Реферат по предмету "Психология"


Теории внутриутробного психического развития

Содержание
I. Концепция ребенка в областях познания исследующихпренатальное детство
1.1 Предмет,цели и задачи перинатальной психологии
1.2Накопление знаний о перинатальном развитии в медицинеи физиологии. Современные теории внутриутробного психического развития
II. Проблема «начала» детства. Проблема влияния пренатального детства наразвитие личности
III. Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенкав пренатальный период
Литература
Приложение 
I. Концепцияребенка в областях познания исследующих пренатальное детство 1.1Предмет, цели изадачи перинатальной психологии
Перинатальная психология — новаяобласть знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психикичеловека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, иих влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактическиявляется одним из первых, этапов исследования личности посвященных изучениюроли генетических и врожденных факторов в формировании психологическихособенностей человека. Ей принадлежит особая роль в получении достоверныхданных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во времябеременности и родов с целью практического применения этих знаний для полученияпоколения людей с лучшими качествами: более психически и физически здорового,умного, уверенного в себе, наполненного любовью к миру и окружающим, легкоадаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося кприроде. В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие:
·         Выявление и научное объяснение тонких механизмов психическойжизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери иокружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка.
·         Обнаружение, а при необходимости и устранениепсихологических, социальных, биологических помех, нарушающих развитие ребенка,что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармониюличности.
·         Разработка и научное обоснование технологии по дородовойохране матери и ребенка для первичной профилактики психических ипсихосоматических расстройств и заболеваний.
Перинатальная психологиясоприкасается с такими смежными областями знаний как медицина, генетика,эмбриология, валеология, акушерство, нейроэндокринология, психиатрия, психоанализ,философия, религия, этика. Вопросы, ставящиеся в рамках перинатальнойпсихологии важны как для практической психотерапии, так и для теоретическихисследований личности, природы сознания, антропологии. В самом деле есть двамомента в жизни человека самых таинственных и непонятных, выводящих нас в сферытрансцендентного и мистического, в области опыта, где нас не могутудовлетворить лишь наукообразные объяснения процесса деления клеток или распадаорганической материи: рождение и смерть. Две точки перехода между бытием инебытием. Детский вопрос: ”где я был когда меня не было?”, вероятно, не так ужнаивен, эта смелая попытка приблизиться к основам человеческой жизни, которыебудоражат умы философов и исследователей. Являются ли эти вопросы познаваемыми,и какими методами может воспользоваться исследователь? Однозначно, что ответ неможет быть получен в рамках строгого сциентисткого исследования. Об этом жесвидетельствует и то, что вопросы перинатальной психологии впервые сталиобсуждаться в рамках гуманитарных наук и среди практикующих психотерапевтов.Невзирая на то что сегодня еще не существует целостной модели пренатальногоразвития, очевидно, что развивающаяся перинатальная психология приведет кпересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, развивающийся плод иродовой процесс, Окажет существенное воздействие на ведение беременности,технологию родовспоможения, отношение к неродившемуся ребенку и новорожденному.

1.2 Накопление знаний оперинатальном развитии в медицине и физиологии.Современные теории внутриутробногопсихического развития
Постепенно с усилением роли науки,описанные выше представления были признаны атавизмами не заслуживающимивнимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов ивнутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов,соответствующих данным периодам. Данный подход нашел свое отражение и впсихологической науке, признававшей важность первых лет жизни в формированииличности человека, но рассматривающей сознание новорожденного ребенка какчистый лист бумаги, на который только с началом внеутробной жизни начинаютнаноситься первые записи. Однако, факты накопленные как медициной так ипсихологией привели к пересмотру ранее сложившейся точки зрения и созданию рядановых направлений в исследовании перинатального периода.
В психологии это микропсихоанализ итрансперсональная психология, в медицине ряд новых исследований эндокринных ипсихических процессов плода. В 1985 году Н.Л. Гармашова и Н, Н, Константиноваотмечали, что выделение перинатальной медицины в отдельную дисциплину сталовозможным благодаря большим успехам в области физиологии, изучениявнутриутробного развития и многим новым методам исследования плодов иноворожденных детей. Этим было обусловлено то, что из выделенных в 1989 году G.Schusser основных направлений перинатологии (биохимическое,эндокринологическое, генетическое, психологическое, социологическое и др.) внашей стране наибольшее развитие получили физиологическое ипатофизиологическое. Исследований же касающихся развития психических функцийбудущего ребенка и психических особенностей беременных было сравнительнонемного. При этом они имели существенный недостаток: плод и беременнаяисследовались как бы изолированно друг от друга.
