ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
КАФЕДРА «Общей, возрастной и дифференциальной психологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Становление образа себя в качестве будущего родителя»
Работувыполнил(а) студент(ка)
1го курса вечернегоотделения
СырицоИван Константинович
Научныйруководитель: доцент
Сытько ТамараИвановна
Санкт-Петербург 2008 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Феномен отцовства
1.1 Основныепредставления о феномене
1.2 Феномен отцовства
Глава 2. Психологическая готовность котцовству
2.1 Психологическая готовность котцовству в период ранней взрослости
2.2 Оценка готовности к отцовству:понимание роли отца
Выводы
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность
На сегодняшний день, еслибрать во внимание повышение рождаемости в России, можно с легкостью сделатьвывод о том, что затрагиваемая в данной работе тема весьма актуальна. Причемстепень этой актуальности в какой-то мере одинакова как для мужской половинынаселения, так и для женской, но, на мой взгляд, будущему отцовству уделеноменьше внимания, нежели будущему материнству. Итак, что же это такоестановление образа себя в качестве будущего родителя, а точнее отца? Даннаяработа посвящена раскрытию проблем и основных моментов феномена отцовства.
Цель. Раскрыть и определить основные нюансыфеномена отцовства.
Объект. Феномен отцовства.
Предмет. Процесс формирования отцовства(принятия /неприятия роли будущего отца)
Гипотеза. Феномен отцовства приобретаетсегодня не только теоретико-практическое, но социальное звучание. Однакоцеленаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих порне проводилось.
Задачи.
1. Рассмотрениефеномена отцовства;
2. Изучение этапов формированияданного феномена;
3. Выявление основныхкомпонентов и характеристик феномена отцовства.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов,заключения и библиографии.
Глава 1.Феномен будущего отцовства
1.1 Основныетеоретические представления о феномене
Задатки родителя(будущего) есть абсолютно у каждого человека, у кого-то больше, а у кого-томеньше. Тем не менее, для того, что бы родительство было правильным иэффективным, необходимы не только интуитивные знания и представления об этом,но и теоретические и практические умения и знания в этой области. Становлениеобраза будущего родителя начинается чуть ли не с младенчества в ходе совместнойдеятельности ребенка и взрослого в разных сферах и аспектах этоговзаимодействия, что, в конечном счете приводит к реализации родительскойфункции. Помимо воспитания, ухода и все прочего психологическое сопровождениедетского развития является основной задачей родительства.
Итак, поговорим оразвитии способности быть родителем. Многие могут думать о будущем родительсвекак о неком долге и своеобразном переходе – кризисе развития, ведущем к большейзрелости. Абсолютно для каждого данный процесс начаинается очень рано, спереживания на себе, на собственном личном опыте родительской заботы.Способности к пониманию этого на прямую зависят от того на сколькоположительным был этот опыт. Существенные моменты родительства узнаются будущимродителем исключительно через переживание эмпатии — способность поставить себяна место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию, а так жечерез любовь и узнавание (познание). Надо полагать, что новый будущий родительбудет способен жертвовать какими-то, весьма многими, потребностями ради заботыо ребенке. А так же будет обладать символическим мышлением, которое должно бытьдостаточно развито.
Беременность, кактаковая, дает пространство и время для развития и формирования родительскогообраза поведения. Ее можно рассматривать как, своего рода, естественный кризисразвития, который дает «возможность проработать нерешенные конфликты ранних фазразвития» /3, с. 5 — 6/ причем так, чтобы была возможность для перехода кродительской позиции, его выполнения.
Не многие понимают всюсерьезность того факта, что выбор стать родителем, это решение на всю жизнь.Нюансов, способствующих принятию данного решения, очень много. Они сложны,разнообразны и уникальны для каждого индивида. Очень сильно, на уровне эмоций,на будущего папу влияет тот факт, что женщина естественным образом переживаетизменения на эмоциональном и физическом уровне.
