Реферат по предмету "Психология"


Семья как институт социализации ребенка

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Российскийгосударственный социальный университет
Контрольнаяработа
По курсу:«Содержание и методика педагогической деятельности»
На тему:«Семья как институт социализации ребенка»
Выполнила:
Проверила:
Воронеж 2008

Оглавление.
1.        Введение                                                                                             3
2.        Семья ивоспитание ребенка в семье                                                4
3.        Отличие современнойсемьи от семьи прошлых лет                      6
4.        Социализацияребенка                                                                      10
5.        Заключение                                                                                       14
6.        Списокиспользуемой литературы                                                  15

Введение.
Первоначально понятие «социализация»пришло из политэкономики. Там данный термин означал общение земли, средствпроизводства и т.п.
В 1887 г. американскийсоциолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал определение,близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка человека ксоциальной жизни.
Сегодня проблему социализацииизучают философы, социологи, психологи, педагоги и др.
На социализацию влияют:государство (к этому относят обязательный минимум образования, возраст егоначала, сроки службы в армии, др. законы); влияние различных обстоятельств наобщество (это стихийное бедствие, катастрофы); нормы и правила, создаваемыеобществом и государством (материальные, духовные ценности, культура);воспитание.
Макс Вебер ввел понятие «воспитание»и дал ему определение: действие, направленное на разрешение проблем.
Социализация являетсянепрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом.Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учитьсякультуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины…Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оносчитается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всейжизни.
Объектом социализацииявляется человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институтсоциализации и одновременно является субъектом.
Данной теме следуетуделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка,его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Безэтих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества.
Семья и воспитание.
О воспитании написаномного книг и статей. Именно они дают информацию о том, как нужно воспитыватьребенка. Но все сходятся в том, что решающую роль в воспитании играет семья. Оттого, в каких условиях растет ребенок, зависит его физическое и эмоциональноеразвитие.
Семья – первичная ячейкаобщества, его социально-бытовая основа, находящаяся в тесной взаимосвязи ивзаимодействии с социально-производственной его основой. На своем уровне онаконцентрирует в жизнедеятельности своих членов весь комплекс отношений,существующих в обществе.
При этом семья активноучаствует в формировании ценностных ориентаций и поведений своих членов, в реализацииих статуса.
В младенчестве семьяиграет главную роль, которую не могут заменить другие институты социализации.Но уже в подростковом возрасте роль семьи уменьшается.
В семье происходятформирование психологического пола ребенка. В первые 3 года жизни это влияниеопределяющее, потому что ребенок усваивает атрибуты предписываемого ему пола:особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы. Поведенческиеобразцы мужчины и женщины. В дальнейшем развитии малыша семья продолжаетпомогать или мешать формированию психологического пола юноши или девушки.
После того, как ребенокпойдет в детский сад, он попадает в среду, которая выступает как условие егоизменения и развития. Человек сам создает среду, в которой будет протекать егожизнь. Изменив ее, личность меняется, меняются нравы, привычки, страсти ичувства. Здесь фактором формирования личности и развития психологическойструктуры личности выступает система общественных отношений
Но приобретение своегоопыта, пусть он и маленький, в семье в результате познания окружающего мира,переживаний по поводу поведения близких людей и его собственные действия вответ на их поведение – один из путей формирования у ребенка качеств,необходимых ему в дальнейшем для успешного общения с другими людьми.
Говоря о семье как очасти системы общественного воспитания новых поколений, нельзя упускать из видуее значимость в этой системе. Именно родители, семья в целом, — часто того незамечая – вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей,ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Эти первые уроки жизни всемейном укладе создают основу, исходя из которой, ребенок, юноша (девушка) илиподросток избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасываетсоциальную информацию в качестве руководства к действию.
Семейное воздействие наребенка уникально по интенсивности и результативности. Ведь оно охватывает всестороны формирующейся личности, продолжается многие годы непрерывно и основанона эмоциональных отношениях детей и родителей между собой.
Здесь речь идет не очувстве любви и доверии, а об ощущениях детьми своей безопасности,защищенности, возможности делиться своими переживаниями и получать помощь.Семья – основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период ихжизни. Во многом это качество сохраняется в подростковый период.
Отношение и атмосфера всемье представляются в глазах детей не только как надежное убежище от невзгод,но и его модель. Жизнь предоставляет нам множество примеров прочностиубеждений, мотивов, стереотипов поведения, которые люди воспринимают в детскиегоды от родителей и других старших членов семьи. Но, к сожалению, не всегдатакие примеры положительны.

Отличие современнойсемьи от семьи прошлых лет.
 