Развитие пренатальной физиологиикак эмпирико-аналитической науки характеризуется следующими достижениями:признание объективности эмбриональной психики (Т. Верни “ Тайная жизнь ребенкадо рождения”). Были обнаружены разнообразные способности внутриутробногочеловека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в техизменениях, которые внешняя среда оказывает на плод, доказаны связи междуэмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулированатеория первичных адаптивных систем и описаны нейрогуморальные механизмы,преобразующие материнские эмоции в факторы воздействия на плод, как обучающиетак и травмирующие (Odent) .
Следует сказать, в данной моделисчитается, что наибольшее значение для развития психики ребенка имеютгенетические и внешние факторы опосредованные психикой матери.
В рамках современной психологииможно выделить ряд направлений выводящих начало личностной истории извнутриутробного периода развития и занятых как практическими исследованиями вэтой области, так и теоретическими построениями. К таковым можно отнестиТрансперсональную психологию, (С.Гроф), Микропсихоанализ (С. Фанти) и Дианетику(направление созданное Р.Хабардом.)
Обширные исследования, проведенныев области человеческого бессознательного позволили обнаружить в человеческойпсихике уровень который можно назвать перинатальным, являющийся базовым,трудноосозноваемым (лишь при помощи специальных психотехник см. раздел“психотерапия опыта рождения”) и оказывающим значительное влияние на личность.

II. Проблема «начала» детства. Проблема влияния пренатального детства на развитие личности
Появление новой жизни –великое таинство природы. Каждый из нас прожил это чудо, родившись на свет, иничего не помнит о 9 месяцах, проведенных в материнской утробе. Вновьсоприкоснуться с тайной рождения дано каждой женщине, решившей стать мамой.
Что чувствует и понимаетмалыш, еще не родившийся на свет? Ответ на этот вопрос всегда интересоваллюдей. Интуитивно многие будущие мамы уже с первых дней беременности относятсяк своему малышу как к реально существующей и вполне самостоятельной личности. Иэто дает родителям возможность жить вместе с ребенком еще до его рождения,общаться с ним, помогая малышу расти, взрослеть, умнеть, то есть заниматься егопренатальным (дородовым) воспитанием.
Стоит ли воспитыватьребенка так рано, в то время, когда сама природа заботится о нем, преобразуякрохотную клеточку в человеческое существо? Современные научные исследованиявнутриутробного развития ребенка подтверждают, что дитя воспитывается уже вживоте мамы. Именно там ребенок проживает начальные стадии не толькофизического, но и психического созревания.
Еще до рождения ребенокначинает познавать окружающий мир. Он живет не в беззвучном, темномпространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которыеформируются у него очень рано. Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни умалыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущатьтемпературу и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готовак восприятию информации. Говоря об интуитивном, точном понимании, знании, людииспользуют выражение «чувствую кожей», возможно так в нашем языкесохранилась память о первом опыте познания мира.
На 5-м месяцебеременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малышвстречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мамагладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры смладенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения –ответную реакцию на свои проявления.
Перестукиваясь с мамой,малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родителиустанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение даетощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.
Помимо прикосновенийребенок нуждается и в словах, обращенных к нему. Многие будущие мамы мысленноразговаривают с ребенком с самого начала беременности. Малыш, конечно,чувствует, что вы говорите с ним. Любое ваше эмоциональное состояние ребенокощущает на уровне гормонов, поступающих в кровь. Кроме того, малыш в утробе«слышит телом», воспринимая звуки материнского голоса через вибрацииоколоплодных вод и мышечные ощущения. Поэтому маме нужно говорить с малышом нетолько мысленно, но и вслух. На седьмом месяце ухо ребенка начинает слышать иуже воспринимает звуки как внутри, так и вне материнского тела.
У детей, с которымиродители разговаривают до рождения, обычно раньше развивается речь. Помимоинтонации дети способно безотчетно усваивать ряд звуковых сочетаний. Уже на 5-ммесяце ваш будущий малыш различает речевые звуки, которые вы произносите,реагируя на каждый из них сокращением определенных мышц. Вместе с развитиемслуха до рождения малыша начинается и подготовка его к речи. Как известно, чтоу любого человека, слушающего речь или музыку, совершенно незаметно сокращаютсямышцы голосового аппарата, как бы беззвучно повторяя слышимые звуки. Дляребенка, который готовится к жизни в говорящем мире, хорошим тренингом будетслушание, как речи, так и музыки.
