Реферат по предмету "Политология"


Современные политические партии и движения Республики Беларусь

Современные политические партии идвижения Республики Беларусь

1. Политические партии и общественныедвижения Республики Беларусь на современном этапе: типы, программы, особенностиих деятельности
 
Политические партии и общественные движенияявляются одним из базовых институтов современной общественно-политическойжизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп,участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и еёосуществление в государстве, являются существенным инициирующим факторомгражданского общества, связующим звеном между социумом и государством,выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни. Важной сторонойдеятельности партий является политическое воспитание граждан, и формированиеобщественной мысли. В настоящее время в разных странах действует большоеколичество партий, которые представляют собой организованную силу впарламентской борьбе разных групп и слоев общества. В этом плане не являетсяисключением и наша республика, где в течение целого ряда лет действует немалотаких партий.
Многопартийность – мощное средствообщественного прогресса, так как ставит ему на службу весь спектр интересовобщества, плюрализм мнений. Многопартийность как бы легитимирует, т.е. узакониваетдемократический политический строй, отвечающий воле народа. Она даёт в рукинарода свободу выбора общественных сил, партий и лидеров, способных реализоватьнамеченные задачи. В Конституции Республики Беларусь подчёркивается:«Политические партии, другие общественные объединения … содействуют выявлениюполитической воли граждан, участвуют в выборах» (8, 5)*.
Одна из очевидных чертмногопартийности – чередование партий у власти, исключающее возможностьузурпации власти одной партией, а в обществе – длительного застоя. Какпоказывает опыт многих стран, общество с однопартийной системой подверженосерьёзной опасности: нет конкурента, ревниво следящего за правящей партией, подвергающегокритике каждый её шаг; нет угрозы отстранения правящей партии от власти, что неспособствует лучшему ведению государственных и общественных дел и др.
* Здесь и далее в скобках курсивом: первая цифра – порядковыйномер источника в списке литературы, вторая цифра – номер страницы.
В настоящее время в РеспубликеБеларусь мы можем наблюдать процесс формирования многопартийности. Онобусловлен целым рядом причин. Во-первых, вызреванием и воздействием достаточноширокого общественного мнения о необходимости политического плюрализма.Во-вторых, убеждённостью в непригодности однопартийной системы. В-третьих,кризисом экономической и политической систем советского общества, к которомупривело руководство КПСС. В-четвёртых, развалом Советского Союза и КПСС.В-пятых, провозглашением суверенитета Республики Беларусь, в результате чего усилилисьидеологические размежевания и споры о выборе дальнейших путей развития нашегогосударства. И в-шестых, это процесс преобразования общества, постепенныйпереход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественныепреобразования в социальной структуре общества. Нынешнее общество в целом сталодостаточно сложным, неоднородным. Налицо различие между отдельными его слоями,несовпадение их социальных и политических интересов. А это требует выражения изащиты данных интересов со стороны определённых политических партий.
Современный период становлениямногопартийности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Он в большеймере схож с периодом возникновения политических партий в Беларуси конца Х1Х –начала ХХ века. Схож идеологическими спорами о выборе путей развития страны.Разница лишь в том, что ранее рассматривались альтернативы: феодализм –капитализм – социализм, а теперь – социализм – капитализм – неопределённыйобщественный строй.
Среди особенностей становлениямногопартийной системы в республике можно выделить следующее: сложный характерперехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический иполитический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политическихпартий и др.
Уже в конце 80-х гг. в нашейреспублике насчитывались десятки различного рода «неформальных» образований идвижений. В 90-е гг. начался процесс преобразования более или менее широкихмассовых движений.
Этому способствовал вступивший в силув конце 1990 г. в бывшем СССР Закон «Об общественных объединениях», которыйофициально открыл эпоху многопартийности. А с 24 марта 1991 г. Министерствомюстиции Беларуси началась регистрация новых партий и движений. Развитию многопартийностисодействовал и принятый Верховным Советом Республики Беларусь в октябре 1994 г.Закон «О политических партиях». Правда, закон значительно ужесточал процедуруобразования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно законучисленность политической партии не может быть меньше, чем число её основателей.И ещё один существенный момент определял закон: финансировать политическиепартии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то жевремя он позволяет вкладывать капиталы частным лицам.
Первой 28 марта 1991 г. былазарегистрирована Объединённая демократическая партия Беларуси (ОДПБ).Образована же она была в ноябре 1990 г. на базе ряда организацийобщедемократической направленности, критически оценивающих деятельностьКПСС-КПБ. Крупнейшей из таких организаций в Беларуси была Демократическаяплатформа КПСС. После ХVІІІсъезда КПСС она заявила о своём выходе из рядов коммунистической партии исоздании отдельной партии. На учредительном съезде, который состоялся 3 – 4ноября 1990 г. Демократическая партия (Минск), Радикально-демократическаяпартия (Минск), Демократическая партия (Брест), Либерально-демократическаяпартия (Витебск) создали Объединённую демократическую партию Беларуси.
По своей идейной ориентации это былапартия, стоящая на позициях либерализма. Позже эта партия объединилась сГражданской партией и стала называться Объединённая гражданская партия.
