СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения межличностныхвнутрисемейных отношений в психологии
1.1 Функции, структура и динамика семьи
1.2 Межличностные отношения в семье как предметисследования в психологии
2. Диагностика межличностных отношений в семье
2.1 Методикипсиходиагностики межличностных супружеских отношений
2.2 Диагностика детско-родительских отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия,уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самымтесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизньлюдей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливаетнеобходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциальнонаделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношенияпотенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоциональногоудовлетворения.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным,данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи в каждый конкретныймомент, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным илинеблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являютсясупружеские отношения. Современный брак основывается на совместимостисовременных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супруговготовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступатьдруг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие,взаимопонимание.
Немаловажную роль в современной семье играют идетско-родительские отношения. Рождение и воспитание детей – одна из основныхцелей и задач семьи, и успешное выполнение этой задачи также влияет напсихологический климат семьи.
Исследование семейных взаимоотношений, весьма затруднено, таккак это область сугубо личной и интимной жизни человека. Также стоит отметитьчто внутрисемейные отношения не сводятся лишь к взаимоотношениям супругов. Наразных этапах своего развития семья выполняет различные функции, поэтомурассмотрение вопроса исследования межличностных отношений в семье приобретаеткомплексный характер.
В данной работе мы попытаемся систематизировать существующиеметодики диагностики семьи при различных условиях ее существования, выделитьосновные из них, применимые в работе психолога с супружеской парой или в диаде«родитель – ребенок».
Вот почему объектомисследования данной работы выбраны межличностные отношения, возникающие междуразличными членами семьи в различных обстоятельствах, а предметомисследования – специализированные психологические методики диагностикивнутрисемейных отношений.
Учитывая актуальностьпроблемы межличностных внутрисемейных отношений на современном этапе развитияобщества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в областивнутрисемейных межличностных отношений как отечественных, так и зарубежныхученых с целью систематизации методик психологической диагностики данного типамежличностных отношений; выявить степень практического использования научныхразработок.
Для реализации указаннойцели представляется необходимым решить следующие задачи:
- дать определение понятию «семья»;
- выявить функции, структуру и динамику семьи;
- рассмотретьсостояние проблемы внутрисемейных отношений в современной научной и популярнойлитературе;
- выявить методикидиагностики межличностных отношений в семье;
- дать иххарактеристику.
Методыисследования:описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, анализ литературныхисточников.
Элементынаучной новизны: доказано, что внутрисемейные отношения возможно диагностировать сиспользованием различных психологических методик, выделяя различные стороныданного типа межличностных отношений: супружеские и детско-родительские.
1. Теоретическиеаспекты изучения межличностных внутрисемейных отношений в психологии
1.1 Функции, структура и динамикасемьи
Отечественная социальная психологиярассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, впервую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная ивнутрисемейная деятельность является социальнозначимой, общественно необходимой; семья, будучи включенной в социальнуюструктуру общества, интегрирует его ценности.
Наиболее общим является понятие семьи,данное А.Б. Харчевым: «Семья есть связующее звено между физической жизнью и жизнью социального организма. Ее можно определить какгруппу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих,ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими,нравственными, а при наличии государства и правовымиотношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом» [1, с.5].
Семья выступает как культурная общность– общность людей, которых связывает определенное единство жизненных ценностей,представлений, единство позиции во взаимоотношениях собществом и т. д. Именно характер этих функций предопределяет содержание, формыи критерии стабильности брака.[2, с.1]
В настоящее время еще недостаточно полноразработана единая классификация и типология функций семьи.[4] Приведем наиболее часто встречающиеся семейные функции:
1. Воспитательнаяфункция. Состоит в удовлетворении членами семьи их психологическихпотребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитаниидетей и самореализации себя в детях.
Функция семьиотносится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеетотношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей,выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сынаили дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной– от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственностьпоколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. Адля этого нужно им дать максимум психического, физического и социальногоздоровья.
2. Хозяйственно-бытовая.Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических иматериальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении ихздоровья – физического, психического и социального.
3. Функцияэмоционального обмена. Семья образуется людьми, которые находятся вродственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах,которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходносуществует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своегоотношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в формеэмоций. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологическойпотребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональнойподдержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативнопредполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать ипереживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен.Соответственно, поскольку семья – это целостное образование, то не только членысемьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённуюэмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обменвыражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям исоциальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер,а между семьями совершенно другой.
Эта функциясчитается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходитпостоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в видеэмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этотвзаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемымичувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.
4.Коммуникативная функция. Она состоит в удовлетворениипотребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурноми духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членовобщества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степениразвитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзныйличностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному ростучленов семьи.
5. Функцияпервичного социального контроля. Цель общества – не только помочьчеловеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограниченийи запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальнаягруппа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членамисемьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые необладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии ссуществующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающимиспособность строить своё поведение, являются возраст, факт болезни кого-то изчленов семьи, приводящей к инвалидизации.
6. Сексуально-эротическаяфункция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи,регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологическоговоспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие впоколения.
Также как и человек имеетдату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапевозникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития.Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вескаждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на первыйплан, а какие-то на второй или вообще исчезать.
Семья, которая адекватновыполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если всемье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, тотакая семья называется дисфункциональной. Структура семьи – это число и составчленов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Структура семьии ее функции взаимно влияют друг на друга. Соловьев Н.Я. выделяет следующиеформы семьи [3, с.85]:
Базовойформой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители иодин ребёнок. Она представлена представителями двух поколений – родители идети. Существует две разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей идети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья бездетей это тоже неполная нуклеарная семья.
2-я форма – расширеннаясемья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем двухпоколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант –семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3-й вариант –большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений,которая живёт в одном месте не обязательно ведет совместное домашнее хозяйствои возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёлили маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей,рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений.Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей.Такая семья является иерархичной.
4-й вариант –«семья – клан». Это группа, объединённая кровно родственнымиотношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательноимеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.
5-й вариант – «семья –двор». Была характерна для России XVII-XIX вв., но сейчас встречается редко.Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаютсялюди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).
Нарушенияструктуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такиеособенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнениюсемьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функцияразделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делаетжена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношенийстановится семейный конфликт.
Структурасемьи и ее функции меняются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Влитературе по психологии семьи выделяются много классификаций этаповжизнедеятельности семьи. Основные из них связаны с наличием или отсутствиемдетей, а также их возрастом. Каждый этап имеет свои задачи и имеет своикризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап.
Дружинин В.Н.выделяет следующие основные стадии [4, с.106]:
1 стадия – этапмолодой семьи (0-5лет).
