Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

РоманМ. Булгакова “Мастер и Маргарита” очень сложен в композиционном плане. В егосюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат иИешуа Га-Ноцри, и современная Булгакову Москва двадцатых-тридцатых годов XXвека. Со сложной композицией связана.и непростая, разветвленная системаперсонажей, большое число двойников, параллелей и антитез.
Всостав романа “Мастер и Маргарита” входят два повествования (о судьбе Мастера ио Понтий Пилате), которые находятся в сложных отношениях противопоставления, нов то же время и объединены общей идеей.
Романо Понтий Пилате занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбеМастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокийфилософский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы “рассыпаны” втексте повествования о Мастере и Маргарите. Первая глава — “Понтий Пилат” — эторассказ Воланда, который выслушивают Иван Бездомный и Берлиоз. Вторая глава — “Казнь” -'представлена как сон Ивана Бездомного. Третья и четвертая главы —“Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа” и “Погребение” — вводятся вроман как восстановленные Воландом рукописи Мастера, которые читает Маргарита.Следует отметить, что роман о Пилате вводится в повествование при помощиперсонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главыо Понтий Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите.
Главы,повествующие о прокураторе, резко отличаются по стилю от глав, описывающихМоскву. Стиль вставного повествования отличается однородностью, скупостьюмерной, чеканной прозы, переходящей, например, в главе “Казнь”, в высокий стильтрагедии: “Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, богразбойников, их покровитель и душа!”
Романо Мастере посвящен современной автору Москве, ее обитателям и их нравам. Этоповествование содержит в себе как гротескные сцены, так и сцены лирико-драматическогои фантасмагорического характера, что обуславливает разнообразие стилейповествования. Он содержит и низкую лексику (“Если ты, сволочь, еще разпозволишь себе впутаться в разговор...”), и поэтическую, особенно в эпизодах,посвященных Мастеру, где язык повествования изобилует повторами и метафорами(“тревожные желтые цветы”).
Следуетотметить, что сцены, в которых Воланд встречается с жителями Москвы, строятсяпо одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание.
Воландсо своей свитой приезжает в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди с техпор, когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа.
Ичто же он видит? С москвичами Воланд встречается на представлении в театре“Варьете”. Он видит, что люди такие же, какие и были: в меру алчные,корыстолюбивые, но и достаточно милосердные. “Люди как люди, квартирный вопростолько испортил их”. Они не чувствуют своей ответственности, поэтому в городераспространены доносы и взяточничество.
ЖителиКршалаима ничем не отличаются от жителей Москвы. Так же, не замечая своейличной ответственности и выбирая смерть Иешуа, который ни в чем не виновен,вместо смерти Вар-Раввана, они тем самым прислуживают тьме.
Множествопосетителей “Варьете” поменяли свою одежду на новую, чем как бы заключилисделку с дьяволом. Они подбирали летевшие банкноты и были наказаны за своюжадность. Наказан был и директор зрелищного сектора за бюрократизм. Булгаковнаглядно показал, что работу директора мог выполнять даже костюм без хозяина.Наказаны и остальные работники зрелищного сектора, вовлеченные в “кружковуюлихорадку”. Наказан за жадность Никанор Иванович (выбиравший между “неположено” и деньгами), отправлен в Ялту Степа Лиходеев. Во всех этих эпизодахВоланд и его свита выступают в роли справедливого возмездия.
Таккак роман “Мастер и Маргарита” состоит из двух относительно автономныхповествований, он содержит в системе персонажей двух главных героев — Мастера иИешуа. Эти герои являются героями-двойниками. Также двойниками являются Иван Бездомныйи Левий Матвей как последователи своих учителей, Алоизий Могарыч и Иуда изКириафа как предатели.
Вромане “Мастер и Маргарита” присутствует и любовная коллизия. Любовныеотношения Мастера и Маргариты связаны со сменой времен года. Эта история любви(идиллическая по своей сути) разрушается, сталкиваясь с внешним миром, ивосстанавливается с помощью потусторонних сил. Как и все герои в романе, Мастери Маргарита делают свой выбор. Мастер делает свой выбор вполне сознательно: емустал ненавистен плод трудов всей его жизни, роман о Понтий Пилате, слишкоммного горя испытал Мастер из-за этого романа. Маргарита встает на путьсамоотдачи, жертвуя собой ради любимого человека. Она предпочитает Мастерасвоей богатой, беззаботной жизни в доме у любящего, но нелюбимого мужа, потомона вновь приносит себя в жертву во имя любви, отдавшись в руки нечистой силы истав ведьмой ради того, чтобы узнать что-либо о Мастере. И за это Маргаритабыла вознаграждена вечной любовью.
Такимобразом, мы видим, что Булгаков нарушает жанровые каноны романа. Он делаетглавным объектом повествования не историю отдельных личностей, а историю целогонарода.
РоманМ. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” построен как “роман в романе”. Вследствиеэтого в нем можно выделить две резко контрастирующие манеры повествования, двухглавных героев. Роман о Мастере гораздо сложнее в композиционном плане, чемроман о Пилате, но при чтении не возникает ощущения разрозненности частейпроизведения. Вся тайна композиционной целостности романа — в связующих нитяхмежду прошлым и настоящим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.