СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Сущность и значение социально-психологических аспектов работы с кадрами в органах внутренних дел
Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика
Заключение
Библиографический список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Множественность задач, стоящих перед милицией, ведет к развитию полифункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников милиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности — преступника (правонарушителя).
Исключительная сложность деятельности милиции диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника. Эта деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников милиции как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества.
Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает в органах внутренних дел, а также при подборе и расстановке кадров важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации работников ОВД.
Основной целью курсовой работы является исследование социально-психологических аспектов работы с кадрами в органах внутренних дел.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение социально-психологических аспектов работы с кадрами в органах внутренних дел.
2. Охарактеризовать принципы формирования оптимального социально-психологического климата в коллективе сотрудников органов внутренних дел.
3. Рассмотреть стиль работы руководителя и психологические типы руководителей.
Сущность и значение социально-психологических аспектов работы с кадрами в органах внутренних дел
Деятельность работников милиции существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Формирование устойчивых положительных мотивов деятельности сотрудников милиции можно вести в четырех направлениях:
1) формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон деятельности милиции;
2) развитие интереса к деятельности опосредованным воздействием на мотивы путем воспитания у сотрудников милиции чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к милиции;
3) раскрытие перед сотрудниками перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка;
4) эффективная организация труда сотрудников и создание в коллективе служб и подразделений милиции благоприятного морально-психологического климата.
Результаты любого вида деятельности работников милиции зависят от ее качественных характеристик: нормативности, организованности, подготовленности, освоенности и эффективности.
Нормативность деятельности представляет собой степень соответствия действий сотрудников правовым и нравственным нормам, положениям Кодекса чести сотрудников милиции, ориентации на применение только законных способов борьбы с противоправными деяниями. Деятельность сотрудников милиции должна проходить под знаком строгого соблюдения норм уголовного, уголовно-процессуального и административно-правового законодательства.
Организованность создает реальный фундамент для успешной деятельности работников милиции. Она выражается в определении соответствующих форм организации и стройной системы реализации профессиональных задач милиции.
Подготовленность выражается в наличии у сотрудника милиции соответствующих знаний, умений и навыков. Важную роль наравне с другими видами подготовленности (юридической, специальной) играет профессионально-психологическая подготовленность.
Если подготовленность выступает как предпосылка успешной работы, то освоенность определяет реальное овладение ею сотрудником милиции и высокую степень выполнения соответствующей деятельности.
Эффективность деятельности сотрудников милиции состоит из продуктивности, выражающейся в количественных и качественных результатах деятельности; скорости, отражающей быстроту, четкость и организованность действий; темпа деятельности, определяющего соотношение “энергичных” участков и спадов в деятельности сотрудника в течение фиксируемого периода времени; полноты, зависящей от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности сотрудником милиции в течение длительного периода времени и сохранения устойчивой результативности деятельности.
Одним из главных результатов психологического анализа деятельности сотрудника ОВД должно явиться создание профессиограмм разных специальностей, представляющих комплексное отражение основных сторон правоохранительной деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются (см. таблицу) 1.
Модель профессионально-значимых психологических качеств личности сотрудников ОВД, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки офицеров милиции. Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности сотрудников милиции, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.
Таблица
Примерная профессиограмма правоохранительной деятельности сотрудника ОВД
Основные особенности правоохранительной деятельности сотрудника ОВД
Ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности сотрудника ОВД
1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений
Высокий уровень социализации личности; высокий уровень правосознания, социальной ответственности: честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплини-рованность; доминирование социально-значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности. Негативные качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность.
2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий сотрудника ОВД
Профессионально необходимые качества: развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям. Негативные качества личности: сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка; властолюбие.
3. Экстремальный характер правоохранительной деятельности
Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов). Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов: психопатизация.
4. Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности
Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность: аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Негативные качества личности: низкая умственная работоспособность; сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение; слабая память
5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность
ССссссссоциальная зрелость личности: нервно-психическая, эмоционально — волевая устойчивость: развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности: адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха. Негативные качества личности: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность: повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества: отсутствие мотивации на достижение успехов в работе --PAGE_BREAK--
Формирование оптимального социально-психологического климата в коллективе сотрудников органов внутренних дел
Основной функцией коллектива ОВД является оперативно-служебная. Подразделения ОВД выполняют чрезвычайно важные общественные задачи борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. В связи с этим ОВД наделены соответствующими правами и обязанностями, в том числе в сфере применения как профилактических, так и принудительных мер к лицам, ведущим антиобщественный образ жизни. Объектом деятельности сотрудников любого коллектива ОВД являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни. Наиболее значимы их следующие характеристики: антиобщественная направленность поведения, противодействие (сопротивляемость) воспитательно-профилактическим воздействиям, опыт преступной деятельности (рецидив), маскировка истинных целей и мотивов поведения.