Второй по счёту 11 апреля 1991 г. вреспублике зарегистрирована Белорусская крестьянская партия (БКП). Свою цельпартия видит в защите политических прав и экономических интересов крестьянстваи фермеров. Лидеры партии выступают против сохранения колхозно-совхозного строяв сельском хозяйстве.
22 мая 1991 г. зарегистрированаБелорусская социал-демократическая громада (БСДГ) – третья по счётуполитическая партия в республике. Эта партия основывается на традицияхбелорусской социал-демократии, считает себя частью международногосоциал-демократического движения, преемницей возникшей в 1903 г. Белорусскойсоциалистической громады. Создана БСДГ в основном представителями творческойинтеллигенции, группировавшейся вокруг Белорусского народного фронта. Своёместо в общественно-политической жизни республики партия определила как«левоцентристская партия парламентского типа».
Самую многочисленную в Беларусиполитическую силу представляют коммунисты. Они сейчас объединены в две партии:Партию коммунистов белорусскую и Коммунистическую партию Беларуси. В 1996 г.,накануне референдума, произошёл раскол самой массовой политической партии –ПКБ. Часть коммунистов, которая не могла согласиться с линией руководства ПКБна тесное сотрудничество с партиями и лидерами правого толка, с предложеннымина референдум фракцией ПКБ проектом изменений и дополнений в Конституцию 1994г., с тенденциозной оценкой лидерами ПКБ будущего референдума и возникшейполитической ситуацией в целом, покинула ряды ПКБ и возобновила деятельностьКоммунистической партии Беларуси (КПБ) Каждая из партий насчитывает, по ихданным, свыше 10 тыс. членов. В программных документах этих партий сложно найтиразличия. Они больше всего выражаются в позиции партий по отношению ксуществующему режиму. Если ПКБ относится к нему резко отрицательно, то КПБ — всяческиего поддерживает.
Фактически обе партии в экономическойполитике отстаивают социалистический способ производства, выступают за созданиепланомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений в интересахповышения благосостояния и уровня культуры трудящихся. В социальной политикепартии выступают за безусловную реализацию права на труд, за обеспечениеобщедоступности и бесплатности среднего и высшего образования, бесплатноепредоставление жилья в собственность трудящимся, развитие бесплатноймедицинской помощи, обеспечение эффективной социальной защиты населения.
Начиная с 1991 г. в республике былосоздано около четырёх десятков партий, которые стремились к разным целям ипредставляли разные слои населения. Одновременно создаются и действуютобщественно-политические движения Беларуси. Один из самых массовых из них –Белорусский народный фронт «Адраджэнне» — зарегистрирован 19 июля 1991 г. Наего базе в 1993 г. создана партия БНФ (зарегистрирована 19 июня 1993 г.). Вконце 1999 года партия БНФ раскололась на 2 объединения, и это, безусловно,негативно отразилось на и так невысоким уровне поддержки БНФ гражданамиРеспублики Беларусь (по результатам социологического опроса лаборатории «Новак»в январе 2000 г. БНФ поддерживало только 2,3% населения) (2, 268).
Процесс возникновения и становленияполитических партий в Беларуси идёт сложно. Достаточно сказать, что в конце1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. Однако к концу1998 г. их осталось 28 (15,205).
В соответствии с декретом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 26 января в 1999 году Министерство юстиции РеспубликиБеларусь провело перерегистрацию политических партий, профессиональных союзов,иных общественных организаций, а также их символики. Согласно декрету длясоздания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячиучредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. Вдекрете также указано, что членами объединений не могут быть юридические лица (Сов.Бел. 1999. 28 янв.).
По результатам перерегистрации, вРеспублике Беларусь стало действовать 17 политических партий (доперерегистрации их функционировало 27), а также около 1200 общественныхобъединений. Среди политических партий – это Партия коммунистов Белорусская(ПКБ), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Белорусская партия женщин «Надзея»,Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), Объединённая гражданскаяпартия (ОГП), Белорусская социально-спортивная партия (БССП), Белорусскаяпартия «Зялёны мір» (БПЗМ), Белорусская партия труда(БПТ), Белорусская социал-демократическая партия «Народная Грамада» (БСДП НГ),Белорусская социал-демократическая партия народного согласия (БСДПНС),Белорусская социал-демократическая Громада (БСДГ), Белорусская экологическаяпартия зелёных (БЭПЗ), Аграрная партия (АП), Партия Белорусского народногофронта (партия БНФ), Республиканская партия (РП) (16,25).
Две политические партии (Белорусскийхристианско-демократический союз, Партия здравого смысла) подали свои документыв Министерство юстиции, но перерегистрированы не были.
Уменьшение числа политических парийпроизошло по ряду причин. Во-первых, учитывая то, что некоторые партии не имелиорганизационных звеньев на местах, не вели никакой работы, Верховный судРеспублики Беларусь постановил считать их недействительными. Среди них –Белорусский научно-производительный конгресс, Белорусская гуманитарная партия,Белорусская партия «Очищение».
