Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

Тема
Семья и еевлияние на формирование личности ребенка

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика семьи
2. Типы семей
3. Педагогические установки родителей
Список использованных источников

1. Общая характеристикасемьи
Семья для ребенка естьближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешниммиром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейноевоспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институтсемьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, чтовсе усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будутбезрезультатны без поддержки семьи.
Современные ученыерассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношениймежду супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкимии необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:
– семья – это малаясоциально-психологическая группа, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическоми духовном воспроизводстве населения.
– семья – это объединениелиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и другихформах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной идуховной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями ивыполняют функции рождения и воспитания детей.
Всю совокупность семейныхотношений можно разделить на семь видов:
1)социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастнойструктуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола иполовой жизни, физического совершенствования и наследственности, включаютзаботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросовакселерации и воспитания детей;
2)хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи ивключают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностеймежду членами семьи, материальное обеспечение домашнего бюджета, заботу и уходза маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;
3) правовые (юридические)отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдениеличных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями,детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления,предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;
4) нравственные отношенияохватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга,заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а такжеуважение к старшим, воспитание любви к труду;
5) психологическиеотношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости,определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств имежличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;
6) педагогическиеотношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательныхфункций семьи;
7) эстетические отношенияопределяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достиженийкультуры.
Все виды семейныхотношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Характеристики семьи
Характеристики,определяющие общий план семьи:
– функции семьи,
– функции родителей,
– типы семей.
Педагогические установкиродителей:
– стили семейноговоспитания,
– типы родительскогоотношения,
– стили родительскогоповедения,
– типы отцов и матерей,
– ошибки родителей ввоспитании.
Личность родителя и еевлияние на личность ребенка:
Ученые определяют функциисемьи
– как сферужизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворениемпотребностей ее членов
– как направленнуюдеятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающуюсоциальную роль и сущность семьи.
В книгах и пособиях посемейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущностьих в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапахжизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разныечлены семьи.
Традиционно выделяютсяследующие функции:
1) воспитательная функциясемьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве иматеринстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Поотношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семьяобеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членовобщества;
2) хозяйственно-бытоваяфункция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членовсемьи (в пище, крове и т. п.), содействует сохранению их здоровья;
3) эмоциональная функциясемьи — это удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении,признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Именно эта функцияобеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействуетсохранению их психического здоровья;
4) функция духовного(культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга,взаимном духовном обогащении;
5) функция первичногосоциального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, вособенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраста, заболеваний) необладает достаточной способностью самостоятельно осуществлять свое поведение вполном соответствии с социальными нормами;
6) сексуально-эротическаяфункция удовлетворяет сексуальные, эротические потребности членов семьи. Сточки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулированиесексуального, эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическоевоспроизводство общества, т. е. выполняя репродуктивную функцию;
7) репродуктивная функция— продолжение рода, воспроизводство населения.
Функции родителей поотношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании,сколько в:
– создании оптимальныхусловий для роста и развития ребенка;
– удовлетворенииестественных потребностей ребенка;
– обеспечениибезопасности;
– обеспечении адаптации кжизни;
– и только затем ввоспитании ребенка.
Обеспечить выполнениеперечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая являетсяоткрытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки,критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, вкоторых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и болеедетей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми,приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается иблагоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическимиустановками взрослых.
2. Типы семей
а) по составу поколений:
– однопоколенная
– нуклеарная, (семья, вкоторой вместе живут мать, отец и дети) — простая
– многопоколенная, илитрадиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение — бабушкии дедушки) — сложная;
б) по составу родителей:
– полная (дети и обародителя)
– неполная (детейвоспитывает один из родителей);
в) по количеству детей:
– семья с одним ребенком
– семья с двумя и более детьми;
г) по родству:
– семьи с родными детьми,
– смешанные семьи (гдевоспитываются дети от разных браков)
– семьи с приемнымидетьми
– опекунские семьи (гдеоформлено опекунство взрослых над детьми).
3. Педагогическиеустановки родителей
Понятие педагогическойустановки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию надетей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлятьчувства именно определенным способом.
В это понятие включаются
– ценности и идеалы,которые родители исповедуют в воспитании,
– отношение родителей кдетям,
– выбор средств испособов воздействия на ребенка.
Исходя из собственныхпедагогических установок, сложившихся в процессе
– личного развития,
– общения со своимиродителями,
– общественноговоздействия
– и других факторов.
Родители реализуютопределенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения истиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется иреализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражаетпредпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.
Выделяют следующие стили:
· эголитарный стильвоспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют впринятии решения, а роли в семье не дифференцируются;
· демократичныйстиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всейсемьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но долженсообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;
· в семье сразрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию впринятии решения;
· авторитарный —характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие вобсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенкавырабатывается привычка беспрекословного подчинения;
· автократичный —когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, котораяего касается;
· попустительскийстиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;
·  игнорирующийстиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть неучаствуют в жизни детей.
Проявляется стильсемейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которуюхарактеризуют типы родительского отношения:
– сотрудничество (баланслюбви, уважения, требовательности);
– опека (освобождениеребенка от проблем, трудностей и требований);
– невмешательство(предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
– диктат (жесткоевведение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).
В рассмотренныххарактеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям(принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведениемребенка.
Некоторые ученые выделяютнесколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетаниетребовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.
В зависимости от стилясемейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьивыбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этомслучае выделяются следующие стили родительского поведения, само названиекоторых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействияс ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный,автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.
Безусловно, в реальнойжизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантовродительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичнымив поведении родителей.
Для психологическогокомфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий,компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенкомтакие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностейдетей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детямпринимать решения, отстаивать собственные позиции.
Потакающий и зависимыйстили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствиемчеткой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета,уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую илюбви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков иотцов).
Автономный и строгийстили отражают в некоторой степени не только родительские педагогическиеустановки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении сдетьми следуют избранной ими позиции: «родитель — взрослый человек, он старше,умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональнойхолодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей,которые не получают необходимого им эмоционального тепла.
Ситуативный стильнаименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей отразличных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей,обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся внекоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей ипредугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатываетсяприспособленческая позиция.
Многообразие этиххарактеристик проявляется в типах воспитания детей, которые впсихолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образноотражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейноговоспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.
Гиперопека — типвоспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей,проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляявместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивнойдеятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученнойбеспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыковдеятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бысоломки ребенку на всю жизнь».
«Кумир семьи»,«Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является всемье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения.Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются вреализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, гдеребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых(родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристикитакого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживатьи сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.
«Культ болезни»характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственниковсосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, какреальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родителиначинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания,которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поискулучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантоввозможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления(закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждойпогоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях ицарит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей —«беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.
Гипоопека —противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляютсяродительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учетаиндивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход даетвозможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения,убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка,совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такойподдержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».
Безнадзорность — крайнеевыражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он самдобывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром.Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, вкоторых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальноеповедение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, восновном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью,агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам инормам.
Повышенная моральнаяответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, атакже представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представленияхвзрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социальноодобряемое) и обратное –– неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессевоспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных ивозрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянноечувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, чтодошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызываеткритику и неодобрение со стороны родителей.
«Ежовые рукавицы» —образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позицииродителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своимтребованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частымприменением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей,воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействиявзрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полноеподчинение, безволие.
 «Золушка» — это образноеназвание типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенкев основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другимдетям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родителиубеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляетсмотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие удетей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам,неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимойродителями Золушкой.
Противоречивое воспитаниереализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; самиродители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери иотцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеютразличные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослыепроявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенкомв процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитанияприводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.
Смена образцов воспитаниянаблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одногоребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социальногоположения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровеньтребований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведениемребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтомувызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятиеродителей.
Существуют также такназываемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетаниенекоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результатесуммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими:Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизньюребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни состороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силыродителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно,мнимыми заболеваниями ребенка).