Первые восхищения ивосторг, которые были вызваны новостью о беременности, зачастую маскируютбессознательные страхи и опасения. А значение отца может быть исключеноностальгией по единству с матерью (вступление в контакт со своей внутреннейматерью), при чем достаточно сильной.
Позитивные мотивы умужчины, которые подразумевают желание стремиться к большей взрослости иразвить свой потенциал, время от времени меняются на опасение в выражении своейженственности. Некоторые из них опасаются отказаться от идеалов, которыесложились еще в юности.
Рождение ребенка меняетвсе. Женщина становится матерью, мужчина – отцом, и в их семейной жизни,обязательным образом, происходят существенные перемены. Каждый член семьи, вкоторой не было детей до последнего времени, должен продолжать адаптироваться(привыкать) к таким существенно-важным изменениям в их жизни. Вместе с тем идети будут нуждаться в новом отношении каждого из родителей в сложившейсяситуации. Многие моменты и факторы будут сильно влиять на развитие этогопроцесса.
Не смотря на то, чтоновоиспеченный отец не имел такого физического контакта с ребенком, как мать,которая ощущала свое чадо в течении всей беременности, в это время у него также появляется и начинает расти привязанность к своему ребенку.
На первом этапебеременности будущий отец знает, что за изменения происходят в его партнерше. Темне менее, все его представления о ребенке, еще совсем неопределенные. На втором– образ еще не родившегося ребенка может более или менее проясняться, благодарятому, что мужчина уже может почувствовать движения плода в утробе матери. Когдадело доходит до третьей стадии беременности многие будущие отцы зачастуюхарактеризуют себя как чутких к детям вокруг. Кто-то из будущих отцов сказал:«Отцовство – это то, что растет внутри Вас».
Такие факторы, какжелание появления на свет собственного ребенка, любовь к нему, способность датьновую жизнь, желание быть похожим на своего отца, дают ход формированию иразвитию чувства отцовства. Мужчина даже может испытывать чувство некоторойзависти по отношению к жене, к ее способности родить ребенка. После того, какребенок родился, отец стремиться поддерживать связь с новорожденным, а так жестарается развивать ее укрепление и сохранность.
Родители появившегося насвет ребенка сталкиваются с тем, что они должны сконцентрировать нановорожденном большую часть своего внимания, а так же физически и эмоциональныхсил. Данный промежуток времени может быть очень тяжелым для обоих членов семьи.Оба родителя могут быть подвержены достаточно сильному стрессу и даже оказатьсяв неком неопределенном душевном состоянии, т.к. они как бы знакомятся со своимребенком осознавая, что это такое. Однако, в поддержании и тем более развитиисвоей взрослости и творческих способностей есть огромные возможности именно вродительской роли.
В момент беременности ипосле родов ненадежность одного из родителей вполне компенсируется с помощьюдругого, его усилий. Если у кого-то из них сильно выражены потребности взависимости, то мужчина или женщина может очень сильно идентифицироваться спотребностями ребенка. Это приводит к определенного рода трудностям, которые,на прямую, связаны с недостатком внимания, испытываемое одним из родителей.
Когда в таком положенииоказывается мужчина, то, как правило, он отдаляется от своей партнерши, сголовой погружается в работу, в общение с друзьями или родительской семьей.Многие женщины замечали, что после рождения очередного ребенка их мужья всеменьше посвящали своего времени дому.
1.2Формирование феномена отцовства
В данной части работы отцовстворассматривается в аспекте формирования феномена, т.е. по этапного развитияпроблематики «Становления образа себя в качестве будущего родителя». Развитиепредставлений об отцовстве у потенциальных родителей в условиях неожиданногостановления (что зачастую происходит) зависит, в основном, от нюансов ихсоциального положения и развития.
Родительство— это социально-психологический феномен, которыйпредставляет собой эмоционально и оценочно охарактеризованную совокупностьзнаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемуюво всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. /6, с. 15/ Из данногоопределения можно с легкостью сделать вывод, что отцовство, это часть понятияродительство, о формировании которого мы и поговорим ниже.