Семья – это основанная на браке или кровномродстве малая группа, члены которой связаны взаимопомощью, общностью быта; в нейвырабатывается совокупность норм и образцов поведения.
Современная семья оченьсильно отличается от семьи прошлых лет тем, что отношения между родителями идетьми изменились, можно сказать, кардинально. Теперь они более привязаныэмоционально друг к другу. Так, накопленный опыт дедушек и бабушек редкопередается детям. Это связано с тем, что сами ребята перестали стремиться кперениманию опыта у старших поколений.
Но при этом отношениямежду родителями и детьми стали сложнее. Сегодня большинство детей имеютвысокий уровень образования и могут проводить время вне семьи. Здесь сказалсяэкономический кризис прошлых лет, когда взрослые были вынуждены искать пути длятого, чтобы выжить в мире. Но и сейчас многие семьи вынуждены работать надвух-трех работах, чтобы обеспечить себя и своих родственников. В это времядети остаются без присмотра и чувствуют свою независимость. В определенной мереэто плохо влияет на их развитие, образование, культуру.
В последние годы былозамечено, что авторитет родительской власти потерял свою силу. Многие взрослыеэтого не понимают и стараются всеми силами вернуть его, применяя силу. Этонеправильно. На смену авторитета родителя должен прийти авторитет личностиродителей.
В течение долгих лет в сознаниилюдей укоренилось разделение труда. На некоторые профессии брали только женщинили только мужчин. Да и домашние дела были поделены на «мужские» и «женские».Этот стереотип в настоящее время уходит в прошлое. Теперь с ребенком можетзаниматься и отец в то время, когда мать зарабатывает себе и им на жизнь.
При этом на сегодняшниймомент, занимать руководящие должности может не только мужчина, но и женщина.Так, в Областной Думе уже сейчас присутствуют женщины. Из этого можно сделатьвывод, что статус женщины повысился.
Современные родители невоспринимают опыт своих бабушек и дедушек, основываясь на личном опыте, личныхубеждениях. В какой-то степени это правильно.
В некоторых семьяхпринято не делить обязанности, как это было раньше, а объединять их. Так,например, муж может приготовить и убрать дома, когда у него появиться свободноевремя. И если совсем недавно это считалось стыдным, то теперь – это в порядкевещей.
Но взаимоотношения всемье имеют основополагающую сущность. Когда ребенок растет среди скандалов идрак он перенимает опыт общения такой же и по-другому не понимает. Чрезмернаяопека тоже плохо влияет на детей, они становятся нерешительными, злыми…. Да имежду взрослыми если нет взаимопонимания, то очень трудно находиться вместе.Особенно, когда требуется поддержка и помощь.
Среди современных семейнаблюдаются и такое, что вместе с молодоженами и их детьми, живет и старшеепоколение. Это стало нормальным явлением в мире. С чем связано такое?
В первую очередь с тем,что жилплощадь дорожает постоянно, в то время как заработанные платы остаютсяна одном уровне. Очень многие молодые семьи не могут позволить себе приобрестижилье. И дело не в том, что они не хотят.
В самой простой семьевоспитывается хотя бы один ребенок. Реже – два. Как правило, их надо отдавать всадик. Но яслей по Воронежу совсем мало и мамы вынуждены находиться дома,воспитывая ребенка. Детских садов осталось не так много, как хотелось бы. А те,которые еще работают — переполнены, поэтому бабушки и дедушки вынужденыпомогать своим детям,  и воспитывают  внуков.
Уже стало нормальным вмире, что существуют семьи, которые не заключали юридический брак. Социологи иправоведы ввели такое понятие, как фактическая семья. В этой семье такжеимеется общность быта, взаимная ответственность ее членов, дети.
Нельзя сказать, что вэтом случае отношения и ответственность находятся вне правового регулирования ибазируются только на нормах нравственности. Нет. Существуют правовые гарантии,добровольное или принудительное признание отцовства, взыскание алиментов итребования к родителям обеспечить надлежащее воспитание детей.
Несмотря на то, чтопрогресс движется вперед, экономика страны тоже стала достаточно стабильной, ивсе же существуют неполные семьи. В нашей стране ежегодно заключается огромноеколичество браков. Но число разводов и смертей растет из года в год. Чаще всегоэто материнские семьи (мать и дети). Реже – отцовские. Некоторая часть такихсемей вновь становится полными после вторичного брака.
Многие годы успешнофункционировала система семейного воспитания, которую можно назвать«автоматической». Воспитывался в первую очередь сам уклад семейных отношений.Семья была преимущественно многодетной, члены ее активно осуществляливзаимопомощь и взаимозащиту.
В таких семьях детинаблюдали трудовую деятельность родителей и участвовали в ней. Огромную рольиграло то, что дети практически постоянно находились на природе, наблюдали заживотными. А авторитет отца и других старших членов семьи служил как образец поведенияи защитника.
При этом нельзя забыватьо том, что в те времена темпы взросления детей были огромными. Подрастающеепоколение вступало в жизнь в экстремальных ситуациях. Гражданская война,восстановление народного хозяйства – все это требовало от каждого членаобщества готовности участвовать в общих делах и выполнять посильные поручения.
В таких тяжелых условияхребенку и подростку не уделяли много времени в семье. Но при этом для нихвсегда был определен круг обязанностей, которые выполнялись беспрекословно.Каждый член семьи имел свои обязанности.
Несмотря на то, что всежили достаточно плохо, семьи были многодетными. И очень мало былосоциально-неблагополучных семей, конфликтных.
Да, обстановка прошлыхлет отрицательно сказалась на материальном уровне, психологическом. Но онасущественно стимулировала и ускоряла гражданское становление, достижениесоциальной зрелости.
Большая часть семейпроживала в сельской местности и жила за счет выращенных фруктов и овощей.Здесь дети могли наблюдать за трудовой деятельностью родителей постоянно.Сейчас и в городских и в сельских семьях дети видят, как родители собираются наработу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не знают, вчем он заключается.

