ГОУВПО Донской государственный технический университетЗаочная форма обучения
Студент_____________________
Адрес________________________
_____________________________
_____________________________
группа_______________________
Шифр_______________________
(номерзачетной книжки)
Контрольнаяработа №_____
по_____________________________________
за ______курс
Вариант29.
1.Самовоспитание
Самовоспитание — этопроцесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредствомвнутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно ненасилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как двестороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек можетсамообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческойдеятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят квысоким творческим результатам.
Воспитание исамовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированиюготовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, кформированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннемдетстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения,установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п.,т.е. ребенок получает эталоны «хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мыначинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихсячувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоениеновой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемыеустановки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать иреагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии«самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, егоспособность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание — лишьусловия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы,педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущиесилы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка косуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен ужес рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда«сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творитьчто-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствиис сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания,способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков споступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям,правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелостьчеловека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитаниепредполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет;осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитаниеосуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основесформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнениемпрограммы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
К методамсамовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает:самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опираетсяна: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление,самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулированиепредполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание,самоограничение.
Подросток не выступаетв качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируетсявнутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может илиактивно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставатьсяпассивным.
Понимание указанныхположений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются наразвитии личности, стали подразделять на две группы — внешние и внутренние.Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развитиячеловека. Природные склонности, способности и задатки, а так же всясовокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешнихвоздействий, относятся к внутренним факторам.
С этой точки зрениядолжно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитииличности только при условии, если оно оказывает положительное влияние навнутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активностии собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию вконечном итоге и определяют его личностное развитие.
Из этого следует — иэто необходимо подчеркнуть, — что процесс развития личности по существуприобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека стем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек еговыращивает — оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этотрост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
Самовоспитание — высшаяформа самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивногообщественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизниобщества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеалпобуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитаннойличности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие;творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Работа по нравственномусамовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающемпедагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания;включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивноепривлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств испособностей; формирование объективной самооценки; обучение методикесамостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение,самоосуждение).
В младшем школьномвозрасте границы самовоспитания определяются появлением нового видадеятельности — учения. Оно направлено на развитие волевых качеств,ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному идобросовестному выполнению учебных заданий.
Существуют правила способствующиесамовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогатьродителям.
2. Выполнять требованияучителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личныеинтересы коллективным.
5. Всегда и всюдупроявлять добросовестность.
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть,когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, нопомнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать принеудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других,если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если незнаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Силачеловека в правде, слабость его — ложь.
2. Быть трудолюбивым!Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, изпоражений выкует победу.
3. Быть чутким изаботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошоотносишься.
4. Быть здоровым ичистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до поясахолодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй напрогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным,тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач вигре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться безстарания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться сосверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себянедостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо,когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глазачестным людям.
5. Критиковать других,если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой(не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждыйсвой день.
3. Оценивать своипоступки.
4. Сначала думать, апотом делать.
5. Браться вначале засамые трудные дела.
В.Гете утверждал:“Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человекузнание самого себя?
1.Объективно оценитьсебя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2.Не допускать ошибок,разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить своепризвание, безошибочно выбрать профессию.
4.Не претендовать наособое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство — показатели объективной самооценки.
5. Искать причинынеприятности в себе, а не в других.
От самопознания ксамовоспитанию
Нет ничего болеесложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самогосебя» — учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролироватьсвое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективнооценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологическийпотенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типомвысшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однакосистематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек можетрассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.
Хочу напомнить об однойинтересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей идевушек. Юность — это возраст, когда человек пытается познать самого себя,определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этомможет помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.
Дневник — великолепноесредства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике людиобычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всегонедостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.
Вот какие признания мынаходим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневникевеликого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например,следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании.
«1. Спокойствиесовершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах ипоступках.
3. обдуманность вдействиях.
4. Решительность.
5. Не говорить о себебез нужды ни одного слова.
