Учреждениеобразования « БГПУ им. М.Танка»
Контрольнаяработа
«Рольсамооценки в самовоспитании»
Студентки 212группы,
заочногоотделения,
факультетанародной культуры
Шило СветланыВикторовны.
Минск2007г.
Возрастнаяпсихология — это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии,теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу изакономерности психологической жизни человека.
Возрастнаяпсихология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе.Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущиефакторы развития психологических процессов и свойств личности человека наразных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастнойпсихологии: детская психология, психология младшего школьника, психологияподростка, психология юности, психология взрослого человека.
Я выбрала дляизучения психологию юности. В это период завершается подготовка ксамостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выборпрофессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. Врезультате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраиваетсявся система отношений с окружающими людьми и изменяется отношение к самомусебе. Из-за этой социальной позиции изменяется отношение к школе, к общественнополезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь междуинтересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
В результатепсихологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человекаи формирование его личности происходит в первую очередь в результате активноговзаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человекасоотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияниесоциального фактора на психологическое развитие человека усиливается.
Разновременнаяпоследовательность биологического и социального созревания находит выражение впротиворечиях, которые чаще наблюдаются в юношеском возрасте.
В юношествевыделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя юность ), другая — награнице со зрелостью ( старший юношеский возраст ), которую можно рассматриватьв качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характернаподготовка к самостоятельному жизненному пути ( накопление необходимых знаний,умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иныхкачеств личности и т.д. ). Для второй — участие в производительном труде ииспользование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний,стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качествсвоей личности. самовоспитание старшеклассник самооценка
Знакомство с этойтемой следует начать с объяснения психологического понятия возраста как качественнойхарактеристики психики человека, которая отличается от житейского представленияо возрасте как о количестве прожитых лет. Некоторые дети вступают в подростковыйпериод начиная с IV, даже с III класса, другие — позже – с V класса. Переход в следующийвозрастной период – ранняя юность – у некоторых детей начинается уже в VII классе, другие остаются подросткамивплоть до IX – XI класса.
Далее, раскрываяпсихологические особенности подросткового возраста полезно конкретизировать понятиеличности, которое изучается в курсах общей психологии и педагогики. На формированиеличности подростка социальные факторы оказывают ведущее влияние, а биологические– апосредованное. Социальными факторами психологического развития являются: переходв среднюю школу и связанные с ним изменения учебной деятельности, общения школьникови учителей; происходит изменение положения ребёнка в семье: с ростом физическихи умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение болеесложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
К биологическимфакторам относятся: начало полового созревания, а также связанные с ним бурное развитиеи перестройка всех органов, тканей и систем организма. Неправильно объяснить поведениедетей в этом возрасте только началом полового созревания. Агрессивность по отношениюк старшим, негативизм и т.д. появляются не из–за самого по себе полового созревания,а через посредство социальных условий существования подростка: его статуса в коллективесверстников, взаимоотношений со взрослыми и т.д… Преобразуя последние, можно воздействоватьна поведение подростка.
Резкое увеличениеотрицательных поступков детей при переходе в подростковый возраст –непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и др. –делает этот возраст трудным для учителей. В ходе изучения этой темы важно понять,что за каждой внешней реакцией учащегося стоит своя психологическая причина, которуюлегко упустить, если ограничиваться только моральной оценкой поступков. Тедействия подростков, которые на первый взгляд оцениваются как «некультурные», «глупые»,«вредные», «необъяснимые», на самом деле имеют прежде всего психологическое объяснение,вытекающее из особенностей данного этапа становления личности.
Главная трудностьздесь заключается в обретении хорошо знакомой для зрелого человека и как раз отсутствующейу подростка внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознания и самоуважения,которые и делают человека способным поступать самостоятельно, в одних случаях отстаиваясвою правоту вопреки сопротивлению окружающих, в других случаях спокойно, без глупогоупрямства принимая их требования.
Самосознание– сложная психологическая структура, включающая в себя, во-первых, сознаниесвоей тождественности (его первые зачатки появляются у младенца, когда онначинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения,вызванные собственным телом ), во-вторых, сознание собственного «я» какактивного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств икачеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически. Ноформируются они не одновременно. Зачатки сознания тождественности появляютсяуже в младенческом возрасте, сознание «я» — примерно с трех лет, когда ребенокначинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психическихкачеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте.Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из нихнеизбежно видоизменяют всю систему.
