Содержание
Введение
1. Семья и ребенок:возрастная динамика отношений
2. Любить ребенка
3. Почему раститьребенка одной бывает легче и проще?
4. Управление ребенком
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сегодня Россия весьма нездорова.Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем. Всвете социально-политических преобразований, направленных на построениеправового, демократического общества, впервые государство создает возможностидля процветания каждого проживающего в нем человека.
Увы, граждане России оказались неготовы жить в новых социально-экономических условиях, т.к. их этому никто неучил. Для каждого человека принципы преодоления проблем свои и должныбазироваться на личностных факторах, которые, в свою очередь, каждый из насдолжен научиться реализовывать с учетом спроса и предложений на рынке труда.Реформы в стране проходят очень болезненно, а экономический базис толькоформируется. Нельзя насладиться вкусовыми качествами плода, если он еще несозрел. Хотим мы этого или нет, но подождать придется, пока экономика Россиинаберет свою мощь, а мы тем временем будем учиться работать в новых условиях.
Поскольку роль семьи в обществеможно свести к разъяснению функций семьи, то в своем реферате я рассмотрюосновные из них, а также укажу значение каждой для современного общества.
1. Семья иребенок: возрастная динамика отношений
Становлениеродительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главныхнаправлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи втом, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросленияребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым иновым содержанием. Вспомним, что главными характеристиками оптимальнойродительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность.«Горячая и прочная привязанность членов семьи – это живительная почва, накоторой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не тоже, что неизменные.
Формированиеродительской позиции в период ожидания ребенка. Родительская любовь, дажематеринская, не является врожденной, инстинктивной. Родительские чувстваначинают складываться задолго до рождения ребенка. Скорее всего, эти структурыобразуются еще в детстве самого потенциального родителя на основе раннего опытаего взаимоотношений в собственной семье, далее развиваются на протяжении жизни,с учетом эротического опыта, характера супружеских отношений, уровняобразования и сознательно принятых решений.
Проблемныеродительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рожденияребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с егорождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем (удержаниемужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств, осуществление местипрародителям за слишком строгое воспитание и т.п.) либо восполнениеэмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины (Э. Ле Шан,1990; А.С. Спиваковская, 1986).
Замечено, чтопозиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению сматеринской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене –любовь, уважение, нежность, разделенность чувств. Соучастие будущего отцатрадиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья, радости,безопасности, надежности. Однако все больше современных отцов проявляют желаниеболее активно участвовать в эмоциональном «вынашивании» ребенка, присутствоватьпри его рождении, видеть его в первые минуты после появления на свет, что, попризнанию ученых и врачей, способствует укреплению семьи.
Позициидругих членов семьи и близких родственников – старших братьев и сестер, бабушеки дедушек – также небезразличны для создания благоприятной ситуации развитиямалыша.
Младенчество.Родители на первом году жизни не только ухаживают за ребенком и удовлетворяютего основные жизненные органические потребности в еде, сне, тепле, комфорте ит.д. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, прежде всего с матерью,составляет основу психического развития в младенчестве. Обмениваясь выражениямивнимания, радости, интереса и удовольствия от взаимодействия, ребенок иродитель находятся в ситуации неразрывного эмоционального единства.
Гармоничное,эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное,уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия кокружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм деловоговзаимодействия с другим человеком.
Родительэмоционально поощряет, стимулирует прогрессивные движения и действия ребенка –хватание, удержание, манипулирование игрушками, сидение, ползание и т.д.Взрослый специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, показываетконкретные способы действий с вещами. Он выступает как «учитель» наподготовительном этапе речевого развития: обучает формам невербального общения,дает речевые, голосовые интонационные образцы; создает ситуации наиболее ясногоотнесения слов к предмету.
Родители спониманием относятся к возникновению тенденций самостоятельного действования, краздроблению эмоционального единства, к психологическому отделению ребёнка отвзрослого.
Навтором-третьем году жизни возникают новые виды деятельности ребёнка — игровая,продуктивная. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки иподходящие предметы, показать игровые (замещающие, символические) действия,проявить живой интерес, соучастие, посоветовать, как усложнить, разнообразитьигру.
Родительможет способствовать становлению рисования, лепки, конструирования. Например,переход от стадии каракулей к началу собственно изобразительной деятельностиможно подтолкнуть, обратив внимание ребенка на то, что «эта загогулинка оченьпохожа на солнышко, а эта – на домик».
