--PAGE_BREAK--1.2 Использование средств наглядности в обучении детей дошкольного возраста
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Наглядные методы не могут быть изолированы от словесных методов обучения, ибо всякое наглядное пособие поясняется, анализируется, является источником дополнительной, или основной информации по изучаемому вопросу. Наглядные методы – это и беседы, и описания, и рассказ, и объяснение, и самостоятельное изучение, но с помощью наглядных средств.
Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий [22, c.18].
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
1. Метод иллюстраций
2. Метод демонстраций
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок. К демонстрационным методам также относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:
1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
2. Четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие моменты.
3. Детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации.
4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
Из различных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической – широкое применение в обучении находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике [32, c.20]/
Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно ориентирует на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия.
Каждое средство наглядности отличается и той специфической функцией, которую оно может выполнять в воспитательно-образовательном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Важным элементом являются комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время занятия быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей. К числу таких средств относятся магнитная доска и фланелеграф, дидактические возможности которых во многом одинаковы.
В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на занятии. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой образовательной, воспитательной задачи занятия. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу различных анализаторов.
Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Ю.К. Бабанский утверждал, что «чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание детей, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет о детях не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью» [18, c.12].
Эффективность применения средств наглядности в образовательном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на занятии и разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова воспитателя. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову педагога. Одна из задач совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в широком использовании на занятии наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу детей с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.
Познавательная эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности детей, в переработке содержащейся в ней информации.
Развитию теоретического мышления помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий. Эти возможности средств наглядности хорошо описаны в трудах А.М. Пышкало, который отмечал, что общаясь с разнообразными предметами и моделями геометрических фигур, выполняя большое число опытов, дети выявляют их наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса [12, c.23].
Рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.
Применение наглядных пособий позволяет абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений. Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном занятии, также обеспечивает выделение наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Современные средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и слуха
На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики необходима подготовка специалистов, компетентных в области применения современные средства наглядности в обучении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и слуха.
Для детей с глубокими и комплексными сенсорными нарушениями одним из наглядных средств обеспечивающих взаимодействие и общение с окружающим миром являются компьютерные технологии.
В настоящее время компьютерные технологии стали, активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития. В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций [29, c.22].
Обучение и воспитание слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.
Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка.
Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности [28, c.23].
Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.
Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».
Одними из первых работ в области создания технических средств поддержки коррекционного процесса стали разработки вспомогательных средств, направленных на формирование и коррекцию произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом и тяжелыми речевыми патологиями. Задачами таких специфических средств обучения, разрабатываемых при сотрудничестве сурдопедагогов и инженеров, являлись восполнение дефицита информации о звучащей речи за счет других, более сохранных видов восприятия, дополнение структуры обратной связи за счет привлечения сохранных анализаторов (зрительного, тактильно-вибрационного) [34, c28].
В 70-80 годы в бывшем СССР в свое время были выделены государственные средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих «ВИР», «И-2», «ВИР – 6 Интонограф».
Принципиально новую технологию в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции фонетической стороны речи предложили специалисты компании IBM. В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» (версии 1.0,2.0,3.0, 4.0) на базе персонального компьютера. В нашей стране освоение компьютерной программы «Видимая речь» началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы.
Данная программа в первую очередь предназначена для работы как с детьми, так и со взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.
Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.
Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130».
Данная программа представлена как сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Он является программно-аппаратным комплексом, так как использует нестандартное устройство обработки звука в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS [37, c. 54].
Представленная компьютерная технология является целостным, системным программным продуктом, но и она не может охватить все аспекты деятельности логопедов и дефектологов, поэтому планируется дальнейшая разработка технологических аспектов использования компьютерных средств обучения в специальном образовании, создание новых специализированных компьютерных программ, построенных с учетом закономерностей и особенностей развития детей с различными нарушениями.