Ужеподросток, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес ксобственному «я» и его свойствам. В частности, он совершенно по-новому начинаетвоспринимать свой физический облик, свое тело. Этот повышенный интерес частосохраняется и в ранней юности. Придирчиво изучая свою меняющуюся внешность,юноши и девушки часто испытывают сильное беспокойство по этому поводу. Оченьмногие хотели бы изменить свой облик. Особенно важны для них такие качества, откоторых зависит престиж и популярность у сверстников. Многих юношей и девушектревожат маленький рост, полнота, прыщи на лице и т.д. Особенно тяжелыепереживания выпадают на долю поздно созревающих мальчиков; задержка появлениявторичных половых признаков не только понижает их престиж у сверстников, норождает чувство личной неполноценности. Эти переживания, как правило, держатьсяв тайне. Образ собственного тела — гораздо более важный компонент юношеского самосознания,чем это обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормальногоразвития оборачивается для многих настоящей «трагедией нормы».
Самосознаниеи самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую ониполучают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становитьсяребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки насамооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложныхморально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность,уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свойум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).
Как иподросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что онспособен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмеритьуровень своих притязаний с достигнутым результатом («Если я не спасовал втрудной ситуации, значит, я не трус; если взялся за трудную задачу и осилил ее,значит я, способный»). Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняеттакую проверку. Многие нелогичные, с точки зрения взрослых, поступки — опасноеозорство, лихачество — объясняются не столько желанием выделится в глазахдругих, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своейрешительности, отваги т.д.
Второй путьсамооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Ужеподросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том,что расходятся не только частные оценки, но и сами их критерии. Поступок,мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом.Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.
Образысобственного «я», как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное «я»(каким я вижу себя в данный момент), и динамическое «я» (каким я стараюсьстать), и идеальное «я» (каким я должен стать, исходя из своих моральныхпринципов), и фантастическое «я» (каким я хотел бы быть, если бы все быловозможно), и целый ряд других представляемых «я». Даже самосознание зрелойличности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны. В юностидело еще сложнее. Иногда юноша пытается познать себя путем самонаблюдения,самосозерцания. Рост саморефлексии, повышенного интереса к себе вообще типичендля ранней юности. Это обнаруживается и в появлении интимных дневников (удевушек значительно чаще и раньше, чем у юношей), и в «примерке» к себе образовхудожественной литературы (если подросток идентифицируется с поступкамиперсонажей, то юноша — с мотивами и переживаниями), и в растущем интересе квнутреннему миру других людей.
Некоторыепсихологи склонны отрицательно относится к юношеской саморефлексии, усматриваяв ней опасность самоизоляции, ухода от действительности в воображаемый мирмечты. Внутренний мир пятнадцатилетних, при всей их кажущейся беззаботности,достаточно сложен и хрупок. Сами нормы психического здоровья у них несколькоиные, чем у взрослых. У юношей и девушек гораздо выше, чем у младших возрастов,общий уровень тревожности. На пубертатный возраст приходится немалое числодеперсонализации и психического отчуждения. Расставание с детством нередкопереживается как ощущение потери чего-то, нереальности собственного «я»,одиночества, непонятности и т.п.
Не следует,однако, переоценивать эти моменты. Трудности юношеского возраста — этотрудности роста, которые успешно преодоливаются, не говоря уже о том, что ихиспытывают не все и не обязательно так болезненно. В целом это очень счастливыйвозраст. Реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существуетлишь у юношей с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к этому всвязи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохиечеловеческие контакты). Хороший учитель может эффективно помочь таким ребятам,незаметно включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формыобщения с другими. Однако всякий нажим или грубое вмешательство принесет толькодополнительную травму. У большинства же юношей и девушек, воспитывающихся внравственно здоровой атмосфере, в условиях дружного комсомольского коллектива,психологическое обособление и саморефлексия не только не мешают общению, носпособствуют его углублению и росту его избирательности.
