Московский финансово-правовой институт
Реферат
По психологии и педагогике
На тему: Связь психологии с другими научнымидисциплинами
Введение
Занимая важное место всистеме наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками.Например, долгое время, являясь одним из разделов философии, психологиянеизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения,определяющие подход к решению проблем. Связь с естественными науками выражаетсяв изучении физиологических и биологических процессах мозга, которые лежат воснове психики. С гуманитарными науками психологию сближает изучениевзаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностямпсихического, душевного склад человека в различные эпохи, роль языка вкультурном и психическом развитии, проблема творчества. Взаимосвязь психологиии технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальныхпсихологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — вразработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.Очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можнотолько на основе знания закономерностей, по которым развивается психикачеловека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точкисоприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психическойдеятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача ипациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.
Важнейшая функцияпсихологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя вопределенном отношении достижения ряда других областей научного знания являетсяинтегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой являетсячеловек (Б.Ф.Ломов). Основной задачей психологии является изучение законовпсихической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективныймир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия,развивается психическая деятельность и формируются психические свойстваличности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, ипотому изучение психологических законов означает прежде всего установлениезависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельностичеловека.
Психологияи философия
Обе науки зародилисьпочти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как частьфилософии. Родоначальником считается величайший философ древности Аристотель.Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человеказанимается именно психология. Разделение на две различные наука произошло в70-х — 80-х годах 19 века, но они продолжают обогащать и дополнять друг друга.
Многие проблемыпсихологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни,мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают какобщие и для психологии и для философии. В самой психологии до сих пор естьнемало вопросов, к решению которых невозможно подойтилабораторно-экспериментальным путем, но которые приходится решать. Пристолкновении с такими проблемами психологи вынуждены вырабатывать самим илипользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители философии.К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблемусущности и происхождения человеческого сознания, природы высших формчеловеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество(мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.
Долгое время такназываемая марксистско-ленинская философия бездоказательно выдавалась за единственнуюистинно научную основу психологии. Такой искусственно созданный союз не могбыть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии,где затрагиваются проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь этот союзстал более естественным и позволяет решать проблемы совместными усилиямифилософов и психологов, причем не только материалистического, но иидеалистического направления. Но отвергая марксистско-ленинскую философию как«единственно научную» методологию психологии, нельзя отрицать положительноговлияния некоторых материалистических идей К.Маркса на развитие отечественнойпсихологической мысли. Это влияние сказывается на разработке проблемдеятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.
С другой стороны,благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторыхположений идеалистической философии в психологическую мысль чаще сталиобсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемычеловека — ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как разтакие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельнорешить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться безсотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточноизученную в психологической науке. Есть такие проблемы, при решении которыхсотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже далоощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познаниичеловеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимостьчеловеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодарямноголетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативеизвестного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическомцентре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческогоинтеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центресовместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.Психология и история
«Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и небезжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт историческойэволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (ФроммЭ. Бегство от свободы).
Применительно к человекуанализ истории есть источник понимания его современного состояния, в том числе психологиии поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделился средидругих живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественныхдвижений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это времяблагодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и сталЧеловеком с высшими психическими процессами, личностными свойствами инравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладелиречью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление ипамять.
Без знания историиобщества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Этиотношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования,обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологиюсовременных народов и наций, есть продукт их длительного историческогоразвития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческойкультуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей какличностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Самасложившаяся система обучения и воспитания — семейного, школьного, социального,интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. — такжевыступает как итог длительной истории.
Союз психологии и историиможет быть внешним и внутренним. Внешние связи этих, наук имеют место тогда,когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с цельюиспользования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическаяхарактеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи,традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решениясвоих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.
Более глубокий союзпсихологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной областизнаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными издругой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь кпсихологическим методам; может изучить личность какого-либо государственногодеятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие местоисторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередьможет применить метод исторического анализа для проникновения в психологию иповедение людей давно живших поколений.
