Федеральноеагентство по образованию.
Государственноеобразовательное учреждение среднего образования.
Нижнетагильскийгосударственный педагогический
колледжим. Н.А.Демидова.
Социальногуманитарное отделение.
СпециальностьДокументационное обеспечение управления и архивоведение.
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине: «Управленческая психология.»
На тему: Типыличности и их особенности поведения в конфликте.
Руководитель: СыченкоЮ.А..
Выполнила: СальниковаН.А.
студентка группы
ДОУ 403, 4 курс.
г.Н.- Тагил.
2006
Содержание
Введение
Глава 1: Конфликт и его причины
1.1 Что такое конфликт
1.2 Причины конфликтов.
Глава 2: Психологические типыличностей.
2.1 Характеристика психологических типов личностей.
2.2 Различия в психологических особенностях как факторы конфликта
2.3 Краткие рекомендации по разрешению конфликтов.
Глава 3: Акцентуации характера
3.1 Типы акцентуации характера.
3.2 Конфликтные личности
Глава 4: Психологический практикум.
4.1 Определение типа личности по К.Юнгу.
4.2Сокращенный вариантличностного опросника Р. Кэттела
4.3 Диагностика агрессивности потесту Баса-Дарки.
Заключение.
Ведение.
Конфликт это отсутствие согласия между двумя или более лицами Характер, психологическиеособенности личности накладывают огромный отпечаток на поведение человека вконфликте. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения конфликтной ситуации.
Каждый человек обладаетопределенным темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человекапо его личностным характеристикам можно отнести к тому или иному типуличности.
Исследовав существующуюлитературу и проанализировав собранный материал, я попыталась систематизировать его и изложить таким образом, чтобы он соответствовал цели моего курсового исследования – рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.
В первой главе своейкурсовой работы я поставила перед собой задачу дать определение понятияконфликт, а также выделить основные причины его возникновения.
Индивидуальные внутренниепсихологические особенности и типологии личностей довольно многообразны,таким образом, задача главы № 2 — выделить и рассмотреть наиболее существенные психологические типы личностей и их соотношения, показать особенности поведения этих типов вконфликтах, и в заключение этой главы дать для каждого психотипа краткиерекомендации по преодолению конфликтных ситуаций.
В третьей главе описаныосновные акцентуации характеров а так же некоторые типы конфликтных личностей,которые приводят к появлению затруднений в общении и возникновению конфликтов,основная задача этой главы — научить как наилучшим образом разрешатьконфликтные ситуации с такими «трудными» людьми.
В заключительной части моейкурсовой работы приведены три типа тестирований, с помощью которых любой желающий сможет определить свой тип личности, узнать больше об особенностяхсвоего характера, а так же степени своей агрессивности и враждебности.
По данной теме мнеудалось найти много нужной информации в психологической учебной литературе, втом числе популярной литературе. В основном я пользовалась книгой автора Л.Д. Столяренко «Психология и этика деловых отношений», так как изложениематериала в ней наиболее кратко, доступно и современно.
Для нас – будущихспециалистов ДОУ тема данного курсового исследования особенно важна иактуальна, т.к. должность секретаря — архивоведа предполагает активное общениес людьми, в котором неизбежно буду возникать конфликтные ситуации.
ГЛАВА 1.
Конфликт и его причины.2.1. Что такое конфликт?
Конфликт сам по себе неесть проблема,
проблема в том, чтонам делать с нашими различиями.
Р. Фишер
Лучший способпредупредить конфликт — не допустить его
Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводеозначает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, котороеведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики,развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива)последствиям1. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могутквалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- снегативным знаком.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют егос агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате,бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо,по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только онвозникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащихк школе научного управления, административной школе и разделяющих концепциюбюрократии по Веберу.
Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, тожебыли склонны считать, что конфликта можно и должно избегать, и обычнорассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации иплохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могутпредотвратить возникновение конфликта.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях сэффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могутбыть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Внекоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельнойличности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуацияхконфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительнуюинформацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Этоделает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людямвозможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности вуважении и власти.
Таким образом, конфликт может быть функциональными вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональными приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества иэффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того,насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом,необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. 1. />2.Причины конфликта.
Оченьважно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того илииного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их(причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта,предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.3
Весьма условно он может быть представлен в виде трехосновных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом;во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческихвзаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива.Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состояниемжизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.
Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственныхтолько что приведенной: а) неблагоприятная психологическая атмосфера вколлективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок,культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.);б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитываютнамерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).
Итак, Остановимся на причинах конфликтов, коренящихся вличностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в видувозможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтныеситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровеньсамоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность,чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводитсятолько набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже ненейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В.Гришиной для женщины характернатенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностнымипотребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины большепредрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовойдеятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).
С увеличением возраста рабочих больший удельный весначинает начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками ихдеятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемамиадаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины,несоответствие требованиям).7
Далее остановимся вот на каком очень важном моменте. Мынередко усматриваем конфликты там, где их в действительности нет, и, напротив,оцениваем порой отношения с другими как безоблачные, когда конфликт уже назрел.На эту человеческую особенность обратила внимание Л.А.Петровская.
В разработанной ею схеме анализа межличностного конфликтахорошо показано, что конфликт может быть адекватно, или неадекватно, или ложнопонятым.
В первом случае (адекватность) это означает, чтоконфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А кдостижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствуетдостижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот.Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересовконфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. даютадекватную трактовку происходящему.
Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуациясуществует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполнесоответствует действительности.
В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоиттаким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот сторонысклонны рассматривать свои отношения как конфликтные.
Л.А.Петровская еще две реально допустимые ситуации:во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой необознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует и объективно и науровне сознания.8
ГЛАВА 2.Психологические типы личностей
2.1 Характеристикапсихологических типов личности.
Психотип личности является врожденной психическойструктурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой,что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных исоциальных отношениях, специфику проявления социально-психическогосамочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет наповедение, уровень активности человека в конфликте.1
Известный психолог Юнгутверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разнымипредпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашейсобственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, котораяопирается на концепцию Юнга2. Катарина Бриггс и ее дочь ИзабельМаерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:
1.Откуда человек черпаетсвою энергию — из внешнего мира
(экстравертный тип)или изнутри себя (интровертный тип).
2.Как он собираетинформацию о мире – последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип)или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивныйтип);
3.Как он принимаетрешения — объективно и беспристрастно (мыслительный тип) илисубъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).
4.Как человек строит своеповедение — принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочныйтип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости отобстоятельств (воспринимающий тип).
Указанные 8 типов вИндикаторе Бриггс – Маерс обозначаются латинскими буквами:Экстравертный (Extravert) — E Интровертный (Inrovert) — I Сенсорный (Sensing)- S Интуитивный (Intuitive) — N Мыслительный (Thinking) — T Эмоциональный (Feeling) — F Решающий (Judging) — J Воспринимающий (Perceiveng) — P
Если вы заряжаетесьэнергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишкомдолго в одиночестве если вам свойственно сначала говорить, а потом думать, есливы общительны и активны, то вы вероятнее всего экстраверт-Е3.
Если вы держите своинаблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если выпредпочитаете больше слушать чем говорить, если вы малообщительны и вам хочетсяпочаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам-I. Обычно экстравертов больше чеминтровертов.
Мы собираем информацию обокружающем нас мире двумя основными путями; если вы предпочитаете конкретнуюинформацию и опираетесь при сборе информации только на то, что можно увидетьуслышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то выпредставляете собой сенсорный тип – S .
