Реферат по предмету "Психология"


Теории деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Взглядына деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна
2.Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский)
3. Деятельностныйподход в зарубежной психологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Словарь подает следующиеопределения понятия «теории деятельности»:
1. Теория деятельности,разработанная С.Л. Рубинштейном — реализация деятельностного подхода к анализупсихологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматриваетсяпсихика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований,в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношениивнешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, чтонельзя считать «внутреннюю» психическую деятельность какформирующуюся в результате свертывания «внешней» практической.
2. Теория деятельности, разработаннаяА.Н. Леонтьевым — реализация деятельностного подхода к анализу психологическихфеноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность,поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующихее моментов деятельности, и сама психика является формой предметнойдеятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельностии сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируетсяв процессе свертывания изначально практических действий.
Время создания«теории деятельности» — 1920-1930 гг. Разрабатывалась двумя ученымипараллельно и независимо друг от друга. Рубинштейн и Леонтьев опираются натруды Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах многообщего, но имеются и отличительные моменты.
Теория деятельности,сформулированная А.Н. Леонтьевым в начале 70-х годов 20 века, привлеклавнимание всего сообщества отечественных психологов, как новое “видение” проблемыдеятельности с позиций психологической науки. В то же время, она вызваламножество разнообразных точек зрения на возможность и перспективы ее примененияв практике.
По мнению отечественныхученых, принцип единства сознания и деятельности предполагает включение сознанияв контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этихсвязей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир,изменяется сам. Таким образом, был предложен новый продуктивный методпсихологического познания, получивший название «единство воздействия иизучения».
Психология открывает своитайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнемунаблюдению, а в процессе преобразованию исследуемых объектов посредствомпрактических действий (включая и практику исследовательского труда).

1. ВЗГЛЯДЫ НАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО иС.Л. РУБИНШТЕЙНА
Выдающийся психолог ифилософ С.Л. Рубинштейн (1889 — 1960) наиболее известен как автор оригинальнойсубъектно-деятельностной концепции, обобщенной им в конце жизни в качественоваторской философской антропологии. Начальный этап в создании этой концепцииотражен в его рукописях и статьях 1916 — 1922 гг. Различные другие вариантыпсихологической теории деятельности разработали также М.Я. Басов, А.Н.Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдови многие другие психологи. Психологический тезис психологической теориидеятельности формируется: не сознание определяет деятельность, а деятельностьопределяет сознание.
На основе этого положенияв 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания идеятельности».Формируясь в деятельности, психика и сознание, в деятельности ипроявляются. Деятельность и сознание это не две разные стороны обращенныхаспектов, они образуют органическое единство, но не тождество. Деятельность неявляется совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так какрегулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая недана субъекту непосредственно для его самонаблюдения: сознание может бытьпознано лишь через систему субъективных отношений, в том числе черездеятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьевуточняет положение Рубинштейна: так, по нему сознание не просто проявляется какотдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним. Определениедеятельности по Рубинштейну: это совокупность действий, например, на достижениецелей. По Леонтьеву: это совокупность действий, объединенных определенным мотивом.
По Рубинштейнудеятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние»закономерности. Внешние причины действуют через внутренние условия.Деятельность следует отличать от поведения. Успешность деятельности зависит оттрех условий: знаний, умений, мотивации.
В психологической теориидеятельности все ментальные процессы, включая личность, имеютобъектно-деятельностную природу. Его защитники использовали экспериментальныеметоды для изучения сенсорных, перцептуальных, исполнительных, связанных спамятью, когнитивных и аффективных действий. Действие, и в понятии и посущности, является не только объектом исследования, но и единицей анализаментальных процессов. Фокус направлялся на действие, а не на значение. Действиекак единица анализа появляется в исследованиях ощущения, перцепции, интеллектаи эмоций Запорожца; в исследовании памяти П. Зинченко; в исследовании воли К.Гуревича; и в анализе формирования концептов и мышления Петра Гальперина. Онотакже использовалось Василием Давыдовым в его анализе формирования обобщений. Впсихологической теории деятельности было показано, что мотив является объектом,и что необходимость (после столкновения с объектом) также становитсяобъектно-ориентированной. В результате сложился подход, который в некоторомотношении противоположен подходам Выготского. Психологическая теориядеятельности, по мнению некоторых из американских культурных психологов,упрощает духовный мир людей, сводя его к объектно-ориентированной деятельностии представляя его тем самым, механистическим, не учитывает его духовноеизмерение. В трехуровневой схеме, которую Леонтьев использовал для описаниядеятельности (деятельность-мотив, действие-цель, действие-условие), не былопрямого указания на место значения, чувства, посредников, сознания, личности ит. д.