Во-вторых, деятельность отдельныхпартий приостановлена по причине участия в несанкционированных митингах. Кчислу таких отнесена Белорусская партия любителей пива.
В-третьих, некоторые мелкие партиислились, объединились в более крупные партии. Вместе с тем сегодня поколичественному составу большинство белорусских политических партий крайнемалочисленны и насчитывают от 500 до 700 членов.
В соответствии с политическойориентацией на середину 1999 г. в политическом спектре сил белорусскогообщества были отмечены следующие группы партий: а) партии левого толка; б)левый центр; в) правый центр; г) партии правого толка.
Левый спектр политической шкалыпредставляли Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), Коммунистическая партияБеларуси (КПБ), Белорусская патриотическая партия (БПП), Белорусскаясоциалистическая партия (БСП).
Данные партии были ориентированы насоциалистический путь развития, построение бесклассового общества социальнойсправедливости и широких социальных гарантий; на активную роль государственногорегулирования экономическими процессами, на сильный государственный сектор. Болеелевыми являются в данном секторе КПБ и ПКБ. Если БСП и БПП признают разумное сочетаниеразличных механизмов и форм государственного регулирования экономикой приналичии разных форм собственности, то КПБ и ПКБ выступают против капитализациистраны, считая, что она ведёт к обеднению большинства населения РеспубликиБеларусь. В то же время следует обратить внимание на существенное различиемежду этими партиями: КПБ поддерживает в большинстве вопросов президентастраны, ПКБ находится в непримиримой оппозиции к президенту.
Левоцентристский политический блоксоставили Аграрная партия (АП), Республиканская партия труда и справедливости(РПТС), Либерально-демократическая партия (ЛДП), Славянский Собор «Белая Русь»(ССБР), Белорусская экологическая партия зелёных (БЭПЗ), Белорусскаясоциал-демократическая партия народного согласия (БСДПНС), Республиканскаяпартия (РП), Белорусская социально-спортивная партия (БССП).
Данные партии выступали за постройкудемократического гражданского общества и создание правового государства. Всфере материального производства – регулируемую государством рыночнуюэкономику, которая предусматривает функционирование всех видов собственности. Воснове их программ были заложены идеалы свободы, солидарности, демократии.Партии отрицали насилие в политической деятельности, считая гуманные методы вреформировании общества единственно возможными.
Партии левоцентристскогополитического блока были ориентированы на возобновление тесных экономическихсвязей, политическое и культурное сотрудничество с бывшими республиками СССР, впервую очередь с Россией. ССБР ставила целью восстановление этническойцелостности славяно-русского этноса, защиту славянских интересов во всех сферахобщественной жизни на основе приоритета традиционных ценностей славянскойцивилизации.
Центральными вопросами политики БЭПЗбыли вопросы обеспечения гражданам Беларуси права на здоровую среду обитания,формирование экологического мировоззрения и экологической культуры. БССПакцентирует своё внимание на совершенствовании физического воспитания населенияРеспублики Беларусь.
Правоцентристский спектр белорусскойполитической палитры представляли Белорусская партия «Зялёны мір» (БПЗМ), Белорусскаяпартия женщин «Надзея», Белорусская республиканская партия (БРП), Белорусскаянародная партия (БНП), Белорусская социал-демократическая Громада (БСДГ),Белорусская партия труда (БПТ), Белорусская социал-демократическая партия“Народная Грамада” (БСДП НГ), Белорусский христианско-демократический союз(БХДС), Партия “Христианско-демократический выбор” (ХДВ).
Названные партии выступали запостроение демократического, социального, правового государства, обеспечениесуверенитета республики, возрождение белорусской нации. В области экономическойполитики делался упор на развитие рыночных отношений при слабой ролигосударства, на существование всех форм собственности на средства производства,которые обеспечивают высокий уровень благосостояния народа.
По мнению БХДС, ХДВ,морально-духовное, национальное, политичнское, экономическое возрождениевозможно только на основе принципов христианской демократии. Партии являютсясторонниками идеалов гуманизма, милосердия, патриотизма. Белорусскаясоциал-демократическая партия “Народная Грамада” определила патриотическуюфункцию как одну из основных в своей деятельности, видя в ней главнейшеесредство национального возрождения белорусов. На ценностях мировойсоциал-демократии – свободы как главного принципа самоутверждения личности,справедливости как требования равной свободы для всех, солидарности каквзаимодействия всех людей для достижения свободы и справедливости – былаоснована идеология БСДГ.
Правый спектр политическойшкалы составили Белорусская национальная партия (БНП),Национально-демократическая партия белорусов (БДПБ), Партия Белорусскогонародного фронта (партия БНФ), Объединённая гражданская партия (ОГП),Белорусская крестьянская партия (БКП), Партия здравого смысла (ПЗС).
Данные парти былиориентированы на защиту независимости и суверенитету Республики Беларусь,создание демократического государства с самостоятельной внешней политикой,либеральной экономикой, максимально интегрированной в мировое сообщество; развитиенациональной культуры, науки, образования, плюрализма во всех направленияхразвития общества. Партии этого толка были сторонниками решительногореформирования экономики по западноевропейскому образцу, введение частнойсобственности как основы экономической независимости, высокой эффективноститруда и политической свободы личности.
