Реферат по предмету "Психология"


Роль семьи и школы в формировании потребностей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Курсовая работа
На тему: Роль семьи и школы в формированиипотребностей
Выполнила
Студентка3-го курса
Гуманитарногофакультета 783 группы
ФофановаА.М.
Проверила:к.ф.н., старший преподаватель
О.Н.Левшина
Санкт-Петербург 2010г.

Оглавление
Введение
Основная часть
1.  Современная семья, ее функции. Стиливоспитания, как они влияют на ребенка
2.  Школа и ее влияние на формированиеличности ребенка
3.  Подросток в семье и школе
Заключение
Библиография
Приложение

Введение
«Семья – это первыйскульптор, который начинает лепить и физически и духовно народившуюсяличность. Семья – одна из наиболее древних социальных общностей.Непроходящая ценность ее обусловлена тем, что она связана с производствомнаселения, воспитания детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций,формированием индивидуального и социального сознания», — так характеризует Е.ГЗамолоцких семью.[1]
На мой взгляд, этослишком сухое определение, ведь семья – самое важное и главное, что есть вжизни человека, особенно маленького, который нуждается в защите, любви,воспитании. Именно семья вводит человека в общество, учит выживать в нем. Конечно,есть и другие родители, которые не интересуются ребенком, но их я не хочуобсуждать.
Для женщины, на мойвзгляд, семья, ребенок – самое главное, смысл жизни и, конечно же, каждая мать хочетдать ребенку все что может и в материальном, и в духовном плане, при этом, невырастив из него эгоиста. Именно поэтому я, как будущая мама, взяла эту тему.Хочу понимать своего малыша, быть готовой к его правильному воспитанию, знатьхоть немного о его духовных потребностях, а не только инстинктивно направлятьего по жизни. Таким образом, я извлеку полезные сведения на будущее.
Цель курсовой работы –понять каким образом и с помощью чего такие социальные институты как семья ишкола, влияют на ребенка, формируют его потребности.
Для достижения этой цели,необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. проанализироватьсовременную семью, ее функции, стили воспитания, какое воздействие и как онаоказывает на формирование сознания ребенка, его психологические особенности,потребности;
2. обратить вниманиена школу, ее влияние на ребенка;
3. рассмотретьособенности подросткового периода, его влияние на дальнейшую жизнь.
Хоть предмет и называется«Человек и его потребности», но мне бы хотелось рассмотреть тему больше спозиции психоанализа. Психология и наш предмет тесно взаимосвязаны, но в первомрусле можно «копнуть глубже», понять причину тех или иных поступков, из-за чегопоявляются определенные черты характера, потребности.

1. Современная семья,функции. Стили воспитания, как они влияют на ребенка
Семья оказываетсущественное влияние на развитие личности ребенка. Это связано со спецификойсемейного воспитания.
«Современная семья» — чтоже она из себя представляет?
Для начала, стоитрассмотреть, какие функции выполняет такой социальный институт как семья.
Таблица 1. Основныефункции современной семьи[2]Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях Воспитательная Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества. Уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудноспособных членов семьи Получение материальных средств одними членами семьи от других(в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу) Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей личности в личном счастье и любви Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Функции семьи глубокоисторичны, тесно связаны с социально экономическими условиями жизнедеятельностиобщества, процессом индивидуализации личности.
Специфика семейноговоспитания:
1. Как отмечают ипсихологи, и педагоги, это эмоциональный характер семейного воспитания, которыйосновывается на родственных чувствах
2. Воспитательныевоздействия родителей на детей отличаются постоянством и длительностью в самыхразнообразных жизненных ситуациях
3. Именно семья рождает уребенка чувство защищенности, любви, принятия
4. В семье действуютпсихологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание ихарактер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическиммеханизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.
Подкрепление. Родителиопределенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют илинаказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываютсяпервые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Идентификация. Ребенокподражает родителям, сознательно и несознательно ориентируется на их пример. Умалыша появляются содержательные представления о социальных ролях и образцыповедения (выполняет действие, говорит как мама, как папа).
Важно, каким содержаниемв той или иной семье наполняются указанные механизмы.