В сочинениях Выготскогоконструкт посредничества — особенно семиотическое посредничетва — играетцентральную теоретическую роль, постепенно приобретая все большее значение впоследние годы его жизни и деятельности. За год перед своей смертью он писал,что “центральным пунктом нашей психологии является факт посредничества”.[4;166].
В качестве основныхпринципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности,активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализадеятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, атакже принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объектав структуре деятельности и историзма.
В книге «Деятельность.Сознание. Личность» Леонтьева А.Н., развивая взгляды и идеи Л.С. Выготского иС.Л. Рубинштейна, прежде всего подчеркивает неделимый, молярный характердеятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренниепереходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношенийобщества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которымон подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себемотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующихего индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), авторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себепредметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальнаямера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенноучаствует в движении деятельности. Так, Леонтьев считал «исследование процессапорождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей вконкретных социальных условиях» (4; 173). Наряду с «сознанием-образом» вводитсяпонятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннеедвижение его образующих, включенное в общее движение деятельности.Акцентируется внимание на том, что действия — не особые «отдельности» в составедеятельности; человеческая деятельность не существует иначе, как в формедействия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность всвоем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинениицели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: этоименно ее «образующая», ее момент.
Согласно Леонтьеву,деятельность – это форма активности. Активность же в свою очередь побуждаетсяпотребностью, т.е. состоянием нужды в нормальных условиях функционирования.
Подводя итогвышесказанному, теория деятельности Леонтьева, также как и работы Выготского, иРубинштейна, безусловно, привлекают к себе значительное внимание представителейкультурной психологии и социокультурного подхода. Возможно, они сыграют своюроль также в этнопсихологии.
 
2. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (К.А. Абульханова-Славская,А.В. Брушлинский)
Социально-психологическиепредставления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатсяв трудах С. Л. Рубинштейна. Как указывает К.А Абульханова, единым логическимоснованием, основной идеей, основным направлением внутренних связей егофилософской и психологической концепции является идея субъекта.
 Высказав кардинальноеположение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектностьнаиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миромосуществляются в разных формах — познавательной, деятельностной иотношенческой. В последней заключается отношение человека к другому человеку.Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются вдеятельности: «Субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своемотношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом)внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает егообособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливаетсвоим отношением к нему сущность другого человека» (1; 21). Принципсубъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностнымпринципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, какспособ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, помнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения,самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.
В субъекте связываютсяпознавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъектвыступает как основание связи сознания и деятельности. И, как отмечает К.А.Абульханова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектныйподход в психологии. В двучленную формулу сознание-деятельность вводится третийчлен — субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается вновую парадигму построения психологической науки. Для социальной психологииключевой является идея о модусе субъекта. Постановка проблемы связи сознания идеятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи. Этим субъектомявляется личность. В личности как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познавательныйаспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления. Всоциально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах,идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные,отношенческие механизмы, регулирующие эти отношения. Сложные системы связей иотношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкойформе, личность является субъектом жизни.
Развитие и конкретизациясубъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К.А. Абульхановой. ВкладАбульхановой в разработку социально-психологических проблем личностизаключается в «развертке» основных категорий этого подхода. В концепцииАбульхановой по-новому представлена категория деятельности. Сама дея­тельностьвыступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностныйподход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность выступает главнымобъектом исследования как атрибут личности. Активность определяется «какжизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет)возможность быть субъектом» (2; 50). Конкретными формами проявления активности,выступающими как социально-психологические характеристики личности, являютсяинициатива и ответственность. Определяя разноплановые характеристики активностикак качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщеннуюхарактеристику. Активность – это системное качество личности, включающее в себяразличную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иныестратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъектжизненного пути. В результате исследования жизненного пути были выделены 3 еговзаимосвязанные структуры: жизненная позиция, жизненная линия и смысл иликонцепция жизни.