Второй-третийгоды жизни – сензитивный период для речевого развития. Важно создаватьблагоприятные условия для понимания чужой речи и формирования собственнойактивной речи ребенка: говорить четко и ясно, комментировать словесно бытовыеситуации, рассматривать и называть реальные предметы и их изображения,оставлять «место» для высказываний ребенка, обращаться к нему с просьбами,вопросами, требующими вербального ответа.
Дошкольныйвозраст. Ориентируясь на название возраста, многие современные родителисчитают, что главное – это подготовить ребенка к обучению в школе. А для этогонужно по возможности раньше начать его учить – читать, писать, считать. Такоеузкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии ипедагогике. Даже если иметь в виду цель добиться школьной готовности, то прийтик ее реализации можно лишь создав условия для полноценного проживаниядошкольного детства, раскрытия его уникального потенциала.
Родителидолжны бережно относиться к естественному любопытству ребёнка, чтобы незаглушить его чрезмерно усложненными объяснениями или формальными отговорками,а способствовать формированию любознательности, любви к познанию.
Безусловно,необходимо поощрять и развивать и другие виды деятельности: продуктивную,трудовую и учебно-познавательную. Рисование и конструирование, лепка, бытовойтруд важны еще и потому, что способствуют формированию направленности наполучение навыков самооценки, планирования и управления поведением.
Младшийшкольный возраст. Задача родителей – способствовать восприятию ребенкомбудущего поступления в школу как желанного и значимого события, свидетельствавзросления; способствовать созданию реального образа школы и правильногоотношения к учебной деятельности – отношения взятой на себя ответственности.
Переход кшкольному обучению сопровождается существенной перестройкой всей социальной ситуацииразвития ребенка, расширением круга значимых лиц. Центральной фигурой в важнойдля ребенка области школьной жизни становится учитель, который выступает какпредставитель общества, предъявляющий обязательные для выполнения требования.
Оказывая помощьребенку в решении одной из основных задач младшей школы – формировании «уменияучиться», надо обратить его внимание на выделение учебной задачи (что именнонеобходимо освоить), использование подходящих учебных действий (способов,методов понимания и заучивания), навыков планирования, самоконтроля исамооценки.
Подростковыйвозраст. Этот возрастной период детей требует особого внимания родителей к темпеременам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости ихпедагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видетьпозитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родитель долженучитывать сложность подросткового периода и для самого подростка, характерныедля этапа гормональной перестройки организма неустойчивость настроения,физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Родителидолжны помнить о таких существенных аспектах развития в переходный период, как:
— неравномерностьфизического и физиологического развития подростков и возможность болезненныхпереживаний из-за задержки или чересчур стремительного изменения пропорцийтела;
— повышенная чувствительность подростка в отношенииизменений собственной внешности, физического облика, которая требуеткорректности и осторожности в высказываниях по этому поводу;
— ярко выраженная потребность подростка быть «значимым»в глазах сверстников, утвердиться среди них;
— частое возникновение отклонений самооценки и уровняпритязаний в сторону чрезмерного занижения или завышения;
— склонность к немотивированному риску, к неадекватномуреагированию (вплоть до попыток суицида) по, казалось бы, незначительнымповодам, неумение предвидеть последствия своих поступков;
— повышеннаявероятность обострения или возникновения патологических реакций, психическихзаболеваний (именно в этот период наиболее часто манифестирует, например,шизофрения) (А.Е. Личко, 1990).
Юношескийвозраст. Молодость детей. Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требуетот молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросовпрофессионального и социального самоопределения. Далеко не все старшеклассникиосознают значимость момента, поэтому направить их размышления в нужное русло,побудить присматриваться к тому, какие есть профессии: выбирай на вкус –первостепенная забота родителей. Важно обратить внимание на соответствиетребований профессии и индивидуальности молодого человека, стимулировать иподдерживать в разработке жизненного плана, включающего не только конечныйрезультат, но и способы, пути его достижения, объективные и субъективныересурсы, которые для этого понадобятся. При этом родители не должны бытьчрезмерно настойчивы в отстаивании своего мнения относительно будущего их сынаили дочери. В динамичных условиях жизни современного общества старшие не могутбыть абсолютно уверены в правильности своего понимания ситуации. Окончательныйвыбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно.