Более правыми в данномспектре являются БНП (национальная), НДПБ, партия БНФ. В программных установкахэтих партий идея государственной независимости и национального возрожденияБеларуси были основными. Реализацию национальной идеи во всех сферах развитияобщества как главного, по их мнению, механизма достижения демократии данныепартии считают своей первоочередной задачей.
Классификация белорусскоймногопартийности возможна и на основе иных критериев. Так, политические партиимогут быть типологизированы по типу отношений личности и государства. Тутвыделяются две большие группы. Первую группу представляют те, кто отстаиваетприоритет личности перед государством. Это либералы. Их определяющими идеямиявляются индивидуальная свобода, защита прав человека, непоколебимость частнойсобственности и частного предпринимательства, ориентация на рыночную
Экономику как основной механизмрегулирования жизни социума. Во вторую группу входят те, кто отстаиваетприоритет государства перед личностью. Это этатисты, или государственники. Ихкредо – государственныйконтроль над всеми сферами жизни общества, особенно экономической. Еслипризнаётся право на существование рынка, то ему отводится подчинённая роль всистеме механизмов обеспечения жизнедеятельности социума.
Либеральные идеи отстаивалиполитические организации. Которые занимали правые (НДПБ, БНП (национальная),партия БНФ, ОГП, ПЗС, БСП) и правоцентристские (БПТ, БНП (народная), БХДС, ХДВ,БСДП НГ, БСДГ, БРП) позиции на белорусской политической шкале. К либеральнымможно отнести и некоторые партии левого центра: ЛДП, ССБР. Своими задачами этипартии считали содействие созданию гражданского общества и правовогогосударства на основе рыночных отношений, плюрализма во всех направленияхразвития общества; защиту прав и свобод граждан в рамках закона; содействиесозданию условий для повышения благосостояния граждан путём реформированияэкономики. Близко к либералам стояли АП и РП (левый центр).
К государственникам принадлежал левыйспектр политической шкалы (ПКБ, КПБ, БПТ, БСП). Эти партии обосновывалиприоритет общества и коллективной собственности, контроль и регулированиегосударством различных сфер жизнедеятельности, её активную роль в управлениинародным хозяйством в интересах повышения благосостояния граждан. Близко кэтатистам стоял широкий аспект партий левоцентристского и правоцентристскогонаправлений (РПТС, БСДПНС, БЭПЗ, БССП, БПЗМ, БПЖ «Надзея»).
В качестве критерия классификациибелорусских политических партий может быть использовано место национальныхфакторов в системе этнических ценностей, соотношения прав человека, нации,государства. Исходя из этого критерия можно выделить следующие группы партий:а) общедемократические; б) национально-демократические; в)национально-радикальные.
К общедемократическому направлениюпринадлежали те партии, которые признавали приоритет прав человека над праваминации и правами государства. Это широкий аспект левого (АП, РПТС, БЭПЗ, РП,БССП, ЛДП, БСДПНС) и правого (БНП (народная), БСДП НГ, БПТ, БПЗМ, БПЖ «Надзея»,БХДС, БРП, ХДВ) центров, частично правые (ПЗС, ОГП, БКП). Названные партиипризнавали человека наивысшей ценностью государства, выступали за равноправиевсех людей, свободное развитие всех наций и национальных меньшинств прибезусловным приоритете прав человека.
К национально-демократическомунаправлению принадлежали политические партии, которые признавали принципприоритета национальных и личных интересов. Это партия левого центра ССБР ипартия правого центра БСДГ. Здесь следует обратить внимание на существенноеразличие между данными партиями в их понимании национальных интересов. ССБР подпоследним понимала развитие в самосознании белорусского народа чувствапринадлежности к единому славянскому этносу, оздоровление белорусскогогенофонда на основе славянских традиций. Национальные интересы для БСДГ – этовозрождение белорусской национальной культуры, традиций, самостоятельности,развитие языка.
К национально-радикальномунаправлению принадлежали правые БНП, НДПБ, партия БНФ – политические партии,которые отстаивали тезис о первенстве нации перед личностью и о государстве какисключительно национальном государстве. Только через идею национального возрождения,по их мнению, возможно усиление государственности Беларуси, она – средствовыхода из кризисного положения общества.
Одним из важных критериевклассификации белорусских политических партий может также являться их отношениек проблеме государственного статуса Беларуси. В соответствии с данным критериемвыделяют три группы партий.
Федералисты – политические партии,которые видели Беларусь в составе обновлённой федерации и выступающие за Союзгосударств, которые входили в состав СССР, на обновлённой основе. Это почти вселевые партии (ПКБ, КПБ, БПП) и партия левого центра ССБР. Видя себя частьюмеждународного славянского движения, ССБР выступала за объединение русского,белорусского, украинского и русинского народов, за восстановление славянскогоединства и, исходя из интересов славянской безопасности в военной,экономической и политической областях, за создание объединённой Руси (Беларусь,Россия, Украина).