Есть примеры еще болееглубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Однимиз них является теория культурно-исторического развития высших психическихфункций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главныеисторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда,знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул впередфилогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясьвсем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделавих произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознаниюи воле.
Другим примером такогорода связи является использование в психологии так называемого историческогометода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения изаконов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- ионтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, неограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевоемышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапыих раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобыосознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания илипамяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.
Главной и наиболее ценноймыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, чтосовременный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами исоциальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи кэпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству,от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей,их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередьпсихология зрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории.Установлена, например, и доказана определенная зависимость между диктаторскимирежимами, существовавшими в разных странах мира в различные времена, ипсихологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов. Показанотакже, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными исоциально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут. Психологияи социология
Изучение взаимоотношенийиндивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии.В связи с этим важно понять разницу между этими двумя дисциплинами. Психологияизучает основные виды психической деятельности человека, а также базовыеэлементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологиутверждали, что социальные явления можно объяснить только посредствомпсихологического исследования. Сегодня обе дисциплины имеют свои отдельныепредметные области.
Психологи интересуютсяповедением индивида, его проблемы и личностные проблемы (помешательство,тревога, депрессия и т.д.). А социологи ищут в этих типах поведенияопределенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловленысоциальными нормами, а также структурами и развитием общества.
Поэтому было неправильносчитать, что поведение человека является то индивидуальным, то социальным.Психология и социология – это просто два разных подхода к изучению индивида вобществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда каквторая уделяет тому общему, что связывает индивида с другими индивидами.
Развитие социологии ипсихологии приводит к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этихнаучных направлений – социальной психологии. Если общая психология имеет дело спсихикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальнаяпсихология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Онаоперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»),интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения.Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни отодного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если этотак, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом),его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальныхситуациях.
Нетрудно понять, что исоциология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций,которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечномсчете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.
Психология, изучаяповедение человека, должна отправляться не только от знания его биологии ифизиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продуктаобщественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этогопроникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса иликласса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватаетпонимания психологического субстрата человека — его чувств, настроений,переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон»человека лежит перспектива прогресса социологического знания. И не только вобласти малых социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можноли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств истран?
Но есть и другой ракурс.Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупностилюдей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, неорганизованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напростоглавой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия междулюдьми. Психологияи педагогика
И особо следуетостановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связьсуществовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитатьчеловека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно виднопрактическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается назнания о природе психологических явлений, она превращается в простой наборпедагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способнойпомочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики,частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующиепсихологического исследования. Знание закономерностей протекания психическихпроцессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природыспособностей и мотивов, психического развития человека в целом имеютсущественное значение для решения фундаментальных педагогических проблем,таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения,разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
В настоящее времянакопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чемуучить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации,которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить,каковы возможности и резервы психического развития человека на разныхвозрастных ступенях и где их границы.
Не менее остропотребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается кпроблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности,соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой целипредполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности,способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует отом, что современная психология находится на стыке наук. Она занимаетпромежуточное положение между философскими науками, с одной стороны,естественными, с другой, и социальными, с третьей.
Когда-то в нашей странесуществовала и успешно развивалась комплексная наука о детях, их обучении ивоспитании, называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилияпедагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и ряд других ученых. Из всехнаук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях,необходимые для их обучения и воспитания. Имелись учебные центры, где готовилипедологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знанийсовместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественныхученых в области педологии не уступали зарубежным. Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной наукипостигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики.Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в 1936 г. Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системыобучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Непреодолены они, к сожалению, и до сих пор. Психологияи естественные науки
Две основные естественныенауки с которыми психология тесно связана это биология и физиология, точнеераздел посвященный высшей нервной деятельности.Биология
Если психология животныхимеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе ихвзаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов ихповедения не может иметь место без знания основных форм жизни, которыесоставляют предмет биологии. Нужно достаточно отчетливо представлять теразличия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобывыделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанногона ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываютсяпроцессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки вдействительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизнис переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде кнесравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условияхназемного существования, предъявляющего неизменно большие требования к активнойориентировке в условиях среды, ориентировке, которая только и может обеспечитьуспешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие впринципах существования между миром насекомых, у которых существуют прочныеврожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях,и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях, и высших позвоночныхс их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитииновых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление кменяющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособленияникакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может бытьобеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельностичеловека потеряет свою биологическую основу.