Начинается отрождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Основные задачи развития наэтой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптациявключает взаимную сексуальную адаптацию, а также задачу первоначальногосемейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другимисемьями. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а междусемьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптациивызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают– на эту стадию приходится пик разводов, которые связаны со следующимипричинами:
· неподготовленностьк супружеству;
· плохие бытовыеусловия;
· отсутствие жилойплощади;
· вмешательствородственников во взаимоотношения молодых.
2-я стадия – семьяс несовершеннолетними детьми — это триада, квадрат, пентада (взависимости от количества детей). Начинается от рождения первого ребёнка изавершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этапжизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становитсязрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь оченьактуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становитсяболее стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанциямежду людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично.Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отцана ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.
Воспитательнаяфункция – основная особенность этой стадии. Характерны перегрузки супругов,перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Возникаетдилемма – что сохранять – себя или семью. И необходимость адаптации кпостоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Эту стадиюсопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этоткризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Этот кризис интересентем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой– это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей– кризис эго идентичности – поиск себя; для родителей – кризис достижений). Придобавлении кризиса обстоятельств получается чрезвычайное давление на семью.Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.
3-й этап – завершающий.Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинаеттрудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть своюжену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новаяадаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезаетвоспитательная функция. Для этой стадии характерно интенсивное сопротивлениеповзрослевших детей и нарушение эмоционального взаимодействия. Возникаетпроблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляютсяфизические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья.Происходит освоение ролей бабушек и дедушек, возникает проблема суррогатныхмам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании,уважении, особенно со стороны детей.
1.2Межличностные отношения в семье какпредмет исследования в психологии
Как известно, человек впроцессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает вопределенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Такимобразом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отношения кпредмету и отношения к другому человеку. Общение и деятельность неразрывны, нов одних случаях общение и деятельность выступают как «две стороны социальногобытия человека», в других — общение трактуется как функция деятельности:«действия человека приобретают… двоякую функцию, функцию непосредственнопроизводственную и функцию воздействия на других людей, функцию общения».Сегодня наиболее приемлемой представляется точка зрения Л.П.Буевой:«Деятельность и общение — две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, ноне равноценные стороны единого «индивидуального и общественного» процесса жизни».[5,с.78]
Определение понятия«межличностные отношения» невозможно без исследования соотношения общения иобщественных отношений. Введение категории «межличностные отношения» делаетболее четким понимание соотношения общения и общественных отношений. Вопрос оприроде межличностных отношений затрагивался в ряде работ советских психологов,социологов и философов. При этом высказывались различные, зачастуювзаимоисключающие точки зрения. Нередко общение и межличностные отношенияотождествляются и под ними подразумеваются отношения в конкретно существующейсоциальной группе. Представляет определенный интерес утверждение, выдвинутоеБ.Ф.Ломовым и поддержанное рядом советских психологов, что межличностныеотношения существуют внутри каждого вида общественных отношений: «схематическиэто можно представить как сечение особой плоскостью системы общественныхотношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных,политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностныеотношения». Предельно широкое определение содержится в работе Л.П.Буевой, гдемежличностные отношения определяются «как отношения, сущность которыхзаключается в «обработке людей людьми». [5, с.80]
Перечисленные определениямежличностных отношений исходят из предмета конкретной науки, будь топсихология, социальная психология или конкретная социология. Они даютвозможность выяснить те или иные задачи, которые ставятся при исследованииопределенных феноменов. В этом плане важность исследований станет еще болееочевидной при изучении малых социальных групп, к которым, кроме трудовыхколлективов, относятся и группа друзей, и академическая группа вуза, и школьныйкласс, и семья. Исследованиями малых социальных групп интересуются науковеды,созданием дружного и сплоченного коллектива озабочены педагоги, медики изучаютвлияние взаимоотношений в группе больных на состояние их здоровья, структуравзаимоотношений сказывается на боевой подготовке военных подразделений, большоезначение для борьбы с преступностью имеет изучение криминальных групп и т.д. ит.п. Таким образом, исследования малых групп затрагивают самые различныестороны деятельности человека. В этом нет ничего удивительного, потому чтомалые группы — это та микросреда, где проходит значительная часть жизничеловека.
Особые трудности вызываетопределение малой социальной группы. Общепринятого определения не существует,разные авторы пользуются различными определениями этого понятия. Можносогласиться с В.А.Гавриловым, что для того, «чтобы определить понятие «малаясоциальная группа», надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки,существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальныедействия отдельных людей под критерий повторяемости».[6, с26] По его мнению,малая социальная группа характеризуется такими основными признаками:
1) это не случайноесобрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, системасоциального взаимодействия группы лиц;
2) это такая формасоциального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительнонебольшого состава взаимодействуют друг с другом лично;
3) это форма социальноговзаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия вопределенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной,бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность рядацелей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок,системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие.
Такое определениепредставляется заслуживающим внимания. Опираясь на определение социальнойгруппы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальнуюгруппу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами,родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовымотличием — межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группамотносят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы,небольшие воинские подразделения и… семью.
Как правило, для изученияструктуры взаимоотношений в малых группах используются социометрическиеметодики. В настоящее время такие методики в нашей стране получили довольноширокое распространение. В монографии Паниотто В.И.[6] дана классификацияхарактеристик малой группы с точки зрения методов, применяемых для ееисследования, что позволяет более четко выделить класс характеристик, дляизучения которых применяются социометрические методы. В IV главе монографии приводятсярезультаты, полученные при исследовании 742 малых групп. Основным результатоммонографии является разработка взаимосвязанных методов, предназначенных дляисследования структуры взаимоотношений в малых социальных группах. По мнениюавтора, методы, рассматриваемые в монографии, значительно расширяют возможностидля изучения межличностных отношений.
Семья – важный элементструктуры современного общества, выполняющий целый ряд социально-значимыхфункций. Одна из них – рождение и воспитание детей. Именно в семьезакладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии социализацииребенка, формируются азы нравственных отношений, а межличностные отношениясупругов являются своеобразной проекцией общественных отношений. Не случайномногие отечественные (А.Г.Харчев, С.И.Голод, В.И.Сикорова, А.П.Ощепкова, А.И.Антонови др), а также зарубежные (Берждес, Киркпатрик, Имелинский, Обуховский и др.) [7,с.48] в своих работах все больше внимания уделяют возросшему значениюмежличностных отношений в семье и браке.
