Творческая самореализациякак проявление психологического здоровьястуденческой молодежи
По мнению представителейгуманистической психологии, развитие творческого потенциала и самореализацииличности является важным условием оздоровления общества, поскольку,предусматривает единение человека с социумом, а также предопределяет еетворческую адаптацию, которая есть необходимой для полноценной жизни в мире с бурнымиизменениями. Усматривая в творчестве высшую человеческую потребность,проявление психологического здоровья и личностной интеграции, психологирассматривают творческую личность как личность, которая самоактуализируется(А.Маслоу), «продуктивную личность» (Э. Фромм) [1], человека, которыйесть «полноценно функционирующей личностью» (К.Роджерс) [2].
В нашем обществесуществует потребность в креативных специалистах, способных профессионально итворчески решать задачи, поэтому изучение проблемы творческогосамоосуществления студентов есть актуальной как для профессиональнойсамореализации так и для психологического здоровья студенческой молодежи.
Проблема понимания психологическогои психического здоровья возникает в работах таких украинских и русских ученыхкак Б.С. Братусь, В. А. Лищук, И. В. Дубровина, Л. В. Лушин, Л. Ф. Бурлачук, О.Завгородная. Преобладают научные взгляды, согласно которым, психологическоездоровье понимается как способность личности к самореализации,самоактуализации, адекватному самовосприятию себя и мира. Важной составляющейпсихологического здоровья личности есть наличие смысла жизни (В.Франкл,А.Маслоу, И. В. Дубровина); отводится внимание аспекта межличностных отношенийкак важному критерию психического и психологического здоровья (А. Адлер, Э.Фромм, Б.С. Братусь). По мнению ученых, студенческий возраст — это сенситивныйпериод для развития основных социогенных потенций человека как личности, в томчисле, профессиональных и мировоззренческих качеств будущего специалиста [3].
Согласно вековойпериодизации Э.Эриксона студенческий возраст совпадает с периодом идентификацииличности, т.е., у молодого человека на данном этапе развития может сформироватьпредставление о себе как о творческой или же «обычной» личности,которая, в свою очередь будет влиять на возможности ее самореализации,удовлетворенность собой и своей жизням [4].
Вместе с тем,исследователи в области проблематики здоровья студенческой молодежи признаюттакие проблемные аспекты психологического здоровья студенчества как низкийуровень удовлетворения собой, тенденция к заниженной самооценке, низкий уровеньспособности к психологической близости, проблеме ценностно-смысловой сферы. (А.А. Волочков) [5]. Таким образом, следует говорить о важности формированияценностно-смыслового отношения к творчеству, самореализации на уровненаправленности личности именно в этот период развития. Укажем, что всовременной психологии самореализацию рассматривают как высший уровень развитияличности, понимая, прежде всего, ее творческую деятельность, жизнетворчества(П.П. Горностай) [5].
Итак, сохраняетсяактуальность исследования психологических аспектов студента как творческойличности в контексте достижения психологического здоровья.
Методологической основойисследования являются подходы в области психосемантики, использование методанаративных психотехнологий. Наратив определяется Н.Чепелевой как способрепрезентации опыта с помощью благоустроенных предложений, которые передаютвременную последовательность действий. Автор припускает, что истокомнаративного текста есть личностный миф, в котором в символической формепредставленные основные смыслы и концепции бытия человека [5].
К.Роджерс определял опыт личностикак довербальный — составляющую сознания, которая возникает в разных жизненныхситуациях, присваивается человеком без осмысления, автоматически. Вместе с темпод личностным опытом понимается опыт интегрированный, осмысленный благодарявербализации, которая определяет поведение, восприятие действительности, жизньи мира в целом и своего месте в нем [5]. В ходе данного исследование студентыописывали случаи со своей жизни, погружались в прошлое, возникал рассказ — рассказ, который носил описание эмоционального характера с упоминаниями обопределенных персонажах. Т.е., данный материал исследования можно рассматриватькак наративный. При этом студенты имели возможность лучше рефлексировать личныйопыт, интегрировав его на уровне сознания как личностный. Выбор данной методикиобъясняется сложной природой процесса творчества, которое не подвергаетсяадекватному изучению благодаря психометрическим методикам.
