Реферат по предмету "Психология"


Теории деятельности человека

Оглавление
Введение. 3
Методологическоезначение теории деятельности С.Л. Рубинштейна – А.Н. Леонтьева  5
Рольпотребностно-мотивационной сферы человека в деятельности. 6
Видыактивности. 7
Структурадеятельности. 10
Заключение. 13
Списоклитературы… 15

 
Введение
Двадцатые годы стали временем рождения советскойпсихологии, активных поисков ее методологических основ и путей развития. Именнов этом видели свою цель П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие психологи.
В данной контрольной работе попробуем дать характеристикутеории деятельности Рубинштейна – Леонтьева. Рубинштейн исследовал рольтрудовой деятельности в становлении сознания. Им, так же как и Леонтьевым,выдвигалась идея о том, что изучение деятельности может стать основойопосредованного (через внешнюю активность) исследования психики, внутреннегомира человека. Связь деятельности с потребностями и мотивами открывает передпсихологией возможность, не отвергая сознание (как бихевиоризм), объективного,экспериментального исследования мотивации, реализующейся в поведении субъекта. Поэтомув работе рассмотрим потребность как побудительную причину активности, формы активности:внешняя и внутренняя, мотив как опредмеченная потребность и феномен,обусловливающий направленность деятельности и т.д.
Теории Леонтьева и Рубинштейна объединяет положение отом, что в основе структуры личности лежит иерархия потребностей, определяющихдеятельность человека и его отношения с другими. Преодолевая разрыв междусубъективным и объективным, Рубинштейн подчеркивает, что объективность не втом, что личное знание является одинаковым для всех (это и невозможно, оно поприроде своей субъективно), но в том, что это знание представляет собойзавершенное целое, и в этой завершенности и целостности и проявляется егообъективность.
Говоря об объективности внутреннего мира личности,Рубинштейн подчеркивает значение активной деятельности человека, не столькопознающего, сколько творящего этот мир. И чем полнее и совершеннее этотворение, тем более оно объективно и тем больше оно влияет на окружающий мир, втом числе и на других людей.

 
Методологическое значение теории деятельности С.Л.Рубинштейна – А.Н. Леонтьева
Теория деятельности, созданная С.Л. Рубинштейном и А.Н.Леонтьевым, не только раскрывает структуру и содержание психологическойдеятельности и ее связь с потребностями, но и помогает понять, каким образомисследование внешней деятельности, поведения, может стать методом исследованиявнутренних состояний психики. Прямое изучение внутреннего состояния психикиневозможно, опосредованно, через анализ деятельности, мы можем полно идостоверно ее исследовать. Поэтому методы, построенные на использовании теориидеятельности, получили название опосредованных методов исследования психики.Как по отклонению планет мы можем опосредованно открыть наличие невидимойпланеты, так и по динамике развития деятельности мы можем опосредованно судитьи о невидимых для нас состояниях психики. Теория деятельности стала основой многихпрограмм развивающего обучения. Исследования Леонтьева, Запорожца, Гальперинапоказали, что в структуре каждого действия можно выделить три этапа —ориентировки в условии и порядке операций, при помощи которых выполняетсядействие, исполнения (реализации действия) и контроля за его результатом, прикотором сопоставляются желаемый и реальный продукт. Работы ученых такжепоказали, что наиболее значимым этапом является ориентировочный, так как правильнаяоценка условий задания, имеющихся в распоряжении данных и порядка выполненияопераций дают возможность практически безошибочно выполнить даже новоедействие, получив нужный результат. К сходному выводу пришли и американскиебихевиористы, разрабатывавшие методы развивающего обучения.
 