Взрослыедети, давно ставшие родителями сами, глубоко в душе несут надежду на то, что влюбых жизненных ситуациях они всегда получат утешение и помощь под родительскимкровом. Однако лишь родители, не превратившиеся в рабов и слуг своих детей, асостоявшиеся, реализовавшие себя как личности, живущие собственной полнокровнойжизнью, смогут долгие годы быть нравственной опорой своих детей, незаменимыми идушевно близкими людьми.2. Любитьребенка
Когда человек радуется радостьюдругого, страдает страданием другого, когда он стремится доставить радостьдругому или уменьшить его страдание — вот это чувство мы и называем любовью.Для матери радость и благополучие ребенка — источник величайшей радости. Инаоборот, радость матери — источник положительных эмоций для малыша. Мать, итолько она, может любить малыша не за какие-то его достоинства, а просто за то,что он существует, независимо от того, «хороший» он или«плохой». В этот-то период вырабатывается способность быть любимым;лишь потом появляется умение — уже взрослого человека — любить другого,например, мать. Ребенок, лишенный «любви существования», когда с нимобращаются как с ненужным, мешающим жить объектом, постепенно перестает уважатьсебя. Ему начинает казаться, что он никому не нужен, возникает чувствонеполноценности. В дальнейшем у него слабо развивается чувство достоинства исамоуважения; ему бывает трудно и в семейной жизни. Способность матери любитьребенка только за то, что он есть, зависит от многих условий. Но главное — этоблагоприятная семейная атмосфера, в которой росла, воспитывалась сама мать.Если она в детстве была объектом «бескорыстной» любви, то заложеннаяв ней способность любить получает теперь широкое развитие. Нет, не правы те,кто думает, что способность матери любить ребенка объясняется врожденнымматеринским инстинктом. Эта способность непременно является продуктом воспитания.Возможности такой любви матери к ребенку зависят также и от эмоциональныхотношений между супругами. Каждый знает: если в семье конфликт, мать испытываеттревогу, становится вспыльчивой, раздражительной. Она старается понять причину:почему же любовь исчезла? И что скрывать, порой бессознательно начинает думать,что конфликты появились как раз с рождением малыша. Это он, ребенок, виноват всложившейся ситуации! О какой уж любви тут говорить?
Следующее условие «любвисуществования» — здоровье матери, физическое и психическое.Переутомленная, раздраженная, невротическая женщина даже в самой благоприятнойсемейной атмосфере не всегда может заставить себя постоянно любить ребенка.Плачущий малыш, упорно не желающий ни спать, ни лежать спокойно, покой вызываету женщины даже раздражение. Малыш очень остро чувствует это. И сразу же онреагирует на мать как на объект опасный, приносящий страдание. Когда родителижалуются, что дети их не любят, можно с уверенностью утверждать: причина этогоне в детях. Виноваты сами родители! Вообще потребность в эмоциональныхконтактах, в любви у ребенка сильнее всех других его потребностей, дажепищевых. Если матери внушили вредную мысль: «Не бери ребенка на руки,иначе он привыкнет», если она последовательно проводит эту мысль в жизнь,то боязнь — отсутствие эмоциональных контактов — станет хронической. Малышделает первые шаги… Однажды он упал. Мать схватила его на руки, прижала ксебе, чтобы успокоить. Видите — падение оказалось подкрепленным любовью!Повторится такая ситуация раз, второй, десятый — и время сформирует«падающего» ребенка, который, падая и вопя, решает при этом своиважные жизненные проблемы. В том числе удовлетворение потребности вэмоциональных контактах. Если бы любовь родителей к малышу достаточно полно проявляласьв других ситуациях, то прочная реакция падения вряд ли могла бы сформироваться.Поэтому не забывайте брать ребенка на руки, гладить, подбрасывать, целовать.Словом, не забывайте любить — производить тот набор действий, которыеобъединяются в великолепном русском слове «пестовать».
Но вот малыш вырастает, начинаютпроявляться его индивидуальные психические особенности. И тут любовь материпостепенно приобретает новую форму. Теперь уже мать любит не просто так, алюбит его за определенные черты. Именно эта любовь и способствует формированиюопределенных черт в поведении ребенка, тех черт, которые соответствуютпредставлениям взрослых о хорошем поведении. В этом случае все поступкипоощряются любовью, одобрением или, наоборот, подавляются, не подкрепляясьлюбовью. Благодаря существованию эмоциональной связи ребенка с родителями,главным образом с матерью, в нем формируются те черты характера, которыесоответствуют культурным и моральным ценностям данной семьи. Конечно, знаниепедагогики играет здесь определенную роль. Однако формирование личности будетпроисходить не в соответствии с педагогическими принципами, а только всоответствии с образом жизни этой семьи. Вот почему и в семьях учителей,прекрасно владеющих основами педагогики, иногда вырастают плохие дети. Нередкоэто объясняют чрезмерной родительской любовью. По-моему, гораздо вернееговорить не о чрезмерной любви, а о неразумной.
