Реферат по предмету "Психология"


Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Контрольнаяработа
по предмету:
«Зоопсихологияи сравнительная психология»
на тему:
«Сравнительнаяхарактеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе»

Содержание
 
Введение
1. Сравнительные исследованияонтогенеза человека и высших животных
2. Этапы преобразования заботы опотомстве в филогенезе     
Заключение
Литература        

Введение
 
Изучение психики животныхи эволюции психики в целом с самого начала своего становления былоориентировано на познание происхождения психики человека и носилосравнительно-психологическую направленность.
История теоретических иконкретно-экспериментальных сравнительно-психологических исследований восходитеще к трудам античных философов и естествоиспытателей, продолжается в руслеразвития эволюционных воззрений, обобщенных в XIX в. в учении Ч.Дарвина, в котором сформулированы основныезакономерности эволюции и, в частности, закон ведущей роли функции попотношению к органу, в котором и обосновывается роль психики в эволюцииживотного мира: необходимость изменения поведения на основе отражений новыхтребований среды и возникновение нового способа регуляции взаимодействияживотного с этой изменившейся средой, что и является механизмом появлениясначала функционального органа, а затем и морфологического. В работах Ч.Дарвина обосновывается действие общих законов эволюции в филогенезе психики (всравнительном плане анализ развития инстинктивной регуляции поведения, эмоций ит.п.).
После этого периода идеипреемственности психики человека и других животных в целом сталиобщепризнанными, хотя до сих пор существуют разногласия, в чем именнопроявляется эта преемственность и насколько она выражена в регуляции отношенийс миром у человека. Существуют два крайних подхода, которые можноохарактеризовать как:
1)        размывание гранимежду психикой человека и других животных
2)        углублениепропасти между психикой человека и другими животными.
В этих подходах в первуюочередь различаются задачи, которые ставят перед собой исследователи: выявитьобщие черты в психике человека и других животных или показать их качественноеразличие. Разумеется, при сравнительном изучении уровней развитияэволюционирующей системы в ней должны быть обнаружены общие особенности,которые характеризуют это развитие как развитие именно данной системы, иразличные, которые характеризуют качественные особенности каждого уровня развитияданной системы.
Развитие теоретическихсравнительно-психологических представлений в конце XIX и XX в.происходило в трех направлениях: в русле общей теории эволюции психики ипроисхождения человеческого сознания; на базе сравнительно-психологическихисследований в ведущих психологических направлениях; как теоретическиепредставления относительно развития частных психологических структур.
Экспериментальныеисследования, которые, конечно же, укладываются в определенные теоретическиеконцепции, можно объединить в следующие направления:
ü  Сравнительное изучение отдельныхпсихических процессов на разных уровнях эволюционного развития.
ü  Сравнительные исследования онтогенезачеловека и высших животных.
ü  Сравнительные исследованияантропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях(особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылкивозникновения психики человека).
ü  Палеопсихология (изучение развитияпсихики в антропогенезе).

