на организационные факторы,способствующие развитию СЭВ:
-высокая рабочая нагрузка,
-недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороныколлег и руководства,
-недостаточное вознаграждение за работу,
-высокая степень неопределенности в оценке выполняемойработы,
-невозможность влиять на принятие решений, двусмысленныетребования к работе,
-бесперспективность деятельности,
-необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующиереалиям,
-отсутствие интересов вне работы.
Итак, основная причина развития СЭВ – несоответствие междуличностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальнымивозможностями работника.
Все сказанное в полной мере относится к деятельности учителя.Современная школа предъявляет повышенные требования к качеству работы учителя,устанавливает жесткий контроль за деятельностью, ограничивая учителя рамками государственногообразовательного стандарта и программы. Но отсутствие должного вознагражденияза работу переживается учителем как непризнание его труда, что приводит кэмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива,возникновению чувства несправедливости, и в итоге, к эмоциональному выгоранию.
Синдром эмоционального выгорания проявляется в следующихсимптомах, выделенных К.Маслач. Она разделила симптомы эмоционального выгоранияна физические, поведенческие и психологические.
К физическим относятся:
-утомление,
-одышка,
-бессонница,
-увеличение или снижение веса,
-частые головные боли,
-заболевания желудочно-кишечного тракта.
Поведенческие симптомы:
-профессионал рано приходит на работу и поздно уходит,
-поздно приходит на работу и рано уходит,
-берет работу на дом,
-злоупотребление алкоголем.
Психологические симптомы:
-наличие неосознаваемой тревоги,
-чувство обиды или вины,
-легко возникающее чувство гнева,
-неуверенность,
-чувство разочарования в работе и в себе,
-излишняя раздражительность,
-нежелание принимать самостоятельные решения,
-негативная установка на жизненные перспективы,
-чувство недовольства результатами работы,
-ригидность,
-чувство скуки,
-желание дистанцироваться от субъекта деятельности.
Следует еще раз подчеркнуть, что синдром эмоциональноговыгорания характерен для высокострессовых профессий. К числу таковых относится профессияучителя. Поскольку учителю каждый день приходится работать с сотнями учащихся(несколько классов в день по 30 человек), а от учителя требуетсяличностно-ориентированный подход, логичным будет в этой ситуации переживаниеэмоционального стресса, связанного с невозможностью индивидуально работать скаждым учащимся и как итог этого – эмоциональное выгорание.
1.2 Личность учителя как инструмент педагогическойдеятельности
Профессия учителя относится к числу так называемых помогающихпрофессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот чтопишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайнеймере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностномросте, развитии, лучшей жизнедеятельности, формировании зрелости”. Особенностьдеятельности учителя заключается в том, что он влияет на физически, интеллектуальные,личностные и духовные качества своего воспитанника. Если в формированиифизических качеств главная роль принадлежит методам, техникам, то инструментом формированияличности ученика является личность учителя. Кроме знаний, учитель передаетсвоему ученику личностные смыслы, которые становятся основой его личности.
Какими личностными характеристиками должен обладать современныйучитель? Можно, конечно, назвать доброту отзывчивость, открытость,толерантность и т.п. Но тем самым мы укажем качества любого гуманного человека.Прямого отношения к профессии учителя они не имеют.
Обратимся к тем личностным характеристикам, которые приводитЩуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”.
1. Искренний интерес к жизни – это важное условие работы сребенком. Учитель должен быть оптимистом и через это должен научить любитьжизнь своих учеников. Главнейшая цель учителя — научить своих воспитанниковбыть счастливыми.
2. Интерес к человеку. Это проявляется в уважениичеловеческой личности, индивидуальности, в признании права каждого нанепохожесть. Ученик должен видеть, что он интересен своему учителю. Это поможетв решении многих задач и проблем в совместной работе учителя и ученика.
3. Интерес ккультуре. Учителю необходимо быть интересующимся многими сторонами жизни,науки, культуры. Приобщая учеников к современным достижениям культуры, учительсам овладевает ими. Так преодолевается ригидность установок, поведения вдеятельности учителя.
Для нашей работы не менее важны качества, которыевыделяет Столяренко Л.Д:
- коммуникативныекачества,
- лабильностьмышления,
- способность кэмоциональной эмпатии,
- способность кспонтанному общению,
- высокиевербальные способности,
- умениеподдерживать обратную связь с учеником,
- умение владетьсвоим психическим состоянием,
- психологическаяграмотность учителя.
Педагогическая деятельность требует от учителяпостоянного обращения к эмоциональным переживаниям, когнитивным процессам,собственному поведению, отношениям, общению, саморегуляции. Механизмысаморегуляции,, самопознания, по словам А.Бакирова, помогают найти верный путьв достижении педагогического мастерства, поскольку, только понимая себя иосознавая психическое содержание, можно строить учебный процесс, направленный кличности учащегося. Важным показателем собственных психических проявленийявляется эмоциональная сфера учителя, так как именно с ее активности начинаетсявзаимодействие с учащимися. Как подчеркивает А.Бакиров, «ученики высокооценивают, наряду с профессиональными, личностные качества учителя, такие, какчуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, объективность, и,конечно, эмоциональность» [ цит. по 9 ]. Через них учитель формирует свойавторитет в глазах учеников.
Особое значение для детей, по мнению А.Бодалева, воблике взрослого имеют те признаки, которые указывают на настроение взрослого.Кроме того, эмоции становятся действенным способом воспитания реакций со стороныучеников, так как без них не возможно усвоение и закрепление любых знаний,умений, навыков.
По мнению Н. В. Кузьминой, среди педагогическихспособностей немаловажную роль играет специфическая чувствительность учителя кученикам как к субъекту педагогической деятельности, процессу и результатупедагогической деятельности. Особую роль здесь играет прошлый эмоциональныйопыт учителя. Опасность его состоит в том, что он разваливает адекватноевосприятие учебного процесса в целом и личность конкретного ученика.
Важной составляющей педагогической деятельностиявляется удовлетворенность учителя собой. Чувство неудовлетворенностисопровождается тревогой и раздражением. Нередки проявления авторитарности вповедении учителя, характерна склонность к манипулированию, навязываниесобственных взглядов, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Новозможна и другая ситуация: учитель старается во всем подстраиваться подучеников, зарабатывая ложный авторитет.
По мнению Р.М. Грановской, важным в формировании основпрофессиональной деятельности является этап вхождения в профессию, посколькуименно в этот период формируются стереотипы действий учителя. Именно в периодадаптации важно научить специалиста методам саморегуляции эмоциональныхсостояний, что послужит адекватным средством профилактики эмоциональноговыгорания.
1.3 Профессиональный стресс и проблема эмоциональноговыгорания в деятельности учителя
В сознании людей выработалось стереотипное отношение кпрофессиям, связанным с людьми: практически всегда подчеркивается позитивныйаспект работы. Но очевидно, что именно работа с людьми в силу высокихтребований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциальносодержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями.Все это увеличивает вероятность возникновения профессионального стресса.
