МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТНЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольнаяработа
Технологиявоспитания
Выполнила: студентка 2 курса
А.А. Вежеева
Ижевск 2008
Содержание
Введение
1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания
2. Педагогические принципы воспитания и особенности ихреализации
3. Методы воспитания
4. Формы воспитания
Заключение
Список литературы
Введение
Педагогика с моментасвоего зарождения и до середины ХХ в. Занималась почти исключительно вопросамиобучения и воспитания детей. Но педагогические исследования воинской иправоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-хгодов, показали наличие педагогических проблем и продуктивностьцелеустремленных педагогических решений в работе со взрослыми.
Воспитание – целенаправленный процессформирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества иносителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих,патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных,эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека кжизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению,формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе,семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, кобщечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своихпотребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитанияявляется воспитанность конкретного человека, общности граждан.Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и всвою очередь влияет на них.
1. Сущность, цели,задачи и виды воспитания
Воспитание – процесскомплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психологиявоспитания. В педагогическом плане воспитание – это процесс формированияи непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейшихпедагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в приданиивоспитанности характеристик:
— цивилизованныхсоциально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду исоответствующего поведения;
— активности всамоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении прибезусловном соблюдении норм морали и права;
— гражданственности,любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении кприроде, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.
Подлинно воспитан не тот,кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе неможет. Целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами– формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системевоспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического,гражданского, нравственного, гуманистического, демократического,экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного,физического, в духе здорового образа жизни.
Воспитанность –интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий.Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных врегулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачивоспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием иразвитием личности.
2. Педагогические принципы воспитания и особенности ихреализации
Являясь подсистемой вобщей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно,обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должнобыть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становитсяподлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, ввид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется ипроводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым,воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.
Воспитание, как и другиевиды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны,ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и самавоспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитаниялюдей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? какорганизовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов:содержательные, организационные и методические. Они тесно взаимосвязаны,перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе.
Содержательныепринципы воспитанияпозволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогическиевоздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемусячеловеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностейчеловека, группы, времени, места и условий.
Принципвоспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу сним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижениевоспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятсялегче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть).Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненностиих достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могутпревратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полномудостижению его целей, принимать все меры к этому.
Принципцивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любойконкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное – этовозвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровеньценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а неотдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненныминтересам в самореализации и самоутверждении. Главное – помочь стать достойнойобщего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своейРодины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активнымтворцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилитьстремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегическойлинией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любомвозрасте, здесь и сейчас.
Принцип связи сжизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитаниячеловека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящихперед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержаниевоспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременноеобщее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитанияучителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.
Принципсодержательной преемственности и непрерывности воспитания, опираясь на закономернуюнепрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает нанеобходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста,проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимоупорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опиратьсяна достигнутое.
Преемственность должнабыть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например,система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, ноподнимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку испециалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Организационныепринципы воспитанияпозволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.
Принципподчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и еговзаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостностиличности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствоватьотдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуядаже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на однихмероприятиях пытаются только воспитывать, на других – только учить. Нельзясначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматьсявоспитанием, другим – обучением, третьим – образованием, четвертым – развитием.Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным.
Принцип единствавоспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой исамостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какиемы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже стовоспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, еслизахочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, ноникто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильными ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели.Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательнымвоздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единойвоспитательной цели неэффективно и даже вредно.
Организациясамовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье – наиболеедемократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность вусловиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Безнее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя.Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов – наиболееподходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.
Принцип единствавоспитывающей среды, коллектива и деятельности ориентирует на всесторонний учетвоспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессевоспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний.
О среде, связанной сположением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудовогоколлектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надосделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленныевоспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание.
Особую роль педагоготводит первичному коллективу, членом которого является личность и средакоторого образует непосредственное окружение. Деятельность – мощный фактор,оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное,влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности – ее цели, задачи,организация, условия, средства, методы, результаты – формируют у него связанныес ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношенияи другие элементы воспитанности.
Методические принципывоспитания построенына основе выявленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерныхзависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами.
