Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Учет поступления товаров и анализ товарных запасов в оптовых торговых организациях

--PAGE_BREAK--
Бухгалтерский учет в оптовой торговле
          Основными нормативными актами, регламентирующими порядок веления бухгалтерского учета в торговле, являются:

            -ФЗ от 23.02.96 г. «О бухгалтерском учете» (изм. от 23.07.98 г., от 28.03.2002 г.);

            -Налоговый Кодекс Российской Федерации;

            -приказ Минфина Российской Федерации от 29.07.98 г. №34н (в редакции приказов от 30.12.99 г. №107н и от 24.03.200 г. №31н) «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;

            -приказ Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н «Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01);

            -приказ Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н «Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации»;
            Порядок документального оформления получения и приемки товаров
            Приемка товаров народного потребления в торговле осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами РФ:

            -Гражданский Кодекс РФ;

            -Инструкция о порядке приемки продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. № П-6 (с изменениями от 29.12.73 г. и от 14.11.74 г.);

            -Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 г. № П-7) (с изменениями от 29.12.73 г. №81 и от 14.11.74 г. №98);

            -Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов (утверждена Госарбитражем СССР 15.10.90 г.);

            -«Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утверждены письмом Роскомторга от 10.07.96 г. № 1-794/32-5)

            Первичные документы по поступлению товаров являются основой организации материального учета, так как непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и их рациональным использованием.

            Передача товаров от продавца к покупателю оформляется следующими первичными документами:

            -товарной накладной по форме № ТОРГ –12

            -накладной на отпуск материалов на сторону по форме № М –15

            -товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т и т.д.

            Также поставщик обязан предоставить покупателю другие документы, имеющие какое либо отношение к товару: паспорт качества, сертификаты соответствия, инструкции по применению и т.д.

            По результатам проверки по количеству и качеству на предприятии торговли составляются документы установленной формы.

            Для контроля поступивших товаров на предприятиях рекомендуется вести «Журнал учета поступающих товаров».

            Принятые кладовщиком на склад товары оформляют приходными ордерами, которые подписывают заведующий складом и экспедитор.

            В бухгалтерии предприятия открывают «Карточки учета материалов» и передают их на склад. Учет движения товаров на складе осуществляется кладовщиком в «Карточке учета товаров» или «Книге учета товаров».

            Запись в карточках делается на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток товаров. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов товаров.
Учет поступления товаров в оптовой торговле
          Поставщики отгружают в адрес оптовых организаций товары в соответствии с заключенными с ними договорами, определяющими права и обязанности сторон.

 Основными реквизитами договора являются наименование сторон (поставщика и покупателя), предмет договора (наименование и количество товара), имущественная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора, цены, сроки поставки, порядок расчетов, тара и упаковка и т.д. За невыполнение условий договоров предусматриваются штрафные санкции. Кроме того, с виновной стороны могут быть взысканы убытки в размере, не покрытом штрафом или неустойкой. Однако уплата штрафов и возмещение убытков не освобождают нарушителя договора от его исполнения. В целях контроля за ходом заключения договоров их регистрируют в специальных журналах. Для учета их выполнения на каждый договор может открываться карточка, в которую записываются основные условия договора, а затем на основании поступающих приходных документов делаются отметки о его выполнении. Периодически проверяются итоги выполнения договоров и при их невыполнении предъявляются претензии поставщикам.

            В целях сохранности поступающих товаров поставщик обязан обеспечить: строгое соблюдение установленных правил упаковки, затаривания, маркировки и опломбирования отдельных мест; вложение в каждое тарное место документа, свидетельствующего о наименовании и количестве товаров, находящихся в данном тарном месте; четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве товаров фактически отгружаемому, своевременную отсылку этих документов получателю; строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузке и креплению и др.

            Получатель обязан: обеспечить приемку товаров по количеству и качеству в установленное время; обеспечить контроль за правильным их оприходованием материально ответственными лицами; создать условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений товаров.

            Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от: места приемки (на складе поставщика, от органов транспорта, на складе покупателя); характера приемки; наличия или отсутствия соответствующих сопроводительных документов и т.д.

            Приемка товаров по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя, удостоверяющим их количество, а приемка товаров по качеству и комплектности – по сопроводительным документам, удостоверяющих их качество и комплектность (технический паспорт, сертификат и т.д.).

            В бухгалтерском учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным оприходованием товаров со стороны материально ответственных лиц согласно документам поставщиков. Поставщики при отгрузке товаров в адрес оптовых организаций выписывают документы: коммерческие (товарные); транспортные и страховые; платежно-банковские (расчетные).

            После поступления товаров на склад каждому виду присваивают номенклатурный номер. После этого заполняется материальный ярлык, где указываются наименование товаров, номенклатурный номер, единица измерения, цена, лимит наличия остатков.

            Материальный ярлык находится в месте хранения товаров.
            Материальная ответственность
            Учет товаров на складе ведется материально ответственными лицами в количественном выражении (натуральных показателях). Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии с материально ответственными лицами заключают договора о материальной ответственности.

            Под материальной ответственностью работника понимается взыскиваемая с него денежная компенсация за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей (например, недостача, порча).

            В соответствии со ст.223 ТКРФ гл. 39, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате  ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

            Обязанность доказать размер причиненного ущерба лежит на стороне, которой ущерб причинен.

            Статьей 242 ТКРФ определена полная материальная ответственность, в соответствии с которой полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере.

            Однако материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

            Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1)     когда в соответствии с ТК или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2)     недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3)     умышленного причинения ущерба;

4)     причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5)     разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

6)     причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, а также с главным бухгалтером.
            Синтетический учет поступления товаров
          Синтетический учет поступления товаров ведется в соответствии с приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации» на активном счете «Товары», субсчет 1 «Товары на складах», а тары –на субсчете 3 «Тара под товаром и порожняя». Остаток товаров по этому счету отражается во втором разделе баланса «Оборотные активы» по покупной стоимости (стоимости их приобретения). Поступающие товары и тара приходуются по дебету счета «Товары» с кредитованием счетов по учету расчетов. Поступление товаров и тары можно отражать в учете с использованием счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в порядке, аналогичным порядку учета соответствующих операций с материалами. Однако торговые организации практически этот счет не применяют.

            Принятие к учету товаров и тары отражается следующими проводками:

            на сумму фактически поступивших товаров от поставщиков по покупной стоимости-

Д-т сч. «Товары», субсчет «Товары на складах»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

            На сумму налога на добавленную стоимость, относящегося к поступившим товарам:

Д-т сч. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

К-т сч. ««Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

            Если в первичных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, сумма налога на добавленную стоимость отдельной строкой не выделена, то приобретенные товары приходуются по полной стоимости приобретения, включая НДС. Если организация поставщик освобождена от уплаты НДС, и она по просьбе покупателя выставила ему счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС и покупатель сумму налога возместил из бюджета, то поставщик-льготник уплачивает в бюджет ту сумму НДС, которую он указал в этих документах. На сумму поступившей от поставщиков тары производится бухгалтерская запись:

Д-т сч. «Товары», субсчет 3 «Тара под товаром порожняя»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

            Если при поступлении товаров в счет поставщика включены транспортные расходы, оплаченные за счет оптовой организации, то сумма отражается проводкой:

Д-т сч. «Расходы на продажу»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

            Выявленная при приемке товаров претензия отражается в учете следующим образом:

            На сумму претензий, предъявленных поставщику (при предоплате) или транспортной организации по покупной стоимости, -

Д-т сч. «Расчеты с разными дебиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

            На сумму НДС, относящегося к сумме предъявленной претензии, -

Д-т сч. «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-Т сч. «НДС по приобретенным ценностям».