Социологи, педагоги,психологи (И.В. Бестужев-Лада, А.В. Мудрик, И.С. Кон и др.)[3] отмечают, что современные семьивесьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:
-изменяется структурасемьи. Чаще семья состоит из 2 поколений – родители и дети. Растет числонеполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребенком.Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не дает родителямпользоваться опытом предыдущего поколения;
— изменяются отношениявнутри семьи, семейные роли. Отец перестает быть экономической главойсовременной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становитсяавторитет личности родителя, а не родительской власти;
-семья испытываеттрудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогическинесостоятельных семей.
Деление семей нанеблагополучные и благополучные неправомерно, так как нет четких критериев ихопределения. Благополучие в семье связано с ее системой ценностей, с тем, к чемусемья стремится, на какой основе складывается ее образ жизни. Р.В. Овчаровапредлагает следующую систематизацию семьи с более широким диапазоном критериевбез противопоставления одних семей другим.[4]
Гармоничные семьи:
— педагогическиталантливые родители;
-семьи, требующие лишьредких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения.
Проблемные семьи:
— семьи, требующиедлительной помощи в разрешении конфликтов или неуспехов детей; семьи вкризисных ситуациях (болезнь родителей, развод)
— семьи, требующиепрактически постоянного контроля и помощи или обеспечения психологической исоциальной защиты ребенка: антипедагогические, аморальные, асоциальные.
Можно в общих чертахпроследить, как развиваются отношения между родителями и детьми(новорожденные-подростки).
Таблица 2.Развитие отношениймежду детьми и родителями[5]Отношения Период развития Синхронность отношений «родители-новорожденный» Новорожденный (рождение- 4 недели) Взаимная привязанность родителей и детей Младенчество (рождение – 1 год) Взаимозависимость родителей и детей «Ходячее детство» (1-3 года) Отношения партнерства Раннее детство (3-6 лет) Взаимное отчуждение детей и родителей. Дружба детей со сверстниками того же пола. Школьники, нуждающиеся в защите со стороны сверстников (малой социальной группы) ослабляют связи с родителями, интенсивность общения между ними ослабевает. Формируются группировки (преимущественно однополые) Дошкольники и младшие школьники (6-12 лет) Индивидуализация подростков. Формирование компании сверстников Подростковый возраст (13-18 лет)

Для младших школьниковносителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди — семья,мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец,старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может несвязывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальнымиорганизациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетомвозрастных особенностей
Традиционно главныминститутом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годыприобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важностьсемьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится втечение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия наличность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В нейзакладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чемнаполовину сформировался как личность.
Семья может выступать вкачестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кромесамых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата,сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько онем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциальнонанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Относительно процессавоспитания особенно важна роль родителей – отца и матери. От того, какимобразом они соответствуют этой роли, во многом зависит воспитание ребенка, еголичностное становление, потребность в самоутверждении и многое другое, чтотолько может зависеть от воспитания, а не является врожденными качествами. Отположения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависитразвитие и становление его личностных характеристик. На развитие младшегошкольника особое влияние оказывает семья, её авторитет часто непререкаем и то,как поведет себя в том или ином случае, тот или иной семьи зачастую являетсяобразцом поведения для ребенка. От семьи зависит, найдут ли возможность развитьсяположительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательныенаследственные особенности. Как показывают наблюдения, на семейную атмосферувлияют: педагогическая позиция родителей; отношение родителей к работе;взаимоотношения отца и матери; отношения между родителями и родственникамистаршего поколения; отношения между родителем и ребенком, братьями и сестрами иметоды воспитания. Определяющее воздействие оказывает семейная атмосфера вцелом, рождающаяся из сочетания всех элементов традиций, присущая данной семье.Дети больше поступают подражая, а не выполняя наставления, поучения, наказы.Подражательный момент, возникая очень рано способен сохраниться вплоть доюношеского возраста. Между тем подражание взрослым по природе своей отличаетсяот копирования действий сверстников. В первом случае, примером подражания служатинтересные индивидуализированные личности. Во втором – копируетсяповерхностная, внешняя: жаргоны, мимика, жесты, прическа, одежда.Следовательно, чем менее выражена индивидуальность родителей, тем значительнееоказывается влияние уличной компании.
Важны и предпосылки,условия психологического развития ребенка. К таким детерминантам относятсямакросоциальные факторы – экономический и культурный уровень общества,наличествующие системы воспитания, уровень социальной заботы о ребенке,этнокультурные традиции воспитания. Другой подкласс детерминант психическогоразвития — это микросоциальные процессы, возникающие в малых социальныхгруппах, включающих ребенка, в семье, в группе детского садика, классномколлективе. Третий подкласс – это факторы самопсихические, которые хотя изаключены «внутри» ребенка, тем не менее, представляют собой объективныепредпосылки его развития. К ним относятся наследственность, темперамент, болезни,перенесенные младенцем или ребенком.
