Содержание
Введение
1. Семьи с внешним неблагополучием
2. Семьи с внутреннимнеблагополучием
3. Пограничные семьи
Заключение
Список литературы
Введение
Средиобщественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в жизни этоне всегда и не всеми осознается в достаточной степени. Только разрушив этотплот относительного благополучия, мы начинаем задумываться о том, где и какиеошибки были допущены, почему нам не удалось сберечь то, что мы вряд ли сможемвоссоздать в том же виде вновь.
Каждая семьяотличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом,традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитаниидетей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический характерсемейных отношений.
Состав семьии межличностные отношения ее членов, умение в процессе становления семейногоуклада преодолевать трудности, адекватно реагировать на происходящие события,адаптироваться к возникающим изменениям – все это отличительные признаки,которые создают определенный тип семьи.
Говорить осемейном неблагополучии и простои сложно одновременно, потому что формы еготакже многообразны, как типы и разновидности семейных союзов. Существуетнесколько форм семейного неблагополучия, негативно отражающегося на личностивоспитывающихся в таких условиях детей. Специалисты выделяют внешнее (явные,открытые) и внутренние (скрытые) формы психологического климата в семье,который создается родителями. Каждая из этих форм имеет свои особенности впроявлении и влиянии на личность детей.
Приведеннаямною в реферате типология семей не претендует на полноту и завершенность. Япыталась рассмотреть лишь наиболее распространенные в современной Россииварианты, как семейного благополучия, так и неблагополучия вообще.
1. Семьи с внешним (явным,открытым) семейным неблагополучием
Отличительнойособенностью этого типа семьи является то, что формы семейного неблагополучияимеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферахжизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне). В такойсемье ребенок чувствует физическую и эмоциональную отверженность со стороныродителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание). Вследствиеэтих неблагополучных внутрисемейных факторов у него появляется чувствонеадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль засвое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболеераспространенной является:
1. Семьи с алкогольной зависимостью: как отмечают психологи Е.М. Мастюкова,Ф.Г. Углов: «взрослые в такой семье, забыв о своих родительскихобязанностях целиком и полностью погружаются в «алкогольную субструктуру», чтосопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет ксоциальной и духовной деградации. Обладает признаками:
· Членысемьи не уделяют внимания друг другу, особенно родители детям; родители оченьплохо относятся к детям.
· Всяжизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения – ригидностьюи деспотичностью.
· Членысемьи озабочены отрицанием реальности, или приходится скрывать неприятныесемейные тайны от окружающих.
· Вправилах семьи значительное место занимают запреты: свободно выражать своитребования и чувства, использовать эмоциональные репрессии.
Жизнь такихдетей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их всоциальных сирот при живых родителях.
Также средиявно неблагополучных семей большую группу составляют брачные союзы снарушениями общения:
2. Конфликтная семья: характеризуется отсутствием взаимоуважения ивзаимопонимания, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладаниемконфликтного взаимодействия. Естественно, конфликтной семья становится несразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. Негативноевлияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется в двух планах. Содной стороны, ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелемродительских размолвок, ссор и скандалов. С другой, он может стать объектомэмоциональной разрядки конфликтов родителей. Кроме того, ребенок может бытьсвоеобразным орудием разрешения родительских споров, когда каждый пытаетсяукрепить собственные позиции путем перетягивания ребенка на свою сторону.
3. Неполная семья: где имеются только матери, реже отцы, или семьи,в которых воспитанием подростка занимаются прародители (бабушка, дедушка).Часто инфантильные дети вырастают в семьях, чрезмерно занятых собой и работойродителей – функционально неполных семьях, или в структурно неполных семьях,когда мать вынуждена много работать ради денег и физически не имеет возможностиуделять достаточно времени своему ребенку.
2. Семьи свнутренним (скрытым) семейным неблагополучием
Гораздотруднее разглядеть семьи, где «под зеркальной поверхностью жизни иногда бурлятстрасти; муж и жена просто ненавидят друг друга» (Г.Г. Хоместаускас). Вэтом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В.В. Юстицкисом,который выделяет семьи:
1. «Недоверчивая семья»: повышенная недоверчивость к окружающим (соседям,знакомым, товарищам), с которыми семье приходится общаться. Члены семьизаведомо считают всех недоброжелателями или просто равнодушными, а их намеренияк семье враждебными. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влиянияантиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность иагрессивность.
2. «Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему,стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшниепоступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутнымудовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны.
3. «Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость и ловкость вдостижении жизненных целей. Эта семья умеет произвести впечатление на нужногочеловека, создать круг полезных знакомых. Если ребенок нарушил правила поведения,то родители слоны обсуждать не само нарушение, а его последствия.