Если вы собираетеинформацию произвольным путем, иногда «скачками», ищете в ней свой смысл,опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи междуразличными явлениями, то, вероятно, вы – интуитивный тип – N.
Если два человека по- разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу,и конфликта не избежать. Например:
S. Сколько времени?
N. Уже поздно.
S. ( несколько удивленно)Сколько времени?
N. ( настойчиво) Уже пора идти.
S. (теряя терпение) Послушай, что яспрашиваю. Сколько времени? Я задал конкретный вопрос и жду конкретного ответа!
N. ( уверенный в своей правоте). Нельзя быть такимкапризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех.
С этого момента все можетпойти под откос. Так как те, кто относятся к сенсорному типу, понимают всебуквально; им нужна конкретная информация. Относящиеся к интуитивному типу,наоборот, могут найти сто способов ответа на вопрос, ни один из которых небудет достаточным для человека сенсорного типа.
Если, принимая решение,вы предпочитаете быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, покане придете к заключению, то вероятно, вы относитесь, к мыслительному,логическому типу-Т.
Если вы опираетесь насубъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая,как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то вы тяготеетек эмоциональному типу-F.Таким людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются эстетическимикатегориями в большей мерей, чем логическими.
Различные комбинации этихкачеств дают 16 типов личности, которые разделяются на 4 основные группы:
— интуитивно — мыслительный тип-NT,
— интуитивно –эмоциональный тип-NF,
— сенсорно – рассудочныйтип-SJ,
-сенсорно — воспринимающий тип- SP.
Речь, идет здесь конечно не о неспособности каждого из людей пользоваться многообразием психическихспособностей, а о предпочтениях склонностях в большей мере опираться на ту илииную способность(подобно тому, как правши или левши предпочитают пользоватьсялевой или правой рукой).Тем не менее люди разных типов нередко с трудомпонимают способ мышления и поведения друг-друга, что порождает напряжение иконфликты между ними.
Например, упредставителя типа NTвызывают раздражение люди, которым нужно повторять сказанное.Он не потерпит недоверии я к его идеям, противодействия прогрессивным, по егомнению, изменениям. Ему не нравится рутинная работа. В свою очередьпредставители этого типа могут расстраивать других тем, что не просят помощи,не благодарят других за работу, выполнение которой считают обязанностью; недают детальных инструкций, так как считают, что достаточно дать общие указания,а до остального другие должны додуматься сами. Многих раздражает склонностьлюдей этого типа все усложнять; их любовь к теоретизированию; игнорирование имизначимости межличностных отношений на работе; не учитывание того, что другиесчитают важным.
Личности типа NF спреобладаниеминтуиции и логики не выносят, когда их не замечают, забывают про них; если наработе их лишают возможности общаться с другими или недооценивают важностьвзаимоотношений между людьми; их раздражает нечувствительность других;нейтральность в конфликте. Они сами могут раздражать и вызывать на конфликтдругих своей повышенной потребностью в похвале и признательности обидчивостью;тем, что не дают негативной обратной связи, что лишает людей возможности иметьобъективную информацию; приторностью, склонностью перехваливать других; частымиспользованием метафор.
Люди типа SJ не любят быстрых перемен, особенно втом, о чем уже договорились «до этого»; не выносят когда их прерывают; не любятслишком эмоциональных людей и ситуации; болезненно воспринимают принижениесвоего веса, значимости; их раздражают просьбы сделать что-то в последнююминуту, опоздания, необязательность; подталкивание их к риску и так далее.
Людей типа SPвыводит из себя тщательноепредварительное планирование и приготовления; изучение инструкции до началадействий; просьбы быть точными; недоверие к их способности решить проблемупо-своему; административные собрания; правила и ограничения во времени.
Другие с трудом выносятто, что у таких людей постоянно меняются планы, что они склонны действовать бездостаточного обдумывания альтернатив и последствий; что они дают указания впоследний момент, не обращают внимание на врем; что они берутся выполнять вкраткий срок слишком большой объем работы, тем более что это же ожидается имиот других
Типологические профилипомогают не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться стеми, кто постоянно создает нам дополнительные трудности. Изучениетипологического портрета поможет проникнуть в суть проблемы и найти путь кмирному обсуждению и благоприятному разрешению конфликта.
2.2 Различия впсихологических особенностях как факторы конфликта. 4
Различие связанные спринадлежностью людей к разным характерологическим типам часто являетсяпричиной конфликтов на базе взаимного непонимания, расхождения интересов,ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. Под английским словом differences (различия) нередко подразумеваетсято, что при переводе на русский язык обозначают словом «разногласия».
Следует отметить, чтоповедение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием егоучастников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступкинемыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влияниюнегативных сильнейших негативных эмоций, таких, как гнев, ярость.
Так, ни одинпсихологический тип не блещет в конфликтных ситуациях. Трудно сказать почему,но конфликт способствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем.Так, интуитивно — мыслительные (NT) становятся еще жестче, будучи нетолько непоколебимо уверенными в своей правоте, но и полностью закрываясь отиных точек зрения. Экстраверты вместо того, чтобы демонстрировать своеумение уговаривать, становятся шумными и бессмысленно агрессивными. Интровертыпросто замыкаются в себе, исключая возможность общения, которое могло быпривести к урегулированию конфликта
Потребность мыслительного- Т в четкости и внятности, может быть незамедлительно интерпретирована эмоциональным– F как враждебность, даже в ходесамого простого обмена репликами. Т во время конфликта не стараютсяразобраться в его сути, обсудить подход к его разрешению, в то время как F, сосредотачиваются на своих эмоциях,начинают винить себя в том, что произошло, а зачастую реагируют даже физически- потеют, плачут, кричат и т.д.
Экстраверты-Е обычнобессознательно стремятся вынести конфликт во вне, с тем, чтобы он мог статьдостоянием общественности. Это происходит вне зависимости спорит ли он с другимэкстравертом, или интровертом— I.По ходу дела Е стараются буквально окатитьсобеседника потоком слов, уточняя свою позицию. Большинство экстраветртовубеждены, что стоит сказать еще одно слово – «и мы во всем разберемся».Интроверты чаще всего ощущают, что если они услышат хоть еще одно слово, онивзбесятся.
Проблема Е- типа в том что, они способны так много наговорить за короткое время, но сами вряд липомнят, что только что говорили. Они могут быть удивлены и даже шокированы,когда узнают, что другие не только не запоминают их слов, но и обижаются наних. Дополнительная проблема и новый конфликт могут возникнуть из-за склонностиэкстравертов забывать, что именно они говорили.
Для интроверта конфликтоборачивается тяжелейшим физическим стрессом. Во время спора, когда экстравертвыплескивает свои проблемы на окружающих. Интроверт загоняет их вовнутрь.Исследования показали, что I, более чем Еподвержены таким связанными со стрессом болезнями, как язва и заболеваниятолстого кишечника.
При конфликте приеминформации для сенсорных более касается деталей того, что, было сказано илипроизошло. Ключевое значение имеют конкретные слова и события, и именно ониподвергаются в дальнейшем воскрешению в памяти и осмыслению. Для интуитивистовгораздо более важен подтекст и смысл.
Для решающих — Jважно закрыть прения. Их формулировкичасто заставляют нас полагать, что от своей точи зрения Jне откажется, так — что нечего иразговаривать. Обычно они разговаривают так, будто они убеждены в своейправоте, даже тогда, когда знают что неправы. В подобные моменты они входят вкураж, говорят громко, их заявления звучат категорично в расчете на то, чтодругой человек отступит.