Социализация ребенка.
Социализация ребенканеотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых,подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферахнастолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенноотличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должнаоцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели лимы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях,которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особыевозможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующуюжизнь.
В семье ребенокнабирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируетсяхарактер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развиваетсяумственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательныйуровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываютсястремления к образованию и самообразованию.
Помимо этого семья имеетважное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостатоквнимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляетсясвязь с ребенком.
В процессе воспитаниязакладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляютсяв отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы испособы их достижения.
Большую роль семья играетв процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка,безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различнымситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.
От того, какая семья(полная или нет, расширенная) зависит воспитание ребенка. Можно привести такойпример: отношение родителей к дедушкам и бабушкам перенимаются и детьми.Поэтому, если Вы сами себе позволяете по отношению к старшему поколениюгрубость, резкость, то и Ваши дети будут грубить. В последствии это обернется кВам.
Целью семьи можно считать– обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических,интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных,художественных, образовательных).
Современные разводы ирождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинамитакого могут быть – неразвитее чувство ответственности, долга, легкомысленноеотношение к браку, подозрительностью…
Но если в семьеприсутствует человек, который считается алкашом, наркоманом, то развод, с точкизрения воспитания, необходим. Ведь дети каждый день получают негатив, наблюдаяпьяные скандалы и драки. Во многих случаях такую модель поведения не удаетсяизменить и тогда ребенок воспроизводит судьбу родителей.
Расширение бытовыхудобств повлекло за собой проблемы. Они ограничивают участие детей от домашнеготруда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградитьребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами, которыесчитают, что родители обязаны их обслуживать.
Сложности семейноговоспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино,прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считатьидеалом, быть в чем-то похожим.
Так, хулиганы, антигерои,наркоманы, тунеядцы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются какнаблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводитк дезадаптации общественного мнения подростков.
Правильная позиция семьиможет нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или,наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели изадачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным всвоих силах, подготовленным к жизни.
В каждой семье есть двекрайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобыпомогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его отработы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника».Это не лучший метод воспитания.
Почему-то укоренилосьмнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. Втакой семье существует непонимание того, что они перенимают, прежде всего,пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье.
Вторя крайность –гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании ираспределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо ихдетям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когдадети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизниотторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В такихусловиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.
В семье, где стоитпостоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждениевзрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия ипротест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведениемприводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети,вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.
В демократической семьеродители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их крешению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях всеобсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастаетсамостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.
В реальности эти стиливоспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный стильили компромиссный.
Доброжелательная,здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Даетпристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь ипризнание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
И от того, какиекультура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царятв семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьипереходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь вдостижении их своим родителям.

Заключение.
Семья – это неотъемлемаяячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи.Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства иобщества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семьеначинается формироваться личность будущего члена общества.
Перенимание традицийсплачивает семью. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.
Развитие человека вовзаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результатего социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей исоциальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в которомон живет.
Социализация – развитие, обусловленноеконкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается ссемьи.
Социологическимиисследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияниешколы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовногоразвития и физического становления в ней детей зависит успешность процессовразвития и социализации ребенка.
В семье закладываютсявзаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которыестановятся нормой.
В конфликтной семье детинизкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения кризисныхситуаций. А в криминальных семьях дети не имеют элементарных условий длявоспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение. Частововлекаются в преступную деятельность родителей. Как правило, таких детей ждетбродяжничество, побеги из дома.

Список используемойлитературы.
1.         Дивицына Н.Ф.«Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
2.         Игошев К.Е.,Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989. – 197с
3.         Мудрик А.В.«Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино.– 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
4.         Шакурова М.В.«Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.