6. Не проводить временибессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать толькона необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечердобросовестно давать себе отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастатьни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
И мы знаем, что всюжизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасноуправлять своими поступками, кправлять собственной личностью.
У Льва Толстого вюношеском дневнике также содержится интересная программа самовоспитания.Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, ачтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитиемсвоих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своегоразвития».
Прочитывая впоследствиидневник, человек может сравнивать свои достижения в самовоспитании споставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой замечает: «Ядурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, какребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывкамибез связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен,груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я неаккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почтинеодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не былосновательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни умаделового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когдаотклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Ноесть вещь, которую я люблю больше добра, славу».
И дальше Лев НиколаевичТолстой составляет для себя программу: «Что назначено непременно исполнить, тоисполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда несправляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставьпостоянно ум свой действовать со всею возможною силой».
Таким образом, дневникэто не только способ самоанализа, но и своеобразная план — программасамоизменения. Самоанализ ради самовоспитания.
Возникает вопрос: анасколько человек может изменить себя, изменит свой характер, обуздать свойтемперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких. Известно, например,что великий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным,уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, чтоэто не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что этизамечательные черты — результат самовоспитания. Вот что он писал своей женеОльге Леонардовне Книппер — Чеховой:
«Ты пишешь, чтозавидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня характеррезкий: я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибораспускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывалчерт знает что». Это признание неожиданно от мягкого скромного, умного,деликатного Чехова. Среда, в которой рос и воспитывался Антон Павлович, как вызнаете, не способствовала появлению таких черт характера.
Очевидно, понятно какважно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программаи применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.
Таким образом,результатом самовоспитания является личность. Смысл самовоспитания, такимобразом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы вобщество.
Самовоспитание человекасостоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложенпотенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное влюбой личности — устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое неявляется основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутреннийфеноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и вбольшей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.
Самовоспитание — целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личностии категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Значительно упрощаеттрудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумногосамопринуждения.
Метод разумногосамопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребностьвыполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и кработе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнениюдомашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительнымделам).
Непрост в реализацииметод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным ималоэффективным. Но постоянный контроль, за своим поведением в обществе инаедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица,жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто ненаблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиватьсясобственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными,помыкать слабым и зависимым.
Факторы побуждающиеличность к самовоспитанию
Учащиеся начинаютзаниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу исамооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннеевлечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно этопроисходит в подростковом возрасте. Нельзя не учитывать так же того, чтоотдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессесамовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительныхдействий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание.
Какие же факторыпобуждают учащихся к самовоспитанию?
1. Требования, которыепредъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы,моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для неепритягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытиявопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какимисвойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы укаждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которогопобуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2. Важным стимуломсамовоспитания являются притязания личности на признание своего достойногоместа в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, еслиони имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать.Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять ихуспехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому членуколлектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех илииных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалятьего положение в классе или школе и вызвать у него раздражение ипротиводействие.
3. Положительноевлияние на побуждение учащихся к самовоспитании. Оказывает создание атмосферыопределенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работесоздает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенноготворчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятсязакрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к ихпреодолению.
4. Немаловажную роль встимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показываютсверстники, а также учителя в общественной, нравственной ихудожественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление кличностному развитию.
5. Побуждают к активнойработе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы,обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества,дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Указанные факторы по-разномувлияют на стимулирование подростков и старших школьников к самовоспитанию. Темне менее, в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося ипробуждать у них стремление и потребность в работе над собой. [6, 103-117]
Способности и задатки
Способности — этоиндивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех вдеятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут сведенык знаниям, умениям, навыкам, имеющимися у человека, но способности обеспечиваютих быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности — прижизненные образования, их развитие идет в процессе жизни, среда и воспитаниеактивно формирует их.
Только под влияниемнаучно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учетеособенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов,учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие видыдеятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
Выделяют следующиеуровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умениеусваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности иобщения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Носледует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого инаоборот.