Ребенок видит хорошие поступки своихродителей, но где гарантия, что он сам будет вести себя так же? Ведь, преждевсего ребенок должен научиться образцовому поведению. Сделать это он может,лишь повторяя действия, сочетая их с положительными эмоциями. Само по себеповторение, как бы часто оно ни совершалось, ни к чему не приведет. Толькоэмоциональный сдвиг оставит в душе ребенка заметный след. Представьте себетрудолюбивого родителя, который старается воспитать у ребенка такое жетрудолюбие. Заметив, например, что мальчик не хочет убирать игрушки, отецвсе-таки заставляет его сделать это. Ну а что дальше? Конечно, испугавшисьгнева отца, ребенок в дальнейшем, возможно, и научится убирать игрушки. Егоможно, пожалуй, заставить, таким образом, и колоть дрова, и ходить в магазин, исамому, без напоминаний, садиться за уроки. Однако каков же подлинный стимул кэтой работе? Согласитесь, отнюдь не желание получить положительные переживания,а лишь одно — стремление избежать неприятной ситуации.
Подобное воспитание, сколько усилийни прилагали бы родители, вырабатывает не любовь к труду, а, наоборот,отвращение. Не правы те, кто думает, что лень возникает от избыточной любви кребенку. Нет, она возникает от недостаточной или неразумной любви. Если бытрудовые действия ребенка происходили в ситуации внимания, любви и радостногоодобрения родителей, если бы попытки сделать хорошо каждый раз сопровождалисьположительным эмоциональным сдвигом, вот тогда воспиталось бы истинноетрудолюбие. Любовь — необходимейшее условие формирования творческихспособностей человека. В основе стремления к творчеству всегда лежит мотивдостижения: человек хочет сделать что-то лучше, чем он делал это раньше.
Любовь матери — трамплин, с помощьюкоторого человек совершает прыжок в жизнь. Разумная любовь — это основа, накоторой в дальнейшем, в процессе многообразных форм социального взаимодействиячеловека с его окружением, формируется личность. Акцентирование внимания налюбви матери, конечно же, не отрицает значения последующего опыта человека.Однако многое зависит от того, каким было начало.
3. Почему растить ребенка одной бывает легче и проще?
Подытожим причины, о которых говориливыше:
1. Потому чтоженщина одна приняла решение, одна родила и имеет полное право единственногоголоса на то, как распорядится воспитанием и как лучше развивать своегоребенка.
2. Потому что воспитыватьодного ребенка гораздо проще, чем двоих, особенно в молодой семье, где папа несозрел на роль этого папы, а становится еще одним ребенком в семье.
3. Потому что матьне хочет, чтобы ее ребенок видел постоянные ссоры, пьяного деградирующего отца,скандалы и драки, отсутствие любви и теплоты, понимания и заботы.
4. Потому что вданный момент на горизонте нет человека, которому бы она доверила главноесокровище своей жизни.
4. Управлениеребенком
ребенок семья психическийличностный развитие
Я хотела бы затронуть тему управленияребенком, если такой пассаж вообще возможен с точки зрения этики. Корректно лиуправлять ребенком и если да, то, как это должно проявляться.
Вот смотрите: с одной стороны,манипулирование или управление детьми, да и людьми – с точки зрения этики ичеловеческого отношения неэтично, плохо, непедагогично. С другой стороны встаетвопрос – как воздействовать на ребенка, чтобы достичь неких воспитательныхцелей? Однозначного ответа, скорее всего не будет, так как факторов такогоповедения ребенка много. Чтобы разобраться и найти причину, давайте затронемпсихологию ребенка 7 лет.
С 6-7 лет ребенок идет, как правило,в школу, меняется его социальная позиция, у него появляются обязанности,чувство ответственности, долга – все это способствует развитию нравственныхсторон личности или попросту говоря, совести. Ребенок начинает переживать, еслине соответствует требованиям и ожиданиям от него, появляется тревога и страхтого, что он будет не тем, о ком говорят хорошо, кого уважают, ценят ипонимают. Все это объединяется в совесть – главное психологическоеновообразование этого возраста.
Идем дальше. Итак, если в младшемшкольном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точкизрения социальных требований, то в дальнейшем сделать это будет очень трудно,так как упущено время для развития ответственности.
