Реферат по предмету "Психология"


Технология воспитания

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТНЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольнаяработа
Технологиявоспитания
Выполнила: студентка 2 курса
А.А. Вежеева
Ижевск 2008

Содержание
 
Введение
1. Сущность, цели, задачи и виды воспитания
2. Педагогические принципы воспитания и особенности ихреализации
3. Методы воспитания
4. Формы воспитания
Заключение
Список литературы

Введение
 
Педагогика с моментасвоего зарождения и до середины ХХ в. Занималась почти исключительно вопросамиобучения и воспитания детей. Но педагогические исследования воинской иправоохранительной деятельности, проблем высшей школы, развернувшиеся с 50-хгодов, показали наличие педагогических проблем и продуктивностьцелеустремленных педагогических решений в работе со взрослыми.
Воспитание – целенаправленный процессформирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества иносителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих,патриотических, гуманных, демократических, моральных, правовых, культурных,эстетических, трудовых и др. Воспитанием достигается подготовка человека кжизни в социуме, в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению,формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе,семье, трудолюбия, гуманизма, уважения к закону, правам и свободам человека, кобщечеловеческим ценностям, обучение разумному удовлетворению своихпотребностей, способам самореализации возможностей. Результатом воспитанияявляется воспитанность конкретного человека, общности граждан.Воспитанность зависит от образованности, обученности и развитости человека и всвою очередь влияет на них.

1. Сущность, цели,задачи и виды воспитания
 
Воспитание – процесскомплексный. Существует философия воспитания, социология воспитания, психологиявоспитания. В педагогическом плане воспитание – это процесс формированияи непрерывного совершенствования воспитанности личности – одного из важнейшихпедагогических и социально значимых свойств. Сущность воспитания – в приданиивоспитанности характеристик:
— цивилизованныхсоциально ориентированных отношений к жизни, обществу, людям, труду исоответствующего поведения;
— активности всамоформировании для полной реализации себя в жизни и самоутверждении прибезусловном соблюдении норм морали и права;
— гражданственности,любви к Родине, трудолюбии, гуманизме, демократизме, культурном отношении кприроде, семье, здоровью и таком же удовлетворении своих потребностей.
Подлинно воспитан не тот,кто знает, как вести себя, и умеет это делать, а тот, кто вести себя иначе неможет. Целью воспитания и выступает формирование такой воспитанности, а задачами– формирование ее компонентов. Последнее определяет существование в системевоспитания взаимосвязанного комплекса видов воспитания: патриотического,гражданского, нравственного, гуманистического, демократического,экономического, трудового, экологического, эстетического, семейного,физического, в духе здорового образа жизни.
Воспитанность –интегральный продукт стихийных и целенаправленных педагогических воздействий.Педагогика исследует последние и разрабатывает пути превращения стихийных врегулируемые и оптимально совершенствуемые. Сложные и ответственные задачивоспитания могут быть решены только в единстве с образованием, воспитанием иразвитием личности.
2. Педагогические принципы воспитания и особенности ихреализации
 