Разные видыдеятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностейчеловека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится взависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностьюновые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают рядпоследующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такиепротиворечия возникают между возрастными физическими и духовными возможностямии старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новымипотребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями ипотребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижениячеловека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных имобъектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и самрастет; в творческих добродетельных делах важнейший источник его роста.«способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без егоучастия».
Итак, у человека отприроды имеются определенные склонности, способности и творческие задатки,которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной областидеятельности: в отдельных видах искусства, труда, умственных занятий. Задаткиперерастают в способности вследствие упорного труда самого человека вкупе своспитательной работой преподавателя или родителя.
Главенство эстетическихценностей для развития творческой личности.
Большое значениеискусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признаетсяучеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов,данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяютпредположить, что художественная деятельность подростка благотворно сказываетсяна развитии определенных интеллектуальных и творческих способностей.Следовательно, приобщение к искусству важно не само по себе, а в качествепредпосылки одного из мощных средств воздействия на становление и развитиеличности.
Специфическая рольискусства в формировании мировоззрения отмечалась Л.С. Выготским, которыйсчитал, что именно посредством искусства самые интимные сферы личностивовлекаются в процесс осуществления общественных целей и задач. Посколькуискусство — своеобразная модель человеческой культуры, концентрированноевыражение идеала эпохи, то приобщение к художественным ценностям способствуетразвитию потребности в активной деятельности по законам красоты. И этопоследнее особенно важным представляется в подростковом возрасте, когда напервый план выступает потребность в практическом действии.
С начальных классовактивно осуществляется работа по формированию творческой личности. У ребятобращают внимание на красоту и художественные особенности произведенийискусства, побуждают высказывать свое мнение о том, какое произведение лучше,какая музыка по их мнению лучше и т.д. так у детей появляется потребность вприобщении к искусству.
Развитиепотребностно-мотивационной сферы в области формирования творческой личностиучащихся на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. Вэтих классах значительно расширяется диапазон ознакомления учащихся сразличными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочныхмнений об их художественно-эстетических достоинствах, что, естественно,укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к эстетически-духовномубогатству общества. Старшеклассники начинают и осознавать, и эмоциональнопереживать положение, что художественно-эстетическое развитие являетсясущественной стороной культуры человека, и стремятся активно работать над собойв этом направлении.
Что для подросткаискусство? Прежде всего, искусство — исключительное средство самовыражения: оноспособствует таким образом самоутверждению и пробуждению индивидуальногомышления. Оно также согласуется с доминирующей ролью воображения. К тому жеэстетическое созерцание — один из видов бескорыстно деятельности, котораялюбима молодыми людьми. Она порождает в них огромную радость, так как опираетсяна одно из основных их качеств: восхищение, которое позволяет индивидуподняться «над собой» и открывает ему некий абсолют.
Подростки ценят красотуне только тела, произведений искусства или природы, но находят ее и в техобластях, которым взрослые в ней отказывают, например, в знаниях или движениях.Бесспорно, что красивый жест или стройность доказательства никогда не оставляютмолодого человека равнодушным. Молодежь не представляет себе ни морали, ниистины вне эстетики.
Примат художественныхценностей, как представляется, соответствует определенному моменту онтогенеза.Следы его можно заметить даже у самых прозаичных натур. В случае же егогипертрофированности, он порождает менталитет эстета или сноба. Однако еслиреальные способности подкрепляют осознание прекрасного и стимулируют новыйвзрыв творческого начала, которое бурлило уже у ребенка, расцветают юношескиепроизведения, которые, не достигая полноты шедевра, позволяют художнику открытьосновные темы своего вдохновения через идеализированное отображения его «я».
Зачатки самовоспитанияприсутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще неможет осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что егоповедение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со сторонывзрослых.
В юношеском возрасте,когда личностные качества человека в значительной степени сформированы,самовоспитание становится более осознанным. К тому же в процессе выработкипрофессионального самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребностьв самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности всоответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу,ближайшему окружению, группе.
Есть мнение, чтосодержание самовоспитания формируется в результате предшествующего опыта воспитанияличности в целом.
/>Этапы самовоспитания
Процесс самовоспитания включаетв себя несколько взаимосвязанных этапов.