В музыке ребенку важныритмы. Именно они организуют жизнь тела. Не случайно музыка лечит, помогаябольным, аритмичным органам найти здоровый ритм. Прежде всего, речь идет оклассической музыке. Благотворно влияет на ребенка музыка Моцарта, Вивальди,Баха, Чайковского. А вот произведения Вагнера противопоказаны маленькимслушателям. Прослушивайте вместе с ребенком ту музыку, которая приятна вам инаблюдайте за тем, как реагирует малыш. Если ребенок протестует, выключитемузыку. Запомните реакции ребенка на различные произведения. Одна музыкауспокаивает его, другая возбуждает. Зная это, вы всегда сможете помочь ребенкууспокоиться или сможете побудить его к активным действиям, используя знакомыепроизведения как до рождения малыша., так и после. Дети, слушающие музыкувнутриутробно, родившись узнают ее, улыбаются, гулят, двигаются в так знакомоймелодии. Наблюдая это, вы убедитесь в том, что ваш кроха обладает памятью имногое знает, только появившись на свет. Те песни, которые вы ему поете, сказкии стихи, которые читаете, станут хорошим культурным приданым для дальнейшегообразования малыша.
Бывает, что будущие мамыне поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятсяповредить музыкальному слуху ребенка. А между тем именно пение мамы целительнодля малыша. Особенно полезны ему колыбельные. Во время пения колыбельных у мамыснижается ритм сердечных сокращений, нормализуется давление. Ребенок поющеймамы получает больше кислорода, его сердцебиение гармонизируется, а колебанияоколоплодных вод нежно массируют тело малыша, помогая ему созревать. Крометого, это прекрасный дыхательный тренинг для мамы и ребенка. Колыбельные –первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова,их значения, порядок слов в предложении. Поющая мама растягивает слова,акцентируя гласные. Так дети лучше усваивают звуковой строй речи, быстрееразвивают языковые навыки. Чтение ребенку поэзии оказывает подобный эффект. Вотличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которогона растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическимпохлопыванием животика и если стихи понравятся малышу, вы заметите ответноеритмичное постукивание вашего разумного крохи.
Во время беременности вженщине часто просыпается желание заниматься давно забытыми или даженепривычными делами: рисовать, петь, танцевать, мастерить, читать иные книги,слушать иную музыку. Возможно, это малыш просит удовлетворить свои потребности,нуждается в творчестве. Очень часто будущие мамы, занимаясь рисованием,говорят, что картину нарисовал малыш, или, музицируя, выбирают инструмент,звучание которого понравилось ребенку. Главное, что родители и дети приобретаютв совместном творчестве опыт эмоционального общения, гармоничногососуществования друг с другом, который останется с ними в дальнейшей жизни.
Уже до рождения малышнуждается в уединенном общении с мамой, когда она, касаясь ладонью живота,разговаривает с ним вслух ласково, нежно. Говорите с ребенком обо всем, что вамважно сказать ему. Познакомьтесь с ним, расскажите, как ждете его и любите.Важно быть искренней с малышом. Чувствуя беспокойство, не стоит маскировать егорадостными интонациями. Ребенок чувствует вас телом, слышит биение сердца, а нетолько голос. В те моменты, когда вы испытываете эмоции, с которыми трудносправиться, обратитесь к малышу и объясните, что ваши переживания не касаютсяего, он любим вами по-прежнему. Этим вы обезопасите ребенка.
Познакомьте малыша стеми, кто вместе с вами ждет его появления на свет. Пусть ребенок услышит ихголоса. Наблюдая за реакцией ребенка, вы уже во время беременности научитесьчутко реагировать на его желания, и это пригодится вам в дальнейшей жизни смалышом. Общаясь с малышом во время беременности, развивая его до рождения,всегда опирайтесь на свою интуицию. Занимаясь с ребенком, сохраняйтеестественность и спонтанность общения. Не стоит превращать занятия в регулярнуюобязанность для отца ребенка, если он еще не готов к активным действиям. Иногдабудущим папам для начала бывает достаточно рассказов о том, как ребенокбарахтается, наблюдений за шевелением живота, любопытных прикосновений, а послепоявятся и слова для будущего ребенка, возникнут ритуалы приветствия, стихи ипесни ему.
Ребенок, появившись насвет, не расскажет родителям о том, что он чувствовал, познавал в утробематери, но будет помнить те несколько месяцев совместной жизни, которые выподарите ему, общаясь с ним во время беременности. Как помнят любящие люди«самое начало» совместной жизни – первые прикосновения, звуки изапахи, первые слова, сказанные друг другу, так и малыш возьмет с собой в жизньпервый опыт любви, который подарят ему родители.

III. Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенкав пренатальный период
Нарушения перинатального опытамогут возникать как по причинам физиологическим так и в связи с негативнымвлиянием материнских установок и отношений. Взаимовлияния матери и плода,изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины и их влияниена психическое и физическое здоровье матери и ребенка является областьюинтересов валеопсихологии. Здесь беременная женщина и ее ребенокрассматриваются как целостная симбиотическая система остающаяся таковой не толькона момент вынашивания ребенка но и после родов. Нормальным считаетсяподдержание симбиотических отношений до трехлетнего возраста, более раннее илибелее поздние их прерывание оказывает негативное влияние на психологическоеразвитие и здоровье ребенка и психическое здоровье матери (З. Фрейд, Э. Берн,Я.Л. Морено.) Значимыми является не только различные аспекты состояний двухэлементов данной системы но и отношения между ними.
Важность раннего общения матери иребенка для психологической полноценности личности подчеркивается многимиисследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируетсябазисное доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни.“Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны материформирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшуюжизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенкавозникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.” (Э.Эриксон “ Оматеринстве и детстве.”) З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и чертыхарактера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхамии травмами матери.[1] Выготский в концепции зонближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех летприводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки,раздражительны. Но все более становится ясным, что влияние материнскойустановки начинается гораздо раньше “ истинное воспитание начинается дорождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению”(Айванхов “Воспитание до рождения” ). У Гегеля (“ Философия духа. Энциклопедияфилософских наук “ т.3 с. 141) есть интересное рассуждение о влиянии матери наформирование души ребенка еще до рождения: “… ребенок в утробе матери,напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себябытием еще не в нем самом а только в матери, почему его душа и не в состоянииподдерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери”[2]Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственноговоздействия на нее души матери. Идеи философов подтверждаются последнимиисследованиями психологов и медиков. Интересны наблюдения детскогопсихотерапевта А.И. Захарова: “… большинство детей которых “не ждали” в дальнейшеезаболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которыхусложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха”[3]).Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоциональногостресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности ироды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результатеантенатальных психогенных факторов (А.И. Захаров “ Влияние эмоциональногостресса матери на течение беременности и родов” СПб 1997). Причем подчеркивается,что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных иперенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у девочекболее разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время у мальчиков чащевстречаются отклонения в развитии в следствии стресса матери. Рассмотревконкретно патологические влияния стресса матери, можно обнаружить следующее:
·         переживания из-за отношений с супругом, обусловленныеконфликтными межличностными отношениями приводят к эмоциональнойнеудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличияасфиксии), что расценивается как проявление психогенной заторможенности умальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозевыкидыша;
·         волнения в начале беременности отражаются на пролонгированномтечении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;
·         состояния эмоциональной неудовлетворенности образуютстрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушении сна,подверженности испугам и семейным переживаниям;
·         перегрузки в учебе или на работе способствуют быстрым истремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;
·         нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитиемпуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек — быстрыми, стремительнымиродами.
Т.о. А.И. Захаров доказывает, чтоэмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается насамом течении родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так исо стороны ребенка. Все это предполагает необходимостьтщательного исследования психологического состояния беременных, тем более, чтодо последнего времени беременность рассматривалась как сугубо физиологическийпроцесс.
C психологической точки зренияправомерно говорить о синдроме беременности, как новом психогенном состоянии,ограниченным определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия,а при осознании женщиной своего нового положения. Синдром беременностихарактеризуется следующими симптомами:
·         Аффект осознания себя беременной
·         Симптом принятия решения
·         Симптом нового “Я”: рефлексивное принятие измененногособственного образа “Я-в положении” и признание физиологических изменений всвоем организме.
·         Симптом эмоциональной лабильности: эмоциональнаядезадаптивность, колебание фона настроения.
·         Симптом противоречивого отношения к беременности: с однойстороны гордость за свою полноценность, возможность самореализации, переживаниеидентичности собственному полу, с другой — страх и беспокойство, порожденныефантазиями и социально навязанными установками.
·         Симптом принятия новой жизни в себе: психическая перестройкасамосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Для самойбудущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению материнскоймиссии.
·         Симптом перинатальной дисморфофобии: чувства тревоги заздоровье и полноценность будущего ребенка.