Роль потребностно-мотивационной сферы человека вдеятельности
Потребность — это внутреннее состояние организма,испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том,что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия,которая направлена на восстановление гомеостаза, и есть та энергия, котораярождает деятельность субъекта, т.е. именно потребность является источникомактивности. Однако наличие энергии не всегда ведет к деятельности, так какживое существо может и не знать, что же в окружающем мире способноудовлетворить его потребность. В этом случае наступает состояние, которое можноохарактеризовать как «чего-то хочется, но неясно, что именно». Естественно, чтотакая, не имеющая предмета, способного ее удовлетворить, потребность не реализуетсяв деятельности, что приводит к эмоциональному дискомфорту. Состояниенапряженности, беспокойства возникает и в том случае, если существует барьер,препятствие на пути достижения потребности. Это состояние называетсяфрустрацией, и оно часто становится причиной агрессии, тревоги, неврозов и дажесоматических болезней. Разрядка потребности происходит в том случае, если онаопредметилась, т.е. имеет предмет, который приводит к ее удовлетворению. Такойпредмет потребности называется в теории деятельности мотив. Необходимо помнитьо том, что разделение потребности и мотива свойственно только этой теории, таккак в других (например, в психоанализе или гуманистической психологии) этитермины тождественны, т.е. мотив-потребность одновременно является и источникомэнергии, и целью деятельности. Появление мотива ведет к появлению деятельности,направленной на его достижение. Таким образом, потребность дает энергию длядеятельности, а мотив ее направляет. Выстраивается последовательность,раскрывающая направление развития деятельности: потребность —> мотив —>деятельность. При этом потребность является внутренним психическим состоянием,в то время как мотив и деятельность — внешними, объективно наблюдаемымипроявлениями психики. Так как возможно выстроить достоверное, в частностиэкспериментальное, исследование внешней деятельности и ее связи с мотивом, товозможно и изучение внутренних психических состояний и деятельностей наосновании анализа того, какая потребность породила тот или иной мотив идеятельность по его удовлетворению. Появляется новая связь: деятельность —> мотив—> потребность, которая показывает направление исследования психики.
 
