Реферат по предмету "Психология"


Система коммуникативных свойств в структуре личности

Системакоммуникативных свойств в структуре личности
Пониманиеличности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Какзаметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств,а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структураявляется продуктом развития человека, постепенно складываясь на стадиях егожизненного пути. Эта структура, как отмечает Б.Г. Ананьев, есть целостноеобразование и определенная организация свойств. В психологии пока еще нетдостаточно четкой классификации свойств личности. Обычно, как отечественные,так и зарубежные исследователи выделяют такие свойства, как направленностьличности, темперамент, характер, способности, мотивация и т.д. Но на нашвзгляд, все перечисленное можно считать не свойствами, а системами свойств, таккак они являются сложными образованиями. Поэтому правильнее было бы назватьсвойства, обеспечивающие определенный уровень общения не коммуникативнымисвойствами личности, а системами коммуникативных свойств личности.
Политературным данным свойства человека имеют различное происхождение: природное ипсихическое. Коммуникативные свойства личности включают в себя как элементыприродных свойств, так и психических. Природные свойства — это исходные, текоторые зависят от типа ВНД, они определяют импульсы коммуникативнойдеятельности, а также тонус и динамику протекания психических процессов.
Факторы,определяющие динамику и успешность личности в общении, представляют собойличностные свойства, способности, умения и т.п., составляющие в системекоммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал.
Именноисследования, проведенные в сфере межличностного общения В.В. Рыжовым и В.А.Богдановым, дают основания предполагать о существовании коммуникативнойструктуры личности.
Коммуникативнаяструктура личности — это относительно стабильное целостноеобразование, состоящее из систем коммуникативных свойств личности икоммуникативного потенциала личности, который взаимодействует с этимисистемами. Системы этих свойств формируются в процессе общения, а также подвлиянием ряда факторов и закрепляются в структуре личности. Выделение особойсистемы коммуникативных свойств личности возможно только условно, так какличность участвует в общении как целостная личность, илюбое ее качество «включено» в общение и, следовательно, влияет наего эффективность.
Стабильностькоммуникативной структуры личности проявляется в индивидуально-психологическихособенностях конкретного индивида под влиянием ряда факторов, среди которыхважное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации и др.
Ядрокоммуникативной структуры личности составляют коммуникативные свойстваличности.
Коммуникативныесвойства личности — это устойчивые характеристикиособенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социальногоокружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместнойдеятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых изакрепляемых личностью способов ее участия в общении.
У субъектаобщения имеется также определенный коммуникативный потенциал, которыйопределяет его коммуникативные возможности. Коммуникативный потенциал — это система социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или инойхарактер общения. Та система социально-психологических свойств, составляющихкоммуникативный потенциал личности, которая закрепилась и, обладаетустойчивостью, переходит в коммуникативные свойства личности. Сам жекоммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей иобогащающейся системой свойств.
Коммуникативныесвойства личности, коммуникативный потенциал находятся во взаимосвязи сподструктурами, составляющими компонентами структуры личности и накладываютсвой отпечаток на поведение человека в сфере общения и на все компонентыличности в целом. Вследствие этого можно выделить следующие подструктуры коммуникативнойструктуры личности:
1.  Коммуникативнаядеятельность.
2.  Коммуникативнаямотивация.
3.  Коммуникативныеспособности.
4.  Коммуникативныесвойства личности, зависящие от темперамента.
5.  Коммуникативныечерты характера.
6.  Коммуникативныесвойства личности, зависящие от воли.
7.  Эмоции,выполняющие коммуникативную функцию.
Итак,коммуникативная структура личности — это часть структуры личности,проявляющаяся в общении.
Всевыделенные стороны образуют целостные и взаимосвязанные системы свойств, которыеформируются в многообразных процессах общения и совместной деятельности сдругими людьми.
Выделениекоммуникативной структуры личности из целостной структуры личности возможнотолько условно.
Какие именноличностные особенности, виды коммуникативных свойств, могут составить базукоммуникативной структуры личности? Ответ на этот вопрос могут датьисследования многообразных связей между коммуникативными свойствами личности,коммуникативным потенциалом личности и подструктурами коммуникативной структурыличности.
Следуетуточнить, что под основными или базовыми коммуникативными свойствами личности мыпонимаем те, которые начинают оформляться в детстве, довольно скорозакрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека в сфере общения.Эти свойства отличаются от других тем, что их развитие, — по крайней мере, вначальный период — в определенной степени зависит от генотипическихбиологически обусловленных свойств организма. К числу таких свойств относятся,например, экстраверсия и интроверсия, тревожность, эмоциональность иобщительность, невротичность и мн.др. Эти свойства складываются и закрепляютсяв условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознанияи бессознательного, оперативного и условно-рефлекторного научения, подражания иряда других факторов.
Рассмотримкратко семь выделенных нами подструктур коммуникативной структуры личности.
I. Коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность поопределению М.И. Лисиной есть синоним общения. В своем же исследовании, мыбольше придерживаемся, точки зрения Г.С. Васильева, который считает, чтосоотношение общения и коммуникативной деятельности;
-   этосоотношение целого и частей. Общение не существует без коммуникативнойдеятельности партнеров, но оно не сводится к их изолированно взятымкоммуникативным деятельностям. Итак, коммуникативная деятельность;
-   этовзаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединениеусилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Каждыйучастник коммуникативной деятельности активен, т.е. выступает как субъект иявляется личностью.
Коммуникативнаядеятельность отличается наличием мотивов и цели. На наш взгляд можно выделитьследующие виды коммуникативной деятельности:
1)              гностическая;
2)              экспрессивная деятельность;
3)              интеракционная.
Коммуникативнаядеятельность личности предполагает наличие у человека коммуникативных свойств.Поэтому представляется необходимость вычленения всего арсенала свойствличности, которые играют важную роль в коммуникативной деятельности.
Анализсуществующей литературы показал, что коммуникативная деятельность зависит отмножества свойств личности. Коммуникативная деятельность обусловлена личностьюв целом. В разных видах КД активизируются разные подструктуры.
П. Коммуникативная мотивация. По представлению В.П. Симонова первичнойявляется потребность, мотивация же от нее производна, возникает на базе ужеимеющегося опыта и носит явно когнитивный характер. А.Н. Леонтьев же считает,что мотив — это опредмеченная потребность, a B.C. Мерлин характеризуетмотив как психологические условия, в которых протекает деятельность человека.В.Г. Леонтьев считает, что психическая система «мотив-цель»представляет собой качественно новое образование. Это образование он назвалмотивацией, как направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности.Обобщив эти взгляды, мы получаем, что коммуникативная мотивация — этомотивы, потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют иподдерживают активность коммуникативной деятельности. Мотивацию, таким образом,можно определить как совокупность причин психологического характера,объясняющих сам акт общения, его начало, направленность и активность.
Представлениео мотивации возникает при попытке объяснения коммуникативной деятельности.Любая форма поведения может быть объяснена внутренними и внешними причинами. Впервом случае это психологические свойства субъекта, а во втором — внешниеусловия.
Формированиецелостной личности характеризуется также формированием соответствующей мотивации,которая обусловливает «требуемое поведение». Мотивация обеспечиваетпреодоление внутренних конфликтов, проявляющихся в отклоняющемся поведенииличности .
Устойчиводоминирующая система мотивов лежит в основе направленности личности. Направленность — это «системообразующее свойство » личности,стержень ее структуры. Общественная направленность личностивключает в себя:
-    признание приоритета общечеловеческих ценностей, разумноесочетание национальных и межнациональных, личностных и общественных интересов;
-    осознание труда как высшего смысла жизни, способа утверждениясобственного достоинства, развития своих способностей;
-    принятие в качестве основы общения между людьми требованийнормативной нравственности.
Направленностьпоявляется в поведении, определенном требованиями нормативной нравственности,ее основу составляет заданная общественной структурой иерархическая системапобуждений и императивов. Направленность ориентирует формированиекоммуникативных свойств личности, задает цель деятельности и общения.
Единства впонимании мотивационно-потребностной стороны общения нет. Как отечественные,так и зарубежные исследователи выделяют потребность в общении. А.А. Леонтьевсомневается, существует ли вообще такая потребность как самостоятельная и несводимая к другим потребностям. Скорее можно было бы говорить о потребности вконтакте, в соучастии к другому человеку и его деятельности.
М.И. Лисинавыделила три группы мотивов общения у детей: познавательные, деловые иличностные.
Главнойсоставляющей первой группы мотивов является потребность во впечатлениях. Этапотребность с течением времени возрастает и возникает группа познавательныхмотивов.
Вторая группамотивов возникает вследствии развития потребности в общении. Каждый ребенокнепоседлив. Вялость говорит о болезненном состоянии ребенка. или о дефектеразвития. Эти потребности образуют деловую группу мотивов.
Третья группамотивов возникает из потребностей детей в признании и поддержке. Этипотребности преобразуются в личностные мотивы.
Многие измотивационных факторов со временем становятся настолько характерными длячеловека, что превращаются в свойства его личности. К таким факторам можноотнести, например, мотив достижения успеха и мотив избегания неудач, факторличностной тревожности и самооценки, мотив аффилиации и альтруизма. Так, ссамооценкой соотносится уровень притязаний. Мотив аффилиации проявляется встремлении наладить добрые, эмоционально-положительные взаимоотношения с людьмии внешне выражается в общительности, в стремлении сотрудничать с людьми. Придоминировании этого мотива люди уверенны в себе, непринужденны, открыты,активны в общении. Мотив альтруизма служит основой для возникновения эмпатии.
Ш. Коммуникативные способности. Коммуникативные способности — этоиндивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, атак же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
Коммуникативныеспособности в наибольшей степени социально обусловлены.
Как мы ужеупоминали выше, изучение коммуникативных способностей осуществляется в широкомдиапазоне. Обобщив их исследования, можно выделить стратегические и тактическиеспособности:
1. Стратегическиеспособности. Эти способности выражают возможность личности понятькоммуникативную ситуацию, правильно в ней ориентироваться и в соответствии сэтим сформировать определенную стратегию поведения.
2. Тактическиеспособности. Эти способности обеспечивают участие личности в коммуникации. Ихможно разделить на две группы:
В первуюгруппу входит умение коммуникативного использования личностных особенностей вобщении. Сюда можно отнести особенности интеллекта, особенности развития речи,особенности характера, воли, эмоциональной сферы, особенности темперамента ит.д.
Во вторуюгруппу входит владение техникой общения и контакта. Сюда мы относим целыйкомплекс качеств личности:
-    способностьуправлять своим поведением в общении;
-    комплексперцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностныхособенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого, атакже связанных со способностью отражать и понимать социально-психологическиехарактеристики группы и способностью к пониманию места и роли каждого в группе;
-    способностьустанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходитьиз него, передавать и перехватывать инициативу в общении;
-    способностиоптимально строить свою речь в психологическом отношении.
При такомдополнении мы получаем более полную систему перцептивно-рефлексивныхспособностей.
На нашвзгляд, высокоразвитые, устойчивые коммуникативные способности можно считатькоммуникативными свойствами личности. Но, в своем исследовании мы неотождествляем полностью эти понятия. Коммуникативные способности на наш взгляд,это только одна из подструктур коммуникативной структуры личности. Помимо ее вкоммуникативную структуру входит еще целый спектр разнообразных систем коммуникативныхсвойств личности.
IV. Коммуникативные свойства личности, зависящие от темперамента. В общениисвойства темперамента проявляются следующим образом, они касаются вербального иневербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышеннойактивностью ВНД речь, мимика, жесты, пантомимика выражены ярче, чем у человекас пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и болеесильным голосом. Темп их речи, так и темп их эмоционально-экспрессивныхдвижений довольно высок. Значительно различается и стиль общения у сильно ислабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучшеадаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращаютобщение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Этипоследние отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создаютвпечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы надругую, с одного человека на другого. С темпераментом взаимосвязаны такиесвойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность итревожность.
V. Коммуникативные черты характера. Коммуникативныечерты характера — это индивидуально-своеобразноесочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека кдействительности и проявляющихся в общении.
В общении слюдьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действияи поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной,тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.
В.Ш.Масленникова и В.П. Юдин выделили две группы черт характера, необходимых прилюбом общении:
1 гр. — вежливость, жизнерадостность, вера в себя.
2 гр. — старательность, инициативность, память, правдивость, умение говорить безпреувеличений.
Одной из чертхарактера является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость. Они входят как составляющие в экстраверсию и интроверсию.
Экстраверсияи интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость илизамкнутость по отношению к миру, к другим людям.
VI. Коммуникативные свойства личности, зависящие от воли.
На личностномуровне воля проявляется в таких свойствах, как энергичность, настойчивость. Этисвойства можно рассматривать как первичные или базовые. Волевого человекаотличает решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе,целеустремленность, ответственность, инициативность. Они развиваются вонтогенезе несколько позже. В третью группу волевых свойств можно отнестиответственность, дисциплинированность, обязательность.
УП. Эмоции, выполняющие коммуникативную функцию. Коммуникативныеэмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих вформе непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного,отношения человеку к миру и людям, процесс и результаты его практическойдеятельности.
Средикоммуникативных эмоций мы можем выделить: желание делиться мыслями,переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения.
Главнаяфункция эмоций состоит в том, что благодаря им, мы лучше понимаем друг друга,можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучшепреднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Эмоционально-выразительныедвижения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения,т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении ктому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказанияопределенного влияния на того, кто является субъектом восприятияэмоционально-выразительных движений.
Люди какличности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам:эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости, возникающих у нихэмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.
Эмоциональнаясфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по ихсодержанию и предметной отнесенности. Система и динамика типичных эмоций характеризуетчеловека как личность.
На рисунке1.1. представлена коммуникативная структура личности.
/>

Как показанона рисунке, на коммуникативную деятельность оказывают влияние с одной сторонысоциальные факторы. Так очень важно, в каких условиях происходило формированиеличности, под влиянием каких социальных факторов. И, с другой стороны, накоммуникативную деятельность оказывают также сильное влияниеиндивидуально-психологические особенности личности, психологические факторы.
Частныевозможности к коммуникации, коммуникативный потенциал личности, составляютпериферию образа и центральное ядерное образование.
Ядро обеспечиваетпостоянство коммуникативныхвозможностей, которые закрепляются и переходят в коммуникативные свойстваличности. Происходит это лишь в том случае, если данные возможности имеютсущественное значение для человека и окружающих его людей. Возможности закрепляютсяи превращаются в свойства, когда они обеспечивают достижение значимого длячеловека эффекта в коммуникативной деятельности.
Периферияближе или дальше от центра может пополняться, изменяться. На нее постояннобудут действовать социальные и психологические факторы.
Центр, ядро ипериферия находятся в постоянном сложном взаимодействии между собой. Ядрокоммуникативной структуры личности определяет аффективную окраску егопериферии.
Изменениекоммуникативного потенциала личности со временем приводит и к изменению,пополнению коммуникативных свойств личности, ядра коммуникативной структурыличности. Это происходит в связи с тем, что некоторые возможности изкоммуникативного потенциала личности закрепляются и характеризуют ужепостоянство особенностей поведения человека в сфере коммуникативнойдеятельности, значимые для него самого и его социального окружения.
Накаждом этапе развития происходит увеличение коммуникативных возможностейличности, вследствие этого увеличивается и количество постоянных свойств,характеризующих личность в плане общения. Все подструктуры коммуникативнойструктуры личности находятся в тесной взаимосвязи.
Так,например, невозможно рассматривать коммуникативную деятельность без учетаведущих коммуникативных мотивов.
Мотив тесносвязан и с типологическими особенностями личности, с темпераментом. Онпронизывает, по данным В.Г. Леонтьева, все структурные образования личности,особенно ее направленность, характер, эмоции, способности, психические процессыи деятельность.
Согласно даннымС. Шехтера, К. Ланге, П. Барда, Д. Хебба и др. немалый вклад вносит мотивация ив эмоциональные процессы. Действующие мотивации в сочетании с эмоциональнымикомпонентами формируют в течении жизни человека устойчивые черты личности, т.е.те свойства, которые характеризуют поведение человека в сфере общения. Поданным В.Г. Каменской каждая маргинальная мотивация связана с определеннойэмоцией и проявляется в устойчивых личностных качествах.
Воля такжепредполагает борьбу мотивов. Главной психологической функцией воли, по мнениюВ.А. Иванникова, является усиление мотиваций.
Вединстве с характером, в свою очередь, выступают волевые свойства:
решительность,самообладание и др. На формирование характерологических свойств сильноедавление оказывает темперамент. Так, в состав характера входят чистоинструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:экстраверсия-интроверсия, сдержанность-импульсивность,переключаемость-ригидность, спокойствие-тревожность.
Именнопоэтому коммуникативная структура личности представлена нами в виде пересечениясфер. Все подструктуры контактируют также между собой. Так, например,существуют возможности личности, зависящие одновременно от характера итемперамента, от воли и характера, от способностей и эмоций и т.д. Этивозможности также могут со временем закрепляться и переходить в свойства.
Так, кратко,мы представляем себе системы коммуникативных свойств в коммуникативнойструктуре личности. Итак, подведем итоги.
Исходнойбазой для изучения коммуникативных свойств в психологии послужили исследованияпроблем личности и общения в их глубокой взаимосвязи. В психологической наукевсе прочнее утверждается мысль о многообразии значений качеств, проявляемыхличностью в общении. Серия этих исследований была начата А.А. Бодалевым подвлиянием идей Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева и продолжена его учениками исоратниками.
Всего визучении КСЛ можно выделить три подхода: аналитический, поликомпонентный исистемный.
В рамкаханалитического подхода исследуются отдельные коммуникативные характеристики:общительность, эмпатия и др.
Изучениекоммуникативных способностей стало важным шагом поликомпонентного подхода висследовании коммуникативных характеристик. Благодаря трудам Б.Г. Ананьева,А.Г. Ковалева, А.Н. Лентьева, СЛ. Рубинштейна и др. был определен контекст визучении проблемы способностей: обязательное рассмотрение их в связи сдеятельностью. Помимо коммуникативных способностей широко исследуются икоммуникативные умения, коммуникативные черты характера.
Довольнодолго при изучении межличностного общения не было выделено параметра, которыймог бы выявить уже систему внутренних возможностей человека в осуществлениимежличностного общения. Исследование системы коммуникативных характеристикначинается в основном в рамках коммуникативного подхода. Интегральнымипонятиями, изучающими систему коммуникативных свойств, становятсякоммуникативный потенциал, коммуникативные возможности, коммуникативное ядроличности.
Анализлитературы показал, что у психологов нет единого термина для обозначениясвойств личности, необходимых при общении, наблюдается известнаяфрагментарность и недостаточно выражен системный подход.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инновационное предпринимательство
Реферат Сущность и признаки организованной преступности
Реферат Гетманщина второй половины XVII - конца XVIII века
Реферат Политическое развитие России во второй половине XIX века
Реферат Оружие любимейшего рода. Сочинение по творчеству Маяковского
Реферат Время его герой и антигерой по комедии А. Грибоедова Горе от ума
Реферат Взаємодія соціальних та управлінських технологій
Реферат Is Anybody Listening I Mean Really Listening
Реферат Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Реферат Реконструкция котла Е 160-100 ГМ
Реферат Контроль работы сушилок и меры по устранению брака в процессе сушки Топки для сушилок
Реферат The Importance Of Being Earnest By Oscar 2
Реферат Отчёт по электрослесарной практике (1 курс)
Реферат Анализ оплаты труда и использования фонда заработанной платы на ОАО Производственное объединени
Реферат The Monastery And The Clock Essay Research