На современном этаперазвития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания,наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение ролимежличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значениесоциально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Огберн, Берджесси Локк, Уинч, Элмер, Гуд, В.Б.Голофаст, А.М.Кириллова, П.И.Федосеев,А.Г.Харчев. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежнымиисследователями и те, и другие отмечают возрастание ролисоциально-психологических факторов в институтах семьи и брака. Однакофундаментальные исследования этих факторов только начинаются и, если отдельныеавторы (Харчев А.Г. Семья как объект философского и социологическогоисследования (Л.,1974), Брак и семья в СССР (М.,1979), Семья и общество(М.,1981) и др.) утверждают, что социология семьи — одна из наиболее развитыхобластей социологической науки, то о социально-психологическом направленииэтого сказать нельзя. Некоторые социально-психологические аспекты семьи и бракаотражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков,юристов (Н.Андреенкова, Л.В.Благонадеждина, А.Блунфельд, Ю.Н.Волкова,С.Я.Воль-фсона, В.Б.Голофаста, Р.И.Капралова, И.С.Кона, И.С.Славина,А.Г.Харчева, В.В.Юстицкого и др.). Но в этих работах рассматриваются лишьотдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между темсемья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений.Тем более что в теоретических разработках по социальной психологии, психологиясемьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей (Е.С.Кузьмин;Б.Д.Парыгин; Г.П.Предвечный и Ю.А.Шеркович). Имеются и некоторыесоциально-психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектовсемейно-брачных отношений (Бойко В.В. Малодетная семья:социально-психологический аспект (М.,1988); Голод С.И. Стабильность семьи:социальные и демографические аспекты (Л., 1984), и др).
Работа психолога сконкретной семьей, имеющей конкретные проблемы достаточно трудна. Основныесложности выражаются в сущности семьи как малой социальной группы, что влечетза собой специфику существования различного рода межличностных отношений.Вариативность данных внутрисемейных взаимоотношений обусловлена количественнымсоставом семьи, так как каждый ее член будет, одновременно, и объектом исубъектом семейного взаимодействия.
Сложность работы такжевыражается в комплексном и одновременно дифференцированном подходе психолога ксемье в целом и к каждому из ее членов в отдельности. Структура межличностныхотношений в семье многообразна и зависит от роли, отведенной каждому из членовсемьи. Задача психолога, в этом случае, выделить эти задачи и прокомментироватьвыполнение их членами семьи.
Как правило, всовременном психологическом исследовании межличностых отношений в семьеспециалисты опираются на две составляющие этих взаимоотношений: взаимоотношениясупругов и детско-родительские отношения. Такое деление, на современном этапе,применимо также с учетом того, что большие семьи и семейные кланы встречаютсявсе реже. Другой момент, который также хотелось бы отметить, именно спроблемами в этих сферах жизнедеятельности семьи чаще обращаются кпрактикующему психологу.
2. Диагностика межличностныхотношений в семье
2.1 Методики психодиагностикимежличностных супружеских отношений
семьясупружеское отношение психология
В настоящее время впсихологии существует огромное количество конкретных методических приемовисследования межличностных супружеских отношений. И, тем не менее, одной изострых проблем семейного консультирования является получение полной,объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этойинформации зависит точность и постановки диагноза, выбор методов и направлениякоррекционной работы и эффективность помощи. Сбор информации предполагаетналичие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источникових дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочениюполучаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека отзавершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методиках и характересобираемой информации, ее интерпретации и использовании. Именно по этой причинеА.Н.Волкова и Т.М.Трапезникова [8, с.110-116] «предприняли попытку составитьпрограмму сбора информации о супружеской паре. Как можно будет увидеть, именноэта информация в разных сочетаниях и интерпретациях используется большинствомпрактикующих специалистов». Пункты программы охватывают целостные аспектыбрачных отношений. Авторы исследования подчеркивают, что программапредназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом, и утверждают,что при работе с отдельной парой нет необходимости проводить полноеобследование, можно учитывать лишь те пункты, которые в первой беседе склиентом выявились как источники его затруднений или имеют общее значение.
Предлагаемая программавключает 9 пунктов, которые авторы характеризуют по следующим аспектам: смысл изначение получаемых по каждому пункту характеристик супружества, их влияние наблагополучие брака, возможные методы и приемы измерения этих характеристик.
1.Социально-экономические и демографические характеристики.
Данные показателиучитываются во многих социологических и демографических исследованиях, доказаноих влияние на стабильность брака. Среди них чаще всего выделяют: жилищныеусловия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способраспределения), стаж брака, возраст супругов и разница в возрасте, образованиеи род занятий супругов, количество и возраст детей. В тенденции можно говорить оположительном влиянии на брак хороших материальных условий (квартиры исемейного дохода), значительного стажа брака, примерного равенства возрастовсупругов или более старшего (на 3-7 лет) возраста у мужа, высшего образованиясупругов, отсутствия разницы в уровне образования, числа детей от одного дочетырех. Влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно,поэтому не всегда справедливы выводы о неблагополучии семьи без детей, приплохих материальных условиях и т. д. Это вполне объяснимо, если принять вовнимание, что социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие непрямо, а преломляясь через внутренние условия. Неблагоприятное действиеобъективных факторов может компенсироваться за счет влияния внутреннихисточников семейной интеграции: супружеской совместимости и согласия, силысупружеских чувств, высокой культуры отношений и т. п.
Что касается методовполучения социальных характеристик, то достаточны опрос, анализ имеющихсядокументов.
2. Добрачныеотношения.
Учет добрачных отношенийредко используется при анализе супружеских проблем. Однако практикаконсультирования показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаютсятрудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявятся в браке. Поэтомуанализ добрачной истории полезен для понимания актуального состояния отношений.
Авторами были обобщенылитературные данные и проведено исследование 60 добрачных историй.Обследовались пары со стажем не более двух лет, использовался методретроспективного отчета. Результаты работы позволили заключить, что на судьбебрака отражаются следующие характеристики: место и ситуация знакомства, первоевпечатление друг о друге, продолжительность периода ухаживания, инициаторбрачного предложения, время обдумывания брачного предложения, ситуацияоформления брака.
Установлено, чтоположительное значение для брака имеют следующие факты добрачной истории:взаимное положительное первое впечатление друг о друге, знакомство в ситуацииработы или учебы, период ухаживания от одного до полутора лет, проявлениеинициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачногопредложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания,сопровождение регистрации брака свадебными торжествами.
Специальныхкомпенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как:отрицательное первое впечатление друг о друге, короткий (до шести месяцев) илидолгий (более трех лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными илиблизкими, проявление прямой или косвенной инициативы со стороны женщины (вынужденноеили спровоцированное предложение), продолжительное обдумывание брачногопредложения. В каждом конкретном случае можно вскрыть причины перечисленныхфактов, характеризующих добрачные отношения. Видимо, действие этих причинпродолжается и в браке, проявляясь в тематике или поводах конфликтов.
