Реферат по предмету "Психология"


Система психологической оценки прокурорских работников

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ
На правах рукописи

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ
Специальность 19.00.06 — юридическая психология
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальностьтемы исследования. Коренные социально-экономические иполитические преобразования в стране, курс на построение правового государства,перестройка деятельности правоохранительных органов ставят новые, непростыезадачи перед органами прокуратуры. Рост преступности, особенно ее тяжких форм,появление и распространение качественно новых видов преступлений значительноусложняют деятельность правоохранительных органов, ведут к увеличению нагрузкина следственный аппарат, требуют повышения качества прокурорского надзора. Новыефункции, сформулированные в последней (1999 года) редакции Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации», такие, как надзор за соблюдениемКонституции (ст. 1), также вызывают необходимость совершенствованиядеятельности органов прокуратуры, и в частности ее кадрового обеспечения,разработки и проведения адекватной ситуации кадровой политики. Как отмечается вКонцепции развития прокуратуры России на переходный период, «процесс реформированияпрокуратуры должен сопровождаться адекватным решением кадровых проблем».
Средиразличных направлений совершенствования кадровой политики центральное местозанимает комплектование органов прокуратуры специалистами, в максимальнойстепени пригодными к правоохранительной деятельности; подбор квалифицированныхкадров, их рациональная расстановка с учетом, с одной стороны, потребностейорганов прокуратуры, а с другой — способностей, склонностей, индивидуальныхособенностей и возможностей каждого работника; формирование резерва наруководящие должности из числа наиболее перспективных сотрудников. Существеннуюпомощь в решении указанных задач может оказать научно обоснованная системапсихологической оценки при профессиональном отборе кандидатов на службу ворганы прокуратуры и на выдвижение.
Необходимостьпсихологической оценки кадров в органах прокуратуры обусловливается спецификой прокурорско-следственнойдеятельности, выдвигающей повышенные требования к психологическим качествам,свойствам личности прокурорского работника, включенного в сложныесоциально-правовые отношения; тяжестью последствий от ошибок, совершаемых в правоохранительнойсфере, в результате которых могут ущемляться законные интересы, права граждан,государственных, общественных, хозяйственных организаций, подрываться авторитетправоохранительных органов.
Правовымоснованием проведения психологического отбора кадров в органы прокуратурыявляется положение ст. 401 Федерального закона «О прокуратуре РоссийскойФедерации» (1995,: 1999): "… прокурорами и следователями могут быть назначеныграждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование… иобладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные посостоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности". К числу этихпрофессионально необходимых качеств помимо специальных знаний, умений и навыковотносятся и определенные психические особенности, свойства личности. Лишь лица,в достаточной мере обладающие этими психологическими качествами, могутэффективно выполнять свои должностные обязанности. Таким образом, при профессиональномпсихологическом отборе в органы прокуратуры должны проводиться изучение иоценка данных свойств, на основании чего строится научно обоснованный прогнозпрофессиональной пригодности кандидатов к работе следователем, прокурором.
Актуальностьи практическая необходимость психологической оценки кадров осознавались ируководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по чьему прямомураспоряжению разрабатывалась, апробировалась и внедрялась в практику системапсихологической оценки кандидатов на службу в органы прокуратуры и претендентовна руководящие должности в органах прокуратуры, представленная в данной работе.
Степеньнаучной разработанности темы исследования. Разработкенаучно обоснованной системы психологической оценки и отбора кадров в органыпрокуратуры должно предшествовать психологическое изучение профессиональнойдеятельности различных категорий прокурорских работников. Данная проблема имеетдлительную традицию изучения в русле юридической психологии. Так, еще в 60 — 80-х гг. в работах В.Л. Васильева, А.В.Дулова,М.И.Еникеева,А.Р.Ратинова,И.К.Шахриманьяна,Г.Г.Шиханцоваи других авторов проводился психологический анализ работы следователя, выделялисьосновные особенности его труда, значимые для психологического изучения даннойпрофессиональной деятельности. Ряд ученых (В.Л. Васильев,А.В.Дулов,Г.Г.Шиханцови др.) предложили оригинальные профессиограммы и психограммы следователя, которыев последующие годы уточнялись и дополнялись новыми данными. Эти модели активно использовалисьпри подготовке настоящей работы.
Однакони один из указанных авторов в своих разработках не осуществил переход отконцептуальной схемы, описывающей на теоретическом уровне профессиональнозначимые психологические особенности следователя, к системе отбора кадров,основанной на предложенной им модели. Другими словами, не был сделан следующийшаг, необходимый при создании подобной системы: операционалиэация указанных профессиональнозначимых психических свойств следователя до уровня эмпирических индикаторов, доступныхнепосредственному измерению и оценке. Таким образом, несмотря на глубокуютеоретическую проработку данной проблемы, задача создания научно обоснованной системыпсихологического отбора кадров для органов прокуратуры до последнего времениоставалась нерешенной.
Объектомисследования выступают прокуроры, следователи,руководители органов прокуратуры, а также материалы их личных дел.
Предметомисследования является профессиональная деятельностьпрокурорско-следственных работников, руководителей органов прокуратуры, а такжеих профессионально значимые психологические особенности.
Цельюнастоящей диссертационной работы является создание системы психологическойоценки для прогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу ворганы прокуратуры и претендентов на руководящие должности в органахпрокуратуры.
Дляреализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
— разработка методологических основ и программы построения системыпсихологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодностикандидатов на службу в органы прокуратуры и претендентов на руководящиедолжности;
— проведение психологического анализа профессиональной деятельности прокуроров, следователей,руководителей органов прокуратуры и разработка ее профессиограммы;
— построение психограммы профессионально успешного и неуспешного прокурора,следователя, руководителя органов прокуратуры, разработка теоретическихпсихологических критериев профессиональной пригодности;
— операционализация предложенных критериев и подбор комплекса методов и методикдля эмпирической диагностики выделенных психических свойств и качеств;
— разработка независимых критериев оценки профессиональной успешностипрокурорских работников;
— апробация разработанной модели психологической оценки, проверка ее валидности ивозможности практического использования в ходе эмпирического исследования.
Посколькуцелью настоящей работы является создание прикладной психотехнологии -системы психологической оценки кадров в органах прокуратуры для ее дальнейшейпрактической эксплуатации, то основная гипотеза исследования должна иметь вид, приближенный,скорее, к «техническому заданию» на разработку даннойпсихотехнологии. То есть, другими словами, в ней должен быть сформулирован тотнабор необходимых и достаточных требований и условий, выдвигаемых как со сторонынауки, так и со стороны практики, которым данная система должна удовлетворять,чтобы эффективно решать поставленные перед нею задачи. С учетом изложенногоосновную гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом.
Гипотезаисследования. Подлежащая разработке системапсихологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодностикандидатов на службу в органы прокуратуры, претендентов на руководящиедолжности в органах прокуратуры должна удовлетворять следующим научным ипрактическим требованиям.
— Научная обоснованность, обеспечивающая высокую валидность и достоверностьполучаемых результатов, точность прогноза профессиональной успешностиконкретных кандидатов.
— Высокая надежность системы, защищенность ее от сбоев, случайных и систематическихошибок.
— Высокая селективная способность, позволяющая дифференцировать кандидатов постепени их профессиональной пригодности.
— Система оценки должна также отвечать конкретным организационным, материальным,финансовым и другим требованиям и условиям, временным ресурсам, с учетомкоторых осуществляется на практике психологическая оценка кадров в органахпрокуратуры, (то есть данная система должна легко «встраиваться» вте виды кадровых мероприятий, где требуется прогнозирование профессиональнойпригодности прокурорских работников, кандидатов на службу по психологическимкритериям).
Методологическиеосновы исследования. В диссертационной работе использованыследующие методологические принципы:
— системного и деятельностного подходов к анализу труда прокуроров, следователейи руководителей органов прокуратуры;
— взаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной деятельности и личностиисполнителя;
— исторического подхода при анализе научных представлений о психологическойспецифике, содержании и структуре прокурорско-следственной деятельности, позволяющеговыявить развитие данных представлений, сформулированных в рамках различных научныхподходов;
— привлечения для реализации поставленных в исследовании задач понятий, категорий,принципов, разработанных в различных областях психологической науки. Данный методологическийпринцип, активно применявшийся в диссертационном исследовании, требует болееподробного обсуждения и обоснования.
Посвоему содержанию настоящая работа имеет мультидисциплинарный характер. При теоретическойи эмпирической разработке проблемы психологического отбора прокурорскихработников привлекались знания из различных областей психологии: общей исоциальной, психологии труда и управления, психодиагностики. Так, при анализепроблемы способностей автор опирался на труды К.М.Гуревича,В.С.Мерлина,К.К.Платонова,С.Л.Рубинштейна,Б.М.Тепловаи других классиков отечественной психологии. Использованный в диссертации профессиографическийподход широко освещался в работах Е.И.Гарбера, М.А.Дмитриевой, Е.М.Ивановой,А.А.Крылова, В.В.Кулагина и других. Вопросы психологии управления, в том числев правоохранительных органах, изучались Ю.Н.Емельяновым, А.Л.Журавлевым, А.И.Китовым,А.Г.Ковалевым, В.Ф.Ломовым, А.Л.Свенцицким, А.М.Столяренко, А.В.Филипповым идругими авторами.
Однакоиспользование комплекса закономерностей всех указанных наук было необходимопрежде всего для решения вопросов юридической психологии, в рамках которой вцелом и была выполнена настоящая диссертация. При этом использован важнейшийметодологический принцип, согласно которому понятийный, категориальный,методический аппарат из одних областей науки может активно использоваться для решениязадач в другой области. Подобный перенос не влечет за собой измененияпредметной принадлежности той науки, для изучения феноменов и явлений которойпривлекаются знания из смежных и даже более далеких областей. Это происходитпотому, что отнесение конкретного исследования к тому или иному разделу науки впервую очередь определяется его предметом, целями и задачами, принадлежностью ихк области явлений, изучаемых соответствующей отраслью психологии и входящих вее предмет и круг задач.
Мыполагаем, что использование в настоящей диссертационной работе, например,профессиографической терминологии и методов не превращает ее в работу, выполненнуюв русле психологии труда, а применение понятий и методик психодиагностики — висследование, проведенное в рамках общей психологии. Термины, понятия,категории, принципы и методы указанных, а также и других разделов психологиипривлекались для анализа содержания и структуры правоохранительной иправоприменительной деятельности прокуроров и следователей, разработкипрограммы диагностики и оценки их профессионально значимых психических свойстви качеств. В то же время психологический анализ юридических профессий, помнению большинства ученых, разрабатывавших основы юридической психологии,входит в число задач именно этой научной дисциплины, находящейся «настыке» психологии и права и охватывающей в своей тематике всю смежнуюобласть данных наук. Так, например, в монографии М.В.Костицкого(1990), посвященной методологическим и теоретическим проблемам юридическойпсихологии, в системе данной науки выделяется самостоятельное направление, связанноес изучением личности юристов различных специальностей и психологии ихпрофессиональной деятельности. Аналогичной точки зрения придерживаются и авторыбольшинства учебников по юридической психологии, например В.Л.Васильев (1991, 1997),М.И.Еникеев (1996), В.В.Романов (1998), Г.Г.Шиханцов (1998) и другие.
