Реферат по предмету "Психология"


Самооценка личности

Министерство образования российской федерации
Казанский государственный технический университет
Кафедра ЕНГД
Реферат
Самооценка личности
Выполнила: студентка группы7296
Кузнецова Юлия Сергеевна
Проверила: Баева Эльмира Саяровнадоцент кафедры ЕНГД
Набережные Челны 2003 год

Содержание
Введение
1. Понятие самооценки и еёвиды
2. Механизм становления самосознанияи формирования самооценки
3. Самооценка личности в студенческойсреде
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.
Профессионал — это человек, который правильно оценивает свои возможности.
Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.
Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. Впоследнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу,посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию какпособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению — по моему хотению». В расчетне берется тот факт5 что их востребованность объясняется тем;что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжениеи тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинитьдлинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психическиерасстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психикии самооценки как ее элемента
Понять — значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы являетсяраскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки вмолодежной среде.
Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание.Поэтому я поставила перед собой задачи:
ü Дать определениеобъекту исследования и указать его виды
ü Раскрытьпроцесс формирования самооценки
ü Привестисреднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примереобрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.

1.Понятие самооценки и её виды
Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.
Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагайсебя другому.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми,связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмывозникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложностьи тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется какврожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладенияматериальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются:своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет намлегче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек,зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы инивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также болеесознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка,темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляютсплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируютопределенный стиль поведения и деятельности личности.
Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственнаяоценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одноиз проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценкеформируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоенияим тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своеголичного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкамокружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своейдеятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей,от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценкаи оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценкаесть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения,или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимойвозвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретаетвозможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать своидействия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченкоприводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатываетсяопределенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке.Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков,своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди другихлюдей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласияс собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающиенашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). Водинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному,предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитиесобытий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированноепредставление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признаватьсобственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становитсяжестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости,невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставятперед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличиваютзначение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплексанеполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур,неулыбчив.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном,заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммированов подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь,формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений.Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, чтокак бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственногодостоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одногоили обоих партнеров).
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностейобычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехами неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен.Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основесамопознания.
Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на которомдолжна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминироватьв нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а неслучай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивнойсамооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.
2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляютсяи уничтожаются.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремлениек самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъектаотношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьниковформируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я — это относительноустойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представленийиндивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими,В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться ксебе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любяи ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своимидействиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписываетсяв структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактическипсихологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющихдруг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания,то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ- не статическое, а динамическое образование личности индивида.
Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самогопереживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнеебыло бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-томомент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализмаоценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника,Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменитсяна противоположное,
Я-образ — это вместе с тем и идеальное Я субъекта — то, каким он долженбыл бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности.Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитаний личности.Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможностьсущественно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образецдля построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальнаяценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма велико.
Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одногоиз важнейших его аспектов — самооценки личности,
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и местасреди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная впсртхологии сторона самосознания личности.С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показановыше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все,что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другимилюдьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включаетв деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения,все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие,справляется с их мнениями, чувствами и требованиями, В конечном счете, еслиоставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делаетдля себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делаетэто вместе с тем и для других и, может быть, в большей степени для других, чем длясебя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