·         Симптом завышенных притязаний по отношению к другим:склонность наделять свое привычное социальное окружение новыми качественнымихарактеристиками на фоне повышенной требовательности.
Наиболее ярко все вышеперечисленныесимптомы проявляются в течении первой сохраненной беременности.
В переживаниях беременной оживаютпереживания матери по отношению к своему сексуальному партнеру, своему телу иребенку.
Если мать не получалаудовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт истрадание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери можетпроявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологическиеосложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое).
1.В первый период после родоврешающее значение для развития девочки имеет отношение матери ко всем телеснымпроявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в планенасильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получалаудовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать егоребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение ксобственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызываюттревогу и недоверие, так как есть полная убежденность в невозможностисамоконтроля («я не хозяйка своего тела, все, что с ним происходит, происходитпомимо меня») Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне. Вданном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинскихпараметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос осамочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большеедоверие, чем собственное самоощущение.
2. В пубертатный период необходимымусловием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери ииндивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочкипревращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины. Но на процесснормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияютотношения с матерью. Если мать не довольна собой как женщина, не способнапринять свое взрослое тело и своего сексуального партнера, она не может самаотделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери. Старается сохранитьсимбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново, наверстатьвсе упущенное. Именно поэтому такая мать продолжает контролировать все телесныепроявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплескиндивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образнаказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины засексуальные отношения с партнером, приведшие к зачатию и, как следствие, кнепринятию ребенка, как в период внутриутробного развития, так и в дальнейшем.
3. Наступление первой беременностиспособствуя появлению чувства глубокой биологической идентификации со своейматерью в то же время позволяет закончить отделение от матери ииндивидуализацию. Состоится ли это зависит от всех предыдущих этапов отношений,их нормального или патологического характера. В этот момент решается — станетли беременность шагом к взрослому аутентичному Я, будет ли способствоватьсамоактуализации и личностному росту или же подтолкнет к патологичному путиразвития — повторному проживанию чужих чувств, фиксаций, переносов.
Задача психотерапии в том, чтобыпомочь состояться процессу дифференциации собственного Я от внутреннего образаматери, что достигается не только путем осознания своих телесных, эмоциональных,ментальных и поведенческих проявлений, установления самоконтроля за ними и ихинтеграции в индивидуализированный образ Я, но и путем обретения собственныхценностных и смысловых оснований.

Литература
1.        Гроф С. Запределами мозга. – М.,1993.
2.        Гурьянова Л.С.Рождение в радости. — СПб.: Комплект, 1997.- 206 с.
3.        З. Фрейд “Введение в психоанализ: Лекции “ с. 127, 375 — 376
4.        Захаров А.И.“Как предупредить отклонения в поведении детей” М. 1986г. с.18
5.        Шмурак Ю.И.Пренатальная общность. Человек.- №6,- 1993.
6.        Э.Эриксон “ Оматеринстве и детстве.”)

Приложение
 
Когнитивная теорияличности Дж. Келли
Когнитивная теорияличности, разработанная Дж. Келли, иначе называемая теорией личностныхконструктов, имеет своей целью объяснить то, каким образом личностьинтерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует)будущие события, управляет переживаемыми событиями. Теория личностныхконструктов Дж. Келли имеет общие точки соприкосновения с другими крупнымипсихологическими течениями: с гештальтпсихологией, необихевиоризмом,интроспективной психологией. Ключевым понятием этой теории, составляющим ядроличности, выступает “личностный конструкт” – абстракция или обобщение изпредшествующего опыта, создаваемый личностью классификационно-оценочногоэталона и проверяемый на собственном опыте. “Личностный конструкт”организует и реализует поведение, реконструирует систему взаимоотношений,осуществляя понимание объектов в их сходстве и различиях, конструируя “образя”. Совокупность личностных конструктов представляет собой систему, важнейшейхарактеристикой которой является ее относительная когнитивная сложность,выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь.В силу общности и cоциальности опыта человека многие конструкты у разных людейсхожи. Однако поскольку конструкт не усваивается извне, а строится самимчеловеком, он индивидуально определен, и есть конструкты, которые существуют водном экземпляре, лишь у данного конкретного человека. Экспериментальнымметодом, позволяющим выявить систему личностных конструктов человека, являетсятехника репертуарных решеток. Связь личностных особенностей и аддиктивнойпатологии давно является предметом исследования психологов разных теоретическихшкол.
Техника репертуарныхрешеток представляет собой совокупность методических приемов исследованияличности с позиций психосемантического подхода.