Эти процессы отвечают ненуждам данного, конкретного ребенка, а потребностям других людей, групп илисоциальных общностей или общества, в целом, хотя, конечно, другие людистараются учитывать актуальные или будущие потребности ребенка.
Другой полюс образуютсубъективные факторы, которые, хотя и находятся под воздействием и взависимости от первых, создают внутреннюю логику развития, точнее –саморазвитие ребенка. Эти факторы включают специфику развития потребностно-мотивационнойсферы, особенно формирование его сознания и самосознания, поведенческого стиля.
Родительские установки,или позиции, — один из наиболее изученных аспектов родительско-детскихотношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность,родительско-эмоционального отношения к ребенку. Восприятие ребенка родителем испособов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания»часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнеесохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующегоповедения, которые не связаны именно с данным ребенком. А характеризуютотношение к детям вообще.
Выделили 4 типаматеринского отношения:
Матери первого типа легкои органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерноподдерживающее, разрешающее поведение. Интересно что самым показательным тестомтого или иного материнского стиля была реакция матери на приучение ребенка ктуалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возраступриучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали пока ребенок сам «дозреет».
Матери второго типасознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешнаяреализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостатокнепосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
Матери третьего типа непроявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувстводолга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не былоспонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие материприменяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старалисьприучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
Матери четвертого типаповедения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватновозрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохопонимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как иреакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.
По мнению ученых,наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так какпостоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущениястабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то времякак сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременнореагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у негобессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия другихи достигать целей.
Если в материнскомотношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-запогруженности в собственные дела и переживания. У ребенка возникает чувствоопасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственнойответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортногосуществования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствуетвозникновению чувства «вынужденной беспомощности», что впоследствии нередкоприводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов сновыми людьми. Недостатку любознательности и инициативы.
А. Болдуин выделил 2стиля практики родительского воспитания – демократический и контролирующий.[6]
Демократический стильопределяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения междудетьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетомих мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется,одновременно верой в успех самостоятельности ребенка; ограничением собственнойсубъективности в видении ребенка.
Контролирующий стильвключает значительное ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснениеребенку смысла ограничений, отсутствие между родителями и детьми по поводудисциплинарных мер.
Оказалось, что семья сдемократическим стилем воспитания детей характеризовались умеренно выраженнойспособностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать другихдетей, но сами дети с трудом поддавались контролю. Дети отличались такжехорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления вконтакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензетивность иэмпатия.
Дети родителей сконтролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишкомнастойчивы в достижении целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитаниядетям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность,неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, беднаяфантазия.
Во время исследованийученые попытались преодолеть описательность предшествующих работ, вычленивсовокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Быливыделены три группы детей.
Компетентные – сустойчивым хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитымсамоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношениясо сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие – спреобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты сосверстниками, избегающие новых ситуаций.
Незрелые – неуверенные всебе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в сложных ситуациях.
Выделили также 4параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанныепаттерны родительских черт.
Родительский контроль:при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большоевлияние на детей, способны настаивать на выполнении всех своих требований,последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификациюпроявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, атакже на более успешное освоение родительских стандартов и норм.
Второй параметр –родительские требования, побуждающие у развитию у детей зрелости; родителистараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной,эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости иправе детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр – способыобщения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители высоким баллом поэтому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добитьсяпослушания, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с детьми.Выслушивать их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко иоднозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают ккосвенным способам – жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр –эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплыеотношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому идуховному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успеховдетей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию вродительском отношении всех четырех измерений – контроля, требовательности иконтроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детейимеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей.Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее итребовательное отношение, но менее теплое. Чем для родителей незрелых детей.Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детскогоповедения в силу собственной эмоциональной незрелости.
Семейные традиции имеютбольшое значение в формировании культуры общения детей. Специфика ихвоздействия на формирование культуры межличностного общения заключается ушкольников в том, что такие семейные гуманистические традиции и обычаи, какуважение к старшим, к женщине, любовь к детям и заботливое к ним отношение,взаимопомощь, доброта, гостеприимство, вежливость входят в арсенал народныхвоспитательных средств, которые не нужно специально искать и разрабатывать, необходимотолько помнить о них и уметь творчески использовать в процессе воспитания.
