Реферат по предмету "Психология"


Теория З. Фрейда

СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                  Стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................                  2
Психоаналитическаятеория личности по Фрейду
1.   Психоаналитическая теория З.Фрейда                                                  3
2.   Структура личности                                                                                 7
3.   Защитные механизмы личности                                                           12
ВЫВОД                                                                                                             14
ЛИТЕРАТУРА                                                                                                  15

ВВЕДЕНИЕ
Психологическое познание столь же древне, как самчеловек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения исвойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросамчеловеческого поведения и поискам смысла человеческого существования.Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы повоспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“,преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувствомрастерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и кбизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком.Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознатьнеосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего на том, чтопроисходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что,пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и ихпроявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и способности,характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные иинтеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного(подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик,с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологическийпортрет личности.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с темпредставляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи:во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то,что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых,раскрыть объективные основания этой системы.
Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теориюличности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических,неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих дляописания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, впервую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительнаячасть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует егокак личность, актуально им осознается.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ
1. Психоаналитическая теория З.Фрейда
Одной из ведущих идейных, теоретическихи методологических основ западной психологии и социологии классическогопериода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктринЗ.Фрейда, оказавших значительное воздействие на  всю социальную мысль.
Наиболее существенная часть психоаналитическойсоциологии Фрейда — учение о человеке, представляющее собой совокупностьразнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике,формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельностии поведения человека в различных социальных общностях.
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизничеловека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущиечеловеческое организму.
Недооцениваясознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейдутверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играютразличного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждомчеловеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма ижажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическуюдеятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовноеразвитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того,что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживанийотдаленных предков.
По Фрейду, особо важную роль в формировании человека вего жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальныйинстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти,инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).
Представляя человеческую жизнедеятельность какрезультат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что этиинстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса иТанатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьмасущественно определяют деятельность различных социальных групп, народов игосударств.
Согласно концепции Фрейда, носителем половогоинстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску(либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения илиполовой голод.
Концепциилибидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработатьоднозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретическихизысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.
В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейсяколичественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которуюследует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, чтолибидо в глубочайшей основе своей и в ко­нечном результате составляет толькопродукт дифференциации энер­гии, действующей вообще в психике.
Бессознательные (в первую очередь сексуальные)стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности,задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивныхпотребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативныхограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубиннымвлечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности,созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой(Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовымивоспоминаниями”, средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго)- нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные ивоинственные слои — Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека,порождая невротический тип поведения. По­скольку по мере развития обществаверхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным итяжелым, то и вся чело­веческая история рассматривается Фрейдом как историянарастающего психоза.
Раскрываясущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, — наиболееважная роль в формировании и жизнедеятель­ности человека играет также комплексЭдипа. Исследуя сновидения сво­их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, чтозначительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях,основ­ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев вэтом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальноепобуждение человека направлено на мать, в то время  как первое насильственноежелание и ненависть направлены на отца.
В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершаетсяинфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием насексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдиповкомплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.
Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду,базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся впостоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельностьдруг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение “Оно” и“Я”.
Постоянное противоборство трех сфер личности взначительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмамизащиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими изнеосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспе­чить известнуюцелостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивыхимпульсов и установок, Фрейд считал “сублимацию” (процесс преобразования ипереадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемыеиндивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидоммотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на болеепримитив­ный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное пере­несение,“приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений изачастую “постыдных”, бессознательных стремлений другим людям),“рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональномуобоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда онииррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознаниятенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения”(тенденцию “Я” к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения,известное изменение которых может привести к патологическому навязчивоестремлению к повторениям) и др.
Настаивая на изначальной противоречивости иконфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моментыбытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,
Придавая важное значение всем сферам личности имеханизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теориейличности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить егоконцепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются сего конструкцией личности и дополняют ее.
Анализ свободных ассоциацийпациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся кпереживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют  сексуальнуюприроду. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату илисестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние напоследующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитииличности.
Личность, по 3. Фрейду, -  это взаимодействие взаимнопобуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана синстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека.Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов,отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворенияинстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именноспособом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в постороннихобъектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий — стадий психическогогенеза в течение жизни ребенка.
