ГОУ ВПО «Уральский государственный техническийуниверситет – УПИ
имени первого президента России Б.Н.Ельцина»
Институт физической культуры, социального сервиса итуризма
Оценка проекта
СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Курсовая работа
Руководитель
Канд.псих.наук,доцент
Л.Н.Рогалева
СтуденткаФк-28021
О.П.Алимпиева
Екатеринбург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ИПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ
1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7ЛЕТ
1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВЫХ ФАЗ КРИЗИСА
1.4. ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА В ПОВЕДЕНИИРЕБЕНКА
2. МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ НЕГАТИВНЫХПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА 7 ЛЕТ
2.1. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМКАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИМПТОМОВ КРИЗИСА СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
/>ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о существовании стабильных и переходных, иликритических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. висследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского [3,4] по периодизации детства.Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой:учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью,капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторыепериоды их жизни. Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблемсовременной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвященыподробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.
А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман [2,19] в качествекритерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения,так же придается особое значение придается процессу формирования «внутреннейпозиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой [18] в качестве критерияначала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяетсясформированность воображения и символической функции сознания ребенка.
Глубокий содержательный анализ кризиса 7 лет мы находим вработах К.Н. Поливановой[14]. Особенно значимым в аспекте интересующей наспроблемы явилось исследование автором особенностей поведения 6-7-летних детей всемье или, как пишет К.Н. Поливанова, «домашнего поведения».
На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович [1] былопродемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит кявлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этомнашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева [9] о бескризисном характере развития.Кризисы полагались не нормой, а патологией развития, как следствиенеправильного воспитания.
Критический возраст в теории А.Н. Леонтьева — момент сменыведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная.Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов.Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не являетсянеобходимым условием перехода от одного стабильного периода к другому, от однойведущей деятельности к другой. Относительно данного утверждения наблюдается кардинальноерасхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
Среди профессиональных психологов нет единого мнения поповоду возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться ипереждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежалболезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.
Переходный период в 6-7 лет, называемый кризисом семи лет,практически не исследован. Этим и объясняется актуальность нашей работы. Наблюдаетсяпротиворечие между необходимостью научного подхода к воспитанию детей во времяданного кризиса и отсутствием соответствующей квалификации и методов воспитанияу родителей.
Цель настоящей работы – исследовать симптомы кризиса усовременных первоклассников и предложить родителям наиболее рациональные методывоспитания.
Для достижения вышеназванной цели были поставлены следующиезадачи:
Исследовать литературу по теме кризиса 7 лет.
Провести исследование симптомов кризиса у современныхсемилетних детей.
Предложить оптимальные методы воспитания, которые помогут нетолько сгладить негативные симптомы кризиса, но и заложить в ребенке основу дляформирования личности.
/>1.ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ
1.1 ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В7 ЛЕТ
Кризис семи лет – это кризис саморегуляции [17,18]. Ребенокначинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдругначинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становитсявычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративнаянаивность, которая воспринимается окружающими как неискренность. С другой,кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Переходный период характеризуется утрированными формамиповедения. Ребенок не владеет своими чувствами — не может сдерживать, но и неумеет управлять ими. Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он неприобрел еще другие.
Базальная потребность – уважение. Любой младший школьниквысказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, напризнание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена,то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовныепотребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызватьнеоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.Эриксон [19]говорит, что дети в это время «стремятся побыстрее найти такие формы поведения,которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально-приемлемыерамки». Он выразил суть конфликта формулой «инициатива против чувства вины».Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта иинициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи илидетей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести ктому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности иответственности.
На поведение и развитие детей влияет стиль руководства состороны взрослых: авторитарный, демократический или анархический. Дети лучшечувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональноеразвитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает внедома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки котороготеперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяютсядругими, более осознанными: визиты к врачу, природные явления, отношения междусверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.
В этом возрасте появляются притязания детей на определенноеположение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. Наэмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, какскладываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношенияс учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другурегламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью вучебе, выполнением требований взрослых.
Л.С. Выготский [3,4] видит психологический смысл кризиса семилет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличнойситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность егопсихической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания,возникает «логика чувств». Кроме того появляется способность к обобщениюсобственных переживаний. Только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет,может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтениязначимого взрослого. За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется кругинтересов и социальных контактов ребенка; общение с взрослыми и со сверстникамистановится произвольным.
Главное психическое новообразование, к которому приводиткризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании.Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позициюшкольника.