Самоанализ неследует смешивать с бесцельным самосозерцанием. Открытие себя как неповторимоиндивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, вкотором этой личности предстоит жить. Юношеская саморефлексия есть, с однойстороны, осознание собственного «я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности?За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны, осознание своего положения вмире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Чтоя должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первыеобращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, подросток. Вторые,более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализстановится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализчасто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но самапотребность в самоанализе — необходимый признак развитой личности и предпосылкацеленаправленного самовоспитания. Читая юношеский дневник Н. А. Добролюбова илисравнивая повесть Л. Н. Толстого «Юность» с его же дневниками, можнопосочувствовать внутреннему драматизму авторов, постоянно неудовлетворенных собой,не справляющихся с поставленными перед собой чрезмерными, пусть иногда наивнымизадачами. Но нельзя не видеть, что глубина этого самоанализа отражает сложностьличности, а высокие требования к себе – одно из условий будущих достижений.
Глубина иинтенсивность юношеской саморефлексии зависят от многих социальных (социальноепроисхождение и среда, уровень образования), индивидуально-типологических(степень интро-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания,отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношение которых ещенедостаточно изучено. Если одни юноши тянуться к уединению, то другие,наоборот, панически бояться его, не могут даже короткое время оставаться водиночестве, так что возникает подозрение, что общение служит им ( разумеется,бессознательно) средством убежать от собственных проблем, которые они, понедостатку рефлексивности, не в состоянии осмыслить. Основная же масса находитьсягде-то посередине. Воспитатель должен знать и учитывать эти различия.
Исключительноважной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщённая самооценка, степень принятия или непринятия себя какличности. Высокое самоуважение — не синоним зазнайства или некритичности. Оноозначает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительноотноситься к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает постояннуюнеудовлетворённость, презрение к себе, неверие в собственные силы.
Уровень самоуважения,свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок, являетсяотносительно устойчивым, хотя длительные удачи или неудачи могут, соответственно,повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют многие факторы,действующие уже в раннем детстве — отношение родителей, положение средисверстников и другие. В юности, в связи с ломкой прежней системы ценностей и новымосознанием своих личных качеств, представление о собственной личности подвергаетсяпересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания,переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе и т.д. Этабеспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызываетмногочисленные конфликты и разочарования. Только путём многочисленных проб и ошибокмолодой человек постигает (обычно уже позже, за пределами школы) меру своих реальныхвозможностей.
Но как ни неприятнабывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженноесамоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым.Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общениии стремятся закрыться от окружающих, выставив вперёд какое-то ложное лицо, маску.Необходимость играть роль усиливает внутреннюю напряжённость. Такие люди особенноболезненно реагируют на критику, смех, порицание, на то, что думают о них окружающие.Чем ниже самоуважение человека, тем больше вероятность, что он страдает отодиночества. Пониженное самоуважение делает весьма невысоким уровень социальныхпритязаний личности, побуждает её уклоняться от всякой деятельности, в которой имеетсямомент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели,так как не верят в собственные силы. А это, в свою очередь, подкрепляет их заниженнуюсамооценку.
Пониженное самоуважениеотнюдь не то же самое, что застенчивость. Если учитель заметил у кого-то из своихучеников признаки пониженного самоуважения, нужно обязательно постараться создатьситуацию, в которых юноша получал бы ощутимое доказательство своей социальной ичеловеческой ценности, чтобы блокировать этот опасный для личности процесс. Перспективныйпуть здесь – включение в активную общественную деятельность в комсомольской организации,особенно шефская работа с пионерами, которая создаёт возможности для старшеклассникаосознать свою «нужность» младшим товарищам.
Теперьобратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами психологии, и вчастности проблемами юношеской психологии и роли оценки и самооценки,самопознания в самовоспитании старших школьников. Вот что пишет Н.Ф.Добрынин:«Можно считать, что возрастные особенности выражаются прежде всего ванатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития.Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, ксамому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этогодля данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности,интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всемуокружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяетсявзаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт,учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения,но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно дляподростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе,окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно вбольшинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает егодейственной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы приизучении юношеского возраста поставить в след за изучениеманатомо-физиологических изменений вопрос об представлении о себе в этомвозрасте.
Юношескомувозрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо отметить некоторыеособенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладаниеувеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возрастапостепенно уменьшается. У юноши при нормальных условиях жизни уже нетдиспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести инесоразмерности движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнениипозволяют успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения.Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первогопериода полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным,во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, ужене являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят номеньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, чтоприрост веса становится больше относительно прироста роста, значительноуменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются. Исходя из сказанного, яделаю вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляюттой первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своейактуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходятвнутренние качества. Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что напервой место ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человекпонимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики,… прически, занятийспортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннеесодержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннеесодержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а наличные качества человека».
Ростсамосознания — это характерная особенность личности старшего школьника. Уровеньсамосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающимлюдям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокиетребования к моральному облику взрослого и сверстника. Особенно высокиетребования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествамодноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассниковморально-волевых качеств, своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники воценке свойств, своих одноклассников, моральные качества предпочитают волевым.Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральнымкачествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву дляформирования моральных установок, чувств старшеклассников.
Обнаружили иполовые различия в оценке личностных качеств. Подавляющее большинство девушекоценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей этатенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса вкласс количество таких оценок увеличивается.
В том жеисследовании учащимся 8-х — 10-х классов предлагалось оценить в баллах радпроявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, чтовосьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, этообъясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования кморально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассниковна 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит овзрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Дляличности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеетбольшую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. В самооценкестаршеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своихнедостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт наиболее частовстречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу вбеде’, то есть на первый план выступают те качества, которые важны дляустановки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.).
Завышеннаясамооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственныхспособностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, чтои в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяютсяуспехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант;даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие своидостижения.
Так же, как изавышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу.Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты испособности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Самооценка — это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды.В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступениразвития самосознание становиться самооценкой. Самосознание — это знание ксебе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляетсяоно в виде самооценки. Исходя из этого И.С.Кону, по моему мнению, наиболеедоступно и правильно удалось описать и рассказать о развитии самосознания иобраза «Я» у юношества. «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» уюношей связан не только с половым созреванием как считала биогенетическая школав психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, итем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходиттеперь, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременносоциальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращаютвнимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники.Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровняпритязаний — вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?».
В этот периодпроисходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякоеуправление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда присамоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то естьсамосознание.
Ценнейшееприобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Открытие своеговнутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызываеттакже много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своейуникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, ононередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении иодновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении. Становлениеличности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я»,то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» (иногда его называюттакже «понятие «Я» или «я — концепция») — сложное психологическое явление,которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупностьсамооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание,сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности иперспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?»
Вместе с темон всё больше и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках другихлюдей. В особенности своих товарищей, в тесном общении с которыми формируетсяего личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями. Критика исамокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены внужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.
Исходя изслов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина, и моих личных соображений, можно подвести итог опсихологическом состоянии личности юноши. К этому периоду у него уже достаточноопределенны и стойки особенности характера, способностей, темперамента.Физически формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется«ценнейшее приобретение — открытие своего внутреннего мира». Происходит переходот внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управлениянеобходима информация, которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире.Размышляя он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель вжизни. Для того чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себехорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагаетсравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут бытьдостигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендоватьна высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Старшийшкольный возраст — это возраст интенсивного формирования мировоззрения. Устаршеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливопроявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. Вданный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желаниеобобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такоеположение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, ипрежде всего развитием понятийного мышления. Высокий уровень развития самосознаниястаршего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию.
Потребность всамоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать своизнания о себе.
Юноши идевушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своихчувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности.Они часто просят учителей объяснить им: «как узнать свой характер, что быправильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильныйхарактер?»; «Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умныхлюде?»; «Как освободиться от дурных привычек?».
Однакосамовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так какэтому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:
1.Стремлениепроявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегдаположительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которыйрекомендуют взрослые;
2.Чуткость,восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива истремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему(«Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);
3.Стремлениек идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность вмалом, незначительном;
4.Желаниеформировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявлениедетской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции кпреувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
Несмотря нато, что старшеклассники более ответственно и планомерно, чем делают подростки,занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении состороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которыеподскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание присамовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание не обязательнодолжно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться стоварищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролироватьдруг друга.
Рольсамооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной.Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества,которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оцениватьсвои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время незавышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбратьпрофессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценкипо этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценкатоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большейстрогостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшениясвоих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышеннаясамооценка будет давать совсем, противоположный результат по сравнению садекватной и неадекватной заниженной самооценкой.
Завышеннаясамооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и нетолько. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет навысоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием егоокружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всёэто приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Он будет считать, что унего нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению сдостоинствами.
Учение — ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются.Для старшеклассника учёба, приобретение знаний становится теперь прежде всегосредством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.Старшеклассники определяют школу более функционально, как «учебное заведение,где дают знания и воспитывают из нас культурных людей».
Кругинтересов и общения старшеклассников всё больше выходит за пределы школы, делаяеё только частью, но существенной частью, его окружающего мира. В среднихклассах школьников, главные интересы которых сосредоточены вне школы,сравнительно не много, и такие факты воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых,десятых классах это уже статистически нормальное явление. Школьная жизньрассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотястаршеклассники ещё принадлежат школе, референтные группы, с которыми онмысленно соотносит своё поведение, всё чаще находятся вне её.
Значительноболее сложными и дифференцированными становятся в юношеском возрасте отношениек учителям и с учителями. Как и родители, учитель имеет в сознании ребёнканесколько «ипостасей», соответствующих выполняемым учителем функциям:
заменародителей;
власть,распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
авторитетныйисточник знаний в определённой области4
старшийтоварищ и друг.
В принципестаршеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированнымиотношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает ипреподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нетэмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику очень хочетсявстретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований ктакой дружбе всегда высок.
Привязанностьк любимому учителю часто имеет характер страстного увлечения и безоговорочнойпреданности. Но таких привязанностей не может быть много. У большинствастаршеклассников тесная эмоциональная связь существует с одним — двумяучителями, и с возрастом этим отношения становятся всё более избирательными.
Вывод
Юношескийвозраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающийсамостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношескийгоды счастливыми и творческими или же останутся в памяти старшеклассника какзаполненные мелкими конфликтами, унылой зубрёжкой и скукой, -во много зависитот атмосферы, царящей в школе, от его отношений с учителями.
Я убедилась,что самооценка играет большую роль в становлении личности человека. И сделалвывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна вбольшинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценкавстречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывносвязано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить.Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я», а сдругой стороны — осознание своего положения в мире. Первые обращенные к себевопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общиемировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становитсяэлементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ частоиллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но самапотребность в самоанализе — необходимый признак развитой личности ицеленаправленного самовоспитания.
Списоклитературы
1.ИващенкоФ.И. О психологии воспитания. Мн., 1993. С. 4-10.
2.ИващенкоФ.И. Психология трудового воспитания. Мн., 1985. С. 27-47. ( Формированиеличности в процессе воспитания.)
3.КозловаО.Н. Введение в теорию воспитания: пособие для учителей. М., 1994
4.КорниенкоН.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск,1993.
5.КочетовА.И. Как заниматься самовоспитанием. Мн.,1991.
6.ОрловЮ.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
7.ПетровскийА.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1982. С. 27-40.
8.ПоляковС.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. С. 94-113. Психология воспитания/Под ред. В.А. Петровского. М., 1995.
9.РубинштейнС.Л. Психологическая наука и дело воспитания// Рубинштейн С.Л. Проблемы общейпсихологии. М., 1973. С. 183-193.
10.Семьяв психологической консультации/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989.С. 19-29.
11.СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983.
12.ТитаренкоВ.Д. Семья и формирование личности. М., 1987.
13.ФранклВ. Человек в поисках смысла. М., 1990.
14.ФроммЭ. Человек для себя. Мн., 1992.
15.ЧесноковаИ.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
16.ЯкобсонС.Г. и др. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляцииповедения дошкольников// Вопросы психологии. 1997. №3. С.3-11.