Шербакульскаяобщеобразовательная средняя школа №1
Исследовательскаяработа по психологии
Тема:«Страхи»
Выполнила:
Ученица 10«А» класса
ТычинаЛюдмила
Преподаватель:
Уткина
МарияНиколаевна
2004 год
План:
1. Введение.
2. Страхи – это серьезно.
3. Сводная таблица страхов у детей7-8 лет.
4. Сводная таблица страхов у детей10-12 лет.
5.Эмоционально-развивающие игры и задания, помогающие ребенкуизбавиться от страхов.
6. Результат борьбы со страхами.
7. Заключение.
8. Литература.
Введение.
Почему я выбрала именно исследовательскую работу по выявлению страхов, потому что, поставив перед собойцель, решила действительно получить положительный результат. Так же, создаваяэтот проект, я получала опыт работы с детьми, училась правильно с нимиобщаться. Что касается выбранной темы, я считаю, что нужно заниматьсявыявлением страхов у детей, и если этим никто не будет заниматься, то, чтотогда мы получим в результате. Проводила исследования по выявлению страхов удетей младшего школьного возраста 1-5 классов. Для этого использоваласьметодика Захарова. С помощью нее проводился опрос, в котором дети, отвечая навопросы, оценивали свой страх. После чего подводились итоги, с помощью которыхя смогла сделать диаграмму самых распространенных страхов. Я не пыталасьполностью избавить детей от их страхов, не пыталась так же навязывать мнений отом, что бояться это смешно и глупо. Даже психологи не могут избавить отстрахов, ведь это очень большая и сложная работа. Выявить страх очень сложно,потому что страх может быть внешне не виден, и проявляться он может не в том,что человек волнуется, теребит что-то, а в каких то поступках, это дажебывает, проявляется в агрессии. Даже не говоря о детских страхах, страх это вомногом стадное чувство и чаще всего передается от человека к человеку. Сострахами нужно научиться жить, как сосед с соседом, принимать их как гостей внашей жизни, научиться жить с ними бок о бок и тогда можно будет говорить обизбавлении от них. Почему я выбрала именно младший школьный возраст, потому чтоименно в этом возрасте происходит психологическое формирование личности, иименно в этом возрасте можно предупредить появление таких значащих страхов, какстрах смерти. В своем исследовании я решила, так как я не могу дать гарантии,что я полностью смогу избавить детей от страхов, но я смогу ослабить ихнапряжение. Как это сделать? Для детей чтение моральных лекций не пойдет напользу. А сделать это можно с помощь игр. Одна из таких игр помогает осознатьребенку, каков их страх. С помощью рисунков, где изображены страхи вюмористической форме, ребенок начинает понимать, насколько его страх занимаетместо в его жизни. После чего ребенок сам может нарисовать свой страх. Этопомогает уменьшить напряжение, волнение. И при встрече со страхом ребенок будевспоминать, а каким он его изобразил на рисунке. Существует множество игр. Этои театральные постановки, и тесты, игры в которых сами дети создают персонажей.Нет ничего лучше, чем преодолеть страх при помощи образа рисунка, сказки
А так как детские страхи– это очень серьезно, то, как можно более чутко следует относиться кпереживаниям детей, особенно при их повышенной ранимости, беззащитности инервности. Не все родители могут измениться, но хотя бы покаяться и меньшетравмировать детей – нет ничего более святого на этом свете.
Страхи – это серьезно.