В момент становленияотцовство постоянно проявляет неустойчивость собственной же структуры, котораянапрямую зависит от степени согласования некоторых моментов и т.п. междуродителями. Так же периодически на устойчивость структуры влияют возникающиеконфликтные ситуации. Сформировавшаяся форма отцовства по сравнению с периодомстановления менее подвижна и более стабильна в виду наличия определенного жизненногоопыта.
Формирование феноменахарактеризуется различием представлений женщины и мужчины о себе в качестверодителей, а так же их функций, уровней ответственности и т.п. До того временикак на свет появится ребенок развитие представлений об отцовстве происходит натеоретическом уровне, т.е. будущий отец узнает информацию от друзей и знакомых,у которых уже есть дети, ищет ее в различных источниках и занимается мечтаниеми планированием о своей роли в качестве отца. Теория начинает воплощаться напрактике, когда рождается ребенок.
Развитое отцовство, как иродительства в целом, более стабильно и устойчиво, и реализовывается впредставлении каждого из родителей об отцовстве (материнстве) и соответственнопроявлении родительской роли.
Я предполагаю, чтоотцовство в развитой форме включает в себя:
— отцовские ожидания иустановки на будущее;
— формирование иреализация отцовского отношения;
— ориентация на ценности(будущие семейные ценности).
Отцовство как феноменменее изучено как в науке, так и в литературе по сравнению с материнством.Очень часто отцовству и его роли в изучении феномена родительства отводитсяроль второго плана. Например, нередко многие утверждают, что самое лучшее дляребенка будет прежде всего любовь мужчины к своей жене (В.И. Кочетков, Т.М.Афанасьева, А.С. Спиваковская и др.) /6, с. 5 — 6/. Некоторые склонныпридерживаться позиции, что отец должен быть лишь в качестве стороннегонаблюдателя в периоды беременности и ухода за новорожденным. Отсюда у будущегоотца появляется ощущение одиночества из-за такой «невлюченности», что причиняетему некоторую боль и прочие переживания.
Тем не менее, К.Флэйк-Хобсон (1992) считает, что роль отца в моментах рождения, а так жевоспитания ребенка существенно влияет как на супругов, так и на их малыша. /6,с. 6/ Позиция И. Лангеймера и З. Матейчика (1984) более оптимистична. Для нихроль отца являет собой конкретный пример поведения, а так же определенныйисточник авторитета и уверенности. /6, с. 6/
У мужчин и женщин разноеотношение и содержание в понимании ответственности в родительстве.Непосредственно для мужчины данное понимание проблемы состоит, прежде всего, вматериальном обеспечении и воплощении физического комфорта семьи.
Согласно исследованиям,проведенными Томпсоном и Плеком (Thompson & Pleck, 1986) структура роли отцахарактеризуется компонентами, приведенными ниже, которые влияют и наформирование образа идеального родителя:
1) Нормауспешности или норма статуса – стереотип, который утверждает, что заработок мужчиныопределяет его ценность, в т.ч. и социальную.
2) Нормаэмоциональной твердости – стереотип мужественности, т.е. мужчина должен испытывать мало чувств ибыть в состоянии решать свои эмоциональные проблемы без чьей либо помощи.
3) Нормаантиженственности –стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать «женских» проявлений.
Представления обидеальном отцовстве, в общем, сводятся к тому, что отец должен выглядеть успешнымв глазах ребенка, обеспечивающим высокий материальный достаток, пользоватьсяуважением и авторитетом ребенка, властный, строгий, независимый,малоэмоциональный. /6, c. 6/
У мужчин так же, как и уженщин представление об идеальном родительстве, в данном случае отцовстве можетбыть весьма реалистичным, а так же достижимым в рамках нормы, но так же этопредставление может сдвигаться к акцентуации.