Оральная стадия (0-1  год). Оральная стадияхарактеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальнойфрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидонознымидействиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии -  рот,орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадиификсации  либидо у человека, по  мнению 3.Фрейда, формируются некоторые чертыличности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всемпредлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятсяна оптимистов и пессимистов.
Анальная  стадия (1-3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса,который становится объектом внимания  ребенка, приучаемого к опрятности. Теперьдетская  сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладениифункциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который ондолжен преодолеть, и развитие приобретает здесь  конфликтный характер. Поотношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностьюобразована инстанция «Я», и теперь она способна контролироватьимпульсы «Оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страхпотерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе,интериоризировать некоторые  запреты. Таким образом, начинает формироваться«Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основномзаложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют оченьважную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера,формирующиеся на  анальной стадии,  по мнению психоаналитиков, — аккуратность,опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство,экономность, склонность к коллекционированию.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущейэрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальностьбыла аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытыватьсексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекаютвнимание ребенка, — это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположногопола 3. Фрейд назвал  Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электрыдля девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка кродителю противоположного пола. По мнению 3. Фрейда, фаллической стадиисоответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужскогоповедения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическаяинстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»;будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоениеобщечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также наустановление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределамисемейного окружения.
Генитальная стадия (12-I8 лет) — характеризуется возвращением детских сексуальныхстремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны  объединяются, и подросток, сточки  зрения З. Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальномуобщению. Однако, осуществлени нормального сексуального общения может бытьзатруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феноменыфиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всемиих  особенностями. На этой стадии инстанция  «Я»  должна бороться против агрессивных  импульсов «Оно»,  которые вновь  дают о себезнать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс,который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному  выбору дляобщения  лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов«Оно», инстанция  «Я» использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутреннихзапретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простомупредставлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться отэтих навязчивых желаний. Описаны два наиболее ярких типа характера,формирующихся на этой стадии; психическая гомосексуальность и нарциссизм. В чемже секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть донаших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория,которая показала, что для развития человека главное значение имеет  другой человек,а не предметы, которые его окружают. 3. Фрейд был впереди своего века и,подобно Ч.  Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своеговремени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.
2.  Структура личности.
Ни одно направление не приобрело столь известности запределами психологии, как фрейдизм.  Это объясняется влиянием его идей в странахЗапада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки,связанные с человеком.
Фрейдвыступал против традиционной психологии  с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации.  Подобно тому какобраз и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношенийиндивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания,одной из главных психологических реалий является мотив.
ПервоначальноФрейд представил психическую жизнь, состоящую из трех уровней: бессознательного,предсознательного и сознательного.  Источником инстинктивного заряда,придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, таки в мыслительных формах) является бессознательное.  “Оно“ насыщено сексуальнойэнергией (Фрейд обозначил ее термином “либидо“). Эта сфера закрыта от сознанияв силу запретов, налагаемых обществом.
В 20-х годах в психологических воззрениях Фрейдапроизошли некоторые изменения на структуру человеческой личности. В дальнейшемв работах “По ту сторону удовольствия“ (1920 г.) и “Я и Оно“ (1923 г.) онпредлагает иную модель оказавшую существенное влияние на психологические ученияо личности.
Понятиебессознательного мы, таким образом, изучаем из учения о вытеснении. Вытесненноемы рассматриваем как типичный пример бессознательного.  Мы видим, однако, чтоесть два вида: латентное, но способное стать сознательным.  Наше знакомство спсихической динамикой не может оказать влияние на номенклатуру и описание. Латентное бессознательное, только в окончательном, но не в динамическом смысле,называется нами предсознательным: термин “бессознательное“, “предсознательное“,“сознательное“ смысл которого уже только чисто описательный. Предсознательноепредполагается почти стоящим гораздо ближе к сознательному, чембессознательному, а так как бессознательное мы назвали психическим, мы темболее назовем, т.к. латентное предсознательное.
Таким образом, мы с большим удовольствием можемобходиться нашими тремя терминами (сознательное, бессознательное,предсознательное), если только не станем упускать из виду, что в описательномсмысле существуют два вида, бессознательного, в динамическом же только один. Внекоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можнопренебречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно необходимо.
Ранее я уже говорил, что действительное различие междубессознательным и предсознательным заключается в том, что первое при помощиматериала остающегося неизвестным (неопознанным) в то время, как второесвязывается с представлениями слов.