Вот почему для научнойпсихологии совершенно необходим учет основных законов биологии и таких ее новыхразделов, как экология (учение об условиях среды и ее влияний) и этология(учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющиепредмет психологической науки, ни в коей мере не могут быть сведены к фактам биологии.Физиология
Физиология занимаетсямеханизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшейнервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими«уравновешение» организма со средой.
Легко видеть, что знаниетой роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервнойсистемы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов ворганизме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения иторможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессыанализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации иконцентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервныхклеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все этосовершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные видыпсихической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, апредставлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности,какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают.Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейшихисточников научного знания.
Основные формыпсихической деятельности человека возникают в условиях общественной истории,протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираютсяна те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий иязыка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы внеусловий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался быорудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества,передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы инебольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическоеповедение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются егомозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервнаясистема сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий иязыка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории,форм человеческой деятельности.
Подлинное отношениепсихологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы испособы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории икоторые определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности — теестественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.
Попытаться свестипсихологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одновремя предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично тойошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свестипроисхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивленияматериалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые, ни вкоей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.
Успех дальнейшегоразвития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этихобеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свестипсихологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки. Психологияи экономика
Большие возможности дляиспользования профессиональных психологов существуют в сфере экономики. Ксожалению, их редко привлекают для объяснения экономических явлений.Экономисты, принимающие важные решения, часто не способны или не считают нужнымучитывать психологию людей. Если же это происходит, то информация берется не изнаучных данных, а из житейской психологии или здравого смысла. Но постепеннопрактическая психология находит место в различных сферах экономической жизни. ВXX веке Дж. Катон первым началсотрудничество с группой экономистов и социологов применять психологическуютеорию и методы к исследованию экономических проблем. Он сформулировал одну избазовых идей экономической психологии: покупка зависит не только отспособностей (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания еесделать (психологической готовности). По мнению Катона, экономика безпсихологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же каки психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важныеаспекты человеческого поведения
Экономическая психология– прикладная наука, возникшая из нужд развивающейся экономической теории. Еезадачей стало исследование практических причин несоответствия поведенияреального «экономического человека» тем теоретическим концепциям,которые строились экономистами.
Как научная дисциплинаона изучат психологические механизмы и процессы, лежащие в основе потребления идругих видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями,выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучаетпоследствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением потребностей.Кроме того, экономическая психология изучает воздействие внешних экономическихфакторов на поведение и самочувствие человека. Эти исследования могутотноситься к различным уровням общности – от домашнего хозяйства ииндивидуального потребления до макроуровня жизни целой нации.
В настоящее времяэкономическая психология определяется как «междисциплинарная наука о поведениичеловека и сообществ в хозяйственной деятельности и экономических системах».Это поведение исходит из определенных чувств, мотивов человека, свойств еголичности, особенностей восприятия и понимания экономической ситуации. Цельэкономической психологии – «исследование и психологическое обеспечениерешения экономических проблем и принятия экономических решений в условияхрыночной системы».
Экономическая психологияизучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической деятельности,в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми иорганизациями). Она решает проблемы трех основных типов экономическойреальности, на которых встречаются субъекты:
1. сфера рынка, где в центре вниманиянаходится покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потребительскоеповедение
2. сфера бизнеса, где центральное местозанимает исследования предпринимательства и деловой активности
3. сфера общества, где специальноепроблемой является поведение граждан в ответ на экономическую политикугосударства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д.
Экономическая психологиякак прикладная наука изучает психологические аспекты предпринимательского,потребительского, инвестиционного и трудового поведения людей, а также процессыадаптации человека к динамично изменяющимся условиям хозяйственной деятельности.