Где рождается страх? Страх – это во многом стадное чувство. Он передается отчеловека к человеку очень легко. Так, мать, которой владеют отрицательныеэмоции, всегда губительно действует на свое дитя. Поэтому когда страшно,обязательно нужно подумать, где в этом страхе ваша доля, а где чужая, вызваннаяэмоциями других. Страхи в современном мире – это не что иное, как навязаннаянам негативная информация. Спидофобии, например не было. Она появилась послетого, как нас начали пугать СПИДом. Радиофобия не существовала до того, какпресса и телевидение не стали пугать всех последствиями Чернобыля. К сожалению,создание такого невротического страха давно стало технологией социальнойвласти. Ведь испуганными людьми легко управлять. Это одно из самых сильныхсредств манипуляции сознанием. Конечно, есть реальные страхи. Скажем, страшножить в государстве, где царит хаос. Тут боишься и за свою жизнь, и за жизньблизких. Однако есть много мифических страхов, внушаемых специально для того,чтобы управлять нами. Увы, сегодня очень много желающих извлечь из нашегостраха выгоду для себя. Реклама постоянно пугает нас кариесом, которыйнепременно съест зубы, если мы не купим очередную, «сверхэффективную»зубную пасту. «Проголосуйте за меня на выборах, — направо и налево обещаеточередной, спаситель отечества, — и я избавлю вас от разума терроризма и преступности,из-за которых сегодня стало страшно выходить на улицу…» Да что тамговорить, когда даже родные и близкие порой не прочь использовать наши страхии тревоги в собственных целях. Научитесь ставить барьер между собой и тем, ктостремится испугать вас. Помните: в мире существует не только войны,террористические акты, авиакатастрофы, серийные убийцы, маньяки. Размышлять освоем страхе полезно. Спросите любого: «Ты боишься смерти?», иполучите ответ: «Я об этом не думаю». Он не думает, потому что страшно.А многие психологи считают, что когда человек много думает и узнает о своемстрахе, последней исчезнет. Перестаньте прокручивать в уме удручающиеподробности вашего сегодняшнего бытия. Перестаньте составлять сценарийнерадостного завтра. Попытайтесь забыть о неприятностях, плотно вас«обсевших». Согласитесь, в конце концов, что вам не хуже всех. Естькрыша над головой, любимые и близкие, надежда на будущее, лук и морковка нагрядке, «сотка» в заначке, руки, ноги, голова. А ведь это не так уж имало!
Как выплыть из страха?Или как жить с ними? 1) Вспомнить, как пережили, свойстрах другие. Благо материал на эту тему жизнь подбрасывает денно и нощно:«скорая» у соседнего подъезда; приказ о реорганизации института, гдеработает брат; непонятный загадочный диагноз; страх перед родами и т. д. и т.п. 2) Представить, что худшее уже произошло. Допустим, я потерял денежнуюработу. А что я еще прошляпил? Да вроде ничего. Руки – ноги целы, голова примне, друзьям не изменял, за окошком капель. Чистый лист – это же здорово.Начну-ка я обдумывать свою «первую фразу», первый шаг внеизвестность. 3) А еще можно сыграть в храбрость. Я ужасно боюсь разговора,который вот-вот произойдет. Наверняка все видят, как я жалко улыбаюсь, какдрожат руки, когда я достаю бумаги, как потеряна и угрюма моя физиономия. А явсе равно играю. Смеюсь, прошу повторить сказанное, хотя прекрасно всерасслышал, весело сообщаю, что наконец-то достал кассету, ради которойобъездил пол города. Разговор завязывается, как затягивается маленький костерок,потрескивает, разгорается, и тут я с изумлением слышу свой голос. Он произноситслова, на которые я ни как мог решиться. Произносит свободно, уверенно,дружелюбно, — как надо. И я совершенно отчетливо чувствую, что выжил из страха.В психологии такой кульбит называется переходом от «стресса кролика»к «стрессу льва». 4) Не откланяться от встречи с тем, кто пугает. Вгрозу естественно искать убежища под деревом, но лучше промокнуть до нитки, чемкаждую минуту трястись при мысли: «А вдруг молния!» Встреча спугающим объектом в реальной жизни может «промочить до нитки, зато молнияне ударит, уйдет в землю, страх разрядиться. Разрядится, не значит исчезнет. Нопри каждой „грозе“, то есть при каждой мучительной для вас встрече счеловеком, его будет все меньше и меньше. А когда от ледника страха останетсягорсточка снега, вы, наконец, поймете что нужно делать, как поступить „поправильному“. Мысленный бунт от бессилия сломить ситуацию, высвободитьсяиз тисков обстоятельств плавно перейдет в бархатную революцию осознания вреальности сложности вашего положения. Вам уже не хочется ломать и сокрушать.Вы перестанете разбиваться о страх, раня себя и других осколками озлобленностии боли. Вы войдете в него во всеоружии того, что поняли во время своихвынужденно добровольных походов в „зону страха“.