Рассмотрим стадии эмоционального выгорания, которые выделяетК.Маслач:
-стадия напряжения: переживается как повышеннаяответственность за выполняемую работу, появляются трудности в общении ссубъектами деятельности,
-стадия резистенции: сопротивление профессионалапсихотравмирующим факторам,
-стадия истощения: снижение эмоционального тонуса; эта стадияпоказывает, что предшествующее ей сопротивление оказалось неэффективным.Забегая вперед, можно сказать что профилактика, это есть не что иное, какпредотвращение перехода от стадии резистенции к стадии истощения.
Подробную характеристику симптомов трех стадий даетВ.В.Бойко.
Фаза тревожного напряжения. Даннаяфаза является первой ступенькой в процессе формирования эмоциональноговыгорания. Тревожное напряжение включает в себя несколько симптомов:
1) Симптомпереживания психотравмирующих факторов: профессионал осознает психотравмирующиефакторы, которые трудно устранимы или не устранимы вообще. Психотравмирующиеобстоятельства постоянно привлекают к себе внимание, за счет этого напряжениееще больше растет. Далее запускаются другие симптомы выгорания.
2) Симптомнеудовлетворенности собой: недовольство собой испытывает в связи сневозможностью повлиять на психотравмирующие обстоятельства. Отрицательныеэмоции направлены на себя. На этой стадии все неудачи в профессиональнойдеятельности переживаются как глобальные. Все свое внимание профессионалзаостряет лишь на неудачах. Особую роль здесь играют внутренние факторы:обостренное чувство ответственности, интериоризация обязанностей.
3) Симптом“загнанности в клетку”: это логическое продолжение развивающегося стресса, новозникает не во всех случаях. Профессионал строит планы выхода из сложившихсяобстоятельств, внутренняя энергия растет, а адекватного выхода этой энергиинет. Состояние переживается как безысходное. Эмоциональное выгорание можетвыступить как механизм психологической защиты, который защищает от ощущения “загнанности в клетку”.
4) Симптомыдепрессии и тревоги: обнаруживает себя в трудных профессиональных ситуациях.Человек разочарован в выбранной профессии. Субъективно это переживается какчувство тревоги, разочарования в себе и в жизни в целом. В этом симптомемаксимально проявляется фаза тревожного напряжения.
Фаза резистенции.
На этой стадии нарастает сопротивление стрессу, которое ещеначалось на предыдущей стадии. Профессионал использует любые сознательные ибессознательные средства защиты от психотравмирующих обстоятельств. Главным образом,защита может проявляться в двух формах реагирования на психотравмирующиеобстоятельства: в форме экономичного проявления эмоций и в форме неадекватногоэмоционального реагирования. На этой фазе защита с участием эмоциональноговыгорания происходит на фоне следующих симптомов.
1) Симптомынеадекватного избирательного эмоционального реагирования. Признаком выгораниябудет неумение улавливать разницу между двумя явлениями: экономным(дозированным) проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием.
В первом случае имеется в виду умение проявлять сдержанность,лаконичность в ответ на раздражители. Во втором — профессионал неадекватноэкономит эмоции, реагирует эмоционально лишь на выбранные стимулы. Так в своейдеятельности учитель может больше внимания уделять “умненьким деткам” иигнорировать “трудных”. Такая установка переводит отношения в плоскостьнравственных оценок.
2) Симптомы эмоционально-нравственнойдезориентации: стратегия ”быть в стороне” на этом этапе оправдывается. Эмоциине сообщаются с нравственными чувствами.
В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться спримерами эмоционально-нравственно дезориентации: врач лучше относится к однимпациентам, игнорируя других, юрист лучше защищает этого клиента, а другойостается в стороне.
2) Симптомырасширения сферы экономии эмоций: начинает экономить эмоции не только наработе, но и в отношениях с родными. Многие учителя говорят, что на работе так,“наговоришься, что дома просто нет сил о чем-то говорить”.
3) Симптом редукциипрофессиональных обязанностей. Редукция, как мы знаем, это упрощение. Такимобразом, редукция проявляется в попытках сократить обязанности, требующиеэмоциональных затрат.
Фаза истощения.
На этой фазе заметно падение энергетического тонуса,ослабление нервной системы и здоровья. Эмоциональное выгорание становитсянеотъемлемым компонентом деятельности. Рассмотрим симптомы, характерные дляэтой стадии.
1) Симптомэмоционального дефицита: это самый яркий симптом эмоционального выгорания.Профессионал ощущает, что он не может эмоционально участвовать в жизнисубъектов своей деятельности: не может сопереживать так, как делал это раньше.
Симптом усиливается и переходит вболее сложную форму: отрицательные эмоции проявляются чаще положительных.Появляется эмоциональная ригидность, зацикленность на отрицательныхпереживаниях, отрицательном опыте.
2) Симптомэмоциональной отстраненности. Эмоции практически полностью исключаются изпрофессиональной деятельности: индифферентно воспринимаются и положительны иотрицательные события. Подобное реагирование без эмоций – важный компонентэмоционального выгорания. В данном случае можно говорить о профессиональнойдеформации.
3) Симптом личностнойотстраненности, или деперсонализации: отмечается полная или частичная потеряинтереса к человеку, являющемуся субъектом профессиональной деятельности.Ученик. Например, может восприниматься как объект для манипуляций. Нарушаетсяпринцип личностно-ориентированного подхода в обучении. Яркой чертой обучениястановится его дегуманизация. Крайняя форма – агрессивное отношение к субъектусвоей деятельности, граничащее с неврозоподобными состояниями.
4) Симптомыпсихосоматических и психовегетативных нарушений. Синдром здесь переходит нафизиологический уровень. Он может образовываться по условно-рефлекторной схеме:все. что связано с объектом деятельности вызывает физическое неблагополучие.Для учителей, по наблюдениям Сидорова П., будут характерны головные боли,гипертония, стрессогенная язвенная болезнь; многие из них приобретаютхронический характер [18].
Таким образом, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно.Каждая фаза характеризуется своими симптомами, вызываемыми определеннымифакторами.
Далее мы будем рассматривать факторы,провоцирующие синдром эмоционального выгорания.
Обратимся к классификации В.В.Бойко:
— напряженная эмоциональная деятельность: подобнаядеятельность связана с близким эмоциональным общением с людьми. Так, например,учителю приходится постоянно эмоционально участвовать в решении проблем своихучеников,
— высокая ответственность за исполняемые функции:профессионал постоянно вынужден быть в активном состоянии, поскольку с егодеятельностью связаны большие ожидания; вверена личность пациента, клиента,ученика. Как итог этого – нервное перенапряжение. Деятельность учителя –предмет пристального внимания всего общества. Часто случается так, что все “ошибкивоспитания” списываются на школу (в средствах массовой информации приходитсяслышать слова: “Куда смотрит школа”.)