Конфедералисты –политические партии,которые выступали за создание Союза суверенных государств. Это партия левогоспектра БСП и частично левый центр (АП, ЛДП). БКП и АП выступали за конфедеративныйСоюз с Украиной и Россией, ЛДП – за Союз с Россией, видя его без ущемления национальногосуверенитета.
К третьей группе можно отнести теполитические партии, которые желали достичь независимой, суверенной Беларусипутём активной парламентской борьбы, используя существующую систему органовгосударственной власти. Это широкий аспект левоцентристских сил (БЭПЗ, РП,БСДПНС, РПТС), весь правый центр (БПТ, БХДС, ХДВ, БСДГ, БНП (народная), БСДПНГ, БРП, БПЗМ, БПЖ «Надзея»), все правые силы (ПЗС, ОГП, БКП, НДПБ, БНП(национальная), партия БНФ).
Интересной в этом вопросе былапозиция РПТС. Партия одна из первых осудила Беловежские соглашения. Всуверенитете, белорусской независимости она видела средства для будущегосближение государств, которые входили ранее в СССР. Для правых партийсуверенитет – это прежде всего средство для обеспечения эффективного развитияэкономики и через неё достойного уровня жизни. По мнению НДПБ, путь развитиячеловечества – это построение мирового сообщества с множеством языков, культур.исторического выбора. Однако прежде чем объединиться, нужно получитьнезависимость во внутренней, внешней, экономической политике.
Белорусскую многопартийность можнотипологизовать и по их отношению к правящему режиму. В этом случае спектрбелорусских партий делился на три группы: партии, которые поддерживали властныеструктуры, партии, которые находились в оппозиции (в той или иной степени) квласти, и партии, которые занимали нейтральную позицию по отношению к властнымструктурам.
Партии – сторонники власти – это почтивсе левые (БКП, БПП, КПБ), а также значительная часть левого центра (АП, РПТС,БССП, ССБР, ЛДП, БСДПНС). Например, БПП была первоначально создана как опорапрезиденту страны. Она выступала за прочную и стабильную власть,высокоцентрализованное руководство, поддерживала президента в проведенииреформ. ССБР поддерживала президента страны как сторонника славянской идеи, аименно тех его действий, которые были направлены на объединение с Россией.БСДПНС выражала готовность сотрудничать с властью, оставляя за собой право наконструктивную оппозицию.
Партии – оппозиционеры – это всеправые силы (ПЗС, ОГП, БСП, партия БНФ, БНП (национальная), НДПБ), частьправого центра (БСДГ, БСДП НГ, БПП) и партия левого спектра ПКБ. Правые партиии партии правого центра отказывали в поддержке начатых существующей властьюшагов в реформировании экономики. Они выступали против объявления войнычастному сектору, опоры на государственную собственность, сохранениеруководства экономикой из центра, а также против интеграции с Россией. ПКБнаходилась в оппозиции к власти по иных причинах (несоблюдение властью законов,капитализация общества и т.д.).
Партиями, которые занималинейтральную позицию в отношении к власти, были левоцентристские БЭПЗ, РП иправоцентристские БХДС, БНП (народная), ХДВ, БПЗМ, БРП, БПЖ «Надзея».
Белорусские политические партии можнорассмотреть и с точки зрения их отношения к форме правления в РеспубликеБеларусь. Здесь выделились партии, которые выступали за президентскую илипарламентскую республику.
За установление президентской формыправления выступали партия левого спектра БПП, некоторые партии левого центра(РПТС, БСДПНС, ССБР), партия правого центра БПЖ «Надзея». Часть левых (КПБ,ПКБ), партия левого центра ЛДП, значительная часть правых (БКП, БНП(национальная), партия БНФ) и правого центра (БХДС, БСДГ, БПП, БПЗМ) основнойформой государственного правления считали парламентскую республику. ПКБ выступалаза ликвидацию института президентства, считая Советы самой демократической,эффективной формой государственной власти.
Следует отметить, что большинствопартий (БКП, АП, БЭПЗ, БССП, РП, БСДП НГ, БНП (народная), ХДВ, НДПБ, ОГП, ПЗС)не отразили в программах своё отношение к институту президентства илипарламентаризма в Беларуси.
Анализ экономических разделовпрограммных установок позволил выделить группы белорусских политических партийв отношении к проблеме собственности.
Левые партии (ПКБ, КПБ, БПП, БСП) ипартия левого центра РПТС выступали за приоритет государственной собственности.КПБ. ПКБ. БПП были против передачи государственной собственности капиталу, вобласти аграрной политики – превращение земли в предмет купли-продажи. РПТС,БСП считали, что в обществе должна получить развитие смешанная экономика,которая предусматривает функционирование государственной, коллективной, частнойформ собственности при преобладании коллективных отношений. В аграрном секторедопускалось создание фермерских структур.