продолжение
--PAGE_BREAK--Выводы по первой главе
В современном прогрессирующем мире, увеличилось число наглядных средств. Особое место в системе обучения занимают технические средства, являющиеся носителями новых информационных технологий: компьютеры, интерактивные и мультимедийные средства, обеспечивающие оптимальные возможности для работы с видеограммой в условиях аудиторной и самостоятельной (дистантной, с помощью интернета) работы по овладению языком.
Применение традиционных и инновационных наглядных средств в обучении детей дошкольного возраста повышается мотивацию обучения, и создает благоприятные возможности для овладения языком, и формирования языковой личности, развитии устной и письменной речи и словесного отвлеченного мышления.
Для построения учебно-воспитательного процесса необходима преемственность основных принципов: доступности, системности, принцип развивающего обучения и т.д., основная роль в котором принадлежит принципу наглядности.
Реализация принципа наглядности как в дошкольном образовании, так и в специальном дошкольном образовании способствует:
— повышению познавательной активности;
— развитию зрительного (сенсорного) восприятия;
— скоординированности крупной и мелкой моторики;
— формирование и 0закрепление элементарных математических умений и навыков;
— совершенствование речевых возможностей (расширение словарного запаса, закрепление обобщающих понятий, предложно-падежных конструкций, развитие связной речи)
— закрепление навыкам по обучению грамоте, тренировка навыков самостоятельного послогового и слитного чтения;
— обучение играм на развитие памяти, внимания, логического мышления;
— расширение диапазона учебно-игровых моментов.
При обучении детей дошкольного возраста используются разнообразные средства наглядности, это обусловлено тем, ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающей действительности без каких – либо специальных условий. При этом 90% — этой информации – зрительная… При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности воспитатель раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала.
Отсутствие средств наглядности приводит к затруднению чувственного восприятия многих предметов и явлений окружающего мира.
Таким образом, комплексное применение наглядного материала несет в себе высокие познавательные возможности, активизируя мыслительную и речевую деятельность. Поэтому применение наглядности в сочетании со словом и практической деятельностью на занятиях является необходимым.
Глава 2. Экспериментальные исследования особенностей использования наглядных средств в обучении детей дошкольного возраста 2.1. Организация и ход экспериментального исследования
Актуальность исследования заключается в том, что важным условием эффективного речевого развития является применение наглядных средств обучения при построении учебно-воспитательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. наглядность обеспечивает осмысление детьми определенных понятий или ситуаций, а применение их в игровой форме обеспечивает комфортную психологическую атмосферу.
Цель исследования: изучить особенности использования наглядных средств в организации учебно-воспитательного процесса у детей дошкольного возраста.
Реализация, выше обозначенной цели, предполагает решение следующих задач:
1. Провести изучение влияния наглядности на развитие познавательной активности и интереса у детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядно-игровых средств.
2. Провести качественно-количественный анализ полученных данных.
Экспериментальное исследование проходило на базе ДОУ №50 (10 испытуемых старшего дошкольного возраста). [Приложение 1, таблица№1]
Для решения поставленных задач, проводился констатирующий эксперимент, в котором использовалась серия упражнений с использованием наглядных пособий и без них Т.Б. Уваровой.
При проведении эксперимента испытуемым было предъявлено 2 серии заданий. После каждой серии проводился, качественный и количественный анализ полученных данных.
Первая серия, включала в себя 2 вида заданий, направленные на изучение умения детей употреблять имена существительные в различных падежных формах, изучение умения классифицировать на наглядной опоре и без нее.
Первое задание «Заботливый Петя»
Материал: Развернутая карта на одной половине изображен мальчик, а на другой предусмотрено место для прикрепления карточек с изображением домашних животных, домашних птиц.
Инструкция: Педагог предлагает ребенку из множества карточек выбрать только те, на которых изображены домашние птицы и животные и прикрепить ее на соответствующее место на карте, после задаются вопросы и том, чем питаются птицы и животные.
В задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Неверный ответ 0 баллов. Максимальное количество баллов 10. [Приложение 2, таблица №2]
Второе задание.«Отгадай слово».
Материал: обобщающие слова: овощи, фрукты, птицы, одежда, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, головные уборы, посуда.
