Тольяттинскийгосударственный университет
Гуманитарныйинститут
Контрольнаяработа
Подисциплине: основы психологии семьи и семейного консультирования
Тема:«Современные подходы к семейному консультированию»
студента Группы ППСХз 441
Логвинчуг К.А.
Преподаватель: ДенисоваЕ.А.
Оценка:__________
Регистрационныйномер________дата________
2009
Содержание
Введение
1. Понятие семьи
2. Современные подходы ксемейному консультированию
3. Способы организациипроцесса семейного консультирования
4. Методы и приемы,используемые в семейном консультировании
5. Основные требования кработе с супружеской парой
6. Основные принципы иправила семейного консультирования
Заключение
Список литературы
Введение
Слово«консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание,обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение,которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом,консультироваться — значит советоваться со специалистом по какому-нибудьвопросу.
Психологическоеконсультирование семьи должно быть направлено на восстановление илипреобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие уменияпонимать друг друга и формировать полноценное семейной Мы, гибко регулируяотношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.
При работе скаждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но еслиговорить об общей задаче консультирования семьи — то это вовсе не«обеспечение психологического комфорта» и «избавление отстраданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех еепроявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и,переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принятьответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразоватьжизненную ситуацию.
Семейноеконсультирование — это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьиодновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могутсочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования:общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов,работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, то есть с семьей вузком смысле слова (отец — мать — дети), работа с расширенной семьей (онавключает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние насемейные отношения: тети, дяди и других); работа с экосистемой или социальнойсетью.
1.Понятие семьи
Существуетмножество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью какоснованное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностьюбыта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная системавзаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы,связанной брачными или родственными отношениями.
Первоначальнуюоснову семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаясяформа отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого обществоупорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружескиеправа и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную системуотношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и другихродственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях«супружества — родительства — родства». Это основной тип семьи, насчитываетв России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20%и бездетные супруги -10-15%.
Поэтомусемью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству,sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют «семейныегруппы». Семья — не брачная группа, а социальный институт, т.е. системасвязей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функциювоспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями идетьми.
Понятие семьиимеет социальный, а не юридический характер. В связи с этим в правовых актахпонятие семьи связано с установлением круга лиц, образующих ее состав.Установление же круга членов семьи в свою очередь зависит от того, какоесодержание вкладывается в понятие «член семьи». Круг членов семьи,связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости отцелей правового регулирования в различных отраслях права — семейном,гражданском, трудовом и т.д. Он различен и в разных правовых институтах однойотрасли права (например, в жилищном и наследственном праве).
В СК РФ нетобщего определения семьи по причине, указанной выше. В силу различногоопределения семьи в различных отраслях законодательства включение определенияпонятия «семья» в СК РФ и установление исчерпывающего перечня членовсемьи могло бы привести к нарушению их прав либо к необоснованному расширениюкруга членов семьи. Однако термины «семья», «член семьи»часто употребляется в СК РФ.Термины брак и семья, как в обыденной речи, так и внаучных публикациях находятся рядом, что действительно правомерно, посколькуреальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак исемья- не одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия,ведь семья может существовать без брака, а брак без семьи.
Семьёйназывают социальные объединения, члены которого связаны общностью быта,взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семьяпредставляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми,основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённуюорганизацию.
Инымисловами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойствасемьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья — это прежде всего отношениямежду её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать семью – это означает нетолько найти человека и поставить соответствующий штамп в паспорт. Создатьсемью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки.
Семья–ячейка(малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта,основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях междумужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другимиродственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единогосемейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовнымипроцессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается,через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят отобщественных отношений в целом, а также от уровня культурного развитияобщества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем вышекультура семьи.
Многоплановыеконтакты социального работника с семьями, порождаемые потребностями совместнойдеятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностейсоциальной работы с семьёй. В свою очередь они обуславливают егосоциально-педагогические понятия о поведении индивида и малой социальнойгруппы, о типах семьи и процессах её социализации, поведении сложных структур иразнообразии культурных систем, а также о собственно личности социальногопедагога или работника и присущих ему профессиональных качествах.
