Работа психолога-консультанта в ситуации родительско — подростковых конфликтов
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт — это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
Конфликт имеет много определений:
1. под конфликтом в психологии понимается столкновение различных мотивов.
2. конфликт — столкновении, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства и переживания.
Традиционные стратегии поведения в конфликте: конфронтация, переговоры, компромисс, избежание, приспособление (К. Томас).
И новая стратегия конфликтного поведения: интеграция, когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания, и ни одна из сторон при этом ничего не теряет.
В основе интеграции лежит ясное и открытое выявление всех различий, наиболее существенных противоречий, уяснение используемых понятий и т.д. Иначе говоря этот способ разрешения конфликтов называется “выигрыш-выигрыш” методом.
В позитивном подходе под конфликтом предлагается понимать:
“ специальную характеристику, изменяющихся в столкновении деятельностей, представляющую собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым условиям” (Б.И. Хасан).
Позитивные (конструктивные) функции конфликта выполняют ряд задач:
адаптируют человека (группу) к новым условиям, в которых они оказались
определяет источник разногласия и позволяет устранить его
выявляя и устраняя противоречия, освобождает группу от этих факторов, стабилизируя ее,
сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту ее единства,
помогает убрать внутреннюю напряженность,
помогает найти подходящие средства влияния на другого,
позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности в группе, завоевать авторитет в ней.
При конфликтом столкновении легко выделяются признаки негативных переживаний, которые можно свести к трем критическим жизненным переживаниям. Это стресс, фрустрация и кризис.
Стрессовая ситуация — переживание растерянности- незнания, каким образом реагировать на внезапный интенсивный и значимый раздражитель, — то столкновение с другим действием — безусловно стрессогенно.
Фрустрация — атрибутный спутник и одновременно генератор конфликтности.
Так рассматривают эти явления Д. Крейч и Н. Ливсон: “Чаще фрустрация возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений запретов, налагаемых обществом… По мере взросления человека этот конфликт становится внутренним”.
Правда, не всякая фрустрация по механизму тождественна конфликту.
Наиболее сложным является отношение конфликта и кризиса. Кризис — означает фиксированное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации.
Обязательно ли юность является кризисной и какие именно факторы — биологические,
социальные или биографические — определяют содержание и характер протекания юности?
Прежде всего, подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.
В этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Американский психолог Стэнли Холл считал, что период от 8-12 лет — предподростковый, соответствует концу дикости, началу цивилизации; а юность (12-13 лет), охватывает период от начала полового созревания до взрослого (22-25 лет) и эквивалентна эпохе романтизма.
Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер делит юность на две фазы:
1. главная проблема у 14-17 летних — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости;
у 17-21 — летних на первый план выходит кризис оторванности, чувство одиночества.
Вслед за автором некоторых работ по проблемам переходного периода Е.Б. Хасаном, мы будем считать, что перед подростком стоит задача самоопределения в трех “областях”:
1. Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить большое количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола.
2. Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения “Кто он ?”. Он уже чувствует себя не ребенком, но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом.
3. Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет. За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:
потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;
физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;
появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва — родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;
родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;
главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?
Очень важен для формирования личности подростка эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий тип контроля и дисциплины.
Чаще всего открываемый ребенку путь к более взрослому существованию лежит через “ ты должен ”. В то же время подросток видит, что у взрослого кроме “должен” есть особые “хочу”, “могу” и “можно”. Вначале это — взаимодействие с матерью, потом — в семье; потом — в сюжетно-ролевой игре; и, наконец, в группе.
Сами подростки испытывали затруднения в формулировке собственной проблемы, предоставляя это родителям — “сами привели, сами пусть и формулируют”. 10 из 15 пар обсуждали то, по поводу чего они обратятся к психологу: “проблема с учебой”, “ругаемся с матерью”, “не хочу помогать по дому”, “мои друзья не устраивают родителей”.
Наиболее частые причины, по которым дети оценивают сложные ситуации общения с родителями:
“считают меня маленькой”,
не понимают меня и часто путают мои чувства,
не доверяют мне в выборе учебы и моих друзей,
“совсем не знают моего характера”
“лезут в мою жизнь, как в свою, сами не зная, чего хотят”.
Всеми родителями признан тот факт, что увеличение времени препровождения их детей в школе и на улице (с друзьями ) усиливают и без того уже текущий процесс отчуждения родителей от содержания жизни и подростка. Имеет место фактор совпадения кризисных периодов детей и их родителей.