Прианализе прокурорско-следственной деятельности, ее особенностей и требований,которые она предъявляет к личности специалиста, мы использовали теоретическиеразработки и схемы анализа, представленные в работах В.Л.Васильева, А.В.Дулова,Д.П.Котова, Н.В.Радутной, А.Р.Ратинова, В.В.Романова, Г.Г.Шиханцова,И.К.Шахриманьяна и других авторов, изучавших труд юристов. Многие положения, высказанныеэтими учеными, легли в основу разрабатываемой системы психологической оценкипрокурорских работников.
Обоснованностьи достоверность результатов исследования обеспечена:
— использованием методологических принципов, принятых в отечественной психологии;
— применением комплекса взаимодополняющих и взаимоконтролирующих методов и методик,доказавших свою эффективность в многочисленных исследованиях;
— применением для обработки эмпирических данных современных методовстатистического и качественного анализа.
Методысбора и обработки данных. В проведенном эмпирическомисследовании использовался комплекс методов и методик, дополняющих друг друга ипозволяющих осуществлять перекрестный контроль и взаимную проверку данных: наблюдение,собеседование и психологическое тестирование методиками «Прогрессивные матицы»Равена, Стандартизированный метод исследования личности (СЖЛ), 16-фак-торныйличностный опросник Кеттелла (16-РF),тест «Уровень субъективного контроля» (УСК), методика «Стратегииповедения в конфликтной ситуации» Томаса (МОDЕ),8-цветовой тест Люшера. Кроме того, применялся метод анализа документов — материалов личных дел обследованных прокурорских работников по специальноразработанной программе. Обработка эмпирических данных включала применениестандартных статистических процедур (анализ межгрупповых различий,корреляционный анализ и др.), а также последующее качественное описаниевыявленных тенденций.
Эмпирическаябаза исследования. Для апробации предложеннойтеоретической модели и оценки ее практической работоспособности проведеноэмпирическое исследование навыборке, состоящей из 349 прокуроров, следователей,руководителей органов прокуратуры, обладающих различной профессиональнойэффективностью. Кроме того, изучены по специально разработанной схеме материалыличных дел всех указанных прокурорских работников.
Положения,выносимые на защиту.
1.Профессиональная деятельность прокуроров, следователей, руководителей органовпрокуратуры обладает сходными в психологическом плане структурой и содержанием,предъявляет аналогичные требования к психическим свойствам и качествам профессиональноуспешных исполнителей. Это позволяет строить обобщенную групповуюпрофессиограмму деятельности для всех указанных категорий прокурорскихработников, а в качестве ее составной части – психограмму профессиональноэффективных специалистов.
2.Система психологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодностикандидатов на службу в органы прокуратуры, претендентов на руководящиедолжности в органах прокуратуры состоит из следующих функциональновзаимосвязанных элементов:
а)профессиограмма деятельности прокурорско-следственных работников, руководителейорганов прокуратуры, включающая пять блоков особенностей данного вида труда(жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений;властный, обязательный характер профессиональных полномочий; экстремальныйхарактер профессиональной деятельности; творческий, нестандартный характерпрофессиональной деятельности, разнообразие решаемых задач; процессуальнаясамостоятельность и высокая персональная ответственность следователя, прокурора,руководителя органов прокуратуры за свои действия и принимаемые решения), атакже четыре структурных компонента — относительно самостоятельные подструктурыпрофессиональной деятельности (познавательная, коммуникативная,организационно-управленческая и воспитательная);
б)психограмма профессионально успешных прокуроров, следователей, руководителейорганов прокуратуры, включающая пять блоков качеств — факторов профессиональнойпригодности (высокий уровень социализации личности прокурора, следователя,руководителя органов прокуратуры; развитые' познавательные способности; высокаяэмоционально-волевая устойчивость; развитые коммуникативные способности;выраженные организаторские способности);
в)комплекс психодиагностических методов и методик, позволяющих эмпирическидиагностировать и оценивать качества, сформулированные в психограмме иоперационализированные до уровня конкретных, доступных для измерения признаков;
г)комплекс независимых критериев оценки профессиональной успешности прокуроров,следователей; руководителей органов прокуратуры, основанных на анализематериалов их личных дел;
д)пути и способы обобщения первичных данных психологического изучения кандидатов винтегральную оценку профессиональной пригодности.
Научнаязначимость исследования. В результате проведенной работывпервые была создана целостная, научно обоснованная, практически апробированнаяи доказавшая свою работоспособность психотехнология, позволяющая точно, надежнои достоверно оценивать и прогнозировать профессиональную пригодность кандидатовна службу в органы прокуратуры и претендентов на руководящие должности.
Новизнадиссертационного исследования. В процессе разработкиуказанной психотехнологии впервые были:
— определены методологические подходы к анализу прокурорско-следственнойдеятельности, выявлена специфика психологического изучения данного вида труда;
— проанализированы с позиций психологической науки положения нового (1999 г.) законодательства, формулирующего функции органов прокуратуры, определяющего ирегламентирующего деятельность прокурорских работников, ее основные направления,содержание и структуру, задающего специфику их труда;
— систематически проанализированы психологические особенности труда прокуроров, руководителейорганов прокуратуры, выявлена психологическая структура их профессиональнойдеятельности;
— предложены специальные критерии оценки эффективности деятельности прокуроров, следователей,руководителей органов прокуратуры, основанные на психологическом анализематериалов их личных дел;
— осуществлен переход от чисто теоретических схем, предложенных ранее рядомавторов для психологического описания следственной деятельности и структурыпсихических особенностей профессионально эффективных следователей, ктеоретически и эмпирически обоснованной, работоспособной модели, позволяющейосуществлять прогнозирование профессиональной пригодности на практике.