Акцентуация — крайний вариант нормы, при которомотдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживаетсяизбирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействийпри хорошей устойчивости к другим. Иначе говоря, акцентуация характеризуетсобой некий вариант психического здоровья, в частности, нормы, которыйпроявляется в выраженности, заострённости и непропорциональности некоторых чертхарактера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.
Например: женщина полностьюпосвящает себя и свое время ребенку и думает только о нем; или отец, которыйсчитает, что ему вовсе не обязательно общаться с ребенком, т.к. воспринимаетвсе это как «женские глупости».
Считается, что длянормальной социализации ребенку нужно воспитываться в полной семье. Ребенок,выросший без отца, может иметь низкую самооценку, слабо и плохо сформированнуюполовую идентификацию, а так же чрезмерную привязанность к собственной матери.
Изначальнопредполагается, что отношение отца, как к своему ребенку, так и к жене естьнекая совокупность врожденных реакций направленных на защиту и заботу о своейсемье, это так называемый «инстинкт отцовства» или как я его называю«родительский инстинкт».
И. С. Кон (1979),ссылаясь на данные психофизиологических исследований, отмечает, чтородительские чувства отличаются большой пластичностью. Они гораздо сильнеезависят от воспитания, чем от истинного предрасположения. Так, силаэмоциональной привязанности матери к ребенку зависит от того, был ли этотребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является контакт сноворожденным. Чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнеематеринское чувство, когда инстинкт подкрепляется опытом и привычкой. Это такжеверно и по отношению к отцам. /6, с. 7-8/
Так называемая отцовскаялюбовь к собственным детям является очень важным понятием даже для ребенка ещеродившегося. Причем этот еще не появившийся на свет младенец дает будущему отцупрочувствовать «инстинкт отцовства». Мужчина в полной мере может почувствоватьи взять на себя роль защитника, проявить свою любовь и прочие положительныеэмоции, тем более, что всем эти чувства и факторы оказывают сильное влияние наразвитие личности ребенка.
В серии исследованиймальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали смальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которыежили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях посравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями./6, с. 8/
Из выше сказанного можнои следует сделать вывод о том, что личные качества отца, в том числе и любовь, даетребенку чувство такого эмоционально-психологического благополучия, какого емуне может дать полном и необходимом объеме женщина, воспитывающая его без отца.
Так же как и вродительской любви, так и в отцовской можно выделить три составляющие. А именно:социальную; психологическую; биологическую.
Составляющие отцовскойлюбви:
1) Биологическая(инстинктивная).
«Отцовский инстинкт» посравнению с материнским менее устойчив и зачастую имеет меньшую силу, он вбольшей степени выражен сексуально и необходим для организации защиты всего семьии потомства. Это объясняется тем, что особенно в начале развития ребенка отецимеет наименьший физический контакт с ним нежели мать. Поскольку у мужчины нетвозможности получить опыт родов, вынашивания, кормления грудью и т.п.
2) Психологическая(эмоционально-чувственный и когнитивный компоненты).
И. С. Кон (1981)указывает на то, что отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной икогнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менеечувствительны в эмоциональном плане. /6, с.9/
Другими словами, в самце(мужчине) должны быть те качества, которые помогут ему защитить семейство,когда беременная самка (женщина) наиболее уязвима. Таким образом, в самцепоощряется агрессивность. Излишняя нежность отрицательно сказывается наспособности драться в нужный момент. /цит. по Л. Б. Шнейдер, 2001, 6, с. 10/
3) Социальная(поведенческий компонент, семейные нормы и правила).
Отцовские чувства, вчастности любовь, характеризуется в первую очередь причинами социальногопроисхождения (особенности культуры, номы социального поведения и т.п.).
Э. Фромм (2001) считает,что мужчина по своей природе должен развиваться, в данном случае такое развитиекасается собственного разума. Так же постепенно вынужденно создается мир идей,устоев, жизненных приоритетов и тому подобное, это необходимые условиязаменяющие природу и дающие некую базу для обеспечения как существования, так ибезопасности. /6, с. 10/.