Анатомия конфликта.
1. Негативный подход. Конфликт — это взаимодействие 2-х или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализация их один в ущерб другому.
2. Позитивный подход. Конфликт — специальная характеристика, изменяющихся в столкновении деятелей, представляющая собой процесс приобретения этими деятельностями во взаимодействии нового содержания, обеспечивающего соответствия новым успехам.
От разных подходов разные способы решения конфликтов:
субъекты конфликта — индивиды, группы индивидов;
индивидуальный конфликт — целевой, статусный;
групповой конфликт — многоярусный, т.к. много взаимоотношений;
источник конфликта — ситуация или состояние, выражающая противоположные цели, мотивы, интересы и потребности.
зона конфликта — область реализации конфликта;
повод конфликта — чаще провокации
Развитие конфликта.
Раздоры — расхождение, противопоставление в целом. В основе раздора лежит кризис, он происходит когда невозможно достичь поставленной цели прежними средствами — противоречия между тактикой и стратегией при возникновении новых очагов напряженности, переоценка ценностей.
Коньюктура конфликта — (характеристика конфликта ) тактика максимального выгоды из сложившейся ситуации.
Соперничество — игра коньюктурного типа, которая направлена на получение максимальной выгоды, но за счет афиширования недостатков другого. Тактика — фальсификация, критика, опровержение.
Конкуренция — соперничество, но более глубокое и принципиальное, несхожесть целей и мотивов.
Борьба — “на алтарь” победы выносится все, никаких компромиссов.
Виды конфликтов.
1. Открытые — четко понимаем что что-то не так.
2. Скрытый — еще не знаем, что конфликт
3. Мотивационный — конфликты потребностей и намерений (они очень объединяют людей) --PAGE_BREAK--
4. Коммуникационный — барьеры общения, просчеты возводятся в принципы, отсутствие обратной связи. Причина — жесткость, отсутствие гибкости во взаимоотношениях.
5. Целевой конфликт — за цель
6. Статусный — за приоритет, кто главный, конфликт выбора.
Способы разрешения конфликтов.
1. Подавление. Не всегда это плохо, например: в экстремальной ситуации при управлении большого скопления людей. Подавление — брать ответственность на себя, инициатива, развитие подчинения из страха, не развит самоконтроль, наплевательское отношение (родителя к ребенку), у победившего возникает чувство вины ( задарив ребенка игрушками).
2. Уступки. Быстрый способ для того, чтобы игнорировать поведение развития ненависти к победителю ( дети к учителю), развивается у победителя самолюбование, власти, не способность развития моральных норм и высокой продуктивности, уважения.
3. Сотрудничество — процесс состоит из нескольких шагов: взаимоуважение, коммуникативность, конструктивные решения.
План выработки конструктивного решения.
1. Определение проблемы
2. Выработка возможных совместных решений (несколько)
3. Оценка этих решений
4. Выбор лучшего
5. Определение способа решения
6. Оценка того, полностью ли разрешен конфликт.
Приемы разрешения конфликтов.
1.Позиция “выиграть-выиграть”
2.Творческий подход — как превратить проблему в новую возможность для себя.
3.Эмпатия — общение, которое ведет к сближению.
4.Оптимальное самоутверждение — нападать на проблему, а не на личность.
5.Совместная власть — как нейтрализовать борьбу за власть.
6.Как управлять эмоциями.
7.Готовность к разрешению конфликта, как распознать личностные установки, мешающие объективному взгляду на вещи.
8.Выработка альтернатив.
9.Переговоры — эффективное планирование и варианты стратегий.
10. Посредничество.
Последствия при разрешении конфликта:
— при неправильном — тревога, развал, уход, беспомощность, смятение, стресс, низкая производительность, усталость, битая посуда.
— правильном — расширение возможностей, покой, чувство локтя, радость общения, креп-
кое здоровье, стойкий сон.
Сигналы конфликта.
Кризис: насилие, потеря контроля над эмоциями, человек способен на крайности или в воображении или наяву.
Напряжение: искажение восприятия, непредвзятое мнение, повышенные негативные установки, во взаимоотношениях постоянное беспокойство.
Недоразумение: делаются ложные выводы из ситуации из-за нечетко выраженной мысли.
Инцидент: мелочь вызывает раздражение, которая быстро забывается.
Дискомфорт: интуитивное ощущение, что-то не так. Следить за сигналами конфликта.