Внедрениерезультатов диссертационного исследования в практику.После практической апробации автором диссертационного исследования предложеннойсистемы психологической оценки в 1993-1995 гг. с 1997 г. она применяется в качестве базовой модели во всех органах прокуратуры, в которых психологиосуществляют прогнозирование профессиональной пригодности кандидатов на службу и(или) оценку кадрового резерва на руководящие должности (прокуратуры г. Москвы,Саратовской, Екатеринбургской областей и др.). Система психологической оценкиабитуриентов, поступающих в специализированные высшие учебные заведения — Институтыпрокуратуры, разработанная автором диссертации и его научным руководителем наоснове системы психологической оценки кандидатов на службу, используется напрактике с 1997 г. при психологическом отборе абитуриентов во все Институтыпрокуратуры (г. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Екатеринбург).
Апробацияработы. Материалы диссертации докладывались и обсуждалисьна совещании психологов, работающих в органах и учреждениях прокуратуры; на заседанииотдела психологических проблем правоприменительной деятельности НИИ проблемукрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ; на заседаниикафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академииуправления МВД России. Они отражены в 15 публикациях автора.
Структурадиссертации. Работа состоит из введения, трех глав,выводов и заключения общим объемом 195 страниц. В Приложении представленыстатистические результаты исследования, а также предложенные профессиограмма ипсихограмма в табличной форме.
 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Вовведении обосновывается актуальность проблемы, определяются предмет иобъект, цель и задачи, методология и методика исследования, раскрываются его научнаяновизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимыена защиту.
Впервой главе — «Исходные теоретическиеположения психологической оценки работников органов прокуратуры» — определяютсяметодологические подходы к анализу профессиональной деятельности прокуроров иследователей, анализируются психологическая специфика и структура их труда,формулируются профессиограмма прокурорско-следственной деятельности ипсихограмма профессионально эффективного прокурора, следователя.
Первыйпараграф посвящен определению исходных теоретических понятийи терминов, используемых в работе, таких, как: «профессиональныйотбор», «психологический отбор», «профессиональнаяпригодность», «профессиональная успешность» и др. В нем такжерассматриваются основные положения теории способностей, разработанной вотечественной психологической школе (Б.М.Теплов, В.С.Мерлин, К.К.Платонов идругие). Далее формулируются основные требования, предъявляемые к системепсихологической оценки для прогнозирования профессиональной пригодностипрокурорско-следственных работников как со стороны науки (научнаяобоснованность, надежность и высокая селективная способность), так и со стороныпрактики (различного рода организационные, временные ограничения, формыпредставления результатов оценки и др.) В совокупности данные требования можнорассматривать как своеобразное «техническое задание» на разработкусистемы психологической оценки, в конечном итоге определившее общую методологиюее построения — традиционный профессиографический подход. В заключительнойчасти раздела выделяются основные этапы разработки системы психологическойоценки на основе требований данного подхода:
— психологическое изучение профессиональной деятельности с целью определениятребований, которые она предъявляет исполнителям, построение профессиограммыи, в качестве ее составной части, психограммы;
-подбор и разработка методов исследования для диагностики профессиональнозначимых свойств и качеств;
— выбор независимых критериев профессиональной успешности, которые впоследствиииспользуются для определения информативности диагностических показателей иметодик и верификации прогноза;
— разработка способов и правил преобразования первичных показателей винтегральную оценку;
— определение валидности системы психологической оценки, включающее эмпирическоеобоснование разработанных норм профессиональной пригодности (непригодности) какпо отдельным использованным методикам, так и по интегральным показателям.Данный завершающий этап, по сути, является апробацией системы, ее контрольнымиспытанием. Последующее изложение материала в диссертации строится всоответствии с указанными этапами разработки системы психологической оценки.
Вовтором параграфе рассматриваются принципы системного и деятелъностногоподходов применительно к психологическому изучению труда прокуроров иследователей. Определяются особенности профессиографического анализа прокурорско-следственнойдеятельности, связанные со спецификой данного вида труда: его высокойсложностью, выраженным творческим характером, крайним разнообразием решаемыхзадач, детальной правовой регламентацией. Показывается, что данные видыпрофессий не сводимы к какому-либо одному конкретному виду при попытке описатьих на основе существующих типологий. Доказывается низкая продуктивность либочрезвычайная сложность применения традиционных профессиографических методов,используемых в психологии труда, для изучения профессий прокурора, следователя.
Порезультатам проведенного анализа предлагается оригинальная программадальнейшего анализа труда прокуроров и следователей, руководителей органов прокуратуры.Она включает изучение правовых основ их профессиональной деятельности, еесодержательных особенностей, условий, в которых она протекает (как во внешнем,предметном, так и во внутреннем, интрапсихическом, плане), определение ееструктурных компонентов и элементов на уровне отдельных видов деятельности, посколькуданный уровень анализа здесь является системообразующим, задающим основную спецификутруда в изучаемых профессиях.
Обсуждаетсяи обосновывается положение о возможности и допустимости построения общей профессиограммыпрокурорско-следственной деятельности, хотя содержательно в ней идет речь о двухразличных профессиях: прокурора и следователя. В теоретическом плане такаявозможность задается принятым в профессиографии положением о допустимостипостроения групповых профессиограмм, описывающих однородные повыбранному признаку профессии (Е.И.Гарбер, В.В.Козача 1992). Применительно же кизучаемым в диссертации видам труда показывается высокая содержательнаяблизость профессий прокурора и следователя по большей части значимых с точкизрения психологической науки показателей. Данное положение детальнообосновывается в последующих разделах главы.