1. Сравнительныеисследования онтогенеза человека и высших животных
 
Сравнительныеисследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю.Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многомсопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетическихзакономерностей развития и популярность этих взглядов в начале прошлого века немогли не сказаться на этих исследованиях. Позднее биогенетический закон вприменении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался.
В онтогенезе с самогоначала происходит формирование видотипичных особенностей психики, на каждойстадии развития появляются новые онтогенетические механизмы развития психики,которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет механически переноситьзакономерности филогенеза на онтогенез. При некоторой внешней аналогии самипроцессы развития в онто – и филогенезе имеют разную направленность: развитие вфилогенезе осуществляется на основе ведущей роли функции и резервов психики.Антиципирующий эффект развития достигается за счет закономерностейестественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционныхизменений организмов и среды. Онтогенетическое развитие является направленнымна цель развитием – как реализация определенной видотипичной программы.
Тенденция к применениюбиогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизациионтогенетического развития В. Штерн.: ребенок сначала проходит стадиюмлекопитающего, затем – обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходитосновные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелостиповторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности донового времени.
В дальнейшем идеисходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид)высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным егосторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуального развития,которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. Вопределении Ж.Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурированияотношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функцийпсихики. Сходные взгляды обнаруживаются у Х.Вегнера, который такжерассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяетновый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и вфилогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своемразвитии закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процессвзаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду.
В подходах Ж. Пиаже и Х. Вернерасодержится представление о том, что на каждом уровне развития достигаетсяотносительно стабилизированное отношение «субъект – среда», котороеобеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции состороны субъекта. На каждом генетическом этапе, во-первых, будет свойспецифический механизм (система психических процессов и способ их организации),а во-вторых, эта система не «полуфабрикат», она достаточно адаптивна иполноценно регулирует взаимоотношение субъекта со средой на данной стадииразвития, но не является адаптивной для следующих, более поздних стадий. Вонтогенезе психика находится в стадии неустойчивого адаптивного равновесия сосредой, а во взрослом состоянии достигает устойчивой структуры, типичной дляданного филогенетического уровня. Таким образом, особенности онтогенетическойстадии на высших уровнях филогенеза никак не могут механически повторятьособенности тех же самых или других онтогенетических стадий (а тем более«взрослого» уровня развития других филогенетических стадий).
В отечественнойпсихологии развитие ребенка традиционно рассматривалось в руслекультурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитиепсихики человека принято было интерпретировать как радикально отличающиеся отонтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую рольобщения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмовразвития психики в онтогенезе человека.
В настоящее время спозиций эволюционно-системного подхода активно исследуются различные стороны иинтерпретируются феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникативнойфункции, эмоционального развития, компонентов и уровней самосознания и другихпсихических структур у человека в сравнении с таковыми у высших животных.
В первой половине ХХ в.Были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследованияонтогенеза человека и высших приматов. Все эти исследования показывают, чтоперцептивные и сенсомоторные процессы, не требующие включения искусственныхзнаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека единую линию и сходнуюдинамику развития. Манипуляции в первые месяцы онтогенеза развиваютсяпрактически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). В освоениирисования детеныши понгид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (доэтапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пассивногоязыка и даже использование коммуникативных жестов также во многом сходно, как иформирование физического и эмоционального компонентов отношений привязанности.Качественные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникативных средств,которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую(знаковую) функцию.
Уже в первые месяцы учеловеческого ребенка появляется «комплекс оживления» как первое комплексноесредство общения со взрослым. У детенышей понгид есть сходная реакция, но в нейнет тех компонентов, которые становятся ведущими в развитии общения у ребенка:обмен взглядами и улыбкой со взрослым. В дальнейшем коммуникативные средствавключаются в освоение ребенком предметного мира и в само развитие егоинтеллекта, а детеныши приматов осваивают этот мир индивидуально.Коммуникативные средства не переходят у них в средство организации интеллекта ине становятся речь (и не появляется речевого мышления).
Эти выводы в разныхаспектах и в разной интерпретации содержаться практически у всехисследователей. Большинство ученых подчеркивают, что одним из важнейших отличийонтогенеза человека является усиление и качественное изменение роля взрослого вразвитии ребенка. Эти исследования позволяют сформулировать основные этапыпреобразования онтогенеза в филогенезе как преобразование изменений субъекта сосредой в процессе индивидуального развития и изменение роли родительских особейв обеспечении условий развития потомства.
 