Способы разрешения конфликта.
1. Уход (молчание) — вы отнимаете у себя возможность взять на себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации.
“+” — если конфликт не затрагивает личных интересов.
“-” — произойдет завышение требований или вырастет проблема.
Реакция: затаенный гнев, депрессия, игнорирование обидчика, переход на чисто деловые отношения или отказ от отношений.
2. Подавление — отказывается признать наличие конфликта, но сохраняет отношения добрыми.
“+” -когда партнер не готов вас выслушать,
“-” — вы не затрагиваете основные спорные вопросы
Реакция: делаете вид, что все в порядке, миритесь с происходящим, ругаете за раздражение, пользуетесь своим обаянием для достижения целей, молчите, но потом вынашиваете план мести, подавляете негативные эмоции.
3. Выиграть — подсознательное стремление оградить себя от боли в роли проигравшего.
Реакция: дуетесь пока другая сторона передумает, применить физическое насилие, безоговорочные требования, перехитрить, перекричать, обругать.
4. Компромисс. Реакция: искать справедливого исхода, избегать напоминания, что я нервный, избегать столкновения в лоб.
Творческий подход в разрешении конфликта.
Шаг 1. На конфликт возникает просто импульс-реакция — продуманная.
Шаг 2. Принимаем ситуацию такой какая есть. Это уже произошло.
Шаг 3. Чему я могу здесь поучится. Произвести перегруппировку сил в конфликте. Признать свои чувства.
Шаг 4. Нейтрализация конфликта путем позитивных утверждений. “ Я никогда” на “Я еще не ...”.
Необходимое развитие креативности.
Иногда мы начатый разговор можем остановить неосторожным словом:
Слова саботажники, угрозы: делай, как сказано, если вы…
Приказы: срочно зайди…
Критика: ты вечно жалуешься, не достаточно хорошей…
Оскорбление: дурак…
Слова должники: ты должен…
Сокрытие важной информации: ты бы не хотел прогуляться…
Допрос: сколько времени ушло? почему поздно?
Похвала с подвохом: У вас так хорошо получается, не сделаете мне…
Диагноз мотивов поведения: У вас никогда не хватит инициативы, Вы всегда хотите скомпрометировать меня…
Несвоевременные советы: Почему ты не сделал вот так…, Если бы ты…, то не было бы…
Убеждение логикой: Нормально, так и должно было случиться.., А ты что хотела?
Смена темы: Да читала, знаешь я фильм смотрела…
Соревнования: У тебя грипп, а у меня…
Успокоение отрицанием: Не нервничай, не переживай, все пройдет…
Мы несем ответственность за то, как мы говорим и доходит ли это до собеседника ( то, что мы говорим).
Катализаторы общения, чтобы оно началось:
разговор о пустяках, который не задевает другого.
совместные действия
активное восприятие
Навыки активного восприятия в конфликте:
информационные — узнать информацию, умело задать нужный вопрос, перепроверить услышанное, резюмировать услышанное.
подтверждающие — признание вашей ситуации, исследовать проблему для своего понимания, проверить не только факты, но и эмоции другой стороны, передать на словах чувство другого, возвращение к теме, если даже другая сторона уходит от этого, Хранить их личные тайны, не бойтесь естественных паузу.
Разрежающие — ослабить враждебность. Не защищайте себя и не нападайте на них, отреагируйте на их эмоции, снизить накал, объяснить свою точку зрения, что вы можете сделать в данное время для них.
“ Наивысшая форма власти — это способ добиваться наиболее желаемых вами результатов, одновременно создавая ценности для других” — Энтони Роббинс.
Рычаги власти (родители)
Ценные отношения для вас
Опыт
Положение, статус
Вознаграждение
Наказание
Способность к убеждению
Но ими можно пользоваться или честно или нечестно, можно различать манипуляцию от открытого влияния.
Манипуляция — оценка по результату:
исход желателен для влияющего не желателен для объекта
информация скрывается
объекту не предоставляется свобода выбора.
Открытое влияние:
исход может затрагивать, может не затрагивать интересы влияющего
учитывается согласие и несогласие объекта
полная информированность объекта
свобода выбора.
Как противостоять сильным людям. продолжение
--PAGE_BREAK--
1. Подумайте, как вы можете помочь ему испытывать к вам большее доверие.
2. Не прибегая к угрозам четко опишите последствия того, что будет, если вы не придете к согласию.