Новое видениесоциально-психологического аспекта сознания привело Абульханову к выдвижениюнового объекта психологического исследования — социального мышления. Егосоставляющими выступили проблематизация, репрезентация и интерпретация.Субъектом социального мышления являются личности и социальные общности.Обобщенная картина индивидуальных и коллективных представлений одействительности в современных условиях содержится в характеристике менталитетареальной личности. Этот наивысший уровень социально-психологическойхарактеристики личности представлен конкретными исследованиями разных егосторон Абульхановой и коллективом ее сотрудников.
Таким образом, единымлогическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей философскойи психологической концепции субъектно-личностного подхода является идеясубъекта. Именно в субъекте связываются познавательные и деятельностныехарактеристики психологии человека. Он же (субъект) выступает как основаниесвязи сознания и деятельности.
3.Деятельностный подход в зарубежной психологии
Деятельностную“парадигму” в психологии, социологии, философии, педагогике и так далееразвивают теперь не только отечественные, но и зарубежные специалисты.
Зарубежные психологи, каки отечественные, в своих работах обращали внимание на факт активного начала в деятельности.В теории деятельности Леонтьев утверждал через понятие деятельности принципактивности и противопоставлял его принципу реактивности. Вышеперечисленныепринципы различаются по тому, где согласно каждой из них должна быть помещенаисходя из анализа деятельность: во внешнем либо внутри организма. Для Уотсона,например, главным было понятие реакции. Он приписывал им значение «ответныхдействий». Активное, инициализирующее значение и начало здесь принадлежитстимулу. Уотсон считал возможным через систему реакций (пусть даже оченьсложных) описать все поведение человека. Однако же такие теории стали сразуразбиваться о факты, которые показывают, что многие поведенческие акты илидействия невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних стимулов. Длячеловека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешнихвоздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешниестимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешнихусловий.
Понятие действия в отечественнойтеории дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именносо стороны ее человеческой специфики. Такая возможность никак не можетпредставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которой исходилДж.Уотсон. Таким образом, человек через призму системы Уотсона выступаетпреимущественно как биологическое существо.
При всем многообразиизарубежных теорий общее между ними состоит во взгляде на анализ деятельности.Можно сделать заключение о преобладании двучлена в системе анализа: воздействиена рецепиирующие системы субъекта – возникающие ответные реакции (объективные исубъективные) явления, вызываемые данными воздействиями. Главная задача,которая ставилась, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементовсознания от параметров, вызывающих их раздражителей. В бихевиоризме, то естьприменительно к изучению поведения, эта двухчленная система поведения (схема)нашла свое прямое выражение в формуле S~R. Неудовлетворенность этой схемойзаключалась в том, что она исключала из своего поля зрения исследования тотсодержательный процесс, в котором осуществлялись реальные связи субъекта спредметным миром, его предметная деятельность. Такая абстракция от деятельностисубъекта оправдана лишь в узких границах эксперимента, имеющего своей цельювыявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно, однако, выйтиза эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность.Преодаление такой формулы нашло свое выражение в подчеркивании того факта, чтоэффекты внешнего воздействия зависят от их преломления субъектом, от«психологических переменных» (Э.Ч.Толмен).
Разработка данныхфакторов шла в очень разных психологических направлений – в бихевиоризме (вшколе К.Левина, а особенно в глубинной психологии). При всех, однако, различияхмежду собой, этих направлений и различиях в понимании мотивации деятельности,ее роли, неизменным оставалось главное: противопоставленность мотивацииобъективной условной действительности, внешнему миру.
Л. Уайт развил идею«культурной детерминизации» деятельности и поведения индивида. Возникновениечеловека и человеческого общества приводит к тому, что прямые, непосредственныесвязи организма со средой становятся опосредованными культурой, развивается набазе натурального производства. При этом культура выступает для индивидов вформе значений, передаваемых речевыми знаками-символами. Исходя из этого, Л. Уайтпредложил трехчленную структуру формулы поведения человека: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА –КУЛЬТУРНЫЕ СИМВОЛЫ – ПОВЕДЕНИЕ.