Такая исключительная сложность объекта деятельности ОВД предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству как отдельных сотрудников, так и коллективов целых подразделений.
Коллектив — разновидность социальной общности (малой группы), для которой характерны совпадение индивидуальных и групповых целей в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая общность основных социально-психологических характеристик. 2
Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.
Отличительными признаками коллектива являются: совместная деятельность; наличие общих интересов, целей и задач; единая организация и управление; относительная устойчивость и длительность функционирования.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.
Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей.
Коллектив потенциально может дoбитъcя гораздо большего, чем каждый из его членов в сумме. He cмoтpя на это, коллективам часто не удается задействовать даже малую часть своего потенциала. Обычнo приходится наблюдать, что взаимодействие в коллективе безжизненно, не приносит удовлетворения, запутано и нe эффeктивнo. Этoт недостаток дорого обходится любой организации, потому что эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и доводят дело до конца, невзирая на трудности.
Многие руководители имеют слабое представление о потенциальной ценности коллективного подхода. Bмecтe с тем коллективная работа может oткpыгь огромные новые возможности. Коллектив потенциально является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду.
Пepeд коллективом стоит общая задача, требующая совместных усилий. Об эффективности коллектива говорит его способность добиваться полезных результатов. Создать коллектив нелегко. Эффективные коллективы нужно создавать методически и упорно. Haдo построить личные отношения, определить методы работы и создать положительный и воодушевляющий климат. Коллектив живет собственной деловой и эмоциональной жизнью; одна из отличительных черт коллектива — это сильное чувство общности.
Чacтo оказывается, что в коллективе объединены люди с самым разным прошлым, с весьма различными ценностными установками и жизненными планами. Коллeктивный подход расцветает и поощряет быть личностью.
Предaны ли сотрудники задачам коллектива — вот один из признаков положительного климата. Предaннocть коллективу нужно развивать сознательно, поскольку она редко возникает сама по себе, пока каждый из сотрудников лично не решит направить свою энергию на коллективные цели.
Pocт преданности — это показатель зрелости коллектива. Эмоциональные узы между сотрудниками укрепляются, и им лучше удается активное достижение совместных целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетворение. B коллективе возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.
Чтoбы добиться успеха, члены коллектива должны уметь высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешными и не опасаясь мести. Если члены коллектива не желают выражать свои взгляды, то впустую теряется много энергии, усилий и творчества. В эффективно работающих коллективах не избегают деликатных и неприятных вопросов, а берутся за них честно и прямо.
Стoлкнoвeниe взглядов, если его направлять должным образом и конструктивно использовать, ведет к росту взаимопонимания между сотрудниками. Резyльтaтoм позитивного конфликта становится открытость, ослабление напряженности, улучшение отношений и рост доверия. Из негативных конфликтов произрастает недоверие и враждебность. 3
Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика
Криминальный мир сегодня — это мощная армия организованных группировок, технически оснащенных и берущих на вооружение последние достижения науки и техники и не жалеющих средств для осуществления своих замыслов. Противостоящая преступникам правоохранительная система должна быть в первую очередь более высоко организована в плане оперативного управления и подчинения.
Профессиональное мышление руководителя подчеркивает его способность глубоко и всесторонне анализировать сложнейшие явления и в кратчайший срок принимать научно-обоснованные решения. Например, начальник районного отдела внутренних дел обязан детально знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, иметь достоверную информацию о состоянии преступности и ее тенденциях, о характере и особенностях работы структурных подразделений (отделениях уголовного розыска, отделениях по экономической преступности, ГИБДД и т.д.), систематически изучать состояние и результаты оперативно-служебной деятельности этих подразделений. Руководитель ОВД должен не просто накопить большой объем профессиональных знаний, главное — научиться самому добывать эти знания, не только из литературных источников, но и из динамических изменяющихся социальных явлений. 4
Важна роль инициативы и самостоятельности руководителей в принятии управленческих решений, поскольку основой руководства в системе органов внутренних дел является единоначалие, которое исключает обезличивание руководства, обеспечивает организованность и наиболее полное развертывание организаторских способностей руководящего состава. В соответствии со спецификой управления в сфере охраны общественного порядка вся деятельность конкретного органа подчинена одному лицу, несущему полную персональную ответственность за всю его деятельность.