Л. С. Выготский выделяет некоторые особенности,характеризующие кризис семи лет:
1) Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенокпонимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения ксебе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
2) К кризису семи лет впервые возникает обобщениепереживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребенка школьноговозраста возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случаласькакая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер котороготак же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится кединичному восприятию или воспоминанию.
Характерной особенностью психоэмоциональной сферы детей [13,19]в возрасте 7-10 лет является любознательность, живой интерес ко всему новому ияркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, аиногда что-то копировать без достаточно критического отношения к объектувнимания, поэтому личный пример родителей, их приемы нравственного иэстетического воздействия на ребенка имеют исключительно важное воспитывающеезначение. Атмосфера дружелюбия, любви взрослых друг к другу, взаимное уважениеи понимание, чуткая готовность немедленно прийти на помощь толькооблагораживают детей, способствуют формированию у них самых добрых душевныхкачеств, развивают мир их чувств, мыслей, взглядов в самом благоприятномнаправлении.
Дурной пример родителей может быть причиной формирования уребенка безразличия к нормам поведения в общественных местах, неуважительного идаже грубого отношения к старшим, лицам женского пола, товарищам. Если в семьецарят лицемерие и обман, постоянные ссоры и скандалы, все это обязательноналожит глубокий отпечаток на психику и поведение ребенка, может сделать егонервнобольным или человеком злым и жестоким, грубым и деспотичным, лживым ибеспринципным.
Долг родителей — делать все возможное, чтобы оградить ранимуюпсихику ребенка от воздействий, которые глубоко травмируют его неокрепшуюнервную систему.
Большой моральный ущерб наносит ребенку стремление взрослыхподходить к детям с иной нравственной меркой, чем к себе. Иногда родители придетях произносят бранные слова, совершают нечестные поступки, но наказывают заподобные действия своего ребенка, требуют от сына или дочери аккуратности иподтянутости, а сами неряшливы, небрежны. Лицемерное отношение к ребенкурождает в нем чувство обиды и озлобление, способствует формированию такогоотвратительного качества, как лживость.
Они болезненно реагируют на ущемление чувства собственногодостоинства, мучительно тяжело переносят наказания, если они несправедливы илисопряжены с физическим воздействием. Телесные наказания школьников совершеннонедопустимы, так как они глубоко оскорбляют детей, вызывают бурный протест,могут стать причиной нервного заболевания (заикания, невроза навязчивыхдвижений, недержания мочи).
Педагогический опыт показывает, что дети, которыеподвергаются телесным наказаниям, растут пугливыми и робкими, угрюмыми илживыми, однако охотно вступают в драку со сверстниками, используют всякуювозможность обидеть менее сильных или младших, проявляя при этом злобность иожесточенность.
Даже так называемое легкое телесное наказание (несильныйшлепок или удар) подвергает психику ребенка жесточайшему испытанию из-застолкновения в его душе противоположных чувств — любви и ненависти — к близкомучеловеку.
Средства поощрения могут быть различными, но важноиспользовать их разумно. Всякая крайность нежелательна: перехвалить ребенка также опасно, как и не заметить его старательности. Уместная похвала школьника задобросовестно выполненное задание, за проявленную инициативу укрепляет его верув свои силы и возможности, способствует развитию воли и самоутверждения.
Детям 7-8 лет [19] свойственны непосредственность идоверчивость. Взрослые должны с этим считаться и бережно относиться кпроявлениям честности, искренности, прямолинейности в рассуждениях и поведениидетей. Ускоренное развитие интеллекта в связи с обучением в школе создаетоснову для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств удетей, для тонких переживаний, рожденных общением с природой, литературой,искусством, а главное — с людьми. Воспитание чувств у младших школьников можносчитать эффективным, если родители и педагоги сумеют приобщить их к красотеприроды, привить любовь к прекрасному, научат ценить душевное богатствочеловека, его поступки, достойные подражания.
В воспитании и обучении детей 7-10 лет велика роль эмоциональногоначала. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский доказывал невозможностьполноценного умственного развития ребенка «без поэтической,эмоционально-эстетической струи». Он писал: «Наблюдая в течение многих летумственный труд учеников начальных классов, я убедился, что в периоды большогоэмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминаниепроисходит наиболее интенсивно».
/>1.2 ТИПЫВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ
Академик Н.И. Красногорский [8] конкретизировал Павловскоеучение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.