Характеристики добрачногопериода выявляются в беседе или специальном интервью.
3. Микроокружениесемьи.
Микроокружение семьиимеет большое значение для ее стабилизации. Содержание и формы связей сокружением исторически изменчивы. Для современной городской семьи характерныдве тенденции: сокращение объема, частоты и длительности контактов с окружениеми высокая потребность в поддержке со стороны окружения. Отсутствие связей сокружением, изоляция семьи от жизни общества и конкретного микроокружениянегативно сказывается на ее стабильности и благополучии. В изолированной семьевся бытовая нагрузка падает на обоих супругов. Это требует от них способности кжесткой координации действий, высокого согласия по всем вопросам семейнойжизни, психофизической выносливости, сознания личной ответственности и долга.Лишь при этих условиях изолированная семья может справляться с современныминагрузками без излишней напряженности и конфликта.
Однако и супруги,проживающие вместе с родными и не испытывающие дефицита помощи, могут оказатьсяпроблемной парой. В этом случае причины конфликта могут лежать в областибытовой или иной формы несовместимости поколений, различий в образе жизни иуклада.
Наиболее оптимальныйвариант — частичное отделение семьи: проживание отдельно от родственников длясохранения автономии, но в непосредственной близости от них. Подобные условияпозволяют семьям избежать бытовых конфликтов и вместе с тем оказывать иполучать оперативную помощь со стороны близких.
Для исследованияконтактов семьи с окружением авторами разработана анкета «Контакты семьи». Онапозволяет получить следующие показатели: состав микроокружения (родные, соседи,друзья, коллеги); частота контактов с разными представителями микроокружения;род помощи, получаемой от этих лиц (экономическая, бытовые услуги, моральная иэмоциональная поддержка, обмен опытом, организация и проведение досуга). Анкетаможет использоваться в двух вариантах: для изучения объективного положения дели для исследования желаемого варианта отношений с окружением. Сравнениеполученных картин помогает выявить точки неблагополучия в отношениях смикроокружением.
4. Стадиясупружества.
В литературе неподвергается сомнению значение стадии развития семьи для взаимоотношений. Приэтом речь идет не о стаже брака, а именно о стадии развития. Практикаконсультирования показывает, что для каждой стадии характерны свои типичныепроблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Авторы берут заоснову деление периода супружества на шесть периодов (добрачный период; семьядо рождения детей; семья с детьми-дошкольниками; семья с детьми школьноговозраста; семья со взрослыми детьми; семья после отделения взрослых детей.)
Возможные проблемыдобрачного периода здесь уже рассмотрены. Для второй стадии наиболее характернытрудности выработки единого семейного уклада, разочарование друг в друге какрезультат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения ролей,взаимоотношения с родственниками, материально-экономические проблемы. Натретьей стадии определяющим фактором семейной жизни становится уход заребенком. Возможные проблемы: недостаток помощи мужа в воспитании ребенка,концентрация жены на ребенке в ущерб отношениям с мужем. В семьях сподрастающими детьми наиболее часты конфликты по поводу приемов воспитаниядетей, роли матери и отца в жизни ребенка, а также проблемы супружескойверности и сексуальных отношений. Проблемы пожилой пары изучены очень слабо.Некоторые данные позволяют предположить, что они вытекают из ослаблениясоциальных связей, в том числе и с собственными детьми, страха одиночества иослабления здоровья.
К сожалению, как отмечаютавторы программы, имеющийся материал не позволяет разработать какой-либоинструмент для анализа брака применительно к стадии развития. Поэтому выявлениетипичных проблем возможно в ходе свободной беседы.
5. Оценка уровняблагополучия отношений.
Для диагностических целейполезна интегральная оценка уровня благополучия супружества, позволяющая судитьо тяжести нарушения отношений. Для этих целей используется на выбор три шкалы:ДОО (дифференциальная оценка отношений), шкала Берджеса, субъективная шкалаудовлетворенности браком. Каждая из шкал позволяет оценить отношения вконтинууме «благополучные — неблагополучные» в количественном выражении.
Шкала ДОО разработана А. Н. Волковой пообразцу семантических дифференциалов. Она содержит ряд полярных определенийтипа: «теплые — холодные», «прочные — хрупкие» и т. п. Обследуемомупредлагается оценить отношения, выбирая оценку между этими полюсами.Суммирование баллов позволяет получить общую оценку благополучия отношений внепрерывной шкале от 0 до 90 баллов.
Шкала Берджеса содержит два раздела: часть первая(36 вопросов) оценивает значимые аспекты супружеских отношений (чувства, пониманиедруг друга, отношения с родными, ценности и пр.), часть вторая представляетсобой шкалу для оценки имеющихся личностных недостатков супруга. Шкала названаавтором шкалой приспособленности в браке. По ней можно получить от менее чем579 до 720 и более баллов. Автор выделил девять уровней приспособленности:крайне неприспособлен несомненно неприспособлен; неприспособлен; пожалуй,неприспособлен; трудно сказать что-либо определенное; более или менееприспособлен; приспособлен; несомненно приспособлен; чрезвычайно хорошоприспособлен. Каждому из уровней соответствуют заданные интервалы набранныхбаллов.
Шкала субъективнойудовлетворенности браком разработана Т. М. Трапезниковой. Она содержит пять пунктов,подлежащих оценке в десятибалльной шкале каждый: прочность брака; субъективноеощущение счастья; исполнение ожиданий социальных групп; полное развитиеличности супругов; достижение семейной интеграции.
Главное достоинствоуказанных шкал — получение количественных оценок. Шкалы также позволяютвыделить наиболее проблемные пункты отношений, качественно проанализироватьответы на отдельные вопросы. Они просты в использовании, не занимают многовремени, понятны опрашиваемым.
Указанные шкалы требуютискренности ответов, поэтому их можно предъявлять после установлениядоверительных отношений с клиентом. Шкалы предлагаются каждому супругу вотдельности, затем анализируется разница в полученных баллах. Значительноерасхождение оценок — признак невзаимности отношений. Супруг, оценивающийотношения ниже, — потенциальный инициатор конфликта, оппозиции, разрыва. Данныйсупруг нуждается в особой коррекционной работе, в более глубоком изучении егопретензий, установок и мотивов.
Несмотря на некоторуюформальность общей оценки уровня благополучия брака, она дает два важных показателя:степень риска данной пары (возможность распада брака) и потенциальногоинициатора дезорганизации отношений.
6. Оценка отдельныхфеноменов супружеских отношений.