Значительное место среди требований, предъявленных к руководителю, занимает умение использовать властные полномочия, возлагаемые на него служебным положением. Идеальной формой руководства является сбалансированное сочетание заслуженного авторитета, опыта и властных полномочий. Руководитель органа или подразделения внутренних дел обязан при любых обстоятельствах умело использовать властные полномочия, контролировать свое поведение, владеть своим настроением и чувствами, быть примером для подчиненных. «Особое значение для начальника имеет способность сдерживать себя от приступов гнева. При сильном возбуждении любой человек может наделать много ошибок. Некоторые руководители оправдывают себя, ссылаясь на свойство характера, вспыльчивость. Несдержанность — просто плохая привычка, с которой можно и нужно бороться. Необходимо только не позволять себе распускаться, нужно постоянно сдерживаться, мобилизуя на это всю свою силу воли». 5
Деятельность руководителя нельзя рассматривать в отрыве от работы подчиненных. В правоохранительных органах отношения между начальником и подчиненными регулируются дисциплинарным уставом, который определяет систему взаимоотношений, основанную на дисциплине, применительно к воинской, т. е. и сознательное соблюдение порядка и правил, установленных законами и уставами. Устав предписывает начальнику своевременно предупреждать проступки подчиненных, выявлять их причины, а также создавать нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины.
Для решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, требуется исключительная моральная и физическая выдержка, а дисциплинированность, как черта характера, становится особенно необходимой. Отношения между людьми делятся на позитивные и негативные. Позитивные отношения (интерес или любовь к работе) активизируют психические и физические силы человека, повышают трудовую активность; негативные (нелюбовь к профессии, обязанностям) наоборот тормозят способности личности и ведут к резкому снижению интенсивности деятельности. Одним из видов отношений являются отношения подчиненных и руководителя. Люди сознают или чувствуют, что от отношения начальника зависит их социально-психологический статус в коллективе, личный авторитет, служебное продвижение, получение специального звания и т.д. Люди вольно или невольно озабочены тем, чтобы расположить к себе руководителей: одни — подхалимством, другие — путем добросовестного труда, честным отношением к делу. Одно из основных задач руководителя состоит в регулировании взаимоотношений между людьми, в процессе совместной деятельности. Вместе с тем, начальнику следует, прежде всего, оценить собственное отношение к подчиненным, к обязанностям, к себе, и в случае необходимости корректировать их в интересах лучшего исполнения своих функциональных обязанностей. 6
В отношениях с подчиненными руководителю следует быть объективным, справедливым, предъявлять ко всем одинаковую требовательность, оценивая каждого из них, прежде всего, по отношению к делу, по результатам работы. Ни при каких обстоятельствах руководителю нельзя создавать вокруг себя группу «любимчиков». Это всегда восстанавливает против него всех других членов коллектива и отрицательно сказывается на его авторитете. Свои отношения с подчиненными руководитель обязан строить на основе товарищества, доброжелательности и справедливости, видеть в каждом подчиненном человека, считаться с материальными и духовными потребностями подчиненных, в противном случае у подчиненных может возникнуть чувство неудовлетворенности, мешающее им работать, повышать свое мастерство.
Руководителю следует систематически анализировать своё поведение, методы и стиль работы, объективно оценивать свои недостатки и стараться от них избавиться. Руководитель должен помнить, что он ни при каких обстоятельства, даже самых трудных, не имеет права теряться и прекращать борьбу за выполнение поставленных перед коллективом задач.
Психологи разных школ составили множество классификаций руководителей, но самой первой и соответственно классической является классификация Курта Левина, американского психолога. Он описал три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
“Диктатор”. Как правило, в кабинетах Диктаторов тихо, двери закрыты, у большинства сотрудников плечи слегка приподняты, голова вытянута вперед и взгляд испуганный, слегка исподлобья. Не все сотрудники осознают это, так как мысли их, так же как и действия, находятся под жестким контролем. У каждого сотрудника есть своя должностная инструкция. И лежит она не где-нибудь в дальней папке в отделе кадров, а в ящике собственного стола. Диктатор пресекает любую инициативу как недопустимое своеволие и дерзкое свободомыслие. Решения Диктатор принимает единолично и обсуждать ничего ни с кем и никогда не собирается. Подчиненные – это инструмент для реализации воли начальника. И как любой другой испорченный инструмент, он легко заменяет одних сотрудников другими. Пословица “Я начальник – ты дурак” сложена про него.
