Реферат по предмету "Психология"


Стресс 2

--PAGE_BREAK--Структура стресса: его составляющие и фазы развития


Развитие стресса определяется наличием двух факторов:



«стрессор»

«стрессовая реакция»



Стрессор

Во многом развитие стресса обусловлено природой стрессора.

Стрессор– это стимул, который может запустить в действие систему реакций человека, направленных на адаптацию.

Различные психологические и социальные характеристики стрессора, его качественные и количественные особенности, отношение к личности и многое другое, не могут не учитываться при анализе механизмов стресса.


В жизни мы сталкиваемся с различными стрессорами. Одни из них относятся к окружающей среде (токсины, жара, холод), другие имеют психологическую природу (снижение самооценки, депрессия), третьи — социологическую (без­работица, смерть любимого человека), остальные — философского характера (использование времени, цели жизни).
Природа стрессора, как правило, определяет терминологическую характеристику стресса (эмоционального, физического, интеллектуального и др.). В связи с особенностями раздражителя принято выделять два основных вида стресса:



Стресс

                    

Физиологический:вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.



Психологический: подразделяют на информационный иэмоциональный.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности.

Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.



Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Устойчивость к некоторым стрессорам обусловлена как генетическими, так и индивидуально-личностными качествами. Что касается специфичности и неспецифичности ответов при действии разных стрессоров, то, как было сказано раньше, по мнению Селье, всякий стимул, вызывающий адаптационные реакции организма, обладает специфическими и неспецифическими действиями.



Стрессовая реакция

Стрессовые реакции бывают:



физиологические

эмоциональные

поведенческие



Физиологическиемеханизмы стресса мы рассмотрим в следующей лекции.

Типичные эмоциональные  стрессовые реакции – это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).

Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.

Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реак­ция, заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нерв­ного возбуждения, и др. (подробнее физиологию стресса мы рассмотрим в ходе следующей лекции). Такаяреакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, кото­рые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.

Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии (дли­тельность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем боль­ше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.
Теперь, когда вы знаете, что такое стрессор и стрессовая реакция, давайте дадим опре­деление самому стрессу.

В настоящее время термин «стресс» употребляют весьма вольно. Появи­лось множество противоречивых формулировок этого понятия. Однако следует подчеркнуть, что стресс — это не просто нервное напряжение, неверно отожде­ствлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоцио­нальным возбуждением.

Разные исследователи определяли стресс по-разному. Некоторые говорили, что стресс — это стимул, другие — что это реакция, остальные же утвержда­ли, что это — целый спектр взаимодействия разных факторов.

Г. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс.


Мэйсон описывает стресс, выделяя разные способы употребле­ния самого слова стресс. Стресс может пониматься как:

1.     Стимул. В рамках такого понимания «стресс» сводится к единственному явлению: стимулу, вызывающему соответствующие ответные реакции организма, направленные на адаптацию к этому воздействию. Т.е. здесь «стресс» — это то, что мы называем «стрессором».

2.     Реакция. В этом случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Это соответсвует нашему пониманию «стрессовой реакции».

3.     Взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции.

4.     Весь спектр факторов взаимодействия. Т.е. в содержание понятия «стресс» включены все факторы, так или иначе определяющие особенности стимула (стрессора), стрессовой реакции и характер их взаимодействия.
Еще есть  точка зрения, согласно которой стресс определяется как разность меж­ду давлением, т.е. действием стрессора, и адаптивностью, т.е. способностью человека адаптироваться к данному воздействию: стресс = давление — адаптивность.

Мы будем определять стресс как комбинацию стрессо­ра и стрессовой реакции. Без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность. Что­бы лучше понять это, представьте следующую ситуацию: двух человек уволили с работы. Для первого это катастрофа: «Как я буду обеспечивать семью? Чем пла­тить за жилье?» Второй воспринимает увольнение более спокойно: «Да, нехоро­шо, что меня уволили. Но, по правде говоря, мне никогда не нравилась эта работа. Это послужит стимулом, чтобы подыскать работу мне по душе». Как вы видите, стрессор (увольнение) обладает способностью к инициации фи­зиологического возбуждения, но к такому результату приведет лишь образ мы­слей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определе­нию, этот человек переживает стресс. Второй человек тоже столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не про­изошло. И этот человек не подвергся стрессу.
Важно отметить, что стрессором может выступать не только некое очень негативное, неприятное событие жизни, но и нечто позитивное, требующее адаптации к неким произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого в семье, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак).

Еще Селье указывал на то, что не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, улучшающую качество жизнедеятельности, вызывающая положительные эмоциональные реакции — эти состояния обозначают как эустресс. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс. Таким образом, благодаря такому разделению под эти понятия попадают почти все физиологические явления, в том числе и сон. Селье утверждает, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Полная свобода от стресса означает смерть. И поэтому, даже если это было бы возможно, мы не должны исключать из нашей жизни все виды стрессовых воздействий.

Оптимальная цель — ограничить вредоносный эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни. Ряд исследователей обнаружили, что отношения меж­ду стрессом и болезнью можно изобразить в виде U-образной кривой, как показа­но на рис. 1. Если стрессовое воздействие сильно, то и серьезность заболевания будет соответствующей. Однако данная кривая также указывает на то, что тяже­лое заболевание может возникнуть даже в течение минутного стресса. Эти же ис­следователи обнаружили, что существует оптимальный уровень стресса — не слишком много и не очень мало, который имеет профилактический характер.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные черты, которыми должен обладать менеджер
Реферат Историографический обзор взаимоотношений церкви и государства в России
Реферат Формы политического процесса
Реферат О женской эмансипации
Реферат Класифікація надзвичайних ситуацій 2
Реферат Государственный строй Древнего Египта. Эволюция общественного строя средневековой Германии
Реферат Структура и регуляция активности ферментов подсемейства 3А цитохрома Р-450
Реферат Налогообложение доходов физических лиц и пути его совершенствования в Республике Беларусь
Реферат Лекции - Офтальмология (Офтальмологический паспорт студента 2)
Реферат Моделирование политических и социально-экономических процессов
Реферат The Attributes Of The Christian God Essay
Реферат Акмеологічний підхід у теорії й практиці вищої педагогічної освіти України, Росії, Білорусі (порівняльний аналіз)
Реферат Hamlet Essay Research Paper The first part
Реферат Підбір методів наукового дослідження фізичної підготовки школярів
Реферат Архітектура та історія створення найстаріших університетів Європи