Министерствообразования и науки
РоссийскойФедерации
Федеральноеагентство по образованию
Курганскийгосударственный Университет
Курсоваяработа
по социальнойпсихологии личности
Тема
Самовоспитаниеи самообразование
как путистановления профессионального
мастерства социальногоработника
г. Курган2007
Оглавление
Введение
Глава 1. Личностные характеристики в сфере деятельности социальногоработника
1.1. Функциональныеобязанности социального работника
1.2. Требования к квалификациисоциального работника
1.3. Личностныехарактеристики социального работника
Глава 2. Пути становления профессионального мастерства социальногоработника
2.1. Профессионально-личностноеразвитие социального работника
2.2. Рольсамовоспитания в профессиональном становлении
2.3. Профессиональноесамообразование
2.4. Творческий характердеятельности специалиста по социальной работе
2.5. Изучение отношенияработников к процессу самоусовершенствования на примере ГУ КЦСОН по Притобольномурайону
2.6. Стимулирование вразвитии личностных качеств социального работника
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В 90-х годах в России профессия«социальная работа» была официально зарегистрирована в государственныхдокументах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог,специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы,проводятся специальные исследования в области социальной педагогики,формируются различные модели и технологии подготовки социальных работников кпрофессиональной деятельности.
Профессиональная подготовкаспециалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разногоуровня:
- учреждения начального профессионального образования (лицей, школа идругие);
- среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);
- высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).
В настоящее время принятгосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования,разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Профессиональныезнания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимостьзнания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Но профессиональное становление специалиста по социальнойработе невозможно без самовоспитания и самообразования, которые так же неразрывносвязаны между собой, как образование и воспитание. Непрерывное самовоспитаниепрофессионала заключается в формировании необходимых для его профессиональнойдеятельности, социально ценных качеств. Уровень их сформированности иопределяет необходимость в самовоспитании и самообразовании. Люди не рождаютсяс готовым набором качеств, знаний и умений, необходимых для социальной работы.Не все из них успевают сформироваться за период обучения. Единственный путьстать профессионалом – это самовоспитание и самообразование в профессиональнойдеятельности.
Актуальность настоящей работы вытекает из того, что процесс самовоспитания исамообразования является основным путем становления профессиональногомастерства специалиста социальной работы, его усовершенствования в профессиональнойдеятельности. Большинство работников не имеют специального профессиональногообразования, что может отрицательно сказаться на эффективности работыучреждения и социальной сферы в целом.
Объектом работы являются социальные работники и их уровень профессиональнойподготовки, мотивация в достижении значимых качеств социального работника путемсамовоспитания и самообразования.
Предмет исследования – профессионально важные качества социального работника ивозможность стимулирования процесса самоусовершенствования.
Цель работы – исследование профессионально важных качеств социального работника,методы стимулирования в процессе самоусовершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучитьлитературу по исследуемой теме и выявить условия развития профессиональноважных качеств специалиста социальной работы;
2. Проанализироватьособенности профессиональной деятельности социального работника, изучить необходимостьстановления профессионально значимых качеств;
3. Разработатьанкету для проведения эксперимента;
4. Провестиэкспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работникав процессе самообразования и самовоспитания;
5. Обобщить методыстимулирования социальных работников в развитии профессионально важных качеств.
Практическая значимость результаты курсового исследованиямогут быть использованы как рекомендации в организации деятельности учрежденийсоциальной сферы.
Методы исследования.
· Проведен анализучебной литературы
· При написанииработы использовалось анкетирование, а также теоретический (анализирующий,обобщающий) методы исследования.
Гипотеза исследования
· Эффективностьсоциальной работы сопряжена с уровнем развития профессионально важных качествсоциального работника в процессе самообразования и самовоспитания.
· Стимулированиесоциальных работников в процессе развития профессиональных качеств зависит отправильно организованной работы учреждения.
· Разработаны рекомендации,направленные на мотивацию работников в повышении профессионального мастерства.
Глава 1. Личностные характеристики в сфере деятельности социальногоработника
Сфера социальной работы многообразна, деятельность людейданной профессии определяется многоаспектностью решением проблем и задач. Успехэтой деятельности, как, известно, определяется профессионализмом личностиспециалиста, соблюдением им этических принципов и норм, наличием готовности кдеятельности и развитости определенных профессиональных и личностных качеств.
В основе личностной характеристики, лежит критерийспособности функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений,в системе “человек – человек”. Профессионал, занимающийся социальной работой,находится в гуще социальной жизни, несет тяжесть огромной ответственности, какза конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает,и общества в целом. При этом социальные условия и состояние общества влияют нетолько на характер проблем, которые призван решать в своей деятельностиспециалист, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытыватьгнет социальных проблем, на себе самом не ощущать потерю идеалов и общественныхориентиров, эрозию личной и социальной ответственности. В то же время он неимеет права умножать и усугублять проблемы своих подопечных собственнойбеспомощностью, неумением, а иногда и невозможностью в силу особенностей эмоциональнойсферы наладить продуктивный межличностный контакт. Поэтому личностныеособенности так важны.