Здесь впервые сделана попытка дать для системы такиепризнаки, которые существенно отличны от признака отношения их к сознанию.Ощущения и чувства также становятся однозначными лишь благодаря соприкосновениюс системой, если же путь к ней прегражден, она не осуществляется в видеотношений.
Сокращенно, но не совсем правильно мы говорим тогда обессознательных ощущениях, придерживаясь около бессознательнымипредставлениями, хотя эта аналогия и не достаточно оправдана. Разница междусознательным и предсознательным для ощущений не имеет смысла, так какпредсознательное здесь исключается, ощущения либо сознательны, либобессознательны.
Даже в том случае, когда ощущения связываются спредставлениями слов, их осознание не обусловлено последними: они становятсясознательными непосредственно. Разъяснить взаимоотношения внешних и внутреннихвосприятий и поверхностной системы, мы можем приступить к построению нашегопредставления о “Я“.
Мы видим его исходящим из системы восприятиябессознательного, или из своего центра — ядра, и в первую очередь охватывающимпредсознательное, которое соприкасается со следами воспоминаний.
И как мы уже видели “Я“ тоже бывает бессознательным. Есть предположение, что цель было бы очень целесообразно исследовать попредложению данного автора, который из личных соображений напрасно стараетсяувидеть, что ничего общего с высокой наукой не имеет.
 Все мы испытывали такие впечатления, хотя бы они неовладевали нами настолько, чтобы исключить всё остальное. Фрейд предположил,что системы бессознательного пребывающие в начале предсознательного именуемогосвоим “Я“, а остальные области психического в которые эта сущность проникает икоторые являются бессознательными, обозначить по примеру Гроддена, словом“Оно“.
Согласно предложенной теории индивидуум представляетсянам как неоднозначное “Оно“, на поверхности которого покоится “Я“, возникающееиз системы бессознательного как ядра.  При желании дать графическое изображениеможно прибавить, что “Я“ не целиком охватывает “Оно“, а накрывает его лишьпостольку, поскольку система бессознательного образует его поверхность, то естьрасположено по отношению к нему, примерно так, как зародышевый диск расположенв яйце.  “Я“ и “Оно“  не разделены ровной границей, и с последним “Я“ сливаютсявнизу.  Однако вытесненное также сливается с “Оно“ .  Вытесненное благодарясопротивлениям вытеснения резко обособлено только от “Я“, с помощью “Оно“  емуоткрывается возможность соединиться с “Я“.  Следовательно, что почти всеразграничения, которые мы старались описать на основании данных патологии,относятся только к единственно известным нам поверхностным слоям душевногоаппарата.  Для изображения этих отношений представлен рисунок, контуры которогослужат лишь для наглядности и не  претендуют на какое либо истолкование.(рис.1.1)
 
/>
Рис.1.1  Индивидуум как бессознательное “Оно“ на поверхности которого покоится “Я“.
Следует добавить, что “Я“ имеет “Слуховой канал”только на одной стороне. Он надет на него как бы набекрень.
Нетрудно убедиться в том, что “Я“ есть толькоизменность под прямым влиянием внешнего времени и мира и при посредствебессознательного и сознательного части слоя.  “Я“ старается также содействоватьвлиянию внешнего мира на “Оно“ и осуществлению тенденций этого мира, оностремится заменить принципы удовольствия, которые безраздельно властвуют в“Оно“, принципам реальности.  Восприятие имеет для “Я“ такое же значение как влечениедля “Оно“.  “Я“ олицетворяет то, что можно назвать разумом ирассудительностью.  В противоположность к “Оно“, содержащему страсти.  Всё этосоответствует общественным и общесовестным и популярным разграничениям, однакоможет считаться верным для некоторого среднего — или в случаи правильногослучая.  Большое функциональное значение “Я“ выражается в том, что в нормальныхусловиях ему предоставляется власть над побуждением к движению.  По отношению к“Оно“ “Я“ подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади,с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами,“Я“ же силами взаимственными. Это сравнение может быть продолжено.  К всаднику,если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается вести ее туда, куда ейхочется, так и “Я“ превращает обыкновенную волю “Оно“ в действие, как будто быэто было его собственной волей.
Еслибы “Я“ было только частью “Оно“, определяемой влиянием системы восприятия,только представлением реального внешнего мира в душевной области всё было бы просто. Однако сюда же присоединяется же нечто.