Виды активности
В психологии выделяется два вида активности — активностьвнешняя и активность внутренняя. При этом внешняя активность отождествляется споведением, а внутренняя — с познавательными процессами. Психическая активностьвсегда связана с тем или иным видом деятельности и имеет четкую направленностьна достижение определенного результата — либо идеального (образ или понятие),либо реального (предмет). Источник активности психического существа (т.е.существа, обладающего психикой) находится в нем самом, а не вне его, как этопроисходит с до психическими объектами. Источник активности камня — в человеке,который его двигает. А источник активности животного или насекомого, не говоряуже о человеке, — в нем самом, он связан с актуализацией его потребности.Наличие психической активности, внутреннего источника энергии для деятельности,превращает объект в субъект. Так в психологии появляется понятие субъекта,главным свойством которого является способность действовать под влияниемсобственной мотивации. Таким образом, психическая активность рассматриваетсякак способность к самодвижению, направленному на адаптацию к окружающему.
У человека, в отличие от других живых существ, есть ещеодин вид активности, так называемой надситуативной активности, при которой онможет ставить цели деятельности, выходящие за рамки требований наличнойситуации, т.е. сиюминутной адаптации. Такая активность проявляется, например, втворческой деятельности, в деятельности, направленной на самоактуализацию,реализацию своих способностей, своих установок и идеалов, т.е. в любойдеятельности, придающей смысл существованию человека как личности.
Наличие разных уровней активности приводит кнеобходимости отделения тех из них, которые непосредственно связаны спотребностями, от тех, которые не имеют такой связи. Так выделяются понятиядеятельности, действия и операции. Деятельность, как говорилось выше, связанаименно с мотивами и потребностями, она возникает самопроизвольно приактуализации потребности. В некоторых случаях она может реализовываться, даженесмотря на серьезное противодействие (как внешнее, так и внутреннее). Если внешнеесвязано с неблагоприятными условиями (отсутствие или трудность достижениямотива, соперничество за обладание им, конфликт интересов разных людей и т.д.),то внутренние преграды обусловлены борьбой мотивов (т.е. одновременнойактуализацией двух потребностей) или моральными запретами, страхом нарушениянормы. Во втором случае возможна рационализация, т.е. замена истинного мотива,которой не сознается человеком, другим, сознание которого не ведет к конфликтус моральными ценностями. Сигналом о наличии такого бессознательного мотиваявляется рассогласование между реальной и ожидаемой эмоцией. Например, человекуможет быть неприятно осознание своей ненависти или зависти к другому. Иногда бываеттрудно признаться и в своей чрезмерной привязанности. Поэтому стремлениеобратить на себя внимание, показать высокий уровень знаний обосновываетсяпознавательной мотивацией, желанием получить хорошую оценку или наладитьработу, с которой другой не мог справиться. Удовлетворение осознаваемого мотива(похвала окружающих, снятие нелюбимого начальника с должности и т.д.) должнопринести радость, положительную эмоцию. Однако эта прогнозируемая эмоция можетне проявиться в том случае, если нас похвалили все, кроме значимого человека,ради расположения которого и разворачивалась деятельность (или в том случае,если место начальника, которого реально желал человек, дали другому). Реальнаяэмоция, отражающая тот факт, что истинный мотив не достигнут, будет неположительной, а отрицательной. Такое рассогласование эмоций является, как ужесказано, первым симптомом замещения бессознательного мотива, а анализ причинэтого эмоционального дискомфорта может помочь выявить истинный мотивдеятельности. Однако сложная структура современного общества приводит к тому,что многие наши потребности не могут быть удовлетворены одномоментно, врезультате простой деятельности.
Даже удовлетворение голода может быть связано снесколькими видами активности — поход в магазин за продуктами, их приготовлениеи т.д. То есть сложная деятельность состоит из нескольких действий, помогающихее реализовать, действия есть только у человека, так как для их осуществления необходимосознание. Действительно, без сознания цели действия и его связи с мотивом людине могли бы строить отношения с неинтересными (а иногда и неприятными) людьми,выполнять тяжелую, не интересующую нас работу только потому, что за нее хорошоплатят, и т.д. Поэтому деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действиеи его цель всегда осознанны. Отличаются они и тем, что деятельность определяетсяжеланием, а действие — необходимостью, потому что его результат поможет намизбежать неприятностей или приблизиться к реализации нашей потребности. Хотяпри самоанализе различия между действием и деятельностью достаточно очевидны,при внешнем наблюдении развести эти два вида активности сложно, тем более что водних случаях истинная мотивация неосознанна, а в других — скрывается отокружающих. Поэтому существуют специальные методики, помогающие анализуповедения, наиболее распространенной является экспериментальная ситуация снятиясоциального контроля (или скрытое наблюдение). Открытое наблюдение также можетпомочь такому анализу, например чтение книги, не нужной для экзамена, ноинтересной для учащегося, указывает на наличие мотива, а следовательно, вданном случае чтение — это деятельность. Если же студент захлопывает книгу,узнав, что она не нужна к экзамену, то это — действие, одна из ступенек сложнойдеятельности, мотивом которой является, например, получение диплома.
Еще одним видом активности являются операции, т.е.способы выполнения действия. Они зависят от условий. Например, я могу сохранитьинформацию, записав ее на бумаге, запомнив, зафиксировав на пленке и т.д. Тоесть письмо, чтение, печатание на машинке или компьютере — это операции. Специфическиечеловеческие операции появились благодаря автоматизации и свертыванию действий.Когда ребенок учится писать буквы, он осознает, что ему надо написать букву Аили Б. Постепенно он обучается писать быстро, уже не думая, какую букву онвыводит, но заботясь только о грамматике. Со временем автоматизируется и этаоперация. Взрослый человек задумывается над смыслом того, о чем он пишет, необращая внимания на свой почерк и орфографию. Более простые операции учеловека, так же как и у животных, возникают и формируются бессознательно,например операция ходьбы. То есть операции всегда протекают на бессознательномуровне, хотя и могут осознаваться в случае затруднений.
 