Что же делать? Можно, конечно,навешать на ребенка кучу правил и условностей, запретов и угроз, и ребенокбудет бояться даже малейшей неудачи, в итоге – постоянная напряженность иразвитие различных комплексов.
Как же выбрать золотую середину инайти правильное решение, как использовать кнут и пряник? Часто родителипользуются лишь кнутом, а пряник съедают сами…Я не люблю слово управление,поэтому буду говорить воздействие.
Итак, вам нужна дисциплина. Возникаютсразу ассоциации – наказания.
Но для начала хочу вспомнитьзамечательного педагога Юлию Гиппенрейтер и обратиться к ее правилам дляродителей:
1. Правилаобязательно должны быть в жизни каждого ребенка
2. Правил не должнобыть слишком много и они должны быть гибкими
3. Родительскиетребования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка
4. Правила должныбыть согласованы взрослыми между собой (вспомните причину отсутствия чувстваответственности у ребенка, о которой я говорила выше)
5. Тон, в которомсообщается требование или запрет, должен быть скореедружественно-разъяснительным, чем повелительным.
А теперь о наказаниях… Можетполучиться так, что ребенок будет наказан случившимся событием, то естьпроизойдет нечто, что вызовет сильное эмоциональное потрясение. Родитель можетпоступить мудро, чтобы помочь своему ребенку извлечь урок из случившегося. Ещеодин из видов наказания – когда ребенку некого будет винить, кроме самого себя(двойка за невыученный урок). В этой ситуации родителю захочется сказать «ага,я же тебя предупреждал!», Но остановитесь, подумайте, ведь ребенок знал, что выего предупреждали и память у детей на такие вещи прекрасная, потом, когдаребенок расстроен, он не услышит ваших замечаний и ему очень трудно признатьсяв своей ошибке. Помогите ребенку сделать вывод из этого самостоятельно.
Наказывать ребенка лучше, лишая егохорошего, чем делая ему плохое. Поэтому если вы используете такие фразы, как«если ты не сядешь делать уроки, ты не пойдешь завтра с папой покупать тебеновую игру». Еще один путь. Ю. Гиппенрейтер предлагает создавать в доме зонурадости, то есть иметь в запасе большие и маленькие праздники семьи. Нужносделать их регулярными, чтобы ребенок знал и ждал их, что они наступятобязательно. Но если случился проступок, отменяйте их. Но не пользуйтесь этимпо мелочам. Поэтому таким детям нужна только помощь, а не наказание и критика.Причина непослушания таких детей только эмоциональная, то есть не слушается онНЕ специально. Нужно найти причины этих его проблем. Их несколько:
1. Борьба завнимание (ребенок быстрее привлечет ваше внимание непослушанием, чем хорошимипоступками)
2. Борьба засамоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Если замечания и советыслишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишкомпреувеличены, то ребенок начинает восставать.
3. Желаниеотомстить. Дети бывают обижены на своих родителей (родители или домочадцыссорятся, мама разошлась с папой, и в доме появился отчим, ребенка отлучили отсемьи – послали к бабушке, отправили в лагерь), резкое замечание, невыполненноеобещание, несправедливое наказание. То есть «вы мне – я вам»!
4. Потеря веры всобственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучиев одной области своей жизни, а неудачи у него возникают в другой. Этопроисходит из-за низкой самооценки ребенка. Он приходит к выводу: «Нечегостараться, все равно ничего не получится».
Заключение
Родившийся младенец — уже человек посумме своих возможностей: строение его тела предлагает возможностьпрямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, рукаприспособлена киспользованию орудий труда и т. Д. Этим подчеркивается принадлежность его кчеловекому роду, т. е. Он является индивидом (в отличие от детенышей ңивотного,которого именуют особью).
Человек, с одной стороны, существобиологическое, наделенное сознанием, бладающее речью, способностью познаватьокружающий мир и активно изменять, преобразовывать его. С другой стороны, это существообщественные отношения подчинили себе его биологическую, телесную организацию.
Списокиспользованной литературы:
1. А.М.Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984
2. Конституция(основной закон) Российской Федерации. М., 1992.
3. КонвенцияООН о правах ребёнка (1991 г.)
4. «Новаягазета», №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.
5. “Психологическаягазета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.
6. Д.М.Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.
7. Юридическийсловарь-справочник для населения – М., 1982.
8. ЗаконРФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13января 1996 года N 12-ФЗ)