Изучая работы, мывыделили условные критерии креативности, теоретической основой которых естьрассмотренные выше концепции творчества (В.В. Моляко, В.В. Клименко, Я.А.Пономарев, О.И.Кульчицкая, А.Маслоу, К. Роджерс): ценностно-смысловое отношениек творчеству, признание себя творческой личностью, наличие в описанных случаяхопределенной проблемной ситуации, которая нуждалась в решении и пути еенестандартного решения, наличие описанных моментов «инсайта»,состояния вдохновения; преобладание внутренней мотивации к творчеству,осознанию эмоций и чувств. В обработке работ выделялись текстовые элементы,которые имели отношение к выделенным критериям, исследовалось как часто онивстречались в рассказах студентов.
Исследования проводилосьв рамках преподавания дисциплины «Основы психологии и педагогики» в2005-2007г. Студентам 2-го курса факультета радиоэлектроники, 3-го курсафакультета машиностроения и 3-го курса факультета менеджмента ВНТУ былопредложено описать случаи из своей жизни, когда они проявляли себя творчески,занимались любимым делом, ощущали увлеченность, вдохновение, возможно, находиливыход из нестандартной ситуации, связанной с техническим творчеством или жераскрывали свои способности в каком-то направлении искусства. В случае, когдастуденты высказывали сомнения относительно собственных творческих способностейи возможности припомнить данные случаи, им рекомендовалось припомнить что-то издетства, когда они фантазировали, выгадывали, мечтали.
Было проанализировано 70работ, из которых 35 — работы студентов факультета радиоэлектроники, 15 работмашиностроительного факультета и 20 работ студентов факультета менеджмента.
Цель исследования:изучение личностного опыта студентов в процессе творчества и их представление осебе как творческих личностей как предпосылку психологического здоровья.
В частности, насинтересовало отношение молодежи к творчеству, принятие студентов себя кактворческих личностей, место творчества в контексте их настоящей жизни,возможности и потребность самореализации, которая в свою очередь, разрешит намстроить заключения о состоянии психологического здоровья молодых людей. Такжеобращалось внимание на виды творческих вкусов студентов технического вуза,возможности реализации своих вкусов, глубину рефлексии личностного опыта.Прогнозировалось, что предложенная работа поможет молодежи актуализироватьтворческий потенциал, обратиться к собственным ресурсам, осмыслить внутреннийличный опыт, который будет оказывать содействие ее психологическому здоровью.
Результаты и обсуждения
Анализ работсвидетельствует, что часть студентов понимает творчество как создания чего-тонового, прекрасного, что дает возможность реализовать свой замысел, проявитьсебя: " Творчество — это реализация твоих желаний и замыслов", «творчество- создание нового, полет души», «поезд к прекрасному», «желаниепроявить свое „Я“, „творчество невозможное под принуждением, онануждается в свободе“, „творчество — это работа, а талант — обязанность“, „любое творчество формирует сильный дух, уверенность всебе, индивидуальность, учит выживать в современном миру.“ Вместе с тем,для подавляющего большинства творческие случаи жизни ассоциируются с посещениемкружков самодеятельности, принятием участия в разных конкурсах, викторинах,выставках, а критерием творческих способностей является социальное признание.
Подавляющее большинствостудентов (55) признали, что творческой личностью является каждый человек: „творчество- является даром от Бога. С раннего детства люди создают“, „Творчество- не является судьбой “избранных», оно доступно каждому", «Несуществует в мире человека, который бы не имел таланта или дарования к чему-нибудь».Молодые люди признавали, что уровень проявления и реализации творческихспособностей у разных людей есть разный. В частности, хотелось бы обратиться кработе студента, который сознает талант как жизненный выбор: «Человек неимеет выбора. Он может выявить свою бездарность или талант. Можно учить илибыть бездумным потребителем».
Относительнопредставления о себе как о творческой личности на уровне «Я-концепции»,большая половина с уверенностью признавали себя творческими личностями и сгордостью приводили немало примеров из собственной жизни: «Я проявляю себякак художник, поскольку постоянно рисую», «Я стараюсь быть творческими излучать новые, интересные, оригинальные идеи». Другая часть студентовсебя называли обычными, тем не менее, описывали моменты жизни связанные сопределенным творчеством: «Творческим человеком я никогда не был, хотярезал по дереву, вышивал, вязал, ковал металл в сельской кузнице…»
Некоторые студенты,отказывались называть себя творческими личностями, исходя из отрицательногопредставления о людях, которые считают себя творческими: «За маской поэтови писателей, музыкантов, сценаристов и художников прячется большое количествобездарных бездельников».