-нечеткая организация и планирование труда, завышенное числоконтингента (количество учащихся в классе), нечеткие требования к результатамдеятельности,
— сложная психологическая атмосфера профессиональнойдеятельности, высокая степень конфликтности в диадах: руководитель–подчиненный, коллега – коллега. В деятельности учителя добавляются конфликты всистемах учитель-ученик, кроме того, учитель вынужден решать конфликты в диадеученик – ученик, что связано с большой долей ответственности,
— психологически и социально трудный контингент, вдеятельности учителей это дети с отклонениями в развитии и поведении. Учительначинает экономить эмоции, не обращает внимания на “грубых”, “невоспитанных”,таким образом, выстраивает психологическую стену.
Здесь мы перечислили внешние факторы, которые вызываютсиндром эмоционального выгорания в деятельности учителя.
К внутренним факторам В.В.Бойко относит:
-эмоциональную ригидность: у людей импульсивных, обладающихлабильными психическими процессами эмоциональное выгорание будет проходитьмедленнее.
Высокая степень отзывчивости, восприимчивости могутблокировать эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты. Среди учителей,проработавших 20-25 лет в школе, много отзывчивых, открытых, способных кглубокому сопереживанию.
— высокая степень интериоризации обстоятельств, ситуаций профессиональнойдеятельности: каждый стрессогенный фактор оставляет глубокий след в душе специалиста.Учитель, полностью поглощенный работой, своими воспитанниками, может потерятьчувство индивидуальности, появляется ощущение размытости границ собственного“Я”. Эмоциональные ресурсы в таком случае быстро истощаться. А эмоциональноевыгорание – типичный вариант экономии ресурсов,
— недостаточная мотивация эмоциональной отдачи впрофессиональной деятельности: во-первых, профессионал может быть просто незаинтересован в соучастии субъекту своей деятельности, что проявляется вравнодушии, безразличии; во-вторых, человек не умеет поощрять себя засочувствие субъектам своей деятельности. Таким образом, выгорание характернодля профессионалов и с эгоистической мотивацией, и с альтруистической [5 ].
Во многих исследованиях (Львов Ю.Л., Аминов Н.А.)подчеркивается, что синдрому эмоционального выгорания более всего подверженыучителя с большим стажем. Учитель начинает переживать “педагогический криз, ”который проявляется в том, что:
— наработанный ценный опыт, который раньше давал высокиерезультаты, теперь не актуален, требуются новые подходы, новые решения. Дляучителя с ригидной личностной структурой изменение привычных шаблонов практическиневозможно,
- изолированными вколлективе могут быть молодые учителя, которые принесли в школу новые идеи. Ноих энтузиазм воспринимается с равнодушием, отсюда появляется чувство тревоги,неверия в себя,
- эмоциональныезатраты учителя очень велики и зачастую не соизмеримы с тем незначительнымрезультатом, который он получает.
Таким образом, мы видим, что синдром эмоционального выгоранияимеет несколько фаз развития, и на формирование симптомов эмоциональноговыгорания влияют как личностные качества учителя, так и особенности профессиональнойдеятельности.
1 4 Профилактика и коррекция синдрома эмоциональноговыгорания
На сегодняшний день используется целый арсеналметодов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователисходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ – профилактика данногосостояния. Необходимой и базовой частью профилактики СЭВ является личностная психологическаяподготовка специалиста. Здесь имеется в виду не столько теоретическое обучение основампсихологии, сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивостипрофессионала.
Развивать стрессоустойчивость можно самостоятельно,используя методы саморегуляции и самопомощи: ведение психологического дневника,анализ своих сновидений, практика медитации, овладение навыками саморегуляциипосредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Этиметоды помогают осознавать внутренние ресурсы личности.
Учитель как представитель помогающих профессий, долженпостоянно развивать свои психологические умения. Знания, приобретенные в периодобучения, устаревают, становятся не актуальными.
Как уже отмечалось выше, важным аспектом вдеятельности учителя является саморегуляции. Необходимость саморегуляциивозникает в период решения сложных профессиональных задач, в ситуациимаксимального нервного напряжения каждый учитель должен суметь помочь себе. Процесссаморегуляциии складывается из управления своим поведением, эмоциями,действиями. Самым доступным способом саморегуляции является аутогенная тренировка.Это система упражнений, направленных на регуляцию психическим и физическимсостоянием. Основан метод на сознательном воздействии на собственный организм сцелью его релаксации и активации. Аутогенная тренировка помогает профессионалудостаточно быстро приходить в нужное состояние, улучшает настроение и общеесамочувствие.
Практические психологи в работе с учителями используютсовокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работаможет осуществляться как индивидуально, так и группе.
Перечисли некоторые виды тренингов:
-социально-психологические,
-гештальт-терапия,
-группы психодрамы,
-группы тренинга умений,
-группы телесной терапии,
-группы встреч.
Каждая группа организуется по определенных правиламдля решения конкретных задач.
Социально-психологические тренинги: общая цельсоциально-психологических тренингов – повышение компетентности в сфере общения.Социально-психологический тренинг проводится в группах по 8-15 человек. Обычныйцикл занятий рассчитан на 30-50 часов. Занятия могут проводиться с интерваламив 1-3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 часа. А.А. Осиповасчитает, что “более эффективен так называемый “марафон”, когда проводитсянесколько занятий подряд по 8-10 часов [14]. В процессе социально-психологическоготренинга применяется ряд методических приемов: групповая дискуссия, ролеваяигра, невербальные упражнения.
Если работа ведется в группе учителей, то она направленана то, чтобы помочь учителю лучше узнать себя как личность, отработатьиндивидуальный стиль деятельности, научиться лучше понимать своих учеников, ихродителей; на социально-психологических тренингах отрабатываются уменияправильного межличностного взаимодействия.
Гештальт-группы: внешнее отличие практики гештальт-групп от социально-психологических групп и групп встреч заключается в том, чторуководитель гештальт-группы работает не со всеми одномоментно, а с однимучастником, который сам соглашается стать главным действующим лицом и занимает“горячее место”. Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействияведущего и клиента. Главная цель заключается в том, чтобы в результате такогонаблюдения участники группы стали лучше понимать и осознавать собственныепроблемы, идентифицируя себя с главным участником. В группе действует принцип“здесь и сейчас”. Каждый участник сосредоточен на осознании ощущений ипереживаний настоящего момента. Саморегуляция человека зависит от осознаниятого, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами.Участники группы не должны обращаться к прошлому опыту и не должны думать обудущем.
Основные формы работы гештальт-групп:
- клиент-центрированнаятерапия,
- группо-центрированнаятерапия,
- “мастерская”.
Группы очень полезны для учителей, которые начинаюттерять границы собственного “Я” и вступают в конфликтное взаимодействие сучащимися и коллегами.