К, Марксу принадлежит справедливая мысль; человек сначала смотрится,как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному,человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Иначе говоря, познаваякачества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяютвыработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного Я есть результатпостоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видитв других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку,сравнивая себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам,поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяетеё психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируетсяна некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются еёидеалами, интересы — её интересами и т.д. в процессе общения она постоянносверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольнойсобой или недовольной. Каков же психологический механизм этой проверки?
Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценкичеловека, её количественной и качественной характеристик.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода«внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себяоценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет, Значение этой суммарнойоценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишкомнизкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется,эта конфликтность может проявляться по-разному.
Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливоосознаваемый личностью, своего рода проекция реального Я на Я идеальное, позволяетпонять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себяосуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностныхориентации, идеалов личности.
Одаако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знатьодну лишь самооценку. Важно иметь представление о том, какова, по мнению даннойличности, оценка, которую личность заслужила в данной группе и которую, как онапредполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощьюаналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой,может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разнойпо отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивойпо отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становитсянеустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новыекоммуникации.
Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы-входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужденсчитаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешностиили не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Ондолжен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей,ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сутисвоей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизмсоциальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек сверяется,вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно,а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.
Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует забывать, чтовсе существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньшечем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах.Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенкаего Я идеальное и в то же время Я реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок училсяоценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительнонаучившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриватьсяв социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.
Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действиеэтих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим поведением, обращатьвнимание на всю систему оценок, которыми человек характеризует себя и других, видетьдинамику изменения этих оценок.
3.Самооценка личности в студенческой среде
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человекчасто и не подозревает.
Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Нескольколет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближаетсяк 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантскаястройка КамАЗа, так вдохновившая молодежь тех лет, не оправдала надежд. Материальноеблагополучие и уровень занятости населения в основном зависит от деятельности одногозавода, что приводит к появлению чувства социальной незащищенности, неуверенностив будущем. Будущее нашего города, я думаю, — молодежь 17-20-и лет. В неё входятлюди нового поколения, воспитание которых проходило на фоне экономической нестабильности,перехода к новому пути развития общества, поэтому защита и поддержание психическогоздоровья молодежи представляются мне актуальными и первостепенными задачами.
Цель моего исследования — выявление уровня уверенности молодежи в себеи её перспективы. Я предполагаю, что при всей демократичности и социальной адаптированностинашей молодежи по достижению тридцатшхетнего возраста сработают социальные нормыи традиции, заложенные в нас при воспитании родителями и окружающими.
Я протестировала 40 человек в возрасте от 17 до 19 лет. Результатытеста №1 таковы, что у 35% наблюдалась завышенная самооценка, у 10% -самооценкабыла заниженной и у 55% — адекватной. Именовании данных результатов можно сделатьвывод, что преобладает завышенная самооценка личности. Параллельно с тестом №1 япроводила тест Дембо, который выявляет подверженность испытуемого к «первородномугреху». Данный термин в психологию ввел М.Е. Литвак, кандидат медищшских наук, главныйпсихотерапевт ростовской области. Он же и описал это психическое явление: «человека,зараженного «первородным грехом», мучают страхи, которые он порой не осознает. Ончувствует зависть к тем, кто наверху, презрение к тем, кто внизу, и вину перед собой.Мы часто страдаем не от того, чего у нас нет, а от того, что есть у другого». У55% опрошенных тест Дембо выявил подверженность к «греху». Можно предвидеть, чтоконфликт между внутренней самооценкой и социальными общепринятыми нормами в будущем(примерно 27-30 лет) может привести к духовной дисгармонии и к снижению общего уровнясамооценки у испытуемых, что может проявиться в виде фобий, таких как дисморфофобия(ненависть к собственному телу), и неврозов.
Инструментарий исследования представлен тестом№1 и тестом Дембо.
r= l-0.00075*£d2
На бланке с перечислением 20-и различных качеств личности человек влевой колонке № ранжирует эти качества в той мере, в какой они ему самому болеенравятся, для него более значимы. Затем в правой колонке № он ранжирует эти качестваотносительно себя самого, в какой мере они ему присущи. Далее вычисляется разницамежду желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), Эта разность возводитсяв квадрат и вычисляется общая сумма. Затем вычисляется коэффициент корреляции поданной в таблице формуле. Чем более коэффициент приближается к 1, тем более высокаясамооценка личности присуща данному человеку.
Самый умный------------—-— самый глупый
Самый здоровый------------------самый больной
Самый хороший ~—-------—— самый плохой
Самый счастливый----------------самый несчастный
Если человек располагает себя на каждой из этих шкал посередине, тоон заражен «первородным грехом», то есть сравнивает себя с другими.

Заключение
Любые межличностные отношения начинаются с познания людей и самогосебя, с правильной самооценки. Для практической деятельности в качестве специалисталюбого ранга и профиля решающее значение имеет умение быстро оценивать человека,которого вы видите, особенно впервые. В своей работе я раскрыла понятие самооценкикак одной из сторон многогранной личности человека, охарактеризовала её виды, аименно завышенную, заниженную и адекватную, раскрыла процесс формирования самооценки,который заключается в переходе критериев оценки из внешней среды в подсознание человека.
Приведенные среднестатистические данные о проведенном анкетированиимолодых людей 17-20-и лет позволяют сделать вывод о том, что самооценка не стационарноеновообразование психики, а изменчивый элемент психики.
Согласно опросу, молодые люди обладают в целом завышенной самооценкой,но в то же время несут в себе источник будущих стрессов -явление, названное как«первородный грех».

Список использованной литературы
1. Рытченко Т.А. Психологияи педагогика: Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ. 2000. — 85с.
2. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. Психология. — М.: Издат. «Академия», 2001. — 512с.
3. Литвак М.Е. Психологическийвампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. — 416с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.