3. Выработать альтернативы, если он не примет вашу точку зрения
4. Привлекать союзников для того, чтобы убедить его в вашей точке зрения
5. Его противостояние перевести в другие формы
6. Решите, за какие вопросы надо браться, а за какие нет.
Слова, ослабляющие ваше влияние:
Я всего лишь…
У меня не выходит…
Я здесь новичок
Я не хочу отнимать время…
Лидерство — это совокупность функций, которые могут быть сосредоточены в одном человеке или команде.
Лидерство — совместное действие группы, направленное на одну цель.
Условие: кто-то на это вдохновляет. Как принимают новичков, такой и лидер.
Типы лидеров:
Коллективный — девиз: Давайте все будем работать вместе, ориентация на других людей, решение задач продвигать хорошо, если идет объективная обратная связь, восприимчив к новым идеям, не обращает внимание на внешний вид, не нравится бумажная работа.
Деятельный — девиз: Если это нужно сделать, то это нужно сделать сейчас, ориентирован на решение задач, а не на людей, способен выдержать конкуренцию, умеют контролировать свои эмоции, волнует: что вы хотите и когда вы хотите получить, работают положительно в соревнованиях, способны к риску, концентрации на возможностях, а не на препятствиях “нет проблем”, для них важен контроль, самоутверждение, обладают даром убеждения, умеют рутинную работу превратить в праздник.
Рассудительный — девиз: Не будем спешить, чтобы быть уверенным, что ты делаешь это правильно, как? сколько? Стойкие, надежные, любят точность, эмоционально сдержаны, не стоит загонять в угол.
Качественный стиль — девиз: Если это стоит делать, то это нужно делать хорошо. Они стремятся к совершенству, идеалисты, фантазеры. Какой способ лучше, преданы, готовы прийти на помощь, им трудно сказать Нет, значимы без личностные связи, любят делать все сами.
МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы. В первой группе — мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают неприязнь, противостояние, даже борьба.
Во второй группе — конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе.
Мы имеем в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Первый период — первый класс: происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную, появляются новые требования и обязанности, адаптация может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.
Второй конфликтный период — переход из 3 в 5 класс. Вместо одного учителя ребята занимаются у разных учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.
В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема: необходимо решить, что
делать после 9-го класса — идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе. Для многих молодых людей 9 класс становится чертой, за которой они вынуждены начинать взрослую жизнь.
Четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни.
Третья группа педагогических конфликтов — конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентацией.
Наиболее распространены среди “ученик — ученик” конфликты лидерства, в средних классах
конфликтуют группы мальчиков и девочек.
Конфликты во взаимодействиях “учитель-ученик” помимо мотивационных, могут вспыхнуть конфликты нравственно-этического характера.
Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: от проблем школьного расписания до столкновения интимно-личностного порядка.
Во взаимодействии “учитель-администрация” возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.
Педагогический конфликт: структура, сфера, динамика.
Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников, Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Ваши конфликтные взаимоотношения с подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. сможете понять его цели, интересы и мотивы.
Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания (1), реализация (2), затухания (3).
Один из эффективных способов “блокировки” конфликта — переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно деятельную (уборка классной комнаты, уборка снега). Тогда отрицательная энергия будет потрачена и не вызовет конфликта.
Игровые методы разрешения конфликтов
1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.
2. Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. К типу “художников” — людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.
3. Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник. Школьные учителя математики часто относятся к типу “мыслителей”.
Посредничество учителя в конфликте.
В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:
1. “Найдите время, чтобы поговорить”. На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. Должны выполняться следующие условия:
разговор должен быть длительным (2-4 часа)
помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.)
время разговора определяется т.о., чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться)
если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.
2. “Спланируйте организацию”. В самом начале разговора важно его правильно “запустить”. Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.
В переговорах важно избежать трех ошибок.
1. “Либо выиграешь, либо проиграешь” Иллюзия того, что только одна сторона м.б. права в конфликте, а другая — всегда не права, мешает людям договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.
2. “Ты плохой человек”. Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник — плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер.
3. “Камень преткновения”. Объект конфликта — довольно серьезное препятствие к достижению соглашения.
3 шаг. “Выговорись”. Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.
“Соглашение”. В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, “облегчили душу”. Они психологически готовы к примирению.
Как справиться с тревогой
Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы.
Состояние тревоги возникает тогда, когда воспринимается определенный раздражитель или ситуация как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда, также неопределенность является неотъемлемой предпосылкой тревоги.