2. Школа и ее влияние наформирование личности ребенка
Семья и школа выступаютпоследними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающихпоколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков,молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, вчастности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям,их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретаетглобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть,что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие,сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.
По мнению педагоговнаиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (впорядке значимости):
— безразличие кобразованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;
— чрезмерная занятостьродителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания квоспитанию детей;
— низкий уровень доверияи даже негативное отношение к школьному воспитанию;
-низкий образовательныйуровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (вчастности, в образовании) у них и у детей.
К сожалению, упрощениеконтактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общаясоциально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условияхуглубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдаетсяразрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей – отпроблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижениеобщей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимымистановятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств наорганизацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлениемдетей.
В процессе коллективнойтворческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляетсяпедагогическое воздействие школы ни семьи учащихся – непосредственное илиопосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучениеособенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированнойпсихолого-педагогической помощи – на этой основе идет их сближение.
Совместная работа школы исемьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеямигуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества
Процесс обучения в школекак в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности дляреализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практическойдеятельности и спорта.
Школа, каксоциально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактовребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения иигры, частично – в других сферах жизнедеятельности.
Мера реализации этихвозможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействуетшкольник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихсяне стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в немудовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.
В школе дети приобретаютжизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются вовзаимодействие процесса обучения, оказываются не всегда пригодными длявзаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизниоказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формированиечеловека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемогосовершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных,стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся формвоспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знаниезакономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такоезнание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивноговоздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы,техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинногуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе егоактивности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательногопроцесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровеньосуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы,созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепогоих воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно такстроить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностьюребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельныхи ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущемучеловеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путьморально-нравственного и социального развития.
Начало обучения в школе –один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как всоциально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новыеусловия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения,новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе,школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому,что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанныхнепосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальныхи физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит несразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школепо-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительнымнапряжением всех систем организма.
Учебно-воспитательныйпроцесс – многогранное, структурно-сложное и внутренне противоречивоепедагогическое явление, продукт взаимодействия и противостояния учащихся иучителей, воспитанников и воспитателей. Представление о нем требует постоянногоуточнения, пересмотра некоторых его аспектов в соответствии с новыми вызовами,брошенным школьной практике переменами в обществе. Современная эффективнаяшкола осуществляет направленную социализацию, целенаправленно содействуетуспешной адаптации молодежи. Говоря более конкретно, содействует осмыслениюучащимися мира социальных отношений – основ конституционного строя, прав,свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностейфункционирования экономической системы, роли семьи в жизни общества и т.д.Обеспечивает «проигрывание» ролей учащимися основных социальных ролей(например, роли «гражданина», «коллеги»).Помогает учащимся вырабатыватьнекоторые самые необходимые социальные навыки – навыки сотрудничества,терпимости, преодоления трудных ситуаций. К чертам личности, которыеформируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно отнести:
-ответственность ичувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) иуважение к другим;
-честность исовестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;критичность и убежденность;
-наличие твердых, неподлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
-инициативность идисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей итребовательность к себе и другим;
-способность размышлять,взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти наопределенный риск и осторожность, избегание ненужного риска, содействуетосвоению подрастающим поколением самого сложного – искусства жизненнойсамоорганизации, которое в свою очередь предполагает целый ряд составляющих:выбор жизненных целей и построение реальных жизненных планов, выработкуоптимальной жизненной тактики и принятие определенной модели жизненного успеха,преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственнойжизни. Такая школа становится не только образовательным учреждением, но иособым институтом организованной социализации. Такая школа начинает выступать вроли активного субъекта молодежной политики.
3. Подросток в семье ишколе
Важным и самым, пожалуй,сложным этапом развития ребенка является подростковый период. В соответствии ссовременной международной классификацией под термином «подросток» понимаетсявозраст от 11 до 19 лет. В подростковом возрасте отношения с родителямипереходят на качественно новый этап. Специфика взаимоотношений «семья—подросток»обусловлена в первую очередь задачами формирования и осознания подростком своейидентичности, коренными преобразованиями мотивационной сферы. У подросткаодновременно сосуществуют два типа потребностей: потребности в автономии,уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному«мы».