На уровне поведения иобыденного сознания супружеские отношения проявляются в таких феноменах, каквзаимопонимание, его адекватность, взаимоуважение и эмоциональное приятие,уровень конфликтности, семейно-ролевая согласованность. Как правило, именно вэтих терминах клиенты формулируют свои проблемы. Также и в семейной терапии этихарактеристики служат индикаторами развития и интеграции семейной группы иявляются объектом терапевтического воздействия. Коррекционная работанаправляется на улучшение этих характеристик: повышение взаимопонимания,снижение конфликтности и т. д. Причины негативного состояния феноменовотношений могут быть различными. Но в любом случае они должны быть подвергнутытерапевтической коррекции. Эти же характеристики используются для оценкиэффективности психотерапии при работе не только с семьей, но и с другими группами.
Для измерения феноменовотношений мы используем следующие методики: опросники ПЭА, РОП, «Конфликты», атакже тест семейных отношений (FBT) и тест Т. Лири. Другие авторы пользуютсяшкалами аттракции, вариантами гониометрии, специальными опросниками.
Опросник ПЭА сконструирован А. Н. Волковой длядиагностики трех феноменов отношений: понимания партнера, эмоциональнойпривлекательности партнера, уважения к партнёру. Каждая из шкал содержит 15вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера,который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональнаяпривлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить опритяжении к партнеру, приятии его личностных проявлений. Шкала уваженияпозволяет судить о мере авторитетности, судьбоносности, референтности супруга вглазах другого.
Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания вбраке) предложен А. Н. Волковой для исследования семейных установок. Опросниксодержит семь шкал, позволяющих установить иерархию семейных ценностей ипредставления о распределении ролей при их реализации. Семейные ценности — этоаспекты семейной жизни, отражающие основные функции современной семьи:воспитание детей, организация бытового потребления, интимные отношения, эмоциональнаяподдержка, организация досуга, партнерские отношения, эстетические ценности.Ответы опрашиваемого позволяют установить значимость для него указанныхаспектов семейной жизни. У благополучной пары иерархия семейных ценностейдолжна быть сходной.
Опросник РОП позволяеттакже установить ролевую структуру супружеской пары: кто и в какой мере беретна себя инициативу и ответственность за выполнение тех или иных функций семьи.Если ролевые представления согласованы, речь идет о ролевой адекватностисупругов. Благополучные пары имеют высокую ролевую адекватность.
Опросник «Конфликты» разработан Г. Лером в отделении поизучению неврозов и психотерапии университета им.К. Маркса в ГДР, адаптирован винституте им. В. М. Бехтерева. Методика представляет собой набор из 49 вопросови шести вариантов ответов на них. Она позволяет судить о степени напряженностиличности в трех сферах: производственной, бытовой, партнерско-супружеской.Выводится также суммарный показатель конфликтности респондента. Опросникпозволяет установить характер и источники конфликтности у супругов, степень ихвыраженности, влияние конфликтов на удовлетворенность браком.
Тест Т. Лири используется для диагностикивзаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой наборхарактерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнерапредлагается оценить.
FBT — тест семейныхотношений —проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936 г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членамисемьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида всемье по отношению ко всем ее членам.
В целом благополучнаясупружеская пара характеризуется: сходством семейных ценностей; высокой ролевойадекватностью; низкой конфликтностью в разных сферах жизни; высоким уважением иэмоциональным приятием друг друга.
Особого обсуждениятребует показатель адекватности восприятия и понимания супругами друг друга.Адекватность межличностной перцепции оказалась связанной с благополучиемотношений неоднозначно: в ряде работ показана положительная корреляцияадекватности и благополучия брака, в других отмечают высокую адекватность приглубоких нарушениях отношений. Видимо, образ партнера отражает не толькореальные качества, но и ожидания, проекции, эмоциональные оценки, ореолы,предубеждения и идеалы супруга. Поэтому образ супруга включается врегулирование отношений весьма сложным путем. В целом же высокая адекватностьвосприятия в тенденции способствует благополучию отношений.
7. Исследованиеиндивидуальности супругов.
Результатыиндивидуально-психологического обследования можно использовать вконсультировании двояко: для установления меры личностной совместимостисупругов и для информирования супругов об их личностных особенностях.
Придифференциально-психологическом обследовании авторами используются опросникиКеттелла, Айзенка, тесты Розенцвейга, Зонди, Люшера, проективные рисуночныетесты.
Проведенные исследованияпоказывают, что совместимая супружеская пара характеризуется сходством рядафакторов опросника Кеттелла, Розенцвейга, контрастом других. Супружеская пара,в которой соотношения этих характеристик иные, достоверно чаще бываетконфликтной, дезинтегрированной и испытывает трудности приспособления друг кдругу.
Для диагноза личнойсовместимости каждому из супругов предлагаются указанные тесты и опросники.Полученные характеристики сравниваются с желательным соотношением. Например,среди показателей теста Зонди желателен контраст факторов «П», «е», «к». Если впаре соотношения иные, это говорит о несовместимости значимых личностных черт.
Данные личностногообследования очень полезны для разработки программы психотерапевтическойкоррекции супругов. Коррекция предполагает приближение личностных черт коптимальному соотношению, что означает: в работе психотерапевта усилия должныбыть направлены на усиление или ослабление значимых черт в личности клиента.
8. Исследованиесемейного досуга, интересов и ценностей.
Наличие единых ценностей,интересов, способов проведения досуга связывается многими авторами сблагополучием отношений в семье. Сходство интересов и ценностей выражается вединстве жизненных целей и устремлений, создает ценностно-ориентационноеединство пары.
Для изучения этогоаспекта супружества можно использовать такие инструменты, как методика«Ценностные ориентации» (адаптированный вариант методики М. Рокича), опросник«Интересы — досуг», опросник «Условия семейного благополучия».
Методика «Ценностныеориентации»представляет собой перечень жизненных целей (шкала 1) и средств их достижения(шкала 2). Опрашиваемому предлагается упорядочить их в соответствии со степеньюих значимости для него. В благополучной паре наблюдается сходство жизненныхцелей и дополнительность средств их достижения.
Опросник «Интересы —досуг» предложен Т.М. Трапезниковой. Он содержит перечень из 42 видов и форм проведения досуга.Обследуемый выбирает 10 способов проведения досуга, характерных для него, 10 —для партнера, одновременно ранжируя их в порядке значимости. Таким образомвыясняется соотношение интересов супругов, мера их согласия в формах проведениядосуга.