Дети-сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типомвысшей нервной деятельности, у них одинаково хорошо выражены мыслительные иэмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и подчинять ихтребованиям соответствующей обстановки. Речь у сангвиников хорошо развита,громкая, быстрая, правильно построенная, богатая. Дети хорошо приспосабливаютсяк школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками,эмоциональны в своем поведении. Типичные черты детей-сангвиников:жизнерадостность, оптимизм, вера в свои силы и возможности, критическоеотношение к недостаткам окружающих и своим. Однако нередко такие дети переоцениваютсвои физические и интеллектуальные возможности.
У детей-флегматиков рассудочная деятельность явно преобладаетнад эмоциональной сферой. Они хорошо контролируют, а при необходимости иподавляют свои эмоции и желания, без осложнений адаптируются к условиямшкольной жизни. Флегматики ведут себя ровно, спокойно, речь у них неторопливая,размеренная, обычно не сопровождается жестикуляцией. В коллективе эти ребятадисциплинированны, сдержанны по отношению к собственным недостаткам инедостаткам окружающих, спокойно реагируют на порицание или одобрение ихпоступков, избегают конфликтов, склонны к уединению.
Дети с холерическим темпераментом отличаются выраженнойэмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений. Они слабо сдерживаютсвои желания и эмоции, действия их нередко характеризуются вспышкамивозбуждения, иногда агрессивностью. К школьной жизни холерики не всегдаприспосабливаются сразу, так как склонны к конфликтам с окружающими, проявляютнесдержанность на уроках, вспыльчивость, запальчивость в ответ на замечанияпедагога. Такие дети, с сильным, но неуравновешенным типом высшей нервнойдеятельности, в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями именьше — разумом. Они расположены к занятиям музыкой, живо реагируют на поэзию,изобразительное искусство. У детей с холерическим темпераментом обостренывегетативные реакции, при любом эмоциональном возбуждении они легко бледнеютили краснеют. Он рождения у них слабо развиты тормозные процессы в кореголовного мозга, поэтому им трудно преодолеть жизненные преграды. Если у такогоребенка желания не совпадают с возможностями их осуществления, в его поведениипоявляются негативизм, нервозность. К холерическому типу (крайнему по своейвыраженности) Н.И. Красногорский относил так называемых трудновоспитуемыхдетей, в поведении которых постоянно проявляются недисциплинированность,необузданность, стремление вступать в конфликты со взрослыми и сверстниками,упрощенность мышления. Воспитание их требует сугубо индивидуального подхода иявляется делом нелегким. Однако большинство детей холерического темпераментаочень хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся на вернойпедагогической основе, с учетом особенностей темперамента.
Меланхолический темперамент соответствует слабому типу высшейнервной деятельности. У меланхоличных детей ослаблены корковые и подкорковыефункции нервной системы, наблюдается малая подвижность нервных процессов. Иначеговоря, у них легко истощаются мыслительные возможности и эмоциональная сфера.Дети быстро утомляются, не способны переносить ни длительные, ни одномоментныезначительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Они обидчивы,плаксивы, самолюбивы, впечатлительны, очень чувствительны к наказаниям ипоощрениям. К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом,многие из них неохотно посещают школу. При неправильном воспитании у них легкомогут развиваться невротические состояния или заболевания.
/>
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВЫХ ФАЗ КРИЗИСА
Кризис может протекать по-разному [15,16,18], в зависимостиот готовности ребенка к новому виду деятельности и времени перехода к ней.Во-первых негативная симптоматика может возникать при готовности ребенка кучебной деятельности и отсутствии перехода к ней. Во-вторых, кризис можетпроявиться в случае перехода к учебной деятельности и неготовности ребенкаперейти к ней. Таким, образом, можно выделить два типа кризиса 7 лет.
Основные фазы первого типа кризиса:
I. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельностиребенка постепенно начинает отходить на второй план ввиду сформированностипредпосылок следующей фазы развития. Причины своей неудовлетворенности «чистой»игрой ребенок осознает не сразу. Он пытается модифицировать игру, приспособитьее к решению новых задач, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемойвзрослыми деятельности. Через общение со взрослыми и старшими детьми, черезнаправленную подготовку к школе в семье и дошкольном учреждении у ребенканачинает формироваться субъективное желание стать школьником.
II. Собственно критическая фаза. Объективно и субъективноребенок готов к переходу от игровой деятельности к учебной, но формальныйпереход к учению запаздывает: ребенок вынужден какое-то время оставаться врамках старой деятельности и старых отношений со взрослыми. Он неудовлетворенсвоим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт и,как следствие этого, в его поведении появляется негативная симптоматика,направленная в первую очередь на родителей.