Другая студентка,наоборот, обращает внимание на моральный аспект творческого человека, считая,что ему, прежде всего, должны быть присущи честность, порядочность.
Интересной есть мысльдевушки, убежденной, что «создает каждый день и каждый миг». Онасчитает важным аспектом творчества самопринятия, уверенность в своих силах: «Нужнополюбить себя таким как ты есть. Все внутренние перестройки отобразятся навнешних поступках и ты ощутишь себя творческим человеком». Анализируяработы, следует сказать, что студенты, которые считают себя творческими вбольшей мере описывают примеры из жизнь, где использовался творческийнестандартный подход.
Можно считать, что в работахлишь нескольких студентов была выявлена определенная проблема и предложено еерешения. Студент машиностроительного факультета описал свою техническуюнаходку, где он усовершенствовал карбюратор, увеличив его мощность. Другойюноша, проявил нестандартный подход в быту, сделав полочки с двух старыхтелевизоров. Наиболее интересной в данном аспекте оказалась работа, где студентфакультета радиоэлектроники описывает весь творческий процесс от началавозникновения проблемы, включая инкубационный период и инсайт и огромноеудовлетворение от процесса и результата: "… будучи еще десятилетнимребенком я любил слушать музыку. Но, магнитофон сломался. Родители имеливозможность отдохнуть от громкой музыки, поэтому не спешили отнести его времонт. Вдоль нескольких дней я думал, как помочь этому. Конечно, чтобыпочинить магнитофон самому, знаний было маловато. Но часто наблюдая, какдедушка паял инкубатор или еще какой-либо устройство, я знал, как пользоватьсяпаяльником. Я думал, что смогу сам справить магнитофон. Как-то вечером я долгоне мог заснуть. Идеи путались в моем мозге. Я ощущал их столкновенье, поканесколько из них не объединились между собой. Я четко вообразил себе, что надоделать. Это было озарение!
Утром (это был исходныйдень) я взялся за работу. Сознательно я понимал, что я не знаю ни законовфизики, ни радиотехники. Мое сознание подсказывало мне, что может ничего невыйти, но что-то далекое подсознательное нашептывало мне: попробуй, можетвыйдет, фантазируй и получишь результат.
Подсознание победило. Явзялся за работу: раскручивал шурупы, что-то отпаял, что-то припаивал, защищалконтакт. Я был счастливый! Я создавал! Сам процесс создания был для менясчастьем! И чудо осуществилось! музыка зазвучала снова, хотя горсть деталейосталась, важно было то, что я работал, что мне это нравилось, я волновался зарезультат, что указывает на чувствительную природу человеческого творчества."
Относительно критерияпреобладания внутренней мотивации над внешней, важно отметить, что значительнаячасть опрошенных ссылается в роботах на «социальный успех»: «Язакончила художественную школу с отличием», «Я принимал участие вовсеукраинской олимпиаде по информатике, занял призовое места, за это меняуважают», «когда я прочитал учительнице стих, ей понравилось и мнепредложили выступить с ним на родительском собрании» и др. У некоторыхстудентов творчество ассоциируется с отличным обучением в школе, довольнораспространенными были работы, где шел перечень посещенных кружков, конкурсов,в которых принимал участие студент и с гордостью упоминался высокий результат — занятое призовое место. Итак, в данном случае следует говорить о преобладаниивнешней мотивации. Причем, как правило, в этих роботах не шла речь обопределенных внутренних переживаниях, увлечении, уровне рефлексии оказывалсядовольно невысоким, отсутствовала ситуация. Вместе с тем, высказывались мысли,которые свидетельствовали о преобладании внутренней мотивации к творчеству: «Ярисую не из-за того, что считаю это полезным, или мне это нравится. Это простоорганически вошло в мою жизнь. Как еще один проявление моего внутреннего „Я“».Выделив работы, связанные с автономностью в творчестве, можно сказать, что этапозиция отражается в роботах 9 студентов, хотя они не изолируют себя от мыслиокружающих.
