Реферат по предмету "Психология"


Сходства и отличия психики человека и высших млекопитающих

Реферат по курсу: Психология
на тему:
Сходства и отличия психикичеловека и высших млекопитающих

Содержание
Введение
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Сравнение психики животных и человека
Заключение
Библиографический списокВведение
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческуюпропасть, веками разделявшую эти два биологических вида — человек и животные — ис тех пор начались интенсивные исследования их психики. Много трудов посвящены этойтеме Леонтьевым, Хайндом, Выготским и другими. Эта тема вызвала и наш интерес, сцелью улучшения знания в этой области. Отсюда следуют основные задачи нашей работы:
· выяснить истоки психики
· рассмотреть проявление психических процессов у человека и высших млекопитающихв сравнении.
Для решения данных задач было проведеноисследование, основными методами которого стили анализ научной и учебной литературы,сравнительный анализ.
Предметом исследования стали психическиеявления человека, высших млекопитающих.
Круг рассмотренной литературы указанв библиографическом списке.
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовкетерминов «психика» и «высшие млекопитающие».
В «Словаре по профориентации и психологической поддержке»читаем: психика — свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, котороезаключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимоот них существующую действительность. В то время как «Биологический энциклопедическийсловарь» помогает понять, что «высшие млекопитающие» — это отрядприматов, включающий полуобезьян, обезьян и человека.
Прежде чем мы продолжим, уточним, что в данной работе пониманиеприроды и появление психики рассматривается как материалистическое явление (прим.идеалистическое понимание рассматриваться не будет). В соответствии с этим психическиеявления это результат эволюционного развития живых существ. В процессе эволюциивыделился специальный орган — нервная система. «По мере ее усложнения шло развитиеформ поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения,восприятие, память, представление, мышление, сознание, самопознание (рефлексия)»(Р.С. Немов).
Притом интересен тот факт, что исследования человеческого организмав сравнении с животными неоднократно показали, что физиология человека почти аналогичнафизиологии некоторых видов животных. Вместе с тем в сравнении с животным миром психическоеустройство человека значительно отличается от психики животных. Наша задача сейчасстоит как раз и разобраться в сходстве и отличие психики человека и высших млекопитающих.
психика человек высшее млекопитающее
Сравнение психики животных и человека
Первоначально сделаем акцент на сходство между психикой человекаи животного, при этом указывая, чем все-таки человек отличен от высших млекопитающих.
Первое отличие — это мотивация к всякой деятельности животныхи человека. В первом случае это непосредственно на биологической основе. Иначеговоря, деятельность животного допустима лишь по отношению к предмету, жизненнойбиологической потребности, все время оставаясь в пределах их инстинктивных, биологическихотношений к естеству. Это общий закон природы. В связи с этим и возможности психическогоотражения животными окружающей их реальности также являются принципиально ограниченными,так как охватывают лишь стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворениемих биологических потребностей. Поэтому у животных в антагонистичность человеку неимеется устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом,для животного любой предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимоот его подсознательной потребности.
Все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретаетсяим одним из двух допустимых путей: передается по наследству или усваивается в процессенаучения. Но при этом существенно, что у человека кроме наследуемого и получаемогоопыта есть еще преднамеренно регулируемый, процесс формирования, связанный с обучениеми воспитанием.
Как человек, так и высшие животные обладают общими врожденнымиспособностями воспринимать мир в виде образов, запоминать информацию. К тому жевсе центральные виды ощущений: зрение, осязание, слух, обоняние, кожная чувствительность,вкус и др. — с рождения присутствуют у человека и животного. Но опять-таки человекдемонстрирует свое преимущество: восприятие и память отличается от аналогичных функцийу животных.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующиепознавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — «осмысленностью,константностью, предметностью», а память — «произвольностью». Во-вторых,память у животного по сравнению с памятью человека существенно ограничена. Они могутиспользоваться в течение всей своей жизни исключительно теми сведениями, которыеприобретают самостоятельно. У человека дело обстоит по-другому. Можно сказать непобоявшись, что память его практически не имеет границ. К тому же благодаря изобретению«знаковых систем», люди могут записывать информацию, хранить ее, передаватьиз поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека иживотных. Оба вышеперечисленных вида живых существ чуть ли не с рождения имеют всвоем распоряжении возможную способность к нахождениюответа примитивных практических задач «в наглядно-действенном плане».тем не менее уже на последующих 2-х стадиях формирования интеллекта — в наглядно-образноми словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами,причем это до настоящего времени в среде ученых является спорным вопросом. Человекпроявляет данную способность после 2х и 3х лет. Если же говорить о словесно-логическоммышлении, то у животных нет даже каких-либо признаков этого типа интеллекта, таккак ни значения, ни логика слов (понятия) им не доступны.
У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека,из-за высокого уровня формирования головного мозга возникают ране отсутствующиеспособности, позволяющие находить решение задачи без предварительных пробных манипуляций.
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюцииобезьяны и, несомненно, человек смогли сформировать данную способность устанавливатьсвязь между различными составляющими ситуации и приходить в итоге к правильномурешению путем умозаключений, не прибегая к экспериментальным действиям,совершаемым наудачу.
Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях будничногосуществования, идет ли речь о перемещении с места на место, о выполнении поставленнойзадачи, или о получении и осмысливании информации, идущей от среды, в которой водитсяиндивидуум.
Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироватьсяособенно сложные виды поведения со сложной структурой, включающей:
ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированиюсхемы решения задачи;
формирование пластически изменчивых программ поведения, направленныхк достижению цели;
сличение выполненных действий с исходным намерением. Характернымдля такого строения сложной деятельности показывается ее само контролирующий характер:если деятельность приводит к необходимому результату, оно кончается, если же нет- в мозг животного поступают надлежащие сигналы и усилия найти решение поставленнойзадачи начинаются снова.
Систематические исследования интеллектуального поведения высшихживотных были основаны известным в своих кругах психологом В. Келлером из Германии.Для исследования этой формы поведения В. Келлер ставил в сложные условия обезьян,когда непосредственное достижение цели было невозможно.
Обезьяна должна была либо использовать окружный путь, чтобы достатьприманку, либо воспользоваться для своей цели специальными приготовленнымиза ранее орудия. Так, в частности, обезьяну пристраивали в клетку достаточнобольшого размера, неподалеку от которой укладывали приманку на таком расстоянии,чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться обычным способом. Раздобыть ее она могла,лишь идя обходным путем через дверь, размещенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующуюкартину. На первых порах обезьяна безрезультатно пробовала прямо получить приманку:тянулась к ней или прыгала. Вслед за тем она оставила свои безрезультатные усилия,и последовал период, когда обезьяна сидела неподвижно и едва лишь «раздумывала»над ситуацией, что сопровождалось надлежащими движениями глаз, до такой степени,пока не доходила до верного решения задач. специфично, что решение задачи перемещалосьиз периода прямых проб в период предшествующего попытке наблюдения, и движение обезьяныделалось лишь осуществлением ранее сформированного “плана решения”.
Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальномурешению задачи, и этот процесс интерпретируется всевозможными исследователями итак и этак. Одни полагают вероятным свести эти формы поведения обезьяны с человеческиминтеллектом и анализируют их как проявление творческого озарения. Австрийский психологК. Вюлер считает, что употребление орудийных средств обезьянами надлежит рассматриватькак итог переноса давнопрошедшего опыта («обезьянам, живущим на деревьях, приходилосьпритягивать к себе плоды за ветви»). По словам нынешних исследователей, базисинтеллектуального поведения составляет воссоздание сложных взаимоотношений междуотдельными вещами. Животные способны уяснить отношения между предметами и предвосхититьрезультат в данных условиях. И.П. Павлов, наш отечественный биолог, нарекал интеллектуальноеповедение обезьян “ручным мышлением”.
Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшиммлекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян,представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязываетсяистория формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной тольколишь человеку, — история развития человеческого сознания. Предысторию человеческогосознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развитияпсихики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяютсяего основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связанос процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса.Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новымвнешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физическойорганизации.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций уживотных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции,существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ,по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенныхситуациях.У высших животных и человека имеется многообщего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобноенастроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала — широчайшераспространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель — предотвратитьпри встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуютсяею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхеили гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства,которых нет у животных. Они, в отличие от «тривиальных» эмоций, воспитываютсяи изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобратьсяв вопросе об единстве и разнице в мотивацииповедения людей и животных. Утех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей,и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия междуживотным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальныхразличиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым,т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах c себе подобными и другимиживыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарныепризнаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаютсяони человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкиеаналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности,потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребностьв самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Заключение
Итак, мы рассмотрели психику человека и высших млекопитающих,что позволило выделить нам существенные точки для их сравнения:
мотивация к деятельности
приобретение «опыта» одним из двух возможных путей
основные виды ощущений
мышлении
проявление эмоций
специфические потребности.
У нас получились достаточно однозначные результаты, которые демонстрируюсходства и различия психических явлений двух, рассматриваемых нами видов.
В заключение, хотелось бы обозначить важный аспект: как бы далеконе зашли наши достижения в области экономики, физики, медицины и т.д. нельзя неучитывать природное начало человечества. Оно сосуществует и даже порой конкурируетс природным. И только если рассматривать их воедино, можно достичь высоких результатовв понимании поведения человеческого поведения.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна.Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. М., 1983, Т 3.
3. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системногоописания. // “Вопросы  языкознания “, №1, 1995 г.
4. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой онараскрылась нам в психоаналитическом опыте//  Кабинет: картины мира. Вып.1.Ст.-Петербург: Инапресс, 1998. с. 136-142.
5. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии:Психология памяти. М., 1979.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981.
7. Фабри. Учебная литература.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.