Когда решающий«закрывается» и не желает ничего обсуждать, положение воспринимающегооказывается очень сложным. У нег вполне может быть какое-то мнение по данномувопросу, но воспринимающие стремятся постоянно видеть вещи с новых сторон, оставаться открытыми к различным вариантам и проявлять подлинную гибкость.
В результате возникаетпорочный круг: продолжает рассматривать варианты, а решающий костенеет в своейпозиции. В результате оба втягиваются в безнадежный конфликт, который в итоге и не затрагивает тех вопросов, из-за которых начался спор.
Совместимость характеров- дело довольно сложное и тонкое… Здесь требуется определенная «взаимодополняемость» характеров («властный характер»- «склонный к подчинению),такая пара людей более совместима, чем люди с похожими, одинаково властнымихарактерами5.
Но есть качествахарактера, которые требуют подобия, а их несовпадения часто вызывают конфликт(«аккуратный» и «неряшливый», «честный» и «лживый»- мало совместимы). Но немалоконфликтов возникает и между людьми одинаковых типов, что ведет кгипертрофированному проявлению свойственных им черт (ваше достоинство,доведенное до крайности, становится недостатком).
Возьмите двухэкстравертов, которые будут говорить одновременно, не слыша друг друга. Чембольше шума, тем меньше возможность, что- либо разобрать. Или представьте двухрешающих, у каждого из которых набор железных правил. Обе стороны убежден чтоправы именно они, и начинается ссора приводящая к длительному отчуждению. Еслиоба экстраверты – непонимание может вылиться в идущий по нарастающей обменотрицательными эмоциями.
В общем длясовместимости с другими людьми требуется три основных качества:1)способностькритически относиться к себе;
2) терпимость к другим;3) доверие к другим. Если эти качества полностью отсутствуют человека, то он психологически несовместим с другими людьми и всегда несет с собой теньконфликта. Если люди слишком различаются по типам психологических предпочтений,и не осознают, не учитывают этого, то возникновение конфликтов очень дажевероятно, даже если у людей не антагонистических интересов.6По-видимому, успешно смогут работать вместе люди, которые имеют совпаденияхотя бы по двум из психологических предпочтений, т.е. оба должны быть илиэкстравертами, либо интровертами и относится, либо к решающему, либо квоспринимающему психологическому типу, хотя и это не гарантирует отсутствие разногласиив дальнейшем.7
2.3 Краткиерекомендации по разрешению конфликтов8:
Экстравертам. Остановитесь, посмотрите ипослушайте, возможно, вы полагаете, что если говорить не переставая, то путь излюбого конфликта будет найден. То, что для вас труднее всего, вполне вероятно,больше всего и требуется в сложившейся ситуации, а именно – выслушать точкузрения другого человека.
Интровертам. Выражайте свое мнение. Хотя частоэто очень трудно и может показаться излишним, тем не менее, совершеннонеобходимо, чтобы вы изложили свое видение дела, и, может быть, даже не одинраз, пока не убедитесь, что другой человек услышал. Когда дело касаетсяконфликта, немного перестраховаться – не грех. Обязательно удостоверьтесь, чтодо собеседника дошло то, что вы говорите.
Сенсорным. Конфликт не сводится к одним фактам.Хотя это кажется вам пустой тратой сил, затемняющей суть дела, порой имеетсмысл обратить внимание на сопутствующие обстоятельства. Если с вами несоглашаются, чтобы вы не говорили, скорее всего, имеются требующие вашеговнимания аспекты, находящиеся за пределами данной ситуации как таковой.
Интуитивистам. Не уклоняйтесь от проблемы. Когдавозникает конфликт, вы хотите увязать его с картиной в целом. Это не всегдаполезно и не всегда уместно. Может ускользнуть специфика данной ситуации, чтозатруднит решение. Иногда урегулирование простого спора, напротив, облегчает,решение более глобальных вопросов.
Мыслительным. Позвольте немного искреннеговыражения эмоций. Вас передергивает когда другие в споре переходят на крики.Равным образом вам не по себе и когда они обнимаются и ли изливают теплыечувства. Но все это неотъемлемая часть разрешения конфликтов. Если вы неспособны выразить ваши чувства, предоставьте другим свободу в этом отношении.
Чувствующим. Будьте прямолинейны и не бойтеськонфортации. С миром ничего не случиться, если вы скажете то, что думаете, дажеесли это и нечто негативное. То, что вам кажется резким, не обязательно будетвоспринято как резкость другими людьми. Возможно, они даже одобрят вашуоткровенность и отнесутся к ней с уважением. если вы подвержены эмоциональнымвсплескам, не извиняйтесь за них и не терзайтесь чувством вины. Откровенноевыражение чувств облегчает продвижение к конструктивному разрешению проблемы.
Решающим. Вы вовсе не всегда правы. Как нетрудно. Но вам стоит принять это на веру, если вы хотите, чтобы конфликт вообщекогда-нибудь разрешился. Решающие видят мир в черно-белых тонах и делят все вне на правильное и неправильное. Им трудно согласиться с противоположной точкойзрения
Воспринимающим. Займите четкую позицию.Воспринимающие иногда принимают участие в споре на обеих сторонах, потому-тоони и в самом деле видят обе стороны. Порой это выглядит как дьявольскаяуловка. Однако гибкость и умение примирять разные вещи не всегда способствуетразрешению конфликта. Эти качества даже могут усилить спор. Если вы в чем-тодействительно убеждены, займите соответствующую позицию и отстаивайте ее.
ГЛАВА 3.Акцентуации характера
Характер – это результат взаимодействиячеловека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств,выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу ипроявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения9. Чтобы сформулировать характер нужныопределенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал дляподражания); нужны средства формирования — внешние воспитательные средства,культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства — самоуговоры,самообманы. Собственные усилия самосовершенствования.
У 20-50% людей некоторыечерты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам,что происходит своеобразный «перекос», акцентуация характера, врезультате чего ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипныезатруднения и конфликты.
Выраженность акцентуацииможет быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайнихвариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни психопатии. Психопатияболезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), врезультате резко нарушается взаимодействия с окружающими людьми. Но в отличие от психопатии, акцентуация характера проявляется не постоянно, с годами можетсглаживаться, приблизится к норме.
Любое качество характера,даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает некийнегативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению,обуславливать «трудный», «тяжелый характер. Так даже такое качество какжизнерадостность, активность, при своем переизбытке обуславливает «трудныйгипертивный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, укоторых постоянно хорошее настроение, независимо от жизненных обстоятельств(«патологический счастливчик»). Повышенная активность и энергичностьнаправленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, хулиганство).
3.1 Типыакцентуации характера10:
Гипертимный тип. Люди этого типа очень энергичны,самостоятельны, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Они не реагируют назамечания; самокритичность отсутствует. Черты привлекательные для собеседника:энергичность, жажда деятельности, инициативность, оптимизм. В происходящиевокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании, при хорошихобщих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточнуюдисциплинированность.
У них нередко возникаютконфликты. Окружающим в них не нравится: легкомысленность, склонность каморальным поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям,раздражительность. Конфликт возможен при монотонной роботе, одиночестве, вусловиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что учеловека возникает накопление негатива и вспышки гнева. Люди гипертивного типазачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными,стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести впечатление.
Дистимичный тип. У этого типа людей наблюдаетсяпостоянное пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность.Эти люди тяготеются шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся.