Группы психодрамы: цель группы – раскрыть духовный мирчеловека. С этой целью используются инсценировки жизненных ситуаций. Психодрамаможет быть символичной, аллегорической, или представлять реальные события. Используетсяролевая игра, обыгрываются конкретные жизненные ситуации. Учителю такие группыпомогают раскрыть свои творческие способности, стать раскованным, преодолетьсенситивную и установочную ригидность. Кроме того, во время психодрамы происходитпоиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: отбытового до экзистенциального.
Группы тренинга умений: цель группы – выработка нужныхвнешних форм поведения. Тренинг включает в себя следующие компоненты:
- учебную модель:члены группы рассматриваются как лица, пожелавшие приобрести определенныеумения, навыки, которые помогут им улучшить взаимодействие с другими людьми,
- постановку цели:целью группы является отработка такого поведения, которое будет приемлемо нетолько для самого человека, но и для общества.
- измерение иоценку: задачи группы умений сводятся в основном к решению двух основныхпроблем: избыток чего-то (много курит, испытывает излишние эмоции) и недостатокчего-то (недостаток уверенности в себе, недостаток контакта). Эти проблемымогут оцениваться и измеряться в количественном отношении (в шкалах, баллах,физиологических показателях).
На таких тренингах отрабатывается конкретное умение.Например, умение учителя преодолевать конфликты со своими воспитанниками,умение общаться с агрессивно настроенными родителями.
Группы телесной терапии: используют методы,ориентированные на изучение тела, осознание собственных телесных ощущений, наисследование того, как потребности желания и чувства проявляются в различныхфизических состояниях, и на обучение способам исправления нарушений. Тренингителесной терапии помогают выйти накопившейся энергии, что является действеннойпрофилактикой заболеваний.
Группы встреч. Цель группы – помочь каждому участникуосознать себя как личность, раскрыть потенциал каждого. Такой тренинг особеннополезен для молодых учителей, поскольку помогает повысить уровень самосознания.
Аутогенная тренировка. Используется как способсаморегуляции в ситуациях, которые связаны с повышенным эмоциональнымнапряжением. Работа учителя связана с интенсивным общением с учащимися,родителями, что требует от него эмоционально-волевой регуляции. Аутотренингпредставляет собой систему упражнений для саморегуляции психических ифизических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различныхсредств психологического воздействия на собственный организм и нервную системус целью релаксации и активации. Использование аутогенной тренировки позволяетцеленаправленно изменять настроение, самочувствие, что положительно отражаетсяна здоровье и работоспособности.
Румянцева П.В. подчеркивает, что “основнымпсихологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровеньличностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознания себя,способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор,умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытостьизменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его многообразии”. Исследование,проводимое Румянцевой П.В., показало, что чем выше уровень профессиональногомастерства и субъективного контроля учителя (то есть склонность принимать насебя ответственность за свое поведение в эмоционально значимых ситуациях), темменьше проявляется у него СЭВ в целом и тенденция развивать негативноеотношение к своим ученикам в частности.
Эти результаты показывают, что истоки профилактики СЭВлежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но ик себе и собственной жизни.
В этой связи можно отметитьэкзистенциально-гуманистический подход к преодолению СЭВ, который говорит онедостаточности понимания СЭВ как разновидности профессионального стресса. Таже Румянцева П.В. утверждает, что СЭВ тесно связан с утратой ощущения смысладеятельности, как одной из составляющих смысла жизни. Этот взгляд на природуСЭВ приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления СЭВспециалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли впрофессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностногосмысла для себя.
Такой подход требует значительного времени и энергиидля систематических встреч с психологом.
Но следует еще раз подчеркнуть, что сам учитель долженбыть активен, он не может ждать, когда СЭВ пройдет сам (это вряд ли случитсяспонтанно). И поскольку СЭВ затрагивает в первую очередь эмоциональную сферу,то учитель может регулировать появление синдрома собственной активностью. Ондолжен развивать свою эмоциональную компетентность. Под эмоциональной компетентностьпонимают постоянное самопознание, анализ собственных эмоций и переживаний, атак же понимание эмоций других. Эмоциональная компетентность — это навыкиэмоциональной регуляции и саморегуляции.
Андреева И.Н. отмечает, что “проблема эмоциональнорегуляции и саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогическихпроблем, актуальных для личностного развития. ” [цит. по 20 ]
По мнению Яковлевой Е.Л. “развитие личности непредставляется возможным без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональныепереживания: чем больше познание с сердцевиной “Я”, тем в большей мере в немзадействованы эмоции” [27 ].
В ряде современных теорий эмоции рассматриваются какособый тип знания. В соответствии с данным подходом важным становится понятие“эмоциональная компетентность” (эмоциональный интеллект), которыйхарактеризуется как :
-способность действовать в соответствии с внутреннейсредой своих чувств и желаний;
-способность понимать отношение личности,репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основеинтеллектуального анализа и синтеза.
По мнению Сэловея П., эмоциональная саморегуляция включаетряд следующих способностей:
-распознание собственных эмоций;
-владение эмоциями;
-понимание эмоций других людей [цит. по 27]
Горшкова Г.Г. подчеркивает, “ что необходимым условиемэмоциональной компетентности является понимание эмоций субъектом” [цит. по 7]. Вотличии от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражаютзакономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир иего связь с поведением личности и взаимодействием реальностью.
Развитие эмоциональной саморегуляции весьма актуально,так как:
-эмоции играют адаптивную роль. Эмоции способствуют выживаниюиндивида на всех уровнях; следовательно, развитие эмоциональной саморегуляции повышаетадаптивные возможности и способствует гармоничному взаимодействию личности с обществом;
-эмоции связаны с личностной идентичностью,представляют собой основную мотивационную систему человека, в эмоцияхпредставлены личностные смыслы.
Таким образом, развитие эмоциональной саморегуляции способствуетгармоничному личностному развитию, позволяет создавать дополнительныемотивирующие факторы;
-люди, с трудом выражающие и переживающие эмоции вбольшей мере подвержены психосоматическим заболеваниям;
-эмоция признается ключевым фактором, обуславливающимжизненный успех, более существенным, чем общий интеллект.
Яковлева Е.Л. подчеркивает, что “осознание собственнойиндивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакцийи состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему” [27 ].
Развитие эмоциональной саморегуляции представляетсяособенно актуальным для повышения психологической культуры учителя. Авторитетногоучителя учащиеся наделяют эмоциональной референтностью. Такой учительстановится для них значимым другим, у которого они склонны искать эмоциональнуюинформацию с тем, чтобы использовать ее для осмысления происходящего.
Думается, что для успешного педагогическоговзаимодействия, важно развитие таких составляющих эмоциональной саморегуляции, каквладение собственными эмоциями и понимание эмоций других.