Список использованныхисточников
1. Чечет В. В. Педагогика семейноговоспитания / В.В. Чечет – Мн., 1998.
2. Харчев А. Г. Нравственность исемья / А.Г. Харчев – М., 1981.
3. Смирнова Е. О. Структура идинамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., БыковаМ. В. – 2000. – № 4.
4. Хямяляйнен Ю. Воспитаниеродителей. Концепции, направления и перспективы / Хямяляйнен Ю. – М.,1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка нового товара 2
Реферат Влияние декабристов на культурное развитие города Красноярска
Реферат Краткое содержание О любви Антон Павлович Чехов
Реферат Отечественная культура конца 19-го - начала 20 вв Основные тенденции развития и вклад в мировую
Реферат Моделирование парожидкостного равновесия реакционной смеси в процессе получения
Реферат Viii. Каменные работы общие сведения назначение каменных работ и виды каменной кладки
Реферат Gun Control Essay Research Paper New Methods
Реферат Особенности таможенного оформления товаров перемещаемых через границу
Реферат Конспект лекций по Римскому праву
Реферат Поварское дело
Реферат Історія світу
Реферат Свинцовое загрязнение окружающей среды РФ и его влияние на здоровье населения
Реферат Форма и система заработной платы на предприятии ОАО Электросвязь Оренбургской области
Реферат Себестоимость производства молока и пути её снижения На примере ОАО Племзавод Крымский Сакского
Реферат Рыночное равновесие