В конфликты вступаютредко, чаще являются в нем пассивной стороной. Конфликты наблюдаются вситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычногообраза жизни оказывает отрицательное влияние. Эти люди хорошо справляются сработой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятныхситуациях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуацияобычно возникает у людей меланхолического темперамента.
Циклоидный тип. Он характеризуется повышеннойраздражительностью и склонностью к апатии. Они тяжело переживают даженезначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюданазвание данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
Этот тип крайне изменчивв настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданногоизменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайнооброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способныпогрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либосерьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих людей зависитмногое в их психологии и поведении. В период подъема настроения проявляют себякак люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистемической. Впериод спада остро воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Этичастые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение вконфликте мало предсказуемым, противоречивым.
Возбудимый тип. У этих людей повышеннаяраздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость, возможныльстивость, услужливость, (как маскировка), склонность к хамству и нецензурнойбрани или молчаливости, замедленность в беседе. Они активно и частоконфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семьедеспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляютлюбовь к детям. Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость,жестокость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жесткость,ослабленный контроль над влечением.
Эмотивный тип. Ему свойственна повышеннаячувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает илипугает. Эти люди не любят больших компаний. Они обычно застенчивы и робки припосторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости.Предпочитают узкий круг общения, которые понимали бы их с полуслова. Открыты иобщительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Окружающим нравится альтруизм, сострадание, жалость, выражение радости по поводу чужих удач. Людиэмотивного типа очень исполнительны и имеют повышенное чувство долга.
В конфликты вступаютредко, и выступает в них как пассивная сторона. Обиды не выплескивает наружу, адержит их при себе. Конфликты с близкими людьми воспринимают как трагедию.Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувственность, слезливостьотталкивают от него окружающих людей.
6. Демонстративный. Эти люди стремятся быть в центревнимания. Добиваются своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы,болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Они легко забывают освоих неблаговидных поступках. Люди демонстративного типа привлекают окружающихобходительностью, актерским дарованием. Способностью увлечь других, а такжесвоей неординарностью.
Но они имеют множествочерт, которые отталкивают от них людей, и они способствуют конфликту: эгоизм,необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам,отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении егоинтересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызываюту них истерические реакции.
7.Застревающий.Люди с таким типомакцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и«сводят счеты» со своими обидчиками. У них наблюдается служебная и бытоваянесговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликтах чаще всего бываютактивной стороной и четко определяют для себя круг врагов и друзей проявляютвластолюбие-«занудливость нравоучителя».
Собеседникам нравится ихстремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление требований ксебе, жажда справедливости, принципиальность устойчивость взглядов. Но в тожевремя у людей такого типа есть черты, которые отталкивают их от окружающих:обидчивость, подозрительность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувствосправедливости. Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде,препятствию к достижению честолюбивых целей.
8.Педантичный. У этих людей выражена занудность ввиде переживания подробностей, на службе они способны замучить посетителейформальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.
Для окружающих онипривлекательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью вделах и в чувствах. Но такие люди имеют и отталкивающие черты: формализм,«крючкотворство», занудливость, стремление переложить принятие важного решенияна других.
Конфликты возможны вситуации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Онисклонны к навязчивости, психогении.
9.Тревожный. Люди этого типа акцентуацииотличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу исомнения в правильности своих действий. Конфликты возможны при ситуацияхстраха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений. Но в конфликты вступаютредко, и играют в них пассивную роль.
Окружающим нравится ихдружелюбие, самокритичность, и исполнительность. Но боязливость, мнительностьвследствие беззащитности служат подчас мишенью» для шуток, часто они являются«козлами отпущения».
10. Экзальтированый. Люди с таким типом акцентуацииимеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемостьна внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение вовлюбчивости.
Такие черты какальтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование,яркость чувств и привязанность к друзьям нравятся собеседникам. Но чрезмернаявпечатлительность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшимичертами. Конфликты воспринимают трагически, имеют склонность к невротическойдепрессии.
11. Интровертированный. Люди этого типа акцентуациихарактеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне отвсех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всегопогружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но ониничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своимблизким людям они относятся холодно и сдержано. Окружающие часто их непонимают.
Конфликтуют редко,только при попытке вторгнутся в их внутренний мир. Упорное отстаивание своихнереальных интересов, взглядов, и наличие своей точки зрения отличающейся отмнения большинства, отталкивают от них людей. Одиночество, навязчивость,бесцеремонность, и грубость окружающих усиливают замкнутость.
12. Конформный.
Люди этого типаакцентуации обладают высокой общительностью, словоохотливостью. Обычно неимеют своего мнения, несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделятьсяиз толпы. Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении сдрузьями и в семье уступают лидерство другим. Очень подвержены чужому влиянию.Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Людиэтого типа не обдумывают свои поступки и слова.
3.2 Конфликтныеличности11.
Несомненно, существуют«трудные» люди, тесть такие, общение с которыми оказывается сложным и чреватоконфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература,в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типовличности.
Наиболее явными изтрудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важнопонимать причины грубого и агрессивного поведения. Ели человек демонстрируетнетипичную для него агрессивную реакцию, эмоциональный взрыв, то частодостаточно бывает сделать перерыв ми дать ему прийти в себя. Но есть некоторыетипы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Длявыбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия междуэтими типами.
Грубиян - «танк» идет напролом, необращая внимания напопадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что выговорите. Наилучшее, что можно сделать – это уклониться от встречи с ним. Еслиже это невозможно, то следует заранее подготовиться к этой встрече, преждевсего, эмоционально. Важно заранее установить пределы, за которые вы непойдете, несмотря на его давление. Во время общения с таким человеком следуетсохранять эмоциональную сдержанность. Полезно его выслушать, хоть это инепросто, дать спустить пар и стараться, так или иначе, привлечь внимание«танка». Хорошо использовать для этого повторение его имени. Как тольковнимание у вас — торопитесь высказать то, что вам необходимо, так как это ненадолго. Говорите коротко и ясно. Признайте справедливость тех претензий,которые, действительно, таковы. Стремитесь к возможно более быстрому завершениюразговора. Не давайте волю эмоциям и после его завершения.
Существует тип «грубияна- крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуганили расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявитьпонимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способутихомирить «крикуна».
К этому типу примыкает «граната»-тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданноможет взорваться. Как правило, это является результатом его чувствабеспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», давтакому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.
«Привычный крикун»просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой жевозможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое — зная, скем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигатьсвоей цели.
Менее агрессивный но неменее нервирующий тип – «всезнайка», который постоянно перебивает, принижаетзначимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство вкомпетентности и свою занятость. Наилучший способ справиться с ним — считатьсяс его мнением (нередко он и в правду бывает компетентен). Лучше не спорить сним и не настаивать на продолжение встречи, если уж он утверждает что емунекогда.
«Пессимист»тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к егокритическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено Пессимистунеобходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрироватьте трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативныхвысказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашимсоюзником.
Один из наиболее сложныхтипов – это «пассивно-агрессивный». Он не возражает и не сопротивляется,открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебноеотношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую водудовольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так,не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумныеобъяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно – агрессивный человек внешнечасто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь.Однако на деле все кончается невыполнением работы. По возможности лучше несвязываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на нихпри выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу ихпроделки, не проявлять внешне гнев и разочарование — это как раз и есть тотвыигрыш, которого они добиваются.