Управление эмоциями и чувствами предполагает ихосознание и контроль за формой проявления. Осознание эмоций – это:
-отчетливая фиксация человеком своего состояния,создающая возможность управления и контроля за этим состоянием;
-способность выразить это состояние в знаковой форме.
Именно на уровне осознания возможен контроль заэмоциями, то есть способность предвидеть их развитие и понимание факторов, откоторых зависит их сила, продолжительность и последствия. При коррекционнойработе следует учитывать, что не осознаются:
-эмоциональные стрессы, которые возникли иформировались в раннем возрасте;
-ставшие привычными чувства к людям, с которыми имеетсятесная связь;
-эмоциональные реакции и состояния, осуждаемые или непринимаемые в данной культуре.
Взаимодействие интеллекта и эмоции способствуетэмоциональной саморегуляции, снижению интенсивности негативных эмоциональныхпереживаний.
Проблема понимания эмоций окружающих состоит втрудностях вербализации сообщения партнеру о своих чувствах и переживаниях вформе словесных посланий. Развитие эмоциональной саморегуляции учителя связаноне только с требованиями профессии: уметь понимать учащихся, создаватьпозитивный эмоциональный фон общения, но и с удовлетворенностью собственнойкомпетентностью, успехами в каждодневном эмоциональном общении, с переживаниемличностного и профессионального роста.
Важным является преодоление эмоциональной ригидностиучителя. Эмоциональная саморегуляция позволит учителю самостоятельно развиватьэмоциональную гибкость, под которой понимается гармоничное сочетаниеэмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости учителя.
Эмоциональную устойчивость следует понимать какспособность осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональныхусловиях. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости являетсяосознание учителем роли и значения эмоциональной сферы личности, в оптимизациидеятельности, общения, психического и физического здоровья как учителя, так иучеников.
1.5 Тренинг эмоциональнойсаморегуляции как средство снижения уровня эмоционального выгорания
Подробнее остановимся на теоретическом обоснованииэффективности тренинга эмоциональной саморегуляции. Следует отметить, чтосуществуют естественные способы регуляции и собственно способы саморегуляции.
/>
Рассмотрим естественные способы регуляции организма.Многие интуитивно используют их: это длительный сон, вкусная еда, общение сприродой и животными, баня, массаж, танцы, спорт, музыка и др. Но данныеспособы практически невозможно использовать на работе именно в тот момент,когда возникает напряженная ситуация. Но существуют способы регуляциипсихического и физического состояния, которые возможно применять во времяработы сознательно. Чтобы овладеть способами саморегуляции, по мнению Л.М. Митиной,необходимо ответить на ряд вопросов:
- какимиестественными способами регуляции владеет специалист,
- осознать данныеспособы,
- перейти отспонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целяхуправления своим состоянием,
- освоить способысаморегуляции.
Обратимся к определению понятия «саморегуляция».Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемоепутем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов,управление мышечным тонусом и дыханием [ 16].
Ряд авторов (Ю.Пахомов, М. Рубинштейн, А. Чебыкин идр.) утверждают, что при проектировании целей совершенствования сферысаморегуляции следует говорить об уровнях ее развития. Низкий уровень:специалист подстраивается под обстоятельства и групповые отношения, не сознаетжизненных перспектив, не проявляет самокритичности. Средний уровень: вповедении и деятельности специалиста непоследовательно проявляются качества ипризнаки высокого, то есть самостоятельное поведение чередуется с бессознательнымили осознанным приспособлением к окружающим. Высокий уровень: индивид по преимуществусам организует свою жизнь и деятельность, руководствуется своими целями,перспективами, находит способы преодоления трудностей, занимаетсясаморазвитием.
В настоящей работе мы не ставим цель диагностироватьданные уровни у учителей. Но в целях развития и совершенствования сферысаморегуляции вслед за Митиной Л.М. будем считать мотивирующий компоненттренинговой работы важным, определяющим эффективность психокоррекционнойработы.
Перечислим данные компоненты:
- мотивирующий: предполагаетсоздание у участников мотивации на самопознание, обретение новых знаний,умений, навыков (рефлексии, педагогической наблюдательности, саморегуляции ит.д.),
- диагностический:каждый участник получает возможность объективировать свои особенности каксубъекта педагогического взаимодействия,
- тренировочный(или инструментальный): обеспечивает развитие у участников определенныхнавыков. Например, навыков саморегуляции, интерпретации поведения других и др.
По мнению Митиной Л. М., все эти компонентыприсутствуют при выполнении конкретного упражнения, направленного на развитиеэмоциональной саморегуляции.
Чебыкин А. утверждает, что в результате саморегуляциимогут возникнуть три основных эффекта:
- эффект успокоения(устранение эмоциональной напряженности),
- восстановлениепсихических сил (ослабление проявлений утомления),
- эффект активации(повышение психофизиологической активности.) [ 21].
Таким образом, становится ясно то, что своевременнаясаморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством,предотвращающим накопление остаточных явлений эмоционального напряжения,нормализующим эмоциональный фон деятельности.
эмоциональное выгорание педагогический учитель

Глава 2. Исследование уровня эмоционального выгорания у учителей
2.1 Организация и методика исследования
Данная глава будет посвящена исследованию синдромаэмоционального выгорания, описанию отдельных фаз и симптомов. В исследованииприняло участие 43 учителя общеобразовательной школы. Для исследованияэмоционального выгорания была выбрана методика В.В.Бойко. Исследованиепроводилось индивидуально. Каждый учитель получил бланк с вопросами иинструкцией к методике.
Методика.Бойко В.В. дает полную картину синдрома эмоциональноговыгорания. Особое внимание было уделено анализу отдельных симптомов, посколькуиз них складывается синдром эмоционального выгорания. Показатель выраженностикаждого симптома варьируется от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов– симптом не сложился,
- 10 –15 баллов –складывающийся симптом,
- 16 и более баллов– сложившийся симптом.
Показатель симптома 20 и более баллов указывает надоминирующее место симптома во всей фазе. Таким образом, методика В.В.Бойкопомогает увидеть ведущие симптомы.
Методика В.В.Бойко позволяет осмыслить показатели каждой фазысиндрома эмоционального выгорания:
- фазы напряжения,
- фазы резистенции,
- фазы истощения.
Каждая фаза оценивается в баллах от 0 до 120. Количествобаллов в каждой фазе дает основание судить о том, насколько каждая фазасформировалась:
- 36 и менее баллов– фаза не сформировалась,
- 37 –60 баллов –фаза в стадии формирования,
- 61 и более баллов– сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественнымипоказателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома эмоциональноговыгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и наметитьпути профилактики и психокоррекции.
Тестирование, как мы уже отметили, проводилось индивидуально.После тестирования данные были обработаны и сведены в таблицы показателей.