2.Современные подходы к семейному консультированию
Существуетмножество концепций семейного консультирования: от модификаций фрейдовскойпсихоаналитической модели до позитивной семейной терапии Н. Пезешкиана. Однаков последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, такимкак системный и структурный.
Основоположникисистемного подхода (М.Боуэн, С.Минухин, В.Сатир, К.Витакер и другие)рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанныхузами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку:семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Посколькусемья — это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. Напрактике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другиевходящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытываютвоздействие с их стороны.
Оказываяпомощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлениемпсихоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретныхцеленаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачновыбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по меретого, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам вмеханизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомовпсихологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.
Так, автортеории семейных систем М. Боуэн утверждает, что члены семьи не могутдействовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит квнутрисемейной дисфункциональности. Это сближает его с системными терапевтами.Но есть и различия: Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение какпродукт эволюции. Причем не индивидуальной, уникальной, а связанной со всемиформами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций,среди которых концепции дифференцировки собственного Я, эмоциональныхтреугольников, семейных проекций и других. По его мнению, механизмвнутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех другихживых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я такнапоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки.Терапевты этой школы считают, что дифференцировка собственного Я в ходе сеансовсемейной психотерапии ведет к успокоению семьи клиента, это способствуетответственному принятию решений и ослаблению симптомов семейной дисфункции.Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается кпозиции тренера: он обучает членов семьи дифференцироваться в семейном общении,осмысливать имеющиеся у них способы взаимодействия в семье и осваивать болеепродуктивные. При этом психологу предписывается не подходить к семье с готовымирекомендациями, а вести совместный поиск. С этим трудно не согласиться:совместный поиск позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода изпроблемных ситуаций, развивает у них чувство субъективности и уверенности всвоих силах, что после ослабления негативной симптоматики приводит к устойчивымпеременам в жизни семьи.
Боуэн широкоиспользует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненномцикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенностиклиента.
Другойвариант работы с семьей, завоевавший широкую популярность в мире, — структурнаясемейная терапия С. Минухина.
В основеэтого подхода лежат три аксиомы. Осуществляя психологическую помощь, необходимопринимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться какее подсистема.
Терапия семьиизменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членовсемейной системы.
Работая ссемьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическаясистема, делающая возможными семейные изменения.
Семьяпредстает как дифференцированное целое, подсистемы которого — отдельные членысемьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская,детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенныетребования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степеньсвободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужнаопределенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важноезначение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.
С. Минухинвыделяет два типа нарушения границ: п е р в ы й — их спутанность, нечеткость,размытость; в т о р о й — излишняя закрытость, приводящая к разобщенностичленов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любойнеблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью иребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинаютфункционировать две автономные подсистемы: «мать — ребенок (дети)» и«отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности вобщении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семейс разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированиюсемейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить всемье важнейшую из человеческих потребностей — в доверии, тепле и поддержке.
Спутаннаясемья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бызаражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладаетотчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и можетохарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».
Описаннаяклассификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь,на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей досимбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроитьграницы между собой и другими.
Рольпсихолога в системе С.Минухина понимается так: ему предписываетсяприсоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов.
С. Минухинвыделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: этоактуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ;эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляцияопределенного настроения; поддержка, обучение или руководство.
Не менеераспространен еще один из вариантов системного подхода — стратегическаясемейная терапия (Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман и другие), гдеосновная работа терапевта направлена на формирование у членов семьиответственности друг за друга.
Иногда врамки стратегического направления включают и вариант системной семейнойтерапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы- выявление и преобразование тех бессознательных «правил игры»,которые поддерживают семейное неблагополучие. «Семейные игры»основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что возможноосуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье,манипулируя другими членами семьи. Работа психолога сначала направлена навыявление тех реакций членов семьи, которые приводят к «зацеплениям»,делающим семью нездоровой (диагностика), затем — на помощь в осмыслении этихзацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия.