Третийпараграф, наиболее обширный по своему объему, начинается скраткого исторического обзора психологических исследований труда юристов вРоссии и СССР с начала века и до настоящего времени (работы В.Л.Васильева, А.В.Дулова,Г.Г.Доспулова, Н.Л.Гранат, М.И.Еникеева, В.Е.Коноваловой, Д.П.Котова иГ.Г.Шиханцова, П.А.Павлова, Н.В.Радутной, А.Р.Ратинова, В.В.Романова, К.И.Сотонина,И.К.Шахриманьяна, Г.Г.Шиханцова и других авторов). Показывается, что наибольшеевнимание исследователи уделяли психологическому изучению труда следователя.
Прианализе литературных источников учитывалось следующее крайне важное с точкизрения методологии настоящего исследования положение. Поскольку многие ученые, проводившиенаиболее фундаментальную разработку данной проблемы (В.Л.Васильев, А.В.Дулов,А.Р.Ратинов, В.В.Романов и другие), изначально являются юристами по образованиюи в течение многих лет работали в органах прокуратуры следователями, то ихтруды, посвященные психологическому анализу особенностей и структурыследственной деятельности, можно рассматривать не только как результатсистематического изучения труда следователей «со стороны», но и вкачестве итога своеобразной научной рефлексии, ретроспективного самоанализа. Сучетом данного обстоятельства в диссертации анализируются работы этих авторов,на основе которых определяются ведущие психологические особенности следственнойдеятельности, задающие своеобразие данной профессии, ее системообразующиепсихологические признаки.
Кчислу наиболее значимых с позиций психологического анализа особенностей трудаследователей, по нашему мнению, относятся:
— жесткая правовая регламентация профессиональной деятельности и принимаемыхрешений:
— властный, обязательный характер профессиональных полномочий;
— экстремальный характер профессиональной деятельности:
— творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности, разнообразиерешаемых задач;
— процессуальная самостоятельность и высокая персональная ответственностьследователя за свои действия и принимаемые решения.
Анализпрофессиональной деятельности прокурора в диссертации проводится в основном непо литературным источникам (которых крайне мало), а на базе изучениязаконодательства, формулирующего ведущие-функции органов прокуратуры,определяющего задачи, направления деятельности и основные служебные обязанностипрокуроров, в первую очередь Федерального закона «О прокуратуре РоссийскойФедерации». Психологический анализ положений законодательства, содержанияи условий работы прокуроров позволяет сделать вывод о высокой степенисодержательной близости профессий прокурора и следователя, общей специфике ихтруда, однородных этапах, алгоритмах и методах работы. Вместе с тем указаны инекоторые существенные особенности каждой из этих профессий.
Впоследней части параграфа проводится морфологический (структурный) анализпрокурорско-следственной деятельности. Обсуждаются структурные модели,предложенные для описания труда следователей в работах В.Л.Васильева, А.В.Дулова,Д.П.Котова и Г.Г.Шиханцова. Критический анализ этих подходов, сформулированныхв 70-е гг., с позиций современных достижений в области психологической наукизавершается описанием собственной модели структурной организациипрофессиограммы. Она включает четыре компонента — относительно самостоятельныеподструктуры профессиональной деятельности: познавательную,коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную.
Вописании и обосновании предложенной модели реализуется и получает дальнейшееразвитие высказанная ранее идея о необходимости анализа трудапрокурорско-следственных работников именно на уровне составляющих ее отдельныхвидов (подструктур) деятельности, а не на низлежащих «этажах»действий и операций. Указываются также некоторые различия в «удельномвесе» указанных видов деятельности в труде прокурора и работе следователя.
Вчетвертом параграфе представлена психограммапрофессионально успешного прокурорско-следственного работника. При этомотправной точкой анализа, как и ранее, служат психографические схемы, предложенныев публикациях В.Л.Васильева, А.В.Дулова, Д.П.Котова и Г.Г.Шиханцова. После ихобсуждения и критического анализа предлагается и обосновывается собственнаямодель психограммы, включающая пять блоков качеств — факторов профессиональнойпригодности:
— высокий уровень социализации личности прокурора, следователя;
— развитые познавательные способности;
— высокую эмоционально-волевую устойчивость;
— развитые коммуникативные способности;
— выраженные организаторские способности прокурорско-следственных работников.
Каждыйблок этой психограммы включает систематизированный перечень профессиональнозначимых психических качеств, сформулированных (на данном этапе разработки системыпсихологической оценки) на концептуально-теоретическом уровне.
Специальнорассматривается также вопрос о структурно-иерархической организациипсихограммы. В ней выделяются наиболее значимые качества, принципиально некомпенсируемые никакими иными психологическими свойствами субъекта. Данныйкритерий позволяет отнести к числу таких особенностей характеристикимотивационнойсферы и уровня правосознания индивида, а также эвристичность мышления, еготворческий характер.
Втораяглава — «Деятельность руководителей органовпрокуратуры как объект психологического анализа» — включает два параграфа.Впервом из них раскрывается содержание понятия «управление»,рассматриваются подходы различных наук к изучению данного феномена,определяется специфика психологического изучения управленческой деятельностисубъекта. Здесь представлен обзор работ, посвященных изучению управленческойдеятельности, ее структуры и психологических особенностей, функций управления (В.Г.Афанасьев,В.Р.Веснин, Т.С.Кабаченко, А.Г.Ковалев, Е.С.Кузьмин и др., Г.Кунц и С.О'Доннел,М.Х.Мескон и др., В.А.Розанова, Ю.А.Тихомиров, А.Файоль, А.В.Филиппов и другиеавторы).