2.2 Анализ результатов исследования
Результаты исследования показывают следующий уровеньсформированности фаз синдрома эмоционального выгорания:Таблица № 1Фаза синдрома эмоционального выгорания Кол-во учителей, у которых сформировалась данная фаза Кол-во учителей, у которых данная фаза в стадии формирования Кол-во учителей, у которых данная фаза не сформировалась Напряжение 23% 52% 15% Резистенция 38% 33% 29% Истощение 29% 38% 33%

/>
/>

Таким образом, фаза резистенции является наиболее выраженной,поскольку она уже сформировалась у 38% испытуемых. У 52% учителей фаза напряжениянаходится в стадии формирования.
Результаты исследования позволяют выделить следующие группыучителей:
1 группа – синдром сформировался в одной из фаз (количествобаллов в одной из фаз больше 60 ). В эту группу входит 57% испытуемых ( 25учителей).
2 группа – синдром в стадии формирования хотя бы в одной изфаз: данную группу составили 33% испытуемых (14 учителей)./> />
3 группа – синдром несформировался ни в одной из фаз: в данную группу вошло 10 % испытуемых (4учителя)./>
57% — синдром сформировался в одной из фаз
33% — синдром в стадии формирования хотя бы в одной из фаз
10% — синдром не сформировался ни в одной из фаз  


Самой многочисленной является группа учителей, у которыхсиндром сформировался хотя бы в одной фазе.
Далее мы представим таблицу, в которой будет виднавыраженность фаз и симптомов в группах учителей.Таблица № 2Фаза синдрома эмоционального выгорания Симптомы фазы Фаза сформировавшаяся Фаза в стадии формирования Фаза напряжения
“Переживание психотравмирующих обстоятельств ”
1.сложившийся
2.складывающийся
70%
20%
20%
27%
“Неудовлетворенность собой”
1.сложившияся
2.складывающийся
9%
20%
27%
36%
“Загнанность в клетку”
1.сложившийся
2.складывающийся
60%
20%
0%
36%
“Тревога и депрессия”
1.сложившийся
2.складывающийся
60%
20%
35%
18% Фаза резистенции
“Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование”
1.сложившийся
2.складывающийся
80%
12%
10%
33%
“Эмоционально-нравственная дезориентация”
1.сложившийся
2.складывающийся
30%
13%
17%
50%
“Расширение сферы экономии эмоций”
1.сложившийся
2.складывающийся
60%
13%
17%
50%
“Редукция профессиональных обязанностей”
1.сложившийся
2.складывающийся
70%
0%
13%
5% Фаза истощения
“Эмоциональный дефицит”
1.сложившийся
2.складываю-щийся
60%
17%
22%
22%
“Эмоциональная отстраненность”
1.сложившийся
2.складывающийся
80%
0%
11%
44%
“Личностная отстраненность”
1.сложившийся
2.складываю-щийся
70%
8%
11%
22%
“Психосоматические и психовегетативные нарушения”
1.сложившийся
2.складывающий-ся
60%
0%
33%
44%
Опишем данные таблицы по каждому симптому.
Фаза “напряжение”.
Симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств”сложился у 70% испытуемых, находящихся в фазе напряжения, еще у 20% учителей этотсимптом находится в стадии формирования. Это указывает на то, чтообстоятельства на работе, текущие рабочие вопросы становятся причиной раздражительности.
Симптом “загнанности в клетку” сложился у 60% испытуемых и у20% складывается. Учителя описывают это ощущение как невозможность преодолетьорганизационные недостатки на работе.
Симптом “тревоги и депрессии” сложился у 60 %и складывается у20% учителей, находящихся в фазе напряжения.
Симптом “неудовлетворенности собой” сложился у небольшогочисла учителей – всего у 9 % и складывается у 20%. Это указывает на то, чтоучителя не испытывают чрезмерного недовольства собой.
Таким образом, в фазе “напряжение” доминирует симптом “переживание психотравмирующих обстоятельств”.
Фаза “резистенция”.
Симптом “неадекватного эмоционального реагирования” сложилсяу 80% и складывается у 12% испытуемых. Учителя, у которых сложился данныйсимптом, имеют тенденцию к неадекватной эмоциональной избирательности: эмоциистановятся способом оценивания личности ученика. Последний воспринимает это какпредвзятое отношение к себе, неуважение к своей личности.
Симптом “редукция профессиональных обязанностей” характерендля 70% тех учителей, у которых уже сформировалась фаза “резистенции”. Этотсимптом проявляется в желании сократить обязанности, облегчить задачу.
Симптом “расширения сферы экономии эмоций” характерен для 60%учителей, у 13% этот симптом складывается. Желание держать свои эмоции под контролемучителями этой группы переносится на отношения с родными, друзьями, то есть, нанепрофессиональную сферу.
Симптом “эмоционально-нравственной дезориентации” сложился у30% и складывается у 13% испытуемых. Это наименее выраженный симптом в фазерезистенции. Большинство учителей не делит учащихся на “любимчиков — нелюбимчиков”.
Фаза “истощение”.
В данной фазе наиболее выраженным оказался симптом‘эмоциональной отстраненности”. Он сложился у 80% учителей.
Эти учителя стараются исключать эмоции из профессиональнойдеятельности.
Симптом “личностной отстраненности сложился у 70% учителей.Этот симптом проявляется в частичной или полной утрате интереса к субъектусвоей деятельности.
Симптом “эмоциональный дефицит” сложился у 60% и складываетсяу 17% учителей. Учитель с уже сложившимся симптомом чувствует, как эмоцииминимизируются в профессиональной деятельности. Но нередки случаи, когдаучащается проявление отрицательных эмоций.
Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”сложился у 60% учителей, он является наименее выраженным
Далее важно проанализировать, каким образом проявляетсясиндром эмоционального выгорания у различных групп учителей в зависимости отстажа работы.
Анализ данных исследования позволяет выделить следующиегруппы учителей:
- стаж работы 0-5лет,
- стаж работы 5 –10лет,
- стаж работы 10–15 лет,
- стаж работы 15 –20 лет,
- стаж работы более20 летТаблица №3Стаж работы Фаза напряжения Фаза резистенции Фаза истощения 0 –5 лет 40 % 40% 40% 5–10 лет 0 % 65% 43% 10 –15 лет 20% 20% 20% 15 – 20 лет 20% 40% 30%
/> />
Более 20 лет 25% 25% 30%
Учителя со стажем 0 –5 лет. В данной группе не оказалось ниодного учителя с не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания.Таблица показывает, что число учителей, находящихся в различных фазах синдрома,равное. Высокие показатели по всем фазам указывают на то, что молодой учительнаходится в ситуации постоянного эмоционального стресса., он чувствует, что егознаний недостаточно для эффективной работы в школе. Около 90% учителей этойгруппы желают сменить место работы (“уйти из школы”). Вероятно, высокиепоказатели по всем фазам в данной группе учителей связаны с невозможностьюпройти аттестацию и повысить педагогическую категорию. Учителя чувствуютстатичность своего положения в профессиональном и материальном плане.