В отличие от подчиненияматери, которое по своей структуре является связью природного характера,подчинение отцу – искусственное, т.е. созданное человеком и, как следствиеимеет меньшую силу по сравнению со связью с матерью. То есть для ребенкаочевидны различия между отцовской и материнской любовью. Такая разница особенноощутима на первых стадиях онтогенеза из-за менее тесного контакта ребенка сотцом по сравнению с матерью.
Характеристика чувств иотношений отца и матери по отношению к ребенку выражается в гендерномнесоответствии и обусловлена более поздним формированием института отцовства.
Гендер – это понятие, характеризующеесоциальные представления о мужчине и женщине.
В мифологии отецпредставлен как властный, и даже грозный персонаж способный железной рукойуправлять как семьей, так и людьми и событиями, происходящими в его жизни. Также мужчина показан в качестве прародителя, главы своего рода. Данныемифологические образы формируются в стереотипы и прочно закрепляются в массовомсознании человечества.
В наше время значениероли отца меняется, как и все вокруг, то есть строгий, твердохарактерныйвластелин постепенно переродился в кормильца, соответственно у него сталобольше обязанностей и меньше власти. Вместе с тем произошли существенныеперемены в области принятия общих семейных решений.
Нынешний семейный быт непредполагает для отца семейства особой роли, которая возвышала бы его надостальными членами семьи. Как следствие отцовский авторитет ослабляется и дажеможет быть утрачен. В прошлом традиционном социуме отцовство являлосьнеобходимым условием мужской идентичности, теперь данная необходимостьперестала быть таковой, то есть это стало делом свободного выбора. Например,если раньше женщина забеременела, то мужчина был обязан на ней жениться.
Несмотря на то, чтомногие не придают особого значение роли отца, исследования проводимыепсихологами доказывают обратное, а именно проявление заботу к ребенку состороны отца, которое в свою очередь положительным образом влияет наформирование психики ребенка. Мужчине в семье отдано несколько ролей различногохарактера, а не одна, как принято считать.
Уникальное Гарвардскоеисследование, проследившее преемственность стиля отцовства на протяжениинескольких поколений (с конца 1930-х до конца 1980-х), объектом которого быличетыре поколения мальчиков из одних и тех же семей, показало, чтоиндивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опытамужчины, от того, каким был его собственный отец; этот опыт передается изпоколения в поколение, от отца к сыну, внуку и т.д., и ответственное отцовствочрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. В передаче отцовскогоопыта присутствует как подражание (отец или дед как ролевые модели), так икритический анализ отрицательного опыта. /7, с. 4/
Как и многому другому вжизни, так и непосредственно отцовству необходимо учиться. Одной из основныхзадач гендерной психологии должна являться научение мальчиков, юношей роли отцаи ответственности с ней связанной, особенно остро эта проблема должна стоятьдля воспитанников малодетных и не полных семей. Компромиссное же воспитаниенаправленное на акцентуацию различий между отцовством и материнством отнюдь неявляется верным и скорее может навредить, чем помочь.
Глава 2Психологическая готовность к отцовству
2.1Психологическая готовность к отцовству
У меня давно сложилосьмнение, что любому мужчине просто необходимо стать отцом в определенный моментего жизни, так как это очень поспособствует его дальнейшему жизненному росту иразвитию. Конечно же, я рассматриваю ситуацию в рамках нормы и не затрагиваюкакие-либо варианты отклонений от нее. Для мужчины рождение ребенка, этоодновременно огромная радость и такая же огромная ответственность, котораядостаточно резко сваливается на его плечи, но даже сильным мужским плечам нужнаопределенная помощь и психологическая поддержка. Буквально на первых месяцахпосле рождения ребенка существующий риск психических расстройств усиливается.
К тому же происходиточень сильный «жизненный переворот», то есть у мужчины недавно ставшим отцомпроисходит сильнейшая переоценка жизненных ценностей, стереотипов и принциповповедения.