Принцип о равноправия формсобственности отстаивали почти все партии левого центра (АП, БЭПЗ, РП, БССП,БСДПНС, ССБР, ЛДП) и широкий аспект правого центра (ХДВ, БСДП НГ, БПТ, БПЗМ,БПЖ «Надзея»). Партии считали необходимым создание равных условий для развитиявсех форм собственности, их взаимного дополнения. В аграрном секторе АП, БПТ,БПЖ «Надзея», РП выступали за приоритет государственных, коллективных и частныхформ хозяйствования. ХДВ, БСДП НГ отстаивали приоритет частной собственности наземлю и права её продажи как гарантии экономической самостоятельностикрестьянства. БПТ, ССБР, ЛДП исключали введение земли в рыночный оборот.
Все партии правого спектра (ПЗС, ОГП,БСП, партия БНФ, БНП (национальная), НДПБ), а также часть правого центра (БХДС,БНП (народная), БСДГ, БРП) считали основой хозяйствования частнуюсобственность, наличие которой, по их мнению, является главным условиемперехода к рынку. Партии выступали за приватизацию собственности. Созданиеширокой сети акционерных, арендных и частных предприятий. В аграрной политикесчитали необходимым обеспечить право каждого на владение землёй, на базе колхозови совхозов создать фермерские хозяйства, акционерные общества, народныепредприятия.
Вышеприведённый анализ был сделан вто время, когда на Беларуси существовало 27 политических партий. Как отмечаютмногие учёные, это был расцвет белорусской многопартийности на этапе переходаобщества из одного качественного состояния в другое.
Существующие на сегодняшний день 17политических партий продолжают занимать на политической шкале то же положение,что и четыре года назад. Перерегистрация существенно уменьшила наличие партий,но в целом не изменила политическую картину в республике. Эти 17 партий –наиболее стабильные политические структуры, которые представляют интересы самыхразных групп и слоёв белорусского общества.
Жизнедеятельность современногообщества определяется не только государством и политическими партиями, но иразличными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражатьинтересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие междуними и властью. Одной из наиболее распространённых форм таких объединенийявляются общественные движения – массовые объединения граждан, стремящихся креализации общей цели. Главное их отличие от политических партий состоит в том,что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишьстремятся повлиять на неё. В общественных движениях более рыхлая организационная структура,отсутствует строго фиксированное членство, чёткая иерархия. В движениях могутучаствовать не только единомышленники, но и люди противоположных взглядов.Вместе с общественными организациями, объединениями, трудовыми коллективами всостав общественно-политических движений в качестве коллективных членной могутвходить и политические партии.
Одним из наиболее многочисленных ивлиятельных общественно-политических движений является Белорусский народныйфронт «Адраджэнне» (зарегистрирован 19.06.1991 г.). В его рядах примерно 15тыс. человек (4,398).
БНФ – сильно идеологизированное иполитизированное движение, которое белорусскую национальную идею, идеюсуверенной Беларуси, капиталистического предпринимательства, свободы границ,идей и людей считает основой своей деятельности. Лидеры фронта выступают с позицийвоинствующего антисоветизма и антикоммунизма, ненависти ко всему советскому, ксоветской истории. Большинство населения не разделяет крайне правых, экстремистскихвзглядов лидеров фронта.
7 февраля 1992 г. былозарегистрировано Движение за демократию, социальный прогресс и справедливость(ДДСПС) – общественно-политическая организация трудящихся Республики Беларусьсоциалистического направления. На правах коллективного члена сюда вошла ПКБ.Основные цели ДДСПС – возрождение Советов как органов действительной властитрудящихся, избрание депутатов по производственным и территориальным округам,развитие самостоятельности Республики Беларусь в обновлённом Союзе, воспитаниеу молодёжи уважения к истории Беларуси, чувства патриотизма, достижениегражданского согласия и политической стабильности. ДДСПС защищает приоритетколлективной и государственной форм собственности, признаёт решение вопросовприватизации только при согласии трудового коллектива, выступает за передачуземли тем, кто желает и может её обрабатывать, в вечное пользование и с правомнаследства, реализацию прав граждан на труд, бесплатное образование,медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д. цели этого движения ярковыражают гуманистическую направленность, содержат веру в возможность построенияобщества, справедливого для трудящихся.
В 1990 г. было создано «Згуртаваннебеларусаў свету„Бацькаўшчына“» с цельювозрождения белорусских традиций, языка, культуры, обрядов, всего, чтосодействует становлению национального сознания как жителей Беларуси, так идиаспоры. Это движение налаживает разносторонние контакты и сотрудничество сбелорусами зарубежья, устанавливает связи с деловыми и культурными кругамизарубежных стран, которые согласны помочь нам в нелёгкое время.
Народно-патриотическое движение«Айчына» (НПД «Айчына») было создано в 1992 г. для развития и укрепленияпатриотических, революционных, боевых, трудовых, национальных иинтернациональных традиций Беларуси, а также для военно-патриотического,интернационального, трудового и нравственного воспитания молодёжи, пропагандысвященного долга каждого гражданина по обороне своей Родины. Штаб-квартираэтого движения находится в Гомеле.
12 сентября 1992 г. на учредительнойконференции было создано Женское христианско-демократическое движение Беларуси(ЖХДДБ). Оно основано на общечеловеческих ценностях и идеалах христианскойдемократии. Движение признаёт воспитание женщинами детей равнозначнымпроизводственной деятельности, старается создать системы политического, правовогои экономического образования женщин, социально-правовой защиты женщин, семьи,ребёнка, службы юридической помощи.