В экономическойпсихологии изучается поведение личности при изменении экономических условий,например, отношений собственности, инфляции, условий найма и оплаты трудаработников, при воздействии на человека рекламы.
Важнейшая проблемаэкономической психологии – изучение психологии предпринимательства, выявлениеличностных качеств, характерных для психологического портрета предпринимателя.Зарубежные и отечественные ученые единодушны относительно ряда черт,свойственных предпринимателю. Это творческая экономическая активность, умениепринять риск, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость.Выявлен и ряд особенностей отечественных предпринимателей в сравнении сзарубежными. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своейдеятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и ряд других.Традиционно для России негативное отношение к предпринимателю, его активности.И причины здесь, прежде всего, психологические.
Актуальна в экономическойпсихологии проблема денег и отношения к ним людей. Выявляются определенные типыотношения к деньгам у разных социальных групп, специфика отношения их квеличине оплаты труда и трате денег. Изучается влияние денег на формированиеличности, психологические проблемы богатства и бедности, хранения и накопленияденег.
В качестве основныхнаправлений профессиональной психологической работы в сфере экономикивыделяются:
1. изучение условий и факторовположительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений врабочих группах, командах, формирование благоприятногосоциально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
2. изучение восприятия человекомстимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
3. психологическая консультация ипрофессиональная ориентация;
4. исследование процессов творчества вэкономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, созданиеусловий для его проявления;
5. изучение половых и возрастныхособенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
6. психология предпринимательства,лидерства, руководства, менеджмента;
7. психология конкурентоспособности нарынке труда, психология различных форм занятости;
8. психологические аспекты конфликтов вэкономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
9. психология поведения личности игруппы в экономических ситуациях;
10. психология поведения клиента,акционера, сотрудника организации;
11. психология мошенничества и другихформ деструктивного поведения в организации;
12. психология экономического выбора ипредпочтений;
13. исследование психологическихособенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность,транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы,кредит, экономика природопользования);
14. изучение национальных психологическихособенностей России и их влияния на поведение в экономической среде
Практическаяэкономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга.Функция маркетинга – изучение возможностей удовлетворения желаний и нуждпотребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящиеперед маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, какпобудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид,упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие словаподобрать в рекламе, как будет психологически восприниматься цена?
Для успешной практическойработы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен бытьуниверсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но ииз многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией илирешением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение.
Заключение
В системе современногонаучного знания проблема человека (а точнее, класс проблем) все болеевыдвигается на передний план, снизанный с перспективами развития этой системы.Уникальность феномена Человека, в котором специфическим образом проявляетсяединство законов природы и общества, создает особое его положение как объектанаучного исследования. Здесь смыкаются интересы фундаментальных общественных иестественных наук, а также научно практических комплексов: медицинских, педагогическихи частично технических наук. Для будущности человечества значение научногопознания Человека столь же велико, как значение фундаментальных наук о Природеи Обществе. Система научных знаний о законах развития человека, его истинныхпотенциалах и ресурсах необходима для общественного развития не в меньшей мере,чем знания о законах развития природы и общества. Возрастание значения тогокласса проблем, который относится к человеку, является общей тенденциейразвития системы научного знания в целом.
В комплексе наук очеловеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема (или ееаспект) из того класса, который относится к изучению человека, ни была взята,ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализатого круга явлений, которые принято определять как психические. Этанеобходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках.
Исследование процессов иявлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией,лингвистикой, литературоведением, теорией искусства (искусствоведением),юридической, политической науками, необходимым образом приводят к постановкепроблем по существу психологических. Можно сделать вывод, что психология тесновзаимосвязана с другими многочисленными науками, и ее развитие имеет огромноевлияние на развитие естественных, гуманитарных и других отраслей науки.
Списоклитературы
1. Бондарчук Е. И.,Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. — 3-е изд.,стереотип. — К.: МАУП, 2002.
2. Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — С.11-24.
3. Лурия А.Р.Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.
4. Ярошевский М. Г.История психологии. М., 1985.
5. Немов С.Р. Общиеосновы психологии, книга 1, 2003.