Готовность к отцовству впсихологическом аспекте характеризуется тем, как сформированы такие важные ееэлементы, как:
— развитие личности отца,направленное на последующее воплощение и осознание всей возложеннойответственности;
— знаний об отцовстве, аименно роли и значения отца в семье и по отношению к ребенку;
— стереотипов ипотенциальных направлений касательно детского воспитания;
— характеристики своей жеготовности к отцовству.
Исследование реакцииотцов касательно тесных контактов с новорожденными отражает тот факт, чтомужчина в данных ситуациях часто как бы отдаляется от ребенка и даже испытываетнекий дискомфорт эмоционального характера, когда женщины наоборот большестараются идти на сближение со своими детьми.
В большинстве случаевмужчины практически не ухаживают за новорожденными детьми, более тесное общениес ребенком у них начинается с 1,5 – 2 лет, иногда и позже. Появление ребенкадля отца с определенного рода трудностями материального, морального и бытовогохарактера при минимуме развлечений различного характера. Тем не менее,всесторонне осведомленные отцы практически не ощущают тягот связанных срождением ребенка, а даже наоборот испытывают как моральное, так и физическоеудовлетворение от контакта с младенцем. Однако, в большинстве своем такоепроисходит, когда матери нету рядом. Это связано с тем, что новоиспеченный отецбоится показать свои истинные чувства к ребенку, а так же показаться в глазахматери неуклюжим. Такая ситуация стимулирует развитие привязанности к младенцу.
Юношеские мнения на счетотцовства складываются из примеров поведения их отцов, внутрисемейных отношенийжизненной позиции родителей и их влияния. Причем следует заметить, что у юношейиз не полных семей представления об отцовстве формируются несколько иначе,активное влияние здесь оказывают отношения между его родителями. Например, еслиони складываются положительно, то юноша видит себя достаточно лояльным исправедливым отцом. В случае же отрицательного характера отношений существуетвероятность формирования конфликтного и недружелюбного образа.
Мужчины, будучивоспитанными в неполной семье зачастую негативно воспринимают как отца, так имать. Такое положение вещей способствует иному формированию их отношения ковсему, причем не в самом лучшем аспекте. Это в основном проявляется в попыткахсамоутвердиться, недоверии и тому подобное. Такой человек обычно являетсяэгоистом, для которого собственные интересы на первом месте, но при всем этомсемья для него много значит и имеет особый смысл.
Что касается воспитания вполной семье, то тут дело обстоит несколько иначе. Благодаря благополучиювнутрисемейных отношений формируется более положительный и авторитетный образотцовства.
Несмотря на некоторыепохожие моменты в образах идеального отцовства имеет место значительныеразличия в акцентах, в том, как их расставляют юноши из полных семей в отличиеот тех, кто воспитывался в неполных семьях.
2.2 Оценкаготовности к отцовству: понимание роли отца
В России с ее культурнымии историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем наЗападе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают ростприоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформацииобраза отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мересохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскуюроль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитаниепреимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняютобнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию ирассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли вобществе. /10, с. 5/
Между уровнем отцовскогоинстинкта и степенью зрелости отца как личности наблюдается определеннаявзаимосвязь. Главное препятствие раннего отцовства, а точнее сказать мужчин,ставших отцами достаточно рано еще не успев «созреть» состоит в том, что у нихнету практически ни какого опыта в общении с ребенком из-за этого они неполучают удовлетворения от этого. Подготовленный же отец, это любящий,понимающий и принимающий отец и такое же воспитание. Рассматривая отношение кребенку у подготовленных (зрелых) отцов следует заметить, что у них естьжелание воспитывать, учить и тому подобное. К тому же у них быстрее и сильнеепроявляются настоящие мужские черты, а именно защита себя и семьи, большаявнутренняя сила и энергия, принятие на себя ответственности.