Возвращаясь к темемотивации, можно сказать, что толчком к творчеству оказалось для некоторыхстудентов желания сделать что-то приятное для значащих других, тем не менее,это выступало как собственный внутренний импульс: «Несколько лет назад моясестра выходила замуж. Мне хотелось в такой день сделать для нее что-то особое.Я подарила ей свадебную сумочку. В свое произведение я вложила свои пожелания,свою любовь и свою душу». Из работы другой девушки: «на втором курсея внезапно пришла в восхищение вышивкой. Для меня было очень интереснонаблюдать, как чистая канва мало-помалу наполняется цветами и образами. Своюпервую вышивку — икону Божьей матери и Исусика я вышивала долго. Где-то наполовине работы я выбрала человека, для которого она предназначена… „
Конечно, были случаи,когда студенты писали о своей влюбленности, которая вдохновила их на написаниестихов, художественных портретов: “Особый случай был, когда я нарисовалпортрет девушки, которая мне нравится. Портрет я рисовал из фотографии. Я былмало уверен в своих силах, ведь раньше я не рисовал тех, кого я знаю, аособенно ту, кто мне нравится. Но желание было настолько сильным, что я взял 5разных типов карандашей и начал...». Студенты юноши также часто упоминаютсвою мать, которой посвящалась первая попытка написать стих, или же создатьопределенное изобретение, которое было бы полезным в быту. Один студент,упоминает любимца-кота, за которым он любил наблюдать: " Когда я учился в3-м классе, мне подарили кота. Он мне очень нравился. Также он меня вдохновлял ктворчеству. Я написал о нем очень много стихов."
Еще одним источникомвдохновения для молодые оказались путешествия и добытые яркие впечатления,общение с природой. Часть студентов пишет, что желание заниматься творчеством порождаетсвободное время, гармония в душе, «внутренняя тишина», но кое-кто изопрошенных прибавляет, что творческим импульсом для них служит стресс,жизненные разочарования.
Относительно эмоций ичувств, которыми делятся студенты, упоминая свое творчество преобладают эмоцииудовлетворения, гордости, уверенности, интереса, радости и страха.
Много ярких ситуаций былоупомянуто из детства, часто студенты, обращались к возрасту подросткового, кранней юности. Согласно рассказам, студентами технического вуза частооказывались прошлые воспитанники художественных и музыкальных школ, часть изкоторых, не стремились поступать к техническому вузу.
Относительно гендерногоаспекта студенческих увлечений особенно распространенным среди девушек естьлюбовь к танцам, вышивке, моделированию одежды, выращивание цветов; для ребятраспространенными есть увлечения резьбой по дереву, дизайнерство, WEB-дизайн,компьютерная графика, photoshop, занятие спортом, радиолюбительство, техническоетворчество. Кое-кто рассматривает, в качестве творческих проявлений,эксперименты со своей внешностью, желание «выделяться из серой толпы».Среди «новых» видов творчества можно назвать составление смс-стихов,создание музыкальных клипов, усвоение новых программ, связанных с компьютернойграфикой. Также некоторые студенты писали о креативном проявления во времяучебного процесса, описывали нестандартные ситуации в повседневной жизни, так,один студент довольно смешно описал случай, как «проучил» соседскогонаглого кота и др. Примеров настоящего увлечения техническим творчеством какдля технического вуза оказалось немного. Хотя часть студентов отдаютпредпочтение радиолюбительству, техническому творчеству и признают, что пошли втехнический вуз по призванию. Таких студентов оказалось 11 с 50-ты, учитывая,что анализировались 50-работы ты студентов факультета радиоэлектроники имашиностроение.
Часть студентов (28)продолжает признавать творческим и свою настоящую жизнь, в то время какбольшинство жалуется на недостаток времени, относят свои творческие успехи кпоре детства и школьных лет.
Следует сказать, чтоработы студентов, которые признают себя творческими в настоящей жизниотличаются колоритным языком, интересными наблюдениями, часто их авторыпередают свои эмоции и чувства, которые делает их описания более «живым»,высказанные мысли более отличаются нетривиальностью. Они не просто упоминаюттворческие случаи с прошлого, а делятся своими сегодняшними замыслами.
Относительно реализациитворческих способностей можно условно разделить студентов на три категории:студенты, которые имеют наклонности к техническому творчеству и ощущают себяадаптированными, студенты, которые объединяют учение с творческими хобби, дарятсвое творчество близким или друзьям, это дает им возможность ощущать себяувереннее в студенческой среде и третью группу можно выделить как группустудентов, которые имеют проблемы с адаптацией, переживают внутренний конфликт.Интересное метафорическое сравнение приводит студентка экономического факультета:«Мне чему-то кажется, что все мое творчество собрано в яйцо и замкнутоскорлупою неуверенности и отсутствия поддержки. Тем не менее, иногда ононаходит дырочку и сияет оттуда как лучик и со временем эта дырочка сновазакрывается равнодушием других, и, возможно, собственным тоже».