Еще одинконструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий, — представлениео том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супруговза власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом. Работаконсультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении балансамежду супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироватьсявыигрышами или проигрышами другого.
Психоаналитический(Н.Аккерман, К.Сэджер и другие), когнитивно-поведенческий (Р.Дрейкурс, А.Эллиси другие) подходы в семейной терапии по сравнению с системным подходом болеетрадиционны.
Анализмногочисленных теоретических построений и практики работы семейныхконсультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию,где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранногопсихологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают натри группы: «ведущие», «реагирующие» и«чистильщики».
«Ведущие»терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, онивоздействуют из позиции «супер-родителя», который лучше членов семьизнает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностьюизбавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность.Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся запомощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапеконсультативного процесса является не только проблемным, но и единственновозможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередконаходятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования,свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такимиклиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает«родительскую позицию» и избирает стратегию дородительствования,постепенно «доращивая и довоспитывая», помогая поверить в свои силы,обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно, взаимодействовать сначала ссамим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данномранее описании структурной семейной терапии (С. Минухин).
«Реагирующие»семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье,стараются мобилизировать ее собственный внутренний потенциал развития. Они«включаются» в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводитсяработа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянутьсебя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себяроль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько болееотстраненно (как бы вне семейной системы).
Есливспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются, прежде всего,на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность.Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевтвыполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление,отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно тоидентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется отклиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции какбы «разделены» между двумя психологами.
«Чистильщикисистем» прежде всего, стремятся навести порядок в правилах, по которымживет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению,заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот методхарактерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапиимиланской научной школы.
3.Способы организации процесса семейного консультирования
Индивидуальнаяработа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваютсяклассические отношения «консультант — клиент», однако и здесь незримоприсутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в егорисунках и проигрываемых ситуациях и тому подобное). Семья продолжает существовать«в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование иоценку пациента».
Если прииндивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы нанепонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли отом, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и ихотношения ко мне». Однако возможно измениться самому, продумать своеповедение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будутотноситься по-другому. Для этого вполне возможно использовать приемтерапевтических притч.
Индивидуальнаяконсультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказатьо проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легчеподелиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. Вэтих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человексможет доверить тайну, рассказать «о стыдном» в присутствии другихчленов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение:обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено,а замалчивание лишь усиливало его.
Но есть идругие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членовсупружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется одинчеловек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях, товозникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы.Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека кпрежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.
Естьситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти кпсихологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеетсяустановка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения клучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружескойпары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструироватьсемейные отношения.
Работа ссупружеской парой. В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, ихповедение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом.Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных,непродуктивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно рассмотретьсложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новыйвзгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найтиновые, более продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов.Однако все не так просто: на первом этапе работы супружеская пара можетдоставить консультанту немало беспокойств и поставить под угрозу самувозможность консультирования.
Вести прием,в котором участвуют двое клиентов (да еще конфликтующих между собой), гораздотруднее, чем консультировать одного. Хотя работа с двумя супругами и являетсяболее эффективной, ее результаты не носят столь глубокого характера, какойвозможен при индивидуальном консультировании: здесь реже затрагиваются теглубинные проблемы, которые лежат в основе супружеских разногласий. Для тогочтобы настроить супругов на совместную работу, организовать и направитьконструктивный диалог, от консультанта требуются особые навыки и умения.
Конструктивныйдиалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружескойпарой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организацияконструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры икомпромиссных решений.
Возможны, покрайней мере, два варианта прихода в консультацию: обоих супругов вместе илиодного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант — последний.
Приформулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) можетприобрести следующие варианты:
· первыйжалуется на второго;
· первый ивторой жалуется на третьего;
· первый ивторой совместно хотят в чем-то разобраться;
· первыйжалуется на себя, второй хочет ему помочь.11 Кратохвил С. Психологиясемейно-сексуальных дисгармоний. — Москва. 1998 г.