Если же вы вынужденыиметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точнозаписал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательствадля себя, чтоб потом предъявить ему. Чутко обрисуйте ему значимые для негопоследствия не выполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполненияобещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до тогопока человек такого типа еще не сделал нечего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом.Который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить,«обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в«кустах». Задайте ему на прямую, возможно, в присутствии других, вопросы отом, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.
«Сверх покладистый»тип может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всемсоглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти нечегоне выполняет. Ссылаясь на перегруженность т другие обстоятельства. При этом онсклонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к.думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чащевсего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа,кроме как быть полезным. Он панически боится отказывать, и, действительно,набирает такое количество обязательств, что при всем своем старании большуючасть из них выполнить не может. Имея дело с таким человеком, важно проверятьего обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов сучетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для негообстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Этодаст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения стольнепродуктивным способом, какой он практикует.
Глава 4.
Психологическийпрактикум.
В практической частисвоей работы я представляю три вида тестов. Ответив на вопросы этихтестирований, каждый человек сможет определить к какому типологическому типу онотносится, определить особенности своего характера, а так же выявить степеньсвоей агрессивности и враждебности.
4.1 Определение типаличности по к. Юнгу12.
Инструкция.
В представленных нижеутверждениях выразите свое отношение к позициям а и б. Ответьте, с какой изэтих позиций вы более всего согласны. Если в вашем представлении вам присущенечто среднее. То и тогда вам все-таки следует склониться к одной изпредставленных альтернатив
Вопросы.
1. Что вы предпочитаете?
а) немногих близкихдрузей;
б) большуютоварищескую компанию.
2. Какие книги вы любите читать больше?
а) с занимательнымсюжетом;
б) с раскрытиемпереживаний героев.
3. Что вы скорее можете допустить вработе?
а) опоздание;
б) ошибки.
4. Как вы относитесь к своему дурномупоступку?
а) остро переживаете;
б) острых переживанийнет.
5. Как вы сходитесь с людьми?
а) быстро и легко;
б) медленно иосторожно.
6. Считаете вы себя обидчивым?
а) да;
б) нет.
7. Склонны ли вы смеяться от души?
а) да.
б) нет.
8. Каким вы себя считаете?
а) молчаливым;
б) разговорчивым.
9. Откровенны вы или скрытны?
а) откровенен;
б) скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализомсвоих переживаний?
а) да;
б) нет.
11. Находясь в обществе, что выпредпочитайте?
а) говорить;
б) слушать.
12. Часто ли вы испытываетенедовольство собой?
б) часто;
а) редко.
13. Любите ли вы что-нибудьорганизовывать?
а) да;
б) нет.
14. Хотелось бы вам вести интимныйдневник?
а) да;
б) нет.
15. Быстро ли вы переходите от решенияк выполнению?
а) быстро;
б) медленно.
16. Часто ли меняется ваше настроение?
а) часто;
б) нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?
а) да;
б) нет.
18. Каковы ваши движения?
а) быстрые;
б) медленные.
19. Вы беспокоитесь о возможныхнеприятностях?
а) часто;
б) редко.
20. Как вы поступите в затруднительныхслучаях?
а) спешитеобратиться за помощью;
б) решаете своипроблемы сами, не обращаясь за помощью.
Анализ данныхтестирования.
1. Подсчитайте количествоответов, совпадающих с ключом к опроснику.
2. Для того чтобыопределить место индивида по шкале «интроверсия – экстраверсия «, необходимоколичество ответов, совпадающих с ключом к опроснику, умножить на 5.
3. Сумма баллов определитпринадлежность индивида к тому или иному типу( интроверт, экстраверт,амбиверт).
0-35 баллов-интроверсия.
36-65 баллов-амбиверсия
66-100 баллов- экстраверсия
Интроверсия Амбиверсия Экстраверсия
0 35 65 100
Ключ копроснику.
О вашем месте по шкале«интроверсия-экстраверсия» свидетельствуют следующие варианты альтернатив,совпадающие с вашими ответами на вопросы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б,9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20б.
Общая сумма вашихответов, совпадающих с обозначенными в ключе, умножается на 5.
4.2 Сокращенныйвариант личностного опросника Р. Кэттела 13
Состоит из 79 вопросов. Сих помощью определяются особенности характера индивида – эмоциональнаястабильность, уровень доменантности, комформности, тревожности, уверенности ит.п.
Инструкция.
Вам предлагается ответитьна все вопросы, не пропуская ни одного из них.
Ваш ответ заключается ввыборе одной из трех альтернатив. Зафиксируйте свой выбор в бланке ответов,который приведен в конце опросника: соответствующую альтернативу по тому илииному вопросу обведите, например, кружком. При выборе ответов долго незадумывайтесь. Желательно, чтобы неопределенных ответов (альтернатив б) у васбыло как можно меньше. Это позволит точней определить особенности вашегохарактера.
Вопросы:
1.Если бы я сказал, чтобы небонаходится «внизу», а «зимой» жарко, я должен был бы назвать преступника:
а)бандитом, б) святым, в) тучей
2.Когда я ложусь спать, то:
а) засыпаю быстро, б)нечто среднее, в) засыпаю с трудом.
3. Если бы я вел машину по дороге, гдемного других машин, я бы предпочел:
а.) пропустить впередбольшинство машин б) не знаю.
в) Обогнать идущиевпереди машины.
4. Мне важно чтобы во всем, что меняокружает, не было беспорядка:
а) верно, б) трудносказать, в) неверно.
5. Большинство людей, с которыми ябываю в компании, рады меня видеть:
а) верно, б) трудносказать, в) неверно.
6. Я скорее бы занимался:
а) фехтованием, танцами;
б) затрудняюсь сказать;
в) борьбой и баскетболом.
7.Меня забавляет когда людирассказывают о своих делах, поступках совсем не так как было на самом деле:
а) да, б) не знаю, в)нет.
8.Когда друзья подшучивают надо мной,я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:
а) да, б) не знаю, в)нет.
9. Если мне кто – нибудь нагрубит, ямогу быстро забыть об этом:
а) да, б) не знаю, в)нет.
10. Мне больше нравятся новые способывыполнения работы, чем старые, испытанные приемы:
а) да, б) не знаю, в)нет.
11. Когда я планирую что-либо, япредпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
а) да, б) не знаю, в)нет.
12. Думаю что я менее чувствительный именее возбудимый, чем большинство людей:
а) да, б) не знаю, в)нет.
13.Меня раздражают люди, которые немогут быстро принимать решения:
а) да, б) не знаю, в)нет.
14. Я думаю, что слово противоположноеслову «неточный», — это:
а) небрежный, б)приблизительный, в) тщательный.
15.У меня всегда хватает энергии, когдамне это необходимо:
а) да, б) не знаю, в)нет.
16.Меня больше всего раздражают люди,которые:
а) своими грубыми шуткамивгоняют людей в краску;
б) затрудняюсь ответить;
в) создают мненеудобства, опаздывая на встречу со мной.
17. Я думаю, что:
а) не все надо делатьодинаково тщательно,
б) затрудняюсь ответить,
в) любую работу надовыполнять тщательно, если вы за нее взялись.
18. Мне всегда приходится преодолеватьсмущение.
а) да, б) не знаю, в)нет.
19.Мои друзья чаще:
а) советуются со мной,
б) советуются со мной идают мне советы в равной мере,
в) дают не советы.
20. Если приятель обманывает по мелочам,я скорее предпочту сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
а) да, б) не знаю, в) нет
21.Я не могу равнодушно слушать, когдадругие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
а) да, б) не знаю, в)нет.