            На сумму недостачи товаров по покупной стоимости-

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

            На сумму НДС по приобретенным ценностям, относящегося к недостающим товарам,-

Д-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т сч. «НДС по приобретенным ценностям».

            При списании недостачи товаров за счет материально ответственного лица сумма недостачи увеличивается на величину торговой надбавки-

Д-т сч. «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

            При отнесении суммы недостачи товаров на виновных по покупной стоимости-

Д-т сч. «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей».

            При списании суммы недостачи за счет оптовой организации по покупной стоимости

вместе с НДС-

Д-т сч. «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей».

            Излишки, выявленные при приемке товаров, приходуются в обычном порядке.

            Товары могут поступать на склад от:

            Подотчетных лиц-

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Расчеты с подотчетными лицами»;

            Учредителей-

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»

К-т сч. «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».

            Структурных и других подразделений-

Д-т сч. «Товары», субсчет 1 «Товары на складах»,

К-т сч. «Внутрихозяйственные расчеты».

            Поступление товаров в счет займов отражается бухгалтерской записью:

Д-т сч. «Товары», субсчет «Товары на складах»

К-т сч. «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

            Оплата поставщикам за поступившие от них товары производится по безналичному или наличному расчетам. При этом составляются бухгалтерские записи:

            При оплате с расчетного счета-

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Расчетные счета».

            При оплате наличными-

Д-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. «Касса»

            При оприходовании и оплате поставщикам за поступившие товары производится зачет НДС составлением бухгалтерской записи:

Д-т сч. «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. НДС по приобретенным ценностям»

            Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете «расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

            Аналитический учет товаров в оптовых организациях ведется по материально ответственным лицам, наименованиям товаров по количеству, цене (покупной) и сумме.
Аналитический учет товаров в торговле
            Для получения информации (сгруппированной тем или иным образом), обобщенных сведений по группам товаров, покупателей, поставщиков, а также других объектов учета необходимо ведение аналитического учета.

            На определение видов аналитического учета на предприятии торговли влияют следующие факторы:

            -необходимость анализировать объемы продаж и рентабельность по группам товаров, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, планирование и нормирование расходов на продажу товаров, поиск путей их минимизации и т.д.;

            -необходимость составления и представления бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

            -различные режимы налогообложения для разных объектов учета (правильное исчисление налога на добавленную стоимость требует веления учета в аналитических разрезах, а использование льготных режимов возможно только при ведении раздельного учета облагаемых и необлагаемых оборотов).

            Аналитический учет поступления товаров ведется на складах и в бухгалтерии организации. Ведение аналитики по поступившим товарам необходимо при следующих моментах:

1)     Переход права собственности. Необходимо организовать складской, оперативный, управленческий учет таким образом, чтобы движение закупленных товаров было отделено от движения товаров, принятых на комиссионных началах.

2)     По наименованиям, группам наименований, сортам, кипам, партиям и т.д. Например, учета по группам: тары, горюче –смазочных материалов и т.д.

3)    
По местам хранения товаров, а именно: по складам, по материально ответственным лицам. Ведение такого учета важно для управленческих целей, для проведения инвентаризации товаров, тары.

4)    
Учет товаров по различным ставкам НДС (18%, 10%, 0%). Ведение такого рода учета необходимо для применения льгот при налогообложении, которые могут быть предоставлены организации только при наличии раздельного учета поступления и реализации товаров.

5)    
По типу поставщика –физ.лица, ПБОЮЛ, юр.лица. Такой учет необходим для учета НДС и НДФЛ.
Учет товарных запасов в бухгалтерии
            В соответствии с приказом Минфина РФ от 09.12.98 г.№60н (в редакции приказа от 30.12.99 г. №107н) «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»» (ПБУ 1/98) торговая организация должна определить в своей учетной политике метод учета товаров в бухгалтерии.