Страх – оружие, котороеразрушает наш разум. Чего мы боимся? Сказать трудно,потому что боимся мы: воды, высоты, глубины, вспышек света, начальства, соседа,самолетов, скелета, магнитных бурь и колебаний индекса Доу-Джонса. Но естьслой страхов, живущих в нас самих. Они, как микроорганизмы прячутся в щелях ирасщелинах подсознания, совершая оттуда молниеносные марш-броски в областьсознания. Они заставляют нас плясать под свою дудку, отравляя самые спокойные исчастливые моменты. Они загоняют нас в клетку, невидимые прутья которойвызывают вполне реальные приступы удушья, аритмии. Все мы боимся чего-то. Дажеу самого отъявленного храбреца есть своя Ахиллесова пята. Побороть страх нетак то просто. Некоторые психологи считают, что для этого надо отречься отмыслей о будущем и жить настоящим. Однако человек не может всегдаконцентрироваться только на настоящем. Это и хорошо. Ведь если предположить чтопроблемам, с которыми мы сегодня столкнулись, не будет конца, то переживаниястанут еще мучительней. Если же суметь увидеть просвет в будущем, страхпонемногу отпустит и уступит место надежде и радости.
Страх постареть убивает: чем больше вы волнуетесь о приближающейся старости, тембыстрее приближаетесь к смерти. Американские психологи обнаружили, что люди,которые не бояться стареть живут в среднем на семь с половиной лет дольше тех,кто сожалеет об утраченной юности и всеми силами борются с надвигающейсястаростью. Страх отнимает у нашей жизни больше лет, чем курение, ожирение,высокое давление или плохая физическая форма. К тому же выводу пришлиисследователи из Йельского университета Коннектикута после 23 лет над 60пожилыми добровольцами.
Боязнь наказания. Боязнь наказания может сделать детей тревожными и неуспешными в жизни, поэтому распространено мнение, что их вообще нельзянаказывать. Хотя психологи считают, что полное отсутствие наказания не снижает,а увеличивает тревожность у детей. То же самое происходит и в результатеиспользования чрезмерно суровых наказаний, особенно телесных. Приверженцывоспитания всепрощением советуют родителям быть терпеливыми, не препятствоватьжеланиям ребенка и проявлению его агрессии. Малыша нужно отвлекать, а не битьили ставить в угол. Правда, для такого воспитания нужно иметь железные нервыили двух нянь, терпеливо сносящих детские капризы. Часто избалованные ивыросшие в атмосфере вседозволенности дети, взрослыми, оказываются совершенноне защищенными в обществе. Замечено, что маленькие тираны вырастая, редкобывают счастливы. Каким же образом и когда можно наказывать ребенка, чтобы ненавредить его психике и в то же время достичь эффективного результата? Главноеправило – не унижать человека. Поэтому чем раньше родители смогут отказаться отлюбых телесных наказаний, тем лучше. Хотя малыш 2-4 лет спокойно переноситродительские шлепки, воспринимая их также как львенок шлепок мощной лапыльвицы. Подросткам любое физическое наказание кажется унижением. Возможно,самым эффективным является наказание „по договоренности“ – ребенокзаранее знает, что его ждет в случае опоздания без уважительной причины, невыполнения обязанностей или нарушения обещания. Именно рациональный подход даетребенку возможность не воспринимать наказание как родительскую месть, аизвлекать из него важные уроки.
Сколько лет жил мойдедушка? «И что это тебядедушка интересует? Ты же его почти и не видел. Жил, сколько положено. А бабушка и сейчас живет, сам знаешь. Когда она умрет? Что ты заладил – умрет,умрет. Все мы умрем когда-то, т. е. никто не будет умирать. А как же дедушка?Дедушка, то есть болел, поэтому и умер. Ты тоже болеешь? Да разве это болезнь –ОРЗ? От него не умирают, так что не волнуйся. Вот, подумай, что ты сказал дяде:«Не хочу вырастать, а то я умру». Жизнь надо прожить вначале. А ты чуть что – ив слезы. Вспомни, последний раз из-за чего заплакал - поранил палец ивообразил, что вся кровь вытечет. Не вытечет, ее много. Сколько? Ну, уж этоврачи знают. На то они и врачи. И ты хочешь врачом стать? Зачем? Чтобылекарство от смерти придумать? Ну и фантазер же ты! И что вы у меня все такиечувствительные? Сестра твоя, тоже в 5 лет, спрашивала, помню: «А я не умру?». Аоднажды, когда промочила ноги, и мы ее ругали, сказала: «Жизнь моя кончилась!».Как видишь, живет, большая уже стала и тобой ссориться. А мысли свои из головывыбрось и успокойся. Мало ли в жизни будет неприятностей! Да, совсем забыла,через два дня тебе аденоиды удалять будут. Да не бойся, это совсем не больно.Чик, чик – и готово. Дышать сразу легче будет. А то ночью вон как плохо спишь,кричишь. Говоришь, что падаешь куда-то. Значит. Растешь, да и аденоидывиноваты. Вот удалим их – все в порядке будет».