III. Посткритическая фаза. Ребенок с возрастом приходит вшколу, начинает осваивать учебную деятельность, адекватную его стремлениям ивозможностям. Постепенно восстанавливается внутренний комфорт, и в поведенииисчезает негативная симптоматика.
Течение переходного периода у первоклассников (второй тип)имеет существенные различия. Содержание указанных фаз переходного периода вэтом случае состоит в следующем.
В I фазе ребеноквполне удовлетворен игровой деятельностью, так как возможности для формированияпредпосылок, переводящих его в следующий этап развития, еще существуют в игре.В процессе одинаковой для всех детей этого возраста подготовки к школе уребенка может сформироваться субъективное стремление к школе и осознание себяготовым к ней, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.
Во IIфазе, когда ребенок приходит в Iкласс с несформированными до достаточного уровня предпосылками перехода отигровой деятельности к учебной, он получает первые дисциплинарные замечания,переживает неуспех в осуществлении учебной деятельности, по-прежнему продолжаеттянуться к игре. В этих условиях, а также начиная сравнивать себя с другимидетьми, ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением,переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Как следствие этого появляетсянегативная симптоматика в поведении, направленная не только на родителей, но ина педагога.
В редких случаях родители забирают ребенка из I класса, и тогда предпосылки переходак учебной деятельности завершают формирование в продолжаемой игровойдеятельности. В большинстве случаев (III фаза) ребенок вынужден параллельно осуществлять обязательную учебную ижелаемую игровую деятельности на равных условиях. Предпосылки, необходимые длянормального перехода на новый этап развития завершают формирование с помощью средствпродолжаемой игровой и осваиваемой учебной деятельностей. Постепенновосстанавливается эмоционально-личностный комфорт, сглаживается негативнаясимптоматика. Но, во-первых, процесс адаптации в этих условиях может бытьгораздо более длительным и менее продуктивным, а, во-вторых, отставание,начавшееся в I классе, может накапливаться откласса к классу, обусловливая неуспеваемость ребенка в школе.
/>
1.4 ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА В ПОВЕДЕНИИРЕБЕНКА
Один из главных симптомов [2,7,10,11] кризиса семи лет –кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он нереагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет наоткрытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковыйкризис, так и кризис трех или семи лет, все они выражаются в отрицании всего имогут быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:
— Сережа, одень шапку. На улице холодно.
— Не холодно.
— Одень шапку.
— Не одену
— Сережа!
— Не Сережа!
Однако, не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждоговозрастного кризиса своя. Если раньше ребенок «боролся» в основном засамостоятельность, возможность действовать автономно, то в семь лет проявлениекризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниваем»интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовыеправила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением«детского» мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует оструюпотребность быть «взрослым», вести себя как взрослый, соответственно одеваться,принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурнаясреда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когдаон пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Ставшкольником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позициистать «взрослым».
Бенджамин Спок пишет: «Ребенок перестает пользоваться слишком«взрослыми» словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носитьтолько такую одежду и прическу, как другие ребята… Он может совершеннозабыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набиваетрот и ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула,… хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример дляподражания: раньше он подражал взрослым, а теперь — своим сверстникам. Онзаявляет о своем праве на независимость от родителей… Эти плохие манеры иплохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забылвсе, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, чторебенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал быпротив него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил своюнезависимость, хорошее поведение вернется.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности:импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесиввсех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения);общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительнопреследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность иупрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная формапротеста против тех требований, которые предъявляет школа, против необходимостижертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».
Время от времени у детей школьного возраста появляется нежеланиеидти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение)широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстреевыяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики состороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В такихслучаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещенииребенком школы.
/>2.МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА 7 ЛЕТ
2.1 ТРАДИЦИОННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИРОДИТЕЛЯМ КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ
Причина негативных реакций ребенка – несоответствиеродительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените,свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относитесь к егомнениям и суждениям.
Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен.
Если часты скандалы – отдохните друг от друга.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Стратегия позитивного оценивания ребенка:
Положительная оценка ребенка как личности, демонстрациядоброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался» «Ты умныймальчик (девочка))
Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания илинарушения норм поведения («но сегодня что-то у тебя не получилось»).
Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения(«Посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»)
Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок идопустимых в данной ситуации форм поведения.
Выражение уверенности в том, что у него все получится («завтра(скоро) у тебя все получится…»)
Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку,проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите искучаете без него.