В литературе предложенаширокая классификация стилей семейного воспитания подростков.
1. Гипопротекция:недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовномублагополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекциянаблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла изаботы, невключенности в жизнь ребенка. Это может привезти к асоциальномуповедению – побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.
2. Доминирующаягиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочнымконтролем, обилием ограничений запретов, что усиливает несамостоятельность,безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.
3. Потворствующаягиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниямребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерновысокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству ипревосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственныересурсы.
4. Эмоциональноеотвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение сним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстверебенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например,«недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по немуходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, новыдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательнымстремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь отобузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако онопо-разному сказывается на их развитии: реакция протеста или уходят в себя илинаходят отдушину в подростковых компаниях.
5. Повышеннаяморальная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностямребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности,возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких,настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается сигнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов,недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
В подростковом возрастеособое значение приобретает воспитательная позиция родителей — совокупностьустановок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих, прежде всего,самих родителей как субъектов воспитания именно в этот период у человекаскладывается свой собственный сценарий взаимодействия с собой, спротивоположным полом, с близкими людьми, коллективом и, в целом, с окружающиммиром. Приобретенные в подростковом возрасте сценарии отвечают за адаптациювзрослого человека в обществе, в жизненных ситуациях и определяют егоуспешность в личной жизни. Если эти сценарии оказываются неэффективными, точеловек «обрастает» комплексами, часто испытывает психологический дискомфорт,стрессы, и на решение жизненных задач ему приходиться тратить намного большесил, чем человеку, владеющему более эффективными адаптационными сценариями.
Потребность – нужда вчем-либо, возникающая в результате расхождения между существующими запросами ивозможностями их удовлетворить. Многие потребности в период взрослениявозникают впервые или изменяются. Предпосылками для этого служат биологическиеи когнитивные перемены. Так, например, потребность в сексуальном удовлетворениипоявляется только после развития соответствующих биологических механизмов, апотребность в самореализации и признании в качестве взрослого – только вместе сопределенными когнитивными, мотивационными и экономическими.
Проанализируемпотребности подростка по иерархической классификации потребностей А. Маслоу,согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически,возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней.
Эта иерархия выглядитследующим образом:
физиологическиепотребности
потребность вбезопасности
потребность в любви ипривязанности
потребность вобщественном статусе (уважении)
потребность всамореализации и индивидуальном развитии
Хотя можно использовать идругие категории, предложенная модель позволяет достаточно хорошоклассифицировать значительное количество потребностей, характерных для периодавзросления. К перечисленным также можно добавить потребность в независимости. Всвязи с этим описывают потребностную сферу подростков следующим образом:
1. Физиологическиепотребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальнойактивности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основанына биологических механизмах и индуцируются окружающей средой.
2. Потребность в безопасности.Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых струдом поддаются оценке в юношеском возрасте, усиливают потребность вбезопасности. Последнюю ищут не в семье, а скорее в группе ровесников, влияниекоторой порой сильнее, чем у группы взрослых в семье и за ее пределами.
3. Потребность внезависимости. Наступление зрелости требования со стороны общества вызывают умолодых людей сильное стремление к независимости. Оно еще более усиливаютсяблагодаря росту когнитивных способностей, и приходит в столкновении сродительскими ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейныхконфликтов. Стремление к независимости обусловливает противодействиенавязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах,правилах и обычаях
4. Потребность впривязанности (любви). Отделение от родительского дома, чувство непонятости,стремление к независимости, а также новые когнитивные способности частоприводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любвии привязанности. Этому способствует половое созревание и как следствие его –потребность в сексуальной активности, а наряду с этим – в нежности ивзаимопонимании. Чувство одиночества и непонятости окружающими широкораспространено у подрастающего поколения.
5. Потребность вуспехе (мотивация достижения). У стремления к успеху могут быть разные истоки:желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокойсоциальной оценнки. Попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д.Существует точка зрения, что эта мотивация в значительной мере определяетсяопытом раннего детства. Она сильна в юности у тех, кто уже в дошкольномвозрасте привык добиваться успеха, а во время дальнейшей учебы в школе неиспытывал жестокого внешнего контроля, место которого заняло собственноестремление к высоким результатам. В юношеском возрасте мотивация достиженияможет существенно ослабнуть под влиянием референтной группы ровесников.