2. Этапыпреобразования заботы о потомстве в филогенезе
 
Первоначально родительскиеособи не имеют специального поведения, обеспечивающего сохранение и поддержаниеусловий развития для оплодотворенных яйцеклеток и развивающегося потомства.Выделение полового материала (или размножение делением у одноклеточных)происходит на основе гормональной регуляции, создающий эндогенный факторинстинктивного поведения, в результате чего готовые к размножению особиодинаково реагируют на внешние ключевые стимулы и оказываются «в нужный моментв нужном месте», причем ориентируясь не друг на друга, а на эти ключевыестимулы. Далее происходит одновременное помещение полового материала во внешнююсреду, что ведет к оплодотворению (с большей или меньшей вероятностью). Никакойзаботы о потомстве нет. Такая стратегия размножения требует производствабольшого количество половых клеток и предполагает малый процент успешностивыживания потомства (R – стратегияразмножения – стратегия количества).
Появление заботы опотомстве повышает выживаемость, но требует больших ресурсных затрат родителей(К – стратегия – стратегия качества). С появлением специального поведенияродительских особей, направленного на обеспечение условий развития потомства,можно говорить о возникновении внутри репродуктивной сферы ее новой части –родительской. Эволюцию родительской сферы следует рассматривать как эволюциютех форм поведения, которые обеспечивают успешное развитие уже появившейся врезультате оплодотворения особи. Такое поведение может появляться на самом делеи до оплодотворения как обеспечение необходимых для этого условий. В этомслучае речь идет не о половом поведении, в результате которого родительскиеособи выделяют половые клетки в нужный момент и в подходящих условиях, а оповедении, подготавливающем условия для сохранения оплодотворенных яйцеклеток.Следует учесть, что такое разделение может быть проведено только как научнаяабстракция, так как само поведение является единым. Поскольку внутреннееоплодотворение является достаточно поздним достижением эволюции, то подготовкаусловий для развития потомства предполагается в некоторых случаях еще до самогооплодотворения. В таком случае это прямо относится к заботе о потомстве. Сэтого момента можно говорить о наличии такого поведения и выделять следующиеэтапы его развития.
1. Обеспечениеродительскими особями условий, необходимых для созревания оплодотворенныхяйцеклеток без изменения среды. Такие условия являются разными при наружном и внутреннемоплодотворении. При наружном оплодотворении родительские особи находятподходящие условия (состав воды, листья растений, других особей у паразитов ит.п.). Иногда такое поведение бывает необыкновенно сложным, например, миграциирыб. Нередко на этом заканчивается не только родительское поведение, но и жизньвзрослой особи (некоторые виды рыб). При внутреннем оплодотворении материнскаяособь, в теле которой некоторое время развиваются оплодотворенные яйцеклетки,может сама держаться в определенных условиях. Поведение по поддержанию такихусловий иногда требует очень сложно организованной деятельности, даже если матьсреду никак не изменяет. Например, поведение в группе беременных самок высшихмлекопитающих связано с изменением своей активности, направленной на внешниймир(вкусовые предпочтения, изменение отношения к членам группы и т.д.). Этокасается и высших приматов, включая человека. Иногда родительские особи никакне выделяют яйцеклетки или потомство из внешней среды, зачастую расценивая ихкак пищевые объекты. Сохранность потомства от родителей в этих случаяхобеспечена самими условиями оплодотворения или рождения: яйцеклетки илидетеныши уносятся течением, падают на дно или другим образом оказываются внедосягаемости для родителей (по времени рождения, а также «неподвластности»матери, находясь внутри ее тела).
2. Забота о подготовкеи поддержании условий для развития потомства и яйцеклеток, включающая изменениесреды. Сюда входятвсе формы построения гнезд, охраны территории, гнезда и потомства, поддержаниеусловий инкубации (аэрирование воды около кладки икры дискусами, поддержаниетемпературы и влажности для яиц у птиц, запасание корма для личинок некоторыминасекомыми и т.п.). Такое поведение может иметь или не иметь своего продолженияпосле рождения детенышей. Основным является то, что для этого поведения контактс потомством не нужен. Поведение регулируется другими факторами. Хотя некоторыеиз этих факторов связаны с существованием яйцеклетки или потомства, но самиродители их так не воспринимают ( в данном случае речь идет об изменениизапаха, влажности, температуры за счет развития потомства, которые действуют народителей, регулируя их поведение, но самими родителями не связываются спотомством как отдельными, самостоятельными особями). Эти особенности являютсяврожденными ключевыми стимулами, и само родительское поведение регулируетсяинстинктивными механизмами.