Учителя со стажем 5 –10 лет. В этой группе высоки показателив фазах резистенции и истощения. Фаза напряжения не проявляется. В этой группезаметно сопротивление психотравмирующим обстоятельствам, нарастание внутреннегопотенциала.
Учителя со стажем 10 –15 лет. Наблюдаем, что в этой группе учителяимеют равные показатели по всем фазам синдрома эмоционального выгорания. Этагруппа учителей оказалась наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания.
Учителя со стажем 15 –20 лет… Здесь отмечаем невысокие показателипо фазам напряжения, истощения, в большей степени проявилась фаза резистенции.Возможно, устойчивость этой группы учителей объясняется не только накоплениемдостаточного педагогического опыта, но и личностного потенциала. У многихучителей этой группы собственные дети становятся взрослыми, самостоятельными.Учитель получает большую возможность заниматься собой и своим профессиональнымростом.
Учителя со стажем более 20 лет. Для этой группы учителейхарактерен рост показателей во всех фазах синдрома эмоционального выгорания.Хотя фаза резистенции (сопротивления) имеет большие показатели, чем фазаистощения. Все же в этот период учитель переживает кризис не только возрастной,но и связанный с подведением итогов профессиональной деятельности.
Таким образом, видим, что наиболее устойчивой ксиндрому эмоционального выгорания оказывается группа учителей со стажем 15 – 20лет. И в максимальной степени синдром проявляется у молодых учителей, а также уучителей со стажем более 20 лет, среди которых не оказалось ни одного с несформировавшейся хотя бы одной фазой.

Глава 3. Снижение уровня эмоционального выгорания уучителей
3.1 Подготовка и проведение тренинга эмоциональнойсаморегуляции
В русле концепции профессионального развития учителяспособность к эмоциональной саморегуляции, по мнению Мильруда В., “определяетсякак одна из важнейших характеристик личности учителя наряду с педагогическойнаправленностью и педагогической компетентностью.” [8]
“Высокий уровень эмоционального выгорания учителей можетсвидетельствовать о неразвитой способности эмоциональной саморегуляции” [10].
На важность развития эмоциональной саморегуляции указывалимногие исследователи: Б.И.Додонов, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитов, М.М. Рубинштейн,А.Я. Чебыкин и др. Ими было выявлено, что частые отрицательно окрашенныеэмоциональные состояния или отсутствие любых эмоциональных проявлений:
- снижаютэффективность обучения и воспитания;
- повышаютконфликтность во взаимоотношениях с учениками и коллегами;
- разрушаютздоровье;
- обуславливаютвысокую ситуативную тревожность, агрессивную самозащиту и слабую социальнуюадаптацию учащихся [21].
Всевышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что необходимо обучать учителейспособам эмоциональной саморегуляции.
‘Одним из средств развития эмоциональной саморегуляцииявляется социально-психологический тренинг, в частности, тренинг эмоциональнойсаморегуляции” [8]. В тренинге принимали участие 25 учителей, из которых былисформированы две группы (12 и 13 учителей).

Таблица № 4Стаж работы 1группа, 12 учителей 2 группа, 13 учителей 0 –5 лет 2 3 5-10 лет 2 2 10-15 лет 3 3 15 –20 лет 3 3 Более 20 лет 2 2
Такимобразом, в группах было практически равное число учителей из различных групп постажу.
Циклзанятий рассчитан на 24 часа. Занятия включали три этапа, о которых говорилосьв 1главе. Напомним их:
- мотивирующий – 4 часа,
- диагностический (рефлексивный) –10 часов,
- тренировочный – 10 часов.
Напервом этапе главной целью было знакомство учителей с особенностями синдромаэмоционального выгорания и мотивация на самовыражение и саморазвитие. В этотэтап вошли упражнения на релаксацию – достижение измененного состояния сознанияи визуализацию, направленную на развитие навыков создания мысленно-зрительныхобразов (см. приложение).
Второй этап, рефлексивный, направлен на то, чтобы каждыйучитель отрефлексировал свои особенности как субъекта педагогическоговзаимодействия, научился саморегуляции эмоциональных состояний непосредственнопри взаимодействии с учениками (см.приложение)
Целью третьего этапа является приобретение навыковспонтанного самовыражения, понимания эмоционального состояния субъектавзаимодействия (см. приложение).
Итак, этапы тренинга направлены на психокоррекцию эмоциональногосостояния учителя, позволяют обучать способам саморегуляции при взаимодействиис коллегами и учащимися.

3.2 Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания уучителей, участвовавших в тренинге эмоциональной саморегуляции. Анализ результатов
Сравнительные результаты первичной и повторной диагностикпредставлены в таблице № 6. Применяем при сопоставлении показателей, измеренныхв двух разных условиях на одной и той же выборке, критерий Вилкоксона. Данныйкритерий определяет, является ли сдвиг показателей в каком-то направлении болееинтенсивным, чем в другом.Таблица № 5 Фаза напряженияГруппы учителей по стажу Показатели эмоционального выгорания до тренинга Показатели эмоционального выгорания после тренинга Разность в индивидуальном значении “до” и “после" 0 – 5 лет
86
73
71
53
15
20 5 – 10 лет - - - 10 – 15 лет
66
79
63
71
53
58
52
63
13
21
11
8 15 –20 лет 73 60 13 Более 20 лет 86 86 Сдвиги в сторону уменьшения уровня эмоционального выгорания будутявляться типичными. Показатели, указывающие на увеличение уровня эмоциональноговыгорания в фазе напряжения будут являться нетипичными.Проранжируемабсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, то сумма ранговравна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистической значимости a = 0, 05 и при n = 8 равно Т(0,05)= 5.
Тэмп. 0 £ 5
Таким образом, число сдвигов в типичном направлении превышаетинтенсивность сдвигов в нетипичном направлении.Таблица № 6 Фаза резистенцииГруппы учителей по стажу Показатели эмоционального выгорания до тренинга Показатели эмоционального выгорания после тренинга Разность в индивидуальном значении “до” и “после” 0 – 5 лет
63
78
57
69
6
9 5 – 10 лет
65
74
67
63
56
59
2
18
8 10 – 15 лет - - - 15 – 20 лет
63
74
58
61
5
13 Более 20 лет 82 79 3 Так жепроранжируем абсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, тосумма рангов равна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистическойзначимости a = 0, 05 и при n = 8 равно Т(0,05)= 5.