6. Потребность всамореализации и развитии собственного «Я». Стремление к развитию в юношескийпериод собственной личности свойственно всем культурам. Оно часто связано смотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии какчлена общества. В западной культуре здесь ярко выражен когнитивный акцент.Самореализация и развитие собственного «Я» означают проявление своихспособностей и их дальнейшее совершенствование. Эта потребность в значительноймере коррелирует с формированием благоприятного представления о самом себе.
 Значение упомянутыхпотребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. В то время каку подростков сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся вповышенном конформизме, это влияние ослабевает в юности, сменяясь повышеннымстремлением к самореализации и индивидуальности.
Проявление указанныхпотребностей зависит от пола. Так, у девушек более выражена потребность вбезопасности. Проявляющаяся уже в детском возрасте; у них слабее, чем у юношей,групповая ориентация, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся кбезопасности, больше нацелены на успех и склонны подчиняться правилам жесткоорганизованной группы. Впрочем, эти различия связаны и с полоролевымистереотипами, поэтому подвержены социокультурным влияниям и меняются взависимости от эпохи.
Наиболее важными чертамивоспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость ипрогностичность.
Адекватность — умениеродителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлятьособенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы,характерологических проявлений, способность замечать происходящие в егодушевном мире изменения.
Гибкость — способность кизменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи сразличными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позицияхарактеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланиемменять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.
Прогностичность —способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психическихи личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейнымвоспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» модель взаимоотношений сподростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутнойситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться надболее отдаленными.
Процесс отделения отсемьи не у всех происходит одинаково. У девушек он начинается раньше, чем уюношей, но не заходит так далеко, как у последних. Отделение девушек от своихматерей, по-видимому, — особая проблема, остающаяся пока практическинеизученной. В различных социальных слоях этот разрыв происходит раньше ирезче, чем в высших. В рабочих семьях психосоциальная и экономическаясамостоятельность тесно взаимосвязаны; в группах с более высоким достаткомматериальная эмансипация обычно наступает значительно позже психосоциальной иво многом независимо от нее. Процесс отделения от семьи создает особенно многопроблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованиемот социально-культурного слоя своих родителей.
Отношение к семье в ходевзросления меняется следующим образом.
-созревание когнитивных иэмоциональных функций может привести к тому, что молодые люди используют своиновые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям,установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту сродителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограничительныйстиль воспитания.
-в процессе социализациигруппа ровесников в значительной степени замещает родителей. Такое«обесценивание» последних – проблема, самостоятельно решаемая каждой из сторон.
— перенос центрасоциализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональныхсвязей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньшевлияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ееповедения. Особую роль играют здесь особенности, связанные с внешним видом ипроизводимым впечатлением.
-отход от родительскогодома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Мнение обабсолютном отрицании в этот период всех родительских ценностей не соответствуетдействительности. Хотя примерно у половины молодых людей происходят такиестолкновения и родители как центр ориентации и идентификации отступают у них назадний план, это относится лишь к определенным областям жизни.
— несмотря на уменьшениевлияния семьи в период взросления она остается важной референтной группой. Хотяпроцесс отрыва от семьи – обязательное условие достижения самостоятельности,обособление от родителей в большинстве случаев временное и неполное,прекращающееся после достижения молодыми людьми независимости.
Хотя родители как центрориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относитсялишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, иособенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. В разных странахв подавляющем большинстве подростки средних и старших классов предпочитаютобращаться по всем вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными идаже мировоззренческими проблемами, к матери, а не к отцу. Старшеклассники,независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаютсяк ней за советом и более сочувственно относятся к ней.
Отцы имеют преимущество в«информационной сфере», обсуждении политики, спорта. Психологические причинытакого предпочтения у подростков — в жесткости и инструментальности мужскогохарактера, затрудняющих взаимопонимание и компромиссы, а также в том, что отцыпроводят с подростками значительно меньше времени.
В познавательной сферемладшего подростка происходят следующие изменения: замедляется темп ихдеятельности, и на выполнение определенной работы теперь школьнику требуетсябольше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания,иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение частоменяется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижениюуспеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель для подростков неявляется таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подросткипредъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя.Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основеоценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнениесамого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей.Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самымсоздать благоприятные условия для нормального развития подростка.