Многие отцы считают, чтовоспитание, это, прежде всего ограничения в виде разного рода замечаний и запретов.В итоге, примерно в 4-5 лет ребенок воспринимает отца как критика, для котороговсе его действия и поведение являются неправильными и плохими. Такая позиция вкорне не правильная и негативно сказывается на собственной самооценке ребенка иего уверенности в себе.
Роль отца в воспитаниизаключается в поощрении активности, направленной на развитие социальнойкомпетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимностьчеловеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу.Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике,способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональнойориентации./11, с. 2/
Заключение
В наше время имеют местосущественные изменения в ролях и соответствующих стереотипов поведения мужчин иженщин, которые создает смена гносеологической модели эволюционнойдеятельности. Иными словами, нынешняя модель идеального отцовства заключает всебе моменты как мужской, так и женской традиционной модели поведения.
Вследствие этого у отцовпоявляется более широкий спектр возможностей для проявления родительской любви.Учитывая то, что любовь отца — это огромная сила в воспитании и развитииребенка, начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви, при которомотец психологически и эмоционально принимает участие в родах, беременности,кормлении, уходе и воспитании ребенка. С момента рождения ребенок испытываетострую потребность в заботе со стороны родителей, которая подразумеваеткормление, телесный контакт, а кроме того — потребность в эмоциональномконтакте и общении. Данные потребности может удовлетворить не только мать, но иотец. Это способствует возникновению более тесной эмоциональной привязанностиотца к ребенку, которая впоследствии перерастает в родительскую любовь./6, с.15/
В данной работе мною вобщих чертах была рассмотрена и раскрыта тема становления мужчины на путьотцовства, и некоторых особенностей (основных моментов) формирования феноменаотцовства. Так же я акцентировал свое внимание на проблеме психологическойготовности к отцовству. На мой взгляд, тема отцовства еще не достаточно изученав силу некоторых причин и может послужить хорошим подспорьем. Например, многиелюди, в том числе и специалисты-психологи, придерживаются однозначного мнения отом, что мужчина в качестве отца исполняет роль стороннего наблюдателя до ипосле рождения ребенка, а так же его дальнейшего развития.
На сегодняшний деньпроблема отцовства и его формирования весьма и весьма актуальна и будетоставаться таковой еще долгое время, так как существует еще много нюансовданного феномена требующих более пристального изучения.
Кроме того, я бы хотелпродолжить рассмотрение проблемы отцовства, но уже несколько иного и глубокогонаправления, а именно психологические переживания отцов в первые месяцы послерождения ребенка и возможность проявления у них разного рода психическихотклонений и расстройств.
Библиография
1. Педагогическиеусловия формирования позитивного образа Я-родитель у студентов вуза, пережившихдомашнее насилие. planetadisser.com/see/dis_198842.html (24.12.2008)
2. Понятие«родительство» www.childpsy.ru/index.php/view/
articles/ ?item=1707&cat= 1&full=yes (24.12.2008)
3. Травма и переходк родительской роли
www.psychol-ok.ru/lib/elton_v/tprr.html (24.12.2008)
4. Репродуктивнаякультура семьи в эпоху Возрождения www.countries.ru/library/renesans/vzrreprod.htm
(24.12.2008)
5. «Психологическаяготовность к родительству в период ранней взрослости» Захарова Ю.С.
6. Феноменотцовства. Роль отца в развитии ребенка. (Автор неизвестен)
7. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/OTTSOVSTVO.html(09.04.2009)
8. http://www.salons.su/msk/articles/magazine/family(09.04.2009)
9. Овчарова Р. В.Психология родительства. — М; “Академия”, 2005
10. http://www.pravmir.ru/article_3392.html(09.04.2009)
11. http://senoval.hutor.ru/artic/family/psiholog_otca(09.04.2009)
12. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001662(09.04.2009)
13. Психолого-педагогическиехарактеристики семьи в период ожидания ребенка. (Рюмина-Македонова Н.В.)
14. http://www.psymama.ru/articles/shmurak1.html(09.04.2009)
15. http://magazines.russ.ru/znamia/2004/6/grim19.html(09.04.2009)