Основнаязадача консультанта на первом этапе — установить контакт с клиентом (-ами) иразобраться в том, что именно привело его или их на прием. На втором этапеконсультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом ипри необходимости вмешивается, направляя его.
Психотехническиеприемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны стеми, которые используются в индивидуальном консультировании, то естьконсультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмируетсказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показатьклиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиентапонял его партнер.
4.Методы и приемы, используемые в семейном консультировании
Традиционноосновным методом психологического консультирования считается интервью, то естьтерапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержкусемьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе исемейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных вразличных психоропевтических школах: диалогическое общение, поведенческиеметоды, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализистории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратнойсвязи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма вдействии», «семейная скульптура», «семейнаяхореография» (они представляют собой нечто подобное «живымкартинкам», когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве,пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).
Во многомвыбор методов и контактных техник определяется тем уровнем, на которомосуществляется консультативный процесс. Принято выделять внешний и внутреннийуровни консультирования.
Работа навнешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных исемейных проблем. Она часто применяется на первой встрече (особенно приконсультировании семейной пары). Здесь широко используются технологии созданияпомогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К.Роджерс,Ф.Василюк и другие). Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождаютоткрытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него науме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы,шаг к себе самому и к другому человеку.
Используютсяна этом уровне и различные техники, разработанные в поведенческой психологии. Вчастности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», когдасупруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого ониожидают от партнера.
На болееглубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределениявласти и тому подобное), когда необходимо оказать воздействие на менееосознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе,гештальттерапии и психодраме.
Такойэклектизм вполне уместен, но лишь при определенных условиях. Во-первых, выбираясредства, необходимо помнить известное методологическое положение, которое Дж.Пол сформулировал как вопрос: «Какая помощь, кем осуществляемая и в какихусловиях наиболее эффективна для этого клиента с этими конкретнымипроблемами?» А во-вторых — не забывать, что основным средствомпсихологического консультирования становится не та или иная психотехника, аособая форма взаимоотношений в системе «психолог — клиент»,основанная на сознательном использовании базового двуединого механизма бытия иразвития личности — идентификация — обособления. Именно эти взаимоотношениясоздают условия для переживания, объективации, рефлексии и реконструкции образамира клиента и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповыхзанятий.
5.Основные требования к работе с супружеской парой
Консультированиесупружеской пары должно соответствовать принципу гуманного отношения к каждомучлену семьи и семье в целом и веры в ее силы; не переделка, а квалифицированнаяпомощь и поддержка естественного развития. Мир семьи представляет собойбезусловную ценность. Консультант должен принимать семью и ее позиции и даватьклиентам почувствовать это.
Консультантуследует уважать автономность семейной диады, обратившейся за помощью, ее правана свободный выбор своего пути развития (если, конечно, ее образ жизни неугрожает жизни и здоровью ребенка). Консультирование эффективно только тогда,когда оно способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи какцелостности.
Консультантосуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из ее членов, опираясь приэтом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи. Консультирование должноосуществляться в логике позитивных возможностей развития семьи, а неискусственно навязывать супругам цели и задачи извне.
Осуществляяконсультирование семейной пары, психолог должен соблюдать принципреалистичности: не пытаться «переделать семью или кого-либо из еечленов», «обеспечить жизненное благополучие илитрудоустройство». Он может лишь поддержать в период преодоления«разрывов жизни», помочь преодолеть типичное для кризисных периодовотчуждение от себя и мира, создать условия для выявления внутренних ресурсов,позволяющих «стать автором и творцом своей жизни» и обрести большуюгибкость в отношениях как между членами семьи, так и в отношениях семьи с«большим миром».
Умениеслушать и слышать каждую из сторон помогает наладить контакт, а значит, даетшанс на успешное консультирование.
Консультируясемью, необходимо более четко структурировать процесс приема.