Для детей будет полезно выполнение специальных заданий,поручений, «своих» дел. Их надо больше занимать продуктивными видамидеятельности — рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. Заставлять ихиграть не следует, лучше предлагать им специальные игры-задания (задачи навыполнение действия по образцу, задачи, требующие инициативы исамостоятельности). На учебных занятиях таким детям надо предлагать задания,имеющие вид учебной задачи, более сложные, дающие продуктивный результат.
Во время занятий рекомендуется делать больше пауз —музыкальных, физкультурных. Упрекать детей за неуспех не надо, наоборот, надоих чаще хвалить, ставить в позицию «первых», «лучших», проводить сравнения в ихпользу.
Рекомендуется предлагать больше заданий на развитиевоображения, фантазии, творческой инициативы (игры в «театр», придумываниесказки с продолжением «по цепочке», инсценировки и чтение сказок по ролям;творческие задания в продуктивной деятельности — вылепить из пластилина«чудо-юдо», кто как себе его представляет, нарисовать, кто как увидел зимнийлес на прогулке, вырезать из бумаги «волшебное животное», какого нет на свете ит. п.). Такие задания будут стимулировать развитие важнейшей предпосылкиперехода к учебной деятельности — знаковой функции.
Родителям можно порекомендовать тихие беседы перед сном,вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день. Важно иногда ставитьего в позицию «старшего», «взрослого», когда на него возлагается«ответственность». Для этого можно оставлять его в группе за старшего, когдауходит воспитатель, назначать ответственным за тишину, за игрушки. Можноустроить «день перевертышей», когда в ролях воспитателя, няни, медсестры будутсами дети. Дома для детей полезно выделить специальные поручения, выполняякоторые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи(например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливатьцветы).
Если в поведении ребенка фиксируется негативная симптоматика,то взрослый не должен вступать с ребенком в пререкания, не надо настаивать напринятии своего мнения, угрожать репрессиями, поддразнивать его, «торговаться»за хорошее поведение, особенно в присутствии других детей, нельзя относиться ктакому «трудному» ребенку предвзято, наказывать сразу «за все». Если не удалосьизбежать конфликтной ситуации, лучше на время не замечать ребенка (посколькунегативная симптоматика направлена на взрослых, то в отсутствие зрителя онабыстро затухает), а потом вести себя так, будто ничего не случилось, найтивозможность похвалить его за что-либо. Наедине можно поговорить с ребенком, ноне подчеркивая свое снисходительное к нему отношение, не демонстрировать своюавторитетность. Лучше, наоборот, ставить его в позицию «имеющего право голоса»,«большого». Очень полезно создавать для ребенка такие ситуации, когда самохорошее поведение стало бы целью (можно устроить «день послушания» и провестиего без единого замечания, «день добрых дел», «день вежливости», играть можнокомандами). Родителям рекомендуется завести для ребенка тетрадь «по поведению»с двумя колонками — красной и черной,— куда записывались бы хорошие и плохиепоступки за неделю, а в субботу подводить итоги. Но нельзя допускать, чтобы этатетрадь превратилась в средство шантажа.
Для формирования у ребенка позиции школьника и предпосылокперехода от игры к учению рекомендуется уделять внимание формированиюпроизвольного поведения, умения планировать свои действия, видеть их результат.Для этого можно предложить детям распланировать свой день самостоятельно,попросить ребенка рассказать, как можно мысленно пройти от сада до дома, датьзадание придумать, как можно нарисовать, вылепить, вырезать что-либо.Необходимо учить ребенка простейшим навыкам учебной работы — умению принятьзадачу, описать средства ее выполнения и т. д.
Поэтому полезны задания на формирование самостоятельности,самоконтроля, навыков учебного труда, т. е. такие, которые «учат учиться» можновместе с детьми проводить небольшие опыты в живом уголке, физическиеэксперименты, а потом просить их объяснить по-своему суть наблюдаемых явлений:почему кипит вода в чайнике, почему весной появляется зеленая трава, а осеньюжелтеет). Очень полезно применение заданий с самоконтролем: например, родителямможно посоветовать завести для ребенка календарь, в котором он бы отмечалвыполнение своих постоянных поручений цветными фломастерами.
Использование приведенных здесь рекомендаций будетспособствовать профилактике негативных проявлений «кризиса семи лет» иоптимизации подготовки детей к школе.
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ СИМПТОМОВ КРИЗИСАСОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Для исследования проявления особенностей кризиса 7 лет усовременных детей была использована анкета для родителей Куличковской ЕленыВладимировны [18], (педагог-психолог высшей квалификационной категории). Анкетанаправлена на выявление уровня социализации школьника.