Сформировалось и действует вреспублике и женское движение, представленное 21 организацией (Белорусскоесоциал-демократическое объединение «Женская громада», «Социальная инициатива», БПЖ«Надзея» и др.), которые ставят перед собой задачи достижения подлинногоравноправия с мужчинами, паритетных возможностей быть представленными вовластных структурах.
Широкое развитие в настоящее времяполучило экологическое движение. Это движение представлено экологическимипартиями, множеством благотворительных фондов, оказывающих помощь инвалидам,детям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, и др.
Таким образом, анализобщественно-политической жизни нашей республики показывает, что в нейналичествуют политические партии и общественные движения самой различнойидеологической ориентации. Вместе с тем формальное существование, низкаяделовая активность многих из них свидетельствуют, что в Беларуси толькозакладываются основы гражданского общества.
 
2. Объективные и субъективные причиныслабости политических партий Республики Беларусь
 
При всём многообразии партийно-политическойпалитры сегодняшнего белорусского общества, партийная система нашей республикив целом находится в стадии формирования, отличается повышенной нестабильностьюи имеет переходный характер. Естественно, это подрывает устойчивостьполитической и неполитической среды, а также государственности, национальногосогласия.
Как свидетельствует исторический опыти современная практика, на национальное согласие положительное воздействиеоказывает стабильная партийная система с предсказуемыми лидерами. Поэтому вдальнейшем весьма желательно укрупнение политических партий на основеобъединения «родственных», близких по идейно-программным установкамполитических партий, завоевания ими устойчивого влияния среди населенияБеларуси, формирование сбалансированного политического спектра.
Большинство новых партий поканемногочисленны и аморфны, не имеют чётко очерченной социальной базы и конструктивныхпрограмм выхода из кризиса. Очевидно, что от заявлений и деклараций о созданиипартийных формирований до завоеваний доверия народа и реальной политическойроли в управлении государством предстоит пройти достаточно долгий, болезненныйи противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадииформирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер исвидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.
Множество создаваемыхполитических партий, организаций и движений свидетельствуют о спектре взглядов,что существует в белорусском обществе. Вместе с тем невыполненные обещания,данные народу, нереализованиые программы и проекты, предательство бывшихруководителей КПСС в центре и на местах, а также народных депутатов всехуровней вызвало недоверие к деятельности любых политических организаций.Большинство политических партий и общественно-политических движений Беларусималочисленны, с ними мало кто связывает свои надежды. Они делят общество на части,противопоставляют себя той части народа, которая не пошла с ними.
Большинство политических партий иобщественно-политических движений не имеют ясной концепции политического,социально-экономического и духовного развития республики. Не смотря на то, чтовсе они выступают за переход к рынку, за демократию и правовое государство,суверенитет Беларуси и т.д., однако в их программах отсутствуют механизмытакого перехода. Все знают, что надо делать, но почти никто не говорит, какнадо это сделать. Да и предложения, которые имеются в арсеналах партий идвижений, требуют анализа, чтобы определить их годность с точки зренияисторического опыта. Например, создание правительства народного доверия,коалиции политических сил возможно только на период смены старого строя иутопично на этапе управления страной, когда разные взгляды и подходы приводят кхаосу, развалу всей системы. Об этом свидетельствует опыт России марта –октября 1917 г., деятельности Временного буржуазного правительства, а такжеопыт перестройки, суверенизации и капитализации стран СНГ.
Политические партии и движения имеютузкую социальную базу. Они, как правило, опираются на часть интеллигенции,студентов и учащихся, их слабо поддерживают рабочие и крестьяне. Этообъясняется тем, что взгляды многих современных политиков расходятся синтересами и политическим опытом широких слоёв населения, что многие сегодняшниеполитики уже не раз ввели в обман, предали народ. Современным партиям нехватает организованности, возможности менять тактику в новых условиях и т.д.
Процесс формирования многопартийнойполитической системы белорусского общества продолжается. На вопрос, куда идетсегодня белорусская многопартийность, ответить непросто. Некоторые партиисливаются в одну, в результате чего утрачивают лидерство их основатели. Другиепока держатся на плаву, помалу теряя свой авторитет в обществе.
Рейтинг политических партий впоследнее время резко упал. По десятибалльной шкале ведущие из них не набирают дажетрёх баллов(14,207). Возник как бы замкнутый круг: с одной стороныпартии – продукт общества, достигшего определённого уровня развития, а ихнынешняя слабость — естественное следствие посттоталитарного развития; с другой– общество не может быть интегрировано в демократическое государство безактивного участия сильных партий.
В современном белорусском обществеидёт медленный процесс многопартийности. Одновременно с формированиеммногоукладной экономики в стране происходит структурирование интересовразличных социальных сил, что и является объективной предпосылкойорганизационного оформления заинтересованных социальных групп в политическиепартии. Действующие же в Беларуси политические группировки, именуемыеполитическими партиями, пока представляют собой тот субстрат, из которого будутагрегироваться реальные политические партии.