Работа снуклеарной семьей, то есть с семьей в узком смысле этого слова (отцом, матерьюи детьми). Преимущества этого процесса заключаются в том, что семья приходит наконсультацию в полном составе и здесь во время непродолжительнойтерапевтической встречи будет в привычных для себя формах продолжать ту самуюжизнь, которой живет дома, а, следовательно, для семейного диагноза непотребуется специальных средств.
Работа снуклеарной семьей особенно уместна тогда, когда в семье наблюдается симптомпсихологического неблагополучия ребенка. Под углом зрения системной семейнойпсихотерапии нарушения в поведении ребенка воспринимаются как ключ к«общесемейной боли», как своего рода сообщение о кризисных процессах,которыми страдает вся семья. «Насколько детское неблагополучие очевидно,настолько стоящая за ним общесемейная дисфункция закамуфлирована, скрыта вглубоких тайниках семейной жизни. И естественно, этот всегда досадный детскийнедуг, причиняющий столько неудобств взрослым, не был бы так упорен, если бы вкаком-то смысле не являлся нужным, „полезным“ для семьи какцелостности, не работал бы на нее, то есть не обладал бы некоей „условнойжелательностью“, удерживая семью от распадения и в то же время позволяясохранить status quo дефектных отношений».
Работа сраширенной семьей, в которую входят не только мать, отец и дети, но и другиеблизкие люди (бабушки, дедушки, дяди, тети и другие члены семьи, оказывающиевлияние на ее жизнь и систему отношений).
Работа сэкосистемой. В процессе консультирования учитываются, в качестве промежуточныхпеременных внешние контакты и социальные институты.
Работающий ссемьей консультант должен быть предельно осторожным. Прежде всего, емунеобходимо учитывать, что общесемейная дисфункция, как правило, закамуфлированаи скрыта в глубоких тайниках семейной жизни: зачастую супруги говорят, думают,рассуждают и даже веруют на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют,переживают — на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жизни.Для специалиста, консультирующего семью, всегда остается открытым вопрос: какдалеко можно заходить, взаимодействуя с семейной реальностью, спрессовывая вкратком количестве встреч тот психологический опыт, на приобретение которогосама жизнь обычно отводит месяцы и годы.
6.Основные принципы и правила семейного консультирования
Основныепринципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:
1.Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам. Достигается спомощью соблюдения конструктивной дистанции, способствующей оптимальномуобщению, а также приёмов синхронизации мимики и дыхания консультанта иконсультируемого, использования консультантом речевых форм, отражающихдоминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о своей семейнойпроблеме.
2. Сборинформации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП)и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задаватьуточняющие вопросы типа: «Какого результата Вы хотите достигнуть?»,«Чего Вы хотите?», «Попробуйте сказать об этом без отрицательнойчастицы „нет“, то есть словами, описывающими положительныйрезультат».
3. Обсуждениепсихотерапевтического контракта, что является одной из важнейших задачсемейного консультирования. На этом этапе происходит обсуждение того, как будетраспределяться ответственность между клиентом и его консультантом. Например,консультант отвечает за условия безопасности семейного консультирования, затехнологии доступа к разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиентстановится ответственным за собственную активность, искренность в желанииизменить своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этойфазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6 часов),длительности проведения одного сеанса и периодичности терапевтических встреч(например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии уже реже — 1 раз в 2-3 недели).Наконец, обсуждаются условия оплаты, а также санкции за нарушение сторонамиусловий контракта.
4. Далеепроисходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целоми каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие:«Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?»,«В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?»
5. Проведениесобственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру клиентов в успешность ибезопасность процедуры консультирования: «Ваше желание осуществитьизменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желаниемконсультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт работыбудут надёжной гарантией успешности работы». С участниками консультированияобсуждают положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотиповповедения, например, с помощью таких вопросов: «Что, по вашему мнению,является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в этихобстоятельствах?» Осуществляется совместный поиск новых шаблоновповедения. Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы ещё неделали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди, еслиоказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?» или «Чтопоможет вам совершить такой же поступок?» Консультант может использоватьприёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают образ новой ситуации,фиксируя при этом возникающие кинестетические ощущения.