Инструкция: Детям предлагается описание обобщающего слова, а ребенок должен назвать это слово.
1. Растут на грудке в огороде, используются в пищу. (Овощи)
2. Движется по дорогам, по воде, по воздуху, перевозит людей, грузы (транспорт)
3. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты)
4. Люди это шьют, стирают, утюжат, носят (Одежда).
5. На ней можно сидеть, лежать, спать. (Мебель)
6.Они бывают перелетные и зимующие. Любят кушать ягоды, семечки. (Птицы).
7. Человек за ними ухаживает, кормит, поит, играет. (Домашние животные)
8.Они хищники и живут в лесу. Сами добывают себе пищу (Дикие животные).
9. Человек это носит на голове зимой, чтобы не простудиться и не заболеть, а летом от солнца прячется. (Головные уборы).
10. Из нее можно пить, есть. В ней можно готовить кушать. (Посуда).
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов 10. [Приложение 3, таблица №3].
Вторая серия включала 2 вида заданий, основная цель данной серии заключается в выявлении умений подбирать слова – антонимы.
Первое задание. «Слова - неприятели».
Материал: предложения и соответствующая наглядность к ним.
Инструкция: Детям читается предложение, которое необходимо закончить, назвав слово — «неприятель».
1. — слон большой, а комар….
2. — камень тяжелый, а пушинка…
3. -зимой погода холодная, а летом…
4. — конфета сладкая, а лимон…
5. — дерево высокое, а куст…
6. — суп горячий, а сок…
7. — днем светло, а ночью…
8. — заяц скачет быстро, а черепаха ползет…
9. — баба Яга злая, а фея…
10.— Винни-Пух толстый, а Пятачок …
За каждый правильный ответ 1 балл, Максимальное количество баллов 10. [Приложение 4, таблица №4]
Второе задание. «Скажи наоборот».
Материал: набор слов.
Инструкция: Детям читаются слова, а им необходимо подобрать слово, противоположное по значению:
1. Большой — ….
2. Друг — …
3. Высокий — ….
4. Мир — …
5. Новый — …
6. Говорить — …
7. Толстый -…
8. Широкий — ….
9. Сухой — …
10.Закрывать — …
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов 10. [Приложение 5, таблица №5].
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Качественный и количественный анализ данных
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что при предъявлении заданий с использованием наглядности (картин, карточек) дети старшего дошкольного возраста легко и быстро справлялись с заданиями, чем на словесной опоре.
При предъявлении материала на слух, второго задания, дети просили о повторном прочтении предложения, ближе к концу выполнения заданий наблюдается усталость, потеря интереса и мотивации, рассеянность внимания, переключение на другие объекты. Также дети не смогли оценить результат своей деятельности и дать качественную оценку выполненному заданию. Отмечаются ошибки при выделении обобщающих понятий таких как «Головные уборы», «Домашние животные», «Дикие животные».
При выполнении задания «Заботливый Петя» дети с удовольствием рассматривали предложенные карточки с легкостью классифицировали домашних животных и домашних птиц, выделяя существенные признаки каждой классифицируемой группы, после выполнения задания внимательно изучали полученный результат, анализировали, сравнивали. В течение всего времени выполнения первого задания у детей отмечался высокий уровень концентрации и распределения внимания. Данные представлены в диаграмме №1.
Диаграмма №1. Сравнительный анализ первой серии заданий
При проведении второй серии заданий, были получены следующие результаты, представленные в диаграмме №2.
Диаграмма №2. Сравнительный анализ второй серии заданий
При выполнении первого задания во второй серии «Слова – неприятели» отмечается высокий уровень владения антонимами, который характеризуется умением ориентироваться в смысловом значении слова, использованием знакомых слов в словосочетаниях и предложениях, пониманием языковых явлений (в частности слова-антонимы) с опорой на наглядность.
Во втором задании «Скажи на оборот», у детей отмечаются трудности, т.к. задание проводится без наглядной опоры, которые характеризуются недостаточным развитием слухового восприятия, низким уровнем словаря признаков и действий.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что использование наглядных пособий способствует развитию познавательной активности, концентрации и распределения внимания, как на главные, так и на второстепенные элементы сюжета.