В других местах уже были разъяснены мотивы, побудившиенас предположить существование некоторых инстанций в “Я“, дифференциацию внутри“Я“, которую можно назвать “Я“ — идеальное или “Сверх-Я”.  Эти мотивы вполнеправомерны.  То, что эта часть “Я“ не так прочно связано с сознанием, являетсянеожиданностью, требующей разъяснения.  Нам придется несколько издалеканачать.  Удалось освестить поучительное страдание меланхолии благодаря предположению,что в “Я“ восстановлен утерянный объект, то есть произошла замена привязанностик объекту индефикации.  В то же время, однако, мы еще не уяснили себе всегозначения этого процесса и не знали насколько он прочен и часто повторяется.  Стех пор мы говорим: такая замена играет большую роль в образовании “Я“, а такжеимеет существенное значение в выработке того, что мы называем своимхарактером.[1]  Изначально в примитивной оральной фазе индивида трудно отличитьобладание объектом от индефикации.  Позднее можно предположить, что желаниеобладать объектом исходит из “Оно“, которое слушает эротическое стремление какпотребность.
В начале еле живое “Я“ получает от привязанности кобъекту знание, удовлетворяется им или старается устранить его путем устранения. Если мы нуждаемся в сексуальном объекте или нам приходится отказаться от него,наступает желание изменить “Я“, которое, как и в случае с меланхоликом следуетописать как внедрение объекта в “Я“; ближайшие потребности этого замещения намеще не известны.
Может быть с помощью такой интерпретации(высказывания) которая является как бы регрессией к механизму оральной фазы, тооблегчает или делает возможным отказ от объекта.
Возможно, это отождествление есть вообще условие, прикотором “Оно“ отказывается от своих объектов. Во всяком случае, процесс этотособенно в ранних стадиях развития, наблюдается очень часто, но он дает намвозможность предположить, что характер “Я” является осадком отвергнутыхпривязанностей к объекту, что он содержит историю этих  выборов объекта.
Поскольку характер личности отвергает или приемлет этивлияния из истории эротических выборов объекта, естественно наперед допустимцелую систему сопротивляемости.  Мы думаем, что в чертах характера женщин,имевших большой любовный опыт можно найти отзвук их привязанностей к объекту.Необходимо также принять в соображение случаи одновременной привязанности кобъекту и идентификации, то есть изменения характера, прежде чем произошелотказ от объекта. При этом условие изменения характера может оказаться болеедлительным, чем отношение к объекту и даже в известном смысле консервироватьэто отношение.
Другой подход к явлению показывает, что такоепревращение выбора объекта в изменении “Я“ является также путем, каким “Я“получает возможность обладать “Оно“ и углубить свои отношения к нему, правда,ценой значительной уступчивости и его переживания.
Принимая черты объекта, “Я“ как бы называет “Оно“самого себя в качестве любовного объекта, старается возместить его утрату,обращаясь к нему с такими словами: “Смотри, ты ведь можешь любить и меня — япохожа на объект”.
Происходящее в этом случае превращение объект — либидов нарцистическом либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных целей,а стало быть, своего рода сублимацию.  Более того, тут возникает вопрос,заслуживающий внимательного рассмотрения, а именно, не есть ли это обычный путьк сублимации, не происходит ли всякая сублимация посредством вмешательства. “Я“, которое сначала превращает сексуальный объект — либидо в нарцистическомлибидо, с тем, чтобы в дальнейшем поставить, может быть, ему совсем новую, инуюцель?
Представленная выше структура личности предоставляетнам прекрасную возможность более детального изучения поведения этой личности.Работая с любым коллективом, мы непременно сталкиваемся с отдельными егочленами, каждый из которых отдельная, непохожая на другую личность.
Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное ибессознательное помогают нам воздействовать на поведение личности. При умеломиспользовании знаний о бессознательном можно выявить, а впоследствии ивоздействовать на личность с девиантным поведением.

3.  Защитные механизмы личности
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональныхсостояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитныемеханизмы.
1)Отрицание.  Когда реальная действительностьдля человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает котрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей дляего “Сверх-Я” угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведениянеприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей,утверждение, что-то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторыхслучаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например,когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этотфакт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однакочаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая,критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков,подвергающихся справедливой критике.