3. Третий этапразвития поведения родителей по заботе о потомстве связан с необходимостьюконтакта с детенышами.Здесь от родительских особей требуется такая организация поведения, котораябудет соответствовать особенностям поведения самих детенышей (помимо всегоостального, перечисленного выше). Поскольку родители на ранних стадиях развитияне могут представлять себе потребности детенышей, они должны быть обеспеченысвоими потребностями, удовлетворение которых по результатам совпадает судовлетворением потребностей детеныша (т.е. речь идет об эволюционном замыканиикак совпадении эволюционно-ожидаемых условий для членов системы воздействия).
Необыкновенно сложныйпуть развития такой синхронизации изучается в этологии. С точки зренияпсихологического анализа это следует рассматривать как качественное изменениезаботы о потомстве, так как необходимо самого детеныша снабдить такимистимулами, которые будут вызывать поведение родителей, часто идущее в ущерб ихсобственному физиологическому благополучию (затрата энергии, переживаниенекоторых неудобств в комфортной сфере и т.п.). На этом уровне родители толькообеспечивают условия среды для успешного развития детеныша, а все своипотребности он при этом удовлетворяет сам. В результате поведения родителейсреда сама оказывается подходящей для удовлетворения этих потребностей, а удетеныша есть для этого готовые формы поведения. Это характерно для некоторыхраб, например, цихлидовых, крокодилов, выводковых птиц. В этих случаях охранапотомства осуществляется также на инстинктивной основе: у родителей повышаетсяагрессивность, направленная на носителей соответствующих ключевых стимулов –других животных, которые могут представлять угрозу для детенышей.
4. На следующем этаперодители удовлетворяют некоторые потребности детеныша, в первую очередь впищевой и комфортных сферах, за счет непосредственного взаимодействия с ними. При этом родители воспринимаютдетенышей как отдельных особей. Такое поведение появляется только на высшихстадиях развития – у птиц и млекопитающих. У общественных насекомых подобноеповедение обеспечено инстинктивными механизмами: стимуляция от яиц и личинокобеспечивает необходимое поведение, но сами они не воспринимаются взрослыми каксамостоятельные особи. У высших животных родительские особи удовлетворяютпотребности детенышей в непосредственном контакте с ними и ориентируются наповедение детенышей. Детеныши при этом имеют такие особенности в своем внешнемвиде и поведении, которые абсолютно точно провоцируют необходимое поведениеродителей. Поскольку само поведение развивающихся детенышей высших животныхнеобыкновенно сложно, для родителей необходимо очень точно улавливать егоизменение для успешного выполнения своих функций. На этой стадии поведениедетенышей в основных функциональных сферах существенно отличается от взрослогоповедения. Взрослые формы поведения детеныш осваивает сам, родители лишьсоздают условия для этого: предоставляют корм, поддерживают условия среды,охраняют. Все остальное детеныш «нарабатывает» сам в процессе накопления опытавзаимодействия с миром. Одной из новых форм поведения, обеспечивающего в этихусловиях развития взрослых способов удовлетворения потребностей, является игра.
5. На пятом этапе,помимо всего прочего, у родителей возникает специально организованная деятельность,обеспечивающая освоение детенышем взрослых форм поведения. Они предоставляют не только условиядля удовлетворения основных витальных потребностей, но и условия для научения.Такое поведение родителей также может быть разной степени сложности.
А) Родители обеспечиваюттолько возможность развития, предоставляя необходимые объекты для этого. Кошкиприносят котятам мышей, но сами на глазах котят никогда не демонстрируютспособов охоты, а только наблюдают за игрой детенышей. Чем более активно играюткотята, тем более подвижную добычу приносит им кошка. Сюда же можно отнестиигры родителей с детенышами, когда родители предоставляют возможность потомствуосвоить в игре необходимые формы поведения. Это особенно развито у видов,рождающих одного детеныша, например, у ластоногих, хоботных, приматов,некоторых копытных. Конечно, помимо игр с родителями, детеныши этих животныхмного играют самостоятельно и с ровесниками.
Б) Появление поведенияродителей, в результате которого детеныши могут обучаться взрослым формамповедения непосредственно от них. Здесь еще у родителей нет мотивов обучения.Они только позволяют детенышам участвовать в своей собственной деятельности итерпеливо, а часто с удовольствием относятся к недостаточно эффективнымдействиям своего потомства. Это относится к участию детенышей в гнездостроении(у человекообразных обезьян), в охоте у хищных, обработке пищевых объектов ит.п. Нет оснований предполагать, что родители представляют себе необходимостьобучения детенышей и целенаправленно строят свое поведение. Во всех случаях ониудовлетворяют свои потребности, часть которых такова, что совпадает с задачамиобучения детенышей.