Школьный класс — важнейшая группа принадлежности школьника. Любой школьный классдифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг сдругом признакам.
Во-первых, существуетсоциальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся какв неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов,уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически необщаются друг с другом.
Во-вторых, складываетсяособая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальномстатусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».
В-третьих, происходитдифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальныхценностей, принятых в самой ученической среде.
Еще одним показателемусложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появлениетакого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность ихпрофессиональных намерений. Психологические исследования показали, что вподростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многомопределяют выбор ими той или иной профессии.

Заключение
В своей работе ярассмотрела современную семью, ее функции (репродуктивную, воспитательную,хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу первичного социального контроля,сферу духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную,сексуальную), тенденции развития современной семьи, как изменяются отношениямежду детьми и родителями, родительские установки, позиции, стили воспитания.
Немало острых проблем, скоторыми сталкиваются современные семьи, вызваны разрушением традиционныхценностей и устоявшихся институтов социализации молодежи.
При изучении влиянияшколы на формировании личности я обратила внимание на совместную работу школы исемьи по формированию культуры межличностного общения, на методы воспитания вшколе. В процессе школьного обучения и воспитания у ребенка формируются такиечерты, как ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважение) иуважение к другим; честность и совестливость; готовность к социальнонеобходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличиетвердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативностьи дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей итребовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать, воля;выбор жизненных целей и построение реальных жизненных планов; выработкаоптимальной жизненной тактики и принятие определенной модели жизненного успеха;преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственнойжизни.
Подростковый периодсчитают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых,происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которыеподчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов иотношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, частобывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурныйхарактер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с однойстороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностейразного порядка, а с другой — трудностей в его воспитании: подросток неподдается воздействию взрослых, у него появляются разные формы непослушания,сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость,замкнутость, скрытность).
В ходе работы, яотметила, какие ошибки в воспитании могут допустить родители и как они могутповлиять на личность ребенка, его дальнейшее развитие, формированиепотребностей и как он будет дальше идти с этими качествами по жизни. Некоторыеиз них потрясли меня. Вроде бы незначительная деталь, но что она может сделатьс ребенком! Когда я буду мамой, то постараюсь не допускать ошибок, старатьсяпомочь ребенку всегда и во всем. Чтобы он знал, что семья – это его крепость,где его всегда ждут, любят таким, какой он есть, помогут в любой проблеме иникогда не предадут.

Библиография
I. Книги и учебные пособия
1. Безруких М.М,Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: пособие для студентов средних и высшихпедагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей – М.:Академия, 2008
2. Гаврилова Е.БПсихология семьи. Вопросы психологии – М. Мир, 2002
3. Гиппенрейтер О.К.Психология личности – М.: Астрель, 2009
4. Истратова О.НБольшая книга подросткового психолога – Ростов н/Д.: Феникс, 2008
5. Личность, семья,школа (проблемы социализации учащихся) / Под ред. С.Г Вершиловского) – Спб.: Просвещение,2006
6. Пашин В.С Человеки его потребности: учебное пособие – Спб.: Академия ГА, 2002
7. Педагогикараннего возраста: учебное пособие для студента средних педагогических заведений(под ред. Г.Г. Григорьева) – М.: Академия, 2008
8. Райгородский Д.ЯРебенок и семья: учебное пособие по детской и возрастной психологии дляфакультетов психологии, педагогике и соц. работы – Самара: Бахрах-М, 2002
9. Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности – М.: Мир, 2004
10. Семья впсихологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А Богдалева) – М.: Педагогика, 2008
11. Шиловская Е.Е.Человек и его потребности – М.: Альфа-М, 2008
II. Публикации
1. Замолоцких Е.Г.Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младшихподростков // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 5 с. 173-183

Приложение № 1
Словарик[7]
Индуцировать — способствовать появлению, усилению чего-либо; побуждать что-либо к действию, кжизни
Когнитивный — изучающийкогницию — процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашимсознанием
Коррелировать — бытьвзаимосвязанным с чем-либо по отдельным признакам, параметрам
Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышеннойчувствительности к происходящим с ним событиям
Фрустрация — психическоесостояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания
Эмансипация — освобождение от чего-либо
Эмпатия — способность войтив эмоциональное состояние другого лица, «вчувствоваться»; интеллектуальнаяидентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другогочеловека.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.