Возможнаяразновидность внутренне неблагополучных семей – кажущихся совершеннонормальными типичными семьями, где родители вроде бы уделяют внимание детям:
1. Семьи, ориентированные на успех ребенка: родители внушают детямстремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи.Родители, имея лучшие намерения, оказываются в плену своих ригидныхпредставлений. Не иначе, как родительской близорукостью можно назвать стремлениенекоторых родителей бездумно определить призвание своего ребенка и выбрать емуслишком широкий диапазон занятий.
2. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи: члены семьи связанымежду собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагированийи находятся в фиксированных позициях в отношении друг с другом, препятствующихличностному и психологическому отделению членов семьи. Став взрослым, ребенокиз такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любвибудет предпочитать невмешательство в личные дела человека.
3. Семьи известных людей: члены семьи, в том числе и дети, постепеннонаходятся в поле пристального внимания общественности. Многие дети из такихсемей с раннего детства начинают считать себя чем-то исключительным.
4. Семьи состоятельных людей: дети, бесконтрольно пользуясь финансовымисредствами родителей, привыкают к праздной жизни, которая, в свою очередь, ведетк разного рода личностным деформациям и поведенческим отклонениям, приобретающимпорой необратимый характер. Родители, чаще отец, много времени уделяют своейкарьере, не имеют времени для занятия со своими детьми, отделываются от нихподарками.
5. Полная, формально благополучная семья: при первом знакомстве стакой семьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако болеепристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы.В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку.Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают ине стараются понять характерологические особенности своих детей. Нередкоподросток становится арбитром в сложных, напряженных взаимоотношениях междуродителями.
3. Пограничныесемьи
Даннуютипологию неблагополучных семей можно дополнить семьями пограничного характера,т. к. переход ее из категории благополучной в свой антипод происходитнезаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается толькотогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разложенными и эмоциональнаяразобщенность супругов часто приводит к разводу.
1. Семьис недееспособными членами: обстановка стресогенная, дестабилизирует межличностныеотношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный ипсихологический фон, который не может не отразиться на формировании еголичности. Родитель может страдать от неврозов или психозов. Болезнь бываетнастолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретает садистский,преступный характер.
· Семьис детьми – инвалидами и хронически больными детьми: пребывание детей в такойсемье создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на двегруппы: первая – как семья влияет на состояние больного ребенка, вторая – какимобразом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат всемье. В результате вся семья, а не только больной ребенок испытываетконфликтные, фрустирующие переживания.
2. Семьис нарушением структуры семейных ролей: это семьи, где межличностные роли, который всилу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие начленов семьи (патологизирующие семейные роли). Они могут возникать в результатевзаимодействия семьи с социальной средой или непосредственно в самой семье.
До сих порспециалистам не удалось раскрыть психологические механизмы перехода семьи изотносительно благополучной в категорию неблагополучной.
Заключение
В данномреферате я рассмотрела психологические особенности формирования личностиребенка, характерные для всех типов семьи. В тоже время каждая разновидностьсемьи имеет свои только присущие ей отличия связанные с влиянием,складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностногостановления ребенка.
Такимобразом, семья оказывает влияние на всестороннее развитие детей, прививает имтрудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, готовность оказатьпомощь, реализовать свои физические и духовные возможности, вести домашнеехозяйство и т.п. отношение родителей между собой и их отношение к детям, внутрисемейнаяатмосфера в целом – незаменимая практическая школа отцовства и материнства дляподрастающего поколения. Исследователи подтвердили уже известное положение отом, что неблагоприятная атмосфера в семье и неправильные приемы воспитаниямогут приводить к нарушению поведения и искажению характера. Именно этисведения должны стать предметом широкой пропаганды, быть доведены до сведениякаждой семьи, – в чем и стоит одна из важнейших задач психопрофилактики.
Списоклитературы
1. Голод С.И. Семьяи брак: историко-социальный анализ. Санкт – Петербург, ТООТК «Петрополис»,1998.
2. Целуйко В.М. Выи ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д6 «Феникс», 2004. (серия«психологический практикум»)
3. Зацепин В.И. и др.Семья. Социально – психологические и этические проблемы: справочник. Киев,1990.
4. Джайнот Х.Дж.:Родители и дети. – М.: 1986.
5. Лишенные родительскогопопечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. ун – тов и ин –тов/ Ред. – сост. В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.
6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н.:Дети без семьи: (детский дом: заботы и тревоги общества). – М.: Педагогика,1990.
7. Раттер М.: Помощь труднымдетям. – М.: 1997.