В качестве основногометода исследования личностного психосемантического пространства использовалитест репертуарных решеток Дж. Келли с модифицированным нами в соответствии сзадачами исследования ролевым списком. Применяли оценочную решетку, элементыкоторой предлагали испытуемым традиционным способом – заполнением ролевогосписка. У испытуемого методом триад (посредством установления отличий одногоперсонажа от двух других) выявляли 10 конструктов: с этой целью его просилисравнить между собой элементы ролевого списка, присоединяя при этом ксравниваемым элементам элемент “Я сам”. В модификации теста для данногоисследования использовали простой вариант оценочной решетки (“галочки и пробелына основании этих ответов выявляли 2 дополнительных биполярных конструкта(“проблемные” конструкты), по которым оценивали все элементы решетки. Эти жепроблемные конструкты использовали при повторном тестировании. Использованиеподобной модификации традиционного репертуарного теста с элементами-ролямипозволяет выявить тот уровень презентации индивидуального опыта, который, поДж. Келли, регулирует реальное взаимодействие человека с его окружением, егоповеденческие установки. Для каждого испытуемого по результатам экспериментазаполняли две оценочные репертуарные решетки, в которых столбцы соответствовали16 элементам, а строчки – 12 выявленным конструктам. Каждую индивидуальнуюматрицу подвергали корреляционному и факторному анализу. Групповую матрицуданных также подвергали корреляционному и факторному анализу Измененияпредставлений испытуемых о себе выявляли на основе сравнения матрицыинтеркорреляции элементов.

ИМИТАЦИОННЫЙ ТЕСТУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА
Тест ИТУПС обеспечиваетэкспресс-диагностику управленческих умений работников (и соискателей наменеджерские позиции) с целью выявления репертуара взаимодействия и готовностик руководству людьми. Данная методика знаменует новый подход в компьютернойпсиходиагностике. В ней реализован принцип СОР – «ситуационно-операциональнойрешетки». СОР можно рассматривать как одну из модификаций известного методика«репертуальных решеток» (Франселла, Баннистер) или «теста конструктов» (Дж.Келли).
СФЕРАПРИМЕНЕНИЯ
Тест ИТУПС рекомендуетсяиспользовать для отбора кандидатов на менеджерские позиции; при формированиикадрового резерва.
СТРУКТУРАМЕТОДИКИ
В ходе выполнения тестаиспытуемому предъявляются 14 портретов условных персонажей и 14 краткихописаний стандартных управленческих ситуаций (кейсов), связанных с каждымперсонажем. Испытуемый должен сначала оценить персонаж по несколькимпараметрам, а затем, проанализировав связанную с ним ситуацию, выбрать то илииное управленческое действие из 10 возможных. Список 10 предъявляемых действийменяется в зависимости от ситуации (общий банк вариантов управленческихдействий — 33). В каждом описании ситуации можно выбрать несколько ответов.
Время выполнения теста –около 30 минут.
ПЕРЕЧЕНЬ ФАКТОРНЫХШКАЛ:
общий балл (интегральный показательпригодности)
визуальная диагностика (умение определить психическиеособенности человека по внешнему облику)
контроль (ориентация на контроль иуправленческий стиль, предполагающий умение жестко потребовать от людейвыполнения своих обязательств)
поддержка (умение мотивировать и создаватьположительный климат в общении)
организация (умение планировать, видеть и решатьне только узко-тактические задачи, но и организационно-стратегические).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕРЕЗУЛЬТАТОВ
Каждая шкала теста имееттри диагностические зоны, которым соответствуют три уровня интерпретациирезультатов, отличающихся степенью выраженности фактора.
Для облегчения интерпретациитестовые баллы представлены в стенах — нормализованных стандартных баллах (наодномерной шкале ранжирования от 1 до 10).
Cредние значения (от 3.5до 7.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В даннуюобласть, как правило, попадает около 70% от общего числа респондентов. Крайниезначения (низкие и высокие) указывают на сверхвыраженность черт, свойственныхсоответствующему полюсу. В область низких (от 1 до 3.4 стенов) и высоких (от7.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 15% респондентов. В зависимостиот набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.
Результаты теста могутбыть представлены в трёх формах:
графический профиль,указывающий значения факторов
текстовые интерпретациифакторов
таблица данных, в которыевключены сырые баллы, стены, а также процентили (процент от выборкистандартизации).
Результаты теста выраженыв терминах точности управленческого поведения по 4 факторам, перечисленнымвыше. Общая оценка менеджерского потенциала дается по интегральному общемубаллу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.