Специальнорассматривается вопрос о возможности построения психограммы профессиональноэффективного руководителя. Делается вывод о том. что среди различныхпеременных, влияющих на эффективность управления, помимо собственнопсихологических особенностей руководителя крайне важное значение имеютособенности организации, в которой оно осуществляется.
Взаключительной части параграфа обсуждается проблема организаторскихспособностей руководителя. Рассматриваются подходы к определениюорганизаторских способностей, предложенные в работах Ю.Н.Емельянова,А.И.Китова, А.М.Омарова, Л.И.Уманского, Л.В.Фаткина. На основе проведенногоанализа обосновываются структура и содержание предложенного нами фактораорганизаторских способностей (последний блок психограммы, представленной впредыдущей главе диссертации).
Вовтором параграфе обсуждаются психологические особенности управления ворганах прокуратуры. При этом автором был использован опыт психологическогоизучения специфики руководства, накопленный в органах МВД (А.И.Китов,А.М.Столяренко).
Припостроении психограммы профессионально успешного руководителя органов прокуратурывозможны два различных теоретических подхода. В первом, базирующемся назакономерностях общей теории и психологии управления, за основу берется модельпрофессионально эффективного универсала-улравленца, которая затем дополняетсянекоторыми особенностями, связанными со спецификой управления в органахпрокуратуры. При этом предполагается, что управленческая деятельность восновных своих чертах и элементах универсальна, а особенности руководства, связанныесо спецификой организации, в которой оно осуществляется, в целом незначительны.
Второйподход, более тесно связанный с юридической психологией и использованный внастоящей диссертационной работе, предполагает, что собственно управленческая деятельностьсоставляет лишь элемент (хотя и весьма существенный) в общей структуре трударуководителей органов прокуратуры. Не в меньшей степени, чем руководителями,они являются прокурорами. Помимо чисто управленческих задач они должныосуществлять прокурорский надзор, выполнять иные специальные функции не только опосредованно,организуя и направляя работу подчиненных, но и лично участвуя в даннойдеятельности, поскольку это предусмотрено их конституционными полномочиями.
Наоснове проведенного анализа делается вывод о том, что, с одной стороны,профессиональное владение прокурорско-следственной деятельностью во всех еетонкостях является для эффективных руководителей органов прокуратурыопределяющим фактором профессиональной пригодности, а чисто управленческиезнания и навыки у них как бы «надстраиваются» поверх специальных. Сдругой стороны, организационно-управленческий компонент деятельности играетважную роль в общей структуре труда прокуроров и следователей, не занимающихруководящие должности. При расследовании преступлений, в ходе прокурорскойпроверки фактов нарушения закона они также организуют и направляют совместнуюдеятельность группы специалистов, выполняют такие функции управления, какпланирование, координация, мотивация, контроль и др.
Всоответствии с принятым подходом доказывается, что разработанныепрофессиограмма и психограмма прокуроров и следователей в основных своихэлементах могут быть использованы и при прогнозировании профессиональнойпригодности кандидатов на руководящие должности в органах прокуратуры. В этомслучае в психограмме центральное место будет занимать фактор организаторских способностей,во многом являющийся интегральным, включающим в себя в качестве отдельныхкомпонентов разнообразные познавательные, мотивационные, эмоционально-волевые икоммуникативные свойства.
Третьяглава - «Критерии, методы и результатыпсихологической оценки прокурорских работников» — посвящена описаниюследующих этапов построения разрабатываемой модели прогнозированияпрофессиональной пригодности. Впервом параграфе описываются исистематизируются психологические методы, используемые для оценки кадров.Предложена оригинальная классификация этих методов. Далее кратко описаныконкретные методы и методики, использованные в диссертационной работе, приводитсяобоснование данного выбора. Показано, что на основе их показателей производитсяоперационализация теоретически сформулированных свойств и качествпрофессионально эффективного прокурора, следователя, руководителя органовпрокуратуры, указанных в психограмме. Эта операционализация доводится до уровняэмпирических индикаторов, доступных непосредственной диагностике и оценке (шкалтестов, поведенческих признаков, фиксируемых с помощью наблюдения, данныхсобеседования).
Вовтором параграфе раскрываются использованные в работе критерии, методыоценки и конкретные показатели профессиональной успешности прокурорскихработников по материалам анализа их личных дел. В дальнейшем эти показатели выполняютдвоякую роль. Во-первых, на этапе разработки системы они служат независимымикритериями для оценки информативности использованных психодиагностических методиккак инструментов прогнозирования профессиональной пригодности. Именно в этомкачестве индикаторы профессиональной успешности использовались в эмпирическомисследовании, в котором осуществлялась апробация разработанной системы оценки.
Во-вторых,на этапе эксплуатации системы показатели профессиональной успешностиприменяются уже как ее составная часть для оценки профессиональной пригодности кандидатовна руководящие должности, имеющих значительный стаж работы в прокуратуре. Вэтом случае они используются для изучения эффективности предыдущейпрофессиональной деятельности кандидатов на выдвижение.
Втретьем параграфе представлены результаты эмпирическогоисследования, осуществленного в целях апробации разработанной системыпсихологической оценки на практике. Оно проводилось по модели контрастных(полярных) групп. Были обследованы 349 прокурорско-следственных работников (319мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 56 лет), в том числе 45 руководящихработников органов прокуратуры из числа лиц, вызванных в Генеральнуюпрокуратуру РФ с мест в связи с решением вопроса об их назначении навышестоящую должность (как правило, прокурора субъекта Российской Федерации).Все испытуемые были протестированы основными методиками, используемыми всистеме оценки («Прогрессивные матрицы», СМИЛ, 16-РF),а руководители — также и дополнительными (УСК, МОDЕ,цветовой тест Люшера). Кроме того, в работе с частью обследованных применялись методынаблюдения и собеседования по специально разработанной программе.
Параллельнос этим изучались личные дела всех обследованных прокурорско-следственныхработников на основе предложенной схемы анализа. Эти результаты являлись независимымкритерием оценки профессиональной эффективности по отношению к тестовым показателямиспытуемых. С их помощью все обследованные были разделены на три группыпрофессиональной успешности. Далее с использованием статистических критериевоценки (t-статистика Стьюдента — коэффициенты различий средних оценок) были соотнесены обобщенные результаты потестовым показателям первой (высокая профессиональная успешность, 248 человек)и третьей (низкая профессиональная успешность, 29 человек) групп прокуроров,следователей, руководителей органов прокуратуры.
Крометого, на основании тех же критериев была сформирована отдельная группа, включавшаяработников, добившихся наибольшего профессионального мастерства и утвержденныхна руководящие должности в органах прокуратуры областного и приравненных к немузвеньев (39 человек). Усредненные тестовые показатели данной группы продемонстрировалипсихологические особенности профессионально эффективных руководящих работниковорганов прокуратуры.
Результатыисследования выявили статистически значимые межгрупповые различия по большей частипоказателей, отражающих на уровне эмпирических признаков важнейшие параметрыпсихограммы. Так, профессионально успешные испытуемые отличаются от неуспешныхболее высоким уровнем интеллектуального развития, аналитических способностей(показатель IQ теста Равена, фактор В16-РF); эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, волевого самоконтролянад поведением (факторы С и Qз 16-РF); меньшими проявлениями тревожности ифрустрированности (2 и 7 шкалы СМИЛ). Представители первой группы болеесоциализированы, нормативны, ответственны и дисциплинированы (фактор G 16-РF);они лучше разбираются в людях, более проницательны, хорошо понимают скрытыемотивы и механизмы человеческого поведения (фактор N 16-РF).Кроме того, успешные прокуроры и следователи в целом лучше социальноадаптированы, не имеют выраженных акцентуаций характера и психопатологическихособенностей (соотношение конфигураций усредненных тестовых профилей по СМИЛ).
Упрофессионально эффективных руководителей органов прокуратуры эти же свойства,как правило, развиты в еще большей степени. Наряду с этим онипродемонстрировали наиболее высокий уровень общительности, доброжелательности кокружающим (фактор А 16-РF), спокойствия и хладнокровия (факторы O и Q 16-РF), атакже такие качества, как высокая гибкость поведения в конфликтной ситуации(конфигурация тестового профиля по МОDЕ),внутренний локус контроля (важнейшие шкалы теста УСК).
Вчетвертом параграфе описаны использованные в работе пути испособы обобщения отдельных результатов в интегральную оценку профессиональнойпригодности. Приводятся итоговые шкалы оценки (в отдельности для кандидатов наслужбу и для претендентов на руководящие должности), подчеркиваются комплексныйи качественный характер данной обобщенной оценки, ее несводимость к жесткимматематическим алгоритмам подсчета только лишь количественных признаков,необходимость взаимопроверки и взаимоконтроля различных групп данных. Взаключительной части параграфа кратко представлены основные формы, этапы ипроцедуры практического применения разработанной системы оценки дляпрогнозирования профессиональной пригодности, во-первых, кандидатов,поступающих на службу в органы прокуратуры, и, во-вторых, претендентов наруководящие должности. Показаны общие и специфические моменты в проведенииобследования по каждой указанной категории лиц.
Проведенноеисследование позволяет сделать следующиевыводы.
1.В диссертации теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение отом, что профессиональная деятельность прокуроров, следователей, руководителейорганов прокуратуры обладает сходными в психологическом плане содержанием иструктурными особенностями, она предъявляет аналогичные требования кпсихическим свойствам и качествам профессионально успешных исполнителей. Наосновании данного положения построена обобщенная групповая профессиограмма деятельностидля всех указанных категорий прокурорских работников, а в качестве ее составнойчасти — психограмма профессионально эффективных специалистов.
2.В диссертационном исследовании представлена система психологической оценки дляпрогнозирования профессиональной пригодности кандидатов на службу в органыпрокуратуры, претендентов на руководящие должности в органах прокуратуры,состоящая из следующих функционально взаимосвязанных элементов.
2.1.Профессиограмма деятельности прокуроров, следователей, руководителей органовпрокуратуры, включающая пять блоков наиболее значимых с точки зренияпсихологического анализа особенностей данного вида труда: жесткая правоваярегламентация профессиональной деятельности и принимаемых решений; властный, обязательныйхарактер профессиональных полномочий; экстремальный характер профессиональнойдеятельности; творческий, нестандартный характер профессиональной деятельности,разнообразие решаемых задач; процессуальная самостоятельность и высокаяперсональная ответственность следователя, прокурора, руководителя органовпрокуратуры за свои действия и принимаемые решения; а также четыре структурныхкомпонента — относительно самостоятельные подструктуры профессиональнойдеятельности: познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая ивоспитательная.