Опросник «Условиясемейного благополучия» (автор — Т. М. Трапезникова) состоит из 15 утверждений — наиболеераспространенных мнений об условиях семейного счастья. Обследуемый отбирает иранжирует по степени значимости пять наиболее значимых утверждений для себя идля партнера. Сходство в понимании условий семейного счастья — важный факторсупружеского согласия.В целом сходство указанных характеристик облегчаетинтеграцию и единство супружеской пары.
9. Психограммасупружества.
В результате анализа всехаспектов супружества авторы получили ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение.В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве,потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; 2) степень личнойсовместимости; 3) общая мера взаимопонимания и согласия по различным сторонамсемейной жизни; 4) общий прогноз отношений в паре; 5) рекомендации по формам исодержанию коррекционной работы (с парой в целом и с каждым супругом вотдельности).
Составление психограммыосновывается на сравнительном анализе всех полученных показателей, выявлениистержневых проблем, проявляющихся на разных уровнях отношений. Рекомендации кпрактической работе основываются на выделении наиболее существенных источниковсупружеской дезинтеграции.
Предложенная программаможет быть использована для решения ряда практических задач: для диагностикипары в практике семейного консультирования и коррекции; для постановки диагнозасемье — кандидату на усыновление ребенка; для вынесения решения суда о передачеребенка одному из разводящихся супругов; для инспектирования семьи, когдавынесено решение о направлении ребенка в спецшколу или иные детские учреждения.Предложенная Программа может быть использована для решения ряда практическихзадач, в том числе при консультировании молодоженов, обратившихся за прогнозомсвоего брака. Данная форма введена в 1982г.
Также возможно применениеотдельных методик для диагностики отдельных параметров супружеской жизни, т.е.нет необходимости приводить комплексное обследование в рамках приведенной вышепрограммы.
В отечественнойсоциологии и социальной психологии достаточно доказанным является тезис о том,что основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональныеузы — любовь, эмоциональная привязанность. Брак, супружеские отношенияотносятся к наиболее важным для человека, наиболее интимно-личностно значимымотношениям. Предлагаемый авторским коллективом «Опросник удовлетворенностибраком» (1984) «может быть использован везде, где необходимаэкспресс-диагностика удовлетворенности браком: при психопрофилактическихобследованиях, при работе с разводящимися в ЗАГСах и народных судах, впсихологических консультациях, ведущих консультативную и коррекционную работу,для измерения эффективности консультирования и психотерапии, висследовательских целях».[9, с.57] Заполнение опросника из 24 пунктов свариантами ответов занимает не более 10 мин, вопросы не касаются излишне интимныхфактов и подробностей. Однако, как предупреждают авторы, необходимо помнить,что сообщенные в статье средние значения и дисперсии не могут послужитьоснованием для расчета полноценных статистических норм, а имеют лишьориентировочное значение и лишь применительно к жителям крупных городов,подобных Москве. Клиническое использование опросника в целях индивидуальнойпсиходиагностики требует построения стандартизационных таблиц, учитывающихдемографические различия, прежде всего географические, возрастные,национальные, образовательные, половые.
В 60-е годы специалистыпришли к пониманию семьи как системы, где поведение одного из ее членовневозможно объяснить без учета всех семейных отношений в целом. Поэтому семьястала удобной моделью исследования коммуникации — социального взаимодействия — в малых группах. Процесс коммуникации является связующим звеном всей системывнутрисемейных отношений и взаимодействий. Как известно, совместная жизньтребует от супругов взаимной координации взглядов, оценок, принятия решений,умения чувствовать и понимать партнера, умения и готовности изменить своюстратегию поведения с учетом действий супруга для достижения единой цели.
«Способ оценкиособенностей взаимодействия в диаде» — описание новой методической процедуры для оценкивзаимодействия двух партнеров на примере решения супругами совместной задачи:построение фигуры из спичек в условиях ограничения каналов взаимодействия довербальной коммуникации. Как утверждает автор новой методики Л.Л.Баз,это позволит: 1) наблюдать процесс обсуждения партнерами решения задачи (повысказываниям), 2) оценить эффективность коммуникации (по качеству выполнениязадачи и особенностям хода ее решения). Предлагается система оценкивзаимодействия по пяти параметрам: аффекту, конфликту, доминантности,продуктивности, ясности коммуникации. Даны оценки надежности и валидности». [10, с.109]
Широкое распространениеполучили эксперименты, позволяющие выполнять более структурированные задания.Например, при исследовании супружеской коммуникации используется стандартныйстимульный материал личностных методик: тест Роршаха, тест Векслера.Отечественные исследователи использовали тест «Совместный Роршах». Применяласьтакже модификация методики Р.Блакара, предложенная Р.Ш.Магасумовым.Каждый испытуемый получает план-карту города. На карте одного из супруговпроложен маршрут. Его задача вербально руководить действиями своего партнера,находящегося за непрозрачным экраном, так, чтобы он успешно прошел весь маршрутпо своей карте.
При подсчете и анализеполучаемых данных одной из сложных проблем является выделение основныхкатегорий. Они варьируют в зависимости от теоретических концепций, в рамкахкоторых работает психолог, и от особенностей исследуемых групп. Несмотря набольшое разнообразие категорий, теоретики, работающие в области исследованиякоммуникаций, сводят их к пяти основным: конфликту, доминантности, аффекту,ясности коммуникации, эффективности (продуктивности) коммуникации.
Методика может бытьиспользована в рамках семейного консультирования, а также в любых случаях,требующих исследования особенностей коммуникации двух партнеров.
Е.Т.Соколова [11] предлагаетподробно познакомиться с модификацией теста Роршаха, сочетающей в себевозможности традиционной версии — направленность на выявление интрапсихическогосодержания личности — с перспективой исследования структуры и динамикимежличностного взаимодействия в семье. Диагностика коммуникативных процессовмодифицированным тестом Роршаха стала возможной благодаря введению в процедурутестирования методического приема, известного под названием гомеостата:участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу одной илинескольких таблиц. Тест Роршаха отличается тем, что все «решения» партнеровравноправны и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. СТР(совместный тест Роршаха) сделает очевидны неосознаваемыйиндивидуально-стилистический (личностный) аспект коммуникации, а именно то,каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие стратегиивзаимодействия изберут, какие чувства испытают.
Наиболее оптимальный путьстабилизации семьи связан с организацией системы психологическогоконсультирования пар как в момент их образования, так и в процессе ихнормального или конфликтного функционирования. Разработанная методика«межличностного семейного конфликта» (МСК) [12], дает возможность выявитьспецифику супружеских затруднений, что позволяет определить стратегию и тактикуконсультирования супружеской пары, а также решить вопрос о необходимостикоррекции отношений в данной брачной диаде или о расторжении брака.