Ежедневно многие родителиведут подобные разговоры с детьми, пытаясь, каждый раз по-своему отвечать наинтересующие их вопросы. Некоторые просто отмахиваются от детских проблем, какот назойливой мухи, будучи вечно занятыми, спешащими и эмоциональнонеглубокими. Страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольноговозраста, но далеко не у всех он звучит внешне, проявляется в чем-либо. А естьдети, которые этот страх, как и многие другие страхи, не испытывают вообще.Обычно у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокиепереживания, чувства поверхностны и мимолетны, интересы – неустойчивы, и звездс неба, как говориться, они не хватают. Это обычно дети от родителей схроническим алкоголизмом. Но страх может отсутствовать и у детей без каких-либоотклонений, родители которых общительны, хорошо контактны, являются примеромуверенного в себе, адаптивного поведения.
В большинстве случаевстрах смерти носит перманентный, не видимый внешне характер и проявляется отслучая к случаю, в особых, драматически заостренных жизненных ситуациях,например: при болезни, разлуке с близкими, испугах и конфликтах. В большей степенистрах смерти представлен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детейи, как многие другие страхи, носит преходящий, возрастной характер, т. е. егонадо пережить, осознать как часть своего жизненного опыта.
Почему же возникаетданный страх? В нормальном варианте он не появляется вдруг, внезапно, аисподволь, постепенно, как отражение особой фазы развития самосознания –осознание своего «я» во времени. Это было бы невозможно без понимания в общихчертах таких категорий, как время и пространство, начало и конец, жизни кактаковой, поскольку с 5 лет интенсивно развивается абстрактное мышление ивозрастает активность в познавательной области. Одновременно ребенок ещедостаточно эмоционален, чтобы переживать волнующее его открытие – то, что онумрет в конце концов, как и все остальные люди. До этого он наивно верил, чтобудет жить вечно, отражая в этом потребность в постоянстве окружающего мира исебя как его неотъемлемой части. Однако подобная потребность вступала впротиворечие с реальной действительностью. Его ближайшее окружение постоянноподвергалось изменениям. Кто-то прибывал, кто-то уходил навсегда, да иотношение к заболеваниям. Несчастным случаям стало иным. Они стали осознаватьсякак конкретная опасность, как угроза для продолжения жизни, как ее конец.
Еще раньше ребенок постигзначение начала: то, что он родился, что его когда-то не было – и вот он есть.Тут бы радоваться жизни, а она. Оказывается, должна когда-то кончиться.Возникающий страх смерти и есть осознание этого события, своего родаэмоциональный протест против рациональной необходимости умереть. Даже при своеймаксимальной выраженности он не находится в центре сознания и не беспокоитребенка, если не спросить его об этом прямо. Тем не менее, страх смерти находитсвое отражение во всех страхах, типичных для детей 5-7 лет (у каждого второго):нападение животных, глубины, огня, пожара и войны. Ничего удивительного – всеони символизируют опасность для жизни, пусть и на уровне воображения. Причемдевочки боятся значительно чаще, чем мальчики, т. е. у них более выраженлежащий в основе страха смерти инстинкт самосохранения. То же относится и кхарактерной для данного возраста боязни крокодила и Змея Горыныча, болееприсущей девочкам. Это и понятно. Интенсивно, через многие поколения закрепленныйстрах Чудовища – Дракона — прилетавшего, согласно народному эпосу, всегдавнезапно, и сжигавшего все вокруг, забиравшего в неволю беззащитных – присущ внаибольшей степени именно представителям женского пола.
Если обратиться к болеераннему возрасту, то можно заметить, что дети, в последствие обнаруживающиестрах смерти отличались известной осторожностью и предусмотрительностью вовсем, что касалось новых, непредвиденных событий. От них не нужно было прятатьострые предметы, спички, они ни когда не играли с огнем ни в прямом, ни впереносном смысле, опасались боли, высоты (испытывали напряжение, когда ихподнимали на руки, не взбирались сами на горку, лестницу). И в той или инойстепени боялись волка, Кощея или Бабу-Ягу. Если в начале сказочные образыБабы-Яги и Кощея символизировали, прежде всего, угрозу разлуки с матерью,похищения, то с 4 лет они ассоциируются непосредственно со страхом физическойрасправы – смерти как со стороны мужского (Кощея), так и со стороны женского(Бабы-Яги) пола.