Являясь подсистемой вобщей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно,обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должнобыть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становитсяподлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, ввид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется ипроводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым,воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.
Воспитание, как и другиевиды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны,ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и самавоспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитаниялюдей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? какорганизовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов:содержательные, организационные и методические. Они тесно взаимосвязаны,перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе.
Содержательныепринципы воспитанияпозволяют отбирать и совершенствовать содержание воспитания и педагогическиевоздействия с учетом цели воспитания, ставить воспитателю и самоформирующемусячеловеку промежуточные цели и задачи, конкретизировать их с учетом особенностейчеловека, группы, времени, места и условий.
Принципвоспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу сним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижениевоспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятсялегче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть).Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненностиих достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могутпревратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полномудостижению его целей, принимать все меры к этому.
Принципцивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любойконкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное – этовозвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровеньценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а неотдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненныминтересам в самореализации и самоутверждении. Главное – помочь стать достойнойобщего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своейРодины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активнымтворцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилитьстремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегическойлинией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любомвозрасте, здесь и сейчас.
Принцип связи сжизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитаниячеловека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящихперед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержаниевоспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременноеобщее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитанияучителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.
Принципсодержательной преемственности и непрерывности воспитания, опираясь на закономернуюнепрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает нанеобходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста,проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимоупорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опиратьсяна достигнутое.
Преемственность должнабыть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например,система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, ноподнимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку испециалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Организационныепринципы воспитанияпозволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.
Принципподчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и еговзаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостностиличности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствоватьотдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуядаже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на однихмероприятиях пытаются только воспитывать, на других – только учить. Нельзясначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматьсявоспитанием, другим – обучением, третьим – образованием, четвертым – развитием.Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным.
Принцип единствавоспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой исамостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какиемы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже стовоспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, еслизахочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, ноникто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильными ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели.Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательнымвоздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единойвоспитательной цели неэффективно и даже вредно.
Организациясамовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье – наиболеедемократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность вусловиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Безнее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя.Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов – наиболееподходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.
Принцип единствавоспитывающей среды, коллектива и деятельности ориентирует на всесторонний учетвоспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессевоспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний.
О среде, связанной сположением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудовогоколлектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надосделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленныевоспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание.
Особую роль педагоготводит первичному коллективу, членом которого является личность и средакоторого образует непосредственное окружение. Деятельность – мощный фактор,оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное,влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности – ее цели, задачи,организация, условия, средства, методы, результаты – формируют у него связанныес ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношенияи другие элементы воспитанности.
Методические принципывоспитания построенына основе выявленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерныхзависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами.
Принцип терпеливойнастойчивости, оптимизма и доброжелательности в воспитании отражает сложность отысканияэффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий,необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и сверой в успех. Неверие в возможности воспитания – случай не редкий. Онообострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российскогообщества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон.
Воспитание всегда былонаисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулосьс большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужныесредства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успехприближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем онработает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков,обвинений, наказаний, тем больше хорошего настроения, бодрости,доброжелательности.
Принцип авторитетавоспитателя и педагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеетличность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого онвоздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей,педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условиемуспеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуетсяпедагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя – это особое отношение кнему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств,превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности,справедливости. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот,от которого бегают.
Педагогическоесотрудничество – это такое построение совместной работы, которой присущеобоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели,получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга,получение удовольствия от совместной работы.
Принципвоспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всемиэлементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их начеловека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой,управленческой, исследовательской и т.д. Воспитывающее влияние усиливается сувеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей.Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд – не обуза, а жизньчеловека, нашедшего себя в этом труде.
Формальное, равнодушное,малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но идля воспитания самого человека.
Принцип гибкогокомплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хорошихметодов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованномсочетании с другими, в комплексе.
Нужны чувство меры,психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий.Следует руководствоваться, например, такими правилами:
— не подавлять активностьвоспитывающихся своей чрезмерной активностью,
— быть требовательным, носправедливым и уважительным,
— проявлятьнастойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но безподавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,
— быть простым,естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности,
— доверять, но непопустительствовать,
— быть щедрым на похвалу,но без захваливания,
— быть внимательным,чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,
— применять юмор, шутку,иронию, но без пошлости, оскорблений и др.
3. Методы воспитания
 
Под методамивоспитания понимается совокупность средств и приемов однородногопедагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенногопедагогического результата.
Средства воспитания – все то, с помощью чего осуществляетсявоздействие: слова, факты, примеры, документы, фотографии, действия и пр.
Приемы воспитания – частные способы (операции)использования методов и средств.
Существует немало методоввоспитания и классификация раскрывает их систему и предназначение.
К методам воздействияна сознание относятся: разъяснение, словесное убеждение, убеждение наопыте, пример.
К методам воспитанияпривычек поведения принадлежат: следование примеру, участие в совместнойработе, упражнение в правильном поступке, помощь в совершении поступков,требование, принуждение.
Есть группа методовстимулирования должного поведения: соперничество, состязание, поддержка,показ перспектив, одобрение, поощрение, осуждение, критика, наказание.
Каждому методусвойственны свои методические приемы. Так, к приемам метода убежденияотносятся: аргументация, сравнение, аналогия, опора на опыт и знания,демонстрация примера, убеждение фактом, цифрами, статистическими данными,ссылка на опыт других, обращение к чувству собственного достоинства, совести,порядочности, самолюбию и др.
Успех применения методовзависит от условий, авторитетности применяющего их, а также егоцелеустремленности, педагогической грамотности, а главное – личного примера:личной добросовестности, порядочности, культурности, человечности,справедливости, поведения, общения, отношения к людям, решения вопросов и др.
Убеждая кого-то, приучая,поощряя, одобряя, требуя и т.п., родитель, учитель, преподаватель, старший повозрасту, руководитель не всегда поступает как педагог, даже применяя метод,называемый педагогическим. Его еще надо превратить в действительнопедагогический. Это происходит тогда, когда применяющий его:
— отчетливо осознаетвоспитательный результат, который должен быть в данной ситуации достигнут,
— активизирует в своемсознании педагогическую установку на достижение именно этого результата,
— размышляет обиндивидуальных особенностях человека, его психическом состоянии, опредупреждении промахов и возможных негативных реакции,
— не сбивается спедагогической позиции при фактическом применении метода.
4. Формы воспитания
 