2.2.Психограмма профессионально успешных прокуроров, следователей, руководителейорганов прокуратуры, сформулированная на теоретико-концептуальном уровне ивключающая пять блоков качеств — факторов профессиональной пригодности: высокийуровень социализации личности прокурора, следователя, руководителя органовпрокуратуры; развитые познавательные способности; высокая эмоционально-волеваяустойчивость; развитые коммуникативные способности; выраженные организаторскиеспособности прокурорско-следственных работников.
2.3.Комплекс психодиагностических методов и методик, позволяющих, эмпирическидиагностировать и оценивать качества, сформулированные в психограмме иоперационализированные до уровня конкретных, доступных для измерения признаков.Данный комплекс включает основные (психологическое тестирование) и дополнительные(собеседование с кандидатами и наблюдение) методы.
2.4.Комплекс независимых критериев оценки профессиональной успешности прокуроров,следователей, руководителей органов прокуратуры, основанных на анализематериалов их личных дел.
2.5.Пути и способы обобщения первичных данных психологического изучения кандидатовв интегральную оценку профессиональной пригодности.
3.Предложенная система психологической оценки кадров для органов прокуратуры:
— соответствует предъявляемым к ней требованиям научной обоснованности инадежности, что позволяет обеспечивать высокую достоверность, валидность инадежность получаемых данных, точность прогноза профессиональной успешности;
— отвечает тем организационным, материальным, финансовым и другим условиям, атакже временным ограничениям, в рамках которых должна осуществляться психологическаяоценка кадров в органах прокуратуры.
4.Результаты эмпирического исследования по апробации данной системы, а также опытее дальнейшего практического применения в органах прокуратуры продемонстрировалиее высокую работоспособность и большие селективные возможности подифференциации кандидатов с различным уровнем профессиональной пригодности.
Взаключении представлены основные направления совершенствования и развития предложеннойсистемы психологической оценки и отдельных ее компонентов, а также путимодификации данной системы для решения смежных задач, например дляпрогнозирования профессиональной пригодности абитуриентов, поступающих вспециализированные высшие учебные заведения — Институты прокуратуры.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1.   Профессиональнопсихологический отбор // Законность. 1993. № 4. – 0,2 п.л. (в соавт.).
2.   Психологическаяоценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современноесостояние и перспективы) // Вопросы психологии. 1994. № 3 – 1 п.л. (в соавт.).
3.   Руководствопо профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратурыРоссийской Федерации: Методическое пособие. – М., 1994. – 7 п.л. (в соавт.).
4.   Впрокуратуру – через психологический отбор // Российская юстиция. 1995. № 8 –0,2 п.л. (в соавт.).
5.   Психологическаяоценка руководящих работников органов прокуратуры Российской Федерации //Психологический информационный бюллетень. 1995. № 8. – 0,2 п.л. (в соавт.).
6.   Психологическаяоценка руководящих работников органов прокуратуры Российской Федерации //организационное консультирование как ресурс развития общества, государстваполитики и бизнеса: Тезисы научно-практической конференции. – М., 1995. – 0,2п.л. (в соавт.).
7.   Методическоеруководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов,поступающих на юридический факультет института. – М., 1996. – 4,5 п.л. (всоавт.).
8.   Методическоеруководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов,поступающих на учебу в институты прокуратуры Российской Федерации. – М., 1997.– 3,3 п. л. (в соавт.).
9.   Профессионально-психологическийотбор прокурорских работников: разработки и перспективы // Проблемысовершенствования прокурорского надзора (к 275-летию Российской прокуратуры):Материалы научно-практической конференции. – М., 1997. – 0,6 п.л.
10. Общаясоциально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.Требования, предъявляемые к его личности // Романов В.В. Юридическаяпсихология: Учебник. — М., 1998. – 2,3 п.л. (в соавт.).
11. Психологическаяоценка абитуриентов институтов прокуратуры // Актуальные проблемы сферы психологиии права: Тезисы докладов и сообщений Всероссийской конференции. – Калуга, 1998.– 0,3 п.л.
12. Общиепринципы и задачи профессионального отбора в органы прокуратуры // Актуальныепроблемы сферы психологии и права: Тезисы докладов и сообщений Всероссийскойконференции. – Калуга, 1998. – 0,3 п.л. (в соавт.).
13. Психологическаяхарактеристика адаптационных особенностей кандидатов на службу вправоохранительные органы // Актуальные проблемы сферы психологии и права:Тезисы докладов и сообщений Всероссийской конференции. – Калуга, 1998. – 0,3п.л. (в соавт.).
14. Методологическиеосновы психологической оценки прокурорских работников // Юридическаяпсихология: Сборник научных трудов. – М., 1998. – 0,7 п.л.
15. Психологическийотбор юристов // Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева.– М., 1999. – 0,2 п.л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Недостатки рекламных текстов
Реферат Философские идеи Григория Сковороды Функции и роль религии Определение и его виды
Реферат Александр Невский, Св.
Реферат 10 сочинений на английском языке
Реферат Анатомо-фізіологічні особливості сечової та ендокринної систем в дітей
Реферат Героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны
Реферат Xxii всемирного философского конгресса «Переосмысливая философию сегодня» говорит о том, что пришла пора по-иному взглянуть на философию. Вот только в каком направлении следует подходить к ее переосмыслению? Что переосмысливать в ситуации, утверждающ
Реферат использование дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе
Реферат Коробочные продукты в страховании
Реферат Черты романтической оперы на примере оперы "Вольный стрелок" Вебера
Реферат Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь
Реферат Учет общественной активности студентов академической группы
Реферат Методы прогнозирования ёмкости регионального рынка
Реферат Региональная молодежная политика (на примере Белгородской области)
Реферат Should Smoking Be Banned In Public Place