6.«Экологическая проверка». Консультант предлагает членам семьипредставить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своёсостояние.
7.Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант предпринимаетусилия по «страхованию» результатов. Это связано с тем, что клиентыиногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоенииновых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудьдомашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустянекоторое время для обсуждения полученных результатов.
8.Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев. Например, влитературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью«парадоксального задания», точное выполнение которого приводит кпротивоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводиласьконсультация по поводу выражения своих чувств, было предложено ссориться почасу в день «для проверки своего эмоционального реагирования». Хэйли учитывал,таким образом, человеческую природу, зная, что никто не будет сознательновредить себе. Супруги попробовали выполнять задание и бросили его, у нихукрепилось желание ценить друг друга, и они приняли решение отказаться от услуг«поглупевшего консультанта», таким образом, совершилось«отсоединение».
В настоящеевремя семейное консультирование является широко востребованным видомпсихотерапевтической помощи среди населения России. Семейные консультантыработают в психологических центрах, в консультациях, действующих в системеминистерства социальной защиты и комитетов по охране семьи и детства, а также вдругих учреждениях.
Заключение
Рассмотренныев данной контрольной работе случаи обращения клиентов за психологическойпомощью, как и возможные стратегии работы, с ними, отнюдь не являютсяисчерпывающими. Обсуждение можно было бы продолжать еще очень долго,останавливаясь на различных тонкостях и аспектах психологического воздействия,но, пожалуй, важнее другое. Внимательный человек, возможно, уже заметил, чтоесть определенный набор стратегий и тактик, который с некоторыми вариациямииспользуется практически во всех описываемых ситуациях воздействия. К нимотносятся следующее.
1. Ориентацияклиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее.
2. Ориентацияклиента на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственнуювозможность понимания себя и собственного поведения.
3. Подготовкаболее глубокого контакта с другим человеком, отношения с которым у клиента нескладываются, с использованием его чувств и переживаний как основы длявосстановления более доверительных отношений.
4.Планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов,направленных на немедленное изменение ситуации.
Осуществлениетакой стратегии работы с клиентом опирается на два различных аспекта работыконсультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистическойи поведенческой психотерапии:
1. Умениепонимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента поотношению к ближайшим другим.
2.Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента,структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь икорректировать его высказывания.
Нампредставляется, что использование данных принципов в работе с любыми случаямиобращений может успешно служить решению различных задач, возникающих в процессеконсультирования. С этой точки зрения, предложенные стратегии работы сконкретными случаями наглядно демонстрируют, как можно работать в областипсихологического консультирования. Разумеется, нетрудно представить какую-тоиную модель воздействия, основанную на других принципах, на иных представленияхо целях и задачах консультирования, поскольку предложенная здесь модель ни вкоей мере не является исчерпывающей или единственно возможной.
Списоклитературы
1. Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Москва. 1994 г. –203с.
2. Берн Э. Игры, в которыеиграют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют вигры: Психология человеческой судьбы. — Москва. 1997 г. – 216с.
3. Кратохвил С. Психологиясемейно-сексуальных дисгармоний. — Москва. 1998 г. – 185с.
4. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. — Москва. 1997 г. – 423с.
5. Оклендер В. Окна в мирребенка: Руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. — Москва. 1997 г. — (Библиотека психологии и психотерапии). – 177с.
6. Пезешкиан Н. Позитивнаясемейная психотерапия: Семья как терапевт. — Москва. 1993 г. – 145с.
7. Психология семейныхотношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и другие; Подред. Е.Г. Силяевой. — 2-е изд., стереотип. — Москва.: Издательский центр«Академия», 2004 г. – 488с.
8. Сатир В. Как строить себяи свою семью. — Москва. 1992 г. – 147с.
9. Сатир В. Семейнаяпсихотерапия. — Москва. 1995 г. – 321с.
10. СпиваковскаяА.С. Как быть родителями. — Москва. 1986 г. – 193с.
11. ТорохтийВ.С. Психология социальной работы с семьей. — Москва. 1996 г. – 215с.
12. ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., Питер. 1999 г. –905с.