Методика МСК представляетсобой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 168 пунктов. Ихсодержание интегрировано в следующих сферах жизнедеятельности семьи: семейнаяроль, потребность в общении, познавательные потребности, потребность в защите«Я-концепции», культура общения, взаимная информированность, уровень моральноймотивации, проведение досуга, частота конфликтов и способы их разрешения,субъективная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.
Супруги независимо другот друга отвечают на вопросы анкеты. На основании полученных результатовопределяется, к какой из выделенных трех групп семей (нестабильные, проблемные,стабильные) относится данная пара. Полученное с помощью методики МСК описаниеособенностей потребностных сфер супругов, степени удовлетворения ими в бракесвоих ведущих потребностей, основных конфликтогенных зон, частоты конфликтов испособов их разрешения дает возможности для индивидуальной работы как с каждымиз супругов в отдельности, так и с парой.
Социальные контакты, какизвестно, имеют множество форм и имеют, как минимум, три уровня — социальноеповедение, социальное взаимодействие, социальные взаимоотношения. На третьемуровне возникает ряд качественно новых явлений, одним из которых являетсяинтимность. Берман и Лиф [13, с.154] интерпретируют интимность как один из трехосновных параметров брака и семьи (два других — граница и власть). Несмотря наконцептуальное многообразие в трактовке понятия интимности, конкретных методикдля ее измерения довольно мало. Холт (1977) предложил шкалу развитияинтимности, состоящую из 66 утверждений, включая подшкалы интеллектуальной,физической и эмоциональной интимности. Две шкалы, которые используют болеечасто — это Опросник интимности Уоринга и шкала оценивания интимности вовзаимоотношениях Шэфера и Олсона. Опросник Уоринга (1983) состоит из 90утверждений, на которые можно ответить «да»/»нет». Шкала содержит 8 подшкал(решение конфликтов, эмоциональная близость, сплоченность, сексуальность,идентичность, совместимость, автономия и экспрессивность) и шкала социальнойжелаемости. [13]
Один из самых популярныхинструментов для описания семейной среды, считают авторы[13, с.160],- это шкала семейной среды. Шкала состоит из десяти подшкал, которыеизмеряют три области семейной жизни: параметры отношений, параметры личногоразвития и параметры стабильности системы: организованности (важность четкойорганизации и структуры в семейной жизни и распределение обязанностей) иконтроля (в какой мере семейная жизнь определена правилами).
2.2 Диагностика детско-родительскихотношений
В консультативнойпрактике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка сродителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыреаспекта:
· актуальныемежличностные отношения между ребенком и родителями.
· их история,особенно в критических точках онтогенеза.
· межличностныеотношения глазами их участников – детей и родителей.
· объективнофиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностикидетско-родительских отношений А.Г. Лидерс [14] предложил разделить на:
1. предназначенныетолько для детей,
2. предназначенныетолько для родителей,
3. одинаковопригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,
4. методики, которыеимеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимыедруг с другом,
5. методики, предназначенныедля взаимодействующей диады родитель – ребенок.
Данную расстановкуметодик А.Г. Лидерс представляет в виде схемы:
/>
Рис.1 Типология методик,используемых для диагностики детско-родительских отношений.
Приведенная схемапредставляет типологическое пространство, упорядочивающее все методики,применяемые для диагностики детско-родительских отношений. Обозначим основныеиз используемых медодик, применительно к схеме, расположенной выше.
I. Методики, предлагаемые ребенкумогут включать в себя:
1. Проективнаяметодика «Рисунок семьи» и ее модификации и вариации. Часто применяетсяв диагностике из-за простоты проведения и интерпретации результатов. Рисункидетей по своему содержанию многогранны. Очень ярко это проявляется при изучениивнутрисемейного климата и характера межличностных отношений. Особенностьюрисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовыватьхарактеристики этих отношений, а достаточно их изобразить.
2. Адаптированныйвариант методики Рене Жиля. Методика Р. Жиля в адаптированном варианте И.Н.Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой («Межличностные отношения ребенка», 1994)предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка,особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристики черт личности. По мнению отечественных авторов эта методика может бытьиспользована для детей в возрасте от 4—5 лет и до 11—12 лет, а при задержкахпсихического развития или легкой степени умственной отсталости и в болеестаршем возрасте. Преимущество данной методики состоит в том, что она являетсявизуально-вербальной проективной методикой. Иллюстративный материал методикисостоит из 42 заданий, представляющих собой 25 картинок с кратким текстом,поясняющим изображенную сценку, ситуацию, и вопросом, обращенным к испытуемому,а также 17 тестовых заданий. В соответствии с инструкцией ребенку предлагаетсявыбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя сперсонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов можнополучить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснитьхарактерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.
3. Различныеварианты методики «Незавершенные предложения».
4. Модификацияоценочно-самооценочной методики.
5. Детскийапперцептивный тест. Детский апперцептивный тест САТ предназначен дляизучения особенностей межличностных отношений ребенка к значимым близким(родителям, сестрам, братьям и другим лицам). Этот тест также может бытьиспользован при изучении личностных характеристик ребенка, его потребностей и мотивов.Стимульный материал представлен в виде картинок с людьми или животными. Ихпоказывают испытуемым с просьбой описать то, что там происходит и составитьрассказ. Выбор картинок, предъявляемых ребенку, зависит от проблем, которыми онстрадает.
6. Детский тест«Эмоциальные отношения в семье» Е.Бене-Энтони. Семейный тест отношений (СТО) —проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими,созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношенийсостоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членовсемьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур естьфигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста —стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающиеотношения между ребенком и членами его семьи.
7. Опросникэмоциальных отношений в семье Е. И. Захаровой.
II. Методики предлагаемые родителям.
1. Анамнестическийвопросник, т.е. сбор первичной информации, так называемый психологическийанамнез.
2. Родительскоесочинение «История жизни моего ребенка». Методика «История жизни» являетсявспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удаетсяуточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя и характер егосубъективных переживаний по этому поводу. Психолог обращается к каждомуродителю с просьбой изложить в письменном виде волнующие его проблемы.
3. Опросникродительски отношений Варги – Столина. Тест-опросник родительского отношения(ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный навыявление отношения родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьноговозраста. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств поотношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним,особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребенка.
4. Опросник«Подростки о родителях», показывае установки и стили родительского воспитаниятак, как их видят тх дети подросткового и старшего школьного возраста.
5. Опросник стиляродительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера (1996). Этотпроективный рисуночный тест позволяет выявить положение субъекта в системемежличностных отношений и определить характер коммуникации в семье. Испытуемомупредъявляют бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 100 мм, вводят инструкцию. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов,выступают следующие:
1) число членовсемьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположениекружков относительно друг друга;
4) дистанция междуними.