Проходит еще год иребенок перестает верить в существование этих персонажей, поскольку он сталменее наивным и более критичным, понимающим безжизненный (некрофильный) характер Бабы-Яги и Кощея. Их место занимает огнедышащий Змей Горыныч, его«младший брат» — крокодил и животные способные нанести непоправимые увечья исмерть. В свою очередь, все эти страхи отмирают у младших школьников, но страхсмерти перманентно продолжает звучать и здесь, выражаясь характерными страхамиПиковой дамы (у девочек), Скелета и Черной руки (у мальчиков). Не трудноувидеть в этих образах возрастную трансформацию Бабы-Яги (Пиковая дама) и Кощея(Скелет и Черная рука). Скелет – это все, что осталось от Кощея, так сказать,его внутренняя сущность, безжизненность, «кости», но все еще способные прийти вдвижение и напомнить о том, что у жизни есть альтернатива – смерть. А Чернаярука – это вездесущая рука мертвеца, опять же своего рода фрагмент, деталь от«целостного» прежде образа Кощея. Ну, а Пиковая дама – это «роковая» женщина,способная околдовать, трансформировать личность и, в конечном счете, уничтожитьее. Данный образ отражает свойственную младшим школьникам повышеннуювнушаемость и склонность к вере в необычные, необъяснимые, загадочные явления,то, что можно обозначить как магический настрой.
Следует отметить, что ввозрасте, о котором идет речь – в старшем дошкольном, — дети не только боятсясвоей смерти, но и смерти родителей, опять же, если спросить об этом. Этоподчеркивает, что страх смерти как абстрактная категория не носитэгоистического характера, сопровождаясь беспокойством по поводу судьбыродителей. У младших школьников страх смерти родителей уже заметно преобладаетнад страхом своей смерти, указывая на развитие чувство долга, обязанности,ответственности, всего того, что обозначается понятием совесть.
Страх смерти и связанныес ним страхи звучат в большей степени у часто болеющих детей, не имеющих, ктому же, адекватного мужского влияния – защиты. Прежде всего, это относится кмальчикам, испытывающим заостренную потребность в старшем дошкольном возрасте видентификации себя с ролью родителя того же пола, то есть отца. Тогда мальчикчувствует себя более уверенно в общении со сверстниками, может лучше постоятьза себя. Наоборот, в семьях с отсутствующим отцом для мальчиков характерныбеззащитность, неумение защитить себя, робость и нерешительность, эмоциональнаянеустойчивость. Эти проявления особенно ярко выражены, когда мать чрезмерноопекает и беспокоится, будучи одновременно и строгой, и наказующей, как бы заменяющейсобой отца. В результате ребенок теряет не только отца, но и, психологически,мать, ее доброту, отзывчивость, любовь, что еще больше усиливает его чувствобеззащитности и возрастные страхи, включая и страх смерти.
И в полных семьях страхиприобретает подчеркнутое звучание, если отцы уделяют мало внимания детям, резкии непоследовательны в обращении, много угрожают и прибегают к физическимнаказаниям. Тогда матери контрастно стремятся больше идти на встречу, окружаядетей избыточным беспокойством и опекой, предохраняя их от малейших опасностейи трудностей жизни. Достаточно часто в этом случае можно увидеть скрытый илиявный конфликт родителей между собой – конфликт, к которому дети особенночувствительны в старшем школьном возрасте, когда они теряют уверенность вбезопасности ближайшего окружения и не могут развить в себе навыки поведения,соответствующие полу. Неблагоприятная роль нередко в этом случае принадлежитбабушкам, избыточно предохраняющим часто болеющих детей от общения сосверстниками. А как отмечалось, общение с ними – одна из самых насущныхпотребностей в рассматриваемом возрасте. Поэтому, неуверенно чувствуя себя вобщении со сверстниками, эти дети более подвержены страхам, ощущая себяизолированными и непонятными, лишенными поддержки окружающих.
Литература:
1. «Детские неврозы» - А. И.Захаров.
2. «Эмоционально развивающие игры изадания»
— Т. Шишова.
3. «Практикум по психологическимиграм с детьми
и подростками» — М. Р. Битянова.
4. «Тренинг уверенности в себе» — Глэйд Макмахон.
5. Эффективный тренинг с помощьюролевых
игр» — Мори ван Ментс.
6. «Застенчивость – что это такое икак с ней
справляться» — Ф. Зимбардо.