Оптимальное использование наглядности позволяет избежать перезагруженности, что повышает эффективность выполнений задания, способствует боле прочному установлению причинно-следственных связей, и улучшает ясность представлений детей дошкольного возраста об окружающем мире, а так же является опорной точкой в осознании связей между явлениями, объектами.
Таким образом, комплексное применение визуального материала несет в себе высокие познавательные возможности, активизирует мыслительную и речевую деятельность. Поэтому ее применение, учитывая своеобразие любой наглядности и ее сочетание со словом и практической деятельностью на занятиях с детьми дошкольного возраста просто необходимо
Выводы по второй главе
Наглядность сама по себе без организующей роли взрослого не оказывает сколько-нибудь значительного внимания на развитие познавательности ребенка дошкольного возраста в особенности. Оптимальное использование различных средств наглядности способствует развитию зрительного сосредоточения на объекте, а соответственно и развитию зрительной памяти, концентрации внимания, развитию речи.
Применение наглядности на занятиях позволяет эффективно усваивать информацию посредством ее визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности.
Необходимо отметить, что наглядность выступает как источник информации об объекте, а так же ее целесообразно использовать как средство усвоения информации об окружающем мире.
При помощи визуальных объектов становится возможным обучение детей алгоритму построения речевого высказывания, стимулирование познавательной активности, развитию ВПФ, все это способствует более быстрому обучению и закреплению изучаемого материала, а в дальнейшем и самостоятельному использованию в практике.
Правильное использование наглядных средств в организации учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста создает у них ясные представления об окружающем мире, предупреждает, а так же исправляет речевые ошибки, способствует обучению детей правильно пользоваться языковыми средствами для выражения связей и отношений, наблюдаемых в реальном мире.
Именно наглядность повышает интерес и внимание дошкольников к заданию, делает более доступным для их понимания содержание материала, выполняет роль дополнительных побуждений, помогающих отразить свои действия и организовать контакт с окружающими.
Заключение
При использовании наглядности в построении учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать направленность наглядности, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные возможности визуальных средств обучения.
Если наглядность выступает как источник познания, то используются такие приемы как показ, называние, определение, рассматривание, наблюдение, выбор, нахождение, описание, действия предметами, восприятия средствами ощущения и органами чувств, называние словом обобщения.
Если наглядность выступает как средство, то в зависимости от поставленных целей получения информации, используются приемы организации сюжетно-ролевых игр и игр – драматизаций с их правилами и атрибутикой.
Для активизации деятельности по применению на занятиях средств наглядности используются следующие рекомендации для педагогов:
— описание особенностей использования наглядности на занятиях с детьми дошкольного возраста;
— определение подходов к включению разнообразных приемов при построении занятий;
При применении наглядного материала необходимо соблюдать определенные требования:
1. Обеспечение эффективного использования наглядных средств, которые должны соответствовать теме занятия;
2. Умение действовать соответственно имеющейся на занятии обстановке. Знать с какой целью привлекается наглядный материал, ясно представлять себе задачи работы с наглядным материалом;
3. Ход занятия не должен подчиняться наглядному материалу. Использование наглядности в течение занятия и своевременное применение на нужном этапе, умение направлять наблюдение, что бы дети выделяли те свойства, состояния или действия объекта, которые должны быть изучены;
4. Использование наглядности как опорной точки для осознание связей между объектами или явлениями. Не следует сразу показывать на занятии наглядный материал, о котором дети имеют ясное представление, опираясь на жизненный опыт;
5. Соблюдение правил единства применения слова и наглядных средств. По ходу знакомства с наглядным материалом и для продуктивного восприятия и осознания объектов целесообразное и органическое использование слов;
6. Использование наглядности в целях восприятия всех сторон личности (эстетического, нравственного);
7. Ограничение в подаче информации о данном объекте, так как перезагруженность затрудняет сознательное усвоение необходимых сведений, снижает эффективность занятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--