“Демократ”. Демократ часто созывает совещания для выработки и принятия общих решений. Он всячески поощряет коллегиальность и любую инициативу. Он умело делегирует полномочия и разделяет ответственность. Всегда готов принять участие в общем веселье и, как правило, является желанным гостем на любой вечеринке. При этом он любит, когда про него говорят хорошие слова и демонстрируют ему свою симпатию и лояльность. Демократ отличается искренним вниманием к сотрудникам. Знает, у кого, сколько детей, бывает в курсе семейных проблем. Для него каждый сотрудник – интересная личность. При такой кажущейся мягкости дисциплина в коллективе не страдает, народ работает не за страх, а за совесть. После окончания рабочего дня работают из интереса и азарта, зная, что их достижения будут замечены и оценены по достоинству. Для осуществления контроля Демократ обычно находит себе соответствующего заместителя и иногда играет со своими подчиненными в игру “хороший и плохой парень”. Как правило, Демократ отличный политик и тонкий дипломат.
“Либерал”. Термин “руководство” не очень ему подходит. Он, скорее, числится руководителем, является формально назначенным начальником. Старается избежать ответственности и принятия решений. Ссылается на авторитет “партии и правительства”, президента и прочих вышестоящих. Требовательность, контроль, дисциплина в его организации отсутствуют. Часто Либерал не имеет сильной воли и четкой цели, не обладает глубокими знаниями и стремлением овладеть ими. Но может достаточно долго занимать руководящий пост, если ему нравится размер зарплаты и при этом начисто отсутствует “охота к перемене мест”. При особо благоприятных обстоятельствах он может даже гордиться своей миссией. Уважением в коллективе Либерал не пользуется, чаще всего это снисходительное отношение со стороны сотрудников.
Существует множество классификаций психологических типов руководителей. 7
В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств:
1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т. е. знания в сфере психологии.
2. Педагогические способности – способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.
3. Организационные способности (ведущий блок) т. е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.
4. Нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы профессиональной этики).
5. Коммуникативные способности (к деловому общению).
В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей 1. Руководитель-специалист. Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями. продолжение
--PAGE_BREAK--
— не любит работать с людьми;
— дифференцирует специальные профессиональные и организаторские вопросы — основной его вклад в совместную деятельность коллектива – решение профессиональных вопросов;
— имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.
2. Руководитель-организатор. Доминирование организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.
— коллективная работа, привлекает к работе специалистов, в том числе превышающих его по компетентности;
— профессионально организует совместную деятельность группы, добивается высоких групповых результатов.
3. Руководитель-наставник. Доминирование педагогических способностей, интерес и потребность к работе с людьми, особенно молодыми работниками, к передаче знаний; гордится успехами учеников.
Чаще встречаются промежуточные типы.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Социально-психологические аспекты работы с кадрами ОВД» можно сделать ряд выводов:
При управлении личным составом ОВД важно учитывать, что процесс социализации непосредственно связан с адаптацией сотрудника к социальной и служебной среде подразделения, вхождением его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива подразделения.
Адаптация – это взаимное приспособление работника и коллектива, основывающиеся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.
В настоящее время особое значение приобретает вопрос о формировании и укреплении ядра руководящих кадров, от профессионализма которых в значительной мере зависит содержание и качество выполняемых возложенных на органы внутренних дел задач. Модель руководителя органов внутренних дел на современном этапе должна формироваться из требований оптимальной организации труда, налаживания социально-психологического климата, повышения общей культуры управленческого труда.
Искусство управления требует особых свойств у руководителя: чувствительность к проблемам, умение их формулировать; мобильность мышления — способность к переформулированию; способность к анализу, оценке и синтезу; активное осмысление накопленного опыта; восприимчивость к чужим идеям.
Стиль работы руководителя — это совокупность конкретных (неформализованных) методов и приемов руководства. Он является формой реализации руководителем организационных, экономических, социальных и психологических отношений в коллективе.
Библиографический список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс. 2000.
Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб., 2000.
Воробьев О.В. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел. — М., 2001.
Дегтярев И.Л. О культуре и стиле работы начальствующего состава органов внутренних дел. — М., 2000.
Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. — М., 2000.
Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справ, пособие. / Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. — М., 1997.
Основы управления в органах внутренних дел: Учебник / Под ред.А.П. Коренева. – М.: Московский университет МВД России; Щит-М, 2003.
Птуха Н.И., Курбанов В.Д., Сорокин К.В. Личность руководителя в управленческой деятельности в правоохранительных органах. – М., 2003.
Семко М.А. Особенности познавательной деятельности личности: характеристика психических процессов и их учет в работе сотрудников ОВД. — М., 1999.
Станкин М.И. Психология управления — М., 2000.
Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. — М., 1999.