6. Опросникродительских установок и реакций Шафера PARI. Методика РАRI, в буквальном смысле означает «Исследовательский инструмент родительскихпозиций и отношений», предназначена для изучения наиболее общих принципов имоделей воспитания, используемых родителями, а также внутрисемейных отношений.Методика включает 115 утверждений, касающихся воспитания детей и семейнойжизни. Все утверждения соответствующим образом ранжированы в 23 шкалы. Суждениярасположены в определенной последовательности. Отвечающий должен выразить к нимотношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
III. Методики, предлагаемые независимо идетям и родителям.
1. Опросник дляизучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.
2. Самооценочнаяметодика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка иоценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от оценки, полученной отсамого ребенка и наоборот.
3. Методика«Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т.Ю. Андрущенко иГ.М. Шашловой. Проходит в виде беседы, где психолог предлагаетвысказывания-побуждения к изобразительной деятельности на стандартном бланке(штриховка, цвет и т.д.), и анализируя полученные изображения делает выводы охарактере переживания ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми.
IV. Методики предлагаемые диадеребенок-родитель.
1. Вариантыметодики, известной под общим названием «Архитектор-сроитель», где ребенок иродитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнерудостаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.
V. Методики, одинаково пригодные и длядетей (подростков), и для взрослых.
1. Цветовой тестотношений Эткинда.
2. Методика «Модельличностной сферы».
VI— VII. Методика, направленная на выявлениеособенностей родительско-детских отношений в прошлом глазами родителя и глазамиребенка соответственно.
1. Родительскоесочинение. Также может использоваться на этапе сбора информации. Базовымитемами обычно являются «Я и мой ребенок», «Я как родитель». Анализ проводитсяна основе содержания, а также поведения родителя в момент выполнения задания идругих формальных показателей.
В диагностике дестко-родительскихотношений могут применятся и другие методики, не описанные выше. Напримермодификации и варианты Цветового теста Люшера. Однако применяя каждуюконкретную методику в отношении ребенка специалист обязательно должен учитыватьвозраст ребенка и особенности восприятия им окружающей действительности.
В целом,многообразие методик может помочь разносторонне обследовать семью на предметдетско-родительских взаимоотношений, однако, следует заметить что спецификаприменения различных методик у детей может быть затруднена в силу возрастаобследуемого. Поэтому, в первую очередь, в задачу психолога, работающего ссемьей, должен входить анализ возможности применения данной конкретной методикиу данного конкретно ребенка. Самое главное, в данной ситуации, суметь разъяснитьспецифику проведения диагностики родителям, и предоставить им полную информациюо применяемой методике. Однако если процедура проведения требует отсутствияродителя в процессе обследования, то психолог также должен оговорить это сродителями заблаговременно.
Работа сребенком требует от специалиста не только высокого профессионализма какспециалиста, но и как человека – высокой степени готовности объяснить и помочь(в рамках допустимого), так как ребенок, в силу возраста, может испытыватьзатруднения при выполнении того или иного задания. Диагностикадетско-родительских взаимоотношений не ставит целью провести параллели состепенью научения ребенка (не рассматривает родителя в качестве учителя).Методики, применяемые психологом могут помочь понять видение ребенком своихродителей, а родителями собственного ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема семейныхвзаимоотношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять летзанимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года вгод растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальныесимпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференцияхсамой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи какобъекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейшийрост внимания к этой теме, особенно учитывая ту колоссальную роль, котораяотводится семье в современном обществе.
Уровень разработок покакой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методическойобеспеченности работ, прежде всего — от наличия надежных измерительныхинструментов. Это касается и исследований межличностных отношений в семье. Бездоступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностическихметодик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлиннопрофессиональными.
Исследовательская работаи развитие соответствующего методического инструментария, как показываетпрактика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать тедиагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальныхпроблем сейчас, тем более в будущем.
То, что современнаяпсихология стремиться помочь человеку разобраться в своих взаимоотношениях ссемьей, позволяет надеяться, что количество разводов, сирот, неблагополучныхсемей будет снижаться, а люди смогут чувствовать себя полноценными членамисобственной семьи.
В даннойработе, опираясь на базовые понятия «семьи», ее роль и функции в современноммире мы попытались систематизировать различные методики, применяемые дляпсихологической диагностики внутрисемейных взаимоотношений разбив их на двегруппы: методики диагностики супружеских взаимоотношений и методики,применяемые для диагностики детско-родительских отношений, дали короткую характеристикунекоторых из приведенных методов. Мы убедились, что семья, как объектпсихологического исследования, может быть изучена с разных точек зрения, амногообразие существующих методик психологической диагностики межличностныхотношений в семье позволяет выполнить эту задачу различными средствами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Харчев А.Г. Опутях дальнейшего укрепления семьи в СССР: Социальные исследования. – М., 1965.– Вып. 1.
2. Косачева В.И.Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологическийанализ: Дисс. канд. филос. наук. — Минск, 1990.
3. Соловьев Н.Я.Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977.
4. Дружинин В.Н.Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
5. Атаманчук Г.А.Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемыфилософии — Киев, 1989. — Вып.79.
6. Паниотто В.И.Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. — Киев: Наукова Думка, 1975.
7. Куц В.А.Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами вценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Автореф. дис…канд.психол. наук. -Л., 1978.
8. Волкова А.Н.,Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. — 1985. — N5.
9. Столин В.В. и др.Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер.14.Психология. — 1984. — N2. —
10. Баз Л.Л. Способоценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругамисовместной задачи). // Психологический журнал. — 1995. — Т.16, N4.
11. Соколова Е.Т.Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. //Вопросы психологии. — 1885. — N4.
12. Левкович В.П.,Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросыпсихологии. — 1987. — N4.
13. Лийк К., Нийт Т.Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.-Таллинн, 1986
14. Лидерс А.Г.Психологическое обследование семьи: учеб.пособие – практикум для студ. фак.психологии высш. учеб. заведений/издательский центр «Академия», 2007. – 423c.
15. Марковская И. М.Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психологияи семейная терапия. — 1999. — №2.
16. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб.пособие/Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
17. Узы брака исвободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. — М., 1990.
18. Обозов Н.Н.Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений.- Киев, 1990.
19. Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1989.
20. Пэйдж С.Супружеская жизнь: путь к гармонии. — М., 1995.
21. Румянцева Т. В.Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебноепособие. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
22. Практикум повозрастной психологии: Учеб. пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. – 694с.: ил.
23. Русалов В.М.Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) //Психологический журнал. — 1992. — Т.12, N2.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2000. — 240с.