Реферат по предмету "Культура и искусство"


Тенденциозная литература

Тенденциозная литература

Тенденциозная
литература — термин, употребляющийся в критике обычно для обозначения
произведений, которые подчеркнуто проводят определенную систему
социально-политических или этических и других взглядов автора. По существу
каждый писатель отстаивает то или иное идейное направление, воплощает в своих
творениях ту или иную тенденцию.  Даже и
у тех, кто в противовес тенденциозности творчества выдвигает лозунг «искусство
для искусства» в стремлении оторвать искусство от общественной практики,
сказывается определенная тенденция. Произведениям же величайших классиков литературы
всегда свойственна глубокая и мощная идейная целеустремленность, всегда присуща
определенная тенденция: «Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан, —
говорит Ф. Энгельс в письме к М. Каутской, — были оба ярко выраженными
тенденциозными поэтами, точно так же и Данте и Сервантес, а главное достоинство
„Коварства и любви“ Шиллера состоит в том, что это — первая немецкая
политически-тенденциозная драма. Современные русские и норвежские писатели,
которые пишут превосходные романы, все сплошь тенденциозны» («Маркс и Энгельс
об искусстве», 1937, стр. 161).

Ленинский
принцип партийности литературы дает дальнейшее развитие той же трактовки
проблемы тенденциозности, какую мы находим в приведенном высказывании Ф.
Энгельса. Совершенно справедливо поэтому положение тов. А. А. Жданова о
тенденциозности нашей советской литературы, высказанное им на 1-м Всесоюзном
съезде советских писателей: «Да, наша советская литература тенденциозна, и мы
гордимся ее тенденциозностью, потому что наша тенденция заключается в том,
чтобы освободить трудящихся, — все человечество от ига капиталистического
рабства».

Именно
в силу глубины и жизненности революционных тенденций советской литературы ее
тенденциозность отнюдь не идет вразрез с ее реалистичностью, наоборот,
правдивый показ действительности является необходимым условием революционной
функции произведения. Отсюда — единство сталинского принципа социалистического
реализма и критерия большевистской партийности, революционной действенности литературы.
Тенденциозность в указанном смысле, будучи присуща величайшим образцам мировой
литературы, является существенным признаком высокой художественной ценности
произведения. Здесь, однако, должно быть соблюдено условие, о котором говорит
Энгельс в цитированном письме: «Но я думаю, что тенденция должна сама по себе
вытекать из положения и действия, без того, чтобы на это особо указывалось...»
Образы и ситуации произведения, правильно отражающие действительность, своим
движением, развитием должны подводить читателя к восприятию идеи, должны
показать, что тенденция вытекает из самой действительности. В противном случае
произведение не может быть эстетически полноценным, художественно убедительным.
Для него тогда характерны примитивность, схематизм, навязчивость, так как
художественное освоение действительности подменено в нем отвлеченными
представлениями о ней, готовыми выводами, лишь облеченными в беллетристическую
форму. В полноценных созданиях искусства тенденциозность соединяется с полнотой
образного воплощения идеи.

Такой
полноты нет и не может быть в произведениях, в которых в угоду тенденции автор  искажает действительность, подбирает материал
исключительно в целях оправдания выдвигаемой им идеи, не считаясь с
направлением развития общественной жизни, ее основным характером. Особенно это
относится к произведениям с тенденцией реакционного характера. Такая тенденция
вступает в противоречие с общим ходом исторического прогресса, и потому
писатель, ее проводящий, в угоду своей идее искажает действительность.
Реакционная тенденция исключает или по крайней мере снижает реалистическое
качество произведения, а вместе с тем и подлинную художественную ценность. Если
же произведение реакционно мыслящего писателя в некоторых случаях и может иметь
немалое художественное значение, то лишь в той мере, в какой «перо гения всегда
более велико, нежели он сам» (Гейне), т. е. постольку, поскольку образное
постижение и отражение действительности удалось такому писателю вопреки его
тенденциозности, поскольку оно выходит за пределы идеи, которую он пытается
оправдать в своем творчестве. Так следует объяснить например художественную
значимость многих произведений Достоевского, писателя, стоявшего на реакционных
позициях, но с огромной силой отразившего противоречия общества, построенного
на эксплоатации. Но соединение художественной зоркости с идейной слепотой, с
ложной тенденцией не может не сказаться и для гениального писателя, так или
иначе ослабляя художественную ценность создаваемых им образов.

Утверждая
положение о тенденциозности всякого вообще художественного творчества, мы все
же не должны снимать вопроса и о формах и средствах творческого осуществления
тенденции, о необходимости использования жанров, наиболее заостренных в своей
тенденциозности. Таковы в литературе жанры политической поэзии, сатиры,
фельетона, боевой революционной песни, в живописи — плакаты. Враг народа
Бухарин, пытаясь, в целях литературной диверсии, дезориентировать советских
писателей, старался опорочить идейно насыщенное, политически заостренное
творчество Маяковского, выдвигая в качестве «образца» советской поэзии
творчество путаное, вычурное, полное формалистических ухищрений. В противовес
этой враждебной теории советские поэты и критики констатируют огромную ценность
лучших достижений политической поэзии прошлого и нашей современности, —
произведений, соединяющих идейную остроту, отчетливую тенденцию с эстетической
полноценностью художественных образов.  Список литературы

 II. Маркс и Энгельс о литературе (новые материалы),
Жур.-газ. объединение, Москва, 1933; К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве, сборник
под ред. М. Лифшица, издательство «Искусство», Москва — Ленинград, 1937 (стр.
159—165 — письма Ф. Энгельса М. Каутской и М. Гаркнес); Ленин В. И., Сочинения,
3 изд., т. VIII, М. — Л., 1929 (статья «Партийная организация и партийная
литература»); Чернышевский Н. Г., Полное собрание сочинений, т. III, Петербург,
1906(статья «Стихотворения Н. Щербины»); Добролюбов Н. А., Полн. собр. соч.,
под ред. Е. Аничкова, т. III, Петербург, 1912 (статья «О дидактизме в романах»).

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.