Под ними понимаютсявнешне выраженные способы организации воспитательного процесса.Классифицировать их можно по разным основаниям:
— по числу участвующих вних лиц: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые,
— по частным задачам:культурные, спортивные, правовые, военно-патриотические и др.,
— по особенностямспособов проведения: лекции (по вопросам воспитания), беседы, обсуждения,дискуссии, общие собрания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми,посещение культурных мероприятий, индивидуальные поручения, коллективнаяработа, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление,благотворительность и др.,
— по месту проведения:формы воспитания в процессе обучения, образования, труда, внешкольной работы, вбыту, при занятиях спортом и др.,
— по времени проведения:плановые, профилактические, подведение итогов, отчет, групповая оценка,исправительные и др.
Формы тоже не сами посебе, не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими.Решающее значение опять-таки имеет их педагогическая «начинка» — содержание,организация, условия, методика. Они делаются подлинно педагогическими,воспитывающими, когда организуются с полным учетом требований педагогическихпринципов воспитания, компетентным подбором и применением методов, средств иприемов. В противном случае они оказываются формальными, не затрагивающими умыи чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.
К основам научно-педагогическогознания относятся и другие разделы педагогики, которые более уместно рассмотретьв других главах.

Заключение
 
Таким образом, мывыяснили, что воспитание – это процесс формирования и непрерывногосовершенствования воспитанности личности.
Накопление человечествомзнаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели кнеобходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Возникнув вДревнем Египте, они постепенно распространились по миру.
Мы выяснили, что развитиелюбого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующеепоколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает иобогащает. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.
В широком смысле воспитаниевключает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности подготовкиее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Втаком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи,школы, вуза, общественных организаций, но и влияние всего жизненного укладаобщества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средствмассовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себятакже образование и обучение.
В узком смысле воспитаниеозначает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитиеэстетического вкуса, физическое развитие.
При воспитывающемобучении достигается взаимосвязь между приобретением знаний, умений и навыков иформированием личности обучающихся. В процессе воспитывающего обученияосуществляются основные задачи воспитания и выявляются полноценность илинеполноценность социальной ситуации развития, существенно влияющей на процессразвития личности.

Список литературы
 
1. Столяренко А.М. Психология ипедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423с.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник длястудентов высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 688с.
3. Рубинштейн С.А. Основы общейпсихологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Безработица в современной России
Реферат Проблема репрезентации в концепции конструирования "возможных миров" Нельсона Гудмена
Реферат Формирование стратегии развития предприятия
Реферат Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии
Реферат 1. Предмет та завдання дисципліни „Історія економіки та економічних вчень" Предмет, методи та завдання дисципліни „Історія економіки та економічних вчень"
Реферат Transcendentalism Essay Research Paper Various authors have
Реферат Анализ стихотворения Брюсова Кинжал
Реферат Освобождение дворянства и духовенства от государственной власти
Реферат Vision And Movement Essay Research Paper When
Реферат Предметы ведения субъекта Федерации и их реализация в государственном управлении на примере
Реферат Оцінка толерантністідо ризиків та система лімітів у банку. План зниження ризику втрати інфраструктури
Реферат Экономическая безопасность России в период системных преобразований
Реферат The Fermentation Process In Wi Essay Research
Реферат Особенности проведения трастовых операций в коммерческих банках
Реферат Рапалльский договор 1920