1.1 Функциональные обязанностисоциального работника
Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно.Как уже сказано, эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого онаявляется многофункциональной. Можно выделить следующие основные функции этойработы:
· диагностическая –изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени инаправленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;
· прогностическая– программирование, прогнозирование, проектирование процесса социальногоразвития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различныхинститутов, участвующих в социальном формировании личности;
· предупредительно-профилактическая(превентивная) и социально-терапевтическая — приведение в действиесоциально-правовых, юридических, психологических и других механизмовпредупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощинуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей,молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;
· организационно-коммуникативная– содействие включению общественности, специалистов различных ведомств,учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказаниюразличных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информациии налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в ихработе с клиентами;
· охранно-защитная- использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересовклиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализацииюридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправныевоздействия на клиента;
· социально-медицинская– организация работы по планированию семьи, формированию общественногоотношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовкемолодежи к семейной жизни, овладению основами оказания первой медицинскойпомощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасностижизнедеятельности;
· социально-педагогическая– выявление интересов и потребностей семей, отдельных лиц и их групп вразличных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной,технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д.,привлечение к этой работе различных учреждений, организаций,общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторовкультурно-досуговой деятельности;
· организаторская– организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь втрудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координациядеятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействиюклиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными,спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительнымиорганизациями;
· социально-бытовая– содействие в получении нуждающимися клиентами и семьями материальной и другойпомощи, улучшении их жилищных условий;
· психологическая– обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента,семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным институтамвоспитания, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью иобществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.
1.2 Требования к квалификациисоциального работника
Учитывая специфику и функции социальной работы,Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокиетребования к профессиональной подготовленности специалистов по социальнойработе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должензнать:
· основные этапы итенденции становления социальной работы как социального института в России и зарубежом;
· понятия икатегории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы,специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;
· сущность,содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы вразличных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
· профессионально-этические,организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальнойработы;
· основыпсихологии, виды и технологии психосоциальной работы;
· основыпедагогической теории и деятельности, основные формы и методысоциально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;
· основы социальноймедицины;
· основы правовогообеспечения социальной работы.
Специалист должен изучить и знать опыт:
· практическойработы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения вразличных формах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;
· организации иуправления в социальных учреждениях и службах;
· получения иобработки информации о системе социальной работы;
· проведенияанализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
· участия в исследовательско- аналитической работе соответствующего уровня;
· организации ипроведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинскойработы.
Специалист должен владеть:
· основнымиметодами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;
· основнымиметодами рациональной организации труда, принятия управленческих решений вучреждениях и службах социальной работы;
· методикойкоординации непосредственной контактной социальной работы, проведенияконсультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;
· методамипроведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
· основнымиметодами психолого-педагогической деятельности;
· методамиобразовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;
· основнымипрофессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.
1.3 Личностные характеристикисоциального работника
Исследователи (Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова и др.)выделяют три базисных компонента профессиональной деятельности личности в социальнойработе:
· личностныекачества;
· компетентность,включающая профессиональные знания, умения и качества;
· коммуникативныеумения, способности.
Важнейшей характеристикой личности специалиста является егогуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как «мерувсех вещей».
Второй важной особенностью личности следует считатьположительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степеньприятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера поличностному взаимодействию.
Третья необходимая личностная черта – высокая степеньадаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость вобщении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другогочеловека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.)в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаиватьсвои убеждения, не идти “на поводу” у партнеров по общению, малая степеньвнушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональныйкомфорт в ситуациях межличностного общения.
Специфика профессиональной деятельности в области социальнойработы такова, что в основе этой деятельности должна быть потребность помочьлюдям, облегчить их существование, поддержать чувство собственного достоинствачеловека и развивать его личную и социальную ответственность.
Проблемное поле социальной работыогромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людейразных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работникаконкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа,специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида,а также профессионального багажа специалиста.
В своейпрактике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли.Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество»,связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями,призванными заботиться о гражданине.
Одновременноработник социальной сферы – защитник интересов человека, защитник его прав иправ каждой семьи.
Также,социальный работник должен быть участником совместной деятельности, ведущим организаторомэтой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведетчеловека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляетпсихологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностейв социуме.
Учитывая необходимые личностные качества специалиста, предъявляемыетребования к знаниям и умениям профессиональной деятельности социальногоработника прослеживается значимость процесса самообразования и самовоспитания.Так как в социальной политике государства, направленной на социальную защиту иподдержку слабо защищенных слоев населения проводится ряд мер. В данныхмероприятиях проводиться рассмотрение и принятие новых законопроектов, новыхформ и методов работы. Что позволяет говорить о необходимости повышенияпрофессионального мастерства специалиста по социальной работе.
Глава 2. Пути становления профессионального мастерства социальногоработника
Социальные службы и органы социальной защиты населенияактивно занимаются повышением квалификации социальных работников при наличии уних глубокой мотивации к выполнению профессиональной социальной работы истремления к самосовершенствованию в сфере социальной защиты населения.
Процесс повышения квалификации в настоящее время получилширокое распространение в связи с повышением требований к социальным работникамсо стороны клиентов, так и руководящих органов системы социальной защиты(проведение аттестации, тарификация, использование системы поощрения ит.д.).
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом умений,навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, медицины,социологии, педагогики, экономики, права и др. Знание теории, методики итехнологии социальной работы и умение их профессионально применять в сочетаниис соответствующими личностными особенностями, качествами и свойствами могутрассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.
2.1 Профессионально-личностное развитие социального работника
Профессионально обусловленные качества являются необходимымусловием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленностьличности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура.
Существенно влияют на личностные и профессиональные качестваспециалиста пространство социальных отношений в обществе.
Можно выделить в характеристике личности социальногоработника как субъекта деятельности, следующие концептуальные основы:
· Личностьсоциального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный вконкретные социокультурные условия.
· Личность социальногоработника – это профессионализированный индивид, осуществляющий своюпрофессиональную деятельность в системе «человек – человек».
· Личностьсоциального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящаявыход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представитькак единство природного и результатов социализации и персонализации; единствосоциального, нравственного, психологического, общекультурного,профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качествличности с деятельностью.
· Личностьсоциального работника формируется, развивается, самосовершенствуется впрофессиональной деятельности, и как активный субъект этой деятельности онаизменяет себя и деятельность.
Рассмотреть ступени формирования и развития личностисоциального работника как профессионала можно на примере представленной моделипрофессионально- личностного развития (рис 1.)