22. Меня волнуют мои прошлые проступки иошибки:
а) да, б) не знаю, в)нет.
23.Если бы я одинаково умел и то идругое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы,
б) трудно сказать,
в) играть в городки.
24. Мне нравятся общительные,компанейские люди:
а) да, б) не знаю, в)нет.
25.Я настолько осторожен и практичен,что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
а) да, б) не знаю, в)нет.
26. Я могу забыть о своих заботах иобязанностях, когда мне необходимо:
а) да, б) не знаю, в)нет.
27. Какое из этих слов не связано сдругими словами?
а) кошка, б) близко, в)солнце.
28. То, что в некоторой степениотвлекает мое внимание:
а) раздражает, б) нечтосреднее, в) не беспокоит меня совершенно.
29. Если бы у меня было много денег, тоя:
а) позаботился бы о томчтоб не вызывать к себе зависти,
б) не знаю,
в) жил бы, не стесняясебя.
30. Люди должны больше, чем они этоделают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
а) да, б) не знаю, в)нет.
31.Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и могоставаться один,
б) не знаю,
в) живым и подвижным.
32. Мне нравилась бы повседневная работас различными установками и машинами:
а) да, б) не знаю, в)нет.
33. Я думаю, большинство свидетелейговорят правду, даже если им это нелегко:
а) да, б) не знаю, в)нет.
34. Я стараюсь смеяться над шутками нетак громко, как это делают остальные:
а) да, б) не знаю, в)нет.
35. Я никогда не чувствую себя настольконесчастным, что хочется плакать:
а) да, б) не знаю, в)нет.
36. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполненииоркестра,
б) не знаю,
в) соло на скрипке.
37. Я бы предпочел провести летниймесяц:
а) в саду с несколькимидрузьями.
б) затрудняюсь сказать,
в) возглавлять группу влетнем лагере.
38. Усилия, затраченные на составлениепланов:
а) никогда не лишние,
б) трудно сказать,
в) не стоят того.
39. Необдуманные поступки и высказываниямоих приятелей в мой адрес не огорчают меня:
а) да, б) не знаю, в) нет
40. Дом так относится к комнате какдерево к:
а) лесу, б) растению, в)листу.
41.То, что я делаю, у меня неполучается:
а) да, б) не знаю, в)нет.
42. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть,
б) не знаю,
в) предпочитаюдействовать наверняка.
43.Мне больше нравится человек:
а) большого ума, пусть ондаже не надежен и непостоянен,
б) трудно сказать,
в) со среднимиспособностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
44. Я принимаю решения:
а) быстрее, чембольшинство людей,
б) не знаю,
в) медленнее, чем другиелюди.
45. На меня большое впечатлениепроизводят:
а) мастерство иизящество,
б) трудно сказать,
в) сила и мощь.
46. Считаю что я человек склонный ксотрудничеству:
а) да, б) не знаю, в)нет.
47. Если вопросы касаются лично меня, япредпочитаю:
а) решать их сам,
б) затрудняюсь ответить.
в) советоваться сдругими.
48. Если человек не отвечает мне сразуже после того, как я что-нибудь сказал, то я чувствую что, должно быть ясморозил глупость:
а) да, б) не знаю, в)нет.
49. В школьные годы я получил знанийбольше всего:
а) на уроках, б) не знаю,в) читая книги.
50. Я избегаю общественной работы, исвязанной с ней ответственности:
а) да, б) не знаю, в) нет.
51.Когда вопрос, который мне надорешить, очень труден и требует много усилий, я стараюсь:
а) заняться другимвопросом.
б) затрудняюсь ответить,
в) еще и еще пытаюсьрешить этот вопрос.
52. У меня возникают сильные эмоции(тревога, гнев, приступы смеха и т.п.), казалось бы, без всякой причины:
а) да, б) не знаю, в)нет.
53. Я думаю, что правильное число,которое должно продолжить ряд 1,2,3,6,5, будет:
а) 10, б) 5, в) 7.
54. Иногда у меня бываютнепродолжительные приступы тошноты, и головокружения без видимых причины:
а) да, б) иногда, в) нет.
55. Я предпочитаю отказаться от своегозаказа только бы не причинить официанту лишнее беспокойство:
а) да, б) иногда, в) нет.
56. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие вразвлечениях,
б) затрудняюсь ответить,
в) смотреть, как людиотдыхают, и просто отдыхать самому.
57. Я высказываю свое мнение независимоот того, сколько людей могут его услышать:
а) да, б) иногда, в) нет
58. Если можно было бы перенестись впрошлое, я бы хотел встретиться:
а) с Колумбом б) незнаю, в) с Пушкиным.
59. Я вынужден сдерживать себя, чтобыне улаживать чужие дела:
а) да, б) иногда, в) нет.
60. Если люди думают, обо мне плохо я нестараюсь переубедить их, а продолжаю поступать, так как считаю нужным:
а) да, б) иногда, в) нет.
61.Если я вижу, что старый друг холоденсо мной и избегает меня, я обычно:
а) думаю, что у негоплохое настроение,
б) не знаю,
в) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил .
62. Все несчастья происходят из — залюдей:
а) которые во всемстремятся внести изменения, хотя уже существуют проверенные способы решенияэтих вопросов.
б) не знаю,
в) которые отвергаютновые многообещающие предложения.
63. Я получаю большое удовольствие,рассказывая местные новости:
а) да, б) иногда, в) нет.
64. Аккуратные требовательные люди неуживаются со мной:
а) да, б) не знаю, в)нет.
65. Мне кажется я менее раздражительный,чем большинство людей:
а) да, б) иногда, в) нет.
66. Если стрелки часов встречаютсяровно через каждые 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:
а) отстают, б) идутправильно, в) спешат.
67. Мне бывает скучно:
а) часто, б) иногда, в)редко.
68. Люди говорят, что мне нравитсяделать все своим оригинальными способами.
а) да, б) иногда, в) нет.
69. Дома, в свободное время, я:
а) болтаю, отдыхаю,
б) затрудняюсь ответить,
в) занимаюсьинтересующими меня делами.
70. Я робко и осторожно отношусь кзавязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
а) да, б) иногда, в) нет.
71. Я считаю, что написанное стихамиможно также точно выразить прозой:
а) да, б) иногда, в) нет.
72. Я подозреваю что люди, с которыми янахожусь в дружеских отношениях, за моей спиной могут оказаться отнюдь недрузьями:
а) да, в большинствеслучаев,
б) иногда,
в) нет, редко.
73. Я думаю, что интересно было бы быть:
а) натуралистом, работатьс растениями,
б) не знаю,
в) страховым агентом.
74.Я подвержен беспричинному страху иотвращению к некоторым вещам, животным:
а) да, б) иногда, в) нет.
75. Я люблю размышлять о том, как можнобыло бы улучшить мир:
а) да, б) иногда, в) нет.
76. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть вкоманде или иметь партнера,
б) не знаю,
в) где каждый играет самза себя.
77. Ночью мне снятся фантастические илинелепые сны:
а) да, б) иногда, в) нет.
78. Если я остаюсь дома один, черезнекоторое время я начинаю ощущать тревогу и страх:
а) да, б) иногда, в) нет.
79.Если мать Марии является сестройотца Александра, то кем Александр приходится отцу Марии?