Тэмп. 0 £ 5Таким образом,число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов внетипичном направлении.Таблица № 7 Фаза истощенияГруппы учителей по стажу Показатели эмоционального выгорания до тренинга Показатели эмоционального выгорания после тренинга Разность в индивидуальном значении “до” и “после” 0 – 5 лет
73
67
69
58
4
9 5 – 10 лет 63 57 6 10 – 15 лет
76
69
72
53
4
16 15 – 20 лет
66
63
78
63
64
57
61
56
2
6
17
7 Более 20 лет
69
87
67
87
2 Так жепроранжируем абсолютные величины разностей. Так как нетипичных сдвигов нет, тосумма рангов равна 0. Тэмп. = 0. Т (a) при статистическойзначимости a = 0, 05 и при n 8= равно Т(0,05)= 5.Тэмп. 0 £ 5
Число сдвигов в типичном направлении превышает интенсивностьсдвигов в нетипичном направлении. У 48% учителей наблюдается переходэмоционального выгорания из стадии сформированности в стадию формирования
/>

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась:”Тренинг эмоциональной саморегуляции приводит к снижению уровня эмоциональноговыгорания”.
Следует отметить, что в группе учителей со стажем более 20лет разность показателей при индивидуальом значении “до” и “после” являетсяминимальной. Можно предположить, что это является показателем высокой степениличностной и эмоциональной ригидности учителей этой группы и как следствие,меньшая степень эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции.
Рассмотрим, как изменяются общие показатели по каждому симптомуэмоционального выгорания.Таблица № 8 Фаза напряженияСложившиеся симптомы фазы Показатели первичной диагностики в % Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в % Разность общих показателей в % Переживание психотрав-мирующих обстоятельств 70% 40% 30% Неудовлетво-ренность собой 9% 9% 0% Загнанность в клетку 60% 50% 10% Тревога и депрессия 60% 50% 10% Таблица № 9 Фаза резистенцииСложившиеся симптомы Показатели первичной диагностики в % Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в % Разность общих показателей в % Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 80% 60% 20% Эмоционально-нравственная дезориентация 30% 30% 0% Расширение сферы экономии эмоций 60% 50% 10% Редукция профессиональных обязанностей 70% 70% 0%

Таблица № 10 Фаза истощенияСложившиеся симптомы Показатели первичной диагностики в % Показатели после тренинга эмоциональной саморегуляции в % Разность общих показателей в % Эмоциональный дефицит 60% 30% 30% Эмоциональная отстраненность 80% 50% 30% Личностная отстраненность 70% 60% 10% Психосоматические и психовегетативные нарушения 60% 60% 0%
Таким образом, данные таблиц показывают, что разницаобщих показателей больше по следующим симптомам:
- переживаниепсихотравмирующих обстоятельств,
- тревога идепрессия,
- расширение сферыэкономии эмоций,
- эмоциональныйдефицит,
- эмоциональнаяотстраненность.
Симптомы “эмоционально-нравственная дезориентация”,“редукция профессиональных обязанностей”, “психосоматических и психовегетативныхнарушений ” практически не изменили свои показатели после экспериментальноговоздействия. Вероятно, это объясняется тем, что выраженность этих симптомов вбольшей степени зависят от личностных характеристик учителя, а также от внешнихобстоятельств, организационнных факторов. Например, редукция профессиональныхобязанностей может быть связана с недостатками организационных условий,чрезмерной загруженностью учителя, а также нечеткостью профессиональныхобязанностей.

Заключение
Проведенное исследование позволило определить, чтосиндром эмоционального выгорания сформировался у 57 % учителей. Наиболеевыраженной оказалась фаза резистенции, которая сформировалась у 38% учителей.
В фазе напряжения ведущим оказался симптом“переживание психотравмирующих обстоятельств”, он сложился у 70% учителей.Менее выражен симптом “неудовлетворенность собой”, который сложился лишь у 9%испытуемых.
В фазе резистенции ведущим является симптом“неадекватное эмоциональное реагирование” – сложился у 80% учителей. Менеевыражен симптом “эмоционально-нравственная дезориентация”. Данный симптомсложился у 30% учителей.
В фазе истощения высоки показатели по симптому“эмоциональная отстраненность”, который сложился у 80% учителей. Симптом“психосоматические и психовегетативные нарушения” сложился у 60% учителей.
Наиболее высокие показатели по всем фазам имеютучителя со стажем от 0 до 5 лет. Учителя этой группы оказались наиболееподвержены синдрому эмоционального выгорания.
Учителя со стажем 10 –15 лет имеют наименьшие показателисиндрома эмоционального выгорания.
С учетом анализа литературных данных и проведенногоисследования уровня эмоционального выгорания был проведен тренинг эмоциональнойсаморегуляции. Повторная диагностика уровня эмоционального выгорания показала,что у 48% учителей снижаются показатели уровня эмоционального выгорания.
Таким образом, результаты исследования показалиэффективность тренинга эмоциональной саморегуляции и подтвердили правильностьвыдвинутой гипотезы.

Список литературы
1.Андронов В.Т.Некоторые психологические проблемы исследования профессионального мышления// Психологическиевопросы формирования профессионального мышления. Саранск, 1984.
2. Бойко В.В.Энергия эмоций в общении. М., 1996.
3. Вайсбах Х.Дакс У.Эмоциональный интеллект. – М.: Лик Пресс, 1998. – 160с.
4. Василюк Ф.Е.Психология переживания. М., 1984.
5. Вачков И.В.Метафорический тренинг. – М.: Ось – 89, 2005. – 144с.
6. Иванова Е.М.Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
7. Иванов И.М. Йогаи психотренинг. М., 1990.
8. Ильин Е.П. Эмоциии чувства. Спб.: Питер, 2001.
9. Клищевская М.В.Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условияпрогнозирования успешности деятельности. М.,1999.
10. Куницына В.Н.,Казаринова Н.В., Погольша В.м. Межличностное общение. Спб: Питер, 2001
11. Мильруд Р.П.Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии.1987. №3
12. Митина Л.М.Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
13. Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
14. Осипова А.А.Общая психокоррекция. – М: Сфера, 2002. – 512 с.
15. Прохоров А.О.Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия науроке // Вопросы психологии. 1990. № 6
16. Прохоров А.О. Саморегуляцияпсихических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросыпсихологии. 1991 № 5
17. Сидоров П.Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2002. № 43.
18. Скугаревская М.М.Синдром эмоционального выгорания //едицинские новости. 2002. №7.
19. Субботин С.В.Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальностиучителя. Пермь, 1992.
20. Уткин Э.А.Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – М., 1996.
21. Филин С. Осиндроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогови других специалистов в социальной сфере // Школьный психолог. 2003.№43
22. Форманюк Т.В.Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональнойдезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994.№6
23. Хмелюк Р.И.Эмоциональная регуляция как компонент психологической устойчивости деятельностиучителя. М., 1987.
24. Чебыкин А.Я.Проблема эмоциональной регуляциии учебно-познавательной деятельности учащихся//Вопросы психологии. 1987. № 6
25. Чистякова М.И.Психогимнастика. М., 1990
26. Шпангель А. Языктела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни. М., 1988
27. Яковлева Е.Л.Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросыпсихологии 1997. — №4
28. Ялов А.М.Интерактивные аспекты современной психологии. Спб, 1992.
29. Яценко Т.С.Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.