Как показывает мировой опыт, длястабильной политической жизни наиболее предпочтительны двух- или многопартийные(трёхпартийные) системы.
На формирование стабильной иэффективной партийной системы должно быть сориентировано избирательноезаконодательство Республики Беларусь – главный инструмент управления даннымпроцессом. Очевидно, если внести соответствующие коррективы в действующеезаконодательство, белорусское общество может выйти не более чем натрёхпартийную политическую систему.
Во-первых, это может быть левое, илигосударственно-социалистическое, политическое течение, для которогоприоритетными будут идеи коллективизма, солидарности, равенства и социальнойсправедливости, развитие государственного и кооперативного секторов экономики.
Во-вторых, центристское, илилиберально-консервативное, политическое течение, которое в наших условиях будетотстаивать такие идеи, как преемственность в экономическом, политическом икультурном развитии народа, приоритет интересов нации, становление и развитиерыночной экономики, усиление исполнительных структур государственной власти,укрепление суверенитета и международных позиций страны.
В-третьих, правый, или национал-либеральный(национал-демократический), политический блок, участники которого будутакцентировать идеи свободы и индивидуальных интересов личности, развитиячастного предпринимательства, приоритета права, становление парламентарных формполитической жизни.
Нетрудно видеть, что первое и второеполитические течения в своих существенных чертах не противоречат друг другу.Социальную основу обоих составляют широкие слои населения страны – рабочие,крестьяне, госслужащие, национально ориентированные предприниматели, работникибюджетных учреждений, учёные, пенсионеры. Действуя в рамках национально-государственнойидеологии, но расходясь по вопросам политической тактики или выборасоциально-экономических приоритетов, они могут попеременно менять друг друга увласти. Та же из этих сил, которая в результате выборов будет терять браздыправления, окажется по отношению к власти в конструктивной оппозиции.
Что касается третьего течения, то онооказывает и будет оказывать воздействие на протекающие в нашем обществепроцессы. Однако переход всей полноты власти в руки его представителей вобозримой перспективе вряд ли возможен. Из перечисленных формирующихсяполитических течений именно два первых в конечном счёте займут доминирующееположение в структуре политических сил страны, так как составляющее ихсодержание социальные ценности в наибольшей мере соответствуют социокультурнойидентичности и менталитету белорусов. Однако о реальных контурах партийнойсистемы Беларуси и её стабильности можно будет говорить лишь после проведения встране выборов как минимум 2-3 раза.
Названные и другие проблемы могут получитьсвоё разрешение только в условиях демократизации общества. Любые проявленияавторитаризма затормозят становление и укрепление многопартийности в РеспубликеБеларусь. Только свобода информации, плюрализм мнений могут сформировать ушироких масс реальное представление о политической деятельности и активнойгражданской позиции, обеспечив тем самым симпатии и поддержку политическимпартиям. Необходимы также глубокие социально-экономические преобразования,реальное улучшение благосостояния граждан, повышение уровня их политическойкультуры.

Литература
 
1. Барыс А.Сучасныя партыі на Беларусі // Беларускі гістарычны часопіс. №1, 1995.
2. Беларусьна мяжы стагоддзяў. – Мн.: БелЭн, 2000.
3. БобковВ.А., Кузнецов Н.В., Осмоловский В.П. Политические партии Беларуси. Мн., 1997.
4. ГісторыяБеларусі: У 2 ч. Ч. 2. — Мн., 1998.
5. Дригайло Д. Попорядку рассчитайсь! // Белорусская деловая газета, №36 за 12 марта 2002 г.
6. Кацора В. Оразвитии белоруской многопартийности // Белорусская газета, 20 октября 1997.
7. КаралевічС. Амаль усе партыі пацвердзілі наяўнасць тысячы членаў // Звязда, №45-46 за 7сакавіка 2002 г.
8. КонституцияРеспублики Беларусь. Мн., 1997.
9. Котляров И. Политические партии в общественнойжизни Беларуси // Мы и время, №№32-34.
10. ЛяшкевічЮ. На палітычеай сцэне вызваляецца нацыянальная ніша //Звязда, №126-127 за 17ліпеня 1999 г.
11. ЛяшкевічЮ. Партыі рыхтуюцца да перарэгістрацыі //Звязда, №28 за 2 сакавіка 1999 г.
12. Палітычныяпартыі Беларусі. Мн., 1994.
13. Перегудов С.,Холодковский К. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития //Коммунист. №2, январь 1991.
14. Политология:Учебник / Под ред. В.А.Бобкова и И.П.Браима — Мн.: «Экоперспектива», 2003.
15. Политология:Учеб. Для вузов / Под общ. Ред. С.В.Решетникова. – Мн.:2002.
16. РакаваА.У. Сучасныя палітычныя партыі ў Беларусі // Весці НАН Беларусі. №3, 2001.
17. РаманоўскіІ. Сучасныя партыі на Беларусі // Беларускі гістарычны часопіс. №1, 1998.
18. Тарасевич О.Многопартийность или пародия на многопартийность? // Белорусская газета, 20октября 1997.
19. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. — У 6 т.Т.5. Мн.: БелЭн, 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.