2)Подавление.  В отличие от отрицания. котороебольшей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относитсяк блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от“Сверх-Я”. В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующиепереживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальноеповедение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречатпринятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.  Известные случаивнешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическимирасстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизмаподавления.
3)Рационализация.  Этот способ разумногооправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам ивызывающих беспокойство.  Обращение к рационализации характерно тем, чтооправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен.  Наиболеетипичные приемы рационализации следующие:
а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;
б)оправдание совершенно нежелательного действия,объективно сложившимися обстоятельствами.
4) Формирование реакции.  Иногда людимогут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет егоподавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотивпротивоположного типа.  К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащемуможет выражаться в нарочитом внимании к нему.  Такая тенденция и  получиланазвание “формирование реакции”.
5)Проекция.  Все люди имеют нежелательныесвойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем непризнают.  Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственныеотрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем,как правило, в преувеличенном виде.
6)Интеллектуализация.  Это своеобразная попыткауйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненногообсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
7)Замещение.  Оно выражается в частичном,косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимымспособом.
Еслиэти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы,исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной, символической форме,например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведениячеловека, вплоть до появления патологических отклонений.
Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистовнеоднократно подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе.  Этакритика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов егосоциального поведения с биологическими потребностями животных и принижения ролисознания в управлении его действиями.
Но, несомненно, изложенная выше информация о защитныхмеханизмах личности представляет огромный интерес для нас.  Например, взятьтакой момент, как адаптация личности к среде, и вытекающий от сюда вопрос оформировании коллектива.  Ведь непременно на этих этапах определенная часть коллективабудет “ставить” свои защитные механизмы.  У одних они будут слабо выражаться,но будут и ярко выраженные случаи отрицания, подавления или, напримеррационализации.  Именно в этот момент особо важную роль для руководителя играетумение проследить за тем, чтоб эти защитные механизмы не обратились негативнойнаправленностью, как по отношению к самой личности, так и по отношению кокружающим.

ВЫВОД
На основании выше изложенного материала можно сделатьследующие выводы:
.Структура личности, по Фрейду, имеет трисоставляющие: “Оно“, “Я“, “Сверх-Я“.  “Оно“ — это собственно бессознательное,включающее глубинные влечения, мотивы и потребности.  “Я“ — сознание, а“Сверх-Я“ представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.“Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия.  “Я“ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальнымипредставлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
.“Оно“ является продуктом унаследованного человеком отживотных биологического опыта. “Я“ — это, как правило, самосознание человека,восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ — этоитог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норми ценностей общественной морали.  Основные источники формирования “Сверх-Я“личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данныйчеловек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.
В основе всех построений аналитической психологиилежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощьюодного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательногоначала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания впсихологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальномуожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает этипроцессы и переживания.
Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можносчитать постулат о том, что психическое расстройство характеризуетсяразъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявлениеличностного единства.

ЛИТЕРАТУРА
1.   Ансар П. Современная социология//Социологические исследования. – 1995 г.- №12, 1996 г. — №1-2, 7-10.
2.   Антонович И. И. Социология США:проблемы и поиски решений.-М.,1976.
3.   Андреенкова Н.В., ВоронченковаГ.А. Развитие трудовых конфликтов в России в период перехода к рыночнойэкономике //Социологические исследования,-1993.-№ 8.
4.   Андреева Г.М. Социальнаяпсихология.-М.: Знание,1990.
5.   Бергер П., Лукманн Т. Социальноеконструирование реальности: Трактат по социологии знания. — М.: Медиум,1995.
6.   Громов И.А., Мацкевич А.Ю., СеменовВ.А. Западная теоретическая социология. — СПб,1996.
7.   Джери Д. и др. Большой толковыйсоциологический словарь. Том 1., М.- Вече-Аст, 1999.
8.   Джонстон Б.В. Питрим Сорокин исоциокультурные тенденции нашего времени// Социологические исследования. – 1999, — №6.
9.   Дудченко О.Н., Мытиль А.В.Социальная идентификация и адаптация личности// Социологические исследования,1998 г., № 6.
10.     Дюркгейм Э.О.О разделении общественного труда: Метод соци­ологии. — М. 1991.
11.     ДанилевскийН.Я. Россия и Европа. — М.,1991.
12.     ЗейгарникБ.В. Теория личности в зарубежной психологии.-М.: Высш.шк.,1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :