Реферат по предмету "Философия"


Обзор философских школ конца 19 - начала 20 века.

Теория этики Канта.
Область этических отношений–человек может бытьсвободен, когда выходит за границу, туда, где законы логики бессильны.
«Есть две вещи, перед которыми я благоговею–этобездонное небо надо мной, и моральный закон, который во мне». Категорическийимператив–безусловное долженствование(«Поступай так, как если бы максима твоегодействия стала законом для вселенной»). К.И. Канта–не логическая категория, онисходит из ценности человеческой жизни, личности. Жизнь одного не может бытьболее ценной, чем жизнь другого. Ничто не может ограничить свободу личности,кроме свободы другого человека.
Этика Канта–этика ригоризма(строгогодолженствования). Если человек заинтересован в оказании помощи другому, то этобезнравственно. Нужно помогать, потому что так должно поступать.
Логика действия этическихзаконов у Канта алогичная, нравственные, моральные отношения не подчиняютсязаконам логики. В нравственных поступках человек свободен, моральные поступкиопределяет сам. К.И.–«безусловное повеление» морального долга.Вся этика К.пронизана ригоризмом, обязательностью. Если совершаешь нравственный поступок иполучаешь от этого удовольствие–это безнравственный поступок.
Понятие о личности. Личностьявляется самоцелью, жизнь человека–цель и ни в коей мере–средство. Нельзяприменять логические доводы при определении ценности человеческой жизни(когоспасать?).
По Канту, лгать нельзя ни прикаких обстоятельствах. Почему? Потому что это закон общества, в отсутствиекоторого общество разваливается. Над Кантом посмеивались и развивали другуюточку зрения. Говорили, что правомерность лжи определяется ее последствиями.Если последствия лжи хороши, то это оправдывает ложь(пленного, например, иливрача у постели больного); не каждый, мол, имеет право на правду(например,преступник). Кант же вновь объяснял: есть всеобщий закон, его нельзя нарушать.
Нравственное учение и проблемарелигии. Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципахполезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного родачувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Какговорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек, стехнической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности илиблагоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря на это,быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписываетсялишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и всеблагополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиямсовести. Лишь такая воля, желающая добра ради него самого, а не радичего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля, имеющая цель сама в себе.Ее правило, или нравственный закон, не будучи обусловлен никакой внешней целью,есть категорический императив, выражающий абстрактную обязанность:
«Поступай только согласно такоймаксиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы онастала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился кчеловечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, иникогда не относился бы к нему только как к средству»
Имея в виду именнокатегорический императив, Кант с пафосом говорит: «Две вещи наполняют душу всеновым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнеемы размышляем о них,–звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант призывает: определи себясам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, самотвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгойи бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестьюзаставляет нас вести себя нравственно.
В философии Канта нравственноеслиянно с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалуверы, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Онапредставляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развитиячеловечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной,чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церквипревращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории'.
Отрицание божественногосуществования, согласно Канту,–полнейший абсурд. «… Космологическоедоказательство, как мне кажется,–писал он,–столь же старо, как и человеческийразум. Оно так естественно, так убедительно и до такой степени способнорасширять круг размышлений вместе с развитием наших воззрений, что оно должнобудет существовать до тех пор, пока в мире останется хоть одно разумноесущество, склонное принять участие в этом благородном рассмотрении, дабыпознать Бога из его творений».
Гегель, система и метод его философии
Георг Вильгельм Фридрих.
Философия Гегеля незакончена.Основа его философской системы–понятие абсолютного духа. Г. был рационалистом,логиком.
Абсолютный дух–первая исходнаяреальность(первосущность, то, что все породило и из чего все можно вывести). То,что мы считаем реальностью, должно иметь основание в нашем сознании. Абсолютнонепротиворечиво в нашем сознании можно мыслить только мышление(чистое мышлениеничто). А.Д. может мыслить и только сам себя(«Что есть я?»)–это процесссамопознания А.духа.
Познание–это развитие, чтобы ононачалось, нужно противоречие, противопоставление. А.Д. может противопоставлятьсебе только себя. А.Д. познает природу, познавая самого себя, пока природа непородит жизнь, человека. Человек через самосознание познает абсолютныйдух(тождественность).
Выделяют систему философииГегеля и его метод.
Основной метод философии Г.–этодиалектика: А.И.–Природа- Дух. Философская система подчинена егодиалектическому методу. Все рассматривает в процессе развития(Тезис- антитезис-синтез)–эта триада повторяется бесконечно(зерно–тезис, растение–антитезис,растение–синтез).
Его философская системасостоит из(триада):
Логики(учение о сущностивещей–это тезис).
Философии природы(онапротиворечит логике–это антитезис)
Философии духа(синтез)
Логика рассматривает идею в чистомвиде(«А.И. в себе и для себя»). В процессе самопознания А.Д. проходит следующиеступени(триада):
Ничто(или нечто)–единство ничтои нечто приводит к становлению, его результат–наличное бытие.
Бытие(его категории:становление, качество, количество, тождество, различие, необходимость,случайность)
Действительность
Философия природы–познание Абсолютным духом себячерез природу. Его этапы(триада):
Физика(свет,тепло)–нефункционирующие системы
Органика(биология, зоология ит.д.)–функционирующие системы- жизнь
Механика(время, пространство,движение)
Философия духа включает:
Субъективный дух- антропология,феноменология–изучает мир явлений, их восприятие человеком
Объективный дух- государство,право, нравственность
Абсолютный дух- искусство,религия, философия. Философия- конечный этап самопознания и саморазвитияабсолютного духа(в этом ограниченность философской системы Гегеля–дальнейшееразвитие А.Д. невозможно).
Философия по Гегелю — это эпоха, схваченная вмыслях.
Представления об обществе.
История–процесс самопознанияабсолютного духа, развернутый во времени. А.Д. познает, что есть свобода, инасколько он сам свободен. А.Д. экспериментирует над людьми:
Первоначально А.Д. вселился в восточныенароды, создал первые цивилизации, которые себя исчерпали, осознав свою несвободу.
Затем А.Д, вселился в греко–римскиенароды. Этот эксперимент был более удачным, но эти цивилизации тоже изжилисебя(не все свободны).
Следующим стал германскийнарод. А.Д. осознал, что народ Германии, в частности, Пруссия, свободен, аконституционная монархия–лучшее устройство государства(все свободны).
Что Гегель понимал под свободой? Свобода–этоосознанная необходимость. Познав законы общества, человек может им подчинятьсяи быть свободным. Познание А.Д. себя реализуется через самопознание общества,народа, который неотделим от самопознания личности. Человек для познания А.Д.должен вступить в противоречие с природой. Люди делятся на господ(аристократовдуха) и рабов. Господа не смиряются с природой, подчиняя ее себе. Они достигаютвысот в познании А.Д. Значительная часть людей–рабы, они не конфликтуют сприродой, подстраиваясь под нее(разводит костер, когда холодно). Раб способенпознать А.Д. Он создает «вторую природу», очеловечивание его сущности. Этаприрода и создает противоречие, делая возможным познание.
Философия права Гегеля.Разделение властей: Законодательная, Исполнительная, Правящая(власть монарха).Нет судебной власти.
Антропологический принцип философии Л.Фейербарха.
Основная заслуга–связал идеологию Гегеля с религией.Когда Ф. Критиковал религию, он обращал внимание на то, что представлениечеловека о боге–это абстракция человеческих надежд и вынесение их вовне. Для Ф.Философия и религия–это два исключающих понятия. Ничего сверхестественного нет,это–плод человеческих фантазий. Критикуя религию, Ф. От религии не отказался,человек жить без бога не может.
Самое основное–его материализм. Он положительно решилосновной вопрос философии: что первично дух или материя?
Ф.–представитель антропологического материализма.
Этика Ф. основана на любви–«этика любви к ближнему,преклонение «я» перед «ты».
Человек–подлинный творец бога, следовательно нужнопоклоняться не богу, а человеку.
Людвиг Фейербах(1804–1872)–немецкийфилософ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Вмолодости–ученик и страстный поклонник идей Г. Гегеля, впоследствии–егонепримиримый критик, особенно взглядов Гегеля на религию. Будучи материалистом,он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. он рассматривалидеальное как нечто производное от определенного уровня организацииматериального. Парадокс, однако, заключается в том, что Фейербах, являясьматериалистом, не считал себя материалистом.
Фейербаху импонировала идея«реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма былантропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы,рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа–основа духа. Она жедолжна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущностьчеловека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которогозависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественнойспецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторонав человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная–недооценивалась.
Из всех человеческих чувствФейербах выделял чувство любви, имея в виду нравственную любовь. Не вникая вовсе тонкости гносеологии, он сосредоточился на проблеме нравственной сутирелигии, что нашло свое выражение в его основном труде «Сущность христианства».
Исходным пунктом воззренийФейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создалчеловека, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах усматривал вобъективировании человеком своих сил, придав им потусторонний, отчужденный отсамого человека смысл. По Фейербаху, религия–не просто продукт человеческогоневежества, как полагали некоторые авторы. Она обладает множеством достоинств:в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению человека кчеловеку, в первую очередь к возвышенному чувству взаимной любви.
Сосредоточившись на человеке, наего чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частностив брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этихнравственно-психологических началах создать теорию созидания общества, вкотором царствовали бы любовь и справедливость. Видимо, этим объясняется то,что он вступил в ряды социал-демократической партии и проповедовал идеалысоциальной справедливости, чем и подкупил своих поначалу влюбленных в его идеиК. Маркса и ф, Энгельса'.
Осуждая идеалистическое толкование мышления каквнеприродной и сверхчеловеческой сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос оботношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишьчеловек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношениимышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, всуществовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое,реальное решение.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления сматериальными процессами в человеческом организме, с чувственными восприятиямии т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражениеприсущей ему биологической, физиологической деятельности. Антропология Ф.указывает на его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Ф.возражал против характера своего учения как материализма, в особенности из завульгарных материалистов(мысль- это вещество, выделяемое мозгом).
Существенным содержанием и назначениемантропологического принципа является по Ф. научное истолкование общественногосознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность по Ф.прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида.Речь идет следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общсознания(и религию) с точки зрения заключенном в ней жизненном содержании.Здесь он идет дальше предшествующих материалистов, которые утверждали, что религиялишена реального содержания. Ф. сводит сверхестественное к естественному,нереальное к реальному- в этом основная черта его антропологического метода.
Основой антропологии Ф. является материалистическоеучение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек еевысшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцаетсебя, мыслит о себе. Многообразие явлений природы не может быть сведено кобщей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятсятолько к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. У природы нетни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно.Все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне ивзаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшегоразвития у Ф.
Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи идвижения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движенияматерии, на их взаимопереход. Ф. говорит и о развитии, но понимает ееметафизично.
Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм существующей материи к низшим. Психические актысущественно отличаются от их физиологической основы. Единство субъективного собъективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия междуними.
Многообразие человеческих ощущений соответствуетмногообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно безнего. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущенийкачественной определенности чувственно- воспринимаемых явлений. Тем не менее,Ф. понимание субъекта и объекта носит антропологический характер. Несмотря наограниченность его взглядов, Ф. явился непосредственным предшественникоммарксизма.
В заключение необходимо сказать,что немецкая классическая философия–это громадное достижение в областифилософии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Мы рассмотрелифилософские идеи каждого мыслителя, что позволяет увидеть все основные чертывыдающейся индивидуальности. Вместе с тем весь период развития классическойфилософии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие ипротивоборство различных концепций, а также их взаимовлияние.
Философия Маркса
Карл Маркс считал, что у Гегеля «… диалектикастоит на голове. Надо поставить ее на ноги...». Идеи надо пересадить в голову исчитать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практическойжизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир.Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитиипроизводительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, послебуржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Марксацентральная проблема–это проблема общества, общественного. Марксвыдвигает целый блок новых проблем.
Центр философии Нового времени–субъектразумный. Гегель в центр философии ставит разум(мировой). Маркссдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, вкот. сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первичнообщество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокойоценке разумного начала. Все–рационалисты. Философия Н.В. попреимуществу рационалистична.
Общественный труд–солнцечеловека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как случилось, чтона протяжении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На эти вопросы Маркспредлагает вполне определенные ответы.
Разделение труда приводит ктому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда.Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но посвоей сути он является представителем общественного труда, величина которогоопределяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда небросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому жеобщественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибоздесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность.Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественноготруда. Маркс называет общественный труд солнцем человека.
Маркс за справедливость–каждому потруду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваиваютбезвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надообъединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистическойреволюции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобыдля нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный трудбыл развит всемерно, когда олицетворение частной собственности, а именно такимолицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людейне будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практическогоподтверждения которой пока не достигнуто.
Практика–критерии истины.Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. Напрактике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Изпрактики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимоеставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходеот общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практикавынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Против этихутверждений Маркса трудно что-либо возразить.
Основные достижения философии Маркса:1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемыпрактики; 3) в постановке проблемы природы общественного.
Профессиональные философыотносятся к Марксу с большим уважением. Маркс написал малофилософских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идейсказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал емув философском таланте, но во многих отношениях был очень интересным человеком,смелым, скромным(прекрасный бизнесмен, полиглот, говорил и писал на 20 языках).
Русская философская мысль начала 20 века.
Более всего русская философиябыла занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема–человек, егосудьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившимииз прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
Россия вступила в XX в. в периодтяжких испытаний(революция 1905 г. и большевистский переворот 1917 г.),последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всегогосударственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизниобщества.
В 1922 г. большевики поинициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участиподверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк,Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах иссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи»–Павел Флоренский.
Оказавшись в насильственнойэмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью,разрабатывая многие философские проблемы. На этом мы кратко и остановимся.
Н.А. Бердяев(1874–1948)–философи публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», апозже, став активным противником учения К. Маркса, был членомрелигиозно-философского общества, выступал в сборниках «Проблемы идеализма»,«Вехи» и др. В Париже основал и редактировал русский религиозно-философскийжурнал «Путь». Особой чертой его творчества была страсть к философскойпублицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. Кфилософской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Мышление еговесьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке имотдельных тем(«О назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве исвободе человека» и др.). Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли повопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в еготворчестве были все же этические искания.
Н.О. Лосский( 1870–1965)–один изсамых плодовитых русских философов. В своей системе и ее исходных идеях онвесьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему «интуитивизм», либо«идеал-реализм», либо «органическое мировоззрение». Эти разные аспекты егопостроений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаныблагодаря мастерству слова. Его главная работа «Обоснование интуитивизма»посвящена вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскомуприсуща тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характернычеткость и ясность изложения.
П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозныйфилософ, ученый-энциклопедист. Обладал блестящими дарованиями и изумительнойученостью в самых различных областях. Закончив математическое отделениеМосковского университета, поступил в Московскую духовную академию, читал лекциипо философии. Его диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православнойтеодицеи в 12 письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложилсвои идеи не от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. ХотяФлоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору вправославном сознании и развивал свои философские взгляды в пределахрелигиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в системуфилософии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайнуприродного бытия.
С.Н. Булгаков(1871–1944) былфилософом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствиирезко его отверг(сб. «От марксизма к идеализму»). Духовный кризис, обратившийего к религии, не позволил ему ограничиться «чистой философией». Этосвидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемамиАбсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому «чистой философии»быть не может. Углубив темы космологии, философское творчество Булгаковаповлияло на развитие русской философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемыкосмологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философиивсеединства, Булгаков развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечносущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеетдейственный характер–одновременно небесный, божественный, итварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как мужи жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.
А.Ф. Лосев(1893–1988)–философ,филолог, автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике,языковедению, переводчик философской и художественной литературы с древнихязыков. В философии Лосева развивается платоновско-ге-гелевская линиядиалектического мировоззрения, традиция православия и русской философии,используется феноменологический метод Э. Гуссерля.
В мире нет и не было мыслителя,который написал бы такое количество работ, какое написал этот исключительноодаренный и неимоверно трудолюбивый человек. Его работы по античной философиинесравнимы по своей обширности, глубине и научности анализа, совмещающего всебе одновременно философские, филологические и искусствоведческие аспекты.Думается, что они останутся в веках как неподражаемый образец.(Я говорю об этомс уверенностью человека, общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодостия учился у него латинскому и греческому языкам.)
№ 27 Общие черты классического типа философствования.
Философские направления: классическая инеклассическая. Основные этапы развития знания:
Магико-архаическая форма
Античное научно–философское знание
Традиционное священнокнижие
Европейское теологизированное знание(богословие)
Классическое рациональное знание(Декарт, Спиноза,Лейбниц, Локк, Юм, немецкая классическая)–17-19 века
Неклассическое(постклассическое) философствованиеначало 20 века.
Для Европы 19 век–классический.
Основные принципы классической философии в еепонимании мира и человека:
Безграничная вера в «рацио»- разум, т.е. классика17-19 вв. выразила и провела позицию индивида, который самостоятельно можеториентироваться в мире и рационально перестраивать общественный строй имиропорядок(взаимоотношение человека и природы).(Декарт–считал идеиврожденными, Лейбниц–монада, ее предрасположенность к мышлению;Спиноза–возможно интуитивно отражать структуру бытия).
Оптимизм в отношении познания–возможность разумабеспредельна.
Не признается возможность противоречия или конфликтамежду знанием и бытием. Истинное знание тождественно бытию.(Кант пыталсяразрушить идиллию между знанием и бытием).
Беспередпосылочность знания. Когда мы мыслим, нашамысль незамутнена ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мирадекватным образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.
Идея механицизма. Мир представляется как единыймеханизм, созданный Богом. Механицизм–предтеча попытки подчинить себе природу.Механицизм противостоял безумию мира.
Вера в целесообразность(телеологичность) развитияобщества, в определенный смысл общественного развития, в то, что существуютзаконы развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.
Вера в то, что разум задает направления этогоразвития.
Вера в прогресс. Источник прогресса–развитиечеловеческого разума, что проявлялось в развитии наук.
Прогрессистская философия истории, которая началаформироваться в 18–19 в(Вольтер, Гердер). Эта философия подвигла Маркса создатьсвое учение о формациях.
Рационализм–классический тип философствования, он незнал противоречий, противоречия преодолевались по мере возникновения. Всередине 19 века господство рационализма было нарушено.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.shpori4all. narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Об рунтування напрямків прискорення обігу оборотних коштів підприємства
Реферат Бизнес-план инвестиционного проекта по организации мини-фермы по доращиванию и откорму молодняка свиней КФХ И.В. Николаева в деревне Ивановка муниципального района (Бижбулякский район Республики Башкортостан)
Реферат Финансовое состояние ЗАО "Витебский Центральный Универмаг"
Реферат KMart History Essay Research Paper K Mart
Реферат Информационная база данных по гигиеническим нормативам химических веществ
Реферат Существование в геометрии Анализ категорий модальности
Реферат Анализ экономических показателей Японии 1960-1992 гг. Компьютерная подготовка в ГУУ. 2 курс.
Реферат А. Г. Баранцев член Правления рспп вадрес исполнительного директора Группы «газ» А. Г. Баранцева пришло письмо из Российского союза промышленников и предпринимателей за подписью его президента А. Шохина. Он поздравил
Реферат "Повторение и различие, или Еще раз про любовь в советском и постсоветском кинематографе" А
Реферат Средства индивидуальной защиты. Дисциплинарный устав
Реферат Scholars Essay Research Paper ScholarsThis year many
Реферат Форекс - высокоприбыльный рынок
Реферат 01. 01. 02 – Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление
Реферат Воспитание технологической культуры и принцип стандартософии
Реферат Взаимосвязь правил и прав