1. Первый этап — принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимостиличностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможноосуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение(уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой.Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала(модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе ужесформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззренияи под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или примердля подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель),которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может бытьдостаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либоприсутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде,общении, компетенции и пр.).
2. Второй этап — самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером дляподражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремитсяпознать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровняразвития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность ихдиагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя,свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. Врамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностныхориентиров человека.
3. Третий этап — выбор средств,составление плана.
Человек делает ответственныйвыбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболееполно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательнойили профессиональной деятельности. Этот этап включает и формированиенеобходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение техили иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила ипринципы, которые определяют поведение и поступки человека в различныхситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а такжесформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой.Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чемпредстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные срокидостижения намеченного.
4. Четвертый этап — реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная надостижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.
Эффективность же самовоспитаниявыявляется в процессе последующей личностной самооценки.
2.Понятиесамосозидания и самостроительства и препятствия на их пути
Созидание — высокое значениеслова, означающее создавать через творческие усилия.
Самосозидание — творческие усилия,направленные человеком на самого себя. Самосозидание требует способностей крефлексии на самого себя, на других, а также на те значимые для саморазвитиячеловека сущности Великого поля общественного сознания, которые могутпродвинуть человека в его стремлении к созиданию себя как личности.
Самосозиданиеосуществляется с помощью самоанализа, самопознания, самосознания, самообучения,самоопределения, самоконтроля, самоограничения, самостоятельности, самостоянияи других внутренних побуждений человека, направленных на самого себя. Помимовсех этих значимых для самосозидания личности понятий, нельзя обойти и такиепонятия, как самоидентификация, самообособление и самоотчуждение. Весь наборпонятий имеет два акцента: на первую часть всех перечисленных слов — сам-и само-, а также на привязанную к ней столь же значимую часть суказующим смыслом того, что же осуществляет этот «сам».
Сам — местоимение, употребляемое присуществительном или личном местоимении, обозначает, что именно это лицонепосредственно участвует в действии (вспомним: еще в раннем возрасте ребенканаучают отстаивать свою самость: «Я», «Я сам», — заявляет он всякий раз, когдахочет испытывать свою самостоятельность).
Само- — первая составная часть сложныхслов, кроме прочих значений обозначающая направленность воздействия на самогосебя.
Самосозидание всегда требуетот человека сосредоточения на своих особенностях, которые он помышляет развитьили от которых хочет избавиться.
Самосозидание требуетот человека человечности — свойства человеколюбия. Человечный человек— внимательный, отзывчивый, чуткий к другим людям. Только подлинная личностьобладает человечностью.
Размышляя наддвоичностью сущности человека, я в свое время пришла к пониманию того, что вэтой связи человек должен обладать набором качеств, презентирующих его каксоциальную единицу и как уникальную личность. Эти качества, присутствуя вчеловеке и взаимодействуя друг с другом, и должны созидать то уникальное в нас,что мы называем «личность». За всеми качественными характеристиками должныпросматриваться присущие человеку ответы его двоичной сущности.
Как существо родовое,как социальная единица, включенная в общеродовое «мы», человек должен бытьориентирован на отношения, удачно выраженные К. Марксом моделью: человек —род — человек. Эта модель явственно демонстрирует взаимную обусловленностьотношений людей родовыми ожиданиями.
В этой связи считаюправильным, обращаясь к самосозиданию человека, обсудить в первую очередь неочень популярные сегодня в нашей обыденной жизни такие качества, как смирение ипослушание.
Смирениеи послушание выступают как ценности православия итрадиционной культуры обыденной жизни людей многих стран, исповедующихправославие.
В православии смирениеи послушание чаще именуются смиренномудрием. Бесконечноесмиренномудрие рождает в душе ...
Творчество — феноменологическаясущность личности
Творчество— глобальная проблема, которую стремятся постичь многие философы,искусствоведы, психологи, физиологи и другие представители наук,заинтересованных в постижении этого феномена.
Исследователей, глубокоизучающих проблему творчества, жаждущих познать его истинную сущность, такмного, что их идеи не поддаются системному обзору — обязательно специалист,взявшийся за этот труд, упустит или не посчитает нужным обратиться к тому илииному автору, который также принял участие в попытке постичь суть этогофеномена — явления, процесса, деятельности, созидания бытия.