Принцип терпеливойнастойчивости, оптимизма и доброжелательности в воспитании отражает сложность отысканияэффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий,необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и сверой в успех. Неверие в возможности воспитания – случай не редкий. Онообострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российскогообщества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон.
Воспитание всегда былонаисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулосьс большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужныесредства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успехприближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем онработает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков,обвинений, наказаний, тем больше хорошего настроения, бодрости,доброжелательности.
Принцип авторитетавоспитателя и педагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеетличность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого онвоздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей,педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условиемуспеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуетсяпедагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя – это особое отношение кнему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств,превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности,справедливости. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот,от которого бегают.
Педагогическоесотрудничество – это такое построение совместной работы, которой присущеобоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели,получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга,получение удовольствия от совместной работы.
Принципвоспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всемиэлементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их начеловека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой,управленческой, исследовательской и т.д. Воспитывающее влияние усиливается сувеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей.Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд – не обуза, а жизньчеловека, нашедшего себя в этом труде.
Формальное, равнодушное,малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но идля воспитания самого человека.
Принцип гибкогокомплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хорошихметодов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованномсочетании с другими, в комплексе.
Нужны чувство меры,психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий.Следует руководствоваться, например, такими правилами:
— не подавлять активностьвоспитывающихся своей чрезмерной активностью,
— быть требовательным, носправедливым и уважительным,
— проявлятьнастойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но безподавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,
— быть простым,естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности,
— доверять, но непопустительствовать,
— быть щедрым на похвалу,но без захваливания,
— быть внимательным,чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,
— применять юмор, шутку,иронию, но без пошлости, оскорблений и др.
3. Методы воспитания
Под методамивоспитания понимается совокупность средств и приемов однородногопедагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенногопедагогического результата.
Средства воспитания – все то, с помощью чего осуществляетсявоздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.
Приемы воспитания – частные способы (операции)использования методов и средств.
Существует немало методоввоспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.
К методам воздействияна сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение наопыте, пример.
К методам воспитанияпривычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместнойработе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков,требование, принуждение.
Есть группа методовстимулирования должного поведения: соперничество, состязание, поддержка,показ перспектив, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.
Каждому методусвойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убежденияотносятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания,демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными,ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести,порядочности, самолюбию и др.
Успех применения методовзависит от условий, авторитетности применяющего их, а также егоцелеустремленности, педагогической грамотности, а главное – личного примера:личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности,справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др.
Убеждая кого-то, приучая,поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший повозрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод,называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительнопедагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:
— отчетливо осознаетвоспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут,
— активизирует в своемсознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,
— размышляет обиндивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, опредупреждении промахов и возможных негативных реакции,
— не сбивается спедагогической позиции при фактическом применении метода.
4. Формы воспитания
Под ними понимаютсявнешне выраженные способы организации воспитательного процесса.Классифицировать их можно по разным основаниям:
— по числу участвующих вних лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
— по частным задачам:культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
— по особенностямспособов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения,дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми,посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективнаяработа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление,благотворительность и др.,
— по месту проведения:формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, вбыту, при занятиях спортом и др.,
— по времени проведения:плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка,исправительные и др.
Формы тоже не сами посебе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими.Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание,организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими,воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогическихпринципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств иприемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умыи чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.
К основам научно-педагогическогознания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотретьв других главах.
Заключение
Таким образом, мывыяснили, что воспитание – это процесс формирования и непрерывногосовершенствования воспитанности личности.
Накопление человечествомзнаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели кнеобходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Возникнув вДревнем Египте, они постепенно распространились по миру.
Мы выяснили, что развитиелюбого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующеепоколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает иобогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.
В широком смысле воспитаниевключает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности подготовкиее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Втаком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи,школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного укладаобщества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средствмассовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себятакже образование и обучение.
В узком смысле воспитаниеозначает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитиеэстетического вкуса, физическое развитие.
При воспитывающемобучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков иформированием личности обучающихся. В процессе воспитывающего обученияосуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность илинеполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процессразвития личности.
Список литературы
1. Столяренко А.М. Психология ипедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423с.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник длястудентов высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688с.
3. Рубинштейн С.А. Основы общейпсихологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.