Тревога как процесс.
Этот процесс может быть вызван внешним стрессовым раздражителем или некоторым внутренним источником, интерпретируемым субъектом как опасный или угрожающий: продолжение
--PAGE_BREAK--
Раздражитель — Восприятие угрозы — Состояние тревоги
При восприятии происходит оценка ситуации:
1. первичная оценка — анализ ситуации с точки зрения наличия в ней угрожающих или благоприятных моментов;
2. вторичная оценка — поиск форм поведения, позволяющих свести к минимуму угрозу или усилить позитивные стороны ситуации;
3. переоценка ситуации — изменение отношения к ситуации, основанное на информации, полученной на втором этапе.
Значение тревоги также состоит в подготовке организма к действию. Напряжение – естественная прелюдия целенаправленного действия, мобилизация организма. Но когда это действие задерживается или подавляется, создается чрезмерное напряжение. Накопившись, слишком сильное напряжение начинает мешать человеку. Он переключается с выполнения деятельности на переживание по поводу чрезмерного напряжения, тревожные мысли, страхи не дают покоя человеку и демобилизуют его.
Раздражитель — Готовность организма – Действие (напряжение)
Как же не попасть в точку, в которой начинает накапливаться излишняя тревога, мешающая человеку?
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Начнем двигаться в этом направлении!
Имеющиеся методы саморегуляции в стрессе можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные методы саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой» — в своей жизни. По существу, эти методы связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха. Искусственные методы — это способы саморегуляции в стрессе, которые разработаны в практической психологии. Сначала мы разберем первую группу методов, а потом — вторую.
Итак, естественные методы саморегуляции. Что это такое? Вспомните, что Вы делаете дома, в школе, с друзьями, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться. Есть ли у Вас свои «секреты», помогающие Вам восстановить внутренний эмоциональный баланс и равновесие в стрессовой ситуации?
Если Вы смогли вспомнить не менее, а может, и более пяти занятий, которые Вам помогают «защититься» от разрушающего стресса — это свидетельствует о том, что Вы успешно работаете над собой. Если же у Вас возникают трудности в определении одного-двух таких занятий, — это признак того, что Вы себя «забросили», пустили «стихию» разрушительного стресса на самотек, что, безусловно, плохо.
• На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка. Многие занимаются спортом (играют в спортивные игры, занимаются различными видами гимнастики), совершают прогулки и др. Большинство отмечает, что важно немного физически устать, и тогда психологическая усталость проходит, а то и совсем исчезает.
• Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы «в порядок» помогает вода: плавание в бассейне, различные водные процедуры — ванная, душ, баня, сауна.
• Хорошо, если человек имеет какое-либо увлечение, помогающее ему расслабиться и получить удовольствие. Некоторые отдыхают в кругу семьи (особенно благотворно действует общение с маленькими детьми), гуляют с животными.
• Важно не забывать доставлять себе удовольствие, т.е. время от времени делать то, что приятно.
• И последнее: легко «сбрасывать» стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.
В практической психологии разработаны методы, позволяющие человеку “сбрасывать” внутреннее напряжение и успокаиваться. Мы предлагаем вам различные психотехнические упражнения. Попробуйте практически выполнить те из них, которые вам понравятся.
Упражнение 1 “Дыхание”
Дыхание — есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой всё остальное уходит на задний план и хоть на мгновение, но теряет свою актуальность. Это мгновение — ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия стресса. Для этого с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову.
Сядьте прямо и выдохните весь воздух из легких. С выдохом расслабьтесь. Крепко возьмитесь обеими руками за края сиденья и на вдохе потяните его вверх, словно пытаясь поднять стул.
Напрягите руки, живот и остальные мышцы тела, продолжая как будто поднимать стул, на котором сидите.
Сохраняя напряжение во всем теле, задержите дыхание.
Медленно выдохните через нос, расслабляя тело и отпуская сиденье. После выдоха полностью расслабьтесь. Нигде в теле не должно оставаться напряжения.
Выполните три-пять таких циклов. Время вдоха, выдоха и задержки дыхания определяйте в соответствии с состоянием вашего здоровья и вашим ритмом дыхания.
Если у вас повышенное давление, то практикуйте только расслабляющий способ дыхания, без фазы напряжения на вдохе. Тогда с каждым выдохом освобождайтесь от оставшегося в вас напряжения, как бы “сдувая” его показание со шкалы вашего персонального счетчика-измерителя.