А. Маслоу в своей теорииобращал внимание на такую сторону деятельности, как потребность – движущая силалюбой деятельности человека. Появление у человека новых потребностей, в томчисле таких, которые не имеют своих аналогов у животных, «отвязаны» отбиологических потребностей организма и в этом смысле являются автономными. Ихформирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметныепотребности производятся, а благодаря этому производятся и сами потребности.
Таким образом,потребности управляются деятельностью со стороны субъекта, но они способнывыполнить эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Отсюдапроисходит возможность оборота терминов, которые позволяли К. Левину говорить опобудительной силе наших чувств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для теоретическогообоснования некоторых вопросов психики особенно большое значение имели ученияЛ.С. Выготского о происхождении и природе высших психических функций и учениеА.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна об отношении психики к осмысливанию внешнейпредметной деятельности, получившее название «проблема деятельности впсихологии».
Основная идея учения Л.С.Выготского заключалась в том, что психическая деятельность строится по образцувнешней деятельности. У человека она опосредована орудиями и общественноустановленными, объективно заданными способами их применения, а у животныхдеятельность определяется врожденными, инстинктивными механизмами инепосредственным воздействием внешней среды.
В проблеме деятельностиполучила углубленное развитие другая сторона принципиального вопроса, тольконамеченного в трудах Л.С. Выготского, вопроса об отношении психическойдеятельности к внешней, предметной деятельности субъекта. В отличие отбихевиоризма, в советской психологии подчеркивалась осмысленность человеческойдеятельности.
В процессе деятельностипроисходит формирование сознания. То есть, формируясь в деятельности, сознаниев ней и проявляется. Таким образом, предметом психологического изученияявляется личность в деятельности.
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейнподчеркивали происхождение психической деятельности не только из форм общения,но также из других форм человеческой деятельности, причем не толькопроисхождение из них, но и дальнейшее существование внутри внешнейдеятельности. Общее положение заключалось в том, что психическая деятельностьне только строится по образцам внешней предметной деятельности, но в сущности иостается ее особой разновидностью, включенной в эту внешнюю деятельность,живущей ее интересами, заимствующей у нее свои возможности, зависящей и пофункции, и по развитию от места в структуре этой внешней деятельности [5; 53].
Если говорить о развитиитеории деятельности за рубежом, то нужно отметить, что данными вопросамизанимались такие ученые как А. Маслоу (потребности и их роль в деятельностиличности), Л. Уайт, К. Левин и другие.
Разностороннемутеоретическому и экспериментальному доказательству этих положений былипосвящены усилия многих советских психологов 30-60-х годов. Так, на протяжениижизни целого поколения в сознании советских психологов все глубже проникаламысль о том, что понимание психической деятельности следует искать в ееотношениях именно с внешней предметной деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Абульханова К.А. Брушлинский А.В.Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989.
2. Абульханова К.А. Психология исознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальнойличности). Избр. психол. труды. – М.-Воронеж, 1999.
3. Брушлинский А.В. Принципдетерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопр. психол. 1989. № 4. С. 66 — 73
4. Выготский, Л.С. Собраниесочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии. М.: Изд-во “Педагогика”,1982.
5. Гальперин П.Я. Введение впсихологию: Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом «Университет», 2000.– 336 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. – М., 1975.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Академик Н. П. Бехтерева > Основные вопросы дидактики к нейрологии
Реферат Массовое убийство в школе Колумбайн
Реферат «Кубанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Аннотация примерной программы дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» Рекомендуется для направления подготовки
Реферат История болезни - Педиатрия (аллергический конституциональный дерматит)
Реферат Lady Macbeth Responsible For Duncan
Реферат Бедное искусство (арте-повера) на примере творчества Я. Кунеллиса
Реферат Задача квадратичного программирования с параметром в правых частях ограничений и ее применение
Реферат Эштеван Гомиш
Реферат Переклад реалій
Реферат Жизненный и творческий путь Вольфганга Амадея Моцарта
Реферат 1-Методика как наука, связь с другими. Методология и методика. Философия и М, методы исслед-я в совр. М-ке
Реферат Определение концентрации внимания на основе цифровых таблиц по методике Шульте
Реферат Разработка опорной Цифровой Системы Коммутации (на примере ЦСК "Квант-Е")
Реферат Плавание как учебная спортивная и педагогическая дисциплина