Я понимаю творчествокак феноменологическую сущность личности.
Если общественноеединство является носителем традиций, определяющих устойчивость и непрерывностьобщественного бытия, то носителем «временной изменчивости», творческойактивности становится отдельная личность в лице ее индивидуальной свободы»1.
По своему человеческомутемпераменту я была бы готова сразу начать с изложения своего видения этогоБожьего дара в человеке. Однако как существо социальное и как человек, уважающийтрадиции, прежде приступлю к некоему обзору исследований творчества.
Полагаю, что будетверным предупредить моего читателя, о чем я имею намерение говорить в этойчасти моего труда.
Во-первых, следовало бы вкачестве предтечи к обсуждению творчества обратиться к тому, о чем думали ипродолжают думать ученые далекого и недавнего прошлого. У меня при этом нетзадачи назвать всех размышляющих по этому поводу. Я хочу лишь сделать значимыедля меня акценты.
Во-вторых, считаю правильным длясебя коснуться предпосылок к творчеству.
В-третьих, считаю обязательнымдля себя обсудить социально-исторические детерминанты творческой деятельности.
В-четвертых, считаю обязательнымдля себя обратиться к обсуждению внутренней позиции человека, включенного втворчество как деятельность.
В-пятых, считаю правильным для себяобратиться к проблеме творчества, сопряженного с чувством личности.
Заключение
Подводя итогипроделанной работы, хочется отметить тот я думаю, неоспоримый факт, что задаткитворческой личности есть у каждого человека. Нужно эти задатки обнаружить иисходя из них, формировать свою неповторимую творческую личность. Пожалуй, нестоит вкладывать в понятие «творческая способность личности» толькохудожественно — эстетическую направленность. Творчество присутствует в любойработе, во всяком учении, стоит лишь немножко включить воображение. Буквальнонедавно беседуя с дворником, расчищающим снег я спросил есть ли в его работеэлемент «творческости», и он ответил: «Конечно, есть. У меня есть кучасвободного времени для того, чтобы сочинять стихи, придумывать модели ручныхснегоочистительных машин, и все это, заметь, на свежем воздухе. А еще, встаньповыше, посмотри, как расчищены дорожки на детской площадке…. ». Я посмотрел,оказалось, он расчищал их в форме звезды, «лучи» которой вели от центра кподъездам домов на строго определенном расстоянии друг от друга.
Итак, самовоспитание — педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка кработе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталсявыделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.
Во-первых, этоосознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, котораятребует самовоспитания..
Во-вторых, овладениенавыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочудобиться успеха.
В-третьих, составлениепрограммы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесьтребуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судишь о себе, верные лицели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.
В-четвертых,организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственныйэтап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельностижелание стать лучше останется только желанием.
В-пятых, надо включитьсамовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап переходавоспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работатьнад собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Таким образом, если убедитьсебя в необходимости самовоспитания, то процесс формирования творческойличности будет протекать более эффективно.
Таким образом,самовоспитание является неотъемлемой частью развития творческих способностейличности. Самовоспитание помогает подростку справиться с собственной ленью,побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что вбольшей степени обуславливает уровень профессионализма в той или инойтворческой деятельности, т.е критично относясь к своей деятельности человеквидит где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путьдля своей творческой деятельности.
Списоклитературы
1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006.
2.Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. — СПб.: Питер,2006.
3.Дебесс М. Подросток. — 20-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
4.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Мн.: Высш. шк., 1986.
5.Малахова И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность.Мн.: «Беларуская навука», 2003.
6.Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика \ уч. пособие.И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002.
7.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие.(Серия «высшее образование».) — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
8.Харламов И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. — 3-еизд. — Мн.: Высш. шк., 2005.
9.http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
10.www.vfly.ru/book/lichnost_samosozid_i_tvorch.htm
11.www.ageyev.kz/books/Deyatelnost/Chapters/7/7.6.htm
12.revolution./psychology/00021451_0.html