            К таким методам учета относятся:

            1) сальдовый метод (на складах организуется только количественный учет по видам ценностей – номенклатурным номерам; бухгалтерия ведет только суммовой учет – в денежном выражении).Сальдовый метод применяется при наличии широкой номенклатуры товаров и позволяет снизить трудоемкость учетных процедур.

            При сальдовом способе бухгалтерия не ведет учет остатков и движения каждого вида товара. Бухгалтер проверяет правильность записей в товарных книгах или карточках складского учета, которые ведут материально ответственные лица, ежедневно или один раз в несколько дней.

            Для проверки правильности учетных записей на 1-е число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) составляют сальдовую ведомость. В ней на основании регистров складского учета указывают остатки товаров по наименованиям, артикулам, сортам, количеству и цене. Итог этой ведомости должен соответствовать сальдо по синтетическому счету 41 «Товары»;

            2) количественно-суммовой метод (на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей). Количественно-суммовой метод используется для усиления контроля сохранности и движения товаров.

            По данным, полученным от материально ответственных лиц, по окончании месяца в бухгалтерии подсчитывают итоги прихода и расхода и определяют остатки товаров на начало следующего месяца.

            На 1-е число каждого месяца на складе составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 41 «Товары». В ведомости по каждому наименованию и сорту товаров указываются остатки на начало месяца в натуральном и денежном выражении, приход и расход за месяц, а также остаток товаров на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости сверяют с данными учета по синтетическому счету 41 «Товары».

            Результаты сверки данных бухгалтерского учета товаров (как при сортовом, так и при партионном способах) оформляют специальным актом.

            После сверки составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и сопоставляют ее итоги с данными синтетического учета по счету 41 «Товары».

            Выявленные ошибки исправляют для достижения равенства между стоимостными данными синтетического и аналитического учета в натуральных показателях на складе.
            В соответствии с действующим законодательством РФ все предприятия и организации, независимо от организационно –правовой формы собственности, обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств.

            Основные этапы инвентаризации товарно-материальных ценностей:

1)     Этап подготовительных мероприятий.

Издается приказ о проведении инвентаризации, назначается инвентаризационная комиссия, определяются сроки проведения и виды инвентаризуемого имущества, получаются расписки от материально ответственных лиц и т.п.

Перед проверкой инвентаризационная комиссия должна получить последние приходные и расходные документы и отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, указывая на них: «до инвентаризации на дату…» Это служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Все операции по приему и отпуску материальных ценностей во время инвентаризации должны быть прекращены.

Ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, должны быть оприходованы после даты инвентаризации.

В инвентаризационные описи эти ценности также не включаются.

Материально ответственные лица дают расписки, в которых указывается, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

2)     Проведение измерений, взвешиваний и т.д.

В присутствии членов инвентаризационной комиссии проводятся мероприятия по взвешиванию, обмериванию и подсчету товарно-материальных ценностей. Результаты фиксируются членами комиссии в инвентаризационных описях.

3) Выявление расхождений учетных показателей с фактическими данными.

Инвентаризационная комиссия проводит сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета.

По результатам выявленных расхождений составляются ведомости –форма № ИНВ –19. В этих ведомостях отражаются расхождения по каждому наименованию и сорту товарно-материальных ценностей и определяются причины расхождений.

3)     Оформление результатов инвентаризации

На основании данных сличительных ведомостей, издается приказ руководителя о результатах проведенной инвентаризации. В приказе указывается, какой результат выявлен при инвентаризации, а также определяются мероприятия по ликвидации ее последствий.

Данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, а лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия товаров тары с данными бухгалтерского отчета должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации –в годовом бухгалтерском отчете.

На испорченное имущество, выявленное в процессе инвентаризации, комиссия составляет отдельную опись.

Списание испорченных ТМЦ оформляется актами о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей, в которых указываются причина и виновники потерь, возможности дальнейшего использования ценностей (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку) или уничтожения.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.