Предложенную творческуюработу много студентов признали интересной и полезной: «Мне импонируеттема задачи. Есть над чем подумать», некоторые студенты пишут, что работавызвала в них положительные эмоции, повысила веру в собственные силы: «Этопомогло мне понять некоторые мои наклоны к отдельным видам работы, в частности,радиотехники», «работа вызвала много положительных эмоций, ведь явспомнила лучшие годы моей жизни».
Некоторые студенты пишут,что в начале выполнения работы они ощущали определенную растерянность, а вконце удовлетворения, их мысль о себе как «бездаре» кое-чтоизменилась. И довольно часто студенты определяли: «Я проявляю себя кактворческая личность уже сейчас, когда пишу эту работу». Таким образом,обращение к положительному опыту собственного творчества оказывало содействиесамопознанию и психологическому здоровью студенческой молодежи.
Выводы
Представителигуманистической психологии рассматривают склонность к творчеству как проявлениепсихологического здоровья. Психологическое здоровье изучается в современнойпсихологии как комплексное понятие, которое включает способность ксамоактуализации, жизнетворчеству, наличию смысла жизни, положительного влиянияна окружающих, в отличие от категории психического здоровья, котороеопределяется прежде всего, нормальным функционированием психических процессов истабильностью психики.
Студенческий возраст естьсензетивним периодом формирования жизненных ценностей и постановки жизненныхзадач, в том числе, направленных на реализацию творческого потенциала идостижение психологического здоровья. Потребность творческой самореализации,самоактуализации личности рассматривается научными работниками как предпосылкапсихологического здоровья.
На основе выделенныхкритериев креативности анализировались студенческие работы на тему: «Случаииз моей жизни, когда я проявлял (ла) себя как творческая личность». Подводяитоги можно сказать, что тема творчества интересует почти всех опрошенныхстудентов, большинство из них испытывает потребность в творческойсамореализации, тем не менее лишь незначительная часть опрошенных реализуеттворческие способности в сегодняшней жизни.
Представление отворчестве и творческой личности оказались разнообразными, а значит и оценкасебя как творческих личностей, тоже была сделана на основе разных критериев.Часть студентов проявили понимание творчества близким к концепции первичноготворчества А.Маслоу, они признавали каждый человека от рождения творческой и считалитворческими себя, что находило подтверждение в описании интересных случаев, колоритнымэмоциональным языком. С другой стороны, понимание творчества исключительно какодаренности в сфере искусства, ограничивало студентов в принятии себя кактворческой личности и процессе самоактуализации.
Большинство студентовпризнавало, что творческие проявления остались в прошлом. Лишь в некоторыхслучаях была описана проблемная ситуация и путь ее творческого решения.Относительно мотивационных источников творчества, следует отметить, чтобольшинство ориентированы на внешнюю мотивацию. Незначительная часть студентовпроявила осознание эмоций и чувств, в контексте творческого процесса, которыйможно рассматривать как проблемы понимания себя на уровне эмоциональной сферы.Итак, согласно выделенным критериям креативности, большинство студентов имеютпроблемы с реализацией творческих способностей в сегодняшней жизни. Для нихостаются актуальными проблемы самореализации, переживание внутреннегоконфликта, который свидетельствует о трудностях достижения психологическогоздоровья.
Определенная частьстудентов сознает внутренний конфликт между потребностью в творчестве ивозможностью ее реализации, которая дает возможность работать в направленииличностной интеграции.
На основе проведенногоанализа работ можно сделать выводы, что принятие себя как творческой личностина уровне «Я-концепции» ипредставление о творчестве в традициях гуманистической психологии оказываютсодействие реализации в творчестве студенческой молодежи.
Литература
1. Фромм Э.Гуманистический психоанализ. — С.-П.: Юпитер. — 2002, с.298-318.
2. РоджерсК.Р.Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 2003с.409-421.
3. Виноградова В.Проблемы социализации студенческой молодежи.// Социальная психология. — 2007,спец.выпуск. — с. 150-151.
4. Э. ЭриксонДетство и общество. — СП.: б. — Ленато. — 1995. — с.15-17.
5. Волочков А.А.Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности //Психологический журнал. — 2004. — № 2. — с. 22-25