а) двоюродным братом,
б) племянником,
в) братом.Факторы Ваш выбор альтернатив ∑
В 1. а б¹ в 14. а б в¹ 27. а б¹ в 40. а б¹ в 53. а¹ б в 66. а б в¹ 79.а б¹ в
С 2. а² б¹ в 15. а² б¹ в 28. а б¹ в² 41. а² б¹ в 54. а б¹ в² 67. а б¹ в²
Е 3. а б¹ в² 16. а б¹ в² 29. а б¹ в² 42. а² б¹ в 55. а б¹ в² 68. а² б¹ в
G 4. а² б¹ в 17. а б¹ в² 30. а² б¹ в 43. а б¹ в² 56. а² б¹ в 69. а б¹ в²
H 5. а² б¹ в 18. а б¹ в² 31. а б¹ в² 44. а² б¹ в 57. а² б¹ в 70. а б¹ в²
I 6. а² б¹ в 19. а² б¹ в 32. а б¹ в² 45. а ²б¹ в 58. а б¹ в² 71. а б¹ в²
L 7. а² б¹ в 20. а б¹ в² 33. а б¹ в² 46. а б¹ в² 59. а² б¹ в 72. а² б¹ в
N 8. а б¹ в² 21. а² б¹ в 34. а² б¹ в 47. а² б¹ в 60.а б¹ в² 73. а² б¹ в
O 9. а б¹ в² 22. а² б¹ в 35. а б¹ в² 48. а² б¹ в 61. а б¹ в² 74. а² б¹ в
Q 10. а² б¹ в 23. а² б¹ в 36. а б¹ в² 49. а б¹ в² 62. а б¹ в² 75. а² б¹ в
R 11. а² б¹ в 24. а б¹в² 37. а² б¹ в 50. а² б¹ в 63. а б¹ в² 76. а б¹ в²
S 12. а² б¹ в 25. а² б¹ в 38. а² б¹ в 51. а б¹ в² 64. а б¹ в² 77. а б¹ в²
T 13. а² б¹ в 26. а б¹ в² 39. а б¹ в² 52.а² б¹ в 65. а б¹ в² 78.а² б¹ в
Анализ результатовтестирования
1. Производится подсчетсуммы баллов, набранных по каждому из фактов (В, С, Е,G…). Подсчет делается путем построчного суммирования значений«1» и «2» при соответствующих альтернативах (а, б, в), отмеченных испытуемым какответы на вопросы теста. Сумма набранных баллов по каждому из фактовпроставляется в правой колонке бланка.
2. Полученные баллысравниваются со средним значением по каждому из фактов и делаютсясоответствующие выводы по количественной выраженности характерологическихсвойств личности испытуемого
Факторы
Среднее значение
На 1-1,5 балла ниже среднего значения
На 1-1,5 балла выше среднего значения
∑ B 4,0 Интеллект: конкретный Абстрактное мышление C 7,5 Эмоциональная неустойчивость Эмоциональная стабильность E 5,5 Подчиненность, застенчивость Доминантность, самоуверенность, авторитарность G 7,8 Приспособляемость, беспринципность, подверженность влиянию случая, асоциальным действиям Принципиальность, придерживается правил поведения, морали H 7,7 Робость, осторожность, сдержанность Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные невзгоды I 7,8 Жесткость, самоуверенность, практичность Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность L 4,3 Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми Подозрительность, эгоистичность, осторожность N 5,5 Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность O 6,6 Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность. Нервы не расшатаны. Тревожность, депрессивность, отягощение дурными предчувствиями Q 8,1 Консерватизм придерживается установившихся правил, принимает их на веру Радикализм, тяга к новому, экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий R 5,7 Конформизм, зависимость от группы, компанейский, следует общественному мнению Независимость, предпочитает собственные решения, не считается с общественным мнением S 6,3 Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении социальных требований T 6,0 Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченность, высокое рабочее напряжение
4.3 Диагностикаагрессивности по тесту Баса-Дарки14.
Представлены 75утверждений. Вам следует ответить на них «да» или «нет».
1. Временами я не могусправиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю олюдях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь,но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросятхорошо, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаюто, что мне положено.
6. Я знаю, что говорятобо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряюповедение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалосьобманывать, я испытывал угрызения совести.
9. Мне кажется, что янеспособен, ударить человека.
10.Я никогда нераздражаюсь до такой степени, чтобы кидаться предметами.
11.Я снисходителен кчужим недостаткам.
12.Если мне не нравитсяустановленное правило, мне хочется его нарушить.
13.Другие умеютпользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.Я осторожен с людьми,которые относятся ко мне лучше, чем я ожидал.
15.Я часто бываю, несогласен с людьми.
16.Иногда мне на умприходят мысли, которых я стыжусь.
17.Если кто-нибудь ударитменя, я не отвечу ему.
18.Когда я раздражаюсь, яхлопаю дверями.
19.Я гораздо болеераздражителен, чем кажусь.
20.Если кто-то воображаетсебя начальником, я поступлю ему наперекор.
21.Меня немного огорчаетмоя судьба.
22.Я думаю, что многиелюди недолюбливают меня.
23.Я не могу удержатьсяот спора, если люди не согласны со мной.
24.Люди, увиливающие оработы, должны испытывать чувства вины.
25.Тот, кто оскорбляетменя и мою семью, напрашивается на драку.
26.Я не способен нагрубые шутки.
27.Меня охватываетярость, когда надо мной насмехаются.
28.Когда люди строят изсебя командиров, я делаю все чтоб они не зазнавались.
29.Почти каждый день явижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30.Многие люди мнезавидуют.
31.Я требую, чтобы людиуважали меня.
32.Меня угнетает то, чтоя мало делаю для родителей.
33.Люди, которыепостоянно всех изводят, достойны «щелчка по носу».
34.Я никогда не бываюмрачен от злости.
35.Если ко мне относятсяхуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводитменя из себя, я не обращаю внимание.
37.Меня иногда гложет зависть, хотя я это и не показываю.
38.Иногда мне кажется,что надомной смеются.
39.Даже если я злюсь, яне прибегаю к «сильным выражениям».
40.Мне хочется, чтобы моигрехи были прощены.
41.Я редко даю сдачи,если кто-нибудь ударит меня.
42.Когда получается непо-моему, я иногда обижаюсь.
43.Частенько людираздражают меня одним своим присутствием.
44.Нет людей, которых быя всем сердцем ненавидел.
45.Мой принцип: «Никогдане доверяй чужакам».
46.Если кто-нибудь раздражаетменя, я готов «все» ему высказать.
47.Я делаю много такого,о чем в последствии сожалею.
48.Если я разозлюсь, ямогу ударить кого-нибудь.
49.С детства я никогда непроявлял вспышек гнева.
50.Я частенько чувствуюсебя бомбой, готовой взорваться в любую минуту.
51.Если бы все знали, чтоя чувствую, меня бы считали помешанным.
52.Я всегда думаю, чтокакие тайные причины заставляют людей делать мне приятное.
53.Когда на меня кричат,я начинаю кричать в ответ.
54.Неудачи огорчают меня.
55.Я дрался нереже и не чаще чем другие.
56.Бывало, что я былнастолько зол, что крушил все вокруг.
57.Иногда я чувствую, чтомогу первым начать драку.
58.Иногда я чувствую, чтожизнь ко мне несправедлива.
59.Раньше я думал, чтобольшинство людей говорит правду, теперь я в это не верю.
60.Я ругаюсь только отзлости.
61.Когда я поступаюнеправильно, меня мучает совесть.
62.Для защиты своих правя готов применить физическую силу.
63.Иногда я выражаю свойгнев тем, что стучу кулаком по столу
64.Я бываю груб с людьми,которые мне не очень симпатичны.
65.У меня нет врагов,которые бы хотели мне навредить.