Структура деятельности
Подводя итоги всему выше сказанному, структурадеятельности приобретает вид следующей схемы на рис. 1. Эта схема показывает,что связи между ее составляющими чрезвычайно гибкие и подвижные, что отражаетширокие возможности трансформации и развития поведения в реальной жизни.Наиболее значимыми изменениями являются сдвиг мотива на цель (или цели намотив) и, соответственно, переход действия в деятельность (или деятельности вдействие).
/>

Рисунок 1.
Возвращаясь к уже упомянутому выше примеру с чтениемкниги, можно предположить, что человек взял какую-то литературу для подготовкик экзамену или по совету другого, или для того, чтобы его похвалили. В любомварианте этот вид активности — действие, имеющее вполне сознательную цель. Впроцессе чтения книга настолько захватывает человека, что он начинает получатьудовольствие от нее и уже не желает отрываться, пока не дочитает до конца, дажеесли она не нужна к экзамену. Так действие превратилось в деятельность, а цельстала мотивом (сдвиг мотива на цель). Такие же трансформации могут происходитьи в процессе общения, когда мы начинаем контактировать с «нужным» человеком, азатем заинтересовываемся им независимо от того, может он нам помочь или лишается(например, в результате кадровых перемещений) этой возможности.
Не менее часто происходят и обратные трансформации, когдамы теряем интерес к какому-то занятию или человеку, но вынуждены продолжать этозанятие или общение, так как обстоятельства не дают нам возможности ни броситьначатое, ни расстаться с человеком. В этом случае деятельность превратилась вдействие, а мотив стал целью. Несмотря на то что подобные изменения происходятпостоянно, существуют некоторые мотивы (и связанные с ними деятельности),которые практически не изменяются, являясь постоянными, ведущими для данногочеловека. Такие мотивы в общей структуре мотивационно-потребностной сферызанимают основное место, характеризуя не только деятельность, но и личностьданного человека.

 
Заключение
Исходя из всего выше сказанного понятной становится идеяРубинштейна о том, что формирование личности и развитие самосознания человека —это процесс онтологический, а не одномоментный, ибо человек рефлексирует себя втечение длительного времени, познавая свои различные качества и свойства,мотивы и стремления. Таким образом преодолевается противоречие между бытием исознанием, между внешним и внутренним в человеке, так как, постигая себя,человек творит себя и свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет иего дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, человеклучше и реализует себя в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражаетего сущность. В своей работе «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев выделилтакие характеристики личности, как широта связей с миром, степеньструктурированности иерархии мотивов и отношение к реальности. Важным моментомэтой работы являлся и анализ образующей личность иерархии мотивов, позволившийпоказать разницу между человеком, действующим под влиянием разнообразныхситуативных мотивов, и тем, кто всю жизнь посвятил достижению поставленнойцели. С этой точки зрения более высокий уровень развития присущ личностичеловека, обладающего свободой воли, т.е. способного сделать осознанный выбор вситуации борьбы мотивов. Существенное значение имеет и сама эта цель,реальность ее достижения, так как смыслообразующим может стать и мотив, неотносящийся к действительности, являющийся результатом аутистического мышления.Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в«реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывалведущее значение культуры, межличностного общения на сложный процессвосхождения от индивида к личности. По определению С.Л. Рубинштейна, деятельность— это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающиммиром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействиепотребности, необходимости в чем-либо. Исходя из теории деятельности А.Н.Леонтьева, основными характеристиками деятельности являются ее предметность исубъектность.

 
Список литературы
1.        Григорович Л.А. Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебноепособие М. Гардарика, 2003
2.        Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983
3.        Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000
4.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982
5.        Немов Р.С. Психология к1 М. Владос, 2003
6.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989
7.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.