Анкетирование проводилось в трех разных школах: в школе страдиционным обучением, в школе с уклоном на иностранный язык, в школе, детикоторой обучаются по системе «Школа 2100».
Анкетирование в обычной школе показало, что в 3% исследуемыхотстают от своих сверстников в развитии. В 97% случаев наблюдаются трудностипри воспитании ребенка, из них 61% обусловлены кризисом развития, в 36% случаевнегативные реакции ребенка являются проявлением индивидуальных особенностей илирезультатом неправильного воспитания.
Исследование первоклассников школы с уклоном на иностранныйязык показало следующие результаты: 9% — отстают от своих сверстников, 58% — переживают кризис развития, у 33% первоклассников негативные реакции вповедении – результат неправильного воспитания или индивидуальные особенности.
Исследование школьников, обучающихся по системе «Школа 2100»показало другие результаты: социальной отсталости не выявлено, кризис развития переживаюттолько 39% первоклассников, а негативные реакции у 61% детей – индивидуальныеособенности или результат неправильного воспитания.
Таким образом, можно сказать, что кризис 7 лет проявляется усовременных детей и зависит от комплекса различных факторов, включая уровеньразвития и подготовки к школе.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для исключения закрепления негативных симптомов кризиса ипреодоления результатов неправильного воспитания необходимо изменить отношение кребенку и пересмотреть систему требований к нему. Поскольку основныепотребности ребенка в этом возрасте – это уважение к нему и стремление статьвзрослым, то необходимо развивать самостоятельность в действиях ребенка,поручать ему важные для семьи дела, с которыми он сможет справиться, определитьего роль в семье. Но ребенок – еще не взрослый и зачастую забывает о многихсвоих поручениях, или не может контролировать самостоятельно свои эмоции. Дляпреодоления этих проблем необходимо создать для ребенка условия, в которых онмог контролировать свои действия самостоятельно, без указаний взрослых. Однимиз выходов может служить система самоконтроля: читательские дневники,спортивные дневники, списки добрых дел и т.д. Записывая свои действия, ребенокучится смотреть на себя со стороны, с другой позиции, контролируя и анализируясвои поступки. Дневник чтения (Приложение 1), дневник хорошего поведения (Приложение2), дневник тренировок (Приложение 3) были проверены на практике, ихиспользование дает положительный результат.
В процессе работы были исследованы различные литературныеисточники по данной теме. Были выявлены и исследованы особенности проявлениякризиса и современных семилетних детей, а так же предложены альтернативныевыходы из состояния кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. Санкт-Петербург:2009. 400 с.
2. Венгер А.Л.,Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. М:Владос-Пресс, 2007. 160 с.
3. Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6 т. Т. 4/Л.С. Выготский– М.: Говорящая книга, 2005.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. М: 2008. 4591 с.
5. Дубровина И. В.Психология/ И.В. Дубровина. М: Академия. – 1999. — 362 с.
6. Захаров А.И. Какпредупредить отклонения в поведении ребенка/ А.И. Захаров. М.: 1993. 192 с.
7. Клюева Н.В.,Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Серия: Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем,развиваем/ Н.В. Клюева. М: Академия развития, 2006. 160 с.
8. КрасногорскийН.И. Высшая нервная деятельность ребенка/ Н.И. Красногорский. Л., 1958.
9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. М.: 1981. 584 с.
10. Матейчек З. Родители и дети/ З.Матейчек. М.: 1992. 320 с.
11. Натанзон Э.Ш. Психологический анализпоступков ученика/ Э.Ш. Натанзон. М.: 1991. 126 с.
12. Особенности психического развитиядетей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б.Эльконина и Л. А. Венгера. -М.,1988.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/Ж.Пиаже. М.: 2008. 448 с.
14. Поливанова К. Н. Особенностидомашнего поведения детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 48-52
15. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра,детство, семья. Том 2/ А.С. Спиваковская. М.: 2000. 464 с.
16. Спиваковская А.С. Профилактикадетских неврозов/ А.С. Спиваковская. М., 1988.
17. Шаграева О.А. Детская психология.Теоретический и практический курс. Учебное пособие для вузов/ О.А. Шагрраева.М.: Владос, 2001. 367 с.
18. Электронный ресурс: www.voppsy.ru/issues/1986/864/864036.
Сапогова Е.Е.Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста.(Дата обращения: 03.04.2010)
19. Эльконин Д.Б. Детская психология/Д.Б.Эльконин. М.: Академия. 2000. 384с
20. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество.—Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд«Университетская книга», 1996. 592 с.