В) Появление поведенияродителей, которое специально направлено на возникновение у детенышей новыхформ поведения. Только у человека такое поведение регулируется мотивомобучения, да и то далеко не всегда. Как показал анализ материнских функций,развитие у ребенка общения, освоение им внешнего мира в манипуляциях собъектами и даже освоение им некоторых культурных способов удовлетворенияпотребностей не всегда предполагают специально организованный процесс обучения,а основаны на эмоциональном отношении матери к самому ребенку и особенностяхудовлетворения его потребностей.
Тем более это справедливодля предчеловеческих уровней развития. Однако подобное поведение появляется ужеу высших животных. Описано при наблюдении за самками обезьян. Они, например,обучают детенышей самостоятельно передвигаться. Гориллы и шимпанзе, а такженекоторые низшие обезьяны (гамадрилы, макаки и др.) сажают детеныша перед собойна вытянутых руках, отпускают руки и стимулируют детеныша самостоятельнодобраться до себя. Заканчивается этот «сеанс обучения» объятиями и поцелуями,самка прижимает немного испуганного детеныша к себе. Довольно скоро детеныш воспринимаетэто как игру, бросается к матери со смехом и визгом. Именно такое поведениедетеныша и является целью матери. Она доставляет самой себе удовольствие,которое достигается, когда детеныш приобретает необходимую форму поведения. Вдругих случаях это связано с возникновением у детеныша способности находитсянекоторое время вне контакта с матерью. При этом он должен быть спокоен изаниматься каким-то своим, интересным для него делом. Самки орангутановподвешивают детенышей на ветви, постепенно увеличивая время сепарации детеныша.Сначала он пугается, но поскольку мать сразу же возобновляет контакт при первомего писке, то довольно быстро, через 2-3 дня, он с удовольствием обследуетближайшее окружение в присутствии матери.
В последние годы имеютсяданные о том, что самки понгид демонстрируют детенышам способы обработкипищевых объектов и корректируют их действия: самки шимпанзе, заметив, чтодетеныш смотрит на то, как они разбивают камнем орех, замедляют движение руки скамнем и повторяют его, глядя на детеныша. Кроме того, они могут придержатьруку детеныша с камнем и сделать его рукой более правильное движение удара поореху. Самки тщательно следят за всеми действиями малышей и предупреждают илипоправляют движение объектов или самих детенышей, когда предвидят угрозу длямалыша (например, самка орангутана, наблюдая за игрой детеныша с катающимсябревнышком, подставляла руку и придерживала это бревнышко, когда оно моглопридавить пальчики ног детеныша, а он этого не замечал).
Эти примерысвидетельствуют о том, что для матери интересны изменения в поведении детенышаи она способна организовать свою деятельность так, чтобы они возникли; о том,что высшие животные способны предупредить действия детенышей, опасные для них,и о том, что они могут заметить интерес, демонстрируя интересующие наблюдателядействия.
Г) Но только у человекавозможно осознание потребностей самого ребенка и специальная организацияповедения для их удовлетворения на этой основе. Кроме этого появляетсяпредставление о том, какими качествами должен обладать ребенок, когда онвырастет. Причем это не только поведенческие качества, но и свойства личности.Специально организованный процесс воспитания и обучения ориентирован уже не наудовольствие взрослого, и даже не на удовольствие ребенка, а на эти будущиезадачи. Однако осознание будущего не заменяет, а дополняет другие формыорганизации родительского поведения. Многие задачи решаются и без этогоосознания.

Заключение
 
Выделение уровнейфилогенеза онтогенеза и развития заботы о потомстве в филогенезе позволяетзаключить, что начиная с внутреннего оплодотворения роли родительских особейначинают изменяться. Материнская особь становится сначала «вместилищем» дляразвития оплодотворенной яйцеклетки. У млекопитающих на материнской особи сконцентрированывсе функции по обеспечению физиологических условий для развития детеныша ипосле рождения. Продолжение у высших млекопитающих развитие мозга послерождения ставит мать и детеныша в новые условия. Мать обеспечивает теперь нетолько физиологические нужды, но и первые этапы отношений детеныша с миром.
У человека функции материи включение других особей в заботу о потомстве приобретает новые качественныеособенности: формирование индивидуальных отношений субъекта с миром, развитиесредств отражения (искусственных знаковых средств), а также формированиеличности как соответствующей определенной культурно-исторической модели.

Литература
 
1. Сравнительная психология изоопсихология. Хрестоматия. – Спб, 2004.
2. Ефремкина И.Н. Зоопсихология исравнительная психология. Учебно – методическое пособие. – М., 2007.
3. Филиппова Г.Г. Зоопсихология исравнительная психология, 2-е издание, стереотипное. – М., 2004.
4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. –М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.