66.Я не умею поставитьчеловека на место, даже если он того заслуживает.
67.Я часто думаю, что жилнеправильно.
68.Я знаю людей, которыеспособны довести меня до драки.
69.Я не огорчаюсь из-замелочей.
70.Мне редко приходит вголову, что люди пытаются специально злить меня.
71.Ячасто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить свои угрозыв исполнение.
72.В последнее время ястал занудой.
73.В споре я частоповышаю голос.
74.Я стараюсь обычноскрывать свое плохое отношение к людям.
75.Я лучше соглашусь счем-нибудь, чем буду спорить.
Анализ и интерпретация результатов тестирования.
На основе обработкирезультатов теста выявляется степень агрессивности и враждебности. При этоммогут быт выделены следующие виды реакций испытуемого:
1.Физическая агрессия-использование физической силы.
2.Косвенная агрессия.
3. Раздражение-готовностьк проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость,грубость).
4. Негативизм –оппозиционная манера поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбыпротив установившихся обычаев и законов).
5. Обида- зависть иненависть к окружающим за их действительные и мнимые действия.
6. Подозрительность — вдиапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том,что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств в форме крика, визга, проклятий, угроз.
8. Чувство вины –возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, чтосовершает нехорошие поступки, а так же испытываемые им угрызения совести.
Реакции 5 и 6 можноопределить как враждебные, реакции1,2,7 – как агрессивные. К особым реакциямотнесены раздражение, негативизм и чувство вины (3,4,8), без которых анализвраждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
Подсчет суммы баллов покаждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов.Вид реакций.
«да»-1 балл,
«нет» -0 баллов.
«нет»- 1 балл,
«да»- 0 баллов Номинальная сумма. Сумма баллов, набранная испытуемым.
1. Физическая агрессия 1,25,33,41,48,55,62,68. 9,17 4-6
2.Косвенная агрессия 2,10,18,34,42,56,63. 26,49 4-5
3.Раздражение 3,19,27,43,50,57,64,72. 11,35,69 4-6
4.Негативизм 4,12,20,28. 36 2-3
5.Обида. 5,13,21,29,37,44,51,58. - 4-5
6.Подозрительность. 6,14,22,30.38,45,52,59. 65,70 4-6
7.Вербальная агрессия 7,15,23,31,46,53,60,71,73 39,66,74,75. 4-6
8. Чувство вины
8,16,24,32,40,47,54,61,
67 - 4-5
Известно, что каждойличности свойственна некоторая степень враждебности – агрессивности. Ее оценкапо каждому из видов реакций испытуемого зафиксирована в колонке «номинальнаясумма баллов». Та, по реакциям «физическая сила», «раздражение», «подозрительность», «вербальная агрессия», нормой считается номинальная сумма4-6 балов. Для других типов реакций этот показатель несколько ниже.
Если сумма баллов поотдельным видам реакции испытуемого не достигает номинала, это говорит означительном снижении или полном отсутствии соответствующего психологическогосвойства личности. Следует предполагать наличие у испытуемого в определеннойстепени пассивности и конформности. Если сумма баллов по отдельным видамреакции испытуемого затрудняющем сотрудничество, это говорит о чрезмерномразвитии агрессивности, затрудняющем сотрудничество, сознательную кооперацию,провоцирующем конфликтность.
Заключение.
Перед началом даннойработы я поставила перед собой цели изучить существующие типологии личностей и особенности их поведения в конфликтных ситуациях. И пришла к выводу что действие объективных факторов, связанных с личностными особенностями психики индивидов, с их потребностями и установками, прекрасно показано в басне Крылова: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет вводу». Если в «товарищах согласья нет», то повинна в этом природа, которую не приделаешь. «На лад их дело не пойдет, и выдет из него не дело, только мука». Не потому что они не хотят, а потому что они в принципе, по своей природе, не могут вступить в согласье и тянуть воз в одном направлении. В реальной жизни случаи, когда Лебеди, Раки и Щуки в человечьем обличии «впрягаются везти один воз» очень часты.
В заключение своегокурсового исследования я хочу подвести итог и сделать краткие выводы по каждойиз глав.
В первой главе я пришла квыводу что, несмотря на то, бытует мнение, что конфликт — явление всегданежелательное, что его необходимо, по возможности избегать, что его следуетнемедленно разрешать, некоторые конфликты могут быть и желательны. Последствияего не всегда плохи, так как при грамотном подходе к конфликтным ситуациям можно выявить разнообразие точек зрения, узнать дополнительную информацию,выявить большее число альтернатив, проблем и т.д. Это делает процесс принятиярешений более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли,и получить дополнительную информацию методе искоренения конфликта. Но чтобыэффективно управлять конфликтными ситуациями, необходимо знать причины ихвозникновения, одна из главных причин коренится в личном своеобразии членовколлектива, характере и психологических особенностях конфликтующих.
Так что для успешногоисхода конфликтной ситуации нужно обязательно учитывать личностные итипологические предпочтения, как апонента, так и свои собственные, ведь этомощный дополнительный фактор достижения успеха в общении.
Различия, связанные спринадлежностью людей к различным характерологическим типам часто является причинойконфликтов. В главе второй — «Психологические типы личностей» дается индикаторличностей Бриггс — Маерс, состоящий из восьми типов, а так же комбинации этихкачества, которые разделяются на 4е основные группы: интуитивно — мыслительныйтип, интуитивно – эмоциональный тип, сенсорно – рассудочный тип, сенсорно — воспринимающий тип. Здесь я сделала вывод, что различия, связанные спринадлежностью людей к разным характерологическим типам часто являетсяпричиной конфликтов, а знание типологических профилей помогает осознать каксвои сильные и слабые стороны, так и аппанентов, и найти пути дляблагоприятного разрешения конфликтных ситуаций. Если вы сможете принять вовнимание психотип, человека, с которым находитесь в конфликте, вы увидите, чтохотя на его регулирование может уйти больше времени и энергии, результатобязательно окажется намного лучшим.
В главе третьей-«Акцентуации характера» рассмотрены основные акцентуации характеров, а так женекоторыеконфликтные личности. Примерно у 20-50% людей присутствуют этизаостренные, чрезмерно развитые в ущерб другим качества, которые ведут кпоявлению однотипных затруднений в общении и конфликтам. В этой главе я пришлак выводу, что для адекватного способа общения с такими людьми очень важно учитывать особенности их характеров. Я уверена, что знать эти подводные камнинеобходимо каждому, кто хочет наилучшим образом преодолевать конфликты.
Разумеется, в каждом изтипологических профилей есть и положительные стороны, и чем большую их часть мысможем использовать, тем спокойнее и эффективнее будем разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Список литературы:
1. Столяренко Л.Д. «Психология и этикаделовых отношений». Изд-во «Феникс»,2002 г.
2. Зингер В., Ланг Л. “Руководить безконфликтов” М,1990
3. Гришина Н.В.“Опыт построения социально – психологической типологии производственныхконфликтов” Л, 1977 стр.27
4. «Конфликтология», под. Ред. А.С.Карманина.» Просвещение», 1998 г.
5. Кричевский Р.Л.“Если Вы руководитель” М: «Дело”, 1993 стр.249
6. Симонов П.В., Ермолов П.М.Темперамент.Характер. Личность. М.: Наука, 1984
7. Ермолов А.Л. «Личность и коллектив»,«знание», 1986 г.
8. Бородин Ф.М., «Внимание: конфликт!» Новосибирск: Наука, сиб. Отд-е.,1989г.