Упражнение 2 “Горящая свеча”
Расслабляющее свойство выдоха используется еще полнее при дыхании с горящей свечой.
Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения.
Выполняйте это упражнение в течение пяти минут.
Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить” из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный “мусор”, высвобождать от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.
Упражнение 3 “Мета-позиция”
Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как бы со стороны, как будто смотрите о себе фильм. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начинаете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное — не дайте себе “втянуться” в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо, для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне. Теперь вы смотрите на внешние обстоятельства как зритель, молчаливый свидетель, отошедший на минуту, чтобы оценить ситуацию. Водоворот больше не кружит вас словно пробку в стремительном, бурном потоке. Оцените ситуацию и примите решение о дальнейших действиях: как вам следует себя вести оптимальным образом; какой ресурс для этого нужен; где вы его может взять прямо сейчас.
Упражнение 4 “Ресурсное состояние”
Самый надежный источник ресурса — вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность.
Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу.
С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его.
Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе, и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание.
С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать — это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас.
Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием — как будто вы овладеваете этим чувством. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.
Упражнение 5 “Настроение”
Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами – чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно.
Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.
После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженно8го состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.
Bottom of Form 1
Top of Form 1
Краткое описание типов акцентуаций и психопатий
Гипертимический тип(Г). Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность — с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.
Циклоидный тип(Ц). Главная черта состоит в чередовании фаз гипертимности и субдепрессии — между собой и интермиссиями. Длительность каждой фазы у циклоидов в подростковом возрасте обычно составляет 1-2 недели. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, становятся вялыми домоседами, избегают компаний. Самооценка формируется постепенно, по мере чередования фаз.
Лабильный тип(Л). Крайняя изменчивость настроения. От настроения зависит все — и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем, от кого видят любовь, внимание и заботу. Большая потребность в сопереживании. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера.
Астеноневротический тип(А). Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость обычно является следствием умственной работы и нахождения в ситуации соревнования. При утомлении возникают аффективные вспышки по любому поводу. Раздражение легко сменяется раскаянием и слезами. Самооценка отражает ипохондрические установки.
Сенситивный тип (С). Две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Видят в себе много недостатков — особенно морально-этических и волевых. Замкнутость обычно внешняя. С незнакомыми людьми трудны даже формальные контакты. К делинквентности и алкоголизации не склонны. Самооценка — объективна. Отказ отвечать предпочитают неправде.
Психастенический тип (П). Главные черты: нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мысль в виде опасений за свое будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу, легкость возникновения навязчивостей. Отвечать за себя и других — очень трудно. Защитой от постоянной тревоги за воображаемые неприятности и несчастья становятся выдуманные приметы и ритуалы. Делинквентность и алкоголизация не свойственны. Самооценка далеко не всегда верна.
Шизоидный тип (Ш). Главные черты: замкнутость и недостаток интуиции в общении. Трудны неформальные эмоциональные контакты. Недостаток сопереживания. Внутренний мир закрыт, заполнен увлечениями и фантазиями “для себя”, которые служат утешению самолюбия, либо носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычной изысканностью. Алкоголизация и делинквентность встречаются редко. Самооценка обычно неполная, часто подчеркивается нонконформизм в самооценке.
Эпилептоидный тип (Э). Главная черта — склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения, с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами и днями, постепенно развиваясь и ослабевая. Аффекты сильны и продолжительны. Любовь сопровождается ревностью. Алкогольное опьянение протекает тяжело — с гневом и агрессией. Среди сверстников стремятся властвовать. Педантизм часто встречается как компенсация собственной инертности.
Истероидный тип (И). Беспредельный эгоцентризм, жажда внимания к себе, желательно положительного. На худой конец подходит и ненависть к себе. Эмоциональность сопровождается отсутствием глубоких чувств. Легко играют роли. Самооценка необъективна.
Неустойчивый тип (Н). Главная черта — нежелание трудиться: не учиться, не работать. Полное безволие в ситуации ответственности. Сильная тяга к развлечениям. С желанием поразвлечься связана делинквентность и алкоголизация. Семья для них — источник средств для развлечений. Живут настоящим. Самооценка неверная — приписывают себе конформные и гипертимные черты.
Конформный тип(К). Главная черта — чрезмерная и постоянная конформность к привычному непосредственному окружению. Не переносят нового, т.к. не могут сразу под него подстроиться, стать к нему конформными.